Заседание № 271
О проекте федерального закона "О внесении дополнения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации" (о недопущении прекращения работы как средства разрешения трудовых споров, ущемляющего права и законные интересы других лиц, угрожающего обеспечению обороны и безопасности государства; принят в первом чтении 18 марта 1999 года с названием "О внесении изменений в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 13: законопроект "О внесении дополнения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации". Законопроект второго чтения. Докладчик - Владимир Вениаминович Злобин. Пожалуйста, на трибуну, докладывайте. ЗЛОБИН В.В., фракция Либерально-демократической партии России. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты, приглашенные! Проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации" был принят в первом чтении 18 марта. За проголосовали 307 человек. Рабочей группой рассмотрены все поступившие поправки и с учетом их подготовлен соответствующий новый текст законопроекта. Поступили письма от субъектов права законодательной инициативы - 33, сегодня пришло еще два. Все субъекты права законодательной инициативы, за исключением одного, поддерживают указанный законопроект, полностью согласны с его текстом. Принято пять поправок от трех субъектов права законодательной инициативы. Из них две поправки Президента Российской Федерации приняты полностью и поправки депутатов приняты или учтены частично, так как они в принципе все одного характера. Четыре члена Совета Федерации также одобрили законопроект. Единственный, кто просит снять данный законопроект с рассмотрения, это Астраханское областное Представительное Собрание. Оно ссылается на то, что, по их мнению, принятие данного законопроекта может привести к дальнейшему осложнению социальной обстановки на предприятиях гражданской авиации. Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации также полностью одобряют законопроект. Он прошел правовую и лингвистическую экспертизу. Правовое управление Аппарата Государственной Думы законопроект также поддерживает, но выразило пожелание, чтобы этот пункт включить отдельной статьей в Воздушный кодекс. На наш взгляд, это непринципиально и нецелесообразно, так как закон был внесен Правительством Российской Федерации и концепцию закона мы поддержали принятием в первом чтении. В соответствии с этой концепцией рабочая группа и работала над ним. Комитет подготовил всего одну таблицу поправок, рекомендованных к принятию. Отклоненных поправок нет, так как предложение Астраханского областного Представительного Собрания не может считаться поправкой. В связи с этим прошу вас одобрить таблицу принятых комитетом поправок и проголосовать данный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у депутатов вопросы и предложения по таблице 1 - принятых поправок к этому законопроекту? Нет. Ставлю на голосование: кто за то, чтобы согласиться с комитетом и утвердить таблицу рекомендованных им к принятию поправок? Прошу голосовать. Идет голосование таблицы принятых поправок по пункту 13 повестки дня. Кто без карточки? Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 32 мин. 49 сек.) Проголосовало за 264 чел. 58,7% Проголосовало против 2 чел. 0,4% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 266 чел. Не голосовало 184 чел. Результат: принято Таблица утверждена. Поскольку отклоненных поправок нет, ставлю на голосование: кто за то, чтобы принять указанный законопроект во втором чтении? Прошу голосовать. Идет голосование пункта 13 во втором чтении. Кто без карточки? Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 33 мин. 26 сек.) Проголосовало за 283 чел. 62,9% Проголосовало против 12 чел. 2,7% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 296 чел. Не голосовало 154 чел. Результат: принято Законопроект принят во втором чтении. Владимир Вениаминович, пожалуйста. ЗЛОБИН В.В. Я уже сказал, что законопроект полностью одобрен и Верховным Судом, и Правовым управлением, полностью прошел лингвистическую экспертизу. Сам законопроект очень короткий. Отрицательных отзывов на него нет. Я бы просил проголосовать его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование: кто за то, чтобы указанный законопроект принять в третьем чтении? Прошу голосовать. Идет голосование по пункту 13. Кто без карточки? Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 34 мин. 14 сек.) Проголосовало за 300 чел. 66,7% Проголосовало против 24 чел. 5,3% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел. Результат: принято Законопроект принят в третьем чтении. Спасибо, Владимир Вениаминович.
Заседание № 246
О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации" (о недопущении прекращения работы как средства разрешения трудовых споров, ущемляющего права и законные интересы других лиц, угрожающего обеспечению обороны и безопасности государства).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ЛОТОРЕВ А.Н., депутатская группа "Российские регионы". Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Есть одна очень уважительная причина и большая просьба от нас. Законопроект под номером 22 - внесение изменений в Воздушный кодекс - перенести и поставить первым среди законопроектов первого чтения по той причине, что второй день сидят здесь работники центрального аппарата Федеральной авиационной службы и что, учитывая случившуюся на Камчатке аварию, им надо вылетать на место аварии. Большая просьба поменять местами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, мы это проголосуем.
Лоторев Александр Николаевич мотивированно выступил и предложил пункт 22 включить первым в блок законов первого чтения. Давайте проголосуем это предложение в связи с тем, что есть такие обстоятельства у представителей гражданской авиации. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 13 мин. 39 сек.) Проголосовало за 276 чел. 100,0% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 276 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Принимается.
Уважаемые депутаты, у нас следующий вопрос, как мы с вами решили, - рассмотреть пункт 22 в первоочередном порядке в блоке законопроектов первого чтения. Поэтому возьмите, пожалуйста, этот законопроект. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации". Докладчик - официальный представитель Правительства Российской Федерации директор ФАС Геннадий Николаевич Зайцев. Содокладчик - Владимир Вениаминович Злобин. Пожалуйста, Геннадий Николаевич. ЗАЙЦЕВ Г.Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, директор Федеральной авиационной службы Российской Федерации. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Правительством на ваше рассмотрение внесен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации". (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутаты уважаемые, потише. ЗАЙЦЕВ Г.Н. Сегодня, когда мы рассматриваем этот вопрос, в воздухе находятся более 60 тысяч российских граждан, которые вручили свои жизни пилотам и диспетчерам. Последние регулируют движение воздушных лайнеров, предотвращая их столкновение в достаточно тесном воздушном пространстве, организуют их полет по экономически оптимальным траекториям. Все они специалисты Единой системы организации воздушного движения в Российской Федерации. Для справки: пользователями воздушного пространства являются более 400 организаций, юридических, физических лиц, Министерство обороны, МВД, МЧС, ФПС, более 300 российских авиакомпаний и около 4000 иностранных авиакомпаний. Единая система организации воздушного движения обслуживает 25 миллионов квадратных километров территории, имеет 600 тысяч километров трасс, функционирует в виде 32 региональных государственных предприятий по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением. Имеет численность персонала управления воздушным движением: диспетчеров гражданского сектора - 8 тысяч, военного сектора - 1,5 тысячи, которые обладают уникальной специальностью и, по большому счету, незаменимы. Объекты Единой системы находятся в исключительной федеральной собственности. Ее функционирование организовано на принципах самофинансирования и самообеспечения. Указом Президента Российской Федерации от 14 января 1994 года "О создании федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации" органы управления воздушным движением отнесены к подразделениям и позициям двойного назначения. Постановлением Правительства Российской Федерации № 605 от июня 1998 года определено, что Единая система предназначена для обеспечения безопасного, экономичного, регулярного воздушного движения в интересах граждан, экономики, обороноспособности и безопасности государства, а ее деятельность имеет стратегическое значение для безопасности государства и в соответствии с воздушным законодательством не подлежит ограничению или прекращению. Таким образом, гражданская часть Единой системы в России решает задачи обеспечения обороноспособности и национальной безопасности страны, а также служит на благо граждан, обеспечивая безопасное пользование воздушным транспортом. В соответствии с чикагской Конвенцией о международной гражданской авиации 1944 года, в которую наша страна вступила в 1970 году, и межправительственным соглашением о воздушном сообщении Российская Федерация приняла на себя следующие обязательства: по обеспечению безопасности полетов на всей территории, предоставлению возможности совершать полеты перевозчикам договаривающихся государств, предоставлять им коммерческие права и перевозки. Невыполнение этих обязательств предполагает возможность применения к нам политических и экономических санкций. Несмотря на это и на стратегическое значение Единой системы организации воздушного движения, в результате действий персонала с каждым годом мы получаем угрозы забастовок со стороны персонала по управлению воздушным движением. В последнее время имело место 11 случаев прекращения работы персонала управления воздушным движением и 24 раза объявлялось предзабастовочное состояние. Дестабилизация деятельности Единой системы стала практикой работы, причем с каждым годом акции планируются все в более опасном направлении. Любое прекращение работы системы влечет за собой снижение уровня обороноспособности (поскольку это система двойного назначения), безопасности полетов (поскольку при забастовках увеличивается опасность столкновения воздушных судов более чем в два раза), и кроме того, мы несем огромные политические потери. Так, два примера. Забастовка Быковского центра в 1996 году: убытки - 2,5 миллиарда рублей. Забастовка в "Тюменьаэроконтроле" - 1,6 миллиарда рублей. Косвенные убытки - почти в два раза больше, чем прямые. По оценке главкома ВВС, в период организованной 29 сентября 1997 года забастовки, в которой приняли участие диспетчеры органов управления воздушным движением семи регионов России (в Минводах, в Сыктывкаре, в Волгограде, Астрахани, Мурманске, Тюмени, Московской воздушной зоне) сложилось критическое положение с обеспечением безопасности. Московским центром управления было отказано в обслуживании воздушного движения многим авиакомпаниям, что привело к потере 18 миллиардов неденоминированных рублей. Было задержано 66 рейсов, направлено на запасные аэродромы 33 самолета, уровень безопасности снизился больше чем в два раза. Со своей стороны, государство уделяло большое внимание условиям работы персонала управления воздушным движением. Так, за 1998 год средняя зарплата диспетчерского состава составила 5 тысяч рублей, зарплата диспетчеров I класса в Московском центре - 11 тысяч рублей (при том что в среднем по отрасли - 2600 рублей, а по летному составу - 3900). Мы единственная страна, в которой летный состав получает зарплату меньшую, чем диспетчеры службы движения. При этом им была определена 36-часовая рабочая неделя. Продолжительность отпуска: минимальный - 48, максимальный - 81 рабочий день ежегодно. И есть льготы по пенсиям. С учетом этого представляется, что государство вправе рассчитывать на адекватное понимание введения ограничений, связанных в первую очередь с обеспечением обороноспособности страны и безопасности полетов, что полностью соответствует требованиям части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, а также части 4 статьи 1 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров". Необходимо отметить, что действие законопроекта распространяется только на ограниченный контингент авиационного персонала, осуществляющий деятельность по организации воздушного движения. Это 8 тысяч специалистов управления воздушным движением из 275 тысяч работников гражданской авиации. Подобная норма запрета на прекращение работы персонала обслуживания организации воздушного движения существует во многих странах мира. США, Франция, Англия, Израиль, Китай, Казахстан, Азербайджан, Грузия, Молдова, Япония, Канада, страны Карибского бассейна, многие европейские страны не допускают забастовок при управлении воздушным движением. Я уже говорил, что это грозит нам серьезными последствиями с учетом того, что, если по закону забастовка может быть объявлена за месяц до начала ее проведения... Иностранные компании, суда которых летают в нашем пространстве, имеют продажу на год вперед. Сумма продаж составляет 7 миллиардов долларов. И если только мы допустим такое положение, то... Ежедневные потери в иностранной валюте составляют 500 тысяч долларов, в месяц - 15 миллионов рублей. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы Б.Ю.Кузнецов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Николаевич, заканчивайте доклад. ЗАЙЦЕВ Г.Н. Я заканчиваю свой доклад и прошу депутатов Государственной Думы поддержать наше предложение во имя безопасности не только граждан Российской Федерации, а всех, кто пользуется воздушным пространством России, во имя сохранения обороноспособности государства и во имя его безопасности в части санкций за невыполнение обязательств, которые мы приняли, вступив в международную организацию ИКАО в 1970 году. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Николаевич. Пожалуйста, пройдите в ложу и подождите, могут быть вопросы. Владимир Вениаминович Злобин - содоклад. Пожалуйста. ЗЛОБИН В.В., фракция Либерально-демократической партии России. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Я буду краток, потому что мне практически нечего добавить к той аргументации, которую высказал Геннадий Николаевич в поддержку принятия данного законопроекта. Доведу до вашего сведения, что на заседании Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике при обсуждении данного законопроекта мнения депутатов - членов комитета разделились. Было принято решение данный законопроект отклонить. Но я хочу выразить свою точку зрения и имею на это право. Я знаю, какую волну это вызовет среди авиационных диспетчеров, но тем не менее как профессиональный пилот я прекрасно понимаю, что может повлечь за собой забастовка авиационных диспетчеров, и в этой части полностью поддерживаю все доводы, приведенные Геннадием Николаевичем. У вас на руках есть заключение Правового управления, где нет претензий к этому законопроекту. В принципе, приняв его в первом чтении, ко второму чтению можно было бы подработать отдельные фразы, отдельные положения, например, убрать слова "не допускаются", а ввести определенные ограничения, допустим, на работу смен, на управление воздушным движением в определенных аэроузлах, на определенных трассах, в том числе международных. Ну то есть с ним стоит поработать, и что-то можно там довести до более приемлемых рамок. В связи с этим я прошу вас определиться самим, голосованием. У меня все, спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, останьтесь на трибуне. Коллеги, у кого есть вопросы? Если есть, говорите, кому задаете. Бенов Геннадий Матвеевич. БЕНОВ Г.М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня не вопрос, у меня выступление по этому поводу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пока зададим вопросы, потом - выступления. Бученков Евгений Викторович, потом - Вишняков. БУЧЕНКОВ Е.В. У меня вопрос к Геннадию Николаевичу Зайцеву. Я поддерживаю его опасения, государственный подход к делу, я поддерживаю его в том, что нельзя меры экстремистского характера, которые диспетчеры иногда применяют в отношении Федеральной авиационной службы, доводить до крайности. У меня вопрос такого содержания. Геннадий Николаевич, вы как самая заинтересованная государственная служба должны способствовать прохождению в Думе законов, связанных с развитием авиации. Скажите мне, пожалуйста, почему вы и ваша служба так усиленно выступаете против законопроектов о безопасности полетов авиации в Российской Федерации, об аэродромной сети и аэропортах? Это как раз составляющие вашего доклада. Вы ослабляете и обороноспособность... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, вопрос понятен. Пожалуйста, Геннадий Николаевич. ЗАЙЦЕВ Г.Н. Я вопрос понял. Должен сказать, что мы никогда не были против безопасности полетов, поскольку федеральная служба несет ответственность перед государством, перед гражданами за состояние безопасности полетов. Другое дело, что мы предлагали определенные варианты, вносили некоторые предложения по новым законам, чтобы вместе разработать объединяющие принципы и найти общий язык не в самом главном. Конечно, мы не против безопасности полетов, но мы предлагаем варианты, которые были бы приемлемы с точки зрения и международного права, и опыта деятельности гражданской авиации. Так что мы готовы еще раз вернуться и посмотреть эти вопросы, чтобы найти общий язык в этом плане. По принципиальным вопросам нет никаких разногласий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос депутата Вишнякова. Пожалуйста, включите микрофон. Следующий - Безбородов. ВИШНЯКОВ В.Г., фракция Либерально-демократической партии России. У меня вопрос к Геннадию Николаевичу. Вы правильно использовали вместо понятия запрет - понятие не допускать. Это разные вещи - не допускать и запрещать. Вы сослались на практику зарубежных стран, что там идет речь о недопущении забастовок. Так вот, на этой стадии недопущения какие действуют в этих странах правовые механизмы, которые могли бы одновременно защитить права работающих (тем более идет речь о категории лиц, которые работают в очень сложной, нервной обстановке) и обеспечить безопасность полетов, и не просто запретить, а предупредительными формами защиты этих прав исключить запрет самой забастовки? Вы говорите о прекращении работы, но речь-то идет о забастовках. Тогда почему вы говорите о прекращении работы? Поскольку, если вы будете использовать понятие забастовки, необходимо соблюдать соответствующие правовые процедуры. В законе о забастовках, кстати, нет запрета забастовок, а речь идет о возможности разрешения конфликта опять же путем согласительных процедур и о возможности ограничения права на забастовку, а не о ее запрете. Вот в этом плане, может быть, вы порекомендуете сейчас какие-то более гибкие механизмы? И какие они должны быть, эти гибкие механизмы? ЗАЙЦЕВ Г.Н. Я вас понял. У нас есть два варианта противодействия диспетчеров в области невыполнения обязанностей по управлению воздушным движением: есть диспетчеры, которые бастуют, и есть диспетчеры, которые по определенным мотивам вообще не приступают к работе, не называя это забастовкой, имея определенные мотивы для таких действий. Я должен вам сказать, что мы очень много мер принимали для того, чтобы этого не было, чтобы улучшить деятельность этой службы. Докладываю вам, что нет задолженностей по заработной плате вообще у этой категории лиц. Что касается социальных вопросов, отпусков, скажу, что, например, диспетчер имеет право вместе со своей семьей вокруг света облететь бесплатно. Никто не имеет таких льгот! И требования этих льгот все время нарастают, поскольку у нас нечем защититься против забастовки или даже прекращения работы. Так что используется два термина и два вида действий: бастовать и не приступать к работе. По нашим законам эти два термина нами понимаются таким образом: люди могут бастовать, то есть не находиться на рабочем месте, не приступать к работе, и люди, которые вроде бы не бастуют, но в то же время не выполняют свои обязанности. Поэтому вот эта формулировка была записана. Но если она требует доработки, то, я думаю, ко второму чтению можно проработать эти все вопросы и найти решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Безбородов. Следующий - Жебровский. БЕЗБОРОДОВ Н.М., депутатская группа "Народовластие". Уважаемый Геннадий Николаевич, в свое время Президент Соединенных Штатов Америки Рейган решил проблему забастовок на воздушном транспорте путем одновременного увольнения 4 тысяч (а это 30 процентов) гражданских диспетчеров без права восстановления их в должности, заменив их военными диспетчерами. Возможна ли такая замена у нас? ЗАЙЦЕВ Г.Н. Да, действительно, в свое время Президент Соединенных Штатов за незаконные действия, связанные с забастовкой, уволил 11 тысяч диспетчеров без права восстановления. У нас другая ситуация. 8 тысяч диспетчеров гражданского сектора и 1,5 тысячи диспетчеров военного сектора. Это первое. Второе. Сама программа подготовки диспетчеров, связанных с управлением государственной боевой авиацией, специфика управления воздушным движением очень сильно отличаются от специфики нашей работы. Мы совместно работаем при выполнении полетов на трассах, не важно, военные или гражданские летят, здесь у нас сходятся позиции. И особенно тяжелый вопрос - это, конечно, знание английского языка. Как я уже сказал, в сутки пролетает 7500 самолетов более 50 компаний, а знание английского языка, его терминологии, для управления воздушным движением не только на трассе, но и в районах взлета, посадки пока нашим уважаемым воинам не под силу. Правда, мы работаем в этом направлении. Жизнь подсказала уже нам, что мы должны разработать какие-то программы, чтобы эта система была, как говорится, более устойчива в части взаимозаменяемости. Но это дело будущего, оно требует огромных средств, и понадобится примерно пять лет работы над этой проблемой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Жебровский Станислав Михайлович. ЖЕБРОВСКИЙ С.М., фракция Либерально-демократической партии России. У меня вопрос к Геннадию Николаевичу. Известно, что на забастовку люди идут тогда, когда их уже приперли к стенке, как говорится, какими-то условиями. И сейчас мы запрещаем, фактически запрещаем право на забастовки. Так все-таки тогда скажите, какие другие механизмы вы предлагаете или какие механизмы существуют для урегулирования трудовых споров между диспетчерами и, так сказать, вами, государственными чиновниками? ЗАЙЦЕВ Г.Н. Во-первых, вы сказали, что их довели до ручки. Но ведь даже если рассматривать этот вопрос с точки зрения денег, то я повторяю, что заработная плата диспетчера I класса превысила заработную плату командира корабля "Ил-62", "Ил-96", "Ту-204", "Ту-154", не считая аэробусов, "боингов" и так далее. В мире есть соотношение: зарплата диспетчера - 70 процентов от зарплаты капитана самого, как говорится, крупного корабля. У нас все это уже не так. Зарплата диспетчера I класса в Москве выше зарплаты командира корабля. Это первое. Второе. Я считаю, что это действия, которые заставляли нас ублажать их, потому что другого варианта остановить рост их желаний в получении льгот не было. Отпуск - 81 рабочий день, более трех месяцев диспетчер не находится вообще на работе, а ему это оплачивают! Мы закладываем огромные средства, чтобы потом восстановить его навыки после трехмесячного перерыва. Вот это все - это наши попытки как-то остановить этот процесс. Следующее - 36-часовая рабочая неделя и так далее, и так далее. Это наши попытки каким-то образом найти общий язык. Да, мы сейчас заключили тарифные соглашения - это один из вариантов умиротворения. Я за то, чтобы было, как говорится, внутреннее понимание в самой службе. Но посмотрите, какие требования возникали в прошлом году, когда бастовали, - не низкая зарплата, не маленький отпуск, не полет бесплатный, как говорится, вокруг шарика с семьей, а говорили: "Уберите 11 руководителей предприятий!" Понимаете, это не является предметом трудового спора, не является вопросом забастовки! Но условия-то были выставлены именно такие. Или вот: "Не выполняется четко постановление Правительства". Это не дело профсоюза, это дело администрации. Мы понимаем сложности в выполнении постановления. Ставят вопрос так: "Плохо выполняете постановление Правительства - мы бастуем!" Но ведь это не является предметом трудового спора. Заверяю вас, уважаемые депутаты, что на протяжении многих лет (а я прошел все забастовки с диспетчерами) мы работали и работаем, для того чтобы найти мирные пути решения этой проблемы. Но тем не менее есть три параметра: это жизнь пассажиров, это обороноспособность страны, наши обязательства перед иностранными государствами и национальная безопасность (может быть подвергнуто большим штрафам наше государство за невыполнение обязательств). Вот мы ставим этот вопрос, поскольку я привел примеры. Все цивилизованные страны Европы и Америки, Япония, наши страны СНГ приняли такое решение. Такие льготы, которые имеют сейчас наши диспетчеры, диспетчерам ни одной из стран СНГ и не снились. Уже капитанам нашим не снятся такие льготы! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, хотелось бы завершить этот вопрос до перерыва. У нас еще есть желающие высказаться, а поднятых рук - желающих задать вопрос - я вижу много. Я ставлю на голосование: прекратить задавать вопросы. Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 49 мин. 58 сек.) Проголосовало за 234 чел. 98,7% Проголосовало против 2 чел. 0,8% Воздержалось 1 чел. 0,4% Голосовало 237 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято С вопросами завершили. Геннадий Николаевич, спасибо. По порядку ведения - депутат Моисеев. МОИСЕЕВ Б.А., фракция "ЯБЛОКО". Борис Юрьевич, я обращаю ваше внимание: уже в который раз вот в такой ситуации очередь до фракции "ЯБЛОКО", чтобы задать вопрос по законопроекту, рассматриваемому в первом чтении, не доходит. Вот Мартюшов с самого начала поднимал руку. Вы неоднократно смотрели в его сторону, но потом возможность задать вопросы снова давали сидящим в той стороне. Я прошу учесть это. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я записываю всех по мере того, как они поднимают руки. Слово имеет Николай Иванович Рыжков. Пожалуйста. РЫЖКОВ Н.И. Я обращаюсь не с речью, не с выступлением - я вношу предложение (учитывая, что, по-видимому, будет много желающих выступить): давайте примем решение, чтобы от каждой фракции и депутатской группы по одному человеку высказались, чтобы от имени объединений высказали позицию. И желательно, чтобы действительно в течение одной-двух минут максимум. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильное предложение. Я думаю, что мы должны его принять. Депутат Бенов - от КПРФ, пожалуйста. Кто будет выступать от ЛДПР? Вишняков. БЕНОВ Г.М. Во-первых, я сразу хотел бы обратиться с просьбой к депутатам поддержать поправку в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации, так как, мягко говоря, обращение профсоюзных вождей, которое роздано нам, вводит нас в заблуждение. Конкретный вопрос - о запрете забастовок только авиадиспетчерам - никоим образом не ограничивает в правах весь остальной авиационный персонал гражданской авиации, а он насчитывает 270 тысяч человек и, как уже здесь говорилось, 8 тысяч гражданских диспетчеров и 1,5 тысячи военных. Мы долго шли, и с немалой кровью (а в авиации вообще все законы и инструкции написаны жизнями и кровью авиаторов), к созданию Единой государственной системы управления воздушным движением. Единая система управления воздушным движением должна работать непрерывно и в любое время суток, оперативно и немедленно оказывать помощь любому экипажу, терпящему бедствие или нуждающемуся в помощи в воздухе. ЕС УВД - это как спасательный маяк для моряка в штормовую погоду. Иначе будет то же самое, что и при остановке естественных монополий - железных дорог, РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром". Как раз в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации мы не можем подвергать опасности жизнь авиапассажиров, противовоздушную оборону страны и в целом безопасность нашего государства. Забастовка авиадиспетчеров по своим последствиям может оказаться намного опаснее, чем отключение подачи электроэнергии на ЦКП ПВО, командные пункты Вооруженных Сил за долги (а такие инциденты у нас уже были). Тяжесть последствий вынудила принять подобное ограничение прав авиадиспетчеров в других странах (здесь уже говорили в каких - и в Америке, и в Европе, в том числе во Франции и в некоторых других). Чтобы не возникало неразрешимых трудовых споров, надо рекомендовать президенту Федерации профсоюзов авиадиспетчеров России Ежову своевременно вмешиваться в их разрешение, не доводя ситуацию до крайности. Еще раз прошу, уважаемые коллеги, в интересах обеспечения безопасности наших границ, нашего воздушного пространства и авиапассажиров поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вишняков Виктор Григорьевич - от ЛДПР. По возможности кратко, потому что времени не остается. ВИШНЯКОВ В.Г. Очень кратко. Я думаю, нас агитировать уже не надо, мы уже достаточно эту ситуацию освоили и осознали. Поэтому я предлагаю сейчас поддержать докладчика и содокладчика, принять законопроект в первом чтении, а весь наш пыл, все наши эмоциональные заявления трансформировать в подготовку системы четких правовых механизмов, защищающих и права персонала гражданской авиации, и интересы государства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Григорьевич. От "НДР" - Седов Юрий Дмитриевич. Следующий, от "ЯБЛОКА", - Мартюшов. СЕДОВ Ю.Д., фракция "Наш дом - Россия". Уважаемые коллеги, мне кажется, не надо бояться терминов. Вопрос ведь стоит очень жестко: либо мы будем в руках не очень-то порядочных людей, которые начинают выдвигать все больше и больше требований, либо мы поставим вопрос на законную основу. Ведь есть у нас армия, забастовок там нет. Теперь следующий, наверное, по важности у нас - это Воздушный флот. Кто разрешил забастовки? Ведь в свое время был целый ряд отраслей, в которых забастовки были запрещены, в том числе и на трубопроводном транспорте, например. А сейчас мы обсуждаем: можно или нельзя бастовать? Я считаю, что на этот вопрос нужно ответить однозначно: никаких забастовок работников воздушного транспорта не должно быть! И при приеме на работу должно четко оговариваться: вы лишаетесь права на забастовку. Это один из моментов, который нужно оговаривать сразу, с тем чтобы потом не возникали никакие коллизии. Я считаю, что нужно поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Мартюшов - от "ЯБЛОКА". От аграриев будет Харитонов, записан. МАРТЮШОВ С.Н. Уважаемые депутаты, я хочу обратить ваше внимание, во-первых, на заключение комитета. В комитете было достаточно обстоятельное обсуждение данного вопроса, выступал представитель профсоюза. И комитет предлагает отклонить указанный законопроект. Все сегодняшнее обсуждение совершенно одностороннее. Мы не слышали ни одного... Имеется трудовой конфликт между работодателем и профсоюзом, а мы не слышали ни одного выступления со стороны профсоюза, со стороны трудящихся. Обращаю внимание фракции партии трудящихся на то, что ни одного слова со стороны профсоюза не прозвучало. И второй момент, на который я обращаю внимание: хотя это и называется прекращением работы, это является забастовкой. Забастовка и прекращение работы - это, в общем-то, синонимы. Поэтому запрещение забастовки противоречит, как указано в заключении Правового управления, части 3 статьи 55 Конституции. На основании всех этих вышеуказанных моментов считаю, что данное обсуждение совершенно одностороннее и необъективное, и наша фракция будет голосовать против данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Харитонов, Аграрная депутатская группа. ХАРИТОНОВ Н.М., руководитель Аграрной депутатской группы. Уважаемые коллеги, нет необходимости убеждать всех присутствующих в зале и приглашенных в том, что система "Аэрофлота" всегда была образцовой организацией. И по-хорошему все завидовали этой системе - не деньгам, не зарплате, а постановке дисциплинарного направления. Пора собирать камни! Сегодня везде и всюду разговор идет о том, что необходимо вертикаль восстанавливать. Все наши эмоции, как коллега Вишняков сказал, давайте мы растратим между вторым и третьим чтениями. Все правовые обоснования (для трудящихся, для коллективов), то, о чем говорил мой коллега из "ЯБЛОКА", - это между вторым и третьим чтениями. Полувоенная организация сегодня - это система, и допускать, когда в воздухе могут оказаться не только самолеты, а просто вражеские ракеты полетят и мы просто не сможем никак мобилизоваться... Но это же полный абсурд! Поэтому необходимо законопроект в первом чтении поддержать и проголосовать "за". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От "Народовластия" - депутат Безбородов Николай Максимович. Пожалуйста. БЕЗБОРОДОВ Н.М. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые коллеги! Депутатская группа "Народовластие" поддерживает изменения, вносимые в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации. Есть профессии, для которых забастовки не должны допускаться, поскольку от этих профессий зависят безопасность, боеготовность, боеспособность и, в конце концов, жизнь населения. К таким профессиям относится в том числе и профессия авиационных диспетчеров. Совсем не означает, что эти специалисты не должны быть защищены в социальном плане. Должны. Но в законодательном плане необходимо совершенно другие механизмы прорабатывать. Но допускать забастовки как средство нельзя. Поэтому мы поддерживаем и просим поддержать внесение изменений в статью 52. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От "Российских регионов" - депутат Зеленов. ЗЕЛЕНОВ Е.А. Уважаемые коллеги, мы уже либерализм распустили на все структуры - и на экономику, и на государственное управление воздушным движением. Мы столько уже сделали для диспетчеров, что я считаю, они просто заелись. Наша депутатская группа поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, от фракций и депутатских групп высказались все. Депутат Бученков Евгений Викторович настаивает на выступлении дополнительно. (Шум в зале.) Коллеги, как поступим? (Шум в зале.) Бученков Евгений Викторович. Одна минута осталась. БУЧЕНКОВ Е.В. Уважаемые коллеги, уважаемые товарищи! Я не буду доказывать, какой я патриот, и я против экстремизма наемных работников против государственных служб. Но я вам должен заявить, что нельзя бороться с этими явлениями нарушением Конституции и законов, которые мы приняли. Я не знаю, почему молчит Александр Алексеевич Котенков, который только вчера об этом говорил. Мы нарушаем Конституцию в первом чтении законопроекта, то есть принятием концепции закона, статьи 37 и 55 Конституции. В статье 37 Конституции не содержится понятие "недопущение прекращения работы", там есть понятие "забастовка". Мы нарушаем международный пакт, который одобрила ООН, по вопросам защиты прав и свобод (социальных и культурных) наемного работника. Примем мы поправку или не примем, она не будет действовать, так как примат международного права в нашей Конституции утвержден в части 4 статьи 15. И последнее. Хотел бы напомнить левому блоку нашей Государственной Думы: уважаемые товарищи, вы шли к избирателям под лозунгом защиты прав работника, а не работодателя. Сейчас, если мы проголосуем за это, мы поддержим работодателя в ущерб работнику. Поэтому я предлагаю, чтобы не заваливать закон, снять законопроект с рассмотрения, собраться согласительной комиссии, доработать и потом уже голосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, время перерыва наступило. Я ставлю на голосование: продлить время нашей работы до завершения рассмотрения данного законопроекта. Кто за продление времени? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 02 мин. 13 сек.) Проголосовало за 303 чел. 67,3% Проголосовало против 3 чел. 0,7% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 306 чел. Не голосовало 144 чел. Результат: принято Принято, продлили. Есть еще желающие выступить? Достаточно. Представитель Правительства еще... Я по Регламенту. После депутатов представитель Правительства имеет право на выступление. Нет? Представитель Президента, есть замечания? Пожалуйста, слово по законопроекту предоставляется представителю Президента. КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Действительно, у нас есть определенные претензии к этому законопроекту, они прежде всего носят терминологический характер, здесь об этом уже говорилось. Можно было бы продолжить доработку перед первым чтением, но, на наш взгляд, это вполне устранимо при доработке его ко второму чтению. Что касается конституционности этого закона, я процитирую часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Работа авиационных диспетчеров - это здоровье, жизнь людей, это безопасность государства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять указанный законопроект в первом чтении? Определитесь голосованием. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 03 мин. 59 сек.) Проголосовало за 307 чел. 68,2% Проголосовало против 8 чел. 1,8% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел. Результат: принято 307 голосов. Законопроект в первом чтении принят.