Заседание № 77
О Федеральном законе "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива" (проект № 98056418-2; в связи с отклонением закона Президентом Российской Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ
Пункт 3, о федеральном законе "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива". Доклад председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи Валерия Афонасьевича Язева. Пожалуйста. ЯЗЕВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Проект федерального закона "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива" был внесен в Государственную Думу 2 июля 1998 года, принят Государственной Думой в первоначальной редакции 2 июня 1999 года и отклонен Советом Федерации 9 июня 1999 года с предложением о создании согласительной комиссии. В редакции согласительной комиссии закон был принят Госдумой 20 октября 1999 года и одобрен Советом Федерации 11 ноября того же года, однако 25 ноября 1999 года закон был отклонен Президентом Российской Федерации. 26 апреля 2000 года было принято постановление Госдумы о создании специальной комиссии по данному закону, а 17 мая 2000 года - постановление Совета Федерации об участии в работе этой комиссии. С тех пор специальная комиссия во многом из-за того, что представитель Президента Российской Федерации считает нецелесообразной дальнейшую доработку закона, не собиралась ни разу. Учитывая сказанное, а также понимая бесперспективность дальнейшей работы над законом "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива", Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи принял решение обратиться к Госдуме с предложением снять его с дальнейшего рассмотрения. Считаю необходимым отметить, что, понимая значимость самой проблемы альтернативных видов топлива, депутаты Госдумы Язев и Заяшников подготовили и внесли в Государственную Думу 18 января этого года проект закона об использовании альтернативных видов моторного топлива, в котором учтены не только замечания, высказанные при отклонении закона "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива", но и то, что с того времени изменились экономические условия. Я прошу Государственную Думу поддержать предложение комитета о снятии с дальнейшего рассмотрения отклоненного Президентом Российской Федерации Федерального закона "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива". Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Афонасьевич. Присаживайтесь. Уважаемые коллеги, есть ли у представителей депутатских объединений желание выступить? Нет. В таком случае ставлю на голосование предложение ответственного комитета согласиться с решением Президента Российской Федерации об отклонении федерального закона и снятии его с дальнейшего рассмотрения. Данный вопрос мы должны голосовать в режиме "часа голосования". Объявляется "час голосования". Прошу проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 14 мин. 48 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 13 чел.2,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 328 чел. Не голосовало 122 чел.27,1% Результат: принято Принимается.
Заседание № 23
О проекте постановления Государственной Думы "О создании специальной комиссии в связи с отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива".
Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ
Так, теперь по отклоненным федеральным законам нам предстоит принять решения. Пункт 3: проект постановления "О создании специальной комиссии...". Требуется ли выступление Валерия Афонасьевича Язева? Есть ли замечания к проекту постановления? Жуков Александр Дмитриевич. Есть замечание, да? ЖУКОВ А. Д., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Нет, просто дополнение. Просьба от комитета по бюджету добавить в состав комиссии Дмитриеву Оксану Генриховну. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений? Нет. Тогда ставлю на голосование с учетом включения депутата Дмитриевой. Пожалуйста, голосуйте. Специальная комиссия. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 30 мин. 31 сек.) Проголосовало за 335 чел. 74,4% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 335 чел. Не голосовало 115 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 289
О Федеральном законе "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива" (в связи с отклонением Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Пункт 2.9: о Федеральном законе "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива" (в редакции, предложенной согласительной комиссией), в связи с тем, что раньше закон отклонялся Советом Федерации. Сейчас - согласованная редакция. Ставлю на голосование. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 25 мин. 16 сек.) Проголосовало за 360 чел. 80,0% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 288
О Федеральном законе "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива" (в связи с отклонением Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Переходим к следующему пункту повестки дня. Пункт 5. Пожалуйста, Валерий Афонасьевич Язев, я вас приглашаю на трибуну. Этот закон отклонен Советом Федерации. Все остальное сейчас Валерий Афонасьевич вам доложит. Пожалуйста. ЯЗЕВ В.А., фракция "Наш дом - Россия". Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! 2 июня этого года нами был принят Федеральный закон "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива". 9 июня, через неделю, Совет Федерации отклонил его и предложил образовать согласительную комиссию Совета Федерации и Государственной Думы для устранения возникших разногласий. В установленном порядке была создана указанная комиссия, которая выработала согласованную редакцию закона. Материалы согласительной комиссии и согласованная редакция у вас имеются. Я прошу поддержать предложение согласительной комиссии и принять Федеральный закон "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива". Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Афонасьевич, с замечаниями Правового управления, которые вам известны, как вы собираетесь поступить? ЯЗЕВ В.А. А у нас устранены замечания Правового управления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Там о несоответствии части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации сделало Правовое управление замечание. ЯЗЕВ В.А. А когда они сделали? У меня на руках такого нет. Все, что было предъявлено, собственно... Вы имеете в виду правовое управление Президента, Борис Юрьевич? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наше Правовое управление, думское. ЯЗЕВ В.А. Нет, у меня нет на руках такого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уточните, пожалуйста, с Правовым управлением и посмотрите, что там. (Шум в зале.) Виктор Иванович, вы ведь знакомы с тем, что... Нет, нет, это не к вашему закону. Спасибо. Так, коллеги, здесь другая ситуация. У нас есть таблица - перечень предложений согласительной комиссии, который они у себя проголосовали. Есть ли по этой таблице какие-либо замечания, предложения? Кто-то, может быть, хотел бы высказаться по тому или иному из них? Если есть, пожалуйста, вы можете сейчас поставить вопрос, и мы будем каждое предложение отдельно обсуждать и принимать по ним то или иное решение сейчас. А само голосование, так же как и по другому закону, будет проходить завтра. Итак, по протоколу согласительной комиссии есть ли у фракций и депутатских групп какие-либо замечания? Не вижу. Тогда будем считать, Валерий Афонасьевич, обсуждение закона состоявшимся, и завтра в "час голосования" мы по нему проголосуем в редакции, предложенной согласительной комиссией. Спасибо.
Заседание № 275
О проекте постановления Государственной Думы "О согласительной комиссии по Федеральному закону "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива" (в связи с отклонением Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Так, уважаемые депутаты, я не вижу Митрохина. Тоже отклоненный закон. И вообще, не вижу ни Полякова, ни Митрохина. Давайте тогда, может быть, примем решение о согласительной комиссии по очень важному закону - об использовании природного газа. Совет Федерации его отклонил. Посмотрите, пожалуйста, постановление. Это пункт 25. Нет ли у вас замечаний к нему? Нет замечаний. Ставлю на голосование: создать согласительную комиссию по данному вопросу. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 57 мин. 01 сек.) Проголосовало за 269 чел. 59,8% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 271 чел. Не голосовало 179 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 265
О проекте федерального закона "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Валерий Афонасьевич Язев, пожалуйста, делайте ваш доклад о законопроекте "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива". ЯЗЕВ В.А., фракция "Наш дом - Россия". Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты! 12 мая этого года был принят во втором чтении проект федерального закона "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива". В ходе обсуждения указанного законопроекта выступавшие депутаты отмечали его важность для решения проблем, связанных с загрязнением воздуха вредными выбросами, а также для устойчивого энергообеспечения России. Это тем более актуально сегодня, когда нефтяные колонки, бензиновые пустые по России. Законопроект прошел лингвистическую экспертизу и получил положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Прошу вас поддержать указанный законопроект и проголосовать за его принятие в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Доклад окончен. Есть ли какие-либо замечания по этому вопросу? Не вижу. Ставится на голосование. Кто за то, чтобы законопроект "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива" принять в третьем чтении? Прошу голосовать. Идет голосование по пункту 4 повестки дня. Кто без карточки? Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 42 мин. 49 сек.) Проголосовало за 366 чел. 81,3% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 366 чел. Не голосовало 84 чел. Результат: принято Принято. Спасибо, Валерий Афонасьевич.
Заседание № 258
О проекте федерального закона "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Законопроект под номером 17 "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива". Докладчик - Валерий Афонасьевич Язев. Второе чтение. Пожалуйста. ЯЗЕВ В.А., фракция "Наш дом - Россия". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Проект федерального закона "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива" нами был принят в первом чтении 20 января этого года. По данному законопроекту получены поправки от 43 субъектов права законодательной инициативы, в том числе от 30 субъектов Российской Федерации, девяти депутатов Госдумы, трех членов Совета Федерации, Правительства Российской Федерации. Все они поддержали предложенный проект и считают необходимым его принятие. Получены также замечания и предложения от Комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока, Правового управления Аппарата Совета Федерации, заключение Президента Российской Федерации. Указанные субъекты права законодательной инициативы внесли 61 поправку к статьям законопроекта, 24 из которых рекомендуются нашим комитетом к принятию, а 37 - к отклонению как не соответствующие концепции закона или же правовым актам Российской Федерации. Указанные поправки сведены в имеющиеся таблицы. В процессе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении были внимательно проработаны стенограммы его рассмотрения Госдумой в первом чтении и по всем вопросам, затронутым депутатами при его обсуждении, приняты соответствующие решения. Мы внимательно проанализировали и учли замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы. Подготовленный и представленный вам законопроект сохраняет концепцию, которая была одобрена при его рассмотрении в первом чтении. Внесенные в законопроект изменения и дополнения, по нашему мнению, усилили его значимость, определили более четко правовое поле. Например, мы согласились с предложением о конкретизации перечня государственных полномочий органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления в этой сфере деятельности. Уважаемые депутаты, мне еще раз хотелось бы обратить ваше внимание на значимость предлагаемого законопроекта. Во-первых, его экологический аспект. Выбросы вредных веществ, производимые работающими на моторном топливе транспортными и иными средствами, составляют сегодня 14-15 миллионов тонн в год. Это сопоставимо с выбросами, производимыми всей нашей российской промышленностью. Проблема более чистого моторного топлива стала государственной проблемой. Использование природного газа в качестве моторного топлива без каких-либо доработок, что я хотел бы подчеркнуть, двигателей позволяет резко снизить выбросы вредных веществ и выйти на уровень международных норм Евро-1, которые являются обязательными с 1 января 1999 года для России. Использование же природного газа и одновременное применение недорогих нейтрализаторов окислительного типа позволяют нам без доработок двигателей выполнять требования норм Евро-2 и даже Евро-З. При этом затраты на переоборудование двигателей под газобаллонное оборудование значительно ниже затрат, необходимых для доработок двигателей. Это первый аспект. Во-вторых, и это очень важно, перевод двигателей транспортных и иных средств на газ решает для страны проблему долгосрочного обеспечения топливными ресурсами. Передовые страны мира успешно решают вот эти две указанные задачи. Полагаю, что и для нас решение этих задач также очень важно и необходимо. Предлагаемый нами законопроект создает предпосылки для их решения, и я прошу отнестись внимательно к предложенному законопроекту, поддержать его и принять во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У фракций и депутатских групп есть ли вопросы по таблицам поправок? Ставлю на голосование первую таблицу: согласиться с предложением комитета в части принятия поправок. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 31 сек.) Проголосовало за 320 чел. 71,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел. Результат: принято Принимается. Возьмите, пожалуйста, таблицу 2 - поправки, которые комитет рекомендует к отклонению. Ставлю на голосование: согласиться с предложением комитета в части отклонения поправок. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Бабурин - за. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 20 мин. 14 сек.) Проголосовало за 341 чел. 75,8% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 342 чел. Не голосовало 108 чел. Результат: принято Принимается. Ставлю на голосование: принять законопроект во втором чтении. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 20 мин. 50 сек.) Проголосовало за 344 чел. 76,4% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел. Результат: принято Принимается. Спасибо.
Заседание № 231
О проекте федерального закона "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Седьмой пункт повестки дня (коллеги, продолжаем нашу работу): первое чтение законопроекта "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива". Доклад Валерия Афонасьевича Язева. Валерий Афонасьевич, пожалуйста. (Выкрики из зала.) Протокольные поручения после законопроекта рассмотрим. Хорошо, что напомнили. ЯЗЕВ В.А. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты! В настоящее время общее ежегодное потребление разных видов моторного топлива, полученных на основе нефтепереработки, составляет в России порядка 170 миллионов тонн. Последствия потребления такого объема проявляются негативно, на мой взгляд, в двух направлениях. Первое. Экология. Выбросы в атмосферу вредных веществ от транспорта, работающего на моторном топливе, составляют сегодня порядка 14 миллионов тонн. Это стало сопоставимым с тем, что выбрасывает в атмосферу вся промышленность, все стационарные энергетические установки, а они выбрасывают порядка 17 миллионов тонн вредных веществ. Это один аспект. Второй аспект. Мы подписали Женевские соглашения о введении на территории России экологических норм по выбросам вредных веществ "Евро-1", "Евро-2" и "Евро-3", которые при нашем уровне моторостроения, при нашем уровне нефтепереработки и использования продуктов нефтепереработки мы ни в коей мере сегодня выполнять не можем. Не менее опасными представляются последствия потребления такого количества моторного топлива на основе нефтепродуктов с точки зрения наличия ресурсов. Разный спектр оценок по запасам нефти у нас, но все они в среднем сходятся в том, что их хватит где-то на 50 лет при существующих темпах добычи (а мы надеемся, в общем-то, на определенное увеличение добычи). Поэтому вот эти два аспекта вызывают определенную необходимость переводить часть машин и механизмов на моторное топливо из сжатого или сжиженного природного газа. В чем тут особенность? Сегодня без доработки наших двигателей, которая требует миллиардов инвестиций, мы, переводя часть транспорта на использование в первую очередь природного газа, уже укладываемся в нормы "Евро-1" и "Евро-2" (до "Евро-3" мы не дотягиваем). И это дает возможность в значительной степени улучшить экологическую ситуацию в стране. Вот эти два принципа (во-первых, энергосбережение, во-вторых, экологическая безопасность, будем говорить, страны) и заложенный в этом законопроекте принцип создания материальных стимулов для расширенного использования газа в качестве моторного топлива и составляют концепцию этого закона. Причем внедрение природного газа как вида моторного топлива для транспортных и иных средств на территории России не может быть осуществлено относительно быстро без вмешательства государства, без выработки и реализации соответствующей государственной политики, без формирования соответствующих побуждающих стимулов и принятия организационных мер. Первоочередными мерами перевода транспортных и иных средств на использование природного газа в качестве моторного топлива могли бы быть: разработка и внедрение норм выброса вредных веществ транспортными и иными средствами с приближением их параметров к мировым, повышение роли стандартизации и сертификации в производстве транспортных и иных средств на моторном топливе, совершенствование соответствующих стандартов, расширение сети газонаполнительных станций, разработка мер и механизмов экономического стимулирования потребителей и производителей газомоторного топлива, транспортных и иных средств, газобаллонного оборудования. Реализация подобных мер потребует принятия ряда решений на уровне федерального закона, правительственных постановлений и других нормативных актов. Предлагаемый проект закона "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива" призван конкретизировать конституционные полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части достижения энергетической и экологической безопасности за счет устойчивого обеспечения страны энергетическими ресурсами, направлен на выполнение международных договоров и обязательств в отношении снижения объемов выбросов вредных веществ в окружающую среду. В соответствии с указанными целями в проекте закона формулируются принципы государственной политики в отношении использования моторного топлива для транспортных и иных средств в Российской Федерации, в основе которых заложена правомерность использования любого вида моторного топлива при условии соблюдения установленных норм выброса вредных веществ транспортными и иными средствами. Я хотел бы здесь подчеркнуть, что в ряде стран, в том числе и в Соединенных Штатах Америки, которые во многом могут быть примером в части экономики, экологии, сбережения энергоресурсов, закон звучит в форме прямого принуждения и декларирования. То есть там предписано определенным транспортным организациям иметь такое-то количество подвижного состава, работающего на сжатом или сжиженном газе как раз с точки зрения экологической и энергетической безопасности. Мы в своем законе постарались отойти от этого принципа и найти механизмы экономического и административного стимулирования для тех предприятий и организаций, которые будут переводить часть своего подвижного состава, машин и механизмов на использование газа в качестве моторного топлива. Это как бы основа нашего закона. Я хотел бы подчеркнуть еще один аспект. По расчетам, перевод каждых 100 тысяч единиц автотранспортных средств на газ позволит за год сохранить около 1 миллиона тонн нефтяных видов моторного топлива и уменьшить выбросы вредных веществ в окружающую среду почти на 70 тысяч тонн. Уважаемые депутаты, мне представляется, что это очень нужный сегодня нашей стране закон. Рассматриваемый проект имеет определенные недостатки, но концепция его логична. И я прошу поддержать данный законопроект и принять его в первом чтении. Ко второму чтению с учетом поправок, которые мы получим, в чем я не сомневаюсь, он будет доработан и улучшен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Афонасьевич. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Турусин Анатолий Афанасьевич, пожалуйста. ТУРУСИН А.А. Валерий Афонасьевич, скажите, пожалуйста, а что мешает сегодня внедрять природный газ в качестве моторного топлива? То есть предлагаемый законопроект - чисто технический. И есть ли необходимость в принятии такого законопроекта? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Афонасьевич. ЯЗЕВ В.А. Перед группой разработчиков такой вопрос вставал, и не один раз. Казалось бы, действительно, что мешает государству принять федеральную программу строительства газонаполнительных станций и перевода части, в первую очередь муниципального парка автомобилей (мусоровозчиков, автобусов) на газовое топливо? Но тем не менее этого не происходит, хотя подобные попытки существовали уже давно в нашей стране. Построена пусть еще не разветвленная, но сеть АГНКС, часть заводов была у нас сориентирована на производство газобаллонной аппаратуры, редуцирующей аппаратуры. И тем не менее развития эта программа не получила, потому что требуются определенные инвестиции, как вы понимаете, нужно купить автомобили, вообще говоря, если нет выпускаемых заводом уже газобаллонных автомобилей, переоборудовать их. Есть определенные условия охраны и техники безопасности, потому что не так все просто с газом, особенно со сжиженным, удельный вес которого, вы знаете, выше, чем у воздуха, и он при утечках уходит вниз. Тем не менее мы подсчитали, что создание вот такого закона, создание символов, определение там функций и обязанностей Правительства Российской Федерации и субъектов Федерации будут в значительной степени стимулировать и определят единый подход государства в области использования газа в качестве моторного топлива. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Афонасьевич. Пожалуйста, депутат Захаров Алексей Константинович. ЗАХАРОВ А.К., фракция "ЯБЛОКО". Уважаемый Валерий Афонасьевич, известно, что двигатели автомобилей, работающие на газе, очень сложно запускаются в зимнее время. Не приведет ли вот такой принудительный перевод на газомоторное топливо к тому, что у нас автомобильный парк зимой перестанет функционировать? И в этой связи, между прочим, наиболее предпочтителен вариант, который большинство людей используют, - это смешанный, когда есть и бензин и газовое топливо. Предусматривает ли ваш федеральный закон постепенный, поэтапный перевод? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Афонасьевич. ЯЗЕВ В.А. Я здесь уже говорил, что первые концепции закона были действительно с графиками по годам перевода, то есть носили принудительный характер. В нашей концепции вот этого закона такой принудительности нет вообще. Мы здесь пишем, что он вводится, и начиная со второго года после его принятия предписываем в первую очередь государственным организациям в определенной степени переводить на газовое топливо муниципальный транспорт. Для частных лиц, для акционерных обществ, для организаций со смешанными формами собственности этой принудительности нет. Мы здесь даем стимулы по оплате за выбросы, еще по ряду параметров льготы, вернее, их нельзя назвать льготами, в логике уплаты за выбросы (там от количества выбросов плата идет) - по газовым выбросам оплата на два порядка ниже, чем по нефтяным. Поэтому принудительности такой нет. Вопросов технического порядка по газорегулирующей аппаратуре, по системе впрыска нет. И насколько я знаю (я тоже переводил несколько предприятий на использование газа), используется скорее смешанный вариант: запуск на нормальном жидком топливе, после этого - перевод на газовое использование. У нас здесь запретительных механизмов таких нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Афонасьевич. Есть ли еще вопросы к докладчику? Нет вопросов. Валерий Афонасьевич, присаживайтесь. У вас вопрос, Альберт Михайлович? Выступление. Давайте мы от фракций обменяемся мнениями, те, кто настаивает. Пожалуйста, Альберт Михайлович Макашов - от КПРФ. МАКАШОВ А.М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Как известно, через 30 лет у нас в России нефти из разведанных запасов не будет. Опыт Великой Отечественной войны и послевоенных годов, когда мы использовали газогенераторные автомобили (и полуторки, и трехтонки ЗИС-5), доказал их преимущество и необходимость. И в данном случае нужно пользоваться формулой: необходимость - стоимость - эффективность. Все, о чем говорил докладчик, это верно, это нужно, это необходимо. И только потому, что у нас сейчас пока есть бензин, мы не смотрим в завтрашний день. Это действительно экология, это действительно экономия, это действительно выгодно - выгодно по всем вопросам, и в первую очередь по техническим режимам эксплуатации. Я предлагаю посмотреть в завтрашний день и поддержать этот законопроект, тем более средств он не требует. Только единственное: нужно дать первоначальный толчок. В свое время Наполеон отверг предложение изобретателя Фултона о гребном винте и проиграл последующие морские сражения. Мы можем проиграть, если не прислушаемся к тому, чем во всем мире уже давно пользуются, и довольно успешно. Все. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Альберт Михайлович. От фракции ЛДПР - Гусев Владимир Кузьмич. ГУСЕВ В.К. Я думаю, что это редкий случай, когда не нужно доказывать целесообразность и огромную экономическую, социальную и экологическую значимость этого закона. Я хочу еще раз только просто напомнить депутатам, что мы третий раз подходим к решению этой проблемы. В середине и в конце 80-х годов были постановления Правительства о том, чтобы это сделать. И одна особенность. Кроме общеизвестных истин, я хочу просто сказать: когда запасы газа у нас будут исчерпаны, следующий этап уже подготовлен наукой (и есть достаточно точная технология): переработка угля в газ. Это действительно очень перспективное направление. И я призываю депутатов проголосовать за этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Кузьмич. От фракции "Наш дом - Россия" - Павел Михайлович Веселкин, пожалуйста. ВЕСЕЛКИН П.М., фракция "Наш дом - Россия". Уважаемые депутаты, действительно у нас в государстве уже была такая программа перевода автомобильной техники на использование сжиженного и сжатого газа в качестве моторного топлива. И эта программа успешно развивалась. Мне, как производственнику, представителю Горьковского автомобильного завода, очень жаль, что эта программа не получила развития. Безусловно, закон, который мы сегодня рассматриваем, - это как бы новый этап возрождения этой программы. Он, безусловно, нужен и с точки зрения экологии. Особенно много сегодня обращений на предприятия, которые изготавливали специальную аппаратуру для эксплуатации автомобилей на сжатом или сжиженном газе, идут обращения и на Горьковский автомобильный завод. Но, к сожалению, за эти годы ряд производств прекратил, так сказать, свое существование. В Рязани есть целый завод, который изготавливает редукторы и другую аппаратуру для комплектов газобаллонной аппаратуры. Очень много обращений с просьбой поставить комплекты идет на завод из крупных городов, потому что использование газа существенно улучшает экологическую обстановку. Но мы, заводчане, сегодня не можем полностью перейти, например при производстве автомобилей "Газель" или "Волга", на изготовление двойной системы - и бензиновой, и газовой, поскольку ряд производств уже прекращен. Безусловно, данный закон помог бы возродить эту программу. Я скажу, что готовы комплекты, готовы научные разработки по доведению этих комплектов до мировых уровней. (А мировым лидером в использовании газовой аппаратуры сегодня является Италия, которая широко использует редукторы, газобаллонную аппаратуру и газ в качестве моторного топлива.) Я предлагаю депутатам поддержать этот законопроект, чтобы как бы вдохнуть новую струю в развитие использования газа в качестве моторного топлива. Спасибо. Председательствует Председатель Государственной Думы Г.Н.Селезнев ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, поступают предложения голосовать. Я понял, что все фракции его поддерживают. Депутат Садчиков из "ЯБЛОКА" настаивает... САДЧИКОВ Г.М., фракция "ЯБЛОКО". От себя лично. Мне хотелось бы поправить уважаемого депутата Макашова. Уважаемый депутат, Фултон говорил с Наполеоном не о гребном винте, а о паровой машине на военном корабле. Это не одно и то же. (Оживление в зале.) Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Иванович Рыжков. РЫЖКОВ Н.И. Уважаемые коллеги, я понимаю, редко бывает в Государственной Думе, чтобы достигалось полное единодушие. Тем не менее я попросил слова, чтобы тоже высказать некоторые свои соображения. Я считаю, что надо действительно принимать этот закон и надо реанимировать эту программу. Более десяти лет назад начали заниматься этим вопросом. Была программа, государственная программа, были созданы определенные мощности. Я, кстати, хочу сказать, что в то время занимались этой проблемой не только потому, что она имеет экологическое значение, она имеет не меньшее экономическое значение, потому что разведанные запасы нефти не столь велики, все-таки запасов газа больше. И в то время, когда добывали 625 миллионов тонн... (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну настаивают люди, настаивают депутаты. Не перебивайте, пожалуйста! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Светлана Юрьевна, ну что вы все время всех учите?! Есть нормальная процедура. Что вы всех перебиваете?! Пожалуйста. РЫЖКОВ Н.И. Светлана Юрьевна, ну, вот когда вы горячо выступаете, мы всегда с большим удовлетворением слушаем вас. И вы все-таки послушайте людей, которые занимались и занимаются этим вопросом. Созданы огромнейшие потенциальные возможности и в части изготовления машин, о чем только что наш коллега здесь рассказывал, и в части изготовления баллонов, и очень многое подготовлено. Я считаю, что нам надо обязательно принимать этот законопроект. Но я бы просил Валерия Афонасьевича при подготовке ко второму чтению все-таки сделать, так сказать, крен в две стороны - не только в экономическую (кстати, на наш взгляд, она не очень сильно прописана), но надо делать, по-видимому, крен и в сторону государственного регулирования. Я думаю, что нам придется предусматривать определенные льготы для того, чтобы транспорт на этом топливе работал. И в то же время, по всей вероятности, по крайней мере на первые годы, необходимо государственное регулирование. Такое сочетание - и административное, и экономическое - позволит нам действительно это сделать. Потому что я боюсь, что через пару лет мы вообще можем начать покупать бензин за рубежом. Давайте хоть на газ быстрей перейдем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аграрная депутатская группа. Харитонов Николай Михайлович. ХАРИТОНОВ Н.М. Уважаемые коллеги, безусловно, мы, сами того не понимая, принятием сегодня законопроекта в первом чтении защищаем своего машиностроителя. Потому что вы видите, как сегодня устремились потоки, потоки предложений, инвестиций всевозможных фирм: "Клаас", "Доминатор" (это я говорю о зерноуборочных комбайнах). И сегодня как раз мы говорим о том, что через этот закон можно кое-кого из наших вернуть на грешную землю и заняться отечественным машиностроением. Это первое. Пользуясь тем, что в ложе присутствуют высшие руководители этой системы ("Газпрома", я имею в виду) мне бы хотелось пожелать, чтобы наравне с тем, как мы сегодня пытаемся, наверное, согреть сердца "железных коней" газом, мы бы более интенсивно согрели людские сердца, обогревая их газом. Сегодня на селе еще в большинстве печи топятся кизяком, дровами - у кого что под руками. Поэтому, говоря о машиностроении (и обязательно мы этот закон примем), все-таки надо нам и над развитием обеспечения населения газом поинтенсивней работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Иванович, вы настаиваете? Райков Геннадий Иванович, "Российские регионы". РАЙКОВ Г.И. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Я очень коротко. Тут все сказали о положительных качествах. Коллега Гусев задал вопрос: что мешало? (Коллега Гусев напомнил, что в 80-е годы мы начали вот эту работу.) Мешало только отсутствие государственной поддержки и законодательного регулирования. Я лично сам занимался этой проблемой, производил баллоны, организовывал газонаполнительные станции в Тюмени, завод был сориентирован на это. Но ввиду отсутствия именно законодательной и государственной поддержки, дело было провалено, и на сегодня эта тема забыта. Мы вот здесь много говорим об отечественном производителе, так вот, закон - это тот вклад в реальный сектор, который можно сделать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель Правительства. Пожалуйста, Геннадий Николаевич. БАТАНОВ Г.Н., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемые депутаты, немножко, видимо, диссонансом прозвучит мое короткое выступление, но я тем не менее хотел бы сказать следующее. Первое. Если внимательно ознакомились с заключением Правительства Российской Федерации по данному законопроекту, вы узнали, что в нем говорится о том, что введение в действие этого закона потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, который с таким трудом принимается. Финансово-экономическое обоснование было очень слабое, сделать подсчеты было невозможно, но тем не менее введение данного закона потребует нагрузки на федеральный бюджет. Второе. Если говорить с точки зрения использования этого газа в качестве моторного топлива - да, видимо, нужно принимать меры к тому, чтобы это как-то стимулировать в нашем государстве. Но, уважаемые депутаты, если вы внимательно читали закон, вы не могли не увидеть, что здесь нет ни одной правоустанавливающей нормы. Декларации буквально во всех статьях, бланкетные, отсылочные, нормы - все, одни пожелания. В каком состоянии мы были, мне кажется, после введения, если он будет принят и подписан Президентом, в таком же состоянии мы и останемся. Если мы будем его исправлять во втором чтении, мы обязательно сильно изменим его концепцию. Посмотрите внимательно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, все выступили. Вы хотели выступить с заключительным словом? Пожалуйста, пожалуйста, Валерий Афонасьевич. ЯЗЕВ В.А. Я буквально две минуты. Хотел бы выразить благодарность коллегам депутатам за в целом положительную оценку, особенно Николаю Ивановичу Рыжкову за то, что он указал на тот недостаток законопроекта, о котором я говорил. Мы боялись слишком, так сказать, влезть в карман государства за какой-то поддержкой, за льготами. И в заявлении Председателя Правительства... В общем-то, я не вижу никаких оснований для такого заявления. Введение нашего закона вот в этой концепции не требует бюджетных средств никаких, мы как раз старались от этого уйти. И я боялся, что Дума не поймет еще потребности в дополнительном финансировании для реализации этой программы. Но я сейчас вижу, что Дума готова к пониманию того, что если требуются какие-то средства, то их нужно запускать. В целом же наш закон не требует бюджетного финансирования. Спасибо за обсуждение. И еще раз призываю принять этот закон в первом чтении для последующей доработки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование: принять законопроект в первом чтении. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 58 мин. 51 сек.) Проголосовало за 364 чел. 80,9% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 365 чел. Не голосовало 85 чел. Результат: принято Спасибо.
Заседание № 227
О проекте федерального закона "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ГУСЕВ В.К., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике, фракция Либерально-демократической партии России. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты, по просьбе докладчика Язева Валерия Афонасьевича и Вяхирева как содокладчика предлагается вопрос 19 снять сегодня с рассмотрения и перенести его на январь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.
Депутат Гусев Владимир Кузьмич, председатель комитета, предложил сегодня