Заседание № 196
25.10.2002
Вопрос:
О проекте федерального закона № 98059337-2 "О государственном регулировании вывоза российского капитала".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2782 по 2959 из 8382
Пункт 8: проект федерального закона "О государственном регулировании вывоза российского капитала". Пожалуйста, Светлана Николаевна Гвоздева. ГВОЗДЕВА С. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законопроект "О государственном регулировании вывоза российского капитала" внесен 10 июля 1998 года и принят в первом чтении в сентябре 1999 года. Комитет по экономической политике очень внимательно рассмотрел данный законопроект, который направлен на устранение негативных явлений при вывозе капитала из России и создание основ государственного регулирования в области вывоза капитала. Но и в ходе подготовки к рассмотрению его в первом чтении, и при подготовке ко второму чтению выявлено несоответствие и противоречие федеральному законодательству. Не подготовлено, не сделано финансово-экономическое обоснование для данного законопроекта. Он предполагает затраты из бюджета на организацию контроля за вывозом капитала и на организацию контроля за доходами российских экспортеров. Комитет рекомендует перевести законопроект в процедуру первого чтения, автору законопроекта внести поправки и свои предложения в закон "О валютном регулировании и валютном контроле". На законопроект получены отрицательные отзывы от Правительства Российской Федерации, Правового управления Аппарата Государственной Думы и Президента Российской Федерации. Комитет считает принятие данного законопроекта в этом виде нецелесообразным и просит поддержать предложение о его переводе в первое чтение с дальнейшим отклонением. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику? Коломейцев Николай Васильевич, ваш вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемая Светлана Николаевна, наверное, комитету неведомо, что Президент обеспокоен колоссальным вывозом валюты и валютных ресурсов за рубеж. Премьер публично выразил обеспокоенность и тоже не знает, что делать. А комитет по экономической политике, наверное, в угоду тем самым экспортерам (интересно, сколько они проплатили за это?) берет и снимает закон. Уважаемые коллеги, я призываю вас к благоразумию. Страна стонет от вывоза капитала и от воров и жуликов, которые ее терзают. Я предлагаю не поддерживать предложение комитета. ГВОЗДЕВА С. Н. Уважаемые коллеги, статьи 3 и 9 законопроекта свидетельствуют о его концептуальной несостоятельности. Осуществить вывоз капитала иначе как путем совершения валютных операций, экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности и исключительных прав на них невозможно. В то же время законопроект в части регулирования валютных операций и внешнеторговой деятельности отсылает к соответствующему отраслевому законодательству. Следовательно, у законопроекта нет собственного предмета правового регулирования. И так по каждой статье. Если уважаемый коллега познакомится с текстом законопроекта, который очень внимательно был рассмотрен в комитете по экономической политике, он согласится с позицией комитета. А ваши призывы и лозунги абсолютно правильны! В закон "О валютном регулировании...", в закон о внешнеторговой деятельности мы должны внести поправки и помочь и Правительству и нашим экспортерам навести порядок в контроле за вывозом капитала. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы? Пузановский, пожалуйста, ваш вопрос. ПУЗАНОВСКИЙ А. Г. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемая Светлана Николаевна, коллеги! Закон о вывозе капитала актуален сейчас так же, как пять - десять лет назад, и будет актуальным до тех пор, пока Россия не закончит период так называемой переходной экономики и не станет полностью рыночной, среднеразвитой по европейским стандартам страной. Во всех странах, которые ставили перед собой задачу модернизации экономики, закон о вывозе капитала в той или иной редакции существовал наряду с законом о валютном регулировании. Это тематически разные законы. Валютные ценности, как они описаны, отнюдь не охватывают всего того, что мы понимаем под вывозом капитала. Это разные предметы, хотя... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще минуту добавьте. (Шум в зале.) Адриан Георгиевич, давайте сразу тогда уточним, сколько минут вам надо, чтобы мы включили микрофон и не тратили на это время. Пожалуйста. ПУЗАНОВСКИЙ А. Г. Я всегда стремлюсь уложиться в регламентные три минуты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Просто это вопрос, время для вопроса. Если вы хотите выступить, давайте тогда мы вам выделим время на выступление. ПУЗАНОВСКИЙ А. Г. Поэтому вывоз капитала и самостоятельное законодательное регулирование именно вывоза капитала остаются актуальными вопросами. Другое дело, что этот закон действительно кому-то очень не нужен, ибо в его рамках можно было бы решить и вопросы стимулирования вывоза, например, в страны СНГ, и вопросы регистрации вывезенного капитала и иметь хотя бы элементарную информацию о том, где мы что вкладываем, и, наконец, вопросы репатриации капитала. Вопрос репатриации вообще выпадает из валютного регулирования, там он не может быть урегулирован в принципе. И последнее. Текст, который представлен в зале, не является последним вариантом. К сожалению, работник, который занимался этим в комитете, эксперт Жарова, отсутствовала, и, очевидно, технический состав не сумел подготовить к раздаче тот законопроект, который был уже на завершающей стадии подготовки ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Светлана Николаевна. ГВОЗДЕВА С. Н. Уважаемый Адриан Георгиевич и уважаемые коллеги! Для всех очевидно, что условием ограничения бегства капитала является создание нормального инвестиционного климата в России. И практика показывает, что дополнительное административное ограничение и бюрократические барьеры достаточно легко преодолеваются. Но даже с точки зрения ужесточения административного регулирования вывоза капитала ваш законопроект не достигает своей цели, поскольку не создает никаких неблагоприятных правовых последствий для его нарушителей. В данной редакции законопроект только создаст дополнительные трудности для законопослушных и добросовестных инвесторов и никак не повлияет на нелегальный вывоз капитала. Ваш проект, к сожалению, носит только декларативный характер и не содержит правовых норм, что отмечает в том числе и Правовое управление Аппарата Государственной Думы. Поэтому прошу коллег поддержать возвращение этого законопроекта в первое чтение и отклонить его. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы? Лукьянов Анатолий Иванович, вопрос, пожалуйста. ГВОЗДЕВА С. Н. Адриан Георгиевич сам был согласен с отклонением этого проекта. Я удивлена его выступлением. ЛУКЬЯНОВ А. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Светлана Николаевна, у меня вопрос совершенно конкретный. Если это не тот законопроект, который рассматривался, не в окончательном виде, то как вы объясните тогда его внесение сюда? Нам роздан другой законопроект, видимо, предварительный, другой, я очень хорошо помню тот закон. Пожалуйста, объясните, каким образом не тот законопроект представлен депутатам. ГВОЗДЕВА С. Н. Уважаемый Анатолий Иванович и уважаемые коллеги! Работа над законопроектом ко второму чтению Адрианом Георгиевичем, представление его в комитет, закончена, и вам сегодня представлен тот законопроект, который комитет рекомендует отклонить. Созданная рабочая группа представила в комитете тот законопроект, который сегодня роздан вам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Томчин Григорий Алексеевич, пожалуйста, ваш вопрос. ТОМЧИН Г. А. У меня не вопрос, я хочу пояснить как председатель комитета. Розданный текст - это официальный текст первого чтения. Именно поэтому только он и раздается. Мы не имеем возможности, если проект закона представлен для переноса в первое чтение, раздавать другие, промежуточные варианты. Поэтому я прошу извинения у Адриана Георгиевича за то, что мы не смогли представить тот окончательный текст. Он не может быть представлен палате, палате представляются только официальные тексты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончены, уважаемые депутаты. Кто за то, чтобы согласиться с мнением комитета и вернуть к процедуре первого чтения проект федерального закона "О государственном регулировании вывоза российского капитала"? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 00 мин. 19 сек.) Проголосовало за 197 чел. 43,8% Проголосовало против 129 чел. 28,7% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел. 27,6% Результат: не принято Принимается. Уважаемые депутаты, 12 часов дня. Кто за то, чтобы мы продлили время для рассмотрения законопроекта на пять минут? (Шум в зале.) Не принято предложение комитета, прошу прощения. Мы тогда, Светлана Николаевна, вернемся к этому после перерыва.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3004 по 3108 из 8382
КЛИМОВ В. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Мы просим вернуться к голосованию по предыдущему вопросу, по вопросу 8, потому что не успели проголосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть вернуться к голосованию по пункту 8? По ведению - Никитчук. Пожалуйста, Иван Игнатьевич. НИКИТЧУК И. И. Уважаемые коллеги, давайте хоть немного сами себя уважать. По двадцать раз переголосовываем - то в штангу, то в перекладину попадаете мячами. Ну нельзя же из палаты делать посмешище! Проголосовали - и достаточно. Зачем возвращаться по двадцать раз?! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поступило предложение депутата Климова. Кто за то, чтобы вернуться к голосованию по пункту 8? Иван Игнатьевич высказал точку зрения против. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 36 мин. 05 сек.) Проголосовало за 223 чел. 67,4% Проголосовало против 107 чел. 32,3% Воздержалось 1 чел. 0,3% Голосовало 331 чел. Не голосовало 0 чел. 0,0% Результат: принято Так, пожалуйста, депутат Коломейцев, по мотивам голосования. Мы к голосованию вернулись. Сейчас по мотивам. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Проблема вывоза капитала является одной из тягчайших проблем нашей страны, которая нам аукается и в Чечне, и в других местах. Поэтому, учитывая неоднократно высказанную Президентом, Правительством обеспокоенность, считаю, что комитету надо не насиловать Думу и не устраивать парламентский терроризм в зале, а взять закон, доработать, если комитет считает, что проект неправильно составлен, и внести на повторное рассмотрение во втором чтении. Комитет имеет на это право в соответствии со статьей 123. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Светлана Николаевна Гвоздева. ГВОЗДЕВА С. Н. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Сейчас дорабатывается закон "Об инвестиционной деятельности...", а предлагаемый в этом проекте механизм ничего нового не добавит, кроме препятствий. Этот проект предлагает ввести лицензирование, или выдачу разрешений на инвестиционную деятельность нашим экспортерам, и указывает целый перечень документов, которые теперь должны будут регистрировать, передавать в различные органы исполнительной власти наши инвесторы. Он будет только препятствовать инвестиционной деятельности и никакой пользы для контроля за вывозом капитала не принесет. Я могу прямо текст зачитать вам, статьи, поскольку закон давно рассматривался. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Светлана Николаевна, не надо зачитывать, сейчас ведь не обсуждение закона, а выступления по мотивам. ГВОЗДЕВА С. Н. Убедительно прошу, поддержите позицию комитета. Вопрос будет решен через доработку законов "Об инвестиционной деятельности..." и "Об иностранных инвестициях...". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять проект постановления о возвращении законопроекта в первое чтение? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 38 мин. 41 сек.) Проголосовало за 251 чел. 55,8% Проголосовало против 125 чел. 27,8% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел. 16,4% Результат: принято Принято. Комитет подготовил проект постановления о принятии законопроекта в первом чтении. Второй лист у вас есть: принять в первом чтении. Комитет против. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 39 мин. 26 сек.) Проголосовало за 135 чел. 30,0% Проголосовало против 28 чел. 6,2% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 165 чел. Не голосовало 285 чел. 63,3% Результат: не принято Не принято.
Заседание № 282
21.09.1999
Вопрос:
О проекте федерального закона "О государственном регулировании вывоза российского капитала".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3474 по 3908 из 5871
Переходим к пункту 16 повестки дня. Адриан Георгиевич Пузановский докладывает о проекте федерального закона "О государственном регулировании вывоза российского капитала". Пожалуйста. ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты! Комитет по экономической политике предлагает вашему вниманию проект федерального закона "О государственном регулировании вывоза российского капитала". Законопроект был подготовлен рабочей группой, в которой широко представлены ученые академических кругов, практики и представители исполнительной ветви власти федерального уровня. Законопроект был внесен год назад, в июле 1998 года, прошел все требуемые процедуры. На него получены отзывы и замечания всех высших судов России, прокуратуры. И 9 сентября этого года получено заключение за подписью первого вице-премьера господина Христенко. По своей схеме предлагаемый законопроект не относится к жанру, скажем так, запретительных законов. Он продолжает формирование правового поля, связанного с государственным регулированием отношений в этой сфере экономической деятельности, и построен по стандартной принятой схеме правового регулирования, развитой практически во всех странах мира. То есть это системный законопроект, он хорошо вписывается в уже действующее поле, которое регулируется (в своем секторе) законом "О валютном регулировании и валютном контроле", Таможенным кодексом, законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Еще раз подчеркну: каждым в своем секторе. Законопроект (и я хотел бы обратить на это внимание) не легализует "бегство капиталов", как это некоторым представляется. Он является необходимым правовым инструментом для регулирования вывоза капитала, для прекращения "бегства капиталов", для того чтобы сделать возможными и доступными для государства эффективные методы управления этим процессом, который безусловно в условиях действующего ГК и конституционного поля предоставляет вполне определенную свободу собственникам капитала. Я хотел бы обратить внимание на то, что, когда мы сопоставляем цифры вывезенного капитала и завезенного капитала, мы с вами постоянно сталкиваемся с вопросом о достоверности полученной информации о том, сколько же российских капиталов вывезено. Мы не будем иметь никогда никакой достоверной информации по этому вопросу, если законодательно не дадим государству право требовать и формировать блок этой информации. Без закона мы это просто не сделаем. Мы не можем подойти к экспортеру капитала или к инвестору российскому и сказать: предоставь нам информацию! Он сошлется на соответствующий закон - "О коммерческой тайне". Этот закон в установленном порядке позволяет государству требовать данную информацию. Многие европейские законы, а такого рода законы, я не буду перечислять, есть практически во всех европейских странах (или были, или применялись), при выходе на определенный уровень цивилизованного оборота капитала, или консервируют эти отношения, или их переводят в плоскость чисто валютного регулирования. Но эти законы практически были повсюду. Так вот, мы вводим разрешительный порядок вывоза российского капитала. Разрешительный порядок. Может возникнуть вопрос: а разрешительный порядок включает в себя как элемент регулирования запрет на вывоз капитала? Эта тема является особенно актуальной. Мы полагаем, что в рамках регулирования этого процесса при стечении особых обстоятельств (и они могут быть установлены законом - ну, например, проблема платежного баланса государства) государство вправе будет ввести и запрет на вывоз капитала. Мы, и это является новацией закона, ввели условия (они являются спорными, но мы будем настаивать на принятии этих условий): ни один резидент не имеет права вывезти ни копейки, если срок его хозяйственной практики менее трех лет. Есть многочисленные свидетельства, когда, не успело образоваться юрлицо, собрав или в акционерной форме, или в иной другой форме капиталы, тут же их вывозят за границу. Мы законом устанавливаем своеобразный, если хотите, ценз вывоза: пожалуйста, три года поработай на российском внутреннем рынке, после этого ты получаешь законное право ставить вопрос о вывозе, или экспорте, капитала. Мы ввели в закон и дополнительные условия: исполнительный орган федеральной власти, которому будет поручено курировать исполнение этого закона, вправе устанавливать требования в соответствии с законом, то есть экспортер капитала или российский инвестор обязательно должен быть законопослушным в налоговом отношении и во многих других отношениях. Если из представленных от налоговых органов документов будет следовать, что он нечистоплотен, что он был, скажем, уличен в нарушении налогового законодательства, данный инвестор не получит права на вывоз капитала. Мы полагаем, что те условия, которые уже записаны в законе, являются отнюдь не исчерпывающими. Я бы мог привести еще ряд условий, они вызывали дискуссию, но, чтобы, скажем так, на стадии внесения закона на обсуждение палаты уменьшить сопротивление этому закону, мы от них ушли. Но при подготовке ко второму чтению мы обязательно вернемся к этим условиям. Например, информация об источнике формирования капитала. Мы на днях с вами провели поправку в антимонопольное законодательство, в закон о конкуренции и антимонополистической деятельности, где дали право антимонопольному органу в случае сделки по укрупнению, концентрации, капитала запрашивать информацию об источниках капитала для этой сделки. Я думаю, при подготовке ко второму чтению мы вернемся к этому условию. И наконец, мы в законе действительно наконец-то установили норму, которая дает Правительству Российской Федерации право подписывать соглашения между государствами о взаимной защите капиталовложений и об избежании двойного налогообложения. В рамках именно этого закона о вывозе российского капитала и его регулировании мы устанавливаем эту норму, которая наделяет Правительство данным правом. Я думаю, снимается одно из юридических противоречий, существующих до настоящего времени. Закон устанавливает и меры ответственности. Если инвестор не отчитался в соответствии с требованиями уполномоченного федерального органа, если дал недостоверную информацию о вывезенном капитале, если он не отчитался по доходам, полученным от вывезенного капитала, уполномоченный орган в соответствии с этим законом может поставить вопрос о репатриации капитала. Я заканчиваю. Комитет по экономической политике считает данный закон чрезвычайно актуальным, просит палату поддержать его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какие вопросы есть к Адриану Георгиевичу Пузановскому? Мизулина Елена Борисовна, ваш вопрос. МИЗУЛИНА Е.Б. Адриан Георгиевич, у меня вопрос по статье 7. Вы в части первой совершенно справедливо устанавливаете перечень документов, которые должны предоставляться для того, чтобы получить лицензию на вывоз, а в части второй почему-то опровергаете то, что установили в части первой, создавая облегченный порядок изменения вот этого объема документов в ходе реализации закона. Вы же знаете, что постановления Правительства публикуются с опозданием, что зачастую принимается порядок очень непрозрачный, зачастую получить постановление сложно. То есть мы опять создаем возможность для вымогательства, для коррупции, когда приходят, сдают как положено документы для получения разрешения на вывоз капитала и начинаются необоснованные требования предъявления и других документов. Вот вам, пожалуйста, возможность для вымогательства. Мне думается, в части первой заложен вами лучший вариант. ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Уважаемая Елена Борисовна, вы справедливо обратили внимание на существующее противоречие между этими двумя новеллами. Я могу только объяснить природу этого противоречия. И мы полагали возможным снять его при подготовке ко второму чтению. Нам очень хочется установить нормы прямого действия. Но если вы возьмете заключение, подписанное вице-премьером Христенко, вы обратите внимание на то, что там ставится одно условие: рассмотреть данный закон после того, как будут направлены поправки в действующее законодательство. Они есть, в бюджетном комитете данный законопроект есть. Он как раз касается распределения полномочий между ныне действующими министерствами. Я бы просил и представителя Правительства, и представителя Президента согласиться с таким подходом. Если палате будет угодно этот закон провести в первом чтении, мы активизируем поправки в действующие законы "О валютном регулировании..." и "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и вместе с этим при подготовке второго чтения уже по характеру проведения тех законов мы решим: или здесь сохраняем нормы прямого действия, а вторая часть уйдет туда (там будет роспись полномочий между субъектами), или, если те законы не пройдут, мы вынуждены будем искать вновь компромиссное решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, депутат Плетнева считает, что мы должны прервать рассмотрение этого закона и перейти к постановлениям, поскольку у нас записано фиксированное время. А я полагаю, что нам надо завершить рассмотрение этого законопроекта, а постановления рассмотреть сразу же после этого. Так, вопросы продолжаем. Вопрос депутата Макашова. Потом - Батанов. МАКАШОВ А.М. Когда страны, попавшие по какой-то причине в такой кризис, как наша страна, выходили из него, насколько я помню, то принимали законы (это было и в Германии, и в Японии) не то что о вывозе капитала, но чрезвычайно жесткие... Я, Адриан Георгиевич, просто не понимаю: у нас что, прошел кризис и у нас есть возможность с кем-то делиться и что-то вывозить? У нас уже все вывезли! Я за то, чтобы мы хотя бы последовали примеру, ну немецкому примеру, когда более 100 марок не разрешали вывозить. Не три года, а, как у них было написано, пока страна не выйдет из экономического кризиса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отвечайте, пожалуйста. ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Уважаемый Альберт Михайлович, если нами этот закон будет принят, то в соответствии со статьями 6, 7 и иными статьями, где прописано требование о лицензировании вывоза капитала, может быть принято решение примерно такого рода Правительством: в соответствии с действующими нормами закона прекратить или временно ввести мораторий на выдачу лицензий на вывоз капитала и в соответствии с другими статьями репатриировать российский капитал, ранее вывезенный. То есть именно наличие данного закона позволяет уже затем вырабатывать правовые решения в отношении и запретов, и возвращения... Но самое главное, что в соответствии с этим законом, если он будет подписан Президентом (а мы будем надеяться на это), в течение шести месяцев мы проведем инвентаризацию вывезенных капиталов. И ни одно государство, ни один банк при наличии этого закона не вправе будет отказать России в предоставлении информации по наличию российских капиталов. Сегодня такого закона нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все вопросы? Батанов Геннадий Николаевич, ваш вопрос. БАТАНОВ Г.Н. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемый Адриан Георгиевич! Вопрос, который я хотел поставить и поставила депутат Мизулина. Я думаю, было бы правильно (и Правительство это отмечает), если бы мы сохранили тот порядок рассмотрения законопроектов, о котором вы сказали. Я имею в виду законопроект о внесении изменений и дополнений в закон о валютном регулировании и валютном контроле и законопроект, который вы сейчас представляете. Второй вопрос. В соответствии с федеральным законом о Центробанке России (здесь затрагиваются функции и полномочия Центробанка) мы должны были получить соответствующее заключение из Центробанка. Направлялся ли такой запрос в Центробанк? ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Да, мы направляли, Геннадий Николаевич. И мы полагаем возможным развести полномочия по валютному регулированию. И в законопроекте расписаны эти полномочия. Мы не будем затрагивать вопрос валютного регулирования и контроля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос депутата Жукова. Александр Дмитриевич, пожалуйста. ЖУКОВ А.Д., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, депутатская группа "Российские регионы". Уважаемый Адриан Георгиевич, в статье 5 предусмотрено, что должен быть создан специальный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством осуществлять государственное регулирование вывоза капитала в части непосредственной реализации задач и так далее. Но, как известно, на сегодняшний день в соответствии с законом о валютном регулировании эти полномочия возложены на Центральный банк, который не является федеральным органом исполнительной власти. Как в этом случае, вы думаете, будут разграничиваться полномочия? И не вступает ли, на ваш взгляд, этот законопроект в полное противоречие с законом о валютном регулировании? В этом случае действительно позиция Правительства правильная, в том, что эти два вопроса нужно решать сразу, а не отдельно, не принимать сейчас в первом чтении законопроект, который вступает в прямое противоречие. Или же, по вашему замыслу, Центральный банк должен полностью отказаться от выдачи лицензий, от контроля за вывозом капитала и передать все это некоему новому федеральному органу исполнительной власти? ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, этого не произойдет. Почему? Вы прекрасно знаете, что валютное регулирование, валютный контроль, безусловно, останутся в сфере компетенции Центробанка и в соответствии с законом об экспортном контроле за соответствующими службами. Но в той части, где мы имеем дело с вывозом капитала в форме прямых инвестиций, портфельных инвестиций, ценных бумаг, а особенно оборудования, естественно, мы вынуждены будем расписать по соответствующим ведомствам. Я думаю, что мы уйдем от этой записи, которая говорит о новом специальном органе. Полагаю, что хватает сегодня органов исполнительной власти для того, чтобы регулировать применение этого закона. То же самое Министерство торговли, таможенный комитет и так далее... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Тягунов Александр Александрович, ваш вопрос. ТЯГУНОВ А.А., фракция "Наш дом - Россия". Адриан Георгиевич, мы в основном все говорим вокруг проблемы денежной массы, здесь как бы крутится вопрос. Вопрос о вывозе. Но не это главное. У нас сейчас много совместных предприятий, которые ведут деятельность... И для них граница - это чаще всего туда-обратно. И объекты строятся на нашей территории. В законопроекте, который вы сейчас представляете, предусматривается ли разводка в этой ситуации? ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Да, предусматривается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас наступает время перерыва. Мы можем прерваться и объявить перерыв или продолжить рассмотрение этого законопроекта до его завершения. Какие предложения? (Выкрики из зала.) Коллеги, ставлю на голосование: продлить время нашей работы до рассмотрения этого законопроекта. ИЗ ЗАЛА. А постановления? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Постановления - после перерыва. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 17 сек.) Проголосовало за 148 чел. 32,9% Проголосовало против 3 чел. 0,7% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 152 чел. Не голосовало 298 чел. Результат: не принято Время не продлевается. Коллеги, мы прерываемся на обеденный перерыв. В 16 часов я прошу вас в максимально большом количестве подойти сюда, и мы продолжим рассмотрение законопроектов. Нам предстоит также важная работа по постановлению по нашему Регламенту, по поправкам к Регламенту. Объявляется перерыв до 16 часов. (После перерыва) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, время перерыва закончилось, прошу вас пройти в зал заседаний и подготовиться к регистрации. Я убедительно прошу всех депутатов, которые находятся в здании Государственной Думы, пройти в зал заседаний. Нам предстоит принять очень важное постановление "О внесении изменений и дополнений в Регламент Государственной Думы"... Пожалуйста, пройдите в зал заседаний. Включите режим регистрации депутатов. Прошу быть внимательными, идет регистрация. Кто без карточки или не успел зарегистрироваться, сделайте это в секретариате. Прошу показать результаты регистрации. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕГИСТРАЦИИ (16 час. 02 мин. 17 сек.) Присутствует 350 чел. 77,8% Отсутствует 100 чел. 22,2% Всего депутатов 450 чел. Кворум есть Продолжаем нашу работу. Прежде чем приступить к тому пункту, о котором я говорил, нам нужно закончить рассмотрение законопроекта под номером 16. Адриан Георгиевич Пузановский сделал доклад и ответил на вопросы. Есть ли еще вопросы к Адриану Георгиевичу? Пожалуйста, Адриан Георгиевич Пузановский. ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Уважаемые коллеги, был вопрос Геннадия Николаевича и Александра Дмитриевича в отношении отзыва Центробанка. Мы имеем данный отзыв на проект закона. Я просил бы внести в протокол одно из предложений Центробанка, которое является существенным и должно быть учтено при подготовке ко второму чтению. Цитирую: "В проекте должны содержаться специальные нормы, предусматривающие в исключительных случаях, исходя из политической и экономической целесообразности, ограничение или запрет на вывоз капитала российскими инвесторами за рубеж". Я говорил в докладе, что эта возможность концептуально предусмотрена, мы ее отработаем в правовом отношении, в юридическом отношении. У меня все. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы к Адриану Георгиевичу? Он сейчас закончил ответ на один из прозвучавших до перерыва вопросов. Вопросов больше нет. Присаживайтесь пока, Адриан Георгиевич. Кто хотел бы выступить в прениях по этому законопроекту? Пожалуйста, Савельев Николай Николаевич выступает. Кто еще? Скажите, кто желает. САВЕЛЬЕВ Н.Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Данный закон имеет важное значение для всей экономической ситуации в стране, поскольку впервые законодатели предложили отойти от той либеральной модели экономики, которая позволяла вывозить капитал за границу, не уведомляя об этом государство, и, соответственно, наш платежный баланс превратился в однозначно минусовой баланс, а наши российские капиталы поддерживают валютные рынки других стран. В данном случае закон предлагает ввести разрешительный порядок на вывоз капитала. Это не запрет на вывоз, на инвестиции за рубежом в сфере интересов Российской Федерации, но это уведомление и контроль за поведением этого капитала. Данный закон запрещает вывоз капитала в случаях, когда инвестор имеет задолженность перед бюджетом, то есть отдается приоритет уплате налогов в бюджетную систему России, перед тем как инвестор осуществит какие-то свои интересы во вложениях за рубежом. Очень важное, на мой взгляд, записано положение: инвестиции за рубежом не могут делать инвесторы, которые проработали менее трех лет на внутреннем рынке России. Это пресекает деятельность так называемых фирм-однодневок, фирм-мотыльков, которые специально предназначены для отмывки денег и перекачки их за рубеж. И довольно сильные нормы прописаны в смысле влияния государства на репатриацию, возврат вывезенного капитала в случае, если провозглашенные цели инвестиций расходятся с действительным вложением того или иного объема капиталов. Я предлагаю поддержать этот законопроект в первом чтении и поработать над ним дальше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич. Выступает депутат Тягунов Александр Александрович. ТЯГУНОВ А.А. Уважаемые коллеги, если даже в нем была бы прописана одна норма, регулирующая возврат денежных капиталов не сразу, как организовались та или иная структура или частник, то и тогда уже надо бы было поддержать этот один пункт. Но я хотел обратить внимание на то, что в данном законе прописана норма тех капиталов, которые в инвестиционном цикле задействованы. Это очень сложная группа капиталов, которая мигрирует через границу туда и обратно, выполняя порой триединую функцию. Поэтому не зря мною был задан вопрос докладчику: предусмотрена ли такая норма в этом законе? Я полагаю, что все, кто сегодня заинтересован, чтобы не утекал капитал, который обязан и должен работать прежде всего на территории нашей страны (вот эта норма о трехлетнем пребывании первоначального капитала у нас в стране), должны поддержать этот закон. Думаю, что выражу мнение, мнение фракции: голосовать за этот закон в первом чтении. А дальше, если к нему будет привлечено внимание, наверняка будут поправки, которые улучшат этот законопроект, вынесенный сегодня на первое чтение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Желает ли выступить представитель Правительства? Геннадий Николаевич? Нет. Полномочный представитель Президента? Нет. Заключительное слово, Адриан Георгиевич, желаете сказать? Пузановскому Адриану Георгиевичу включите микрофон. ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Я бы просил коллег поддержать комитет в его обращении выпустить закон и направить его впоследствии в Совет Федерации и Президенту. Все у меня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование: проект федерального закона "О государственном регулировании вывоза российского капитала" принять в первом чтении. Прошу голосовать. Идет голосование пункта 16 повестки дня. Будьте повнимательнее. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Депутат Мисник Борис Григорьевич - за. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 08 мин. 57 сек.) Проголосовало за 272 чел. 60,4% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 273 чел. Не голосовало 177 чел. Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.
Заседание № 265
02.06.1999
Вопрос:
О проекте федерального закона "О государственном регулировании вывоза российского капитала".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5678 по 5690 из 6331
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Уважаемый Борис Юрьевич, по просьбе полномочного представителя Правительства Геннадия Николаевича Батанова прошу перенести законопроект о вывозе российского капитала (21-я позиция) на 9 июня, желательно включить его в число первых позиций. Мотивы: Правительство не представило заключение. Мы дважды обращались с просьбой направить заключение, ибо законопроект уже год находится в работе. Просьба и к вам, Борис Юрьевич, направить телеграмму, с тем чтобы к 9-му заключение было представлено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, у палаты нет возражений против того, чтобы пункт 21 из сегодняшней повестки дня был перенесен на 9-е? Возражений нет. Решение считается принятым. Поручение мне по телеграмме также принято.