Заседание № 255

21.04.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О районировании Севера России".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6348 по 6764 из 7247
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Коллеги, у меня есть предложение перейти к        
следующим пунктам - 40.1 и 40.2 (два законопроекта). Тем более, что у нас из    
Совета Федерации здесь докладывают два человека, приехавшие издалека, и от      
комитета по Северу (кто будет?) Пискун будет докладывать. Нет возражений        
против того, чтобы обратиться к этим проектам законов?                          
                                                                                
Александр Викторович Назаров доверят доложить этот вопрос Александру            
Ивановичу Забейворота.                                                          
                                                                                
Пожалуйста, Александр Иванович, пункт 40.1.                                     
                                                                                
Николай Иванович Соломов (он ко мне подходил, он здесь, я его вижу),            
готовьтесь, вы будете выступать с другим докладом. А потом - депутат Пискун.    
(Выкрики из зала.) Да, о проекте федерального закона "Об основах                
районирования Севера Российской Федерации".                                     
                                                                                
ЗАБЕЙВОРОТА А.И. Уважаемые коллеги! Районирование Севера является важнейшей,    
актуальной задачей в правовом обеспечении его социально-экономического          
развития. Существующее районирование не имеет под собой строгого научного       
обоснования и его законодательного закрепления, что позволяет произвольно       
относить к Северу территории без достаточного к тому основания.                 
                                                                                
Деление Севера, как я уже говорил, на две зоны - на районы Крайнего Севера и    
на приравненные к ним местности - недостаточно гибкое и не позволяет учесть     
всего многообразия его природно-климатических и социально-экономических         
условий и, как следствие этого, активно проводить на Севере                     
дифференцированную государственную политику.                                    
                                                                                
Отсутствие закона о районировании делает неэффективным процесс правового        
регулирования в области социально-экономического развития Севера, поскольку     
данное регулирование осуществляется в рамках существующего деления Севера.      
                                                                                
При переходе на новую систему районирования возникает необходимость             
переработки всех нормативных актов применительно к этой системе. В то же        
время переход на новую систему районирования даст мощнейший импульс             
законотворческой деятельности в области социально-экономического развития       
Севера Российской Федерации. Эти обстоятельства обуславливают необходимость     
проведения районирования Севера и его правового закрепления в федеральном       
законе, который призван заполнить правовой пробел в данной области. Прошу       
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь пока.                             
                                                                                
Пожалуйста, Николай Иванович Соломов, ваш доклад о проекте федерального         
закона "О районировании Севера России". Пункт 40.2 нашей повестки дня.          
                                                                                
СОЛОМОВ Н.И., член Совета Федерации.                                            
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы! Север России является кладовой         
нашего Российского государства, он дает более 60 процентов валютных             
поступлений, 95 и 92 процента соответственно алмазов и золота, и настоящее и    
будущее возрождение Российского государства без Севера немыслимо. Тем не        
менее Север России сейчас находится в роли попрошайки с протянутой рукой,       
хотя северяне имеют на одного работника в 2,7 раза больше производительность    
труда, чем в центральной России.                                                
                                                                                
Когда-то Сталин, в 30-х годах, красным карандашом нарисовал на карте            
Советского Союза, какие районы относятся к Крайнему Северу, а потом             
последующие правители государства при посещении того или иного района России    
приравнивали их или к Северу, или к приравненным к Северу местностям. В итоге   
сегодня получается, что 64 процента территории Российской Федерации относится   
к Северу. Все тянут одеяло в свою сторону - коэффициенты, надбавки, льготы на   
завоз грузов и так далее, и так далее. При таком глубоком экономическом         
кризисе российский бюджет не может дать льготы и оказать помощь районам,        
которые составляют 64 процента территории государства.                          
                                                                                
Поэтому я внес законопроект о новом районировании Севера России, с тем чтобы    
отнести к районам Севера те регионы, где вечная мерзлота, потому что сейчас к   
Северу относятся районы, где растут виноград, твердые сорта пшеницы и так       
далее.                                                                          
                                                                                
Второе. О продолжительности зимы. У нас, например, в Якутии девять месяцев -    
зима и три месяца - лето. Отсюда и расходы на отопление, на электричество и     
так далее.                                                                      
                                                                                
В-третьих, надо учесть средний температурный режим: на южной границе северных   
территорий плюс 5 градусов.                                                     
                                                                                
На таких основных принципах и построен мой законопроект. Я прошу вас принять    
его в первом чтении.                                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович. Пока присаживайтесь.           
                                                                                
Николай Леонидович Пискун - от комитета по Северу, содоклад. Пожалуйста.        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Голосовать давайте.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас доложит, доклад надо выслушать.                    
                                                                                
ПИСКУН Н.Л. Я очень коротко, без всяких преамбул, тезисно, только по основным   
позициям обоих докладов.                                                        
                                                                                
По докладу Николая Ивановича Соломова.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, чуть потише, очень шумно в зале. Пожалуйста,     
потише.                                                                         
                                                                                
ПИСКУН Н.Л. В законопроект включены критерии дискомфортности, которые при       
всей их значимости не могут быть отнесены к так называемым северным,            
например, низкая плотность населения и наличие проблем с кадровым               
обеспечением производственной и социальной инфраструктуры, необходимость        
усиления социальной, производственной и финансовой инфраструктуры (мешает       
росту эффективности функционирования хозяйственного комплекса). Вряд ли это     
может быть критерием для отнесения территорий к районам Севера.                 
                                                                                
Второе. Вновь введенные критерии не имеют балльной оценки и даже не упомянуты   
в приложении, которое является точной копией разработок Кольского научного      
центра.                                                                         
                                                                                
Третье. Для проверки предлагаемого распределения территорий, а также для        
проверки поправок ко второму чтению (перемещающих территории по зонам) должна   
быть проведена огромная работа. Кроме того, потребуются значительные            
финансовые затраты для обеспечения этой работы. Это вообще никак не             
определено, кто будет финансировать эти работы.                                 
                                                                                
Распределение территорий очень жесткое, жестче, чем существующее                
районирование. Законопроект предусматривает немедленную отмену всех северных    
льгот гражданам, проживающим на территориях, которые относятся на сегодняшний   
день к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (но не           
вошедших в перечень предлагаемого законопроекта) без всякого механизма этой     
отмены. К чему это может привести в плане социальном, вы себе представляете.    
                                                                                
Далее. Государственная Дума уже рассматривала и отклонила в июне прошлого       
года аналогичный законопроект (внесенный членом Совета Федерации губернатором   
Сахалинской области Фархутдиновым), который имел такие же недостатки, что и     
ныне рассматриваемый законопроект: включение новых, несеверных критериев без    
балльной оценки и распределение территорий безотносительно к нововведенным      
критериям.                                                                      
                                                                                
Следующее. Комитет получил 39 писем от субъектов права законодательной          
инициативы. Явно поддерживают принятие данного законопроекта только семь        
субъектов, из которых большинство не имеют к Северу прямого отношения:          
Курганская областная Дума, Липецкий областной совет депутатов и так далее.      
                                                                                
Теперь что касается законопроекта, внесенного Александром Викторовичем          
Назаровым, губернатором Чукотского автономного округа. Первое замечание и       
основное: нельзя отдавать на откуп Правительству конкретное распределение       
территорий по зонам дискомфортности. Большие возможности открываются для        
регионального лоббизма, когда территории относятся к зонам дискомфортности не   
по интегральному показателю, а только благодаря пробивной способности           
лидеров. Это может опять привести к повторению существующей ситуации, когда к   
северным территориям относятся совершенно несеверные местности. И хотя в        
статье 6 предусмотрена ответственность должностных лиц за нарушение             
законности при проведении районирования, конкретные механизмы не прописаны.     
Статья является, по сути, декларативной.                                        
                                                                                
Комитет получил 33 письма от субъектов права законодательной инициативы. Явно   
поддерживают принятие данного законопроекта только восемь субъектов,            
большинство из которых не имеют к Северу прямого отношения.                     
                                                                                
Выводы. Комитет в огромных количествах получает письма от граждан, которые      
обеспокоены рассмотрением в Государственной Думе законопроектов о               
районировании. При существующей на сегодняшний день ситуации в стране лишение   
граждан минимальных льгот, предусмотренных северным законодательством, может    
привести к непредсказуемым социальным последствиям.                             
                                                                                
По мнению Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока, вносить              
законопроект о районировании должно Правительство Российской Федерации,         
обладающее соответствующей материально-технической базой для проведения         
исследований по этому вопросу. Однако Правительство пока не представило в       
Государственную Думу ни одного официального законопроекта о районировании,      
несмотря на собственный план законотворческой деятельности. Комитет по          
проблемам Севера и Дальнего Востока рекомендует депутатам Государственной       
Думы отклонить указанные законопроекты.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Леонидович. Останьтесь на трибуне или    
где-то, на ваше усмотрение.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, время нашей работы закончилось, но сегодня - среда, и по     
Регламенту рассматриваемый вопрос должен быть завершен. Поэтому в               
соответствии с Регламентом время продляется до завершения этого вопроса.        
                                                                                
Вопросы к докладчикам имеются у депутатов? Вопросы есть. Не вижу, кто?          
                                                                                
Депутат Ромашкин.                                                               
                                                                                
Депутату Ромашкину включите микрофон.                                           
                                                                                
РОМАШКИН В.В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Вопрос Николаю Ивановичу Соломову.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Иванович Соломов, вы от какого микрофона?..       
Карточка какая перед вами? Николай Иванович, вам вопрос.                        
                                                                                
Микрофон депутата Ойкиной потом включите.                                       
                                                                                
Задавайте вопрос, депутат Ромашкин.                                             
                                                                                
РОМАШКИН В.В. Николай Иванович, в своем выступлении вы сказали, что к районам   
Крайнего Севера приравнены даже такие территории, где растет виноград и         
произрастают твердые сорта пшеницы. Вы не могли бы уточнить конкретно, какие    
это территории?                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон депутата Ойкиной включите.                       
                                                                                
Говорите, пожалуйста, Николай Иванович.                                         
                                                                                
СОЛОМОВ Н.И. Да, я отвечаю. Часть Алтайского края, южная часть Карелии, весь    
Дальний Восток, Бурятия. Часть этих районов относится к северным территориям,   
и там растет виноград и все остальное.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть еще вопросы к докладчикам? Вопросов нет. Кто         
желает выступить по этому поводу? Выступающих достаточно много, я сейчас буду   
записывать. Депутат Турусин первым выступает, потом я запишу. (Выкрики из       
зала.) Ну, Турусину уже предоставлено слово.                                    
                                                                                
ТУРУСИН А.А. Уважаемые коллеги, меня вообще разочаровала позиция                
разработчиков обоих законопроектов, которые подошли легковесно к критериям      
дискомфортности. Границы зон изменены без доказательной мотивировки. Согласно   
Конституции нельзя принимать законы, которые ухудшают жизнь людей. Так,         
статья 4 бесцеремонно, резко понижает уровень жизни больших территорий          
страны. Это обязательно приведет к возникновению социальных конфликтов. Нам     
что, сегодня разве мало этих конфликтов? Тем более сегодня Правительство (это   
Кольский научный центр) работает над данной проблемой. Я думаю, нам нужно       
дождаться основательных выводов. Почему? Потому, что это затрагивает огромный   
слой людей. И пока не будет в стране роста благосостояния жизни людей, нельзя   
принимать такие законы.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гуськов Юрий Александрович, пожалуйста.           
                                                                                
ГУСЬКОВ Ю.А. Уважаемые депутаты, я хотел сказать несколько слов вот о чем.      
Мнение Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока было достаточно          
объективно здесь доложено. Мы неоднократно в комитете рассматривали эту         
проблему, и поверьте, всесторонне и самым тщательным образом. Оба эти закона    
сегодня принимать нельзя. Разработчики не поняли главного, сути. Вот говорят    
так: Сталин прочертил на карте красную линию - вот вам и Крайний Север. Да      
ничего похожего! Такого легковесного подхода никогда не было в истории нашей    
страны, как тот, с каким сейчас пытаются ввести новый порядок районирования.    
                                                                                
Я еще хочу подчеркнуть мысль: Крайний Север, районы, приравненные к Крайнему    
Северу, - это понятие не географическое в нашей стране, это                     
социально-экономическое понятие, выстраданное годами, продиктованное            
необходимостью осваивать тот же самый Крайний Север и многое другое.            
                                                                                
Вот был задан вопрос: "А где растут твердая пшеница в районах Крайнего Севера   
и виноград?" Нам разработчик отвечает: "В Бурятии растут твердая пшеница и      
виноград". Я очень сомневаюсь, что в Бурятии растет и то и другое. То есть      
это уже говорит о легковесном подходе.                                          
                                                                                
И третье обстоятельство. Мы, коренные северяне, благодарны депутатам Думы,      
которые с большим вниманием относятся к северной проблематике и проблематике    
районов Дальнего Востока. И сегодня вы, депутаты, показали свое истинное        
отношение к этой теме. Большое спасибо за это!                                  
                                                                                
Поэтому я просто прошу вас, уважаемые депутаты: никоим образом нельзя           
поддерживать эти законы сегодня! Придет время, мы спокойно на научной основе    
проведем это самое районирование, как говорят, во благо всем.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Кныш. Следующий - Иванченко.                      
                                                                                
КНЫШ В.Ф., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.                
                                                                                
Вопрос о районировании, который представили здесь два члена Совета Федерации,   
мне кажется, очень даже не вовремя поднят и очень плохо продуман. Вся система   
районирования была введена в период советской власти, она разрабатывалась       
многие годы, она выверялась, она экономически просчитывалась, и надо сказать,   
что за ныне действующим районированием был большой опыт государственной         
работы в этом направлении. Сегодня же, когда внимательно читаешь те             
материалы, которые представили здесь докладчики, убеждаешься, что эти вещи      
очень плохо продуманы. Вот эта система комфортности, дискомфортности, особые    
условия подсчетов и так далее, вот этот кольский вариант, который еще урезали   
и в извращенном виде применили к определению этих районов. Сегодня все          
говорит о том, что с кондачка такие вещи решать нельзя. Вот для Дальнего        
Востока, например, представителем которого я являюсь, последствием принятия     
этих законов будет потеря целых районов, население из этих районов уйдет.       
Надо все-таки понимать, что тот опыт, который был, нельзя игнорировать. Этот    
опыт подтвержден долгой практикой государственной политики, которая             
проводилась в свое время.                                                       
                                                                                
Да, действительно есть вещи, которые надо уже нам учитывать в будущей работе.   
Нам надо действительно немножко по-новому посмотреть на некоторые варианты      
расположения этих территорий, приравненных к Северу, районам Крайнего Севера.   
Но то, что сегодня предлагается, нельзя никаким образом применять, нельзя!      
                                                                                
И поэтому я, как человек, который прожил всю жизнь на Дальнем Востоке и знает   
его не понаслышке, призываю за этот закон не голосовать. Оба эти закона         
ущербны.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иванченко. Потом - Ромашкин. (Шум в зале.)        
                                                                                
Коллеги, останавливайте сами своих...                                           
                                                                                
ИВАНЧЕНКО Л.А. Уважаемые коллеги, сама идея социально-экономического            
районирования в Российской Федерации назрела. Наш комитет включил в свой план   
законотворческой деятельности специальный закон о социально-экономическом       
районировании всей территории Российской Федерации.                             
                                                                                
Я от имени комитета хотел бы пригласить к сотрудничеству тех, кто работал над   
этой частью проекта закона, то есть о северных территориях, к продолжению       
этой работы, и, если есть у них желание и возможность, они могут передать       
материалы в наш комитет. Я также предлагаю не голосовать сегодня за этот        
проект закона.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Ромашкин Виктор Васильевич. И Вишняков еще        
тянет руку. Еще, пожалуйста, обозначьтесь.                                      
                                                                                
РОМАШКИН В.В. Я не зря задавал вопрос по винограду и пшенице, поскольку я сам   
из Республики Алтай и бывал в районах Бурятии, приравненных к Крайнему          
Северу. Хочу сказать, что там не только виноград, там даже картошка не          
вызревает, ее там местное население не сажает.                                  
                                                                                
Поэтому уважаемым докладчикам, прежде чем, так сказать, выступать с такими      
обобщениями, полезно было бы, наверное, побывать в этих территориях.            
Наверное, потому и нашлись сегодня знаменитые пазырыкские находки в курганах    
горного Алтая, что там вечная мерзлота.                                         
                                                                                
Ну, долго говорить не буду. Просто еще раз призываю своих коллег этот           
законопроект, оба законопроекта отклонить.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Никитчук - по ведению.                            
                                                                                
НИКИТЧУК И.И. Уважаемые коллеги, ну, мы что-то так разошлись, разгорячились.    
Рабочий день закончился, вопрос ясен, совершенно понятен. Как надо голосовать   
- каждый определился. Я предлагаю прекратить дискуссию и проголосовать как      
кто определился.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Григорьевич, вы согласны с таким подходом?         
Согласен.                                                                       
                                                                                
Представитель Правительства имеет право выступить. Пожалуйста, Гоман Владимир   
Владимирович.                                                                   
                                                                                
ГОМАН В.В., статс-секретарь - заместитель министра региональной политики        
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые коллеги! Правительство направило             
официальный отзыв в адрес авторов-разработчиков представленных законопроектов   
о районировании. Отзыв был направлен потому, что авторы проектов закона не      
представили в Правительство финансово-экономическое обоснование по данным       
законопроектам, а это является нарушением части 3 статьи 104 Конституции        
Российской Федерации. То есть нарушена конституционная процедура внесения       
двух проектов федерального закона.                                              
                                                                                
Следующий момент. Законопроект, подготовленный членом Совета Федерации          
Назаровым, во многом дублирует положения существующего Федерального закона      
"Об основах государственного регулирования социально-экономического развития    
Севера Российской Федерации".                                                   
                                                                                
Коллега Соломов в своем законопроекте, к сожалению, нарушил Конституцию         
Российской Федерации, раздел о переходных положениях, ограничив право           
законодательной инициативы для субъектов права законодательной инициативы.      
                                                                                
В целом должен сказать, что, безусловно, проблема районирования в Российской    
Федерации существует. Поэтому в настоящее время в Правительстве России          
обсуждается концепция реформирования государственной поддержки Севера           
Российской Федерации. Исходя из этой поддержки будет внесен на рассмотрение     
Федерального Собрания проект федерального закона о районировании.               
                                                                                
Вот по этим причинам, потому, что законопроекты, в общем-то, противоречат и     
Конституции, и положениям действующего федерального законодательства,           
Правительство не может поддержать представленные проекты федерального закона.   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Полномочный представитель Президента, желаете             
высказаться?                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Александр Алексеевич Котенков.                                      
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты Государственной       
Думы! Чтобы не занимать ваше время, я не буду повторять то, что уже сказано.    
Я только напомню, что три года назад, когда в этом зале принимался рамочный     
закон "Об основах государственного регулирования социально-экономического       
развития Севера...", говорилось о том, что должен быть принят такой закон, но   
он должен быть гораздо шире, потому что зона дискомфортности в Российской       
Федерации находится не только в районах Крайнего Севера. Но действительно,      
видимо, нецелесообразно, ну, и не совсем правильно называть южные районы даже   
с высокой степенью дискомфортности Крайним Севером. Поэтому Правительство       
обещало, правда, еще в прошлом году внести такой законопроект. Работа над ним   
ведется. Поэтому, видимо, надо согласиться с теми предложениями, которые        
здесь звучали: отклонить оба представленных законопроекта, но все-таки          
просить Правительство ускорить разработку и внесение заявленного ранее          
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, можно ставить на голосование?                    
                                                                                
Итак, первым ставится на голосование законопроект, внесенный Александром        
Викторовичем Назаровым, пункт 40.1 нашей повестки дня. Кто за то, чтобы         
принять этот законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием.     
Комитет - против. Идет голосование по пункту 40.1 нашей повестки дня.           
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 16 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за                5 чел.              1,1%                        
Проголосовало против           83 чел.             18,4%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                     89 чел.                                          
Не голосовало                 361 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонен.                                                          
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, внесенный Николаем Ивановичем             
Соломовым. Пункт 40.2 нашей повестки дня. Кто за то, чтобы принять этот         
законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Комитет -        
против.                                                                         
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 16 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за                8 чел.              1,8%                        
Проголосовало против           67 чел.             14,9%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                     75 чел.                                          
Не голосовало                 375 чел.                                          
Результат: не принято