Заседание № 231

20.01.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (об уточнении приведения налогового законодательства в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3789 по 4009 из 6510
Так, мы успеем еще посмотреть протокольные поручения и постановления. Нет, мы   
даже еще успеем, видимо, один закон пройти, а потом - протокольные поручения    
и постановления.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Григорьевич Вишняков. По возможности - кратко, Виктор        
Григорьевич. Тем более, что речь идет всего лишь об изменениях в одну статью    
закона. Пожалуйста, кратко.                                                     
                                                                                
Андрей Михайлович, и к вам особенная просьба о краткости.                       
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Григорьевич.                                                 
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Уважаемые депутаты, в представленном на ваше рассмотрение         
проекте федерального закона содержится всего лишь одна строчка: исключить       
часть вторую статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой   
Налогового кодекса Российской Федерации".                                       
                                                                                
Чем вызвана необходимость такого исключения? В части второй статьи 7 этого      
закона говорится: "Изданные до введения в действие части первой Кодекса         
нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства       
Российской Федерации по вопросам, которые согласно части первой Кодекса могут   
регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в     
действие соответствующих федеральных законов".                                  
                                                                                
Тут возникают, по крайней мере, три вопроса. Почему так получилось, что с       
середины 1998 года, когда был принят этот федеральный закон, до конца           
прошлого года Государственная Дума делегировала полномочия по принятию          
налогов Президенту и Правительству, нарушив тем самым часть 3 статьи 75         
Конституции Российской Федерации, согласно которой "система налогов,            
взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в     
Российской Федерации устанавливаются федеральным законом"?                      
                                                                                
Второй вопрос связан с тем, почему Государственная Дума, мы с вами,             
предоставили право Президенту и Правительству продолжать принятие               
неконституционных актов уже после введения в действие первой части Налогового   
кодекса, поскольку нормативные акты Президента и Правительства могут            
приниматься в соответствии с этой статьей до введения в действие других, так    
называемых "соответствующих федеральных законов".                               
                                                                                
И наконец, почему согласно Конституции Российской Федерации не сработал очень   
сложный механизм защиты Конституции, поскольку федеральные законы,              
нормативные акты, в том числе и указы Президента, которые противоречат          
Конституции, должны быть отменены? В Конституции есть механизмы: и              
Конституционный Суд вправе признавать утратившими силу акты,                    
несоответствующие Конституции, и Президент вправе отменять незаконные           
постановления Правительства, да и мы с вами должны заниматься этим вопросом.    
                                                                                
Я думаю, что это все отнюдь не случайность. Вспомните середину прошлого года.   
14 июля на рассмотрение Совета Думы, причем как первичный документ, был         
внесен вот этот федеральный закон - о введении в действие Налогового кодекса.   
И буквально в тот же день он был рекомендован на рассмотрение Совета            
Государственной Думы. Совет Государственной Думы рекомендовал его рассмотреть   
на следующий же день - 15 июля прошлого года. Но поскольку не был включен в     
повестку дня сам кодекс и нечего было вводить, то 16-го числа были приняты      
оба закона: Налоговый кодекс и закон "О введении в действие части первой        
Налогового кодекса".                                                            
                                                                                
События развивались весьма стремительно, поскольку уже 16 июля оба закона       
были направлены на рассмотрение в Совет Федерации и были им одобрены. После     
этого Совет Федерации представил эти акты 18 июля на подпись Президенту, они    
были им подписаны и вошли в юридическую силу в тот же день.                     
                                                                                
17 июля Председатель Правительства Сергей Кириенко потребовал от нас            
чрезвычайных полномочий для осуществления финансовой стабилизации. Вы помните   
этот акт, где перечислялись довольно обширные полномочия, связанные с           
принятием новых законов, с введением новых льгот, ограничений и так далее.      
                                                                                
Дума тогда спохватилась и отказала Кириенко в предоставлении этих полномочий.   
Но, в общем-то, Кириенко мог ничего и не запрашивать у нас, потому что уже      
вошла в силу часть вторая статьи 7. Если бы он был, как говорится, похитрее,    
не был бы таким шустрым (как проявление молодости), он мог бы до сих пор        
принимать в налоговой сфере постановления Правительства на основании вот этой   
части второй статьи 7. Уже принятые им постановления стали входить в силу. В    
частности, было принято два постановления Правительства: от 17 июля 1998 года   
"Об особенностях уплаты налога на добавленную стоимость" и постановление        
Правительства от 21 июля 1998 года "О мерах по обеспечению своевременной        
выплаты государственных пенсий". В частности, вот этим последним                
постановлением, вы помните, он нарушил права пенсионеров, да и не только        
пенсионеров, поскольку вводил вот норму (2 процента) уплаты в Пенсионный        
фонд. И мы с вами, помните, принимали обращение к Конституционному Суду с       
тем, чтобы эту норму отменить. 18 июля был принят указ Президента Российской    
Федерации "Об индексации ставок земельного налога". То есть наметилась уже      
определенная тенденция.                                                         
                                                                                
Хорошо еще, что в середине августа произошли драматические изменения, к         
власти пришло более взвешенное Правительство. Оно наладило с нами хорошие,      
доверительные отношения. И вот эта попытка противопоставления Правительства     
нашему праву принимать законы именно в этой области и практика принятия         
постановлений Правительства в нарушение Конституции была устранена. (Микрофон   
отключен.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Григорьевич, сколько еще времени требуется? А то   
у вас закон состоит из одной строчки, а вы, как один из исследователей,         
который по одной строчке Шекспира три тома исследований написал.                
                                                                                
Добавьте 30 секунд.                                                             
                                                                                
Завершайте, пожалуйста.                                                         
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Нет, я прошу выслушать, так как эта строчка учитывает огромный    
опыт истории парламентаризма. Из-за этой строчки происходили, Владимир          
Александрович, революции. Чтобы не было у монарха права подменять право         
парламента. В основе своей эта строчка направлена на защиту конституционного    
права.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да мы согласны, Виктор Григорьевич, нам просто время      
дорого.                                                                         
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Поступило три заключения. Одно за подписью Маслюкова Юрия         
Дмитриевича. В нем говорится о том, что исключение данной нормы повлечет за     
собой правовой вакуум, поскольку уже приняты какие-то указы Президента и        
постановления Правительства. Я просмотрел весь пакет принятых с августа         
прошлого года указов и постановлений и не нашел там ничего, кроме отдельных     
постановлений Правительства, принятых на грани фола, но тем не менее нет ни     
одного акта, который бы подрывал наше право. (Микрофон отключен.)               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Григорьевич, завершайте, пожалуйста.               
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Кроме того, было и заключение Правового управления, где           
сказано, что эта статья нуждается в изменении, в корректировке. И в то же       
время оно сослалось на ту практику, что Правительство уже сейчас пытается       
подменить нас, издавая различного рода постановления о тарифах и о другом.      
                                                                                
Что касается заключения комитета по бюджету и налогам, то они, по существу,     
ушли в другую крайность, сказав, что, дескать, те указы и постановления,        
которые принимаются в нарушение налогового законодательства, носят              
технический характер, и поэтому мы должны такую практику приветствовать.        
                                                                                
И в заключение, Владимир Александрович. Я по-прежнему считаю, и убедился в      
этом сейчас, что действительно права лидера фракции и права Первого             
заместителя Председателя Государственной Думы несочетаемы. Пять лет мы эту      
практику разводили. Коль скоро вы сейчас объединяете в себе эти функции, то     
одну из этих функций надо снять. Пусть тогда фракция "НДР" приостановит свое    
решение о выборах вас лидером фракции.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Григорьевич, за ваш доклад.               
                                                                                
Даю вам справку, что я абсолютно разделяю вашу точку зрения. Поэтому утром      
сегодня подписал весь пакет документов о моем освобождении с этой должности.    
Надеюсь, что без задержек и проволочек комитет по Регламенту внесет завтра      
это решение на Совет Думы и затем на пятницу на пленарное заседание. И я буду   
просить депутатов, и вас в том числе, поддержать освобождение меня от этой      
должности.                                                                      
                                                                                
Спасибо. Присаживайтесь.                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Михайлович.                                                  
                                                                                
МАКАРОВ А.М. Я буду предельно краток, поэтому не буду останавливаться на том,   
может ли Владимир Александрович вести сегодняшнее заседание. Это не относится   
к предмету закона.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да. Ближе к закону.                                       
                                                                                
МАКАРОВ А.М. Ну что хотелось бы сказать? Виктор Григорьевич, наверное, просто   
не очень внимательно прочитал поступившие заключения. Все заключения на         
данный законопроект одинаковые, и заключение Правительства, и заключение        
Правового управления, и заключение бюджетного комитета. Они резко               
отрицательные, и отрицательные по следующим причинам.                           
                                                                                
Дело в том, что мы с вами, приняв часть первую Налогового кодекса, ясно         
прописали: все налоговые вопросы могут регулироваться только законом. И в       
полном соответствии с этим мы с вами написали: все нормативные акты, которые    
противоречат закону, - либо не действуют, либо должны быть приведены в          
соответствие с законом. Именно этой работой мы с вами сегодня и занимаемся,     
работая над налоговыми пакетами и внося соответствующие изменения в налоговое   
законодательство.                                                               
                                                                                
Однако все это не происходит в одну минуту. Мы не можем относительно всех       
существующих сегодня норм принять законы в одну секунду. А наша действующая     
система основана на том, что есть очень много нормативных актов, в первую       
очередь это нормативные акты Правительства, которые регулируют ряд вопросов,    
касающихся сбора налогов.                                                       
                                                                                
Например. Если сегодня принять тот законопроект, о котором докладывал депутат   
Вишняков, полностью летят все вопросы, связанные с таможенными тарифами,        
потому что вопросы таможенного тарифа сегодня соответствуют закону - все        
льготы устанавливаются только Правительством.                                   
                                                                                
Как быть со списком затрат, которые включаются в себестоимость продукции?       
Если принять этот проект, сегодня мы не сможем собирать налог на прибыль.       
                                                                                
Таким образом (и я бы хотел просто обратить внимание автора законопроекта),     
то, о чем он говорит, прописано в части первой той самой статьи, в часть        
вторую которой он хочет внести изменения.                                       
                                                                                
Эти вопросы в законодательстве решены. Мы этот вопрос решили, когда приняли     
общую часть Налогового кодекса. Этот вопрос решен в законе о его введении, и,   
безусловно, изменять это нельзя.                                                
                                                                                
И я хотел бы просто процитировать текст заключения Правового управления,        
Правительства и бюджетного комитета: создается правовой вакуум, страна не       
сможет собирать налоги.                                                         
                                                                                
Мы предлагаем законопроект отклонить.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, вопрос, как мне кажется, ясен. Есть   
необходимость в дискуссии? Кто за то, чтобы перейти к голосованию?              
Поддерживаете?                                                                  
                                                                                
Ставится на голосование: принять данный законопроект в первом чтении. Виктор    
Григорьевич детальнейшим образом обосновал свою позицию. Комитет против.        
Прошу определиться голосованием.                                                
                                                                                
Виктор Григорьевич просит поддержать, комитет по бюджету вместе с Правовым      
управлением, Правительством и так далее просит отклонить. Определяйтесь,        
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Кто без карточки? Депутат Макаров - против.                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за               52 чел.             11,6%                        
Проголосовало против           96 чел.             21,3%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    149 чел.                                          
Не голосовало                 301 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Виктор Григорьевич, к сожалению, не убедили. 52 голоса.                         

Заседание № 228

13.01.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (об уточнении приведения налогового законодательства в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 946 по 950 из 6863
ЖУКОВ А.Д. Я прошу пункт 15 перенести на 20-е число (там у нас будет            
одноименный законопроект рассматриваться, и мы рассмотрим их вместе) в связи    
с тем, что у нас отсутствует докладчик сегодня.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это ваш комитет, да? Хорошо.                              
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1499 по 1515 из 6863
ВИШНЯКОВ В.Г. Уважаемый Геннадий Николаевич, вот только что вставал Жуков и     
под сурдинку, без голосования сорвал мое выступление по 15-му вопросу.          
                                                                                
Я должен заявить депутатам, что на меня в связи с этим вопросом оказывается     
беспрецедентное давление. То Макаров говорит, мол, давай снимай эту свою        
поправку, теперь, понимаете, пытается сорвать обсуждение этого вопроса Жуков.   
Это все не случайно, уважаемые депутаты! Якобы содокладчик отсутствует.         
Докладчик-то здесь. Теперь Макаров вообще будет отсутствовать все время, для    
того чтобы не дошла речь до этого принципиального выступления, которое я        
готовлю уже два месяца. И все время переносится этот вопрос. Прошу оставить.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Григорьевич, я думаю, что с 20-го числа уже        
никуда не перенесется, поскольку повестка уже проголосована.                    
                                                                                
Александр Дмитриевич, подойдите к Виктору Григорьевичу, просто в рабочем        
порядке объясните, не отмахивайтесь от него. Он не самый, как говорится,        
незнающий депутат.