Заседание № 296

17.11.1999
Вопрос:

О Федеральном законе "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации" (в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1781 по 1805 из 7144
Рассматривается пункт 2.12 повестки дня: о Федеральном законе "Об общих         
принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия   
субъектов Российской Федерации". Он отклонялся Президентом Российской           
Федерации. Процедура обсуждения закона, который подготовлен с учетом            
предложений Президента Российской Федерации, проведена, работала специальная    
комиссия.                                                                       
                                                                                
Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы указанный закон принять? Прошу          
проголосовать. Идет голосование по пункту 2.12, с учетом предложений            
Президента.                                                                     
                                                                                
Кто без карточки? Таковых нет.                                                  
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              332 чел.             73,8%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    332 чел.                                          
Не голосовало                 118 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят.                                                            
                                                                                

Заседание № 295

16.11.1999
Вопрос:

О Федеральном законе "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации" (в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1112 по 1141 из 6806
Отклоненные федеральные законы. Пункт 8: о Федеральном законе "Об общих         
принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия   
субъектов Российской Федерации" (с учетом предложений Президента Российской     
Федерации).                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Александр Алексеевич Котенков.                                      
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! С целью        
ускорения работы я просто скажу, что проведены согласительные процедуры. Все    
замечания Президента учтены. Соответствующие документы оформлены.               
Предлагается принять с учетом предложений Президента.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Леониду Андреевичу Иванченко включите микрофон.                                 
                                                                                
ИВАНЧЕНКО Л.А., председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации   
и региональной политике, фракция Коммунистической партии Российской             
Федерации.                                                                      
                                                                                
Мы очень благодарны Александру Алексеевичу Котенкову и той группе, которая      
работала над этим проектом закона. Мы поддерживаем это предложение и просим     
поставить его на голосование.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, уважаемые депутаты, вопросов нет. Закон              
принимается в согласованной редакции, поэтому я ставлю на голосование. Кто за   
то, чтобы данный закон принять с учетом предложений Президента? Уважаемые       
депутаты, идет голосование. (Выкрики из зала.) Ой, ну ладно, проголосовали.     
Мы его переносим на завтрашний "час голосования". Извините.                     
                                                                                

Заседание № 268

09.06.1999
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы "О создании специальной комиссии в связи с отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1186 по 1217 из 6819
Пункт 3. Доклад Сергея Николаевича Фалалеева по постановлению о создании        
специальной комиссии в связи с отклонением закона.                              
                                                                                
Сергей Николаевич, буквально несколько слов.                                    
                                                                                
ФАЛАЛЕЕВ С.Н., депутатская группа "Народовластие".                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, у вас на руках проект постановления. Предлагается создать    
специальную комиссию. Состав ее определен, председатель определен. В связи с    
отклонением Президентом приглашаем принять участие в согласовании закона        
президентскую сторону и Совет Федерации.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли какие-то вопросы, может быть, замены              
пофамильные? Нет?                                                               
                                                                                
Ставлю на голосование: создать комиссию. Пожалуйста, голосуйте.                 
                                                                                
Сергей Николаевич, присаживайтесь.                                              
                                                                                
Так, кто без карточки? Шохин Александр Николаевич - за. Кто еще?                
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 38 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              254 чел.             56,4%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    255 чел.                                          
Не голосовало                 195 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    

Заседание № 251

07.04.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2702 по 2736 из 6298
Пункт 3 повестки дня. Сергей Николаевич Фалалеев докладывает законопроект       
третьего чтения. Пожалуйста, Сергей Николаевич, на трибуну, ваш доклад.         
                                                                                
ФАЛАЛЕЕВ С.Н., депутатская группа "Народовластие".                              
                                                                                
Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается в      
третьем чтении законопроект "Об общих принципах организации и деятельности      
ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации". Он    
был разработан в связи с необходимостью закрепления существующей практики       
функционирования и деятельности этих ассоциаций. Я напомню, что в первом        
чтении за этот законопроект было более 325 голосов, во втором чтении -          
примерно такое же количество голосов. Просьба поддержать законопроект в         
третьем чтении. Экспертизу лингвистическую и правовую он прошел.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извините, я отвлекся на телефонный разговор в связи с     
выступлением Братищева... Есть какие-либо вопросы к Сергею Николаевичу,         
какие-то мнения, соображения? Голосовать?                                       
                                                                                
Ставится на голосование: кто за то, чтобы указанный законопроект, доложенный    
Сергеем Николаевичем Фалалеевым, принять в третьем чтении? Прошу голосовать.    
Идет голосование по пункту 3 повестки дня. Прошу определиться.                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 41 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              302 чел.             67,1%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    303 чел.                                          
Не голосовало                 147 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в третьем чтении. Спасибо.                                  

Заседание № 245

17.03.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5684 по 5799 из 7413
Пункт 13 повестки дня, законопроект второго чтения (докладывает Иванченко       
Леонид Андреевич): "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций    
экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации". Забыл            
докладчик часть документов, сейчас вернется на трибуну.                         
                                                                                
Пожалуйста, Леонид Андреевич, вам слово для доклада.                            
                                                                                
ИВАНЧЕНКО Л.А. В борьбе роковой место досталось.                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, никто не станет сегодня спорить, что на первый план давно    
вышла проблема сохранения целостности России, формирования новой системы        
федеративных отношений, взаимодействия центра и регионов и взаимодействия на    
межрегиональном уровне. В этом отношении предлагаемый вашему вниманию во        
втором чтении законопроект является хорошим примером проявления доброй воли,    
инициативы регионов, которые уже давно де-факто закрепились на уровне           
горизонтальных межрегиональных связей, и федерального центра, который           
всячески поддерживает такие усилия, и это взаимодействие укрепляется и          
развивается.                                                                    
                                                                                
Сейчас уже ни одно из значимых экономических или социальных решений не          
принимается нынешним Правительством без совета с регионами. Доброй практикой    
стало постоянное участие Правительства в лице его первых руководителей в        
работе ассоциаций экономического взаимодействия, а представители крупнейших     
регионов Российской Федерации принимают участие в работе Правительства.         
                                                                                
Известен указ Президента в этом направлении, давший право руководителям         
ассоциаций экономического взаимодействия участвовать на постоянной основе в     
работе Президиума Правительства. При Совете Федерации действует на постоянной   
основе Совет по вопросам ассоциаций экономического взаимодействия. Таким        
образом, можно с полной определенностью сказать, что сама жизнь требует         
юридически четкого, определенного закрепления правового статуса ассоциаций      
экономического взаимодействия.                                                  
                                                                                
Напомню вам, что в процессе первого чтения практически все фракции и            
депутатские группы Государственной Думы высказались в поддержку обсуждаемого    
законопроекта. За него проголосовали более 300 депутатов. Получение             
квалифицированного большинства со стороны депутатов, динамичное и               
содержательное его обсуждение явились свидетельством слаженной работы не        
только авторского коллектива, но и всех заинтересованных сторон. После          
официальной рассылки материалов принятого в первом чтении данного               
законопроекта в Комитет Государственной Думы по делам Федерации и               
региональной политике поступило около 60 отзывов от субъектов права             
законодательной инициативы. В их числе - содержательные отзывы от Президента    
Российской Федерации, Правительства, Центрального банка, федеральных            
министерств и ведомств, от руководства исполнительных органов ассоциаций. 16    
субъектов Федерации поддержали законопроект в целом, от остальных были          
получены поправки, нашедшие свое отражение во выносимых на ваше рассмотрение    
таблицах. Вашему вниманию предлагается законопроект во втором чтении, две       
таблицы поправок - учтенных (учтено всего 67 поправок полностью или частично)   
и отклоненных (20).                                                             
                                                                                
Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике с       
учетом мнения Президента Российской Федерации, Правительства, полученных        
замечаний и поправок рекомендует Государственной Думе поддержать текст          
представленного на ваше рассмотрение проекта закона.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Андреевич.                                
                                                                                
ИВАНЧЕНКО Л.А. Выдержал все пожелания, короткий доклад.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли у фракций и депутатских групп, у отдельных        
депутатов замечания по таблицам поправок? Я не вижу. Можно ставить на           
голосование?                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование: кто за то, чтобы утвердить предложенную комитетом      
таблицу принятых поправок? Прошу голосовать. Пункт 13 повестки дня. Идет        
голосование таблицы принятых комитетом поправок.                                
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              265 чел.             58,9%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    265 чел.                                          
Не голосовало                 185 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Ставится на голосование: принять таблицу поправок, предложенных комитетом к     
отклонению. Прошу голосовать.                                                   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              242 чел.             53,8%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    243 чел.                                          
Не голосовало                 207 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица отклоненных поправок утверждена.                                        
                                                                                
Ставлю на голосование: кто за то, чтобы принять указанный законопроект во       
втором чтении? Прошу голосовать. Голосуется во втором чтении законопроект под   
номером 13 нашей повестки дня.                                                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              298 чел.             66,2%                        
Проголосовало против            3 чел.              0,7%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    301 чел.                                          
Не голосовало                 149 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят во втором чтении. Готовьте к третьему чтению.               

Заседание № 210

21.10.1998
Вопрос:

О проекте федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3655 по 4269 из 7600
Пойдем дальше. Пункт 18 повестки дня: о проекте федерального закона "Об общих   
принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия   
субъектов Российской Федерации". От Комитета по делам Федерации и               
региональной политике докладывает Сергей Николаевич Фалалеев.                   
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Николаевич.                                                  
                                                                                
ФАЛАЛЕЕВ С.Н. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты                
Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона   
"Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического        
взаимодействия субъектов Российской Федерации".                                 
                                                                                
Известно, что одной из первоочередных задач, связанных со становлением          
реального российского федерализма, является формирование и реализация новой     
региональной политики. Во многом она определяется реальным статусом субъектов   
Федерации, нарастающим разрывом между регионами в уровнях                       
социально-экономического развития. Решение этих непростых задач лежит в         
плоскости регионального и межрегионального сотрудничества. Об этом              
свидетельствуют многочисленные выступления руководителей субъектов Российской   
Федерации, вычленение блока региональной политики в одно из самых               
приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации в      
связи с созданием нового министерства.                                          
                                                                                
В условиях нарастающего экономического кризиса, разрушения традиционных         
экономических связей сама логика развития событий приводит к необходимости      
более тесной межрегиональной экономической интеграции. Организационные          
структуры, создаваемые субъектами Федерации на межрегиональном уровне,          
призваны выполнять не только объединительные, интегративные функции, но         
должны способствовать становлению и развитию реальной самостоятельности         
регионов России.                                                                
                                                                                
Известно, что осенью 1990 года в Кемерове руководители Восточно-Сибирского      
региона договорились создать Межрегиональную ассоциацию "Сибирское              
соглашение", которая была призвана заниматься социально-экономическими          
проблемами Сибири. Данный опыт почти сразу же был воспринят и распространен     
по территории всей Федерации. К настоящему времени созданы и успешно            
функционируют Ассоциация экономического взаимодействия территорий               
Северо-Запада Российской Федерации ("Северо-Запад"), Межрегиональная            
ассоциация экономического взаимодействия субъектов Федерации Центральной        
России (так и называется - "Центральная Россия"), Ассоциация экономического     
взаимодействия областей Центральночерномземного региона ("Черноземье"),         
ассоциации "Большая Волга", "Северный Кавказ", "Большой Урал", Межрайонная      
ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации         
Дальнего Востока и Забайкалья.                                                  
                                                                                
Можно сказать, что межрегиональные ассоциации - это рожденная самой жизнью      
форма самоорганизации российских территорий.                                    
                                                                                
Отметим, что основные начала их организации и деятельности, а также нынешний    
правовой статус были закреплены еще в Указе Президента России от 11 ноября      
1991 года "Об обеспечении условий по повышению роли и взаимодействия            
республик в составе РСФСР, автономных образований, краев, областей в            
осуществлении радикальной экономической реформы" и постановлением Совета        
Министров Российской Федерации от 16 сентября 1993 года "О некоторых вопросах   
организации и деятельности добровольных объединений (ассоциаций)                
экономического взаимодействия субъектов Федерации и органов местного            
самоуправления". Существенно и то, что еще тогда в постановлении                
Правительства отмечалось, что утвержденное в соответствии с ним временное       
положение о порядке формирования и регистрации деятельности добровольных        
объединений экономического взаимодействия субъектов Федерации и органов         
местного самоуправления действует до принятия соответствующих законодательных   
актов.                                                                          
                                                                                
Жизнь подтвердила жизнеспособность ассоциаций экономического взаимодействия в   
условиях современной России, их место и роль в укреплении реального             
федерализма. Сама логика развития событий потребовала законодательного          
оформления их постоянного статуса. Не отрицается их своеобразие, которое        
закреплено в принятом каждой ассоциацией уставе, но современный этап развития   
потребовал принятия единого рамочного закона, в котором были бы отражены их     
наиболее значимые и существенные черты. Такая работа была проведена и           
оформлена в предлагаемом вашему вниманию проекте федерального закона.           
                                                                                
В процессе подготовки законопроекта состоялся широкий обмен мнениями по его     
существу. Текст прошел неоднократную экспертизу в рамках заседаний ассоциаций   
экономического взаимодействия. Прошел "круглый стол" в Совете Федерации по      
данному вопросу. На втором санкт-петербургском экономическом форуме состоялся   
очень серьезный обмен мнениями под председательством тогдашнего руководителя    
ассоциации "Большая Волга" Гужвина.                                             
                                                                                
В соответствии с Регламентом Государственной Думы законопроект рассылался       
субъектам права законодательной инициативы, Президенту Российской Федерации и   
Правительству Российской Федерации. В настоящее время Комитет по делам          
Федерации и региональной политике получил свыше 45 положительных отзывов на     
текст законопроекта. В них содержится в подавляющем большинстве поддержка       
позиции авторского коллектива и предлагаются конкретные поправки по отдельным   
положениям и статьям законопроекта. Большинство из них учтено уже сейчас при    
подготовке проекта в первом чтении, остальные наиболее существенные могут       
быть учтены во втором чтении. Законопроект прошел экспертизу в Правовом         
управлении Аппарата Государственной Думы. Ряд замечаний, которые не             
затрагивают существо законопроекта, не подвергают сомнению его                  
конституционность, может быть учтен в случае положительного решения палаты      
при доработке ко второму чтению. Нами получено заключение Правительства         
Российской Федерации, которое также поддерживает идею и подтверждает            
актуальность этой темы.                                                         
                                                                                
Теперь о существе и структуре предлагаемого вашему вниманию законопроекта.      
Еще раз подчеркну, что необходимость принятия закона о статусе                  
межрегиональных ассоциаций диктуется в первую очередь необходимостью            
становления, развития в Российской Федерации реального федерализма, который     
соединял бы диалектические интересы федерального центра и российских            
регионов, учитывал бы их самостоятельность в решении задач и те полномочия,     
которые им делегированы Конституцией Российской Федерации. Во-вторых, данный    
закон призван закрепить правовой статус де-факто существующих на практике       
социальных институтов, то есть тех ассоциаций, которые сейчас уже есть.         
                                                                                
Я не буду подробно останавливаться на структуре и содержании законопроекта,     
лишь отмечу, что главы IV и V посвящены конкретно взаимодействию ассоциаций с   
федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов        
Федерации. Я надеюсь, что с принятием этого закона ассоциации экономического    
взаимодействия обретут реальные права гражданства.                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Есть. Сколько времени          
отведем на вопросы? 10 минут. Кто за то, чтобы отвести на вопросы 10 минут?     
Прошу проголосовать. Давайте пойдем четко по процедуре. Да, 10 минут на         
вопросы.                                                                        
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              155 чел.             98,7%                        
Проголосовало против            2 чел.              1,3%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    157 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Все, значит, засекаем 10 минут.                                                 
                                                                                
Включите запись на вопросы.                                                     
                                                                                
Запишитесь, пожалуйста. Идет запись на вопросы.                                 
                                                                                
Покажите список, пожалуйста.                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Останина Нина Александровна.                                        
                                                                                
ОСТАНИНА Н.А., депутатская группа "Народовластие".                              
                                                                                
Сергей Николаевич, поясните, пожалуйста: какова роль законодательных или        
представительных органов власти в деле создания и функционирования вот этих     
межрегиональных ассоциаций или все-таки это прерогатива только исполнительных   
органов власти? И не приведет ли принятие вот этого законопроекта к             
увеличению и без того огромного чиновничьего аппарата и кто будет               
финансировать вот этот аппарат?                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ФАЛАЛЕЕВ С.Н. Я думаю, это закономерный и совершенно справедливый вопрос.       
Дело в том, что органы и исполнительной, и законодательной власти являются      
учредителями этих ассоциаций. И в работе практически всех ассоциаций            
экономического взаимодействия принимают участие губернаторы и руководители      
законодательных собраний.                                                       
                                                                                
Что касается чиновничьего аппарата. Я должен развеять... Присутствующий здесь   
генеральный директор ассоциации "Центр России" Александр Дмитриевич Данесиян    
может подтвердить, что бюджет ассоциации очень маленький. В ее составе          
работает от 10 до 30 человек технического аппарата, но они обеспечивают         
координацию деятельности от 18 до 25 субъектов Федерации. Поэтому я думаю,      
что расходы, которые несут непосредственно субъекты Федерации по деятельности   
дирекций экономических ассоциаций, мизерны и несопоставимы, в общем-то, с       
теми тратами, которые есть в бюджете каждого субъекта Федерации.                
                                                                                
О той отдаче, которую они получают. Вот, например, в "Центре России" создана    
юридическая палата, в которой проходит экспертизу практически вся               
законодательная нормативная база, которая разрабатывается в субъектах           
Федерации. Если бы каждый субъект Федерации разрабатывал тот или иной закон,    
издержки бы выросли практически в 10-12 раз. Этому вопросу специальное          
исследование было посвящено.                                                    
                                                                                
Поэтому я считаю, что это очень эффективная форма сотрудничества.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лыжин Юрий Васильевич.                                                          
                                                                                
ЛЫЖИН Ю.В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.               
                                                                                
Уважаемый Сергей Николаевич, сегодня в России бытует такое мнение... и уже      
лидер фракции ЛДПР Жириновский предлагает организовать или образовать на        
территории России 12-13 субъектов Федерации. И вот эти ассоциации. Я не         
против них и не против их деятельности, но не будет ли вот этот законопроект    
именно той искоркой, от которой потом на территории России возобладает мнение   
господина Жириновского о создании, может быть, на основе этого закона об этих   
ассоциациях 12-13 субъектов Федерации, как вы думаете?                          
                                                                                
ФАЛАЛЕЕВ С.Н. Вы знаете, рассуждать о том, что не лежит в поле Конституции, я   
думаю, наверное, бессмысленно. С другой стороны, вот такие опасения             
действительно могут существовать. Возьмем, например, ту же самую Чечню. Что,    
военным действиям в Чечне способствовали ассоциации экономического              
взаимодействия? Что, они явились искрой, которая дала старт военным действиям   
в Чечне? Нет, безусловно.                                                       
                                                                                
Я и мои коллеги по межрегиональным ассоциациям рассматриваем это несколько в    
другом плане. После разрушения Советского Союза были разрушены все основные     
координирующие органы, занимавшиеся региональным планированием, по существу,    
сама жизнь воззвала: мы же должны координировать свою деятельность! Вот         
почему родилось Сибирское соглашение как паллиативный орган, который            
попытался скоординировать и отстоять свои интересы перед федеральным центром,   
заставив направить туда финансовые потоки. И в течение всего лишь полугода      
эта практика была востребована практически всей Россией.                        
                                                                                
Поэтому я рассматриваю это, наоборот, как элемент, интегрирующий Российскую     
Федерацию, а не дезинтегрирующий.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шенкарев Олег Александрович.                                                    
                                                                                
МЕДВЕДЕВ Н.П., депутатская группа "Российские регионы".                         
                                                                                
По карточке Шенкарева - Медведев Николай.                                       
                                                                                
Уважаемый Сергей Николаевич, вы, насколько я понял по докладу, хотите этим      
законопроектом узаконить объединения органов государственной власти, то есть    
глав исполнительной и законодательной власти (если последние будут              
участвовать там), хотите кроме Совета Федерации объединять в какие-то           
ассоциации. Так ли это?                                                         
                                                                                
И второй вопрос у меня. Насколько я понял из вашего доклада, вы предлагаете     
как бы незаконную форму отмывания бюджетных денег субъектов Федерации через     
вот эти юридические лица, которые хотите назвать экономическими ассоциациями?   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Николаевич.                            
                                                                                
ФАЛАЛЕЕВ С.Н. Ну, во-первых, сегодняшняя форма объединения субъектов            
Федерации существовала и до нынешнего обсуждения закона. И я просто-напросто    
полагаю, что (ну, как-то этот вопрос несколько беспредметен) субъекты           
Федерации должны координировать свою деятельность.                              
                                                                                
Второе. Что касается отмывания денег. Николай Павлович, если вы приведете       
реальные факты, когда при помощи ассоциации экономического взаимодействия       
происходит отмывание, то это, мне кажется, предмет для рассмотрения             
прокуратурой. Если есть такие факты, давайте их рассмотрим.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Я не вижу Бенова. Бенов Геннадий Матвеевич отошел.                              
                                                                                
Вишняков Виктор Григорьевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. У меня, уважаемый Сергей Николаевич, два вопроса.                 
                                                                                
Во-первых, в нарушение пунктов 2 и 3 статьи 78 Конституции вы закрепляете в     
статье 2, в подпункте 2.2, право как федерального органа исполнительной         
власти, так и органа исполнительной власти субъекта Федерации передавать        
часть своих полномочий органам ассоциаций. В результате эти органы становятся   
политическими, поскольку государственные полномочия являются политическими, а   
это уже идет в нарушение Конституции (о чем мы и говорим).                      
                                                                                
И второй вопрос. Вы все время говорите о координации, а вот в пункте 3.1        
статьи 3 говорится и об объединении материально-финансовых и интеллектуальных   
ресурсов. Что значит такое объединение под эгидой какого-то органа на           
территории? Я спрашиваю об этом потому, что сам был участником конференции по   
вопросам Сибирского соглашения и столько там выслушал рассуждений, не           
укрепляющих федеральные принципы о необходимости создания сибирских             
республик, в частности о создании Уральской республики, и о прочих вещах.       
Разъясните мне: вот эти два вопроса, они что, идут в рамках укрепления          
федерализма?                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Николаевич.                            
                                                                                
ФАЛАЛЕЕВ С.Н. Ну, во-первых, это добровольное объединение. Что касается         
пункта 2.2 статьи 2, то там написано же: если это не противоречит федеральным   
законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации (в том числе и   
Конституции, безусловно).                                                       
                                                                                
Что касается того, как объединяются бюджетные средства. Бюджетные средства      
субъектов Федерации могут объединяться по решению законодательных органов и     
исполнительных органов субъектов Федерации. Хотя здесь, конечно, есть           
определенные нюансы, я думаю, что они просто-напросто могут быть учтены во      
втором чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. (Выкрики из зала.) По ведению?                   
                                                                                
Иваненко, пожалуйста. Мы потом это время добавим для вопросов.                  
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Викторович.                                                  
                                                                                
ИВАНЕНКО С.В. Владимир Александрович, если я не ошибаюсь, в 13 часов 33         
минуты проголосовали за 10 минут, поэтому надо прекращать сейчас задавать       
вопросы.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, мы в 38 минут проголосовали, Сергей Викторович. Я    
все записываю, извините, пожалуйста. Я добавлю потом эти несколько секунд.      
                                                                                
Депутат Куваев, пожалуйста. Нет его.                                            
                                                                                
Воронцова Зоя Ивановна.                                                         
                                                                                
ВОРОНЦОВА З.И., депутатская группа "Народовластие".                             
                                                                                
Уважаемый Сергей Николаевич, скажите, обсуждался ли данный законопроект с       
руководителями исполнительных органов ассоциаций, каково было их отношение к    
ним? И еще: не навредит ли данный законопроект уже сложившейся практике их      
работы?                                                                         
                                                                                
ФАЛАЛЕЕВ С.Н. Спасибо за вопрос. Дело в том, что этот законопроект рассылался   
дважды субъектам Федерации и был обсужден практически во всех межрегиональных   
ассоциациях. Мы даже на последнем "круглом столе", который проводила            
ассоциация "Центральная Россия" в Москве по проблемам федерализма, выслушали    
мнение ряда губернаторов и первого вице-премьера Густова, который поддержал     
идею создания ассоциаций экономического взаимодействия.                         
                                                                                
Не повредит ли этот закон? Я думаю, нет, поскольку инициаторами его выступают   
практически все восемь межрегиональных ассоциаций, что подтвердили на           
последнем "круглом столе" в Совете Федерации генеральные директора              
ассоциаций.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Учитель Виктор Александрович, пожалуйста.                 
                                                                                
УЧИТЕЛЬ В.А., фракция "ЯБЛОКО".                                                 
                                                                                
Уважаемый Сергей Николаевич, у меня вопрос такой. Разъясните, пожалуйста,       
каков все-таки статус этих ассоциаций: что это - общественная организация,      
органы государственной власти или органы госуправления? И в связи с этим        
поясните: вот у вас статья 5 называется "Устав ассоциации, регистрация", а в    
пункте 5.4, последнем пункте, у вас написано, что устав ассоциации              
утверждается учредительным договором. То есть ассоциация как бы учреждает       
сама себя и нигде больше не регистрируется. Поясните, пожалуйста.               
                                                                                
ФАЛАЛЕЕВ С.Н. Вы знаете, с этими вопросами мы сталкивались на заседании         
комитета, действительно вопросы эти непростые. Если бы мы могли просто так      
определить само понятие, определить, что является межрегиональной               
ассоциацией, я думаю, не было бы таких длительных дискуссий в течение двух      
лет.                                                                            
                                                                                
Я думаю, что это, в общем-то, особая организация. Собственно, принятие этого    
закона и определяет, что такое ассоциации экономического взаимодействия. Мы     
не можем их отнести к органам государственной власти, поскольку это             
противоречило бы Конституции и мы создали бы новый уровень государственного     
управления. Но мы не можем в полной мере отнести это и к общественным           
организациям, потому что все-таки это объединение субъектов Федерации,          
носителей государственной власти.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич. Присаживайтесь, пожалуйста.   
                                                                                
На этот раз время действительно истекло. Я предоставляю возможность сказать     
по нескольку слов от фракций.                                                   
                                                                                
Иванченко Леонид Андреевич - от КПРФ.                                           
                                                                                
Следующий - Вишняков.                                                           
                                                                                
ИВАНЧЕНКО Л.А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемые коллеги, если мы просмотрим историю последних восьми-десяти лет, то   
мы убедимся в том, сколько метаморфоз и коллизий произошло в нашей России. В    
1990 году после принятия декларации о суверенитете был брошен клич: берите      
суверенитета столько, сколько вы проглотите! Его начали брать и начали          
разбегаться каждый по своим углам.                                              
                                                                                
Евгений Максимович Примаков, выступая вчера на съезде, очень образно дал        
оценку прошедшим годам и сказал, что сверхошибочным было то положение, когда    
убеждали всех, что надо вступить в рынок, что рынок сам себя сформирует и       
обусловит все правила игры и все уровни взаимоотношений. Мы видим, что после    
разрушения Союза Советских Социалистических Республик, федеративного            
государства по форме, но унитарного по содержанию, фактически разрушены все     
связи - и вертикальные, и горизонтальные. Ликвидировано отраслевое влияние.     
Поэтому сейчас уже, прожив соответствующий промежуток времени, многие           
субъекты Федерации сами убеждаются в необходимости поиска путей интеграции,     
объединения своих усилий. И наиболее реальным и действенным путем становится    
интеграция на основе социально-экономического взаимодействия.                   
                                                                                
Предлагаемый вам проект закона выстрадан за достаточный промежуток времени.     
Уже есть апробации действий подобных ассоциаций - есть и горький опыт, есть и   
положительный опыт. И мы видим, что там, где руководители субъектов Федерации   
подходят к проблеме с особой ответственностью, переживают не только за свою     
собственную судьбу, но и за единство России, они ведут эту политику грамотно    
и квалифицированно. Отсутствие законодательной базы мешает в данном случае.     
Поэтому наш комитет подготовил этот проект закона и внес его на рассмотрение    
Государственной Думы. Мы предлагаем его поддержать, а в процессе дальнейшей     
работы, во время подготовки ко второму чтению и на всех остальных стадиях, мы   
получим дополнительную возможность испытать поправки, заключения различных      
структур, которые в соответствии с Регламентом могут это сделать. Мы думаем,    
что этот закон пойдет на пользу, самое главное, что он не отвергнут теми,       
ради кого он подготовлен.                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По порядку ведения - Лыжин.                               
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Васильевич.                                                    
                                                                                
ЛЫЖИН Ю.В. Уважаемый Владимир Александрович, впервые за полтора месяца работы   
в зале появился депутат Семаго. Может быть, он пройдет и займет свое место?     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции ЛДПР - Виктор Григорьевич Вишняков.            
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Фракция ЛДПР поддерживает этот законопроект, и по                 
принципиальным соображениям. Да, действительно, объективные процессы,           
экономические прежде всего процессы требуют укрупнения                          
административно-территориальных единиц на территории всей России. Эти           
укрупненные единицы в будущем могут называться губерниями. И то, что здесь      
докладчик высказал, как опасение, на самом деле рождает надежду на то, что      
этот процесс приведет к этой цели. Докладчик боится этого процесса. Но этот     
процесс укрупнения нужно приветствовать. Поэтому все, что здесь связано с       
экономической стороной, фракция поддерживает, но не надо торопиться. Вот те     
пункты, о которых я, в частности, говорил, а именно - поспешное формирование    
органов, обладающих государственными полномочиями по управлению, по             
объединению, интеграции, могут эту идею дискредитировать.                       
                                                                                
Ранее уже были попытки на уровне экономически крупных регионов создать          
какие-то звенья, прежде всего экономического управления, планирования, но это   
в прошлом не было достаточно продумано, и эти звенья были ликвидированы. И      
поэтому сейчас, когда мы в условиях создания единого экономического и           
правового пространства возвращаемся снова к этой идее, мы как раз и делаем      
очень существенный шаг по пути создания единой России, не разделенной на 89     
субъектов, а состоящей из крупных административных, территориальных так         
назовем их, единиц, которые будут как раз шагом вперед на пути создания и       
единой экономики, и политики, и улучшения социальной жизни, и по ряду других    
существенных моментов.                                                          
                                                                                
Я считаю, что в первом чтении законопроект вполне может быть одобрен, а         
доработать его можно будет с привлечением и фракции ЛДПР.                       
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                 Г.Н.Селезнев                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, от фракции "НДР" - депутат Бугера. По         
карточке Шохина.                                                                
                                                                                
БУГЕРА М.Е., фракция "Наш дом - Россия".                                        
                                                                                
В рамках Союза Советских Социалистических Республик интеграция носила           
преимущественно вертикальный характер. К сожалению, горизонтальная интеграция   
была относительно слабо развита, и это слабое развитие горизонтальной           
интеграции, видимо, послужило одним из тех моментов, которые облегчили распад   
Союза. В этих условиях, когда федеральный центр Российской Федерации во         
многих случаях самоустранился от вопросов вертикальной интеграции субъектов в   
ряде сфер общественной жизни, инициатива субъектов Федерации по созданию        
ассоциаций экономического взаимодействия носит, на наш взгляд, очень важный     
характер.                                                                       
                                                                                
Здесь высказывалось опасение, в том числе и в этом зале, а особенно при         
рассмотрении в комитете: не приведет ли укрепление ассоциаций к расколу         
Российской Федерации на ряд "кусков"? Но фракция "Наш дом - Россия" в ходе      
обсуждения пришла к выводу, что нет, поскольку здесь деструктивные тенденции    
некоторых отдельных амбициозных деятелей будут сдерживаться не только сверху,   
из федерального центра, но в рамках ассоциаций будут сдерживаться и снизу, со   
стороны субъектов этих ассоциаций, которые еще посмотрят, кого ставить во       
главе себя и какие полномочия им передавать.                                    
                                                                                
Поэтому фракция "Наш дом - Россия" считает, что данный законопроект в случае    
его принятия будет способствовать укреплению единства Российской Федерации,     
будет способствовать развитию экономических связей, и однозначно он несет       
полезную нагрузку. Те замечания, которые высказывались, не носят                
концептуального характера и могут быть учтены при подготовке ко второму         
чтению. То есть что-то может быть снято, а что-то может быть дополнено.         
Фракция поддерживает принятие закона.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От "ЯБЛОКА"? Нет. От Аграрной группы? Нет. От             
"Народовластия"? Нет. Пожалуйста, "Российские регионы". Кто?                    
                                                                                
Владимир Николаевич Лысенко.                                                    
                                                                                
ЛЫСЕНКО В.Н., депутатская группа "Российские регионы".                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, депутатская группа "Российские регионы" поддерживает         
данный законопроект, ибо я хотел напомнить, что в России всегда были большие    
регионы, начиная от Петра Первого. В советский период были, в общем-то,         
укрупненные территории, которые между собой тесно сотрудничали, и сами          
ассоциации появились не сверху, а начали зарождаться в начале 90-х годов        
снизу, когда у нас появилась Федерация и регионы стали понимать, что нужно      
координировать и кооперировать свою деятельность в ряде регионов.               
                                                                                
На сегодняшний день уже подготовлены комплексные программы развития Сибири и    
Северного Кавказа. Это очень серьезные труды, которые действительно             
предполагают развитие региональной интеграции, которая намного быстрее решала   
бы проблемы отдельных субъектов Федерации, чем они до настоящего времени        
делают все это по отдельности.                                                  
                                                                                
Что же касается сепаратизма, то... Я часто бываю в ассоциациях, и мне           
кажется, что, наоборот, они являются в данном случае помощниками укрепления     
России, ибо, скажем, в Уральском соглашении - шесть областей, две республики.   
То же самое касается и Сибирского соглашения - несколько республик, краев и     
областей, которых большинство. И в этом отношении там эти вопросы всегда        
заменяются все-таки экономической целесообразностью и дальнейшим                
конструктивным сотрудничеством.                                                 
                                                                                
Поэтому на сегодняшний день закон фиксирует вот то состояние, в котором         
ассоциация есть координирующая структура. В дальнейшем же покажет сама жизнь.   
Если они действительно укрепятся и смогут выполнять какие-то дополнительные     
функции, то я не исключаю, что следующим, скажем, дополнением к этому закону    
мы можем предоставить право делегирования им каких-то новых полномочий          
добровольно, скажем, со стороны субъектов Федерации. Но если это не             
понадобится, то в Соединенных Штатах Америки есть точно такие же                
горизонтальные структуры, и они очень большую снимают нагрузку с федерального   
центра и с самих регионов и за 200 лет себя зарекомендовали с самой лучшей      
стороны.                                                                        
                                                                                
Поэтому мы за этот закон, тем более что это один из немногих федеративных       
законов, который нашел поддержку и в Думе (вот пять фракций его поддержали),    
и в Совете Федерации. Я надеюсь, что к окончанию нашего срока хотя бы один      
федеральный закон будет принят по нашей проблематике.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, все высказались? Почему "нет",         
"нет"? Все высказались от фракций и депутатских групп. Ставлю на голосование:   
продлить прения по данному законопроекту. (Шум в зале.) Нет, но настаивают      
некоторые депутаты. Пожалуйста.                                                 
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за               22 чел.             10,7%                        
Проголосовало против          182 чел.             88,3%                        
Воздержалось                    2 чел.              1,0%                        
Голосовало                    206 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставлю на голосование: принять... Нет.                       
                                                                                
У нас есть еще представители Правительства, поскольку в первом чтении...        
Давайте не будем нарушать порядок. Присутствует заместитель министра            
региональной политики Владислав Николаевич Туманов.                             
                                                                                
Владислав Николаевич, пожалуйста, несколько слов.                               
                                                                                
ТУМАНОВ В.Н., заместитель министра региональной политики Российской             
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Правительство рассмотрело    
проект закона "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций         
экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации". При              
рассмотрении законопроекта было сформулировано около десятка замечаний,         
которые разработчиками закона учтены при внесении в первом чтении.              
                                                                                
Правительство поддерживает данный законопроект, рассматривая его, особенно в    
главе IV, как один из способов отработки системы взаимоотношений федеральных    
органов власти и субъектов Российской Федерации, где устанавливается как        
порядок представительства федеральных органов власти при работе ассоциаций      
экономического взаимодействия, так и реализация задач, которые ставятся перед   
ассоциациями непосредственно на федеральном уровне.                             
                                                                                
Кстати, последнее решение Председателя Правительства о подключении              
руководителей ассоциаций к работе Президиума Правительства как раз              
подчеркивает на нынешнем этапе характер развития российского федерализма        
ассоциаций экономического взаимодействия.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У представителя Президента?.. Пожалуйста.                                       
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты                 
Государственной Думы! Внимательно изучив представленный законопроект, мы        
отмечаем, что проект носит, безусловно, положительный характер, но в нем, к     
сожалению, имеются и очень взрывоопасные элементы. Учитывая то, что роль        
ассоциаций экономического взаимодействия необходимо поднимать, мы просто        
хотим отметить, что при доработке данного законопроекта ко второму чтению       
надо очень тщательно его выверить и устранить оттуда все те опасные элементы,   
которые действительно могут способствовать развитию сепаратизма в стране. А     
положительные моменты, направленные на укрепление федеративных отношений, на    
укрепление государства в целом, необходимо усилить.                             
                                                                                
В целом поддерживая данный законопроект, мы обращаем внимание разработчиков     
на то, что спешить с его доработкой ко второму чтению не надо. И надо очень     
тщательно его прорабатывать.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, заключительное слово, докладчик, Сергей       
Николаевич.                                                                     
                                                                                
Коллеги! Давайте я вас попрошу вот о чем: давайте мы продлим заседание, чтобы   
нам проголосовать до перерыва. Пожалуйста, прошу вас проголосовать: продлить    
заседание до голосования по данному законопроекту, чтобы нам проголосовать до   
перерыва. Это буквально несколько минут.                                        
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 02 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              304 чел.             67,6%                        
Проголосовало против            5 чел.              1,1%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    309 чел.                                          
Не голосовало                 141 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Продлили.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Николаевич.                                                  
                                                                                
ФАЛАЛЕЕВ С.Н. Уважаемые коллеги, я благодарю за заинтересованное обсуждение     
законопроекта. И я думаю, что именно актуальность подтверждает ваше             
заинтересованное обсуждение его. Мы нащупали, мне кажется, тот самый нерв,      
который волнует всю Россию. И я с благодарностью говорю от имени комитета,      
что комитет примет все замечания и поправки и будет над ними очень тщательно    
работать. И я благодарю за сотрудничество и Правительство, и представителя      
Президента. Спасибо.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование: принять законопроект в первом      
чтении. Пожалуйста.                                                             
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 03 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              319 чел.             70,9%                        
Проголосовало против            8 чел.              1,8%                        
Воздержалось                    3 чел.              0,7%                        
Голосовало                    330 чел.                                          
Не голосовало                 120 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.