Заседание № 229

15.01.1999
Вопрос:

О Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (в связи с отклонением Президентом Российской Федерации; в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1274 по 1603 из 7309
Уважаемые коллеги, я прошу быть внимательными, мы сейчас к серьезному вопросу   
подходим. Два альтернативных законопроекта по банкротству банков.               
                                                                                
Первым я предоставляю слово Александру Алексеевичу Котенкову по вопросу о       
Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"    
в редакции, предложенной Президентом.                                           
                                                                                
Потом мы выслушаем Павла Алексеевича Медведева по их редакции закона,           
комитета по бюджету, и будем принимать решение.                                 
                                                                                
Пожалуйста, Александр Алексеевич.                                               
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А., полномочный представитель Президента Российской Федерации в      
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я    
не буду долго отвлекать ваше внимание. Закон обсуждался неоднократно. Я         
думаю, что все депутаты знают о его содержании и актуальности. Я обращу ваше    
внимание только на основные моменты, которые отличают президентский             
законопроект от того, который был принят и отклонен Президентом.                
                                                                                
Прежде всего речь идет о том, что помимо контроля за деятельностью банков со    
стороны Центробанка в президентском законопроекте предлагается ввести           
контроль со стороны Правительства. То есть тем самым усиливается контроль за    
деятельностью кредитных организаций, помимо чисто банковского контроля          
вводится правительственный контроль. Вы знаете, что все-таки исполнительная     
власть ответственна за все, что происходит в стране, но у них сейчас нет        
рычагов воздействия на банки. Поэтому Президент предлагает ввести такой         
контроль, учредив специальный федеральный орган по надзору за деятельностью     
кредитных организаций. Это первое и основное отличие от принятого вами          
закона.                                                                         
                                                                                
Второе. В президентском законопроекте из мер по предупреждению банкротства      
исключается самостоятельная реорганизация кредитной организации до ее           
банкротства. О чем идет речь? В принятом вами законе среди мер финансового      
оздоровления предусматривается реорганизация кредитной организации до           
банкротства. При этом указано, что реорганизация в форме слияния или            
присоединения осуществляется по решению Центробанка. Но далее умалчивается о    
том, что статья 57 Гражданского кодекса предусматривает различные формы         
реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и                  
преобразование. То есть если слияние и присоединение производятся по решению    
Центробанка, то остальные виды реорганизации могут быть осуществлены по         
решению руководства кредитной организации.                                      
                                                                                
А теперь представьте себе, что накануне банкротства руководство банка           
принимает решение о разделении банка и создает два банка. На один вешает все    
долги, а во второй переводит все активы. Потом первый банкротится, а второй     
продолжает существовать. Получить вклады нельзя, поскольку отвечает та          
организация, которая признана банкротом и на которую повешены все долги, а      
вторая продолжает процветать. К сожалению, это наиболее популярная форма,       
скажем так, ухода от выплаты долгов. Поэтому, не обращая внимания на все        
остальные нюансы, я прошу вас посмотреть именно на этот аспект отличия          
президентского законопроекта от вашего. Необходимо запретить кредитным          
организациям самостоятельную реорганизацию.                                     
                                                                                
Итак, уважаемые депутаты, я еще раз говорю, сейчас будет докладывать основной   
докладчик по своему законопроекту, а я еще раз обращаю ваше внимание на два     
аспекта: первое - контроль со стороны Правительства, второе - запрет            
банковским организациям, кредитным организациям на самостоятельную              
реорганизацию.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Алексеевич. Пожалуйста, Павел          
Алексеевич Медведев, позиция комитета по бюджету. Если вы не возражаете,        
после Павла Алексеевича мы послушаем позицию Центробанка. У нас присутствует    
заместитель председателя Центробанка, позицию банка мы тоже послушаем.          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П.А., депутатская группа "Российские регионы".                         
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Мне очень досадно, что по    
процедуре я сейчас должен буду возражать Александру Алексеевичу Котенкову,      
лично много сделавшему для того, чтобы та, совершенно нетерпимая ситуация, о    
которой я вам сейчас буду рассказывать, была смягчена. Но порядок есть          
порядок.                                                                        
                                                                                
По поводу его утверждений о свойствах президентской редакции закона.            
Александр Алексеевич говорил, что создается президентским законом новый орган   
по надзору, и он преподносит этот факт как положительное качество закона.       
Этот факт на самом деле для закона смертельный. Дело в том, что в законе на     
этот орган возлагается целый ряд функций, а орган-то не существует. Значит,     
если мы одобрим этот закон, то заведомо поставим исполнителей закона в такое    
положение, когда закон выполнить будет невозможно.                              
                                                                                
Замечание Александра Алексеевича, сравнительное такое замечание относительно    
закона, принятого нами, и версии Президента. Он говорит о том, что наш закон    
допускает реорганизацию, как о недостатке нашего закона. А среди прочего        
реорганизация по Гражданскому кодексу - это разделение банка.                   
                                                                                
Александр Алексеевич указал на очень болезненное место, но только не в нашем    
законе, а в существующей ситуации. Действительно, из-за того, что               
законодательное поле совершенно размыто, сейчас такие случаи, когда             
обанкротившийся банк делится пополам и одной половинке отдает все хорошие       
активы, а другой половинке он отдает все обязательства, которые, очевидно,      
выполнены быть не могут, - это факт, который имеет место, потому что закона     
никакого нет. А по нашему-то закону (я зачитываю пункт 2 статьи 32):            
реорганизация кредитной организации осуществляется в форме слияния или          
присоединения в порядке, который определяется законом и Центральным банком.     
То есть вот это страшное для кредиторов разделение банка принципиально          
недопустимо.                                                                    
                                                                                
Теперь, мы должны сначала голосовать по президентскому варианту закона. Я еще   
кое-какие замечания хочу высказать. Вы знаете, чтобы не тратить ваше            
драгоценное время, я, пожалуй, сделаю только одно замечание.                    
                                                                                
Прошедший год был так богат шутками Президента, что мы утратили, так сказать,   
остроту чувства юмора. Если бы не утратили, то мы долго бы веселились,          
прочитав статью 38 президентского варианта. В этой статье написано: в           
отношении системообразующих банков арбитражный суд может не применять           
упрощенные процедуры банкротства.                                               
                                                                                
Вдумайтесь в то, что это значит. То есть в отношении несистемообразующих        
банков он может применять только упрощенные процедуры банкротства. Упрощенные   
процедуры банкротства упоминаются в общем законе о банкротстве. Они касаются    
только случая ликвидации банка. Значит, если банк ликвидируется и в процессе    
ликвидации открывается, что он не может расплатиться со своими долгами, вот     
тогда применяется упрощенная процедура банкротства. Или это касается тех        
кредитных организаций, которые отсутствуют. Нет кредитной организации - ее      
можно обанкротить по упрощенной процедуре.                                      
                                                                                
Нормальный (в кавычках, конечно) случай, когда банк просто не платит,           
оказывается, президентским законом вовсе не рассматривается. Его нельзя         
обанкротить никак, потому что в президентском-то законе об упрощенных           
процедурах ничего не говорится.                                                 
                                                                                
Короче говоря, президентский вариант нельзя принимать принципиально. Недаром    
Александр Алексеевич на предыдущем обсуждении этого закона начал с того, что    
стал говорить о согласительной комиссии. Действительно, если мы готовы          
рассматривать в каком-то качестве предложения Президента (не как закон, как     
закон его рассматривать нельзя, статья 38 его убивает, это, так сказать,        
закон-самоубийца), тогда мы должны просто еще на какое-то время оставить        
правовое поле неурегулированным.                                                
                                                                                
Вы знаете, я, конечно, ни в коем случае не могу подозревать Администрацию       
Президента в недобросовестности. (Когда я говорю: Администрация Президента,     
то я не Александра Алексеевича Котенкова имею в виду, не он готовил этот        
закон.) Что на самом деле надо было бы сейчас сделать для того, чтобы           
развязать руки спекулянтам долгами?                                             
                                                                                
Сейчас самый прибыльный бизнес - это спекуляция долгами. Если вы внимательны,   
то, может быть, когда-нибудь из окошка кассы банка, который не платит, могли    
услышать шепот: "Давайте я вам половину отдам". Это самая мелкая спекуляция     
долгами. Более крупные спекуляции происходят на миллионы долларов. Спекулянты   
долгами заинтересованы только в том, чтобы тянуть время. Что бы они сделали,    
если бы распоряжались законодательным процессом? Они бы дали проект Думы на     
заключение Президенту и убедили бы Президента дать это заключение.              
                                                                                
Далее. Они убедили бы Президента в том, что его заключение не имеет никакой     
юридической силы, что он давал заключение на юридически не существующий         
проект, и убедили бы в необходимости вернуть закон без рассмотрения. Затем он   
должен был бы наложить вето на закон, но не присылать свой вариант. Это         
противоречит закону. Президент не имеет права присылать свой вариант закона     
через некоторое время после того, как он наложил вето. Потом эти люди должны    
были бы убедить Президента полтора месяца тянуть с представлением своего        
варианта, а нам бы все время говорить: "Завтра, завтра, завтра придет           
президентский вариант, не преодолевайте вето Президента".                       
                                                                                
Дальше. Они должны были бы убедить Президента прислать такой текст закона,      
который в принципе нельзя принять (я только что вам объяснил, почему), и        
выиграть тем самым полгода для того, чтобы обогащаться за это время.            
                                                                                
Уважаемые коллеги, убедительная просьба прекратить эту дурную бесконечность,    
когда каждый день из России уходят миллионы долларов потому, что нет никакого   
способа либо помочь банку, когда он закачался и когда его еще можно спасти      
(всегда выгодно спасти банк, потому что тогда он сам выполнит свои              
обязательства), либо, если уж его спасти невозможно, быстро обанкротить, не     
дать возможность недобросовестным менеджерам, если таковые есть, окончательно   
разворовать банк.                                                               
                                                                                
У меня большая просьба: проголосовать против варианта Президента, а затем       
преодолеть вето. Преодолеть вето мы можем, потому что мы за наш вариант         
закона голосовали так (вот я выписал несколько результатов голосований): 18     
сентября было 340 голосов, на другом голосовании было 342 голоса, на третьем    
голосовании - 389 голосов. Значит, мы вполне можем преодолеть вето.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Алексеевич. Задержитесь пока на трибуне.   
                                                                                
Пожалуйста, Турбанов Александр Владимирович - заместитель председателя          
Центрального банка России. Позиция Центрального банка.                          
                                                                                
ТУРБАНОВ А.В., заместитель председателя Центрального банка Российской           
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты Государственной Думы! Банк   
России поддерживает ранее принятый Государственной Думой закон "О               
несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и считает, что он в      
большей мере, чем президентский вариант, удовлетворяет потребностям практики.   
Благое пожелание усилить банковский надзор, выраженное в президентском          
варианте, на самом деле в случае его принятия без всякого преувеличения         
приведет к разрушению банковского надзора. Мы готовы рассматривать вопрос о     
выделении функции надзора из компетенции Банка России, но для этого нужны       
серьезная подготовительная работа и принятие самостоятельного закона. Сейчас    
же требуется принять закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных         
организаций". Он очень необходим, особенно в условиях финансового кризиса.      
Если возвращаться вновь на стадию согласительной комиссии, то, во-первых,       
наверняка будут затянуты сроки. Во-вторых, при совершенно разных                
концептуальных подходах трудно вообще будет рассчитывать на положительный       
результат, и мы можем вновь остаться без закона "О несостоятельности            
(банкротстве) кредитных организаций".                                           
                                                                                
Мы просим вас преодолеть вето Президента на принятый ранее вами закон "О        
несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. (Выкрики из зала.)                               
                                                                                
Алексей Валентинович, одну секундочку.                                          
                                                                                
Присаживайтесь, Павел Алексеевич.                                               
                                                                                
У нас при преодолении вето не проводится обсуждение, поэтому я прошу всех       
быть внимательными. В соответствии с нашим Регламентом первым ставится на       
голосование закон в редакции Президента. Но мнение комитета по бюджету -        
против.                                                                         
                                                                                
Прервите голосование.                                                           
                                                                                
Митрофанов Алексей Валентинович - по ведению. Пожалуйста.                       
                                                                                
МИТРОФАНОВ А.В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам         
геополитики, фракция Либерально-демократической партии России.                  
                                                                                
Скажите вообще, господа выступающие, объясните ситуацию, при которой            
Центробанк, руководство Центробанка, выступает против президентского проекта.   
Вы что, не можете договориться? У нас что, Президент и ЦБ - это не части, так   
сказать, системы управления страной? Мы уже докатились до какого-то вообще      
идиотизма. Что мы здесь делаем?!                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валентинович...                                   
                                                                                
МИТРОФАНОВ А.В. Ну что мы делаем?! Я понимаю: депутат внес один проект,         
Президент - другой, Правительство... Но когда Центральный... (Микрофон          
отключен.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не по ведению. По ведению - это критика в адрес       
председательствующего, а вы говорите не об этом. Что касается Центрального      
банка, это не часть президентской власти. Это независимый институт. (Шум в      
зале.)                                                                          
                                                                                
Достаточно, Анатолий Иванович.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Александр Алексеевич Котенков - заключительное слово. И голосуем.   
Вопрос-то ясен.                                                                 
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты              
Государственной Думы! Я буквально несколько слов скажу. Положительное или нет   
предложение Президента о введении правительственного контроля за работой        
кредитных организаций - решать вам. Я еще раз говорю: хорошо это или плохо,     
но Президент предлагает ввести правительственный контроль за работой            
кредитных организаций. Вам решать.                                              
                                                                                
Второе. Что касается реорганизации банков, я не буду вам зачитывать статьи,     
но тем не менее я, как юрист, утверждаю, что в принятом вами законе есть        
правовая неопределенность, которая позволяет банкам... В части 2 статьи 3       
есть запись о том, что кредитные организации и их учредители в случае           
возникновения оснований для банкротства принимают необходимые меры по           
финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации. В статье 32   
говорится о том, что по решению Центробанка реорганизация производится в        
форме слияния или присоединения. Здесь возникает правовой вакуум, то есть       
тогда учредители кредитной организации в случае иных форм реорганизации могут   
принять решение самостоятельно.                                                 
                                                                                
Посему, заканчивая свое выступление, я еще раз говорю: да, и президентский      
проект имеет существенные недостатки, но, к сожалению, и ваш проект имеет       
очень большие недостатки. Я хотел бы предложить вам все-таки в течение          
нескольких дней устранить недостатки скорее всего вашего проекта (потому что    
я чувствую по настроению зала, что президентский законопроект, видимо, будет    
отклонен), принять решение, быть или не быть правительственному контролю за     
работой банков, и принять этот закон в согласованной редакции.                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Согласованной с Президентом?                              
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Да.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы это предлагаете?                                       
                                                                                
Медведев Павел Алексеевич. Александр Алексеевич предлагает сейчас отложить и    
поработать над согласованной редакцией с Президентом. Каково ваше мнение? Или   
вы предлагаете сегодня преодолевать вето?                                       
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П.А. Нет, коллеги, я, конечно, просто прошу сегодня преодолеть вето.   
Каждый день - на вес золота, каждый день уходят миллионы.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно, достаточно, Павел Алексеевич.                       
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П.А. Мы начинаем новую процедуру согласования - новые миллионы         
уходят.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Достаточно, нам только важно было знать ваше мнение,      
мнение комитета.                                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу быть очень внимательными. Первым ставится на           
голосование законопроект, внесенный Президентом. Мнение нашего комитета -       
против. Мнение Банка России - против. Прошу голосовать. Голосуется              
президентский вариант. Профильный комитет и Банк России - против.               
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 54 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за               14 чел.              3,1%                        
Проголосовало против          196 чел.             43,6%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    211 чел.                                          
Не голосовало                 239 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
14 голосов "за". Не принимается.                                                
                                                                                
Уважаемые депутаты, еще раз прошу быть очень внимательными. Ставится на         
голосование наш закон. Преодоление вето Президента, то есть необходимо 300      
голосов. В ранее принятой редакции. Прошу определиться голосованием.            
                                                                                
Кто без карточки? Чилингаров - за.                                              
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              365 чел.             81,1%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    366 чел.                                          
Не голосовало                  84 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
365 голосов. Значит, вето преодолено, закон принят в нашей редакции.            
Вопрос:

О Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (в связи с отклонением Президентом Российской Федерации; в ранее принятой редакции).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1274 по 1603 из 7309
Уважаемые коллеги, я прошу быть внимательными, мы сейчас к серьезному вопросу   
подходим. Два альтернативных законопроекта по банкротству банков.               
                                                                                
Первым я предоставляю слово Александру Алексеевичу Котенкову по вопросу о       
Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"    
в редакции, предложенной Президентом.                                           
                                                                                
Потом мы выслушаем Павла Алексеевича Медведева по их редакции закона,           
комитета по бюджету, и будем принимать решение.                                 
                                                                                
Пожалуйста, Александр Алексеевич.                                               
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А., полномочный представитель Президента Российской Федерации в      
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я    
не буду долго отвлекать ваше внимание. Закон обсуждался неоднократно. Я         
думаю, что все депутаты знают о его содержании и актуальности. Я обращу ваше    
внимание только на основные моменты, которые отличают президентский             
законопроект от того, который был принят и отклонен Президентом.                
                                                                                
Прежде всего речь идет о том, что помимо контроля за деятельностью банков со    
стороны Центробанка в президентском законопроекте предлагается ввести           
контроль со стороны Правительства. То есть тем самым усиливается контроль за    
деятельностью кредитных организаций, помимо чисто банковского контроля          
вводится правительственный контроль. Вы знаете, что все-таки исполнительная     
власть ответственна за все, что происходит в стране, но у них сейчас нет        
рычагов воздействия на банки. Поэтому Президент предлагает ввести такой         
контроль, учредив специальный федеральный орган по надзору за деятельностью     
кредитных организаций. Это первое и основное отличие от принятого вами          
закона.                                                                         
                                                                                
Второе. В президентском законопроекте из мер по предупреждению банкротства      
исключается самостоятельная реорганизация кредитной организации до ее           
банкротства. О чем идет речь? В принятом вами законе среди мер финансового      
оздоровления предусматривается реорганизация кредитной организации до           
банкротства. При этом указано, что реорганизация в форме слияния или            
присоединения осуществляется по решению Центробанка. Но далее умалчивается о    
том, что статья 57 Гражданского кодекса предусматривает различные формы         
реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и                  
преобразование. То есть если слияние и присоединение производятся по решению    
Центробанка, то остальные виды реорганизации могут быть осуществлены по         
решению руководства кредитной организации.                                      
                                                                                
А теперь представьте себе, что накануне банкротства руководство банка           
принимает решение о разделении банка и создает два банка. На один вешает все    
долги, а во второй переводит все активы. Потом первый банкротится, а второй     
продолжает существовать. Получить вклады нельзя, поскольку отвечает та          
организация, которая признана банкротом и на которую повешены все долги, а      
вторая продолжает процветать. К сожалению, это наиболее популярная форма,       
скажем так, ухода от выплаты долгов. Поэтому, не обращая внимания на все        
остальные нюансы, я прошу вас посмотреть именно на этот аспект отличия          
президентского законопроекта от вашего. Необходимо запретить кредитным          
организациям самостоятельную реорганизацию.                                     
                                                                                
Итак, уважаемые депутаты, я еще раз говорю, сейчас будет докладывать основной   
докладчик по своему законопроекту, а я еще раз обращаю ваше внимание на два     
аспекта: первое - контроль со стороны Правительства, второе - запрет            
банковским организациям, кредитным организациям на самостоятельную              
реорганизацию.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Алексеевич. Пожалуйста, Павел          
Алексеевич Медведев, позиция комитета по бюджету. Если вы не возражаете,        
после Павла Алексеевича мы послушаем позицию Центробанка. У нас присутствует    
заместитель председателя Центробанка, позицию банка мы тоже послушаем.          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П.А., депутатская группа "Российские регионы".                         
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Мне очень досадно, что по    
процедуре я сейчас должен буду возражать Александру Алексеевичу Котенкову,      
лично много сделавшему для того, чтобы та, совершенно нетерпимая ситуация, о    
которой я вам сейчас буду рассказывать, была смягчена. Но порядок есть          
порядок.                                                                        
                                                                                
По поводу его утверждений о свойствах президентской редакции закона.            
Александр Алексеевич говорил, что создается президентским законом новый орган   
по надзору, и он преподносит этот факт как положительное качество закона.       
Этот факт на самом деле для закона смертельный. Дело в том, что в законе на     
этот орган возлагается целый ряд функций, а орган-то не существует. Значит,     
если мы одобрим этот закон, то заведомо поставим исполнителей закона в такое    
положение, когда закон выполнить будет невозможно.                              
                                                                                
Замечание Александра Алексеевича, сравнительное такое замечание относительно    
закона, принятого нами, и версии Президента. Он говорит о том, что наш закон    
допускает реорганизацию, как о недостатке нашего закона. А среди прочего        
реорганизация по Гражданскому кодексу - это разделение банка.                   
                                                                                
Александр Алексеевич указал на очень болезненное место, но только не в нашем    
законе, а в существующей ситуации. Действительно, из-за того, что               
законодательное поле совершенно размыто, сейчас такие случаи, когда             
обанкротившийся банк делится пополам и одной половинке отдает все хорошие       
активы, а другой половинке он отдает все обязательства, которые, очевидно,      
выполнены быть не могут, - это факт, который имеет место, потому что закона     
никакого нет. А по нашему-то закону (я зачитываю пункт 2 статьи 32):            
реорганизация кредитной организации осуществляется в форме слияния или          
присоединения в порядке, который определяется законом и Центральным банком.     
То есть вот это страшное для кредиторов разделение банка принципиально          
недопустимо.                                                                    
                                                                                
Теперь, мы должны сначала голосовать по президентскому варианту закона. Я еще   
кое-какие замечания хочу высказать. Вы знаете, чтобы не тратить ваше            
драгоценное время, я, пожалуй, сделаю только одно замечание.                    
                                                                                
Прошедший год был так богат шутками Президента, что мы утратили, так сказать,   
остроту чувства юмора. Если бы не утратили, то мы долго бы веселились,          
прочитав статью 38 президентского варианта. В этой статье написано: в           
отношении системообразующих банков арбитражный суд может не применять           
упрощенные процедуры банкротства.                                               
                                                                                
Вдумайтесь в то, что это значит. То есть в отношении несистемообразующих        
банков он может применять только упрощенные процедуры банкротства. Упрощенные   
процедуры банкротства упоминаются в общем законе о банкротстве. Они касаются    
только случая ликвидации банка. Значит, если банк ликвидируется и в процессе    
ликвидации открывается, что он не может расплатиться со своими долгами, вот     
тогда применяется упрощенная процедура банкротства. Или это касается тех        
кредитных организаций, которые отсутствуют. Нет кредитной организации - ее      
можно обанкротить по упрощенной процедуре.                                      
                                                                                
Нормальный (в кавычках, конечно) случай, когда банк просто не платит,           
оказывается, президентским законом вовсе не рассматривается. Его нельзя         
обанкротить никак, потому что в президентском-то законе об упрощенных           
процедурах ничего не говорится.                                                 
                                                                                
Короче говоря, президентский вариант нельзя принимать принципиально. Недаром    
Александр Алексеевич на предыдущем обсуждении этого закона начал с того, что    
стал говорить о согласительной комиссии. Действительно, если мы готовы          
рассматривать в каком-то качестве предложения Президента (не как закон, как     
закон его рассматривать нельзя, статья 38 его убивает, это, так сказать,        
закон-самоубийца), тогда мы должны просто еще на какое-то время оставить        
правовое поле неурегулированным.                                                
                                                                                
Вы знаете, я, конечно, ни в коем случае не могу подозревать Администрацию       
Президента в недобросовестности. (Когда я говорю: Администрация Президента,     
то я не Александра Алексеевича Котенкова имею в виду, не он готовил этот        
закон.) Что на самом деле надо было бы сейчас сделать для того, чтобы           
развязать руки спекулянтам долгами?                                             
                                                                                
Сейчас самый прибыльный бизнес - это спекуляция долгами. Если вы внимательны,   
то, может быть, когда-нибудь из окошка кассы банка, который не платит, могли    
услышать шепот: "Давайте я вам половину отдам". Это самая мелкая спекуляция     
долгами. Более крупные спекуляции происходят на миллионы долларов. Спекулянты   
долгами заинтересованы только в том, чтобы тянуть время. Что бы они сделали,    
если бы распоряжались законодательным процессом? Они бы дали проект Думы на     
заключение Президенту и убедили бы Президента дать это заключение.              
                                                                                
Далее. Они убедили бы Президента в том, что его заключение не имеет никакой     
юридической силы, что он давал заключение на юридически не существующий         
проект, и убедили бы в необходимости вернуть закон без рассмотрения. Затем он   
должен был бы наложить вето на закон, но не присылать свой вариант. Это         
противоречит закону. Президент не имеет права присылать свой вариант закона     
через некоторое время после того, как он наложил вето. Потом эти люди должны    
были бы убедить Президента полтора месяца тянуть с представлением своего        
варианта, а нам бы все время говорить: "Завтра, завтра, завтра придет           
президентский вариант, не преодолевайте вето Президента".                       
                                                                                
Дальше. Они должны были бы убедить Президента прислать такой текст закона,      
который в принципе нельзя принять (я только что вам объяснил, почему), и        
выиграть тем самым полгода для того, чтобы обогащаться за это время.            
                                                                                
Уважаемые коллеги, убедительная просьба прекратить эту дурную бесконечность,    
когда каждый день из России уходят миллионы долларов потому, что нет никакого   
способа либо помочь банку, когда он закачался и когда его еще можно спасти      
(всегда выгодно спасти банк, потому что тогда он сам выполнит свои              
обязательства), либо, если уж его спасти невозможно, быстро обанкротить, не     
дать возможность недобросовестным менеджерам, если таковые есть, окончательно   
разворовать банк.                                                               
                                                                                
У меня большая просьба: проголосовать против варианта Президента, а затем       
преодолеть вето. Преодолеть вето мы можем, потому что мы за наш вариант         
закона голосовали так (вот я выписал несколько результатов голосований): 18     
сентября было 340 голосов, на другом голосовании было 342 голоса, на третьем    
голосовании - 389 голосов. Значит, мы вполне можем преодолеть вето.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Алексеевич. Задержитесь пока на трибуне.   
                                                                                
Пожалуйста, Турбанов Александр Владимирович - заместитель председателя          
Центрального банка России. Позиция Центрального банка.                          
                                                                                
ТУРБАНОВ А.В., заместитель председателя Центрального банка Российской           
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты Государственной Думы! Банк   
России поддерживает ранее принятый Государственной Думой закон "О               
несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и считает, что он в      
большей мере, чем президентский вариант, удовлетворяет потребностям практики.   
Благое пожелание усилить банковский надзор, выраженное в президентском          
варианте, на самом деле в случае его принятия без всякого преувеличения         
приведет к разрушению банковского надзора. Мы готовы рассматривать вопрос о     
выделении функции надзора из компетенции Банка России, но для этого нужны       
серьезная подготовительная работа и принятие самостоятельного закона. Сейчас    
же требуется принять закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных         
организаций". Он очень необходим, особенно в условиях финансового кризиса.      
Если возвращаться вновь на стадию согласительной комиссии, то, во-первых,       
наверняка будут затянуты сроки. Во-вторых, при совершенно разных                
концептуальных подходах трудно вообще будет рассчитывать на положительный       
результат, и мы можем вновь остаться без закона "О несостоятельности            
(банкротстве) кредитных организаций".                                           
                                                                                
Мы просим вас преодолеть вето Президента на принятый ранее вами закон "О        
несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. (Выкрики из зала.)                               
                                                                                
Алексей Валентинович, одну секундочку.                                          
                                                                                
Присаживайтесь, Павел Алексеевич.                                               
                                                                                
У нас при преодолении вето не проводится обсуждение, поэтому я прошу всех       
быть внимательными. В соответствии с нашим Регламентом первым ставится на       
голосование закон в редакции Президента. Но мнение комитета по бюджету -        
против.                                                                         
                                                                                
Прервите голосование.                                                           
                                                                                
Митрофанов Алексей Валентинович - по ведению. Пожалуйста.                       
                                                                                
МИТРОФАНОВ А.В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам         
геополитики, фракция Либерально-демократической партии России.                  
                                                                                
Скажите вообще, господа выступающие, объясните ситуацию, при которой            
Центробанк, руководство Центробанка, выступает против президентского проекта.   
Вы что, не можете договориться? У нас что, Президент и ЦБ - это не части, так   
сказать, системы управления страной? Мы уже докатились до какого-то вообще      
идиотизма. Что мы здесь делаем?!                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валентинович...                                   
                                                                                
МИТРОФАНОВ А.В. Ну что мы делаем?! Я понимаю: депутат внес один проект,         
Президент - другой, Правительство... Но когда Центральный... (Микрофон          
отключен.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не по ведению. По ведению - это критика в адрес       
председательствующего, а вы говорите не об этом. Что касается Центрального      
банка, это не часть президентской власти. Это независимый институт. (Шум в      
зале.)                                                                          
                                                                                
Достаточно, Анатолий Иванович.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Александр Алексеевич Котенков - заключительное слово. И голосуем.   
Вопрос-то ясен.                                                                 
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты              
Государственной Думы! Я буквально несколько слов скажу. Положительное или нет   
предложение Президента о введении правительственного контроля за работой        
кредитных организаций - решать вам. Я еще раз говорю: хорошо это или плохо,     
но Президент предлагает ввести правительственный контроль за работой            
кредитных организаций. Вам решать.                                              
                                                                                
Второе. Что касается реорганизации банков, я не буду вам зачитывать статьи,     
но тем не менее я, как юрист, утверждаю, что в принятом вами законе есть        
правовая неопределенность, которая позволяет банкам... В части 2 статьи 3       
есть запись о том, что кредитные организации и их учредители в случае           
возникновения оснований для банкротства принимают необходимые меры по           
финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации. В статье 32   
говорится о том, что по решению Центробанка реорганизация производится в        
форме слияния или присоединения. Здесь возникает правовой вакуум, то есть       
тогда учредители кредитной организации в случае иных форм реорганизации могут   
принять решение самостоятельно.                                                 
                                                                                
Посему, заканчивая свое выступление, я еще раз говорю: да, и президентский      
проект имеет существенные недостатки, но, к сожалению, и ваш проект имеет       
очень большие недостатки. Я хотел бы предложить вам все-таки в течение          
нескольких дней устранить недостатки скорее всего вашего проекта (потому что    
я чувствую по настроению зала, что президентский законопроект, видимо, будет    
отклонен), принять решение, быть или не быть правительственному контролю за     
работой банков, и принять этот закон в согласованной редакции.                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Согласованной с Президентом?                              
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Да.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы это предлагаете?                                       
                                                                                
Медведев Павел Алексеевич. Александр Алексеевич предлагает сейчас отложить и    
поработать над согласованной редакцией с Президентом. Каково ваше мнение? Или   
вы предлагаете сегодня преодолевать вето?                                       
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П.А. Нет, коллеги, я, конечно, просто прошу сегодня преодолеть вето.   
Каждый день - на вес золота, каждый день уходят миллионы.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно, достаточно, Павел Алексеевич.                       
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П.А. Мы начинаем новую процедуру согласования - новые миллионы         
уходят.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Достаточно, нам только важно было знать ваше мнение,      
мнение комитета.                                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу быть очень внимательными. Первым ставится на           
голосование законопроект, внесенный Президентом. Мнение нашего комитета -       
против. Мнение Банка России - против. Прошу голосовать. Голосуется              
президентский вариант. Профильный комитет и Банк России - против.               
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 54 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за               14 чел.              3,1%                        
Проголосовало против          196 чел.             43,6%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    211 чел.                                          
Не голосовало                 239 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
14 голосов "за". Не принимается.                                                
                                                                                
Уважаемые депутаты, еще раз прошу быть очень внимательными. Ставится на         
голосование наш закон. Преодоление вето Президента, то есть необходимо 300      
голосов. В ранее принятой редакции. Прошу определиться голосованием.            
                                                                                
Кто без карточки? Чилингаров - за.                                              
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              365 чел.             81,1%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    366 чел.                                          
Не голосовало                  84 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
365 голосов. Значит, вето преодолено, закон принят в нашей редакции.            

Заседание № 227

25.12.1998
Вопрос:

О Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1838 по 2141 из 8042
А сейчас переходим к пункту 4 повестки дня: о Федеральном законе "О             
несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".                         
                                                                                
Пожалуйста, Александр Алексеевич Котенков. Приготовиться Павлу Алексеевичу      
Медведеву.                                                                      
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты              
Государственной Думы! В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции          
Российской Федерации Президент Российской Федерации отклонил Федеральный        
закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".                
                                                                                
Президент считает, что федеральным законом не в полной мере защищены интересы   
кредиторов в случае невыполнения кредитными организациями своих обязательств    
и при проведении Центральным банком Российской Федерации мероприятий по         
предупреждению банкротства кредитных организаций. Кроме того, как считает       
Президент, реализация федерального закона может повлечь за собой                
многочисленные иски к Центральному банку, что поставит под угрозу               
стабильность всей банковской системы.                                           
                                                                                
В связи с указанным Президент Российской Федерации внес проект федерального     
закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (в редакции    
Президента).                                                                    
                                                                                
Уважаемые депутаты, в соответствии с Регламентом Государственной Думы при       
внесении после отклонения Президентом законопроекта в редакции Президента вы    
должны в первую очередь поставить на голосование законопроект в редакции        
Президента. Если он не будет принят, после этого вы можете поставить на         
голосование вопрос о принятии указанного закона в ранее принятой редакции. В    
связи с этим я хотел бы изложить основные положения проекта федерального        
закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в редакции,    
предложенной Президентом Российской Федерации. (Шум в зале.)                    
                                                                                
Уважаемые депутаты, это ваши проблемы, если он не роздан. Вы, конечно, вправе   
отложить рассмотрение вопроса, но, подчеркиваю, я действую строго в             
соответствии с Регламентом Государственной Думы.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Продолжайте, Александр Алексеевич, продолжайте.           
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Нет, здесь возмущаются, что этот законопроект не роздан           
депутатам.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Медведев пояснил, что этот законопроект роздан    
депутатам.                                                                      
                                                                                
Продолжайте, Александр Алексеевич.                                              
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. С вашего позволения, я продолжу.                                  
                                                                                
Итак, представленным проектом федерального закона предусматривается             
законодательная регламентация мер финансового оздоровления кредитных            
организаций, а также особенности осуществления процедур банкротства в           
отношении кредитных организаций.                                                
                                                                                
В отличие от принятого ранее закона в законопроекте, внесенном Президентом,     
предусматривается необходимость усиления государственного контроля за           
деятельностью кредитных организаций. В частности, помимо Центрального банка,    
который сейчас осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций,      
предлагается усилить роль Правительства в этом надзоре через специальные        
федеральные органы исполнительной власти по надзору за деятельностью            
кредитных организаций.                                                          
                                                                                
Усиливается защита интересов кредиторов, прежде всего вкладчиков, физических    
лиц, за счет расширения круга физических и юридических лиц, которые имеют       
право обращаться с исками о банкротстве кредитных организаций.                  
                                                                                
Расширяется круг лиц, участвующих в осуществлении процедур банкротства, для     
более полного учета интересов государства и отдельных юридических и             
физических лиц. В частности, помимо указанных в ранее принятом законе           
вводятся еще два юридических лица, которые имеют право обращаться с исками о    
банкротстве кредитных организаций, - это временная администрация, которая       
вводится до банкротства, как правило, и федеральные органы исполнительной       
власти по надзору за деятельностью кредитных организаций.                       
                                                                                
Закон более четко регламентирует процедуру введения мер финансового             
оздоровления кредитных организаций, позволяющих заблаговременно осуществлять    
контроль за кредитными организациями, чье финансовое положение стало            
нестабильным. Речь идет прежде всего о большей конкретизации мер по             
предупреждению банкротства. Я поясню, в чем состоят эти изменения.              
                                                                                
В принятом ранее законе среди мер по предупреждению банкротства кредитных       
организаций - и реорганизация кредитной организации. Более того, такая          
реорганизация согласно статье 3 закона проводилась по решению учредителей       
кредитной организации. Вот я прошу депутатов все-таки на минутку отвлечься от   
политических споров, особенно хотелось бы, чтобы фракция "НДР" послушала, о     
чем идет речь. Так вот, в статье 3 среди мер по предупреждению банкротства      
кредитных организаций значится реорганизация кредитной организации. В части     
второй статьи 3 говорится о том, что кредитная организация, ее учредители в     
случае возникновения указанных оснований, то есть оснований для банкротства,    
принимают необходимые своевременные меры по финансовому оздоровлению или        
реорганизации кредитной организации.                                            
                                                                                
Уважаемые депутаты, я еще раз обращаю ваше внимание: статья 3 предусматривает   
реорганизацию кредитной организации по решению учредителей.                     
                                                                                
Далее в законе, в статье о реорганизации, говорится о том, что реорганизация    
кредитной организации производится по требованию Банка России в форме слияния   
или присоединения. Ничего далее не говорится о том, как и в каком порядке       
осуществляется реорганизация кредитной организации по решению учредителей. А    
я хочу вам напомнить, что согласно статье 57 Гражданского кодекса               
реорганизация юридического лица осуществляется в формах слияния,                
присоединения, разделения, выделения и преобразования. Таким образом,           
поскольку закон говорит о том, что реорганизация проводится по решению самой    
кредитной организации или ее учредителей, а далее, в статье 32, говорится о     
том, что по требованию Центрального банка реорганизация может проводиться в     
форме слияния и присоединения, отсюда вытекает, что учредители кредитной        
организации при угрозе банкротства могут самостоятельно принять решение о       
выделении или разделении кредитной организации. Вот это является самым          
главным и самым опасным, когда учредители банка, чувствуя крах банка,           
принимают решение о выделении из него нового юридического лица или о            
разделении банка. При этом на вновь образованный банк или на старый банк        
вешают все долги, а в другой переводят все активы. После этого вновь            
образованный банк, на котором остались все долги, объявляется банкротом, и      
всё, деньги ушли и никто не виноват, что и происходит сейчас повсеместно.       
                                                                                
И поэтому одно из главных требований Президента, отраженное в его редакции...   
Я сразу скажу, что редакция, может быть, не самая совершенная, но вот здесь     
учтено главное: изъять из мер по предупреждению банкротства реорганизацию       
или, по крайней мере, изъять право учредителей на самостоятельную               
реорганизацию. То есть проведение реорганизации возможно как предупреждение     
банкротства, но только по решению либо Центробанка, либо федерального органа    
исполнительной власти по надзору за кредитными организациями. Если мы не        
исключим вот это положение из закона, то, подумайте сами, мы тем самым          
оставим лазейку для ухода от ответственности любой кредитной организации.       
                                                                                
Еще раз подчеркиваю: учредители принимают решение о выделении отдельного        
юридического лица, переводят туда все активы, а на оставшийся банк вешают все   
долги. Всё: деньги ушли, этих обанкротили, отвечать некому.                     
                                                                                
И второе важнейшее положение. В президентском законопроекте предлагается        
усилить роль и ответственность Правительства за деятельность кредитных          
организаций, то есть сделать то, чего вы, депутаты, добивались на протяжении    
многих лет. Сейчас у нас только Центральный банк, Банк России, осуществляет     
функции по надзору, и, соответственно, он же отвечает за деятельность           
кредитных организаций как надзирающая организация и как организация             
лицензирующая. В президентском законопроекте предлагается учредить              
специальный федеральный орган исполнительной власти по надзору за               
деятельностью кредитных организаций и возложить на него эту ответственность.    
Таким образом, Правительство принимает на себя ответственность по контролю,     
надзору и, соответственно, за разрешительную систему для деятельности           
кредитных организаций. Вот, собственно говоря, основные отличительные черты     
внесенного Президентом проекта закона.                                          
                                                                                
Уважаемые депутаты, я знаю отрицательное мнение профильного комитета по этому   
вопросу, но я хотел бы, чтобы, обсуждая эту проблему, вы обратили внимание на   
те два основных элемента, о которых я сказал. И если президентский              
законопроект не будет принят, я предложил бы все-таки принять решение об        
образовании специальной согласительной комиссии по преодолению разногласий,     
до 13 января устранить указанные замечания и, может быть, 13-14 января          
принять закон в согласованной редакции.                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                 Г.Н.Селезнев                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Павел Алексеевич Медведев. (Шум в зале.)                            
                                                                                
Пожалуйста, Елена Борисовна, что вы хотели добавить?                            
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б., фракция "ЯБЛОКО".                                                
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Я предлагаю сейчас снять с   
рассмотрения этот вопрос, потому что нарушены две статьи Регламента: статья     
48 о том, что все материалы должны раздаваться за три дня (вот Аппарат принес   
мне президентский вариант, он был разослан по комитетам, а депутатам роздан     
не был, у депутатов текста президентского варианта нет), и статья 134           
Регламента, которая предусматривает, что действительно должен сначала           
голосоваться президентский вариант, то есть пункт 4 должен был выглядеть так:   
4.1 - это в редакции Президента, 4.2 - это в ранее принятой редакции. Поэтому   
я бы предложила во избежание нарушения Регламента отложить рассмотрение этого   
вопроса, а может быть, одновременно в рамках комитета еще раз обсудить вопрос   
о согласовании какого-то другого варианта.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Алексеевич, конечно, Елена Борисовна права. Может   
быть, вы бы сейчас предложили нам рассмотреть после Нового года, чтобы снять    
все эти конфликтные моменты?                                                    
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П.А., депутатская группа "Российские регионы".                         
                                                                                
Коллеги уважаемые, текст был роздан, многажды обсуждался со мною депутатами,    
которые держали текст в руках. Ну, могла произойти случайность, и Елена         
Борисовна не получила текст. Но такие случайности нас подстерегают на каждом    
шагу: всегда найдется один депутат, у которого не будет текста. Если вы         
позволите, я все-таки выступлю по тому вопросу, который поднял представитель    
Президента. Действительно, мы должны сначала рассмотреть вариант Президента.    
И в своем сообщении я основную часть времени посвящу...                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Алексеевич, с учетом того что сказала Елена         
Борисовна Мизулина, у нас ведь только из-за процедуры все будет отклонено.      
Может быть, мы сейчас сделаем нормальную рассылку и согласно Регламенту         
рассмотрим после Нового года? Подумайте.                                        
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П.А. Но рассылка-то была нормальная.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рассылка была по комитетам, вот в чем дело.               
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П.А. Ведь каждый депутат в каком-то комитете работает. Ну как же       
так?! Коллеги, вот сейчас каждый день крадутся миллионы долларов из             
закачавшихся банков. Сегодня мы можем сделать прекрасный подарок тем, кто       
торгует банковскими долгами. Давайте принимать решение.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Елена Борисовна, еще раз - по Регламенту.     
                                                                                
Просто по этой причине закон будет отклонен. Ну что же мы спорим!               
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты!                
Действительно, вы только создаете лишний, ошибочный, фальшивый круг. Потому     
что все равно из-за нарушения, существенного нарушения Регламента этот          
законопроект элементарно будет возвращен Президентом. И вы вместо подарка       
ухудшите ситуацию, потому что еще на месяц, на два затянете ситуацию с          
принятием законопроектов. Официально принес Аппарат подтверждение того, что     
была сделана первичная рассылка по комитетам. Это не является соблюдением       
статьи 48, которая предусматривает рассылку депутатам. Поэтому здесь, к         
сожалению, регламентная норма не была выполнена, и я прошу вас не ссылаться     
на то, что вы с кем-то смотрели, с заинтересованными... Я, например, смотрю     
практически все законопроекты, иногда пропускаю. Но, естественно, если он ко    
мне не пришел, я в комитет не хожу и не беру законопроекты. И думаю, что я не   
единственная такая. Поэтому надо выполнить Регламент, и я думаю, что так        
получится для вас быстрее...                                                    
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П.А. Что вам сказали: что была рассылка по комитетам или что не было   
рассылки депутатам?                                                             
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б. Была рассылка только по комитетам.                                
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П.А. Откуда это следует? Из того, что была рассылка по комитетам, не   
следует, что не было рассылки депутатам.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Алексеевич, если мы нарушаем Регламент, закон       
будет отклонен. Ну что мы упираемся-то?                                         
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П.А. Нарушаем мы Регламент или нет - это еще вопрос.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нарушаем.                                                 
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П.А. Сообщают нам, что была рассылка по комитетам, следует ли из       
этого, что не было рассылки?..                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Следует.                                                  
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П.А. Почему же?                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Иванович, поясните, пожалуйста. Рассылки         
депутатам не было, и в подборку не дали нам его.                                
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И., председатель Комитета Государственной Думы по законодательству   
и судебно-правовой реформе, фракция Коммунистической партии Российской          
Федерации.                                                                      
                                                                                
К сожалению, это правильно. По комитетам было разослано, до депутатов многих,   
видимо, не дошло. И нам бы не хотелось такой сложный, серьезный вопрос вот в    
эту гонку сейчас включать, чтобы потом сорвалось его решение.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Александрович Рыжков.                
                                                                                
РЫЖКОВ В.А. Павел Алексеевич, вы послушайте меня внимательно. Речь идет о       
чем? Вы предлагаете принять закон в ранее принятой редакции. Комитет вправе     
это сделать (это статья 134, пункт 2, подпункт "д"), все правильно. Но          
имеется другой текст. Депутаты говорят об одной простой вещи: как мы можем      
осмысленно голосовать за этот вариант, если мы не видели альтернативного        
варианта? Поэтому в этой ситуации...                                            
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П.А. А откуда следует, что он не был разослан?                         
                                                                                
РЫЖКОВ В.А. Вам говорят депутаты в зале, десятки депутатов, что не видели.      
Как мы можем принимать? Если вы настаиваете, вы вправе это сделать.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но это же будет провал, зачем?                            
                                                                                
РЫЖКОВ В.А. Просто с точки зрения здравого смысла подумайте.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Перенесите. Давайте перенесем, коллеги.                   
                                                                                
Юрий Михайлович Воронин, пожалуйста. От бюджетного комитета.                    
                                                                                
ВОРОНИН Ю.М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемый Председатель, уважаемые депутаты! То, о чем сказал Павел              
Алексеевич, - о том, что творится в банках, - правильно. Каждый день            
задержки, непринятия этого закона чреват огромными негативными последствиями.   
Но раз такая ситуация, давайте его снимем, перенесем на первое же заседание     
после выхода депутатов на работу.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, соблюдем всю процедуру.                               
                                                                                
ВОРОНИН Ю.М. Чтобы процедура была соблюдена. Тем более когда мы начнем          
обсуждать эти вопросы... Есть много негативных моментов и в работе аппарата     
Президента.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть предложение у Александра Алексеевича Котенкова.      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты                 
Государственной Думы! Как раз ссылка на то, что каждый день уходят миллионы     
долларов, в данной ситуации несостоятельна в силу того, что, даже если вы       
сегодня примете закон, ближайшее заседание Совета Федерации - в конце января.   
И если мы спокойно, не нарушая Регламента, рассмотрим это 13 января, то мы в    
тот же самый срок введем закон в действие.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Давайте не будем нарушать Регламент. Разошлем,    
сделаем все, как положено.                                                      

Заседание № 203

18.09.1998
Вопрос:

О проекте федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3237 по 3312 из 5117
Переходим к пункту 9 порядка работы: проект федерального закона "О              
несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Для доклада слово       
предоставляется председателю подкомитета Комитета по бюджету, налогам, банкам   
и финансам Павлу Алексеевичу Медведеву. Пожалуйста.                             
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П.А., депутатская группа "Российские регионы".                         
                                                                                
Уважаемая Светлана Петровна, уважаемые коллеги! К сожалению, я вынужден         
привлечь ваше внимание в четвертый раз к закону "О несостоятельности            
(банкротстве) кредитных организаций". На этот раз потому, что Президент         
вернул этот закон без рассмотрения. Сделал он это потому в свою очередь, что    
на закон не было получено заключение Правительства. Убедительная просьба к      
вам не разбирать сейчас, кто прав - кто виноват, нужно было получать            
заключение - не нужно. Сейчас заключение есть. Мы оказались на пожаре, на       
банковском пожаре без всякого инструмента, который позволял бы нам санировать   
банки, то есть спасать те банки, которые можно спасти, и, наоборот, быстро      
банкротить те, которые спасти невозможно. Вот первый, может быть, не очень      
совершенный инструмент, который позволял бы это делать, - это рассматриваемый   
сегодня закон. Отсутствие закона уже очень отрицательно сказалось на нашей      
банковской системе. Я не буду называть банки, для того чтобы не тратить потом   
время в судах, но есть уже банки, которые были разворованы потому, что такого   
закона, как тот, который сейчас мы должны рассмотреть, нет.                     
                                                                                
Убедительная просьба... Я еще раз повторяю: мы в четвертый раз разбираем        
ровно тот же текст. Содержательных замечаний у Президента нет. Заключение       
Правительства теперь есть. Убедительная просьба: принять в трех чтениях.        
                                                                                
Если я правильно понимаю Регламент (вот он передо мной здесь), если вы          
соглашаетесь принять в трех чтениях, мы сначала должны проголосовать в первом   
чтении, а потом председательствующий ставит вопрос об окончательном принятии    
закона.                                                                         
                                                                                
Еще раз большая просьба: давайте примем.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы, уважаемые депутаты? Нет вопросов. Есть   
ли желающие выступить? От фракций и депутатских групп нет. Представитель        
Правительства? Представитель Президента? Нет.                                   
                                                                                
Тогда я ставлю на голосование. Возьмите проект постановления. Кто за то,        
чтобы принять этот проект федерального закона в первом чтении? Определяйтесь    
голосованием.                                                                   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              335 чел.             74,4%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    335 чел.                                          
Не голосовало                 115 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
По Регламенту комитет может настаивать на том, чтобы я поставила на             
голосование: принять в целом. Не будет возражающих против этого? Нет. Я         
ставлю на голосование: принять проект закона "О несостоятельности               
(банкротстве) кредитных организаций" в целом. Прошу определяться.               
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              340 чел.             75,6%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    340 чел.                                          
Не голосовало                 110 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято. Спасибо. Мы приняли закон.                                             
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста, Павел Алексеевич.