Заседание № 208

14.10.1998
Вопрос:

О проекте закона Российской Федерации "О поправках к статьям 101, 102 и 103 Конституции Российской Федерации" (о парламентском контроле).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2168 по 2461 из 7256
Конституцию. Я предоставляю вам слово по пункту 8.1: о проекте закона           
Российской Федерации "О поправках к статьям 101, 102 и 103 Конституции          
Российской Федерации" (о парламентском контроле).                               
                                                                                
Анатолий Иванович, может быть, вначале посоветуемся о порядке рассмотрения?     
Как мы будем обсуждать? Каждый отдельно, видимо? Видимо, каждый отдельно.       
Вопрос серьезный! И тогда будем голосовать и переходить к следующему и так      
далее.                                                                          
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Иванович. (Выкрики из зала.) Реплика?                      
                                                                                
Котенков, пожалуйста, до начала - по мотивам.                                   
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А., полномочный представитель Президента Российской Федерации в      
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты Государственной Думы!      
Впервые за пятилетнюю историю существования этой Конституции Государственная    
Дума подходит к принятию поправок в Конституцию. Это слишком серьезный          
вопрос. Я фиксирую: в зале находятся 122 депутата. Для принятия решения по      
изменению Конституции требуется не менее 300 голосов. Это тот случай, когда     
Президент не пойдет ни на какие компромиссы, если не будет подтверждено, что    
300 депутатов проголосовали лично за изменение Конституции.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Алексеевич. У нас этот спор не         
первый год идет. У нас число депутатов в зале фиксируется электронным           
способом. Это первое. А второе - мы еще ничего не голосуем. Пока начинается     
обсуждение.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Лукьянов Анатолий Иванович.                                         
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И., председатель Комитета Государственной Думы по законодательству   
и судебно-правовой реформе, фракция Коммунистической партии Российской          
Федерации.                                                                      
                                                                                
Прежде чем приступать к докладу, я хотел бы вам, Александр Алексеевич,          
сказать следующее. Во-первых, поправки в Конституцию вносила и Дума             
предыдущего созыва. Три поправки вносила, и никакого подсчета не позволил       
себе тогда представитель Президента.                                            
                                                                                
Уважаемые депутаты, по поручению группы, в которую вошло более 90 депутатов     
Государственной Думы, разрешите представить на ваше рассмотрение проекты        
законов о внесении поправок в ряд статей Конституции Российской Федерации.      
Как известно, характер нынешней Конституции во многом определяется              
обстоятельствами ее принятия после расстрела из танковых пушек Верховного       
Совета Российской Федерации. Главной задачей этой Конституции стала смена       
общественного и государственного строя России посредством сосредоточения всех   
рычагов управления страной в руках Президента при максимальном ограничении      
полномочий представительных органов. Сегодня даже сами авторы Конституции       
1993 года признают, что она является Конституцией победителя, я цитирую,        
"устанавливающей суперпрезидентский политический строй". С этой же целью в      
Конституцию были включены правила, которые затрудняют, а проще говоря, почти    
исключают попытки внести в нее какие бы то ни было изменения или дополнения.    
Как известно, Президент открыто объявил эту Конституцию неприкасаемой и не      
подлежащей никакому изменению, по крайней мере до тех пор, пока он находится    
у власти. Отсюда становится ясным, почему два с лишним года тянулось принятие   
закона "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции           
Российской Федерации". Четырежды возвращался в Думу проект этого закона,        
иногда под совершенно надуманными предлогами. И зачем было направлять запрос    
в Конституционный Суд о форме актов, которыми должны приниматься поправки?      
                                                                                
Отсюда становятся понятными и заявления политиков, многих средств массовой      
информации о том, что изменения Конституции могут-де обернуться катастрофой и   
что они противоречат всему мировому опыту цивилизованных стран, причем          
особенно американскому опыту. Хотя хорошо известно, что Конституция США,        
принятая в 1787 году, уже через три года, в 1791 году, была дополнена 10        
новыми статьями, очень важными статьями, которые так и назывались: "Билль о     
правах".                                                                        
                                                                                
Словом, усилиями нынешних властей незыблемость норм Конституции возведена в     
какой-то абсолют и объявлена условием поддержания правопорядка и спокойствия    
в обществе. Но давайте объективно с вами посмотрим, чем обернулось для страны   
вот это упорное желание не менять ни одной буквы Конституции. Ведь очень        
скоро обнаружилось, что эта поспешно написанная и опубликованная всего за       
неделю до референдума Конституция не содержит гарантий осуществления многих     
прав гражданина. Достаточно напомнить защиту человека от безработицы, право     
на своевременное вознаграждение за труд, нормальное пенсионное обеспечение,     
бесплатную медицинскую помощь, бесплатное образование и так далее. Все это      
миллионы людей прочувствовали на своем горьком опыте. Все это мы, депутаты,     
слышим в своих избирательных округах.                                           
                                                                                
С самого начала действия нынешней Конституции, которое осуществлялось на        
наших глазах, стало ясно, что провозглашенные в ней принципы разделения         
властей, их равновесия очень далеки от того, что происходит в жизни.            
Абсолютная власть Президента повлекла за собой его непрекращающуюся, скажем     
так, холодную войну с парламентом, постоянный шантаж роспуском парламента,      
переносом сроков выборов и так далее.                                           
                                                                                
Президентское вето, которое является чрезвычайным в смысле поддержания          
законности, превратилось в обычную процедуру, когда Президент отказывается      
подписывать или накладывает вето более чем на треть всех законов, принятых      
Государственной Думой.                                                          
                                                                                
Более того, за прошедший период произошло фактическое поглощение Президентом    
и его Администрацией ряда функций Правительства. В прямое подчинение            
Президенту перешло значительное число министерств и ведомств, участились        
кадровые перестановки. Все это факты.                                           
                                                                                
За пять лет действия нынешней Конституции в ней выявилось немало пробелов и     
внутренних противоречий, начиная с вопроса о сроке полномочий самого            
Президента и его праве не подписывать даже конституционные законы и кончая      
порядком рассмотрения вопросов о недоверии Правительству и возможности трижды   
выдвигать одну и ту же кандидатуру на пост премьер-министра.                    
                                                                                
Мы все стали свидетелями несоблюдения Президентом узловых требований            
Конституции. Это проявилось и в развязывании войны в Чечне в обход Совета       
Федерации, и в установлении налогов, прямых налогов, указами Президента, и в    
санкционировании незаконного секвестра федерального бюджета, принятого          
парламентом, и так далее. Таким образом, чем упорнее отвергается                
необходимость внесения поправок в действующую Конституцию, тем все более        
выявляется ее несовершенство, тем все ощутимее становится стремление властей    
не считаться с конституционными нормами. Президент, мне кажется, все чаще       
напоминает того известного щедринского губернатора, градоначальника, который    
требовал нестеснения своих действий никакими законами.                          
                                                                                
В этих условиях вполне обоснованным является консенсус, который сложился в      
требованиях подавляющего большинства политических объединений и движений        
России, настаивающих на безотлагательном внесении поправок в действующую        
Конституцию. При этом ставится вопрос не только о поправках в главы 3 и 8       
основного закона, которые может вносить парламент, но и в главы 1, 2 и 9        
Конституции, которые могут изменяться лишь специально созываемым                
Конституционным Собранием или референдумом. Очень убедительно об этом           
говорилось на прошлой неделе на Всемирном русском соборе, проведенном по        
инициативе Русской православной церкви. Но, я скажу, и на многих "круглых       
столах", семинарах виднейшие наши ученые, практики государствоведения ставят    
сегодня этот вопрос. Эта же идея стала одной из центральных в документах,       
принятых в ходе всероссийской акции протеста 7 октября этого года, в которой    
приняли участие, по данным профсоюзов, в общей сложности 37 миллионов           
человек. То есть мы практически получили народный мандат на внесение            
изменений в Конституцию нашего государства.                                     
                                                                                
С учетом всех этих обстоятельств группа депутатов, представляющих все фракции   
парламента, пришла к выводу о необходимости рассмотрения Государственной        
Думой наиболее существенных, на наш взгляд, поправок к Конституции на основе    
предложений, поступивших к нам за последние годы. Всего в нашем распоряжении    
имеется более 30 поправок к Конституции. Точно - 33 поправки, которые мы        
имеем в Государственной Думе от субъектов Федерации, от депутатов, от ученых    
и так далее.                                                                    
                                                                                
Надо сказать, что на нынешнее заседание мы выносим всего пять таких поправок.   
Три из них подготовлены депутатами и подписаны более чем пятой частью           
депутатов Государственной Думы. Если их в общем сгруппировать и посмотреть      
существо, то можно сказать, что они идут в трех направлениях.                   
                                                                                
Первое - это восстановление равновесия ветвей власти, нарушенного в период      
разработки и принятия Конституции в октябре-декабре 1993 года. Тогда было       
нарушено равновесие ветвей, не сегодня. Мы только восстанавливаем это           
равновесие.                                                                     
                                                                                
Второе - это усиление позиций представительных органов власти в сфере           
контроля за деятельностью исполнительных органов и их руководителей.            
                                                                                
Третье - более четкое разграничение полномочий между федеральными органами      
власти, а также уточнение их взаимодействия с представительными и               
исполнительными органами субъектов Федерации. Вот суть. В современных           
условиях, в условиях того кризиса, в котором находится Россия, эти              
направления изменений в Конституцию, с нашей точки зрения, являются наиболее    
актуальными.                                                                    
                                                                                
Первый из представленных вам законопроектов предусматривает изменение статей    
83, 103, 112 Конституции с целью расширения перечня должностей, должностных     
лиц Правительства, для назначения которых Президент должен получить согласие    
Государственной Думы. Речь идет о должностях заместителей Председателя          
Правительства, а также министров финансов, обороны, внутренних дел,             
иностранных дел и руководителей службы безопасности и внешней разведки. Вот     
об этих должностных лицах идет речь.                                            
                                                                                
Установление такой процедуры назначения на ведущие должности в Правительстве,   
которое зависело бы не только от усмотрения Президента, но и от                 
представительной власти, дает возможность исключить произвольность,             
спонтанность и непредсказуемость перестановки в центральном звене управления.   
И несомненно, что бы здесь ни говорилось, это будет способствовать              
стабильности Правительства. Кроме того, в этом случае ответственность за        
состояние федеральной исполнительной власти берет на себя не только             
Президент, но и во многом сам парламент.                                        
                                                                                
Добавлю, что данную поправку в Конституцию выдвинули не только депутаты, ее     
выдвинули многие субъекты Федерации, представительные органы. Надо сказать,     
что этих представительных органов довольно много, и мы получили сейчас от них   
заключения. Эту поправку поддержало 27 субъектов Федерации в лице их            
законодательных органов, причем пять из них внесли небольшие коррективы,        
которые не затрагивают существа поправки.                                       
                                                                                
Второй законопроект, внесенный на ваше рассмотрение, развивает тему             
расширения полномочий Государственной Думы в сфере парламентского контроля за   
деятельностью Правительства. В статьях 103 и 117 Конституции предлагается       
закрепить, что Государственная Дума имеет право решить вопрос о недоверии не    
только Правительству в целом, но и выразить недоверие одному или нескольким     
членам Правительства, согласие на назначение которых она давала. При этом       
устанавливается, что Президент, получив решение Думы о недоверии члену          
Правительства, в 14-дневный срок рассматривает вопрос о его освобождении от     
должности и сообщает парламенту о своем решении. Повторное принятие Думой       
решения о недоверии тому же члену Правительства, принятое двумя третями         
голосов, влечет за собой обязательное его освобождение от должности.            
                                                                                
В целом эта поправка вытекает из самого опыта работы Государственной Думы. Я    
не буду повторять здесь не раз высказывавшиеся в Думе критические и прочие      
замечания по поводу министров, которых потом все равно снимали, Президент их    
отстранял от должности. Но сам опыт Государственной Думы показывает, что        
вопрос о недоверии Правительству возникает обычно в связи с конкретными         
решениями или действиями совершенно конкретных его членов. Предоставление       
Думе права оперативно реагировать на такие решения и действия позволит          
корректировать политику центральных органов исполнительной власти и проводить   
кадровые изменения, не прибегая к полной смене Правительства. Это               
исключительно важно для стабильности. Кроме того, новая редакция статей 103 и   
117 Конституции позволяет снять внутреннее противоречие, содержащееся в этих    
статьях, когда речь идет о регулировании результатов голосования за недоверие   
или за доверие. Тут просто противопоставление такое неуместно. Мы очень         
тщательно рассматривали этот вопрос.                                            
                                                                                
В целом эти предложения по этим поправкам к Конституции поддержали              
представительные органы 25 субъектов Федерации. Замечания редакционного         
характера высказали только законодательные собрания Владимирской, Смоленской    
и Московской областей. А против, как и в предыдущем случае, высказался только   
один Президент.                                                                 
                                                                                
И наконец, третий законопроект, вносимый на рассмотрение Государственной        
Думы, который связан с поправками к статьям 101, 102 и 103 Конституции. Они     
направлены на введение в основной закон понятия парламентского контроля, на     
установление возможности проведения парламентских расследований. Для этого      
предлагается наделить обе палаты Федерального Собрания России правом            
создавать следственные комиссии по любым вопросам, которые представляются       
существенными для жизни общества, причем явка в эти комиссии и предоставление   
необходимых документов являются обязательными.                                  
                                                                                
Надо сказать, что практика создания подобных комиссий в палатах нашего          
парламента так или иначе уже сложилась. Напомним о комиссии по чеченским        
событиям, о комиссии по итогам приватизации, о комиссии по борьбе с             
коррупцией. Напомним о тех комиссиях, которые сейчас создаются в Совете         
Федерации для того, чтобы подготовить вопрос по какому-то крупному,             
жизненному вопросу, касающемуся хозяйственных предприятий и организаций,        
хозяйственных служб страны. Теперь надо закрепить эту практику в Конституции,   
тем более что она существует в подавляющем большинстве государств мира,         
имеющих как президентскую, так и парламентскую формы правления.                 
                                                                                
Передо мной у нас сегодня выступал Спикер британского парламента. Вспомните,    
она сказала, что самая главная роль парламента состоит в том, чтобы держать     
правительство в его собственных рамках, бросая ему всевозможные вызовы,         
подвергая его постоянному контролю, требуя всевозможных разъяснений. Вот        
старейший парламент мира и 155-й спикер, который об этом говорит.               
                                                                                
Поэтому вполне закономерно, что против идеи усиления парламентского контроля    
не высказался ни один субъект Федерации. Причем все, кто прислал нам эти        
поправки, поддержали это направление. Не поддержали только Президент и          
Правительство. Хотя трудно понять, почему они рассматривают парламентский       
контроль как ослабление, а не как усиление всей системы управления нашим        
государством, не как надежное средство борьбы против коррупции и любых иных     
злоупотреблений в государственном аппарате.                                     
                                                                                
Таковы, уважаемые депутаты, главные пункты, главные моменты законопроектов, о   
которых мне поручено вам доложить. Отмечу только, что все они в несколько       
другой редакции уже рассматривались и были приняты Государственной Думой        
прошлого созыва 21 июня 1995 года. Совет Федерации их тогда отклонил из-за      
отсутствия специального закона, устанавливающего порядок принятия поправок к    
Конституции. Теперь, когда по этому вопросу есть решение Конституционного       
Суда от 31 октября 1995 года и федеральный закон, подписанный Президентом 4     
марта 1998 года, мы вполне можем рассмотреть эти поправки, поддержанные, как    
уже говорилось, значительным числом субъектов Федерации.                        
                                                                                
Сегодня же нам предстоит обсудить еще два проекта законов о поправках к         
Конституции. Первый из них внесен Советом Федерации и Государственным Советом   
Республики Татарстан. Они предлагают отнести к ведению Совета Федерации         
вопрос об использовании Вооруженных Сил России не только за пределами           
Российской Федерации, но и на ее территории для обеспечения суверенитета,       
государственной целостности страны, защиты прав и свобод человека и             
гражданина. Вторая поправка подготовлена Советом Федерации, который             
предлагает увеличить с 14 до 30 дней срок рассмотрения в этой палате принятых   
Государственной Думой законов, а также продлить срок передачи думских законов   
в Совет Федерации с 5 до 10 дней. Думаю, что более подробно эти законопроекты   
доложат здесь представители Совета Федерации и Государственного Совета          
Татарстана.                                                                     
                                                                                
Как уже отмечалось, все представленные вам проекты поправок к Конституции       
решением Совета Думы направлялись на места. По ним имеются заключения           
Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе, а также Правового      
управления, которое поддержало закономерность внесения этих поправок. Таким     
образом, у нас есть все основания рассмотреть в первом чтении предлагаемые      
проекты, заслушать по этим вопросам докладчиков, заключения Комитета по         
законодательству и судебно-правовой реформе по каждому законопроекту, и         
проголосовать каждый законопроект в отдельности.                                
                                                                                
Еще раз хочу подчеркнуть, что, решая эти сложные вопросы, мы действуем строго   
в рамках Конституции и закона о порядке внесения в нее необходимых поправок.    
Цель, уважаемые депутаты, одна - Конституция должна быть уважаема и             
Конституция должна быть соблюдаема. Но она не может быть вечным,                
неприкосновенным катехизисом или молитвой. Конституция должна работать,         
действовать, служить интересам общества, служить человеку и гражданину,         
Конституция должна работать на общество, на его жизнь, иначе Конституция        
мертва. (Аплодисменты.)                                                         
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                 Г.Н.Селезнев                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Иванович.                               
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2726 по 3603 из 7256
Ну что, мы послушали всех докладчиков. Теперь давайте пойдем по порядку,        
начиная с пункта 8.1. Я прошу Елену Борисовну Мизулину подняться на трибуну -   
заключение комитета. После этого мы обмениваемся мнениями от фракций и          
депутатских групп и голосуем.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Елена Борисовна, по пункту 8.1 ваше мнение. Елена Борисовна,        
давайте мы тогда так: вы оставляете вот эти ваши бумаги на трибуне, потому      
что у вас там их килограмма четыре, этих бумаг. Давайте мы сейчас коротко       
пройдем по вопросам действительно, потому что был обзор по всем законам и       
могут быть вопросы к докладчикам. (Шум в зале.)                                 
                                                                                
Не так, да? Анатолий Иванович, пожалуйста, скажите, тут процедура сложная.      
Поэтому давайте... Как мы сейчас поступим? Нужно, видимо, по отдельным          
вопросам.                                                                       
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Уважаемые депутаты, я ссылаюсь на опыт, который был в 1995        
году. Сейчас доложит заключение комитета по одному законопроекту Елена          
Борисовна.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так.                                                      
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. После этого депутаты задают вопросы по этому законопроекту        
авторам, представителю комитета по законодательству, обмениваются мнениями и    
решают судьбу одного закона. Вопросы конкретные по конкретному законопроекту    
и так далее.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Коллеги, давайте согласимся, это хорошее          
предложение. А то мы сейчас пойдем по всем законам и запутаемся.                
                                                                                
Берем пункт 8.1. Я приглашаю Елену Борисовну высказать мнение комитета. После   
этого мы Анатолию Ивановичу, как докладчику, задаем вопросы, потом              
обмениваемся мнениями и голосуем.                                               
                                                                                
Пожалуйста, Елена Борисовна, по пункту 8.1, мнение комитета.                    
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б., фракция "ЯБЛОКО".                                                
                                                                                
Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты! Прежде чем от имени       
комитета доложить по каждой поправке, я должна довести до вашего сведения,      
что на утреннем заседании я отсутствовала, так как вместе с нашими коллегами    
Владимиром Борисовичем Исаковым и Виктором Леонидовичем Шейнисом второй день    
нахожусь в Конституционном Суде. И именно потому, что сегодня мы будем решать   
судьбу поправок, я бы хотела, чтобы вы знали, что очередную кампанию против     
Государственной Думы, против парламентаризма (я смею так утверждать)            
инициировала Администрация Президента. Там сегодня решается вопрос о том,       
какой должна быть избирательная система, а значит, и каким должен быть          
парламент. Должны быть в нем сильные партии, а значит, сильный и влиятельный    
по отношению к Правительству и Президенту парламент или парламент должен        
состоять из множества депутатских объединений и не представлять никакой         
опасности ни для Правительства, ни для Президента с точки зрения                
политического давления? Изменяющаяся в стране политическая ситуация, я думаю,   
должна определять и наше голосование.                                           
                                                                                
Итак, первый законопроект - о проекте закона Российской Федерации "О            
поправках к статьям 101, 102 и 103 Конституции Российской Федерации". Суть      
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Во-первых, предусматривается право создания комиссий для проведения             
парламентского расследования и осуществление парламентского контроля за         
деятельностью федеральных органов исполнительной власти и должностных лиц,      
полномочия которых предусмотрены Конституцией и федеральными законами.          
                                                                                
Во-вторых, предусматривается, что явка в эти комиссии, созданные                
Государственной Думой либо Советом Федерации, будет обязательна.                
                                                                                
И в-третьих, предусматривается, что порядок деятельности этих комиссий будет    
определяться федеральным законом. Обращаю ваше внимание на непрямое действие    
данной поправки.                                                                
                                                                                
Отклики, поступившие на эту поправку. За эту поправку высказалось 30            
субъектов Российской Федерации, преимущественно это законодательные органы      
субъектов Федерации. Против высказался один законодательный орган -             
Законодательное собрание Пермской области, но он не привел мотивов своего       
несогласия. Против высказались Президент Российской Федерации и Правительство   
Российской Федерации (документ из Правительства за подписью Сысуева). В чем     
суть возражений?                                                                
                                                                                
Во-первых, предоставление палатам Федерального Собрания права создавать         
парламентские комиссии, следственные, и проводить парламентское расследование   
противоречит основам конституционного строя.                                    
                                                                                
Действительно, можно было бы согласиться с такой поправкой, ибо по              
действующей Конституции предусматривается, что формы парламентского контроля    
за деятельностью Президента и Правительства очень сужены и сводятся, по         
существу, к законодательной деятельности, к согласию на назначение              
Председателя Правительства, к контролю за исполнением бюджета. Но в то же       
время в первой части Конституции, где речь идет об основах конституционного     
строя, сказано только о том, что мы имеем республиканскую форму правления.      
Нет прямой записи в нашей Конституции, что Российская Федерация является        
президентской республикой или парламентской республикой. Поэтому возражение,    
что есть противоречие конституционным основам, имеет значение, ибо нашу         
республику называют президентской республикой, но прямой записи в Конституции   
нет.                                                                            
                                                                                
Второе возражение (оно высказано Правительством) о том, что вообще нет          
необходимости в предоставлении такой функции палатам Федерального Собрания.     
Здесь тоже, наверное, есть некоторые сомнения по поводу этого возражения        
Правительства, поскольку сама поправка появилась как следствие нашей            
практики, как следствие реализации Конституции Российской Федерации.            
                                                                                
К сожалению, наши своевременные политические обращения (Дума оперативно         
реагирует на политическую ситуацию в стране), обращения к Президенту, к         
Правительству с тем, чтобы откорректировать политику Правительства, заменить    
каких-то министров и так далее, проверить с точки зрения права деятельность     
отдельных федеральных министров, должностных лиц, ничем не заканчиваются,       
никакого ответа на наши обращения не бывает.                                    
                                                                                
Третье возражение - неясен круг лиц, которые могут вызываться в эти             
парламентские комиссии. Да, надо согласиться с таким возражением.               
Действительно, не совсем ясно. И если исходить из буквального понимания         
поправки, то получается, что, например, Совет Федерации, куда входят            
губернаторы, может проводить расследования в отношении деятельности             
губернаторов и так далее. То есть круг достаточно неопределенный. Но возможно   
при подготовке ко второму чтению данного законопроекта согласиться с этим       
предложением и сделать этот круг более узким.                                   
                                                                                
Четвертое возражение состоит в том, что не надо бы одинаковым образом, даже     
если и соглашаться с предоставлением парламенту функций проведения              
парламентских расследований, распространять эти полномочия применительно к      
Государственной Думе и Совету Федерации. Я думаю, что справедливо такое         
возражение. У Совета Федерации и у Государственной Думы в части проведения      
парламентских расследований и создания следственных комиссий не должно быть     
одинаковых полномочий, поскольку парламентский контроль осуществляется в мире   
в основном за деятельностью должностных лиц исполнительной и судебной власти.   
И поэтому предоставление Совету Федерации равных с Госдумой полномочий по       
контролю или проверке деятельности должностных лиц (а Совет Федерации           
наполовину состоит из них), наверное, было бы неправильным.                     
                                                                                
И пятое возражение - по поводу того, что есть противоречие статье 80            
Конституции Российской Федерации, согласно которой гарантом всех прав,          
свобод, а значит, и правомерности действий наших высших должностных лиц         
является Президент Российской Федерации.                                        
                                                                                
Но вот здесь я бы хотела заметить, уважаемые депутаты, что очень часто статья   
80 Конституции, в которой речь идет о том, что Президент является гарантом      
прав и свобод, очень спекулятивно толкуется.                                    
                                                                                
Откройте, пожалуйста, статью 80, прочтите часть 2. Там очень четко записано,    
что Президент может выступать гарантом прав и свобод, но только в порядке,      
установленном Конституцией Российской Федерации. Никак иначе! Нельзя вольно     
толковать эту обязанность Президента выступать гарантом Конституции. Поэтому    
с этим возражением трудно согласиться.                                          
                                                                                
Зарубежная практика проведения парламентских расследований разнообразна. На     
уровне конституций не часто встречается регулирование такого конституционного   
полномочия. И как правило, оно предусмотрено в конституциях тех стран, где      
существует парламентская республика, где очень большие парламентские            
полномочия, в том числе по контролю за деятельностью должностных лиц в          
государстве. Например, статья 44 Конституции ФРГ предусматривает, что по        
инициативе одной четвертой депутатов Бундестага (то есть только в нижней        
палате предусмотрено это полномочие) создается следственный комитет. Он         
действует в соответствии с предписаниями уголовного процесса, то есть в         
рамках уголовно-процессуального законодательства добывают доказательства.       
Прямо в Конституции записано, что и суды, и административная власть обязаны     
оказывать помощь этому следственному комитету и постановления следственного     
комитета не подлежат суду. Что же касается судебных органов, то они вольны в    
принятии своих решений, но отменить постановление следственного комитета они    
не могут. Как видите, очень серьезные полномочия у следственного комитета       
Бундестага ФРГ. При этом Конституция ФРГ и сложившаяся практика допускают       
проведение расследований в отношении должностных лиц не только органов          
исполнительной власти, но и судебных органов.                                   
                                                                                
Конгресс США, обе палаты, может проводить парламентское расследование. Но       
помните, что в верхней палате, в Сенате Конгресса Соединенных Штатов Америки,   
нет тех, кто совмещает одновременно и функции законодателя, и функции           
должностного лица органа исполнительной власти. В Палате представителей         
Конгресса США, так же как и в Сенате, правом проведения парламентских           
расследований обладают практически все комитеты, они наделены такими            
функциями. Решение Палатой представителей Конгресса или Сенатом, вернее,        
этими комиссиями не принимается, но информация доводится до сведения палат, а   
палаты могут обратиться в судебные органы по установленным фактам.              
                                                                                
Во Франции Национальное собрание, нижняя палата, тоже имеет право               
образовывать следственные или контрольные комитеты. Но обязательно в решении    
Национального собрания об образовании такого комитета должно быть указано,      
какой факт поручается расследовать, в отношении каких должностных лиц, каких    
государственных органов. Затем комитет делает доклад на пленарном заседании     
Национального собрания, и сам комитет формируется на основе пропорционального   
представительства фракций. Есть там еще одна интересная норма: что всякий       
раз, когда создается такой следственный комитет, Национальное собрание          
уведомляет об этом министра юстиции Франции, а министр юстиции Франции должен   
тут же информировать Национальное собрание о том, ведется уже аналогичное       
расследование правоохранительными органами или нет. И если расследование        
ведется, то следственный комитет тут же прекращает свою работу.                 
                                                                                
Как видите, в зарубежной практике - разные варианты организации проведения      
парламентских расследований.                                                    
                                                                                
Давайте посмотрим, какие возможные плюсы могут быть от принятия такой           
поправки и какие возможные минусы. Совершенно очевидно, что к достоинствам      
этой поправки относится расширение контрольных функций парламента за            
деятельностью высших должностных лиц в государстве. Причем в той поправке,      
которая сегодня предусмотрена, это касается контроля за деятельностью и         
исполнительной власти, и судебной, и прокурорской, то есть всех тех высших      
должностных лиц, должности которых поименованы в Конституции и поименованы в    
федеральных законах. Естественно, что предоставление парламенту таких           
полномочий скажется в целом на роли и влиянии парламента по отношению к         
другим ветвям власти.                                                           
                                                                                
Что же касается недостатков, то в том варианте, который предложен, сразу        
возникают сомнения по поводу того, можно ли предоставлять полномочия            
парламентского расследования верхней палате - Совету Федерации. Ибо мы знаем,   
что при нынешнем составе Совета Федерации (а я думаю, что процесс изменения     
порядка формирования Совета Федерации будет небыстрый) предоставлять такие      
широкие полномочия по контролю за деятельностью федеральных органов власти,     
когда региональная власть будет контролировать федеральную власть, было бы      
неосмотрительно и опасно для конституционных основ Российской Федерации.        
                                                                                
Есть и еще одна опасность, если эту поправку оставить в том виде, как она       
есть, - опасность подмены парламентом, нами, Государственной Думой и Советом    
Федерации, деятельности Счетной палаты, деятельности судебных органов.          
Неясно, какой силой будет обладать решение такого следственного комитета или    
комиссии. Эти моменты можно устранить ко второму чтению, но надо быть готовым   
к тому, что они обязательно должны найти разрешение.                            
                                                                                
Голосование по этой поправке для Государственной Думы практически               
предполагает ответ на вопрос: мы готовы сделать шаг в сторону парламентской     
республики или нет, мы готовы усилить место и роль Государственной Думы,        
Совета Федерации среди других ветвей государственной власти или нет?            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Борисовна. Присаживайтесь, пожалуйста.     
                                                                                
По данному вопросу, только по пункту 8.1, есть вопросы к докладчику? Есть.      
                                                                                
Анатолий Иванович, пожалуйста, на трибуну.                                      
                                                                                
Сколько времени мы отведем на вопросы? Десять минут достаточно? Кто за то,      
чтобы ограничить время на вопросы по данному только закону (не по всем, а       
только по данному закону) десятью минутами? Прошу проголосовать.                
                                                                                
Нам нужно четко регламентировать, иначе мы ничего не рассмотрим. Десять минут   
- на вопросы, после этого я произведу запись. Только по пункту 8.1 задаем       
вопросы. Если кто-то будет выступать не по этому вопросу, не обижайтесь, буду   
отключать микрофон. Время очень дорого.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 03 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              240 чел.             99,2%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,8%                        
Голосовало                    242 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Да, только о парламентском контроле речь идет.                                  
                                                                                
Включите запись на вопросы. Кто хотел бы задать вопросы, запишитесь,            
пожалуйста. Пойдем по списку.                                                   
                                                                                
И еще хочу сказать, что в 13.30 мы прервем обсуждение данного вопроса: у нас    
блок постановлений, на которые приглашены два министра, и мы должны будем их    
до перерыва рассмотреть. После перерыва вернемся к рассмотрению поправок к      
Конституции. Но может быть, мы сейчас успеем хотя бы по одному закону принять   
решение. Все зависит от того, как сейчас пойдет обсуждение.                     
                                                                                
Так, покажите список.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, депутат Костюткин, ваш вопрос. Нет его.                             
                                                                                
Депутат Хамаев.                                                                 
                                                                                
МЕДВЕДЕВ Н.П. По карточке Хамаева - Медведев.                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Анатолий Иванович! Как мне представляется, мы      
начинаем сейчас заниматься перетягиванием каната, если можно так выразиться.    
Мы хотим...                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос ваш, Николай Павлович.                             
                                                                                
МЕДВЕДЕВ Н.П. Я сейчас задам вопрос.                                            
                                                                                
Мы хотим сейчас перекроить полномочия исполнительной структуры власти, прежде   
всего, конечно, Президента, и Государственной Думы. Но ведь во всем мире,       
Анатолий Иванович (я хотел бы, чтобы вы ответили на вопрос, потому что вы о     
международном опыте говорили), когда говорится о парламентском контроле, речь   
прежде всего идет об ответственности парламента за формирование                 
Правительства, об ответственности парламента перед источником власти -          
народом - и за формирование Правительства, и за действия Правительства, и за    
деньги, то есть за бюджет, который делит парламент. В связи с этим не           
считаете ли вы возможным не рассматривать это все-таки как перетягивание        
каната, а подготовить нормальный законопроект об общих принципах организации    
госвласти с условием, чтобы обозначить однозначно принцип разделения властей,   
то есть убрать из Совета Федерации губернаторов как глав исполнительной         
власти субъектов Федерации. (Микрофон отключен.)                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отвечайте, Анатолий Иванович. (Выкрики из зала.) Нет,     
Николай Павлович, у вас было время, вы им не воспользовались для того, чтобы    
четко сформулировать вопрос. Пожалуйста, Анатолий Иванович.                     
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Я отвечу очень кратко. Общие принципы организации                 
государственной власти и управления страной изложены в Конституции. И не        
может быть никакого иного закона.                                               
                                                                                
Что касается всей терминологии относительно перетягивания каната, то я эту      
терминологию не принимаю только потому, что это перетягивание каната было       
осуществлено в декабре 1993 года, когда целый ряд вопросов был искусственно     
сконцентрирован на президентском фланге. Никто не предлагает сейчас умалять     
президентские полномочия. Как раз речь идет о том, что парламент, давая         
согласие на более широкий круг кандидатур в Правительстве, берет на себя        
определенные обязательства в отношении проведения политики, той, которая        
есть.                                                                           
                                                                                
Если мы ликвидируем или по крайней мере устраним (фактически так и              
получилось) парламентский контроль, то фактически мы лишим себя права           
нормально законодательствовать. Нельзя разрабатывать законопроекты, не зная     
практики осуществления законодательства. Вот краткий ответ.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Жебровский Станислав Михайлович, ваш вопрос.                                    
                                                                                
ЖЕБРОВСКИЙ С.М., фракция Либерально-демократической партии России.              
                                                                                
Анатолий Иванович, у меня все-таки создается впечатление, что мы эти поправки   
в данном случае вносим именно против конкретного человека, против Ельцина.      
Если он умрет завтра, то все эти поправки фактически будут не нужны. У нас      
действительно не определена концепция дальнейшего развития государства.         
                                                                                
У меня теперь конкретный вопрос: не лучше ли нам в данном случае внести         
одну-единственную поправку - о том, что Правительство должно формироваться      
парламентским большинством - пускай одной партией, имеющей большинство, или     
коалицией нескольких партий. Тогда контроль становится элементарным. Народ      
будет контролировать ту партию, которая возглавит Правительство, и еще          
смотреть, будет Правительство плохо работать или хорошо. Поэтому давайте        
делать под будущее страны, а не под конкретного человека.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Иванович.                            
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Я полностью поддержал бы ваше предложение о таком формировании    
Правительства, если бы в Конституции было заложено понятие парламентской        
республики. А она является президентской, как признают авторы поправок,         
суперпрезидентской. Поэтому здесь и речи быть не может о таком порядке, хотя    
я думаю, что Россия рано или поздно к нему придет.                              
                                                                                
Что же касается того, что этот законопроект направлен против Президента, я      
категорически не могу с этим согласиться. Речь идет о разграничении             
полномочий ветвей власти, ветвей власти в целом и прежде всего не между         
Президентом и Думой, потому что я вообще не знаю, какая это власть по           
Конституции - Президент. Есть законодательная, исполнительная и судебная, а     
какая власть Президент, вы можете мне ответить? Нет. (Выкрики из зала.) Нет,    
не представительная. Поэтому речь идет как раз о разграничении полномочий       
прежде всего между законодательной и исполнительной властями. И речь идет о     
помощи парламента действиям исполнительной власти, об укреплении системы        
управления нашей страной.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лоторев Александр Николаевич.                                                   
                                                                                
ЛОТОРЕВ А.Н., депутатская группа "Российские регионы".                          
                                                                                
Уважаемый Анатолий Иванович, вот Елена Борисовна сказала, отметила, что         
мировая практика в подобной сфере, так сказать, не имеет однозначного подхода   
и мы знаем только, что страны с очень развитой демократией в состоянии          
записать и заниматься подобным контролем. Ну, проводить параллель между         
парламентами Германии и России, на мой взгляд, пока рановато, у нас все         
разное, начиная от заработной платы депутатов и так далее.                      
                                                                                
Вопрос такой. Скажите, вы уверены, что мы, парламент, готовы сегодня к          
подобной практике, учитывая совершенно разные идеологии, разные философии,      
различные политические взгляды депутатских групп, фракций и так далее? В        
состоянии ли мы с вами будем найти именно общий взгляд на ту или иную           
проблему?                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Иванович.                            
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Уважаемый Александр Николаевич, я очень уважаю вашу точку         
зрения. Россия - левая страна. В ней всегда будут левый парламент, по крайней   
мере ближайшие 20 лет, и другого направления Правительство и Президент.         
Давайте научимся работать вместе - правый Президент и левый парламент. Это      
первое.                                                                         
                                                                                
Второе. Когда вы спрашиваете, готовы ли мы сегодня, я прежде всего хочу         
напомнить вам процедуру принятия поправок к Конституции. Мы сегодня только на   
этапе первого чтения, будет второе, будет третье, будет Совет Федерации,        
будут субъекты Федерации, которым отводится целый год. Что произойдет за это    
время, сказать достаточно трудно, тем более с учетом той перспективы, которая   
была преподнесена здесь предыдущим оратором. Поэтому, с моей точки зрения,      
страна готова к этому, иначе мы тогда не учитываем общественное мнение, в       
частности результаты только что состоявшегося "круглого стола" Фонда            
политических правовых исследований, на котором прямо было сказано, что речь     
идет о переходной Конституции и мы должны ее приспосабливать к жизни того       
общества, которое имеем.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Грешневиков.                                                            
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А.Н., депутатская группа "Народовластие".                           
                                                                                
Уважаемый Анатолий Иванович, институт парламентского контроля будет тогда       
работающим и эффективным, когда будет юридически защищен. А юридически          
защищенным и эффективно работающим он может быть тогда, когда будет             
определена мера ответственности. Каков механизм ответственности за те или       
иные решения по выполнению, скажем, требований парламентского контроля,         
комиссии по парламентскому расследованию?                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Иванович.                            
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Ответственность эта будет установлена прежде всего тем, что       
министры... Можно будет заявлять о недоверии отдельному министру. Что будет     
после этого - все расписано, я это уже докладывал. А кроме того, необходимо     
будет законом установить ответственность, например, за неприбытие в             
следственную или ревизионную комиссию, которая будет назначена парламентом.     
                                                                                
Вспомните, что было с комиссией по Чечне, как туда отказывались приходить       
один за другим министры! Вспомните, что было с комиссией по приватизации!       
Вспомните, наконец, о комиссии, которая работает сейчас, специальной            
конституционной, созданной парламентом! Не появились там представители          
Президента! Вот это и будет урегулировано законом.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Семенов.                                                                
                                                                                
СЕМЕНОВ С.С., фракция Либерально-демократической партии России.                 
                                                                                
Уважаемый Анатолий Иванович, у меня уточняющий вопрос по части 1 статьи 102,    
по пункту "к", где сказано: "...и должностных лиц, полномочия которых           
определены Конституцией Российской Федерации и федеральными законами". Я        
хотел бы спросить: в этот перечень должностных лиц входит ли Президент          
Российской Федерации, есть ли какой-то другой перечень, например, должностных   
лиц, определяемых федеральными законами? Не превратится ли парламент из-за      
такого длинного перечня в своего рода какой-то новый контрольный орган (что     
уведет парламент от законотворческой деятельности)?                             
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Ни в коем случае. Эта норма предусмотрена для того, чтобы как     
раз ограничить этот круг прежде всего федеральными должностными лицами.         
                                                                                
Что касается Президента, то он уже в силу Конституции, своей                    
неприкосновенности выделен из этого круга.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Райков Геннадий Иванович вышел. Злобина Лариса            
Афанасьевна. Тоже нет ее.                                                       
                                                                                
Зеленин Владимир Михайлович - последний вопрос.                                 
                                                                                
ЗЕЛЕНИН В.М., Аграрная депутатская группа.                                      
                                                                                
Анатолий Иванович, я был участником Конституционного совещания в 1993 году.     
Уже тогда возникал вопрос о парламентском контроле за деятельностью             
исполнительных органов. Но это было с ходу отвергнуто. Мой вопрос такой:        
считаете ли вы, что права, которые будут даны по созданию парламентских         
комиссий, и для Государственной Думы, и для Совета Федерации должны быть        
одинаковыми, учитывая тот момент, что половина Совета Федерации, как            
правильно сказала товарищ Мизулина, это все-таки представители исполнительной   
власти?                                                                         
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Я с вами совершенно согласен. Здесь возникает сложнейший          
вопрос, его надо будет решить во втором чтении. Потому что новая система, не    
предусмотренная, скажем прямо, в Конституции, формирования Совета Федерации     
вообще ставит под сомнение целый ряд его полномочий. Например, что значит -     
утверждение, назначение Советом Федерации судей? Это значит, что половина       
лиц, входящих в исполнительную власть, начинает определять состав судов. Вы     
понимаете, это подчинение судебной власти исполнительной. Поэтому у нас тут     
альтернатива (Елена Борисовна совершенно права): или в конце концов поменять    
порядок формирования Совета Федерации, или изменить его полномочия. Другого     
пути нет.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Иванович. Присаживайтесь, пожалуйста.   
                                                                                
Я прошу приготовиться представителей, выступающих от фракций и депутатских      
групп. Пожалуйста, от фракции КПРФ кто будет выступать? Ну, Анатолий Иванович   
уже выступил. Видимо, это совпадает с точкой зрения фракции.                    
                                                                                
Фракция ЛДПР, кто: Вишняков, Жириновский?                                       
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Григорьевич Вишняков.                                        
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г., фракция Либерально-демократической партии России.                
                                                                                
Я хотел бы высказать только одно соображение. Вот в Совете Федерации сидят      
несколько президентов (21 президент), возглавляющих суверенные республики. И    
одновременно с этим они находятся в определенной зависимости от вышестоящих     
органов исполнительной власти. Мне не ясно. Ну да, все вроде бы красиво: в      
Совете Федерации парламентский контроль. Но как вот они конкретно, эти          
несколько президентов (21 президент), будут осуществлять функции контроля за    
органом исполнительной власти? Да, это сложная проблема, правильно говорит      
Анатолий Иванович. Но она сложна не в силу своей запутанности, она              
принципиально несовместима с нашими условиями. Может быть, действительно        
применительно к Совету Федерации убрать функцию парламентского контроля, а      
оставить ее только за Государственной Думой?                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, от фракции "Наш дом - Россия" - Гребенников   
Валерий Васильевич. Пожалуйста, Валерий Васильевич.                             
                                                                                
ГРЕБЕННИКОВ В.В., фракция "Наш дом - Россия".                                   
                                                                                
Наша фракция в принципе согласна с мнениями, выражаемыми различными             
политическими силами, о назревшей необходимости пересмотра Конституции. Но      
вместе с тем мы считаем, что этот пересмотр должен осуществляться очень         
внимательно, скрупулезно и все эти вопросы должны рассматриваться в             
комплексе.                                                                      
                                                                                
Фракция приняла решение не соглашаться с обсуждаемым проектом и голосовать      
против него, во-первых, в силу такого общего принципиального подхода, о чем я   
сказал сейчас, во-вторых, по конкретным обстоятельствам, связанным именно с     
данным проектом. Мы живем в России и обязаны учитывать то, как будет            
применяться тот или иной закон, в особенности закон, каковым является           
Конституция, нашими гражданами. Мы не можем, как нам представляется,            
выпускать закон, в котором не определены четко, во-первых, полномочия           
парламента по осуществлению своих функций по парламентскому контролю. Еще раз   
обращаю внимание депутатов на то, что мы не возражаем против расширения         
парламентского контроля. Но мы за четкое, скрупулезное, повторяю, определение   
функций и полномочий обеих палат. На сегодняшний день в законопроекте           
предлагается установить право как Совета Федерации, так и Государственной       
Думы создавать комиссии и проводить расследования. Но что такое комиссия, по    
какому вопросу будет она собираться - все это предлагается якобы решить в       
законе о порядке деятельности комиссии.                                         
                                                                                
Порядок деятельности... Есть закон процессуального характера. Нам же кажется,   
что в законе должны быть определены четко вопросы, в связи с которыми может     
быть образована комиссия, а также пределы ее компетенции. Если это              
расследование ничем не ограничить, скорее всего мы создадим в рамках            
парламента некие дополнительные следственные органы, которые наряду с уже       
существующими органами внутренних дел, прокуратурой будут проводить свои        
расследования, а их решения могут превратиться в некий аналог судебных          
органов, если мы не определим этого в законе достаточно четко.                  
                                                                                
Нам кажется, что этот законопроект должен быть просто доработан. Причем         
относить это на второе чтение было бы безусловно неверно, поскольку данные      
вопросы концептуального свойства и мы должны сегодня их решить. Если же мы их   
не решим, то мы считаем, что закон не должен приниматься.                       
                                                                                
Второе. Законопроект, устанавливающий право производить расследования,          
обязательно должен устанавливать пределы ответственности людей, в том числе и   
депутатов Федерального Собрания, за их деятельность в рамках этих комиссий      
или в рамках проводимых расследований.                                          
                                                                                
Поскольку четкой регламентации компетенций комиссий, прав и полномочий          
участников комиссий или организаторов расследований нет, то есть опасение,      
что эти комиссии, эти парламентские расследования могут быть превращены в       
инструменты политической борьбы и обязательно в силу этого приведут к           
дестабилизации политической ситуации в стране.                                  
                                                                                
По этим основаниям мы просили бы депутатов отклонить этот законопроект.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция "ЯБЛОКО", кто?                                    
                                                                                
Мизулина, пожалуйста.                                                           
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты! Наша        
фракция за эту поправку. Мы считаем, что то, что в этой поправке содержится     
отсылка к федеральному закону, который и должен будет обстоятельно              
регламентировать пределы парламентского расследования, полномочий тех, кто      
туда будет являться, и дает нам основания голосовать за эту поправку уже        
сейчас. При этом мы согласны с тем, что ко второму чтению ряд моментов в этой   
поправке, связанных с конституционными основами парламентского расследования,   
можно улучшить.                                                                 
                                                                                
В ходе обсуждения этой поправки прозвучал ряд вопросов. Например, Лоторев       
спросил: "Готова ли сегодня Государственная Дума к подобной практике?" От       
имени фракции "ЯБЛОКО" я могу сказать: фракция "ЯБЛОКО" к подобной практике     
готова. Более того, предоставление сегодня Государственной Думе возможности     
проведения парламентского расследования - это, возможно, единственный способ    
получения достаточно объективных результатов. Что же осуществляют должностные   
лица в Российской Федерации? За три года Государственная Дума на свои запросы   
в Генеральную прокуратуру, в суды не получила ответа ни по одному случаю,       
когда мы рассматривали с точки зрения закона деятельность различных             
должностных лиц.                                                                
                                                                                
Фракция "ЯБЛОКО" будет голосовать за эту поправку.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Аграрная группа - Пузановский.                                                  
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты! Вопрос   
о поправке, которую мы сегодня рассматриваем, выходит за пределы только         
парламентского контроля. Вопрос в том, на что готова сегодня Государственная    
Дума в оценке того конституционного поля, которое создано (действует            
Конституция 1993 года), после пятилетней практики применения. Мы стоим перед    
выбором и должны проявить готовность. Готовы ли мы, обобщив все то, что         
наблюдали в последние годы и особенно в последние дни, ввести себя в режим      
активной работы по изменению Конституции или мы готовы найти тысячу             
объяснений и оправданий неготовности современного российского общества к        
дальнейшему развитию демократического процесса?                                 
                                                                                
В связи с этим я спрашиваю тех оппонентов, которые видят в дальнейшем           
углублении, развитии демократии в России угрозу существующему порядку. Я        
спрашиваю их: а были ли готовы англичане 600 лет назад, закладывая основы       
парламентаризма в Англии, о которых с таким воодушевлением говорила сегодня     
Спикер нижней палаты? Они что, были грамотней, больше понимали, дальше          
видели? А к чему была готова практически земледельческая Америка накануне       
своей великой революции? Что, они были, если хотите, более подготовленными к    
развитию демократических институтов? Нет, уважаемые. Но у них более готовой     
оказалась элита общества - те, на ком лежит ответственность делать выбор пути   
в будущее.                                                                      
                                                                                
Вот почему депутаты-аграрии считают, что мы должны быть готовы проявить волю    
- не только рассмотреть эту поправку, но и считать ее началом коренных          
изменений Конституции, действующей в России, в направлении создания             
настоящего правового поля для демократического процесса в России в ХХI веке.    
Я призываю вас голосовать за эту поправку и за другие поправки, которые будут   
в этом плане.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пока мы одну обсуждаем.                               
                                                                                
Депутат Шаклеин - от "Народовластия". Пожалуйста, Николай Иванович.             
                                                                                
ШАКЛЕИН Н.И., депутатская группа "Народовластие".                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, потребность в осуществлении контрольной функции в работе     
Государственной Думы возникает систематически. Функция действенного             
парламентского контроля нужна России сейчас. Она будет нужна и далее - при      
любом президенте и при любом правительстве.                                     
                                                                                
Здесь мы закладываем только принципиальную позицию в Конституции: наличие       
парламентского контроля и парламентских расследований. При следующем            
рассмотрении (допустим, во втором чтении) мы можем уже заложить не только       
порядок деятельности этих комиссий по расследованию, но и полномочия и          
функции этих комиссий. И все вопросы, которые сейчас возникают (как это будет   
осуществляться?), будут отрегулированы отдельным федеральным законом, о чем     
указано в этой поправке. Группа "Народовластие" безоговорочно поддерживает      
эту поправку и будет голосовать за нее.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович.                                
                                                                                
От группы "Российские регионы" - Николай Павлович Медведев. Пожалуйста.         
                                                                                
МЕДВЕДЕВ Н.П. Уважаемые депутаты Государственной Думы! Мы действительно         
сегодня в своем законотворческом процессе приступили к очень ответственному     
делу - к поправкам к Конституции Российской Федерации. Понятно, что у           
prime>льшая часть зала политизированная. И в этой связи у разных групп          
депутатов разные взгляды на то, каким образом эти поправки проводить. Но я      
думаю, все фракции, все группы депутатские едины в одном - в том, что           
действительно Конституция за пять лет развития нашего общества где-то не все    
может предусмотреть. То, что должно, наверное, уже предусматривается в плане    
организации власти прежде всего в демократическом обществе и в правовом         
государстве. Поэтому поправки в Конституцию, на мой взгляд, конечно же,         
нужны. Но что смущает прежде всего в плане такого подхода к поправкам к         
Конституции, когда мы начинаем как бы с себя, когда мы говорим: давайте         
расширим свои полномочия (парламента) и не будем делиться этими полномочиями    
с другими ветвями власти?                                                       
                                                                                
Ну, во-первых, если уж говорить о демократическом подходе к этому делу,         
конечно, надо обеспечить прежде всего сбалансированность всех ветвей власти.    
Ведь демократическое государство и демократическая система органов              
государственной власти - это прежде всего действие принципа разделения          
властей. Поэтому, как уже видно было из выступлений, прежде всего депутатов     
смущает, почему исполнительная власть в лице губернаторов присутствует и в      
законодательной власти. Поэтому мне представляется, что прежде, чем             
приступить к парламентскому контролю, надо разобраться, что такое у нас         
сегодня парламент. Потому что разработчики Конституции (я могу однозначно       
сказать) не могли и подумать о том, что у нас президентская республика          
превратится в губернаторскую республику. У нас губернатор сегодня не            
подконтролен никому. Они ведь утверждают и членов Верховного Суда, и членов     
Конституционного Суда (и, конечно, судебный контроль тоже затруднен за ними),   
и Генерального прокурора. А мы все-таки даже можем воздействовать и на          
Президента (как видите, у нас работает комиссия парламентская по импичменту).   
Поэтому вот этот первый момент смущает.                                         
                                                                                
Второе. Любой контроль парламентский, если вы возьмете конституцию любого       
демократического государства и весь зарубежный опыт, прежде всего               
сопровождается ответственностью парламента. Если мы уж говорим о                
парламентском контроле, давайте тогда подойдем более радикально. Давайте в      
изменениях Конституции дадим возможность формировать Правительство на базе      
парламентского большинства. А иначе ведь ничего у нас не получится. Вы хотите   
выдергивать каждого министра из Правительства и выражать ему недоверие. Ну и    
что? К чему мы придем, когда Президент назначает Правительство? Давайте уж      
тогда более радикально подойдем. Я думаю, и Президент согласится с тем,         
чтобы, не сужая его полномочия, дать возможность парламентскому большинству     
формировать Правительство. И в отставку посылать все Правительство. Потому      
что без ответственности, парламентской ответственности контроль никакой         
невозможен. Потому что мы ответственны прежде всего перед страной и перед       
избирателем (а избиратель является источником власти) за то, как делим эти      
деньги, как бюджет утверждаем. Мы утверждали три года подряд бюджет ненужный,   
негодный. И только фракция "ЯБЛОКО" выражала свое мнение, говорила, что это     
ненужный и негодный бюджет. Но мы, мол, ответственности не несем, видите ли,    
несут ответственность те правительства, которые уже трижды сменились.           
                                                                                
Поэтому я считаю, что нужно, конечно, парламентский контроль усиливать, но      
вместе с тем этот контроль должен быть ответственным. И мне представляется (у   
нас в группе разные точки зрения на сей счет), нужно все-таки ближе подойти     
именно к мировому опыту, когда в парламенте формируется правительство с точки   
зрения ответственности прежде всего парламента. Поэтому вот такие поправки,     
дергания, перетягивания каната, я думаю, ни к чему хорошему не приведут.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Павлович.                                
                                                                                
Представитель Правительства первый заместитель министра юстиции Российской      
Федерации Геннадий Николаевич Батанов.                                          
                                                                                
Пожалуйста, Геннадий Николаевич, доложите позицию Правительства по данному      
законопроекту.                                                                  
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н., статс-секретарь - первый заместитель министра юстиции             
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты! Елена Борисовна           
Мизулина зачитала замечания Правительства Российской Федерации по данному       
законопроекту. Хотелось бы еще раз подчеркнуть. Ведь хорошо было видно из       
выступлений и Анатолия Ивановича, и Елены Борисовны, что если мы сегодня        
принимаем в первом чтении данный законопроект, то в ходе второго чтения мы      
хотели бы устранить вот то противоречие, которое у нас возникает в силу         
особых полномочий Совета Федерации. Я думаю, Елена Борисовна, что мы в ходе     
подготовки ко второму чтению не разрешим этого противоречия - это первое. И     
второе - мы концептуально изменим закон. То есть концепцию, принятую в первом   
чтении, мы просто изменим. Я просто прошу задуматься над этим.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель Президента. Пожалуйста, Александр Алексеевич.                     
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты              
Государственной Думы! Ну, поскольку обсуждение конституционных поправок         
началось с общего как бы обзорного доклада председателя комитета по             
законодательству, я позволю себе, прежде чем перейти к конкретным замечаниям    
по представленному законопроекту, высказать несколько общих соображений по      
всем обсуждаемым сейчас законопроектам.                                         
                                                                                
Уважаемые депутаты, впервые за пять лет действия Конституции 1993 года в этом   
году Президент Российской Федерации признал необходимость внесения в нее        
некоторых изменений и дополнений. Это было вызвано прежде всего попыткой        
найти согласие в обществе и, в общем-то, исходило от Государственной Думы. Я    
напомню, что именно от Государственной Думы исходило предложение о разработке   
и подписании некоего политического соглашения между ветвями власти, одним из    
основных условий которого как раз и была необходимость изменения Конституции    
Российской Федерации, и Президент Российской Федерации, подписавшись под этим   
политическим соглашением, признал необходимость таких изменений. Но вместе с    
тем, основываясь как раз на политическом соглашении, Президент считает, что     
изменения Конституции, которые действительно назрели, должны стать продуктом    
согласия ветвей власти. Нельзя вносить поправки в Конституцию в одностороннем   
порядке. К сожалению, большинство поправок, которые предлагается сейчас         
принять и которые также в порядке законодательной инициативы внесены в          
Государственную Думу, но сегодня не рассматриваются, направлены на              
перераспределение полномочий только в одну сторону - сторону законодательной    
власти, и, более того, в сторону Государственной Думы.                          
                                                                                
Давайте посмотрим на все эти поправки в комплексе. Что в итоге получается?      
Государственная Дума фактически формирует Правительство, Государственная Дума   
получает право отправить в отставку любого министра, любого члена               
Правительства, при этом, кстати, не имея противовеса ни со стороны              
Президента, ни со стороны Правительства, который мог бы ограничить это право.   
Давайте вспомним, что выражение недоверия всему Правительству ограничено        
правом Президента распустить Государственную Думу, а отправка в отставку...     
Причем, заметьте, не Президент отправляет в отставку, а автоматически           
повторное голосование о недоверии члену Правительства увольняет члена           
Правительства с должности. При этом Государственная Дума не несет никакой       
ответственности и никакого сдерживающего фактора, противодействующего этому,    
не предусматривается.                                                           
                                                                                
Государственная Дума получает право проведения парламентских расследований по   
неограниченному кругу вопросов, по неограниченному кругу лиц и, к сожалению,    
с неизвестными пока последствиями. Государственная Дума по одному из            
законопроектов (вы его знаете, но он сегодня не рассматривается) получает       
право назначать судей, прокурора, преодолевать вето Президента, минуя Совет     
Федерации, и так далее.                                                         
                                                                                
Уважаемые депутаты, не буду оспаривать по сути отдельно каждый из этих          
вопросов, но в комплексе получается, что Государственная Дума превращается в    
высший орган государственной власти, способный принять к своему решению и       
решить любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации. Увы, статья     
104 Конституции РСФСР образца 1989 года. Мы это уже проходили. Полностью        
нарушается принцип разделения властей. Я еще раз говорю, если вы посмотрите в   
комплексе на все эти поправки, то вот это четко вырисовывается.                 
                                                                                
Итак, уважаемые депутаты, еще раз возвращаюсь к началу своего выступления.      
Президент готов идти на поправки к Конституции, но Президент предлагает и       
Государственной Думе, и Совету Федерации вместе разработать согласованный       
проект закона о внесении изменений в Конституцию, который учитывал бы все       
необходимые поправки и учитывал бы как раз те поправки, на согласие с           
которыми готовы пойти различные ветви власти. Президент не говорит, что ему     
не нравится парламентский контроль. Да, парламентский контроль, видимо, надо    
усиливать, но давайте четко ограничивать его рамки: по каким вопросам могут     
проводиться парламентские расследования; в отношении каких должностных лиц      
могут проводиться такие расследования; наконец, каковы последствия от           
выводов, сделанных парламентскими комиссиями. Что, это выше судебного решения   
или нет, требуется уголовное преследование по выводам парламентской комиссии    
или сразу можно человека посадить в тюрьму, каков статус этих решений? Это      
все надо указывать. Президент готов согласиться с тем, что Государственная      
Дума и парламент в целом должны более детальное и более конкретное участие      
принимать в формировании Правительства.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Алексеевич, если можно, сейчас конкретно по     
этому только закону.                                                            
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Я заканчиваю, да.                                                 
                                                                                
Но еще раз подчеркиваю, при этом мы готовы идти на переговоры с Думой, на       
нахождение согласия в вопросах усиления гарантий Государственной Думы при       
формировании Правительства, скажем, и по вопросу внесения трехкратно одной и    
той же кандидатуры, и по вопросу, так сказать, грозящего роспуска               
Государственной Думы и так далее. Но давайте об этом разговаривать, давайте     
искать взаимоприемлемые варианты. Более того, мы считаем, что такой             
согласованный проект можно сделать в достаточно короткий срок, по крайней       
мере до конца текущего года. Тут осталось два с половиной месяца.               
                                                                                
Таким образом, уважаемые депутаты, очень опасный прецедент может быть создан    
сегодня, а именно - изменение Конституции одной из политических сил, одной из   
ветвей власти в свою пользу. Давайте вспомним все-таки 1990-1993 годы, когда    
вот так в течение трех лет было внесено свыше тысячи поправок в Конституцию.    
                                                                                
Итак, вам предлагается все-таки такой вариант: сделать объединенный,            
согласованный проект, очень обширный, возможно, устраняющий все выявленные      
сейчас пороки Конституции, после чего все-таки Конституцию надо будет           
оставить в покое, чтобы посмотреть, как будут работать эти поправки.            
                                                                                
Конкретно по рассматриваемому законопроекту. Я уже назвал те основные           
недостатки, которые, на наш взгляд, в этом законопроекте заложены. Помимо       
того, что уже было сказано, - что Совет Федерации и Государственная Дума        
все-таки имеют несколько разный статус и разный состав, чтобы давать им         
равные права, - скажу еще: совершенно недопустимо, как мы считаем, отсутствие   
в этой поправке указаний на то, в отношении какого круга вопросов могут         
проводиться парламентские расследования, в отношении какого круга должностных   
лиц они могут проводиться и каковы их последствия. Мы считаем, что              
федеральным законом это невозможно будет установить, поскольку                  
конституционная норма, именно расширенная затем в обычном федеральном законе,   
может нарушить иные конституционные положения в отношении следственных          
органов, судебных органов и так далее.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Алексеевич.                            
                                                                                
Уважаемые депутаты, прошу быть всех предельно внимательными. У нас состоялось   
обсуждение. Мы выслушали ответы на вопросы, заключение комитета, высказались    
все фракции, Правительство и представитель Президента. Я прошу быть всех        
внимательными, никаких переголосований делать не будем: это принципиальный      
вопрос - Конституция. Прошу быть внимательными: ставится на голосование. Кто    
за то, чтобы принять проект закона о поправках к статьям... (Выкрики из         
зала.) Что такое? Поименное голосование? Не возражаете против поименного        
голосования? Договорились. Ставится на голосование... (Выкрики из зала.) Не     
просит заключительного слова Анатолий Иванович!                                 
                                                                                
Анатолий Иванович, с места давайте. (Выкрики из зала.)                          
                                                                                
Он сам не просит, поэтому я и не даю заключительного слова. (Шум в зале,        
выкрики.) Нет, извините меня, комитет вправе решать, делать его или нет.        
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Иванович.                                                  
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Я остановлюсь только на одном вопросе. Юристы обычно говорят:     
не так страшен закон, как его толкователи. Вот мы как раз сейчас и              
столкнулись с попыткой изобразить разделение властей как нечто вечное. Так      
вот, сегодня весь мир уже признает, что это не разделение властей (власть по    
Конституции одна - у народа), а перераспределение определенным образом          
функций, нарушенных в 1993 году. И если нам сегодня говорят, что эти функции    
нельзя перераспределять, я тогда хочу спросить: почему сам Президент их         
автоматически многократно нарушал? Почему он их перераспределял? Почему он на   
себя вместо парламента брал установление налогов? Почему он переподчинял себе   
министерства, хотя они в компетенции Правительства? Почему он целый ряд         
других вещей применял вопреки этой Конституции?                                 
                                                                                
Речь идет только об одном: разделение властей - это не каменные стены между     
ее ветвями, а это гибкая система соотношения сообщающихся сосудов, постоянное   
уточнение и перераспределение этих функций. Поэтому все вносимые предложения    
в полнейшей мере соответствуют требованиям Конституции. Не соответствуют они    
только желанию установить самодержавие Президента. (Аплодисменты.)              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, прошу всех быть предельно             
внимательными, чтобы потом никто не говорил, что не видел, не слышал, не        
понял.                                                                          
                                                                                
Ставится на голосование, на поименное голосование, проект закона о поправках    
к статьям 101, 102 и 103 Конституции Российской Федерации. Напоминаю, что в     
данном случае требуется 300 голосов депутатов. Прошу определиться               
голосованием. Прошу быть внимательными: идет голосование проекта закона. Все    
точки зрения прозвучали, все аргументы выслушаны, все высказались.              
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать? Не вижу таких. (Выкрики из         
зала.) Кто? Не вижу, нет таких.                                                 
                                                                                
Покажите результаты, пожалуйста.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              283 чел.             62,9%                        
Проголосовало против           43 чел.              9,6%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    327 чел.                                          
Не голосовало                 123 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, мы продолжим рассмотрение блока конституционных поправок    
после перерыва, а сейчас переходим к блоку постановлений.                       
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4613 по 4702 из 7256
ПАМФИЛОВА Э.А., депутатская группа "Российские регионы".                        
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, при голосовании пункта 8.1, видимо, были         
небольшие сбои или недоразумение, потому что я голосовала за, а оказалось,      
что не голосовала. Я знаю, что у нескольких депутатов из группы                 
"Народовластие" случилось то же самое, та же ситуация. Может быть...            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Станислав Сергеевич Говорухин обратился с точно такой     
же просьбой. Единственное, что мы можем сделать, так как нельзя в протоколе     
менять результаты голосования, - это только вернуться к голосованию. (Выкрики   
из зала.) Только вернуться к голосованию.                                       
                                                                                
Александр Алексеевич, пожалуйста.                                               
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты                 
Государственной Думы! Я еще раз напоминаю вам, что речь идет о внесении         
изменений в Конституцию. Если в зале в тот раз было 156 депутатов, то сейчас    
еще меньше. Если депутат Памфилова говорит, что ее голос не был учтен в         
протоколе, то я хочу вас проинформировать о том, что когда депутат Глотов с     
радостью сообщил, что самолет с восемью депутатами на борту вылетел в           
Белград, пятеро из них в протоколе значились проголосовавшими за. Это уже       
является основанием для опротестования результатов голосования. И ваше          
счастье, что они были отрицательными. Более того, в вашем Регламенте            
записано, что при принятии законопроекта в первом чтении, если законопроект     
не набрал необходимого числа голосов, он считается отклоненным и дальнейшему    
рассмотрению не подлежит.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Борисовна, пожалуйста.                              
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Все-таки       
справедливости ради надо сказать, что ни Регламентом, ни законом нигде не       
определяется и не запрещается голосование пофракционно карточками, если         
депутат передает свое мнение по конкретному вопросу. Нет этого запрета.         
                                                                                
И я хочу вам и на этот, и на все ваши выпады, Александр Алексеевич, ответить    
в таком случае следующее. Нигде в Конституции представителя Президента нет.     
Нет права у Президента назначать представителей. Нет у представителей           
Президента по Конституции права самим вносить поправки и менять мнение          
Президента, как вы это делали здесь многократно и как это делает                
представитель в Совете Федерации. И если мы встанем на эту точку зрения, то     
мы тогда должны аннулировать все согласительные комиссии с Советом Федерации,   
потому что там в основном сидят представители аппарата. Государственная Дума    
тогда должна прекратить работу, потому что здесь практически не бывает          
Президент. И мы не знаем, чьим голосом, так сказать, вы говорите, поскольку     
единственное подтверждение того, что это мнение Президента, - это всякий раз    
лично им подписанная бумага. И вы ее обязаны только зачитать. Поэтому,          
Александр Алексеевич, не начинайте этот разговор! (Аплодисменты.)               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, был поставлен вопрос о том, чтобы      
вернуться к голосованию. Будем мы голосовать о возвращении? Ставлю на           
голосование: вернуться к голосованию. Только, Элла Александровна, голосуйте     
внимательнее впредь.                                                            
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 07 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              228 чел.             97,9%                        
Проголосовало против            5 чел.              2,1%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    233 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, мы с вами вернулись к голосованию по пункту 8.1. (Выкрики   
из зала.)                                                                       
                                                                                
Потише, Иван Степанович, не сбивайте меня.                                      
                                                                                
Элла Александровна Памфилова говорила о голосовании по пункту 8.1. Поэтому я    
ставлю на голосование: принять в первом чтении законопроект, обозначенный       
пунктом 8.1. (Выкрики из зала.)                                                 
                                                                                
Поименное? Пожалуйста. Открытое - оно, по сути, тоже поименное.                 
                                                                                
Кто без карточки? Не видите таких, Владимир Александрович? Я тоже не вижу.      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 08 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              273 чел.             60,7%                        
Проголосовало против           10 чел.              2,2%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    284 чел.                                          
Не голосовало                 166 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, давайте мы все-таки постараемся к данной процедуре не       
прибегать.