Заседание № 208

14.10.1998
Вопрос:

О проекте закона Российской Федерации "О поправках к статьям 83, 103, 112 Конституции Российской Федерации" (о назначении заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2168 по 2461 из 7256
Конституцию. Я предоставляю вам слово по пункту 8.1: о проекте закона           
Российской Федерации "О поправках к статьям 101, 102 и 103 Конституции          
Российской Федерации" (о парламентском контроле).                               
                                                                                
Анатолий Иванович, может быть, вначале посоветуемся о порядке рассмотрения?     
Как мы будем обсуждать? Каждый отдельно, видимо? Видимо, каждый отдельно.       
Вопрос серьезный! И тогда будем голосовать и переходить к следующему и так      
далее.                                                                          
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Иванович. (Выкрики из зала.) Реплика?                      
                                                                                
Котенков, пожалуйста, до начала - по мотивам.                                   
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А., полномочный представитель Президента Российской Федерации в      
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты Государственной Думы!      
Впервые за пятилетнюю историю существования этой Конституции Государственная    
Дума подходит к принятию поправок в Конституцию. Это слишком серьезный          
вопрос. Я фиксирую: в зале находятся 122 депутата. Для принятия решения по      
изменению Конституции требуется не менее 300 голосов. Это тот случай, когда     
Президент не пойдет ни на какие компромиссы, если не будет подтверждено, что    
300 депутатов проголосовали лично за изменение Конституции.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Алексеевич. У нас этот спор не         
первый год идет. У нас число депутатов в зале фиксируется электронным           
способом. Это первое. А второе - мы еще ничего не голосуем. Пока начинается     
обсуждение.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Лукьянов Анатолий Иванович.                                         
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И., председатель Комитета Государственной Думы по законодательству   
и судебно-правовой реформе, фракция Коммунистической партии Российской          
Федерации.                                                                      
                                                                                
Прежде чем приступать к докладу, я хотел бы вам, Александр Алексеевич,          
сказать следующее. Во-первых, поправки в Конституцию вносила и Дума             
предыдущего созыва. Три поправки вносила, и никакого подсчета не позволил       
себе тогда представитель Президента.                                            
                                                                                
Уважаемые депутаты, по поручению группы, в которую вошло более 90 депутатов     
Государственной Думы, разрешите представить на ваше рассмотрение проекты        
законов о внесении поправок в ряд статей Конституции Российской Федерации.      
Как известно, характер нынешней Конституции во многом определяется              
обстоятельствами ее принятия после расстрела из танковых пушек Верховного       
Совета Российской Федерации. Главной задачей этой Конституции стала смена       
общественного и государственного строя России посредством сосредоточения всех   
рычагов управления страной в руках Президента при максимальном ограничении      
полномочий представительных органов. Сегодня даже сами авторы Конституции       
1993 года признают, что она является Конституцией победителя, я цитирую,        
"устанавливающей суперпрезидентский политический строй". С этой же целью в      
Конституцию были включены правила, которые затрудняют, а проще говоря, почти    
исключают попытки внести в нее какие бы то ни было изменения или дополнения.    
Как известно, Президент открыто объявил эту Конституцию неприкасаемой и не      
подлежащей никакому изменению, по крайней мере до тех пор, пока он находится    
у власти. Отсюда становится ясным, почему два с лишним года тянулось принятие   
закона "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции           
Российской Федерации". Четырежды возвращался в Думу проект этого закона,        
иногда под совершенно надуманными предлогами. И зачем было направлять запрос    
в Конституционный Суд о форме актов, которыми должны приниматься поправки?      
                                                                                
Отсюда становятся понятными и заявления политиков, многих средств массовой      
информации о том, что изменения Конституции могут-де обернуться катастрофой и   
что они противоречат всему мировому опыту цивилизованных стран, причем          
особенно американскому опыту. Хотя хорошо известно, что Конституция США,        
принятая в 1787 году, уже через три года, в 1791 году, была дополнена 10        
новыми статьями, очень важными статьями, которые так и назывались: "Билль о     
правах".                                                                        
                                                                                
Словом, усилиями нынешних властей незыблемость норм Конституции возведена в     
какой-то абсолют и объявлена условием поддержания правопорядка и спокойствия    
в обществе. Но давайте объективно с вами посмотрим, чем обернулось для страны   
вот это упорное желание не менять ни одной буквы Конституции. Ведь очень        
скоро обнаружилось, что эта поспешно написанная и опубликованная всего за       
неделю до референдума Конституция не содержит гарантий осуществления многих     
прав гражданина. Достаточно напомнить защиту человека от безработицы, право     
на своевременное вознаграждение за труд, нормальное пенсионное обеспечение,     
бесплатную медицинскую помощь, бесплатное образование и так далее. Все это      
миллионы людей прочувствовали на своем горьком опыте. Все это мы, депутаты,     
слышим в своих избирательных округах.                                           
                                                                                
С самого начала действия нынешней Конституции, которое осуществлялось на        
наших глазах, стало ясно, что провозглашенные в ней принципы разделения         
властей, их равновесия очень далеки от того, что происходит в жизни.            
Абсолютная власть Президента повлекла за собой его непрекращающуюся, скажем     
так, холодную войну с парламентом, постоянный шантаж роспуском парламента,      
переносом сроков выборов и так далее.                                           
                                                                                
Президентское вето, которое является чрезвычайным в смысле поддержания          
законности, превратилось в обычную процедуру, когда Президент отказывается      
подписывать или накладывает вето более чем на треть всех законов, принятых      
Государственной Думой.                                                          
                                                                                
Более того, за прошедший период произошло фактическое поглощение Президентом    
и его Администрацией ряда функций Правительства. В прямое подчинение            
Президенту перешло значительное число министерств и ведомств, участились        
кадровые перестановки. Все это факты.                                           
                                                                                
За пять лет действия нынешней Конституции в ней выявилось немало пробелов и     
внутренних противоречий, начиная с вопроса о сроке полномочий самого            
Президента и его праве не подписывать даже конституционные законы и кончая      
порядком рассмотрения вопросов о недоверии Правительству и возможности трижды   
выдвигать одну и ту же кандидатуру на пост премьер-министра.                    
                                                                                
Мы все стали свидетелями несоблюдения Президентом узловых требований            
Конституции. Это проявилось и в развязывании войны в Чечне в обход Совета       
Федерации, и в установлении налогов, прямых налогов, указами Президента, и в    
санкционировании незаконного секвестра федерального бюджета, принятого          
парламентом, и так далее. Таким образом, чем упорнее отвергается                
необходимость внесения поправок в действующую Конституцию, тем все более        
выявляется ее несовершенство, тем все ощутимее становится стремление властей    
не считаться с конституционными нормами. Президент, мне кажется, все чаще       
напоминает того известного щедринского губернатора, градоначальника, который    
требовал нестеснения своих действий никакими законами.                          
                                                                                
В этих условиях вполне обоснованным является консенсус, который сложился в      
требованиях подавляющего большинства политических объединений и движений        
России, настаивающих на безотлагательном внесении поправок в действующую        
Конституцию. При этом ставится вопрос не только о поправках в главы 3 и 8       
основного закона, которые может вносить парламент, но и в главы 1, 2 и 9        
Конституции, которые могут изменяться лишь специально созываемым                
Конституционным Собранием или референдумом. Очень убедительно об этом           
говорилось на прошлой неделе на Всемирном русском соборе, проведенном по        
инициативе Русской православной церкви. Но, я скажу, и на многих "круглых       
столах", семинарах виднейшие наши ученые, практики государствоведения ставят    
сегодня этот вопрос. Эта же идея стала одной из центральных в документах,       
принятых в ходе всероссийской акции протеста 7 октября этого года, в которой    
приняли участие, по данным профсоюзов, в общей сложности 37 миллионов           
человек. То есть мы практически получили народный мандат на внесение            
изменений в Конституцию нашего государства.                                     
                                                                                
С учетом всех этих обстоятельств группа депутатов, представляющих все фракции   
парламента, пришла к выводу о необходимости рассмотрения Государственной        
Думой наиболее существенных, на наш взгляд, поправок к Конституции на основе    
предложений, поступивших к нам за последние годы. Всего в нашем распоряжении    
имеется более 30 поправок к Конституции. Точно - 33 поправки, которые мы        
имеем в Государственной Думе от субъектов Федерации, от депутатов, от ученых    
и так далее.                                                                    
                                                                                
Надо сказать, что на нынешнее заседание мы выносим всего пять таких поправок.   
Три из них подготовлены депутатами и подписаны более чем пятой частью           
депутатов Государственной Думы. Если их в общем сгруппировать и посмотреть      
существо, то можно сказать, что они идут в трех направлениях.                   
                                                                                
Первое - это восстановление равновесия ветвей власти, нарушенного в период      
разработки и принятия Конституции в октябре-декабре 1993 года. Тогда было       
нарушено равновесие ветвей, не сегодня. Мы только восстанавливаем это           
равновесие.                                                                     
                                                                                
Второе - это усиление позиций представительных органов власти в сфере           
контроля за деятельностью исполнительных органов и их руководителей.            
                                                                                
Третье - более четкое разграничение полномочий между федеральными органами      
власти, а также уточнение их взаимодействия с представительными и               
исполнительными органами субъектов Федерации. Вот суть. В современных           
условиях, в условиях того кризиса, в котором находится Россия, эти              
направления изменений в Конституцию, с нашей точки зрения, являются наиболее    
актуальными.                                                                    
                                                                                
Первый из представленных вам законопроектов предусматривает изменение статей    
83, 103, 112 Конституции с целью расширения перечня должностей, должностных     
лиц Правительства, для назначения которых Президент должен получить согласие    
Государственной Думы. Речь идет о должностях заместителей Председателя          
Правительства, а также министров финансов, обороны, внутренних дел,             
иностранных дел и руководителей службы безопасности и внешней разведки. Вот     
об этих должностных лицах идет речь.                                            
                                                                                
Установление такой процедуры назначения на ведущие должности в Правительстве,   
которое зависело бы не только от усмотрения Президента, но и от                 
представительной власти, дает возможность исключить произвольность,             
спонтанность и непредсказуемость перестановки в центральном звене управления.   
И несомненно, что бы здесь ни говорилось, это будет способствовать              
стабильности Правительства. Кроме того, в этом случае ответственность за        
состояние федеральной исполнительной власти берет на себя не только             
Президент, но и во многом сам парламент.                                        
                                                                                
Добавлю, что данную поправку в Конституцию выдвинули не только депутаты, ее     
выдвинули многие субъекты Федерации, представительные органы. Надо сказать,     
что этих представительных органов довольно много, и мы получили сейчас от них   
заключения. Эту поправку поддержало 27 субъектов Федерации в лице их            
законодательных органов, причем пять из них внесли небольшие коррективы,        
которые не затрагивают существа поправки.                                       
                                                                                
Второй законопроект, внесенный на ваше рассмотрение, развивает тему             
расширения полномочий Государственной Думы в сфере парламентского контроля за   
деятельностью Правительства. В статьях 103 и 117 Конституции предлагается       
закрепить, что Государственная Дума имеет право решить вопрос о недоверии не    
только Правительству в целом, но и выразить недоверие одному или нескольким     
членам Правительства, согласие на назначение которых она давала. При этом       
устанавливается, что Президент, получив решение Думы о недоверии члену          
Правительства, в 14-дневный срок рассматривает вопрос о его освобождении от     
должности и сообщает парламенту о своем решении. Повторное принятие Думой       
решения о недоверии тому же члену Правительства, принятое двумя третями         
голосов, влечет за собой обязательное его освобождение от должности.            
                                                                                
В целом эта поправка вытекает из самого опыта работы Государственной Думы. Я    
не буду повторять здесь не раз высказывавшиеся в Думе критические и прочие      
замечания по поводу министров, которых потом все равно снимали, Президент их    
отстранял от должности. Но сам опыт Государственной Думы показывает, что        
вопрос о недоверии Правительству возникает обычно в связи с конкретными         
решениями или действиями совершенно конкретных его членов. Предоставление       
Думе права оперативно реагировать на такие решения и действия позволит          
корректировать политику центральных органов исполнительной власти и проводить   
кадровые изменения, не прибегая к полной смене Правительства. Это               
исключительно важно для стабильности. Кроме того, новая редакция статей 103 и   
117 Конституции позволяет снять внутреннее противоречие, содержащееся в этих    
статьях, когда речь идет о регулировании результатов голосования за недоверие   
или за доверие. Тут просто противопоставление такое неуместно. Мы очень         
тщательно рассматривали этот вопрос.                                            
                                                                                
В целом эти предложения по этим поправкам к Конституции поддержали              
представительные органы 25 субъектов Федерации. Замечания редакционного         
характера высказали только законодательные собрания Владимирской, Смоленской    
и Московской областей. А против, как и в предыдущем случае, высказался только   
один Президент.                                                                 
                                                                                
И наконец, третий законопроект, вносимый на рассмотрение Государственной        
Думы, который связан с поправками к статьям 101, 102 и 103 Конституции. Они     
направлены на введение в основной закон понятия парламентского контроля, на     
установление возможности проведения парламентских расследований. Для этого      
предлагается наделить обе палаты Федерального Собрания России правом            
создавать следственные комиссии по любым вопросам, которые представляются       
существенными для жизни общества, причем явка в эти комиссии и предоставление   
необходимых документов являются обязательными.                                  
                                                                                
Надо сказать, что практика создания подобных комиссий в палатах нашего          
парламента так или иначе уже сложилась. Напомним о комиссии по чеченским        
событиям, о комиссии по итогам приватизации, о комиссии по борьбе с             
коррупцией. Напомним о тех комиссиях, которые сейчас создаются в Совете         
Федерации для того, чтобы подготовить вопрос по какому-то крупному,             
жизненному вопросу, касающемуся хозяйственных предприятий и организаций,        
хозяйственных служб страны. Теперь надо закрепить эту практику в Конституции,   
тем более что она существует в подавляющем большинстве государств мира,         
имеющих как президентскую, так и парламентскую формы правления.                 
                                                                                
Передо мной у нас сегодня выступал Спикер британского парламента. Вспомните,    
она сказала, что самая главная роль парламента состоит в том, чтобы держать     
правительство в его собственных рамках, бросая ему всевозможные вызовы,         
подвергая его постоянному контролю, требуя всевозможных разъяснений. Вот        
старейший парламент мира и 155-й спикер, который об этом говорит.               
                                                                                
Поэтому вполне закономерно, что против идеи усиления парламентского контроля    
не высказался ни один субъект Федерации. Причем все, кто прислал нам эти        
поправки, поддержали это направление. Не поддержали только Президент и          
Правительство. Хотя трудно понять, почему они рассматривают парламентский       
контроль как ослабление, а не как усиление всей системы управления нашим        
государством, не как надежное средство борьбы против коррупции и любых иных     
злоупотреблений в государственном аппарате.                                     
                                                                                
Таковы, уважаемые депутаты, главные пункты, главные моменты законопроектов, о   
которых мне поручено вам доложить. Отмечу только, что все они в несколько       
другой редакции уже рассматривались и были приняты Государственной Думой        
прошлого созыва 21 июня 1995 года. Совет Федерации их тогда отклонил из-за      
отсутствия специального закона, устанавливающего порядок принятия поправок к    
Конституции. Теперь, когда по этому вопросу есть решение Конституционного       
Суда от 31 октября 1995 года и федеральный закон, подписанный Президентом 4     
марта 1998 года, мы вполне можем рассмотреть эти поправки, поддержанные, как    
уже говорилось, значительным числом субъектов Федерации.                        
                                                                                
Сегодня же нам предстоит обсудить еще два проекта законов о поправках к         
Конституции. Первый из них внесен Советом Федерации и Государственным Советом   
Республики Татарстан. Они предлагают отнести к ведению Совета Федерации         
вопрос об использовании Вооруженных Сил России не только за пределами           
Российской Федерации, но и на ее территории для обеспечения суверенитета,       
государственной целостности страны, защиты прав и свобод человека и             
гражданина. Вторая поправка подготовлена Советом Федерации, который             
предлагает увеличить с 14 до 30 дней срок рассмотрения в этой палате принятых   
Государственной Думой законов, а также продлить срок передачи думских законов   
в Совет Федерации с 5 до 10 дней. Думаю, что более подробно эти законопроекты   
доложат здесь представители Совета Федерации и Государственного Совета          
Татарстана.                                                                     
                                                                                
Как уже отмечалось, все представленные вам проекты поправок к Конституции       
решением Совета Думы направлялись на места. По ним имеются заключения           
Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе, а также Правового      
управления, которое поддержало закономерность внесения этих поправок. Таким     
образом, у нас есть все основания рассмотреть в первом чтении предлагаемые      
проекты, заслушать по этим вопросам докладчиков, заключения Комитета по         
законодательству и судебно-правовой реформе по каждому законопроекту, и         
проголосовать каждый законопроект в отдельности.                                
                                                                                
Еще раз хочу подчеркнуть, что, решая эти сложные вопросы, мы действуем строго   
в рамках Конституции и закона о порядке внесения в нее необходимых поправок.    
Цель, уважаемые депутаты, одна - Конституция должна быть уважаема и             
Конституция должна быть соблюдаема. Но она не может быть вечным,                
неприкосновенным катехизисом или молитвой. Конституция должна работать,         
действовать, служить интересам общества, служить человеку и гражданину,         
Конституция должна работать на общество, на его жизнь, иначе Конституция        
мертва. (Аплодисменты.)                                                         
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                 Г.Н.Селезнев                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Иванович.                               
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4708 по 5312 из 7256
МИЗУЛИНА Е.Б. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! На ваше        
рассмотрение выносится поправка к статьям 83, 103, 112 Конституции Российской   
Федерации, которые связаны одним - в них говорится о назначении заместителей    
Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.        
                                                                                
Суть поправки: во-первых, расширяется перечень тех членов Правительства,        
назначение которых требует согласия Государственной Думы. Предлагается          
расширить этот перечень за счет включения кроме Председателя Правительства -    
его заместителей, министра финансов, министра обороны, министра внутренних      
дел, министра иностранных дел, руководителей Службы внешней разведки и          
Федеральной службы безопасности; во-вторых, на конституционном уровне           
закрепляется полномочие Председателя Правительства вносить Президенту           
кандидатуры для назначения на посты остальных министров, кроме тех,             
назначение которых должно быть согласовано с Государственной Думой.             
                                                                                
Отклики, которые поступили на эту поправку. За эту поправку высказались 30      
субъектов Российской Федерации. Против высказались два субъекта Российской      
Федерации: Кировская областная дума и Законодательное собрание Пермской         
области. (Законодательное собрание Пермской области мотивации не                
представило.) Свои возражения прислал также Президент Российской Федерации.     
                                                                                
Суть возражений. Во-первых, как считает Кировская областная дума, Конституция   
должна быть консервативнее в процедуре ее изменения. (Ну, я по поводу этого     
возражения скажу: в огороде бузина, а в Киеве дядька. Больше здесь ничего не    
скажешь.) Второе возражение (Президента Российской Федерации, и это серьезное   
замечание) состоит в том, что данная поправка существенно ограничивает          
конституционные права Президента Российской Федерации и Председателя            
Правительства.                                                                  
                                                                                
Относительно Президента - да, действительно следует согласиться с тем, что      
эта поправка направлена на ограничение конституционных полномочий Президента    
по формированию Правительства, которое он сегодня, по существу (во всяком       
случае, до нынешнего премьера), осуществлял единолично: чисто формальный        
характер носила та норма Конституции, которая была связана с представлением     
Президенту структуры и кандидатур на назначение федеральных министров. Что же   
касается полномочий Председателя Правительства, то я бы не рассматривала нашу   
поправку с точки зрения существенного ограничения полномочий Председателя       
Правительства по назначению федеральных министров. Если в нынешней редакции     
Конституции Председатель Правительства Президенту представляет структуру        
кабинета и кандидатуры на отдельные министерские посты, то мы предлагаем        
разделить весь кабинет на две части: одна часть будет согласовываться           
Президентом с Думой, а вторая часть будет назначаться Президентом, но по        
предложению Председателя Правительства. То есть напрямую и четко,               
формализованно записаны полномочия Председателя Правительства вносить свои      
предложения Президенту по всем остальным кандидатурам на министерские посты.    
                                                                                
Следующее возражение заключается в том, что данная поправка противоречит        
статье 32 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской      
Федерации". Кроме улыбки, это возражение вряд ли может что-либо вызвать,        
потому что если бы вот это заключение готовили ученики 7-го класса, которые     
граждановедение не изучают и не знают, может быть, что Конституция обладает     
высшей юридической силой на территории Российской Федерации, то тогда это       
было бы объяснимо. Но я все-таки думаю, что готовило по меньшей мере Главное    
государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, а уж        
ему-то надо бы знать, что федеральный конституционный закон обладает меньшей    
юридической силой, чем Конституция. Более того, смысл наших поправок как раз    
и состоит в том, чтобы внести изменения в Конституцию. Все поправки в           
Конституцию противоречат действующей Конституции (на то они и поправки), пока   
не вступят в силу.                                                              
                                                                                
Как складывается зарубежная практика по этому вопросу? В парламентских          
республиках, конечно, эти полномочия по согласованию кабинета (и даже по        
формированию в некоторых случаях) отданы парламенту. Например, в ФРГ            
Бундестаг избирает федерального канцлера, но правительственный кабинет          
полностью формирует федеральный канцлер. Это понятно, потому что Бундестаг,     
избирая федерального канцлера (и практически даже во время выборов, мы          
недавно в этом убедились), его парламентское большинство, практически           
определяет эту кандидатуру. Что же касается премьер-министра, то он формирует   
кабинет, естественно, опираясь на парламентское большинство.                    
                                                                                
Будет ли в Российской Федерации такая ситуация, будет ли у нас так, что мы      
предоставляем полномочия или избираем, например, премьера, а он будет           
опираться на парламентское большинство, - здесь у меня есть сомнения. Во        
всяком случае, мы с вами имеем ведь практику нескольких лет, когда с нами       
согласовывается кандидатура Председателя Правительства, что же касается         
членов кабинета, то такого согласования практически не бывает, за исключением   
последней ситуации.                                                             
                                                                                
В других странах, например в Великобритании, полностью состав кабинета          
выносится на утверждение нижней палаты - Палаты общин. В Италии в обе палаты    
- и в нижнюю, и в верхнюю - вносится на согласование кабинет. В Швеции, тоже    
относящейся к парламентской республике, вообще спикер парламента - Тальман      
Риксдага - назначает главу, и формируется кабинет. В президентских              
республиках, например в США, Президент производит назначение членов своего      
кабинета по совету и с согласия Сената.                                         
                                                                                
Если мы с вами попытаемся оценить, какие плюсы и минусы есть у этой поправки,   
то увидим следующее. К достоинствам этой поправки в Конституцию следует,        
безусловно, отнести то, что усиливается парламентский контроль за               
деятельностью Правительства. Совершенно очевидно также, что меняется баланс     
полномочий между Государственной Думой и Президентом и, я бы сказала так,       
создается возможность для сокращения числа противоречий между Президентом и     
Государственной Думой. И более того, появляется дополнительный шанс для         
достижения многих компромиссов между Государственной Думой, Президентом и       
Правительством. Безусловно, все это будет работать на стабилизацию              
общественного порядка и ситуации в гражданском обществе.                        
                                                                                
Что касается отрицательных моментов этой поправки. Возникают очень серьезные    
сомнения в том, что если Государственная Дума будет вмешиваться в назначение    
части членов Правительства, то может появиться кабинет, который не будет        
представлять собой команду, связанную едиными представлениями, едиными          
идеями, то есть не получится единой идейной с точки зрения решения              
социально-экономических проблем команды. Решить, насколько серьезен этот        
недостаток, насколько он существенен, - дело каждого депутата.                  
                                                                                
Второе. Безусловно, изменится баланс властей между Президентом,                 
Государственной Думой и Правительством, и в этом смысле нужно будет оценивать   
эту поправку не просто как поправку в Конституцию, а как поправку, изменяющую   
форму правления в Российской Федерации, и как переход, по существу,             
осуществление перехода по меньшей мере к полупрезидентской республике от        
президентской, каковой мы являемся в настоящее время.                           
                                                                                
Но еще раз хочу обратить ваше внимание, что в Конституции в главе "Основы       
конституционного строя" прямо не записано, что мы являемся президентской        
республикой. Этот вывод делают теоретики, специалисты конституционного права.   
Поэтому, даже если эту поправку Государственная Дума сегодня принимает и        
голосует за, конституционные основы мы не нарушаем.                             
                                                                                
В целом голосование по этой поправке для депутатов - это ответ опять же на      
вопрос о том, какая форма правления предпочтительнее для Российской Федерации   
- президентская республика с тем объемом полномочий, которые сегодня имеет      
Президент, или все-таки шаг в сторону парламентской республики: сокращение      
полномочий Президента или по меньшей мере разделение этих полномочий            
Президента с Государственной Думой.                                             
                                                                                
И прежде чем будут заданы вопросы авторам поправок или мне и состоится          
обсуждение, я бы хотела, уважаемые депутаты, обратить ваше внимание на ту       
реплику, которая прозвучала из уст представителя Президента. А реплика          
состояла в том, что, во-первых, Государственная Дума решает вопрос в пользу     
одной из ветвей власти, а именно в свою пользу, используя свое, так сказать,    
служебное, или должностное, положение, то есть пользуясь тем, что именно мы     
должны принимать поправку в Конституцию. Но вот здесь я должна сделать          
оговорку, что мы ничего себе не присваиваем и никакого закона в свою пользу     
не принимаем. Поправки к Конституции принимаются, уважаемый Александр           
Алексеевич, Государственной Думой, Советом Федерации, двумя третями             
законодательных органов власти, и еще подписывает Президент. Правда, он не      
имеет права возвращать эту поправку в Государственную Думу, не имеет права и    
отказать в ее подписании. Так что на пути принятия этой поправки много          
субъектов помимо Государственной Думы. Но мы посчитали, что публичное           
обсуждение поправок в Конституцию, продиктованных жизнью (это не придуманная    
поправка, это следствие опыта, который на себе испытала Российская              
Федерация), - это лучший способ понимания того, что хочет сегодня наше          
общество, что хочет народ, который мы здесь представляем, правильно ли мы       
выражаем мнение народа, поскольку эта поправка придет еще и в субъекты          
Федерации, и там законодательным органам не обойтись без того, что их           
решение, подготовка к принятию этих решений будет предметом публичного          
обсуждения, уже ближе к людям, к людям, живущим в конкретных регионах. Так      
что сказать, что мы здесь превышаем свои полномочия или злоупотребляем тем,     
что мы законодатели, было бы по меньшей мере несправедливо. Эта поправка -      
следствие нашего опыта. Если бы Совет Федерации был сегодня не в том виде,      
как он существует, я не исключаю, что полномочия по согласованию отдельных      
членов кабинета Государственная Дума предложила бы предоставить Совету          
Федерации, но мы не можем этого сегодня сделать, потому что тогда мы будем      
просто врагами своей нации.                                                     
                                                                                
Что же касается вашего аргумента о том, что Президент предлагает провести       
процесс согласования, то здесь, уважаемый Александр Алексеевич, я с горечью     
должна сказать, что с 1994 года мы пытались начать такие процессы               
согласования. Пытались в Совете Федерации. Была создана совместная              
координационная комиссия, суть которой заключалась в том, чтобы утопить         
конституционный процесс. Это удалось. И только потому, что в нынешней           
Государственной Думе благодаря последовательности действий депутатов удалось    
не просто добиться обсуждения, рассылки, получения мнений по этим поправкам,    
но даже вынесения на заседание Государственной Думы (и я считаю, что будут      
достаточно высокие результаты голосования, я надеюсь, что все-таки будет        
результат 300 голосов, я надеюсь на это), только благодаря этому сегодня        
процесс внесения поправок в Конституцию - это процесс реальный, это не просто   
говорильня. Есть закон о том, как мы должны это сделать, действующий, и есть    
конкретные поправки. Поэтому надеяться на то, что мы отложим и состоится        
процесс согласования, вряд ли кто сегодня может.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Вопросы к кому у нас будут - Анатолию Ивановичу или Елене      
Борисовне?                                                                      
                                                                                
Елена Борисовна, оставайтесь на трибуне.                                        
                                                                                
Пожалуйста, Герасименко Николай Федорович. Говорите кому - можно Лукьянову,     
можно Мизулиной.                                                                
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н.Ф., председатель Комитета Государственной Думы по охране          
здоровья, депутатская группа "Российские регионы".                              
                                                                                
Уважаемая Елена Борисовна, я целиком поддерживаю данную поправку, но хотел бы   
все-таки спросить. В данной поправке касаются вопроса назначения с ведома       
палаты вице-премьеров и силовых министров. Президент в своем письме предложил   
поправку к закону "О Правительстве...", к статье 9, чтобы все федеральные       
министры, так сказать, проходили через комитеты, через Государственную Думу.    
Считаете ли вы целесообразным, чтобы применить эту практику ко всем             
федеральным министрам?                                                          
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б. Вы имеете в виду расширить этот перечень, сделать его больше,     
чем предлагается в настоящей поправке. Я вам могу сказать так: у вас как бы     
две части - отношение к варианту, который предложил Президент по закону "О      
Правительстве...", а второе - вот к данной поправке.                            
                                                                                
По отношению к данной поправке. И в ходе ее вынесения, и в процессе             
обсуждения раздавались голоса о том, чтобы изменить перечень тех министров,     
кандидатуры которых требуется согласовывать с Государственной Думой. Кто-то     
говорил, что некоторых надо исключить, кто-то говорил - дополнить, а были и     
такие предложения: всех членов Правительства согласовывать. Но я вам должна     
сказать: принципиально мы сегодня должны решить, будем ли мы расширять          
перечень (сегодня в Конституции - только Председатель Правительства), будем     
ли мы дополнять должность Председателя Правительства еще другими должностями    
или нет. Что же касается того, конкретно этот набор министров или другой -      
шире, уже, - это вопрос второго чтения.                                         
                                                                                
По поправке Президента Российской Федерации к Федеральному конституционному     
закону "О Правительстве Российской Федерации". Мы предлагаем шире. Тут          
записано... Я должна сказать, что согласование в комитетах - это, конечно,      
лучше, чем то, что есть сегодня, но что мешает Президенту проводить эти         
согласования, не записывая это в федеральный конституционный закон? Он мог      
давно бы такую практику ввести, потому что эта его поправка не имеет            
обязательных юридических последствий. Согласование ведь может выражаться в      
том, что он просто проинформировал, может выражаться в том, что он выслушал     
наше мнение, а принял свое решение. То есть это формально не определенная       
норма. Формально определенная: дает согласие - не дает согласия.                
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                  В.А.Рыжков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Рыбаков Юлий Андреевич.                                                         
                                                                                
РЫБАКОВ Ю.А. Елена Борисовна, насколько я понимаю, ваша фракция не              
поддерживает эту поправку. Но мне бы хотелось спросить лично вас: неужели вы    
действительно всерьез думаете, что, поддерживая и защищая эту поправку и        
создавая таким образом марионеточное правительство, которое будет зависеть от   
того, что прикажет ему КПРФ или любая другая лоббистская группа в парламенте,   
вы действительно выполняете волю народа, от имени которого почему-то            
выступаете?                                                                     
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б. Спасибо вам за вопрос.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Борисовна, одну секундочку, я должен сделать        
замечание в адрес Юлия Андреевича.                                              
                                                                                
Я прошу вас избегать таких терминов в адрес партии, за которую проголосовало    
несколько десятков миллионов человек. Вы можете соглашаться с ее позицией, не   
соглашаться, но будьте аккуратнее, пожалуйста, в выражениях.                    
                                                                                
Пожалуйста, Елена Борисовна.                                                    
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б. Во-первых, Юлий Андреевич, я все-таки прошу о нашей фракции не    
говорить, у нас будут выступать по поводу этой поправки. Все не так             
однозначно, хотя рекомендация - против.                                         
                                                                                
По поводу вашего вопроса я вам должна сказать, что, с точки зрения              
Конституции, с точки зрения права и с моей личной гражданской позиции, лучше    
пусть согласие на назначение отдельного члена Правительства дает                
парламентское большинство (неважно, какого оно цвета), нежели лоббистская       
группировка во главе с Березовским или еще кем-то, кого я никогда, кроме как    
на экране телевизора, не видела, о том, что им предоставлены какие-то           
полномочия народом, я никогда не слышала. Поэтому с точки зрения Конституции    
и права, для меня парламентское большинство, которое решает судьбу членов       
Правительства, - это конституционный способ. Нравится он мне или нет, это       
открытый способ. И для граждан такой способ понятнее и приятнее.                
(Аплодисменты.)                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Борисовна, присаживайтесь, пожалуйста.     
Давайте мы обменяемся по данной поправке мнениями от фракций.                   
                                                                                
От фракции КПРФ Анатолий Иванович уже выступил, от фракции ЛДПР Вишняков        
Виктор Григорьевич, пожалуйста.                                                 
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Я бы хотел развить ту часть выступления Елены Борисовны, когда    
она полемизировала с представителем Президента.                                 
                                                                                
Я прочитал сейчас положение о полномочном представителе Президента,             
подписанное еще в 1996 году. Здесь предусмотрена процедура участия              
представителя Президента в рассмотрении федеральных конституционных законов     
(то есть то, чем мы сейчас занимаемся). Здесь записано, что полномочный         
представитель Президента представляет на заседаниях соответствующей палаты (в   
данном случае Государственной Думы) внесенные Президентом Российской            
Федерации проекты федеральных конституционных законов о пересмотре положений    
Конституции Российской Федерации и внесении в нее поправок. Все. Больше         
ничего. Ни оценок, ни попыток навязать какие-то свои суждения и так далее.      
                                                                                
И по второму моменту. Здесь вновь мы услышали от представителя Президента       
некую уже, я сказал бы, угрозу в связи с тем, что здесь присутствуют лично      
120 депутатов, и он считает, что нарушена процедура голосования, и              
следовательно, мы здесь, собственно говоря, напрасно работаем. В связи с этим   
я бы хотел напомнить уважаемому представителю Президента, что мы уже            
занимались этим вопросом, и те специалисты, которые этим занимались, - и        
Анатолий Иванович Лукьянов, и Красников - решительно сделали вывод о том, что   
число голосов депутатов определяется электронным голосованием, а не             
визуальным подсчетом. Так предусмотрено Регламентом. Иначе каждый будет         
производить подсчет по-своему. Ссылки на то, что внутренние правила якобы       
требуют от депутатов личного голосования, по мнению этих авторитетных лиц       
несостоятельны. Приходится констатировать, что Регламент Государственной Думы   
не воспрещает депутатам Государственной Думы осуществлять свое право            
голосовать без обязательного личного присутствия на пленарном заседании         
Государственной Думы. Ну, в связи с этим уже другие развиваются сюжеты в этом   
плане, но я думаю, что этого достаточно, чтобы нам те замечания, угрозы или     
оценки, которые раздаются, проигнорировать и работать в спокойной обстановке    
дальше.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Григорьевич.                              
                                                                                
От "НДР" - Гребенников Валерий Васильевич.                                      
                                                                                
ГРЕБЕННИКОВ В.В. Уважаемые коллеги, положение, при котором парламент            
практически лишен возможности воздействовать на деятельность Правительства,     
направлять эту деятельность и получать отчет от Правительства о его             
деятельности, безусловно, ненормально. Вместе с тем нам представляется, что     
предлагаемый данным законопроектом путь может завести нас в тупик. Я напомню    
вам, как долго, как мучительно мы в апреле и в сентябре этого года пытались     
решить вопрос о согласовании кандидатуры на пост премьер-министра. Прибавьте    
к этому еще примерно 12-15 согласований. Получится, что мы с вами никогда (по   
крайней мере очень долго) не сможем получить Правительство в полном составе.    
Это одно соображение.                                                           
                                                                                
Второе соображение. Все-таки во всех процессах стороны, участвующие в них,      
должны нести ответственность за результаты. Как один из депутатов я все-таки    
хотел бы всех нас призвать к тому, чтобы все поняли, что мы, Дума, как          
парламент, должны нести ответственность за наши решения по согласованию той     
или иной кандидатуры. Если в процессе будут с одной стороны только обязанные    
лица, а с другой стороны - лица, которые имеют полномочия, но не имеют          
обязанностей, процесс обязательно зайдет в тупик. Что, собственно, и            
произошло в сентябре и в особенности в апреле этого года.                       
                                                                                
В этой связи можно было бы внести, например, предложение о том, чтобы           
изменить Конституцию по такому принципу: пусть бы партия, набравшая на          
выборах наибольшее число голосов и имеющая наиболее представительную фракцию    
в Государственной Думе, формировала Правительство. Это было бы Правительство    
парламентского большинства, и оно отвечало бы перед парламентом, отвечало бы    
перед своей партией, перед всем народом. Это радикальное изменение, которое     
требует большого, глубокого обсуждения, но по-моему, оно могло бы помочь нам    
решить все нынешние затруднения.                                                
                                                                                
Благодарю вас.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции "ЯБЛОКО" - Шейнис Виктор Леонидович.           
                                                                                
ШЕЙНИС В.Л., фракция "ЯБЛОКО".                                                  
                                                                                
Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые коллеги! Наша фракция детально      
обсуждала данную поправку (как и другие поправки) к Конституции и поручила      
мне сообщить следующее.                                                         
                                                                                
Фракция в принципе поддерживает идею некоторого изменения баланса в пользу      
парламента. Мы считаем, что перекос в ныне действующей Конституции чрезмерен.   
И именно по этим соображениям фракция при голосовании практически единодушно    
поддержала поправку о парламентском контроле.                                   
                                                                                
Что касается данной поправки, то, с уважением относясь к той позиции, которую   
изложила Елена Борисовна Мизулина, фракция поддержать данную поправку, во       
всяком случае большинством голосов, подавляющим большинством... Было принято    
решение, что данную поправку мы поддержать не сможем. Нам представляется, что   
намечаемый этой поправкой сдвиг чрезмерен, что столь большое количество         
министров, утверждаемых Думой, по сути дела, означало бы изменение,             
принципиальное изменение баланса и чрезмерный при нынешних обстоятельствах      
шаг по направлению к парламентской республике.                                  
                                                                                
Кроме того, мы неоднократно высказывали мнение, что Правительство, та или       
иная политическая сила, приглашенная в него, должны идти единой командой.       
Данная поправка разрушает или, во всяком случае, может разрушить этот важный    
принцип, который неоднократно защищала фракция "ЯБЛОКО".                        
                                                                                
Мы полагаем, что в данной поправке имеются некоторые рациональные зерна. В      
частности, если бы речь зашла об утверждении исключительно силовых министров,   
которые при неблагоприятном стечении обстоятельств могут быть использованы      
как орудие антиконституционного разрешения конфликта, по-видимому, в этом       
случае мы могли бы несколько иначе подойти к данной поправке. Но более          
разумным нам представляется другое решение - решение, которое в какой-то мере   
было намечено сейчас в выступлении Валерия Васильевича Гребенникова. Речь       
идет о том, что премьер-министр перед парламентом представляет как группу       
ведущих министров, так и свою программу. В этом случае парламент голосовал бы   
не просто за кандидатуру премьера, а за политику, очертания которой вполне      
обозначились бы. Поэтому мы полагаем, что идея, общее направление данной        
поправки могут быть подвергнуты дальнейшему согласованию и обсуждению, но в     
таком виде в первом чтении большинство нашей фракции данную поправку не         
поддерживает.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Леонидович.                               
                                                                                
Пузановский Адриан Георгиевич - от Аграрной депутатской группы.                 
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Уважаемые депутаты, обсуждение данной поправки показывает,     
что во многом мы рассматриваем вопросы не юридического характера, а вопросы     
мировоззренческого плана - философии, философии развития политической системы   
России. И как это ни странно, если посмотреть на политический спектр нашего     
зала, то все как бы перевернулось. Оппозиция, которая постоянно обвиняется в    
диктаторских замашках, антидемократических замашках, почему-то по философии     
рассмотрения этого вопроса оказывается демократической, а те, которые           
заявляют о себе как о демократах, причем в крайней форме демократизма, как      
это ни парадоксально, оказываются отнюдь не демократами.                        
                                                                                
Я думаю, наши избиратели накануне больших избирательных баталий получают        
достаточно пищи для размышления о том, кто есть кто сегодня в России и о        
какой, в сущности, демократии, демократическом процессе идет речь. Ведь что     
мы сегодня рассматриваем? Вы посмотрите, что происходит в настоящее время.      
Сформировано Правительство. Все пытались определить, какое это Правительство.   
Одна сторона поспешила назвать его красным, добавляя кое-что из этого разряда   
определений. Какое уж оно красное! Как оно было сформировано? А у нас нет       
разделения властей в духе американской конституционной традиции. У нас есть     
система отделения одной власти от другой и противопоставление этих властей.     
                                                                                
Да, это так. Я отдаю отчет в том, что говорю. В результате у нас                
Правительство является по отношению к парламенту бесконтрольным. И когда        
стоишь на площади... А 7 октября я стоял в Костроме на площади, стоял в         
отсутствие представителя Президента, который спрятался, в отсутствие            
губернатора, представителя областной Думы и многих других представителей, с     
меня спрашивали как с представителя высшего института власти, ответственного    
за принятие исполнительских решений в стране: а что я могу делать в отношении   
Правительства? Что может делать палата в отношении Правительства? И как ни      
странно, демократы здесь оказываются на позиции, я думаю, как раз крайне        
большевистского подхода к развитию демократического процесса.                   
                                                                                
И последнее. Мы будем рассматривать и следующую поправку. И наверное,           
результаты голосования будут такими же. Я не знаю, имеет ли смысл продолжать,   
вообще-то, рассмотрение. К сожалению, наверное, и на этот раз ничего не         
получится с внесением поправок в Конституцию. Но Аграрная депутатская группа    
поддерживает это предложение.                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От группы "Народовластие" кто будет? Шаклеин Николай Иванович, пожалуйста.      
                                                                                
ШАКЛЕИН Н.И. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты!              
Необходимость изменить порядок назначения членов Правительства очевиден не      
только для тех, кто внес данную поправку, - она стала очевидной и для           
Президента Российской Федерации, коль скоро он предлагал тоже изменить этот     
порядок и предусмотреть процедуру согласования при назначении Правительства и   
в проекте политического соглашения, и в законе "О Правительстве...", и это      
вносилось на рассмотрение Государственной Думы.                                 
                                                                                
Представляется, что данная поправка оптимально решает назревшую проблему. И     
следует, наверное, отметить, что она не только дает право Государственной       
Думе, но и возлагает на нее как раз и ответственность за работу                 
Правительства, о чем говорилось на предыдущем обсуждении. Депутаты группы       
"Народовластие" готовы нести эту ответственность и поддерживают данную          
поправку.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто от "Российских регионов"? Депутат         
Герасименко. Пожалуйста, Николай Федорович.                                     
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н.Ф. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты! Если     
мы будем голосовать против поправки и парламент откажется от возможности        
влиять на формирование Правительства, то это будет нонсенс для мирового         
парламентского сообщества, так же как является нонсенсом заявление Рыбакова о   
том, что недемократично, чтобы парламент формировал Правительство. Как раз      
недемократичным является то, что Правительство формирует неизвестно кто, о      
чем говорила Елена Борисовна. И тогда можно переименовать "Демократический      
выбор России" в "Автократический выбор России". Мы все, когда шли на выборы,    
обещали населению, что оно будет жить лучше, что будем формировать программу.   
Сейчас мы встречаемся и говорим: мы бы помогли вам, но нам мешает               
Правительство, потому что мы на него не влияем. А Правительство говорит: мы     
бы сделали, но нам мешает Дума. Поэтому демократический путь влияния на         
Правительство, как почти во всех парламентах мира, - формировать                
Правительство на всех уровнях и министров на уровне комитета обсуждать, их      
программы, и вице-премьеров.                                                    
                                                                                
К сожалению, у нас в группе "Российские регионы" нет единого мнения, хотя       
большинство российских регионов поддерживают данные поправки. Мы призываем      
(подавляющим большинством) депутатов поддержать данную поправку.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Федорович.                               
                                                                                
Так. У нас есть представитель Правительства, первый заместитель министра        
юстиции Геннадий Николаевич Батанов.                                            
                                                                                
Геннадий Николаевич, пожалуйста, мнение Правительства. Приготовиться            
Котенкову, и будем голосовать.                                                  
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты! Как видно    
из проекта федерального конституционного закона, процедура назначения           
министров, поименованных в законопроекте, такая же, как Председателя            
Правительства Российской Федерации.                                             
                                                                                
Есть один такой, скажем, юридический момент - правовые последствия. Допустим,   
Государственная Дума не дает согласия на назначение ряда министров, которые     
там указаны, и руководителей федеральных служб.                                 
                                                                                
По Председателю Правительства понятно (сколько раз вносит Президент). А как     
быть с министрами? Законопроект эту проблему не решает, нормы такой нет.        
Можно же зайти в тупик, когда наступит противостояние, допустим, по министру    
внутренних дел или по министру обороны.                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н. Ну конечно. Мне кажется, нужно решать эту проблему, подумать над   
этим. У меня все.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Котенков, пожалуйста.                                                           
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты              
Государственной Думы! К сожалению, в очередной раз, прежде чем приступить к     
обсуждаемому вопросу, я вынужден подтвердить депутатам (сомневающимся) свои     
полномочия. Уважаемый мною доктор юридических наук Вишняков, к сожалению,       
читает только одну строчку из положения о полномочном представителе вместо      
того, чтобы прочитать все положение, в котором прямо записано, что полномочия   
представителя Президента - обеспечивать представление интересов Президента      
Российской Федерации и способствовать реализации его конституционных            
полномочий в Государственной Думе. В положении о порядке взаимодействия прямо   
записано, что, представляя интересы Президента при рассмотрении                 
законопроектов, полномочный представитель излагает позицию Президента и дает    
депутатам необходимые пояснения. И если Президент считает, что я вышел за       
рамки предоставленных мне полномочий... Только он может оценить, достаточно     
ли полно я даю пояснения депутатам. Благодарю вас.                              
                                                                                
Кроме того, я хотел бы напомнить Елене Борисовне Мизулиной, что, говоря о       
том, что Государственная Дума принимает законы, я имел в виду как раз           
конституционное положение статьи 105, где записано, что Государственная Дума    
принимает федеральные законы, а Совет Федерации лишь одобряет их.               
                                                                                
Итак, уважаемые депутаты, я хотел бы, прежде чем говорить по существу этого     
закона, еще раз обратить ваше внимание на то, что как раз в этом вопросе,       
вопросе формирования Правительства, Президент сделал наиболее конкретные шаги   
навстречу Государственной Думе. Вы знаете, что еще до формирования этого        
Правительства - Правительства, которое возглавляет Евгений Максимович           
Примаков, - Президент внес в Государственную Думу проект федерального           
конституционного закона о внесении изменений в закон "О Правительстве           
Российской Федерации", где предлагает определенный механизм консультаций при    
формировании Правительства. Президент готов идти и дальше, разрабатывая эти     
механизмы. Но еще раз подчеркиваю: идти согласованным путем, идти путем         
сохранения баланса при формировании Правительства.                              
                                                                                
Что же предлагается в данном законопроекте? Депутатами уже указывалось на то,   
что при этом становится проблематичной, скажем так, командность такого          
Правительства, которое формируется не Председателем Правительства, а уже        
практически Государственной Думой. Но я хотел бы обратить внимание ваше еще     
на два конституционных положения, которые, не будучи изменены, вступят в        
противоречие с предлагаемой поправкой.                                          
                                                                                
Согласно статье 86 Конституции Российской Федерации Президент Российской        
Федерации осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. И    
если при этом министра иностранных дел фактически будет утверждать              
Государственная Дума либо предлагаемая Председателем Правительства              
кандидатура, согласованная с Президентом, будет отвергнута, как сможет          
Президент (подчеркиваю: я говорю безотносительно к тому, кто в данный момент    
является Президентом, кто им будет в 2000 году), как сможет Президент           
руководить внешней политикой, если министр иностранных дел назначен не им, а    
фактически Государственной Думой?                                               
                                                                                
То же самое относится и к статье 87, согласно которой Президент, являясь        
Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации,           
осуществляет руководство Вооруженными Силами.                                   
                                                                                
Таким образом, уважаемые депутаты, вопрос формирования Правительства, вопрос    
получения согласия на назначение тех или иных членов Правительства имеет        
место, так сказать, право на обсуждение. Но еще раз подчеркиваю: в              
одностороннем порядке такой вопрос решен быть не может. Да, Президент готов     
идти на обсуждение специального механизма формирования Правительства с          
участием Государственной Думы, но при этом тот перечень, который                
предлагается, должен быть, безусловно, изменен и тот механизм, который          
предлагается, должен быть изменен.                                              
                                                                                
Как первый шаг Президент предложил всех членов Правительства назначать только   
после консультаций соответственно в комитетах и полностью с Государственной     
Думой. Вы можете сделать этот первый шаг. Этот закон находится уже больше       
месяца на рассмотрении в Государственной Думе. Но подчеркиваю: такие шаги       
можно делать только согласованно.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Анатолий Иванович, есть необходимость в заключительном слове? Да, пожалуйста.   
Лукьянов - и будем голосовать. Пожалуйста, Анатолий Иванович.                   
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Уважаемые депутаты, меня очень не удовлетворило то, что сказал    
Александр Алексеевич.                                                           
                                                                                
Итак, как может Президент руководить внешней политикой, если он не назначает    
сам министра иностранных дел, или руководить обороной, если он не назначает     
министра обороны? То есть решается вопрос "наш - не наш". А народ в сторону?    
Дума, представляя народ, избранная (не только Президента избирали, но           
избирали и Думу), дает возможность таким министрам вместе с Президентом         
участвовать в осуществлении внешней политики, оборонной политики от имени       
народа. Мы усиливаем таким образом Правительство. Вопрос "наш - не наш" в       
политике не годится. Это доказали семь лет правления Ельцина.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги (я особенно обращаюсь к Зое Афанасьевне, к Элле               
Александровне), огромная просьба сейчас, когда будет голосование: будьте        
внимательны. Потому что нехорошо, когда мы возвращаемся к голосованию. Я        
прошу всех быть очень внимательными. Пожалуйста.                                
                                                                                
Ставится на голосование: принять данный проект закона в первом чтении.          
Пожалуйста, голосуйте. Поименное голосование. Возможно, что был технический     
сбой, но просьба все-таки очень внимательно посмотреть, чтобы все было очень    
четко при голосовании.                                                          
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать? Депутат Янковский - против.        
                                                                                
Элла Александровна Памфилова, вы за или против? Вы выступить хотите?            
Подождите, сейчас я попрошу показать результаты голосования.                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 50 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              244 чел.             54,2%                        
Проголосовало против           46 чел.             10,2%                        
Воздержалось                    3 чел.              0,7%                        
Голосовало                    293 чел.                                          
Не голосовало                 157 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.