Заседание № 18
О Федеральном законе "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации" (проект № 98059899-2; в связи с отклонением закона Президентом Российской Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ
Пункт 4 порядка работы. О Федеральном законе "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации" докладывает член Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Виктор Леонидович Нефёдов. Пожалуйста. НЕФЁДОВ В. Л., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Федеральный закон "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации" был разработан как базовый федеральный закон, устанавливающий цели, приоритеты и основные механизмы реализации государственной молодежной политики. Закон был принят Государственной Думой 27 октября 1999 года, одобрен Советом Федерации 11 ноября 1999 года и отклонен Президентом Российской Федерации 25 ноября 1999 года. В связи с отклонением закона 11 февраля 2000 года в Государственной Думе была создана специальная комиссия, в ее работе приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации и представители Правительства Российской Федерации. По предложению Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи предыдущего созыва закон 19 декабря 2001 года выносился на повторное рассмотрение для одобрения его в ранее принятой редакции, но не набрал необходимого числа голосов. Процедурные возможности для дальнейшей работы над законом в Государственной Думе исчерпаны, и поэтому Комитет по делам женщин, семьи и молодежи предлагает снять его с дальнейшего рассмотрения. Уважаемые депутаты, на прошедших в Государственной Думе 3 марта 2004 года парламентских слушаниях, посвященных законотворческой деятельности нашего комитета, проблемы совершенствования законодательства в области государственной молодежной политики обсуждались очень активно. Многие выступавшие отмечали необходимость принятия на федеральном уровне нормативного правового акта, определяющего основы государственной молодежной политики. Но в соответствии с Конституцией Российской Федерации основные направления внутренней политики определяет президент. Участники парламентских слушаний предложили Государственной Думе обратиться к Президенту Российской Федерации с просьбой рассмотреть возможность разработки основных направлений государственной молодежной политики. Учитывая изложенное, прошу поддержать мнение комитета и снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть у депутатов вопросы? Пожалуйста, Кузнецов Виктор Егорович. Включите микрофон, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ В. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Вам известно, что сегодня в России в регионах уже действуют законы о молодежной политике, законы о молодежи и молодежные парламенты, что закон о молодежной политике в России разрабатывается с момента исчезновения комсомола? Эти ребята уже стали дедушками, а мы всё еще не приняли закон! НЕФЁДОВ В. Л. Мне известно, что в субъектах Федерации работают, и очень неплохо работают, законы о молодежной политике. Но в данной ситуации процедурные возможности исчерпаны, и мы в комитете можем приступить к разработке нового закона в соответствии с замечаниями президента только после того, как предыдущий документ будет отклонен Государственной Думой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Еще вопросы есть, да? Пожалуйста, депутат Гришуков Владимир Витальевич. Пожалуйста, включите микрофон. ГРИШУКОВ В. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо большое. Для сведения депутатов, для стенограммы: этот закон в свое время был принят подавляющим большинством депутатов Государственной Думы и одобрен Советом Федерации, как было сказано. А вопрос у меня следующий: нужен ли такой федеральный закон и в целом определена или нет молодежная политика в государстве, поддерживается она федеральной властью или нет? Спасибо. НЕФЁДОВ В. Л. Как вы знаете, большинством закон был принят, но вето президента не было преодолено на заседании Государственной Думы, я об этом говорил. Что касается моего личного мнения, то да, такой закон нужен, но нужен закон, который не повторяет и не дублирует Конституцию, закон более качественный, более углубленно проникающий в проблемы молодежной политики. Именно этим мы в комитете и в подкомитете по делам молодежи и планируем заняться, уже разработана концепция, дайте нам возможность заняться разработкой этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Виктор Леонидович, присаживайтесь, на "часе голосования" определимся.
Прошу депутатов определиться по пункту 4 порядка работы, о Федеральном законе "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации". Ставится в формулировке: снять с дальнейшего рассмотрения. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 59 мин. 30 сек.) Проголосовало за 293 чел.65,1% Проголосовало против 74 чел.16,4% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2% Результат: принято Принимается.
Заседание № 38
О Федеральном законе "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации" (в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ
Пункт 3: о Федеральном законе "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации". Комитет предлагает принять закон в ранее принятой редакции (в связи с отклонением Президентом). Так, пожалуйста, Александр Алексеевич Котенков. Подготовиться Зое Ивановне Воронцовой. (Шум в зале.) Уважаемые депутаты, я прошу вас присесть. КОТЕНКОВ А. А., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации отклонил Федеральный закон "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации". По мнению Президента, закон подготовлен без учета положений Конституции Российской Федерации, действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Основная глава закона - "Приоритеты государственной молодежной политики в Российской Федерации" - по своему содержанию носит характер не закона, а программного документа. Нормы этой главы носят либо декларативный характер, либо не имеют механизма реализации. Кроме того, я хотел бы напомнить, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации основы государственной политики устанавливает Президент Российской Федерации. Ряд положений закона представляют собой цитирование конституционных норм, что является недопустимым. Так, положение пункта 2 статьи 3 закона уже урегулировано частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации. Аналогичные замечания относятся и к пункту 3 статьи 11, к статье 12 закона. Положения закона, касающиеся региональных и местных целевых программ, что представляется авторами закона как основа реализации молодежной политики, не относятся к предметам ведения Российской Федерации. В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся только федеральные программы, а вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Следовательно, субъекты Российской Федерации самостоятельно решают вопросы необходимости принятия региональных программ, определяют их содержание и объемы финансирования. Вопросы местного значения, в том числе принятие программ социально-экономического развития муниципального образования, находятся в ведении органов местного самоуправления и не могут регулироваться федеральным законом. Анализ закона свидетельствует о том, что большинство его положений направлено на присвоение законодателям полномочий Правительства Российской Федерации, что противоречит принципу разделения властей, закрепленному в статьях 10, 11 и 110 Конституции Российской Федерации. Так, статьями 5-9, 10, 11 и другими статьями закона на федеральные органы исполнительной власти возлагаются конкретные полномочия, тогда как согласно статье 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве..." Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и определяет их полномочия. Положения статьи 5 закона, касающиеся федеральных целевых программ, не являются предметом регулирования данного закона, так как указанные вопросы уже урегулированы федеральным законом о поставках продукции для федеральных государственных нужд. Аналогичное замечание относится и к ряду других статей закона. Положения закона, касающиеся налоговых и иных льгот, не относятся к предмету его регулирования, так как эти вопросы решаются на основании федеральных законов в области налогообложения. В соответствии с действующим бюджетным законодательством не допускается внесение изменений в налоговую систему и предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации. Положение закона, касающееся оказания содействия в обеспечении молодежного жилищного комплекса необходимыми финансовыми средствами на условиях договора со стороны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (статья 6 закона), противоречит принципу самостоятельности бюджетов, закрепленному в статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Вопросы формирования и расходования средств бюджетов субъектов Российской Федерации находятся в исключительном ведении субъектов Российской Федерации и решаются ими самостоятельно. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников дохода и правом определять направления их использования и расходования, а также объемы бюджетных средств по этим направлениям. Аналогичные замечания относятся и к другим статьям закона. Статья 13 закона предусматривает в целях привлечения молодых граждан к формированию и реализации государственной молодежной политики созыв всероссийского конгресса молодежи. Однако статус указанного конгресса неясен. Если созыв конгресса подразумевает реализацию конституционного права граждан на объединение для защиты своих интересов (что предусмотрено статьей 30 Конституции Российской Федерации), то тогда деятельность указанного органа, порядок его создания, реорганизации и ликвидации должен регулироваться Федеральным законом "Об общественных объединениях". Однако положения закона, устанавливающие статус конгресса, противоречат нормам указанного федерального закона. Если же речь идет о реализации гражданами Российской Федерации права участвовать в соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, то указанное положение должно рассматриваться одновременно с положениями части 2 и части 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации, в которых под представителями подразумеваются лица, избранные в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Конгресс молодежи к органам власти отнесен быть не может. Конституция Российской Федерации не допускает также и возможности создания смешанных государственно-общественных органов. Уважаемые депутаты, я не буду более подробно останавливаться на замечаниях, которые Президент высказывает. Они подробно изложены в письме Президента, которое у вас есть. В целом вывод, который следует сделать из письма Президента: данный законопроект не имеет самостоятельного предмета правового регулирования, концептуально противоречит Конституции Российской Федерации и действующему законодательству Российской Федерации, подлежит отклонению. Благодарю за внимание. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы В. П. Лукин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Алексеевич. Теперь слово предоставляется представителю профильного комитета Зое Ивановне Воронцовой. ВОРОНЦОВА З. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Владимир Петрович, уважаемые депутаты! Закон "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации" был принят Государственной Думой 27 октября 1999 года абсолютным конституционным большинством. 11 ноября он был также одобрен абсолютным большинством Совета Федерации, но, к сожалению, не нашел поддержки у бывшего Президента России Ельцина. Согласно Регламенту отклоненный закон был направлен на заключение в Комитет по делам женщин, семьи и молодежи, затем постановлением Думы было принято решение о создании специальной комиссии. К сожалению, представитель Президента категорически отказался от участия в работе специальной комиссии, обосновав это концептуальным несогласием с федеральным законопроектом. С высказанным аргументом согласиться нельзя, так как в письме Президента подобное замечание не выражено. В соответствии со статьей 134 Регламента Государственной Думы ответственный комитет - Комитет по делам женщин, семьи и молодежи - принял решение предложить депутатам рассмотреть указанный федеральный закон в ранее принятой редакции. Потребность в его принятии обосновывается рядом факторов. В системе законодательства России отсутствует базовый федеральный закон, устанавливающий цели, приоритеты, основные механизмы государственной молодежной политики. В законе "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации" заложены нормы государственной поддержки общественно полезной деятельности молодежи, содействия экономической самостоятельности молодых граждан в реализации их права на труд, государственной поддержки молодых семей, обеспечения охраны здоровья молодежи, обеспечения условий образования. Заложены нормы управления в области государственной молодежной политики. Закон базовый. Именно на его основе далее должны быть разработаны законы прямого действия, столь необходимые для нормативно-правовой базы в области государственной молодежной политики. Ссылки Президента на то, что законопроект носит декларативный характер, подготовлен без учета положений Конституции, или, наоборот, на то, что ряд положений закона представляет собой цитирование конституционных норм, на наш взгляд, и некорректны, и необоснованны. Постатейное обсуждение закона уже проводилось. Все аргументы за и против прозвучали. Поэтому нет смысла еще раз проводить это обсуждение сейчас в стенах Государственной Думы. Уважаемый Александр Алексеевич, при всем глубоком уважении к вам, вопрос: неужели Государственная Дума и Совет Федерации принимали абсолютно конституционным большинством нулевой, никчемный закон, сырой, как вы его сейчас представили?! Я думаю, это совсем не так. Да, можно, используя юридические тонкости, обосновать отрицательное заключение, но основная причина отклонения все-таки в другом: в затратности данного закона. На его исполнение потребуются деньги. А у нас на детские пособия, как всегда, денег нет, на достойную жизнь старикам - нет, нет финансов и на молодежь. Если что и закладывается в бюджет, то по остаточному принципу. А в действительности же в молодежь нужны крупные и долговременные инвестиции. Копья ломаем над законами, чистим административный кодекс, спорим о реформе государственного управления, а зачем, для кого мы это делаем?! Уже с 2000 года доля пожилых россиян в возрасте от 60 лет и выше превысит долю детей младше 15 лет. Российское общество катастрофически стареет. Коэффициенты рождаемости в группе 15 - 29-летних женщин за последние восемь лет снизились в полтора раза. В молодых семьях, на которые приходится основная масса рождения детей, решение иметь ребенка все чаще откладывается на неопределенное будущее ввиду жизненной неустроенности. Крайне высоким остается показатель смертности среди молодых россиян. Низким остается показатель браков, и очень высоким - число разводов. Поэтому особенности демографических процессов в молодежной среде в конце 90-х годов свидетельствуют о том, что национальная безопасность страны находится под серьезной угрозой. Проблема сохранения генофонда приобретает стратегический характер и становится в начале нового века одним из важнейших геополитических факторов. Отмечается резкое ухудшение состояния здоровья значительной части молодых российских граждан. Остается острейшая проблема трудоустройства молодых людей. Среди зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних лет составляет от 30 процентов и выше, а с учетом реального распространения безработицы - почти 39 процентов. 29 января этого года, выступая на коллегии Госкоммолодежи России, Валентина Ивановна Матвиенко сказала: "Стыдно, что у нас нет закона о государственной молодежной политике. Я бы просила и комитет, и руководителей субъектов Российской Федерации самым серьезным образом обратить внимание и заняться работой по досогласованию этого закона. Давайте сделаем первый шаг, давайте покажем, что государство действительно на законодательном уровне поддерживает молодежь и осуществляет государственную молодежную политику. Я бы очень просила представителей регионов поработать со своими депутатами в плане поддержки быстрейшего и окончательного принятия этого закона, собственно, как и других нормативных и законодательных актов, в которых нуждается молодежь". Я привела дословно выступление Валентины Ивановны Матвиенко на данном форуме. Совет Федерации не только одобрил обсуждаемый закон, но уже после наложения Президентом вето провел парламентские слушания о роли молодежи в российском обществе. Практически все выступавшие говорили о крайней необходимости принятия закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации". Сегодня слово за Думой. Закон базовый. Именно на его основе будут разрабатываться законы прямого действия. Уважаемые депутаты, вы сегодня решаете судьбу 34 миллионов юношей и девушек, судьбу будущего нашей страны. Комитет убедительно просит дружно преодолеть вето Президента и проголосовать за закон в прежней его редакции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зоя Ивановна. У нас в соответствии со статьей 35... (Шум в зале.) Одну секундочку! Я еще раз повторяю: у нас в соответствии с пунктом 2 статьи 135 Регламента вопросы по отклоненным законам не предусмотрены, поскольку они уже обсуждались и все вопросы задавались. Предусмотрены в соответствии с этой статьей выступления представителей политических групп, фракций, депутатских объединений, если они того пожелают. Кто из представителей депутатских объединений хотел бы выступить? Пожалуйста. В какой последовательности обычно выступают? Представитель Коммунистической партии Российской Федерации, депутат Плетнева, пожалуйста, вам слово. (Шум в зале.) Не Плетнева, а депутат Горячева? Ну, я исхожу из того, кто поднял руку. Депутат Горячева будет выступать от вас? Извините. Депутат Горячева - от фракции Коммунистической партии. ГОРЯЧЕВА С. П., председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Владимир Петрович, вообще, я хотела бы, чтобы мне предоставили слово как председателю Комитета по делам женщин, семьи и молодежи, если это возможно, просила бы об этом депутатов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я ведь раб Регламента. Я действую строго по Регламенту. Если вам фракция доверяет - пожалуйста, выступайте. ГОРЯЧЕВА С. П. Хорошо, спасибо. Уважаемые депутаты, мне бы хотелось тоже высказать свою точку зрения и некоторые аргументы в поддержку этого закона. Хочу сказать, что вот интересная совершенно ситуация. Я очень внимательно изучила все те заключения, которые к нам поступали из Администрации Президента. На самом деле тогда, когда законопроект рассматривался в первом чтении, когда обсуждалась концепция, от Администрации Президента ни заключения, ни отзыва фактически не поступило, и складывалось впечатление у комитета, что Президент с этим согласен. Здесь уже было сказано, что на него именно, на Президента, возложена обязанность формировать в том числе и молодежную политику. И вот у меня, конечно, возникают вопросы сегодня к уважаемому Александру Алексеевичу. Ну что ж, вы не знаете, что у нас каждый пятый житель Российской Федерации - это молодой человек? Вы что, не знаете, что у нас в Российской Федерации каждый третий безработный - это молодой человек, каждый второй больной туберкулезом - молодой человек, каждый второй совершивший преступление - молодой человек? Так почему же тогда за шесть лет работы Государственной Думы вы не внесли лучший, более совершенный закон, для того чтобы можно было молодежные проблемы все же решить? Обращаю ваше внимание, уважаемые депутаты, что у нас имеется заключение Правового управления. Они очень внимательно работали по этому закону. Ни одного замечания, вернее, все замечания, которые были, мы учли. И на самом деле к этому окончательному варианту замечаний правового характера у Правового управления нет. Это говорит о том, что очень многие доводы представителя Президента просто надуманны. А теперь по сути мне хотелось бы сказать. Вот здесь представитель Президента, когда он выступал, сказал о том, что программы регионального и межрегионального характера не входят в компетенцию федеральных органов власти. Александр Алексеевич, поднимите Конституцию и посмотрите: как раз вопросы социальной политики - а этот закон регламентирует вопросы социальной политики только в молодежной сфере - входят в компетенцию совместную. Таким образом, мы можем принимать это в предлагаемом вам законе. Второе, что мне хотелось бы сказать. Вот тоже аргумент - присвоение законодателем полномочий исполнительной власти. Ничего подобного, Александр Алексеевич! Вы в этой ситуации, так скажем, просто создаете совершенно ложную видимость. Я зачитываю то, что предусмотрено в законе, в главе III "Формирование и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации", в статье "Управление в области государственной молодежной политики...". Вот буквально дословно что записано, я просто акцентирую внимание депутатов... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, время. Сколько вам еще нужно? ГОРЯЧЕВА С. П. Ну, полминуты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Минуту, пожалуйста, добавьте. ГОРЯЧЕВА С. П. Да, минуту, спасибо. "В соответствии с законодательством Российской Федерации координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области государственной молодежной политики в Российской Федерации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации". Где здесь вторжение в компетенцию? Мы просто эту важную функцию отдаем в сферу исполнительной власти. А какой федеральный орган будет этим заниматься - это полностью в соответствии с законом "О Правительстве...". И еще мне хотелось сказать. Александр Алексеевич, ну нельзя же вот так передергивать все то, что изложено в этом законе. (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, полминуты еще добавьте. Пожалуйста. Но просьба уложиться. ГОРЯЧЕВА С. П. Очень важный аргумент. Налоговые льготы. Ведь на самом деле они могут предоставляться, и то законодательством субъекта Федерации, только тем предприятиям, где 75 процентов занятых, так скажем, - это молодые люди и они предоставляют услуги или производят продукцию для молодых людей. Так разве это не правильно? Но такие функции мы предлагаем передать субъектам Федерации. И так по всем другим аргументам, которые есть в этом законе. Уважаемые депутаты, я понимаю, в этой ситуации, может быть, над вами довлеет вот это, так скажем, мнение представителя Президента. Но я прошу, чтобы голосование было поименным, я очень об этом вас прошу. Закон на самом деле базовый, и он дает возможность сегодня государству повернуться лицом к молодежи... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Петровна. От фракции "Единство" есть желающие выступить? Пожалуйста, депутат Буратаева. БУРАТАЕВА А. М., фракция "Единство". Я не буду красноречиво говорить о том, что это серьезный закон, важнейший закон, который, конечно, нужно принимать. Но хотелось бы обратить внимание на то, что принимала его Дума старого созыва, все-таки для нового созыва депутатов не было организовано ни одних парламентских слушаний по этому важнейшему вопросу. Во-вторых, конгресс молодежи какой статус и полномочия имеет - тоже непонятно. И в-третьих, наверное, этот вопрос нельзя сейчас впопыхах, быстренько-быстренько решать, потому что говорят: вот безвредный закон. В принципе, да, безвредный, но нам нужен полезный закон. И в-четвертых, сейчас госкомитет по делам молодежи расформирован, уже расформирован, новый департамент еще не приступил к работе. То есть принимать закон в отсутствие государственного органа, который непосредственно будет заниматься государственной молодежной политикой, думаю, некорректно. Поэтому мое предложение - все-таки этот вопрос перенести на осень, и с приглашением уже рабочего департамента, руководства департамента по делам молодежи, с привлечением молодежных организаций, студенческих профсоюзов, вместе вернуться к этому вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александра Манджиевна. Следующий - представитель фракции Либерально-демократической партии, если они того пожелают. Есть представитель для выступления? Нет, насколько я понимаю. Если нет, тогда следующая фракция - "Отечество - Вся Россия". Есть ли желающие от фракции выступить? Нет, насколько я вижу, да? Следующая фракция - это "Союз Правых Сил". Депутат Лекарева, пожалуйста. Включите, пожалуйста, микрофон. ЛЕКАРЕВА В. А., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Я обращаю ваше внимание, что суть предлагаемого Федерального закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации" состоит в том, чтобы наконец заработали основные механизмы государственной поддержки молодежи на этапе социального становления и вступления в самостоятельную жизнь. Ведь никуда не годится, когда молодой человек, окончивший вуз, остается невостребованным. Не случайно известный ученый Сергей Петрович Капица с горечью говорит о том, что за последнее время полторы тысячи выпускников московских вузов уехали за границу. Кстати говоря, на подготовку каждого молодого человека было потрачено более миллиона долларов. Утечка "золотых мозгов", как говорит всемирно известный ученый, свидетельствует о том, что у нас не созданы должным образом условия для молодых людей. И самое главное, уважаемые депутаты: принятие указанного закона означает продвижение в системе законодательства в решении молодежных проблем. Без вовлечения молодежи в преодоление кризиса в России нам не удастся наладить нормальную жизнь. И хочу задать представителю Президента, уважаемому Александру Алексеевичу вопрос: когда последний раз он посещал общежития студенческие? Быт наших студентов, нашей молодежи сравним только с подземными переходами Москвы! И я прошу вас, уважаемые депутаты, внимательно посмотреть, что закон носит рамочный характер, и не случайно. Целый год работала комиссия над этим законом. И я уверена, что более 300 депутатов Думы второго созыва и все, при одном воздержавшемся, в Совете Федерации проголосовали за этот закон, потому что он нужен: нет закона и нет государственного органа, который бы занимался молодежной политикой. Председательствует Председатель Государственной Думы Г. Н. Селезнев ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "ЯБЛОКО", пожалуйста, депутат Попов. ПОПОВ С. А., фракция "ЯБЛОКО". Точка зрения фракции "ЯБЛОКО" - это поддержка данного закона. Я могу сказать, что она еще более укрепилась после очень содержательного выступления Зои Ивановны Воронцовой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, от Агропромышленной депутатской группы кто? Пожалуйста, Харитонов Николай Михайлович. ХАРИТОНОВ Н. М., руководитель Агропромышленной депутатской группы. Я думаю, что тогда, когда отсутствует в настоящем государственная программа детства, молодежной политики, на обсуждении этого закона мы теряем время. Надо голосовать за любое постановление, любой закон, который направлен в поддержку молодежного движения. А этот закон тем более - надо голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. "Народный депутат"? Нет желающих. "Регионы России", пожалуйста, есть желающие? Пожалуйста, Олег Викторович Морозов. МОРОЗОВ О. В., председатель депутатской группы "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Взвешивая плюсы и минусы, которые, несомненно, будут в любом решении, которое будет принято палатой, мы тем не менее склоняемся к поддержке этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, мы опросили фракции, сейчас слово - Александру Алексеевичу Котенкову, и потом мы вынесем закон на "час голосования". КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Учитывая эмоциональный пафос выступления основного докладчика по вопросу, депутата Воронцовой, я вынужден также начать с эмоций. Прежде всего я хотел бы уточнить, что не у бывшего Президента Российской Федерации данный закон не нашел поддержки, а у Президента Российской Федерации. В Конституции нет Президента Ельцина, Президента Путина, в Конституции есть Президент Российской Федерации. И если бы нынешний Президент, Владимир Владимирович Путин, относился иначе к этому закону, я бы не представлял здесь сейчас мнение, позицию Президента Российской Федерации. Это на всякий случай, чтобы больше не было передергиваний: бывший Президент, будущий Президент... У нас с вами есть один Президент Российской Федерации. Дальше. Отказ от участия в согласительных процедурах. Я хотел бы, чтобы вы внимательно читали письма. Я не участвую лично и не отказываюсь лично от участия. Я известил вас о том, что представители Президента не будут участвовать в согласительной комиссии, в силу того что законопроект концептуально противоречит Конституции, а в согласительных процедурах не может изменяться или обсуждаться концепция законопроекта. Далее. Уважаемые депутаты, учитывая любовь нашей прессы приписывать мне слова иных, цитируемых мною авторов, подчеркиваю, я цитирую не себя. Это цитата - "Благими намерениями вымощена дорога в ад". Принятие очередной декларации о намерениях, которая пробудит надежду у большой части населения, у тех самых 32 миллионов, на которых ссылается Светлана Петровна, но не будет реализована на практике, лишь осложнит социальную ситуацию в стране. Теперь еще. Ссылка на Матвиенко, к сожалению, абсолютно, мягко говоря, несостоятельна. Вот у меня в руках официальный отзыв за подписью Валентины Ивановны Матвиенко, вывод которого таков: в связи с изложенным вносится предложение об отклонении закона в представленной редакции. Откуда депутат Воронцова взяла мысль о том, что Матвиенко поддерживает данный закон, я не знаю. Равно как и ранее направленный отзыв Правительства тоже был отрицательным. Далее. Светлана Петровна Горячева несколько передернула мои слова и текст закона, сказав, что межрегиональные программы относятся к совместному ведению. Безусловно. Но ведь я говорил не о межрегиональных программах, которые действительно относятся к совместному ведению, а о региональных и местных программах, о которых говорит закон. А это есть вторжение в деятельность как субъектов Федерации, так тем более органов местного самоуправления. То, что Светлана Петровна, процитировав одну статью, говорила, что полномочия в сфере исполнительной власти возлагаются именно на федеральный орган власти, это не совсем точно. Она процитировала одну статью, а я вам процитирую несколько статей. В частности, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления ежегодно устанавливают социальные нормы и нормативы оказания социальных услуг для молодежи. Мы устанавливали полномочия не только федерального органа, но и органов субъектов Федерации и даже местного самоуправления по вопросам, которые не решены даже в масштабах государства. У нас с вами до сих пор не утверждены минимальные государственные социальные стандарты, а мы предписываем это сделать на уровне местного самоуправления! Ну утвердят они эти социальные стандарты, а кто их будет оплачивать? Далее, статья 9: "Пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни молодежи и другие мероприятия в данной области осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта... В целях реализации указанных программ уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели заключают долгосрочные договоры с организациями..." и так далее. Ну, там длинная статья. Это и есть полномочия, которые вы устанавливаете, а должны устанавливать Правительство и органы исполнительной власти субъектов Федерации. И наконец, последнее. Ну, уважаемая Светлана Петровна, ну и что из того, что на предприятии работает 75 процентов молодежи? Да хоть 1 процент, хоть 100 процентов! Налоговые льготы - это предмет налогового законодательства! Ровно об этом мы и говорим. Мы не говорим, что нельзя давать льготы предприятиям, где работает 75 процентов молодежи. Может быть, и можно, но это предмет иного законодательства. Таким образом, уважаемые депутаты, и позиция Президента (вот специально для депутата Воронцовой говорю), и бывшего Президента, и действующего Президента, и позиция Правительства, и бывшего Правительства, и действующего Правительства - отклонить данный закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Пожалуйста, Зоя Ивановна Воронцова, вам слово. Всё, коллеги, обсуждение уже прекращено. Сейчас Воронцова выступит с заключительным словом. ВОРОНЦОВА З. И. Уважаемый Александр Алексеевич, в своем выступлении я ведь не сказала, что Котенков отказался, а сказала: представитель Президента. Поэтому, будьте добры, не передергивайте. И еще. Я думаю, к "часу голосования", Геннадий Николаевич, вы позволите это сделать - распространить среди депутатов выступление Валентины Ивановны Матвиенко на коллегии госкоммолодежи России 29 января 2000 года, чтобы Александр Алексеевич меня не уличал в том, что я взяла невесть откуда слова Валентины Ивановны Матвиенко. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. По ведению! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - депутат Харитонов. ХАРИТОНОВ Н. М. Я, уважаемый Александр Алексеевич, хотел бы для истории отметить, что обижаете вы Бориса Николаевича. Почему? Потому, что когда он был в последней поездке, в Свердловске, то часы наручные, памятные, он дарил с надписью: от первого Президента России. Поэтому вы нас в рамки не ставьте, что только Президент... От имени первого Президента дарил часы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, всё, закончилось обсуждение. Мы закон этот включаем в "час голосования".
Пункт 3 повестки дня: о Федеральном законе "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации", отклоненном Президентом Российской Федерации. Предлагается проголосовать в ранее принятой редакции. Ставлю на голосование... Подождите секундочку. По мотивам? Светлана Петровна, другого не может быть. По мотивам - Горячева Светлана Петровна. (Шум в зале.) Да, оно поименное. ГОРЯЧЕВА С. П. Уважаемые депутаты, вот я и просила проголосовать поименно по этому закону. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, коллеги. Я думаю, это группа электронного голосования зафиксировала - поименное голосование. Ставлю на голосование. Пожалуйста, коллеги, голосуйте. Вы голосованием решите судьбу. Кто без карточки? Алферов - за. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 13 сек.) Проголосовало за 257 чел. 57,1% Проголосовало против 84 чел. 18,7% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел. Результат: не принято Не принимается. Надо будет перерабатывать закон.
Заседание № 5
О проекте постановления Государственной Думы "О создании специальной комиссии в связи с отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации".
Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ
Переходим к 13-му вопросу нашей повестки дня - о проекте постановления Государственной Думы "О создании специальной комиссии в связи с отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Светланы Петровны Горячевой. Я прошу включить микрофон. Пожалуйста, Светлана Петровна. ГОРЯЧЕВА С. П. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! 25 ноября 1999 года Президент Российской Федерации отклонил закон "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации". В комитете очень внимательно изучены те замечания, которые были сделаны Президентом, проведены консультации с представителем Президента, и мы считаем, что, создав специальную комиссию, эти разногласия можно устранить. Предлагаем в состав комиссии Воронцову Зою Ивановну, Баранникова Александра Евгеньевича и Костерина Евгения Алексеевича. Председателем комиссии мы предлагаем избрать Воронцову Зою Ивановну. Мы считаем, что комиссия сможет этот очень нужный для России закон доработать и представить на заседание Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у представителей фракций дополнения? Пожалуйста, депутат Похмелкин. Включите микрофон. ПОХМЕЛКИН В. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Мы предлагаем включить в состав данной комиссии Селиванова Андрея Владимировича, который работал в соответствующем комитете и сейчас является заместителем председателя комитета по труду и социальной политике. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу включить микрофон депутату Райкову. РАЙКОВ Г. И. У нас также есть предложение: включить в эту комиссию Конева Юрия Михайловича. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Конева? РАЙКОВ Г. И. Да, Конева Юрия Михайловича. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще предложения? Светлана Петровна, не возражаете против включения еще дополнительных членов комиссии? Включите микрофон депутату Горячевой. ГОРЯЧЕВА С. П. Нет, я совершенно не возражаю. Наоборот, я очень благодарна Селиванову Андрею Владимировичу за то, что он соглашается войти в состав этой комиссии. Он действительно разрабатывал законопроекты и очень, так скажу, хорошо работал над ними. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Приступаем тогда к голосованию по проекту постановления "О создании специальной комиссии в связи с отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации". Прошу включить систему электронного голосования, чтобы депутаты могли определиться голосованием по этому проекту постановления. Без карточки у нас депутат Лекарева. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 52 мин. 58 сек.) Проголосовало за 302 чел. 67,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 304 чел. Не голосовало 146 чел. Результат: принято Принимается. Спасибо.
Заседание № 292
О Федеральном законе "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации" (в связи с отклонением Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Переходим к пункту 3.19 повестки дня: о Федеральном законе "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации". Этот закон отклонялся Советом Федерации, работала согласительная комиссия. Редакция, предложенная согласительной комиссией, обсуждена нами на заседании 20 октября. Закон вынесен на голосование по решению палаты. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы этот закон принять в редакции, предложенной согласительной комиссией? Прошу голосовать. Идет голосование пункта 3.19 повестки дня. Кто без карточки? Таких нет. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 28 сек.) Проголосовало за 367 чел. 81,6% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел. Результат: принято Закон принят.
Заседание № 289
О Федеральном законе "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации" (в связи с отклонением Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
У нас еще есть время. Пункт 5: о Федеральном законе "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации". Селиванов Андрей Владимирович, пожалуйста. СЕЛИВАНОВ А.В., фракция "Наш дом - Россия". Уважаемые депутаты, 13 октября состоялось заседание согласительной комиссии (с членами Совета Федерации) по закону "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации", и все спорные вопросы мы сняли. Предложения Совета Федерации частично учтены, но большинство поправок Совета Федерации единогласно было отклонено. Вам розданы документы, где поправки выделены более жирным шрифтом на страницах 3, 4, 8, 21. Из статьи 5 исключен абзац второй пункта 5. Просим поддержать решение согласительной комиссии и принять закон "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации" в согласованной с Советом Федерации редакции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли у вас замечания по протоколам согласительной комиссии? Нет. Поддерживаем комитет. То же самое, на среду, на "час голосования" выносим данный закон.
Заседание № 280
О проекте постановления Государственной Думы "О согласительной комиссии по Федеральному закону "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации" (в связи с отклонением Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Пункт 4 повестки дня. То же самое. Согласительная комиссия по Федеральному закону "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации". Есть ли замечания по этому проекту постановления? Нет. Ставлю на голосование: принять данное постановление о создании согласительной комиссии. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 26 мин. 06 сек.) Проголосовало за 273 чел. 60,7% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 273 чел. Не голосовало 177 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 275
О проекте федерального закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пожалуйста, законопроект "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации" (третье чтение). Михаил Александрович Таранцов. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас, Таранцов закончит, и я вам дам слово по ведению. ТАРАНЦОВ М.А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! После соответствующей доработки комитет представляет к рассмотрению в третьем чтении проект федерального закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации". По заключению Правового управления Аппарата Госдумы внутренних противоречий, в том числе неправильной взаимосвязи статей, в законопроекте не установлено. Все замечания и предложения лингвистического характера, которые после второго чтения были высказаны, полностью реализованы. Просим поддержать принятие проекта федерального закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, могу я поставить на голосование? Ставлю на голосование: принять законопроект в третьем чтении. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 55 сек.) Проголосовало за 325 чел. 72,2% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 271
О проекте федерального закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Рассматривается пункт 8 повестки дня: о проекте федерального закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации" (второе чтение). Михаил Александрович Таранцов, докладчик, пожалуйста. ТАРАНЦОВ М.А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Комитет по делам женщин, семьи и молодежи вносит для рассмотрения во втором чтении проект федерального закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации". В первом чтении законопроект был принят в ноябре 1998 года. На законопроект поступило более 200 поправок от 58 субъектов права законодательной инициативы. Практически во всех заключениях поддерживается целесообразность и необходимость принятия названного законопроекта. После основательной проработки комитет счел целесообразным и возможным рекомендовать к принятию 189 поправок, которые отражены в таблице 1, и 31 поправку рекомендовал к отклонению, они оформлены в таблице 2. Хочу также сказать, что в январе 1999 года на парламентских слушаниях, которые прошли в Ленинграде (Санкт-Петербурге), текст законопроекта обсудили более 600 участников - депутаты Государственной Думы, представители федеральных министерств и ведомств, законодательных органов субъектов Российской Федерации, органов по делам молодежи, молодежных и детских общественных объединений, работники образования и социальной сферы, ученые, эксперты и так далее - из более чем 70 субъектов Российской Федерации. Комитет провел специальное обсуждение вносимого законопроекта с участием лидеров молодежных и детских общественных объединений, которые входят в Национальный совет молодежных и детских объединений России, среди участников наиболее представительных федеральных и региональных молодежных объединений, таких как Российский союз молодежи, Национальная лига молодежи, Ассоциация молодых инвалидов, Союз пионерских организаций, Федерация детских организаций и целый ряд других. Все участники общественной экспертизы законопроекта считают необходимым поддержать предлагаемый для рассмотрения законопроект. С учетом высказанных замечаний и предложений текст законопроекта был основательно доработан. В то же время принятые поправки не меняют концепцию принятого в первом чтении законопроекта, уточняют и конкретизируют положения вводимых статей. Скорректирована структура законопроекта, конкретизированы нормы, которые определяют цели, принципы, приоритеты государственной молодежной политики в Российской Федерации, государственной поддержки общественно значимой инициативы молодежи, содействия развитию экономической самостоятельности молодых граждан, в том числе реализации их права на труд, поддержки молодежного предпринимательства, молодых семей, участия молодых граждан в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. В соответствии с законопроектом предполагается поддержка и широкое привлечение к деятельности по реализации программ и других мероприятий в области государственной молодежной политики органов местного самоуправления, различных организаций и граждан. С учетом замечаний Правительства России предлагается поэтапное введение в действие различных норм этого закона: часть норм - с 1 июля 2000 года, а более затратные нормы ряда статей - с 1 января 2001 года. Ну и, наконец, в заключение должен сказать, что законопроект прошел соответствующую правовую экспертизу, замечаний у Правового управления нет. С учетом сказанного просим поддержать принятие этого законопроекта во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Александрович. Есть ли у фракций и депутатских групп, у депутатов вопросы, предложения по таблицам поправок? Не вижу. Могу ли я поставить на голосование в таком случае таблицы поправок? Да, могу. Ставлю на голосование: согласиться с комитетом и принять таблицу рекомендованных к принятию поправок. Прошу проголосовать. Голосуется таблица принятых комитетом поправок к законопроекту под пунктом 7 повестки дня. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Нет таких. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 54 мин. 49 сек.) Проголосовало за 331 чел. 73,6% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел. Результат: принято Таблица принята. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы согласиться с комитетом и принять таблицу отклоненных поправок? Прошу голосовать. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 55 мин. 26 сек.) Проголосовало за 311 чел. 69,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 311 чел. Не голосовало 139 чел. Результат: принято Таблица утверждена. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять законопроект во втором чтении? Прошу голосовать. Идет голосование. Пункт 8 повестки дня. Законопроект во втором чтении. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 56 мин. 01 сек.) Проголосовало за 335 чел. 74,4% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 336 чел. Не голосовало 114 чел. Результат: принято Законопроект принят во втором чтении.
Заседание № 216
О проекте федерального закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Продолжаем нашу работу. Откройте, пожалуйста, пункт 19 повестки дня. Первое чтение. Я предоставляю слово Михаилу Александровичу Таранцову. Михаил Александрович, просьба по возможности кратко, четко. Остальные проекты постановлений рассмотрим по завершении работы над законопроектами, перед окончанием заседания. Пожалуйста, Михаил Александрович. ТАРАНЦОВ М.А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Предлагаемый к рассмотрению в первом чтении законопроект устанавливает цели, принципы и приоритеты, основные меры по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации, развивает основные направления молодежной политики, определенные Указом Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики" от сентября 1992 года, и те идеи, которые заложены в постановлении Верховного Совета Российской Федерации, принятом в июне 1993 года. Концепция законопроекта базируется на следующих положениях. Первое. Государство исходит из необходимости создания соответствующих социально-экономических, правовых и организационных условий для обеспечения социального развития молодежи, реализации ее экономического, интеллектуального, духовного потенциала в интересах всего российского общества. Законопроект, особо хотелось бы это подчеркнуть, не ориентирован на поддержку каких бы то ни было потребительских ожиданий и ориентаций молодежи. В нем признается необходимость долгосрочных инвестиций в государственную поддержку различных групп молодежи на этапе их вхождения в самостоятельную жизнедеятельность. В этом законопроекте выделены основные приоритетные меры по правовой поддержке молодежи в основных сферах жизни: в обеспечении охраны здоровья, получении образования, в воспитании, развитии, в обеспечении занятости, в создании семьи, в рождении и воспитании детей, в осуществлении важнейших организационных мер по реализации государственной молодежной политики. Такой подход, по нашему мнению, позволяет не только определить стратегию государства по отношению к молодому поколению, но и осуществить оптимальное и рациональное использование средств, выделяемых в бюджетах всех уровней на эти цели. На этих положениях, исходя из такой логики, определены структура и содержание норм статей законопроекта. В последние годы в Российской Федерации были приняты определенные меры по совершенствованию нормативной правовой базы в области поддержки молодежи, в том числе ряд указов Президента, постановлений Правительства по вопросам молодежи. Однако в настоящее время в законодательстве отсутствует закон рамочного характера, который бы определял особенности государственной молодежной политики как важнейшего направления общегосударственной политики Российской Федерации. Принятие и пролонгирование специальным указом Президента президентской программы "Молодежь России" на 1998-2000 годы позволили выработать определенный механизм финансирования приоритетных мероприятий в этой области. Однако надежным этот механизм назвать нельзя. За 1995-1997 годы, когда действовала прежняя редакция этой программы, в ценах 1998 года на реализацию положений государственной молодежной политики было выделено чуть более 42 миллионов рублей, что составляет не более 20 процентов от реальных потребностей. В 1998 году, по данным Счетной палаты, программа "Молодежь России" профинансирована только на 31 процент. Мы понимаем, что здесь есть и субъективные моменты, и объективные моменты. Это реальная ситуация, которая существует в стране. Опять-таки осознавая исключительную сложность финансирования мер в этой области в настоящее время, мы считаем возможным при доработке законопроекта определить поэтапное введение в действие отдельных норм закона и при этом считаем целесообразным совместно с Правительством России определить более четкие меры осуществления бюджетных отношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в этой области. Я, уважаемые коллеги, не буду приводить те примеры, которые мог бы привести, которые и вы прекрасно знаете по вашей депутатской деятельности, относительно того реального положения, в котором сегодня находится наша российская молодежь. Это и демографические проблемы, это и ухудшение состояния здоровья (не буду утруждать вас цифрами), это и проблемы молодежной безработицы и преступности, которые сильно возросли в последнее время, и целый, целый ряд других причин, которые заставляют нас сегодня идти по пути усиления внимания к проблемам молодежи и предлагать вашему вниманию данный законопроект. Депутаты - члены комитета убеждены в том, что принятие закона об общих основах государственной молодежной политики в Российской Федерации жизненно необходимо, что его реализация позволит целенаправленно решать многие проблемы подготовки и вступления в общественную жизнь более 36 миллионов молодых россиян. Ну и наконец, завершая свое выступление, не могу не сказать о том, что данный законопроект очень серьезно был проработан. Поступили заключения от 54 субъектов права законодательной инициативы, в том числе и от депутатов - членов ряда комитетов Государственной Думы, от членов Совета Федерации, из 50 с лишним регионов Российской Федерации. В абсолютном большинстве этих заключений, в целом положительных, поддерживается концепция законопроекта, а многие замечания, которые были высказаны, уже учтены при доработке законопроекта. В то же самое время не могу не сказать и о двух отрицательных заключениях. В заключении Правительства Российской Федерации, которое, правда, дано было еще прошлым его составом в начале сентября 1998 года, наряду с признанием необходимости определения правовых основ государственной молодежной политики высказано предложение воздержаться от принятия в настоящее время указанного федерального закона. Мы не можем согласиться с таким выводом, потому что считаем, что, несмотря на острейший социально-экономический кризис в обществе, определение приоритетов государственной поддержки молодежи в целях дальнейшего развития государства абсолютно необходимо. Ну и наконец, также несвоевременным в своем заключении считает этот законопроект Комитет Госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Ну в этой связи наша аргументация остается прежней. Мы считаем, что при поддержке общей концепции законопроекта (вы с ней знакомы) мы получаем возможность его продуктивной доработки с внесением норм о поэтапности введения в действие отдельных статей с определением ограниченных в настоящее время объемов финансирования. Такой подход позволит, по нашему мнению, найти наиболее оптимальный путь для того, чтобы не потерять молодое поколение России. Ну и последнее, что тоже хотелось бы сказать. Целый ряд совершенно справедливых замечаний сделало Правовое управление. Все они проработаны, абсолютное большинство из них учтено, и этот момент содержится в справке, которую мы специально распространили для депутатов Государственной Думы. Поэтому, учитывая сказанное, мы просим поддержать принятие проекта федерального закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации" в первом чтении. Председательствует Председатель Государственной Думы Г.Н.Селезнев ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, законопроект обсуждается в первом чтении. Пожалуйста, у кого есть вопросы? Вишняков Виктор Григорьевич. Потом - депутат Турусин. ВИШНЯКОВ В.Г., фракция Либерально-демократической партии России. У меня вопрос к Михаилу Александровичу. Вот я просмотрел тот проект закона, весьма пространный, и не нашел в нем слов "трудовое воспитание". Только в начале статьи 14 говорится, что государство "поощряет труд" молодых людей. Вот я с 14 лет работаю, в том числе печатником работал на Гознаке, сам себя и воспитал, сам себя и образовал, сам себя и в жизни продвинул. И когда вы говорите о том, что здесь нет якобы социального потребительского подхода со стороны молодежи (а я здесь вижу как раз именно этот подход), на чем вы основываетесь? И на что вы будете тратить 90 миллиардов рублей за эти два или три года? И почему вы поощряете то, что здесь говорится? Международное сотрудничество, клубы, то да се... Что, недостаточно уже денег для этого? ТАРАНЦОВ М.А. Уважаемый коллега, мы старались исходить прежде всего из реалий жизни, которые сегодня существуют, в том числе учитывать то положение, в котором объективно находится наша сегодняшняя молодежь. Я целиком солидарен с вами: вы такое большое внимание уделяете вопросам труда и занятости молодежи. Если вы посмотрите более внимательно, то эти позиции отражены не только в той статье, о которой вы говорили, но и в целом ряде других статей. И данный законопроект как раз-таки направлен на то, чтобы сегодня дать такую возможность нашей молодежи, в том числе и той, которая в силу объективных или, может быть, субъективных причин вынуждена искать работу начиная не с 18 лет или с более позднего возраста, а намного раньше - с 14 лет, с 15 лет. И что касается стимулирования этих вещей, о которых мы говорили, то есть потребительства и так далее. Мы исходили из того, что молодежь - это особая социально-демографическая категория нашего населения, что в силу того, что она находится в переходном состоянии от детства к взрослой жизни, в силу этих объективных обстоятельств она нуждается в поддержке государства. Если опять-таки, возвращаясь к первой части вопроса, говорить о трудовых аспектах, то те средства (минимальные, кстати говоря), которые есть сегодня, прежде всего предполагается направить на создание и поддержку деятельности молодежных бирж труда, центров по трудоустройству молодежи и целого ряда других структур, которые работают в этой сфере. И наконец, самое последнее. Вы затронули очень принципиальный момент: вопрос относительно стоимости этого законопроекта. Я должен об этом сказать и обратить на это внимание всех депутатов, всех коллег. Вот здесь в пояснительной записке стоит очень большая сумма, пусть она никого не пугает, речь идет... Разработчики посчитали и вывели цифру, которая в принципе необходима для того, чтобы решить все проблемы молодежи, которые сегодня есть. Никто не говорит о том, что с принятием этого закона разработчики потребуют выделения именно этих средств из федеральных и прочих бюджетов и так далее. Мы совершенно реально смотрим на ситуацию. И даже в своем очень коротком сообщении-докладе, как вы обратили внимание, я несколько раз говорил о том, что с учетом имеющихся реальных возможностей мы совершенно ответственно к этому подходим, говорим о том, что целый ряд статей может быть введен поэтапно, а не только сегодня, то есть реальный подход, и к финансированию в первую очередь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Турусин Анатолий Афанасьевич. ТУРУСИН А.А., Аграрная депутатская группа. Уважаемый Михаил Александрович, вы в предложенном законопроекте прописали все, но, на мой взгляд, самого главного нет. То есть заканчивает молодой человек какое-то учебное заведение, приобретает специальность, но не может никуда устроиться на работу, так как работодатели сегодня берут только опытных людей. И получается замкнутый круг: есть специальность, но негде приобрести опыт. Вот каким образом будем разрешать эту проблему для молодежи? ТАРАНЦОВ М.А. Уважаемый Анатолий Афанасьевич, совершенно справедливый вопрос. Скажем так: комплексный характер этого законопроекта говорит о том, что это все-таки должен быть закон рамочного свойства, рамочного порядка, это та база, на которой будет развиваться молодежная политика и дальше в России, в регионах в том числе. Поэтому действительно старались максимально полно подойти к этим вопросам. Что касается конкретной части, вот второй части вашего вопроса. В этом законопроекте заложена идея квотирования, и достаточно подробно прописан механизм, как это все должно происходить. Хотя сразу скажу, что мы прекрасно понимаем всю трудность этой ситуации, прекрасно понимаем, что тут легких решений этой проблемы не будет. Но наше видение в законопроекте заложено, и идея квотирования получает свое развитие. И вот еще буквально одна ремарка на эту же часть вашего вопроса. Мы осознаем всю тяжесть этой проблемы, и поэтому депутаты различных уровней и (надо отдать им должное) органы исполнительной власти уже в течение нескольких лет реализуют так называемую программу "Молодежная практика". Смысл этой программы в том, что выпускник учебного заведения приходит на какое-то предприятие, в какую-то фирму, и государство энное количество месяцев платит ему зарплату, он как бы вживается в коллектив, он набирается этого опыта. И как показывает практика, эти затраты оправданны, потому что значительная часть выпускников после того, как они проявили себя в этом коллективе, приживаются, остаются, становятся полноправными членами этого коллектива. Государство прекращает свое финансирование, и они вливаются и становятся полноправными работниками, получают заработную плату. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Семаго Владимир Владимирович, пожалуйста. СЕМАГО В.В., депутатская группа "Российские регионы". Уважаемый докладчик, у меня вот какой вопрос к вам. Мы говорим все время о трудоустройстве, о возможностях получить работу, но мы, на мой взгляд, забываем о проблеме получения образования, и в частности о такой серьезной бытовой проблеме студентов, как студенческие общежития. Я достаточно внимательно изучал эту проблему, в том числе и в Нижегородской области, и могу вам сказать, что те ребята, которые приезжают из семей, они фактически лишены вот той, будем говорить, физической поддержки, которую должно оказывать общество для того, чтобы люди почувствовали себя строителями будущего. Каким образом, по вашему мнению, можно в рамках этого закона решить или попытаться обозначить ориентиры для решения этой проблемы? ТАРАНЦОВ М.А. Уважаемый Владимир Владимирович, я обращаю просто ваше внимание на то, что в законопроекте есть статья 12, которая называется "Основные гарантии прав молодых граждан в области образования". Это первое. И второе. По сравнению с тем, что было раньше (существующие нормативные документы), в этой статье 12, в одной из ее частей, мы записали, что в образовательных учреждениях поощряется деятельность молодежных и детских общественных объединений, профессиональных союзов студентов и учащихся. То есть речь идет о том, что сегодня вот те проблемы (общежития и так далее) во многом могут быть разрешены только при участии самой молодежи, прежде всего, понятно, организованной ее части, и мы это положение здесь записываем, фиксируем. Я понимаю, что вы показываете этот красноречивый жест, имея в виду, что, так сказать... Но тем не менее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все, коллеги, больше вопросов нет. Нет, есть еще. Депутат Свинин, пожалуйста. Последний вопрос, да? СВИНИН С.В., Аграрная депутатская группа. Конечно, мы немного запоздали с этим законопроектом, потому что в ряде субъектов Федерации уже принят ряд вариантов этого закона. У меня вот какой вопрос. Много у нас молодежных организаций в субъектах Федерации, но исполнительная власть ведь сама решает: какой-то она даст ставку, какой-то помещение даст, это наша молодежная организация, а это не наша. Как вот этот законопроект регулирует этот вопрос? Потому что много различных организаций и они разной идеологии? ТАРАНЦОВ М.А. Уважаемый коллега, я обращаю ваше внимание на то, что в уже существующих нормативных актах, например в законе "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", а также в этом законопроекте фиксируется позиция законодателя, что все молодежные и детские организации равны перед государством, за исключением политических и религиозных молодежных организаций. Поэтому в этой связи абсолютно все общественные молодежные и детские организации имеют одинаковые права на поддержку со стороны государства. Если эта часть не реализуется, соответственно, должны включаться те правовые механизмы, которыми мы сегодня владеем и можем, так сказать, пользоваться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Больше вопросов нет. Присаживайтесь, пожалуйста. Уважаемые коллеги, прежде чем мы откроем прения, позвольте предоставить слово представителю Правительства. Пожалуйста, Геннадий Николаевич Батанов. БАТАНОВ Г.Н. По законопроекту, Геннадий Николаевич. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Правительство Российской Федерации действительно, как сказал докладчик, признавая необходимость установления правовых основ в государственной молодежной политике, тем не менее считает, что принятие данного закона преждевременно. Да, действительно сегодня реализуются президентская программа "Молодежь России" (1998-2000 годы), федеральная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Я сегодня утром, понимая важность рассматриваемого законопроекта, переговорил с Первым заместителем Председателя Правительства Вадимом Анатольевичем Густовым. Он тоже от имени Правительства подтвердил, что закон такой действительно нужен (прежнее Правительство представило отрицательное заключение на данный законопроект), и мы с ним договорились, что заключение, подписанное заместителем Председателя Правительства Сысуевым, мы пока отзываем из Государственной Думы. Закон нужен, но я предлагаю подумать, еще раз посмотреть, пусть еще раз Правительство поработает над ним (я имею в виду заключение), и внести его в ближайшее время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Апарина Алевтина Викторовна. АПАРИНА А.В. Уважаемые коллеги, 10 лет уже думаем, а страна рушится. Над законом работали два года. Для нас это не впервые, вернее, чаще всего Правительство отвергает законопроекты, связанные с защитой прав детей и молодежи. Сообщаю вам, что я специально в пятницу встречалась с первым вице-премьером Густовым. Он поддерживает законопроект. И поскольку законопроект в первом чтении, то, действительно, мы потом поработаем и посмотрим. И финансовое обеспечение должно быть в разумных рамках. Это мы все посмотрим. Но я хочу вам сказать, что согласна с коллегой депутатом, который сказал, что мы опаздываем с принятием закона. Как можно откладывать? Сообщаю вам, что законопроект был обсужден в Институте молодежи, на семинаре председателей комитетов по делам молодежи. Мы провели несколько парламентских слушаний. И обращаю ваше внимание на то, что надо торопиться. Посмотрите, что у нас получается. Мы не поддерживаем молодежь в должной степени, в результате этого у нас распадаются молодые семьи. В этом году из тысячи браков 750 семей распалось, большинство из них молодежь. 65 процентов молодых семей живет за чертой бедности, потому что государство не помогает им. Наконец, у нас за 10 последних лет родилось на 6 миллионов детей меньше, чем за предыдущие 10 лет. И так далее, и так далее. Уважаемые коллеги, здесь нельзя все расписать, это рамочный закон. У нас потом будет еще несколько законопроектов (мы представим), связанных с проблемами молодежи, в частности сейчас мы работаем над законопроектом о квотировании рабочих мест для молодежи, которая закончила учебные заведения. Я убедительно прошу вас сейчас проголосовать, принять проект закона в первом чтении. И с вашей помощью, с помощью Правительства поработать над ним и затем во втором чтении представить его с теми поправками, изменениями, добавлениями, которые сочтете нужным внести. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вишняков Виктор Григорьевич, пожалуйста. ВИШНЯКОВ В.Г. Ну, разумеется, такой закон нужен, и никто не выступает против, но что здесь вызывает лично у меня большие вопросы? В пояснительной записке положение молодежи в Российской Федерации, проблемы государственной молодежной политики характеризуются следующими объективными тенденциями: продолжающееся социальное расслоение в молодежной среде, трудности с трудоустройством, утеря равных шансов на получение образования, медицинских и прочих социальных услуг, возрастающее различие во взглядах среди молодежи по мировоззренческим, политическим и культурным вопросам. Вот суть проблемы. Видимо, на решение этих проблем и должен быть направлен данный законопроект. Раскрываю его, читаю. Вот, например, глава 2, называется она "Приоритеты государственной молодежной политики в Российской Федерации". И в каком же порядке идет перечисление, по каким приоритетам выстраиваются различного рода разделы проекта? Не по социальным группам, оказывается (о чем я говорил раньше), а по видам деятельности. Да, надо, чтобы все молодые люди хорошо обеспечивались работой, все должны получить хорошее образование, все должны быть защищены в сфере охраны здоровья, все должны... Все, все, все прекрасно! Но ведь не бывает так в жизни, уважаемая депутат Апарина. Надо же бить по точкам, тем более в рамках ограниченных средств. Следующий момент. Если уж речь идет о выделении узловых проблем. Почему молодежь - это люди от 14 до 30 лет? Значит, до 30 лет они молодые и мы должны их содержать, привилегии давать им, финансировать содержание их семей, посещение клубов, дансингов и так далее. А почему бы не считать с нуля до 14 лет? Вот где главная формирующая среда и сфера жизнедеятельности молодежи, вот откуда начинается все: и воспитание, и наркомания, и преступность, и все прочее. Так, может быть, изменить тогда сами сроки: молодежь - с какого возраста? Если бы мы профинансировали подрастающее поколение, начиная с детских садов (а, кстати, о них здесь говорится), тогда мы, может быть, и подорвали бы корни всему тому вееру пороков, с которыми мы сейчас боремся. Я считаю, что действительно такой закон о молодежи нужен. Но в том виде, в каком он представлен, - это, в общем-то, какая-то общедекларативная, ни к чему не обязывающая программа деятельности. Нет конкретных правовых механизмов, нет системы правовых приоритетов, нет системы нормативов, которые могли бы всю эту расплывчатую и довольно, я бы сказал, пропагандистскую по содержанию молодежную политику направить на путь достижения реальных, конкретных результатов. Я буду поддерживать проект, но у меня, откровенно говоря, вызывает большое сомнение то, насколько этот закон будет работоспособным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас по ведению - Рыжков, потом - Александр Алексеевич Котенков. Пожалуйста. РЫЖКОВ В.А. Уважаемые депутаты, закон входит в число 75 приоритетных на эту сессию. Закон хорошо проработан. Даже Правительство, выражая сомнение, тем не менее в своем заключении говорит, что он нужен. В нем, конечно, много вещей непроработанных, но комитет выражает готовность отработать их ко второму чтению. Я предлагаю прекратить прения, проголосовать, дать ему путевку в жизнь и работать над ним, готовя ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель Президента. КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Прежде всего процедурно я хотел бы уяснить: Правительство отзывает свое заключение или не отзывает? Если Правительство отзывает заключение, то это значит, простите меня, что законопроект внесен без заключения и он должен быть направлен в Правительство для получения нового заключения. Что и было бы справедливо, если Первый заместитель Председателя Правительства говорит, что он не согласен с представленным заключением. Есть неофициальное мнение Густова, и есть официальное заключение Правительства, на которое, к сожалению, Президент должен ориентироваться при принятии решения. Итак, первый вопрос: я хотел бы понять, Правительство отзывает заключение или нет? Второй. Независимо от того, какое будет принято решение, я обращаюсь к разработчикам, и в том числе (где у нас Алевтина Викторовна?) к Алевтине Викторовне Апариной, с тем (она это прекрасно знает, мы аналогичный закон уже делали), что политика не может быть предметом законодательного регулирования. Как минимум необходимо изменить название и основные содержательные элементы закона. Политика не регулируется правовыми нормами. Ну и потом я хотел бы обратить внимание депутатов на некоторый завуалированный момент. Да, безусловно, социальные вопросы - это очень важно, социальные гарантии - это тоже очень важно, но когда мы гарантируем государственную поддержку коммерческим организациям, в которых до 75 процентов работников молодежь, то есть люди до 30 лет, простите меня, но это значит, что почти все коммерческие банки попадут в эту категорию предприятий, коммерческих организаций. То есть здесь надо посмотреть на то, какие действительно гарантии мы даем и нужны ли эти гарантии. Так ведь действительно получается, что до 30 лет ты относишься к молодежи, а с 45 ты уже ветеран. А кто же будет работать и обеспечивать всех остальных-то? Ну это, так сказать, содержательные моменты. Я прошу прежде всего выяснить вопрос: Правительство подтверждает заключение или оно его отзывает? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Алексеевич, то, что у депутатов на руках, - это письменное заключение (хотя и отрицательное), подписанное Олегом Николаевичем Сысуевым. Никакого нового письменного отзыва у Государственной Думы нет. Письменно мы ничего не получили. Пожалуйста, Геннадий Николаевич. БАТАНОВ Г.Н. Геннадий Николаевич, если принимается то, что я сказал: что отзываем, значит, заключения нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет. И отзыва нет, потому что мы устные отзывы не принимаем. По процедуре - Рыжков, и будем голосовать. РЫЖКОВ В.А. Вот я бы все-таки предостерег и Александра Алексеевича, и представителя Правительства. Это прецедент. Ни разу за пять лет нашей работы не было, чтобы закон, который в работе, на который получено письменное заключение... В юридической науке нет такого понятия "прошлый состав правительства". Правительство - это непрерывно действующий институт государственной власти. Правительство дало заключение. Если Правительство будет его отзывать и давать положительное, то в этом нет необходимости, потому что нас ничего не связывает, заключение есть, мы вправе голосовать так, как мы считаем нужным. Поэтому, Геннадий Николаевич, вы не вправе отзывать письменное заключение, которое есть. Оно есть, мы им руководствуемся. Другое дело, что при подготовке ко второму чтению, при прохождении в дальнейших инстанциях у вас, конечно же, будет право и обязанность отстаивать точку зрения Правительства. Поэтому я считаю, что мы вправе сейчас голосовать, исходя из того, что есть письменное заключение Правительства. И здесь нельзя вот так просто говорить: мы его отзываем. Этак у нас можно 90 процентов всех законов поставить... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все, коллеги, здесь, по-моему, вся процедура понятна. Я ставлю на голосование: принять проект закона в первом чтении. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки и желал бы проголосовать? (Выкрики из зала.) Что? Зотиков... Ну, это не Зотиков. Зотикова, слава Богу, я не спутаю ни с кем. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 34 мин. 31 сек.) Проголосовало за 348 чел. 77,3% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел. Результат: принято Принимается.