Заседание № 228

13.01.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О налоге на добавленную стоимость" (о реализации драгоценных металлов физическим лицам).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6203 по 6771 из 6863
Переходим к пункту 14 порядка работы: о проекте федерального закона "О          
внесении дополнений в Федеральный закон "О налоге на добавленную стоимость".    
Слово для доклада - заместителю председателя Комитета Государственной Думы по   
бюджету, налогам, банкам и финансам Владимиру Петровичу Никитину.               
                                                                                
Уважаемые депутаты, я прошу вас присесть. Время работы еще не закончилось.      
Пожалуйста, присядьте. И давайте послушаем докладчика.                          
                                                                                
НИКИТИН В.П. Уважаемая Светлана Петровна!..                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Павлович Кузнецов!.. Пожалуйста, присядьте.          
                                                                                
Уважаемые депутаты! Юрий Александрович Гуськов!.. Ну присядьте, пожалуйста, а   
то просто неудобно: спиной к докладчику...                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НИКИТИН В.П. Уважаемые коллеги, вам предлагается законопроект, суть которого    
заключается в том, что при покупке физическими лицами мерных слитков в          
специально уполномоченных банках, они не будут уплачивать налог на              
добавленную стоимость.                                                          
                                                                                
На этот законопроект получено положительное заключение Правительства. Но        
получилось так, что по одной и той же теме оказались внесенными два             
законопроекта. Другой законопроект был внесен депутатом Михаилом                
Варфоломеевичем Кузнецовым. Он на близкую тему и с аналогичным названием. На    
него получено отрицательное заключение Правительства. И по технической ошибке   
получилось, что наш с Орловой законопроект был сгруппирован вместе с            
заключением, которое было на законопроект Кузнецова.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Петрович, я прошу прощения.                      
                                                                                
Уважаемый коллега у правительственной ложи, который только сейчас выступал,     
из Мингосимущества, пожалуйста, выйдите в коридор! И не надо стоять спиной к    
нам, руки в карманы. Ну просто неприлично все это!                              
                                                                                
НИКИТИН В.П. Сегодня вам роздано то правильное заключение за подписью           
Маслюкова на законопроект, который я представляю. Депутат Кузнецов свой         
законопроект снял, поскольку некоторые его моменты входят в наш законопроект,   
и согласился, что в таком виде он выглядит правильнее и лучше.                  
                                                                                
Итак, смысл этого законопроекта состоит в том, чтобы население страны           
получило возможность покупать мерные золотые слитки, которые продаются          
уполномоченными банками. Таким образом, возникает возможность решить            
несколько задач.                                                                
                                                                                
Во-первых, это касается проблемы помощи нашей промышленности, которая связана   
с добычей золота и других драгоценных металлов, о чем неоднократно мы           
говорили в своих постановлениях, зная тяжелейшее положение, которое там         
сложилось, и то, как резко снижается в последние годы уровень добычи            
драгметаллов, в том числе золота.                                               
                                                                                
Во-вторых, речь идет о том, чтобы стимулировать этим путем развитие северных    
регионов, для которых, естественно, это особенно важно.                         
                                                                                
Третий момент заключается в том, чтобы создать здоровый рынок золота, с тем     
чтобы люди имели возможность вложить свои средства в покупку золотых слитков    
прежде всего, потому что, вероятно, это и будет основным предметом вложения     
средств, не вкладывали бы их в доллары и получили бы возможность держать        
накопления в том числе и дома, поскольку та система открытия металлических      
счетов... То есть покупка некоторого количества золота, с тем чтобы держать     
его потом на так называемых металлических счетах в коммерческих банках, - это   
тоже достаточно опасная операция в нынешних условиях, поскольку в условиях      
кризиса банковской системы точно так же могут "зависнуть" и эти средства        
населения.                                                                      
                                                                                
Но рынок золота не может развиваться в условиях, когда население должно         
покупать золото по ценам, как правило, мирового рынка плюс 20 процентов         
налога (или 15 процентов сейчас будет) на добавленную стоимость. То есть        
автоматически золото оказывается дороже. Таким образом, в общем-то, у людей     
возникает возможность вложить средства по какому-то другому направлению,        
прежде всего в иностранную валюту. Если снимается этот барьер, то тем самым     
реализуется одно из наших постановлений, в котором было записано о том, что     
необходимо снять необоснованные налоговые ограничения для создания              
нормального рынка золота и для покупки его физическими лицами.                  
                                                                                
Правительство в своем заключении отметило, что законопроект, представленный в   
первоначальном виде, имеет определенные недостатки, вернее, он излишен по       
тексту. В законе, текст которого у вас сейчас на руках, предполагалось, что     
налог на добавленную стоимость не взимается, когда обороты совершаются при      
покупке населением мерных золотых слитков у уполномоченных банков и когда       
население продает затем мерные золотые слитки. В заключении Правительства       
верно отмечено, что если физические лица будут продавать, то тогда налог на     
добавленную стоимость не взимается по определению.                              
                                                                                
И наконец, еще одно замечание Правительства, тоже существенное, связанное с     
тем, что речь в законопроекте идет не только о мерных золотых слитках, но и о   
золотой монете. Правительство предлагает уточнить: кроме той монеты, которая    
выпускается и используется для коллекционных целей.                             
                                                                                
Таким образом, можно сказать, что в принципе Правительство поддерживает идею    
этого законопроекта, рекомендует принять его в первом чтении и в то же время    
заранее вносит такие корректировки, с которыми, я думаю, можно полностью        
согласиться уже на этом этапе.                                                  
                                                                                
Одновременно существуют и опасения, выраженные, в частности, организациями,     
которые связаны с производством ювелирных изделий, что это может                
стимулировать развитие черного рынка золота. И здесь нужно сказать, что,        
вероятно, эти опасения излишни. В современных условиях сложилась ситуация,      
когда, по оценкам экспертов соответствующих органов, около 40 тонн золота, в    
общем-то, проходит по теневым каналам. И считать, что люди начнут скупать не    
по дешевке, а по настоящей цене золото для того, чтобы потом перепродать его    
на производство ювелирных изделий, с которых потом должен взиматься налог на    
добавленную стоимость, на мой взгляд, совершенно безосновательно, что           
отмечается и в заключении нашего комитета (это было сказано при обсуждении),    
и в заключении Правительства.                                                   
                                                                                
Проблема в другом: есть черный рынок золота, и из этого "черного" золота        
делаются такие же ювелирные изделия, которые тоже продаются, так сказать,       
теневым образом. То есть эта проблема лежит совершенно в другой плоскости,      
потому что если не могут проконтролировать соответствующие структуры, что       
кто-то выпускает без лицензии, не уплачивая налогов, вообще не                  
зарегистрированные золотые изделия, то это проблема совершенно другая.          
                                                                                
Поэтому, если подытоживать, можно сказать, что ориентировочно объем этого       
рынка оценивается где-то в 20 тонн золота. Кроме 60-70 тонн, которые            
финансируются (золотодобыча) коммерческими банками, дополнительно 20 тонн       
добычи могут быть проавансированы нашим населением, которое будет вкладывать    
средства именно в этот высоколиквидный валютный товар, каким является золото.   
И тем самым, я думаю, мы действительно внесем определенный вклад в реализацию   
закона о драгоценных металлах и драгкамнях и дадим возможность людям сберечь    
свои сбережения, поскольку иначе они оказываются (особенно сейчас, в этот       
период) в довольно сложном положении, когда ни в чулке держать деньги не        
могут, ни вкладывать не могут в определенные виды деятельности, поскольку нет   
доверия, в частности, к банковской системе.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Петрович.                               
                                                                                
Я должна спросить: есть ли вопросы к докладчику? Есть.                          
                                                                                
Депутат Коломейцев.                                                             
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н.В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.          
                                                                                
Скажите, пожалуйста, по НДС. Я понимаю, вы освобождаете государственную часть   
налога. И к кому она попадет (из вашего доклада я не совсем понял)? И за счет   
чего будет стимулирование покупки у вас в банке, а не на черном рынке? Я не     
понял абсолютно.                                                                
                                                                                
НИКИТИН В.П. Хорошо, тогда еще раз повторю. Если сейчас, допустим, цена         
мировая золотого мерного слитка 100 единиц, то при покупке его физическим       
лицом в уполномоченном банке уплачивается 120 рублей или долларов, любых        
единиц, то есть он изначально становится на 20 процентов дороже. Если же        
убирается эта планка, тем самым стимулируется спрос населения для покупки, и    
эти средства идут в конечном счете в золотодобывающую промышленность, которая   
увеличивает объемы производства. И поэтому мы говорим, что потерь здесь,        
собственно, нет, они потом заплатят налоги, будет выплачена заработная плата,   
с которой будет уплачен подоходный налог. То есть это стимул для развития       
производства с точки зрения этой цепочки. На 20 процентов для населения будет   
дешевле.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я должна поставить вас в известность, что на              
рассмотрении этого вопроса присутствует заместитель руководителя Гохрана        
России при Министерстве финансов Российской Федерации Дмитрий Валентинович      
Игнатьев (в правительственной ложе). Может быть, и к нему будут вопросы.        
                                                                                
Пузановский Адриан Георгиевич. Потом - Турусин.                                 
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Уважаемый Владимир Петрович, у меня два вопроса. Первый        
вопрос: почему только в отношении золота и золотых слитков эта мера             
применяется? Почему остаются в стороне другие драгоценные металлы?              
                                                                                
Второй вопрос. Я считаю, что вы не достаточно полно проанализировали            
взаимоотношения... и влияние этой меры на ювелирный рынок России. В моем        
округе три крупных ювелирных предприятия. У меня есть информация о том, что     
снятие НДС с золота для физических лиц окончательно "задушит" ювелирное         
производство России.                                                            
                                                                                
Прошу ответить на эти два вопроса.                                              
                                                                                
НИКИТИН В.П. Что касается первого вопроса, то я говорил в своем кратком         
выступлении. В законопроекте речь идет о мерных слитках из драгоценных          
металлов. Но я сказал, что прежде всего, вероятно, это будет относиться к       
золоту, и поэтому я на этом и концентрировался.                                 
                                                                                
А что касается взаимоотношений ювелирной промышленности... что касается         
теневого рынка золота и как будет вести себя человек, купив этот мерный         
слиток, я считаю, что здесь нужно прислушиваться к разным экспертам. Я          
специально остановился на мнении, которое имеют ювелиры. На мой взгляд, они     
здесь, в общем-то, в какой-то мере, конечно, пытаются защитить свои интересы,   
но их аргументы, что возникнет теневой рынок ювелирных изделий из этого         
золота, которое будет дополнительно куплено населением, безосновательно. Я      
сказал, что и так по стране "гуляют" 40 тонн "черного" золота, из которого      
делаются такие же ювелирные изделия, нигде не зарегистрированные, и казна не    
получает доходов. Поэтому я думаю, что нужно послушать экспертов со стороны     
Правительства и других органов. А их позицию я знаю, вы правильно ее            
изложили.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Турусин Анатолий Афанасьевич.                             
                                                                                
ТУРУСИН А.А. Уважаемый Владимир Петрович, у меня есть сомнения, что с           
принятием предлагаемого вами законопроекта возникнет увеличение хищения         
золота в золотодобывающей промышленности и сразу начнет работать продажа        
криминальная, потому что все-таки большой навар без налога на добавленную       
стоимость. А вопрос у меня такой: какой механизм контроля за этой акцией?       
                                                                                
НИКИТИН В.П. Спасибо.                                                           
                                                                                
Действительно, если, как вы выразились, у вас есть сомнения, у меня тоже есть   
определенные сомнения, что это не приведет к каким-то... Вернее, у меня нет     
сомнений, что это не приведет к каким-то неразрешимым проблемам. Но когда мы    
делаем более выгодной покупку официальную, через банк, то мы тем самым, по      
сути дела, делаем менее выгодной деятельность черного рынка, потому что здесь   
сейчас купить дороже, чем купить левый товар. Поэтому процесс, по идее,         
должен идти в другую сторону. Черный рынок драгоценных металлов должен          
сворачиваться, и должна расти легальная их продажа в интересах населения и      
золотодобывающих предприятий.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть еще вопросы к докладчику?                            
                                                                                
Савельев Николай Николаевич.                                                    
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Н.Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Владимир Петрович, мы все прекрасно понимаем, что не только в         
ситуации кризиса, но и в нормальной экономической ситуации деньги должны        
возвращаться не в золото, а в промышленность. Вот как, по вашим оценкам,        
принятие этого закона сориентирует денежные потоки, находящиеся на руках у      
населения (а покупка золотых слитков - прерогатива высокодоходных групп         
населения, а не основной массы живущих в стране граждан), как сориентирует      
циркуляцию денег: от промышленности или в промышленность? Скажите,              
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НИКИТИН В.П. Ну, что касается высокодоходных категорий населения, людей,        
уровень материального положения которых действительно находится высоко над      
средней планкой, тут, вы знаете, с вами трудно согласиться. Опыт последних      
потрясений, опыт августа - сентября показал, что люди с разными доходами        
мгновенно раскупили в той же Москве несколько тонн золота, которое было в       
мерных слитках.                                                                 
                                                                                
Речь идет о том, что если будет рынок золота, если оно не просто в целях        
тезаврации будет приобретаться, то есть человек его купил и положил на черный   
день... Хотя в этих условиях и это даже неплохо: его деньги пойдут в            
золотодобывающую промышленность. Но если возникнут элементы нормальной          
циркуляции золота, то есть его покупки - продажи населению, это обеспечит       
устойчивость финансовой системы, устойчивость тех же банков, устойчивость       
финансовых потоков, а значит, будет стимулировать и развитие кредитных          
операций под залог золота, и расширение инвестиций в реальный сектор            
экономики. Беда нашей денежной системы, построенной таким уродливым образом -   
на привязке к иностранной валюте, в том, что она в любой момент может           
испытать любое потрясение и завалиться. И в таких условиях она, в общем-то,     
оказалась совершенно оторванной от реального сектора экономики.                 
                                                                                
На мой взгляд, это только повысит устойчивость денежной системы, а значит, и    
работу всей хозяйственной системы.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть еще вопросы?                                         
                                                                                
Вишняков Виктор Григорьевич.                                                    
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Владимир Петрович, у меня такой вопрос.                           
                                                                                
Да, вы все хорошо рассказываете: рынок золота будет стимулировать и оборот, и   
устойчивость, и стабильность. Но горький опыт принятия нами подобных законов    
говорит о том, что красивые схемы, логически четко выстроенные, оборачиваются   
в условиях нашей российской, довольно своеобразной действительности, своей      
противоположностью.                                                             
                                                                                
Вы можете нам показать на примере, может быть, зарубежного опыта либо опыта     
отечественного (не только советского, но и досоветского), во что превращалась   
вот такая форма обмена металлом, порождающая целую гамму низменных чувств, и    
к чему это вело? И не вызовет ли она новый виток спекуляций, махинаций,         
воровства? Вы можете мне сейчас сказать, за что в данном случае я буду          
голосовать: за развитие стабильности или за дальнейшее развитие "черного"       
рынка?                                                                          
                                                                                
НИКИТИН В.П. Виктор Григорьевич, вопрос, который вы поставили, действительно    
очень большой, потому что это проблема вообще оценки роли золота в финансовых   
системах различных государств и в разные периоды. Но жизнь показала, что        
попытка с начала 70-х годов с помощью определенных экономических теорий         
низвести золото до обычного товара и отменить его роль денежного материала,     
все перевести на бумажные деньги и различные квазиденьги привела к тому, что    
у тех стран, которые вроде бы говорили, что золото - это уже обычный товар и    
его надо распродавать из государственных золотых запасов, у них стали           
накапливаться золотые запасы, а у тех стран, которые поверили этим теориям,     
образовались слабые денежные системы.                                           
                                                                                
Если говорить о рынке других стран, то в США, по-моему, 40-50 тонн золота       
ежегодно продается населению. И его циркуляция обеспечивает в том числе         
устойчивость сбережений граждан и самой национальной валюты.                    
                                                                                
Поэтому то, что слишком быстро поставили крест на золоте и на его роли в        
стабилизации денежных потоков, во многом и привело к провисанию, так сказать,   
бумажных денег в воздухе. Остальные активы, к сожалению, оказались              
быстросгорающими. И не случайно в истории человечества сложилось так, что       
золото всегда играло специфическую роль.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кажется, больше нет вопросов.                             
                                                                                
НИКИТИН В.П. Может, представитель Правительства пару слов еще скажет?           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, представителю Правительства я дам потом слово, если   
у него будет желание высказаться. Пожалуйста, присаживайтесь.                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли желающие высказаться по проекту этого закона?        
                                                                                
Адриан Георгиевич Пузановский, пожалуйста.                                      
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Уважаемый Владимир Петрович, уважаемые депутаты! Речь не       
идет о свободе оборота золотых слитков и приобретения золота физическими        
лицами. Эта возможность у них есть наряду с возможностью приобретать            
ювелирные изделия. Но хотел бы обратить ваше внимание на то, что приобретение   
ювелирных изделий является социально более демократичным и многоплановым, а     
приобретение мерных слитков имеет свою специфику: этим будут заниматься         
отнюдь не все, о ком мы проявляем и готовы вновь проявить заботу.               
                                                                                
Тогда спросим: для кого мы делаем уступку по НДС? Найдите ответ на этот         
вопрос и в соответствии с этим принимайте решение. Сегодня ли мы должны         
решать вопрос о снятии НДС, когда мы по копейкам собираем в бюджете на ту или   
иную программу?! Кому мы делаем этот подарок? Это один аспект проблемы.         
                                                                                
Второй. Взаимоотношение между рынком золота для физических лиц и золотом,       
которое идет на нашу российскую ювелирную промышленность, самое прямое, и       
связь здесь более чем жесткая. Мы ведь не вводим ограничение на приобретение    
мерного золота. Мы же не говорим, что физическое лицо вправе приобрести         
только 50 граммов золота или 100 граммов. Этого нет. А если человек             
приобретает 2-3 килограмма и так далее, где гарантия того, что он с этим        
золотом не пойдет в ювелирное производство? Что дальше произойдет? Или мы       
должны в этом случае уравнять физические лица и ювелирные предприятия и при     
поставках золота для них тоже снять НДС, или поступить таким образом, чтобы     
не допустить и в отношении физических лиц снятие НДС.                           
                                                                                
Вот почему полагаю, что сейчас принятие данного закона противоречило бы         
интересам и более справедливого распределения бюджетных средств, и,             
естественно, формирования доходной части, и развития ювелирной промышленности   
России. Спасибо.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Буткеев Владимир Анатольевич. А затем - Савельев.         
                                                                                
БУТКЕЕВ В.А., депутатская группа "Российские регионы".                          
                                                                                
Уважаемая Светлана Петровна, уважаемые коллеги! Вы знаете, что я депутат от     
Магаданской области, и мне, безусловно, небезразлично все то, что связано с     
золотом, потому что золотодобыча является краеугольным камнем и вообще          
становым хребтом всей экономики Магаданской области, вообще нашего региона,     
не только Чукотки, а целого ряда северных территорий.                           
                                                                                
Безусловно, мы понимаем сейчас, что необходимо создать внутренний российский    
рынок золота. Сегодня, к сожалению, из 100 тонн, которые добываются ежегодно    
в России, большая часть, практически, наверное, тонн 70-80, если не 90,         
уходит на Лондонскую биржу, часть, примерно 10 тонн, попадает в ювелирное       
производство, какая-то часть золота, незначительная, поступает на пополнение    
золотовалютных резервов, но потом все равно продается, чтобы закупать валюту.   
                                                                                
Что происходит? Дело в том, что сегодня у нас продукция ювелирного              
производства не приобретается нашим населением по двум причинам. Одна из них    
- может быть, так сказать, технологическая, связана с красотой,                 
художественной ценностью. Но главная причина - дороговизна. И здесь             
совершенно правильно говорил Адриан Георгиевич о том, что следующим шагом       
после этого законопроекта надо срочно поднимать вопрос о том, чтобы нашу        
ювелирную промышленность поддержать, облегчить там налоговое бремя, для того    
чтобы дать возможность нашей ювелирной промышленности конкурировать с           
зарубежной. Иначе... Если раньше у нас 40 тонн золота перерабатывалось на       
внутреннем рынке в ювелирной промышленности, то сейчас только около 10,         
максимум 12. Вы думаете что, население не покупает золото? Покупает, но оно     
покупает итальянское, оно покупает турецкое, оно покупает египетское и любое    
другое, которое в полтора-два раза дешевле нашего уже в изделии.                
                                                                                
Поэтому, безусловно, без создания внутреннего российского рынка золота мы не    
поддержим нашу золотодобывающую промышленность, а это значит, что фактически    
не пополним государственный золотовалютный резерв страны.                       
                                                                                
Что нужно сделать? Я думаю, что, безусловно, в первом чтении данный             
законопроект надо принимать. Причем надо учесть замечания в части поддержки     
ювелирной промышленности, о которых я уже говорил, которые высказал             
Пузановский, либо здесь, либо в отдельном законопроекте. И вот почему это       
очень важно. Если золото не будет приобретаться у нас вообще, то в этом         
случае продажа, связь с внешним рынком по золоту приведет к тому, что...        
Сегодня рынок золота просто обрушен. Если два-три года назад грамм золота       
стоил 16 долларов, в позапрошлом он стоил 8, в прошлом - 9, то сейчас цена      
еле-еле около 10 крутится.                                                      
                                                                                
В основном сейчас золото потребляется на ювелирные изделия. И мы понимаем,      
что необходимо, конечно, большую часть потреблять на ювелирные изделия, это     
очень важно. Но ведь мерные слитки - это средство накопления. И если мы         
хотим, чтобы у нас была дедолларизация финансовой системы, то вот этот          
механизм накопления через ликвидный золотой товар, золотую валюту как раз и     
есть один из путей к этому.                                                     
                                                                                
Я думаю, что следующим шагом будет введение и золотых, и серебряных денег,      
которые тоже обеспечат и стабильность золотого червонца российского, и          
стабильность финансовой системы, и банковской в том числе.                      
                                                                                
Я думаю, что надо в первом чтении этот законопроект принимать, ко второму       
чтению посмотреть, возможно, замечания, которые были высказаны, учесть либо в   
нем, либо отдельным законопроектом внести и потом пакетом их голосовать. Но     
это очень важно сегодня для северных территорий, для экономики России, для      
золотодобывающих отраслей и для создания внутреннего рынка золота, который      
обеспечит стабильность национальной валюты и стабильность наших финансов и      
экономики.                                                                      
                                                                                
Спасибо, уважаемые коллеги.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо.                                          
                                                                                
Савельев Николай Николаевич.                                                    
                                                                                
И я должна сказать: по Регламенту время нашей работы истекло, но сегодня        
среда, и я правомочна своим решением продлить заседание до завершения этого     
вопроса. Поэтому я продлеваю время.                                             
                                                                                
Пожалуйста, Савельев Николай Николаевич.                                        
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Н.Н. Уважаемые депутаты, проблема введения налогов сопровождается      
часто проблемой очень сложной - переложением этого налога на того, кто в        
конечном счете будет его платить. Так и проблема освобождения от налогов        
требует очень серьезного и ясного ответа на вопрос: кто в конечном счете        
получит в свой карман эту льготу?                                               
                                                                                
В мировой практике при введении льгот по налогам существует совершенно ясная    
постановка вопроса: если государство кого-то освобождает от налога (это отказ   
государства от части казны, его имущества в денежном виде), то оно требует      
соответствующих гарантий в том, что увеличением производства определенного      
вида продукции, в частности золота, увеличением ее представления на рынок       
будет компенсировано в дальнейшем поступление этого налога, предоставляемая     
льгота. Мы этого в сегодняшнем законе не видим. Мы не видим, чтобы совершенно   
ясным образом было сказано, что снятие НДС при продаже золота из коммерческих   
банков населению обернется в конечном счете возвратом этих денег                
непосредственно в золотодобывающую промышленность, что на эту сумму будут       
увеличены закупочные цены золотодобытчиков и они от этого вздохнут с            
облегчением. Этого пока мы тоже в законе не увидели.                            
                                                                                
В связи с этим наша фракция воздержится от голосования. И мы рекомендовали бы   
сегодня авторам закона в связи с тем, что очень много неясностей в нем,         
отложить, снять его с рассмотрения и провести серьезные консультации с          
фракциями. Мы хотели бы также услышать, узнать (можно во фракции пригласить)    
мнение Центрального банка Российской Федерации насчет того, как отзовется       
снятие НДС при продаже золота населению в отношении пополнения золотовалютных   
резервов нашей банковской системы - не только коммерческих банков, но и         
Центрального банка России, который сейчас, в общем-то, что касается             
золотовалютных запасов, сидит на мели.                                          
                                                                                
Мы воздержимся от голосования по этому закону.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вишняков Виктор Григорьевич.                              
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Действительно, проблема очень сложная, и недостаток информации,   
которая не дана нам в виде каких-то объяснительных записок либо аналитических   
материалов, порождает такое разнообразие оценок этого закона. Я не являюсь      
практиком в этой сфере, но просто логично рассуждаю. Кстати, мы обменялись      
мнениями с Александром Андреевичем Рыгаловым, человеком очень умным и           
практичным. Мы рассуждаем по-простому. Между золотодобывающими отраслями        
промышленности и предприятиями, реализующими продукцию, которую им              
золотодобывающие предприятия дают, существует этот НДС - 20 процентов. А вот,   
предположим, уважаемый Виктор Степанович Шевелуха, 70-летие которого мы         
недавно отметили, получил в подарок слиток мерного золота, и он может пойти и   
отдать его тому же предприятию уже без НДС. Я понимаю, что, так сказать, эту    
разницу уважаемый Виктор Степанович может по-разному реализовывать. Но она же   
будет у него! И вот не потворствует ли этот закон наживе именно физических      
лиц? И не проталкивается ли здесь идея облегчения спекулирования им всеми       
прочими вещами? Вот этот вопрос, может быть, как у неспециалиста возникает у    
меня. И вот в связи с этим я, откровенно говоря, даже и колеблюсь, что же мне   
делать: принимать или не принимать в первом чтении? Но с учетом настроения в    
зале, я думаю, все-таки, видимо, законопроект надо отправлять на доработку.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Александрович Гуськов - по порядку ведения.                    
                                                                                
ГУСЬКОВ Ю.А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемые коллеги и уважаемая Светлана Петровна! Вот лично мне абсолютно все    
ясно в этом законе. Мне ясно, что нужно принимать обязательно, но в то же       
время сегодня я почувствовал, что многие просто в сути этого закона не          
разобрались: о каких-то спекуляциях, о "ювелирке" там речь пошла и так далее.   
                                                                                
У меня есть предложение к разработчикам: давайте отложим рассмотрение этого     
закона, снимем его сегодня с рассмотрения, внимательно рассмотрим во            
фракциях, дадим все пояснения на этот счет и примем его буквально в самое       
ближайшее время.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я должна спросить об этом Владимира Петровича Никитина.   
                                                                                
Слово - Правительству, а затем ваша точка зрения.                               
                                                                                
Пожалуйста, представителю Правительства слово.                                  
                                                                                
ИГНАТЬЕВ Д.В., заместитель руководителя Государственного учреждения по          
формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней   
Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов    
и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемые депутаты, мы поддержали этот законопроект исходя уже из реальности,   
которая сложилась на рынке золота. Я хочу вам доложить, что уже у населения     
на руках имеется порядка 5 тонн золотых мерных слитков в коммерческих банках.   
Также я хочу доложить исходя из статистики покупки, что процентов 70            
покупателей были как раз пенсионеры, бабушки, которые приходили в               
коммерческие банки и говорили, мол, дайте мне вот как бы на гробовые деньги,    
что там с долларом и с рублем получится, мы не знаем, а что касается золота,    
конечно, оно, как говорится, останется и в Африке золотом. Это первое. Это      
касается того, кто покупает. Если вы мне не доверяете, можно обратиться в       
коммерческие банки и узнать статистику.                                         
                                                                                
Второе, то, что касается развития внутреннего рынка. Здесь уже приводились      
факты развитого теневого рынка. Чем больше мы оттягиваем создание под           
государственным контролем ликвидных или финансовых инструментов из золота,      
тем больше мы даем сегодня теневым структурам возможностей получать             
дополнительные сверхдоходы. Поэтому задержка с принятием этого закона реально   
может только усугубить положение и государства, и населения, а уж тем более     
производителей.                                                                 
                                                                                
И последнее, что хотелось бы отметить. Мы со стороны Гохрана, точнее, со        
стороны уже Правительства планируем выпуск своего мерного слитка, выставление   
гарантий покупки этих слитков, для того чтобы население имело возможность       
свои сбережения держать так же доходно и надежно, как в долларах, ну, я         
надеюсь, и в рублях тоже. Поэтому убедительная просьба все-таки продумать это   
исходя из реальной ситуации на рынке золота и принять положительное решение.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я предоставляю слово для заключения    
Владимиру Петровичу Никитину, а затем определимся, что нам дальше делать.       
                                                                                
НИКИТИН В.П. Уважаемые коллеги, я не очень хорошо знаю, как там по              
регламентным нормам, что значит снять, отложить, отложить голосование.          
Действительно, надо разобраться еще во фракциях. Но, в общем-то, отчасти        
стало ясно, что здесь действительно столкновение определенных интересов. Это    
не проблема теоретической сложности этого закона, он достаточно прозрачен, но   
здесь сталкиваются реальные финансово-экономические интересы, в том числе       
золотодобытчиков, в том числе теневого рынка золота. Поэтому если мы            
определим какой-то период для рассмотрения, может, действительно отнесем        
голосование, для того чтобы все-таки попробовать подробнее посмотреть, что      
стоит за этим законом... Но если интересы тех структур, которые действительно   
не хотят нормального и легального рынка золота, преобладают здесь, в зале,      
тогда, может быть, действительно его надо просто снять. Какой смысл его         
проводить? Потому что я лично не вижу вариантов доработки во втором чтении.     
Потому что речь идет о том, что (здесь, в общем-то, назывались цифры теневого   
функционирования золота в стране) действительно этот закон может существенно    
его ограничить либо перекрыть. Поэтому принимайте решение с точки зрения        
Регламента, то, что здесь можно сделать. Я не против голосования.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Викторович Морозов - по порядку ведения.             
                                                                                
МОРОЗОВ О.В. Депутатская группа "Российские регионы" предлагает закончить       
прения и поставить вопрос на голосование.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, я могу ставить на голосование? (Шум   
в зале.)                                                                        
                                                                                
Адриан Георгиевич, вы же выступали, я вам предоставляла слово. Я не имею        
права после заключения.                                                         
                                                                                
Пузановскому Адриану Георгиевичу включите микрофон.                             
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Уважаемая Светлана Петровна, я бы хотел обратить внимание на   
ряд реплик, которые прозвучали в комментариях и в заключительном слове: если    
не хотите легального оборота золота. Это некорректная постановка вопроса.       
Речь не идет о легализации оборота золота - он есть, граждане имеют право       
покупать золото. Не надо смешивать предметы обсуждения. Речь идет об            
освобождении приобретателей золота от НДС. Вот о чем идет речь! Это первое.     
                                                                                
И второе. Уважаемые коллеги, сегодня мы уже сделали один подарок: мы на год     
отсрочили применение одного из законов. Давайте сделаем и второй подарок:       
освободим покупателей золота от НДС. Вы этого хотите? Вот это имейте в виду.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, я могу ставить на голосование?        
Хорошо, я ставлю на голосование. Определяйтесь, пожалуйста, голосованием.       
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 12 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              194 чел.             43,1%                        
Проголосовало против           19 чел.              4,2%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    215 чел.                                          
Не голосовало                 235 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.