Заседание № 245

17.03.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" (в части конкретизации положений настоящего закона).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1778 по 1815 из 7413
Пункт 7 нашей повестки дня. Докладчик - Олег Николаевич Смолин. Третье чтение   
законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О         
сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений   
и моратории на их приватизацию".                                                
                                                                                
Пожалуйста, с места.                                                            
                                                                                
СМОЛИН О.Н., депутатская группа "Народовластие".                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, вашему вниманию в третьем чтении предлагается проект         
федерального закона, название которого только что озвучил уважаемый Борис       
Юрьевич. Я напомню вам, что вы дважды голосовали за него конституционным        
большинством в первом и втором чтениях. Сейчас правовая и лингвистическая       
экспертиза проведена, все что могли, замечания Правового управления Аппарата    
Государственной Думы, мы учли. Прошу вас так же проголосовать за закон в        
третьем чтении. Спасибо за внимание.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я могу ставить на голосование этот               
законопроект? Ставится на голосование вопрос. Кто за то, чтобы принять данный   
законопроект в третьем чтении? Прошу голосовать.                                
                                                                                
Идет голосование по пункту 7 повестки дня.                                      
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              302 чел.             67,1%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    302 чел.                                          
Не голосовало                 148 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
302 голоса. Законопроект принят в третьем чтении.                               
                                                                                
Спасибо, Олег Николаевич.                                                       

Заседание № 243

10.03.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" (в части конкретизации положений настоящего закона).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4549 по 4923 из 7452
Коллеги, продолжаем рассмотрение законопроектов во втором чтении. Откройте      
законопроект под номером 12. Олег Николаевич Смолин докладывает проект          
федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О   
сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений   
и моратории на их приватизацию".                                                
                                                                                
Пожалуйста, Олег Николаевич.                                                    
                                                                                
СМОЛИН О.Н., депутатская группа "Народовластие".                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Юрьевич! Действительно, вашему вниманию      
предлагается проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в    
Федеральный закон "О сохранении статуса государственных и муниципальных         
образовательных учреждений и моратории на их приватизацию". Законопроект        
подготовлен Комитетом по образованию и науке ко второму чтению.                 
                                                                                
Позвольте мне напомнить вам, что в первом чтении вы приняли этот законопроект   
7 октября, в памятный день, причем подавляющим большинством голосов: за         
голосовали тогда 335 депутатов, голосовавших против и воздержавшихся не         
нашлось.                                                                        
                                                                                
Хочу также напомнить вам, что законопроект родился как реакция на концепцию     
прежнего состава Правительства, которая называлась "Концепция очередного        
этапа реформирования образования" и была отвергнута научно-педагогической       
общественностью, а также на печально знаменитое постановление опять же          
прежнего Правительства под номером 600. В значительной части оно уже отменено   
новым Правительством Российской Федерации.                                      
                                                                                
Суть законопроекта заключается в том, что он превращает ранее установленный     
трехлетний мораторий на приватизацию образовательных учреждений в бессрочный    
в соответствии с законом "Об образовании" в новой его редакции. Одновременно    
законопроект призван затруднить различного рода произвольные реорганизации,     
передачи с бюджета на бюджет и в особенности ликвидацию образовательных         
учреждений. Таким образом, закон непосредственно направлен на защиту прав       
граждан в области образования.                                                  
                                                                                
Ко второму чтению на законопроект поступили заключения от 43 субъектов права    
законодательной инициативы, в том числе от Президента Российской Федерации,     
Правительства Российской Федерации, двух комитетов Госдумы, из 38 субъектов     
Российской Федерации. Хотел бы сказать, что 26 субъектов Российской Федерации   
поддержали законопроект без каких-либо поправок и замечаний, ни одного          
отрицательного отзыва от субъектов Российской Федерации не получено. По ряду    
ключевых вопросов мы консультировались, комитет консультировался с Российским   
союзом ректоров, Министерством общего и профессионального образования,          
Институтом государства и права Российской академии наук. При подготовке         
законопроекта ко второму чтению учтена также часть замечаний Правового          
управления Аппарата Государственной Думы.                                       
                                                                                
Всего в таблицы 1 и 2 внесено 24 поправки, они разделились поровну: 12          
поправок рекомендованы к принятию, 12 - к отклонению. В числе поправок,         
которые рекомендованы к принятию, есть поправка Правительства Российской        
Федерации, есть поправки Новосибирского областного Совета депутатов, учтены     
шесть поправок депутатов Государственной Думы, поправка членов Совета           
Федерации и другие.                                                             
                                                                                
Поэтому, уважаемые коллеги, с учетом такого голосования в первом чтении, я      
убедительно прошу вас перейти к голосованию по таблицам поправок, а затем       
поддержать законопроект в целом. Я думаю, что очень вероятна ситуация, когда    
работники образовательных учреждений, родители и сами студенты смогут вам       
сказать спасибо за принятие этого законопроекта.                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, коллеги, доклад окончен. Есть ли у фракций,          
депутатских групп замечания по таблицам поправок? Нет. Тогда позвольте          
поставить на голосование. Кто за то, чтобы таблицу поправок, предложенных       
комитетом к принятию...                                                         
                                                                                
Извините. Представитель Правительства.                                          
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н. Уважаемый Борис Юрьевич, у меня по таблице отклоненных комитетом   
поправок есть...                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, по отклоненным.                               
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н. Просьба поправки 5 и 6 на отдельное голосование поставить.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 5 и 6 из таблицы отклоненных поправок Батанов    
Геннадий Николаевич предлагает поставить на отдельное голосование.              
                                                                                
Больше не было у нас?.. Нет. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы            
согласиться с мнением комитета и утвердить таблицу принятых поправок? Прошу     
голосовать.                                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 06 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              311 чел.             69,1%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    312 чел.                                          
Не голосовало                 138 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принятых поправок утверждена палатой.                                   
                                                                                
За исключением поправок 5 и 6, которые будут голосоваться отдельно, ставлю на   
голосование таблицу отклоненных поправок.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Идет голосование таблицы отклоненных поправок, за исключением поправок 5 и 6,   
которые будут голосоваться отдельно.                                            
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 07 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              311 чел.             69,1%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    312 чел.                                          
Не голосовало                 138 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Геннадий Николаевич. Поправка 5 из таблицы отклоненных - ваша       
аргументация и ваше предложение.                                                
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н. Уважаемые депутаты, положение предлагаемой статьи (пункт 4         
статьи 1 проекта), предусматривающее, что "ликвидация образовательного          
учреждения, учредителем которого является федеральный орган государственной     
власти, и (или) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, и   
(или) орган местного самоуправления, может быть осуществлена только с           
согласия соответствующего органа законодательной (представительной) власти      
или представительного органа местного самоуправления", не согласуется с         
пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 4       
статьи 34 Закона Российской Федерации "Об образовании", согласно которым        
юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо       
органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами,     
или по решению суда. Кроме того, неясно, о каких органах законодательной        
(представительной) власти идет речь: об органах законодательной                 
(представительной) власти субъектов Российской Федерации или о других           
органах? Если внимательно прочитать положения данной статьи, то непонятно       
также, о каких комитетах и комиссиях идет речь. О комитетах законодательных     
(представительных) органов власти субъектов Российской Федерации или иных?      
                                                                                
Правительство Российской Федерации предлагает и соответствующий текст данной    
статьи, который у вас есть на руках.                                            
                                                                                
Я могу говорить и дальше, по 6-й или?..                                         
                                                                                
СМОЛИН О.Н. Нет-нет, сначала по 5-й.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По 5-й.                                                   
                                                                                
Олег Николаевич, одну минутку.                                                  
                                                                                
Геннадий Николаевич, так это поправка 5 из таблицы отклоненных? Вы              
предлагаете принять ее? Ваше предложение в чем заключается?                     
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н. Предлагается ее принять в редакции... Сейчас, минуточку, будьте    
добры.                                                                          
                                                                                
Борис Юрьевич, уважаемые депутаты! Я прошу меня извинить, поправку 5 я          
снимаю. Поправка 6, она сформулирована...                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 5 снята.                                         
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н. Снята.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По поправке 6.                                            
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н. По поправке 6.                                                     
                                                                                
Положение предлагаемой статьи 5 федерального закона (пункт 5 статьи 1           
проекта), предусматривающее, что условия ликвидации, реорганизации и (или)      
изменения статуса и (или) состава учредителей государственного,                 
муниципального образовательного учреждения должны быть определены договором     
между учредителем и таким образовательным учреждением, не согласуется,          
уважаемые депутаты, со статьями 57, 61, 62, 63 Гражданского кодекса             
Российской Федерации, которыми устанавливается порядок реорганизации и          
ликвидации юридического лица, а также с пунктом 2 статьи 52 Гражданского        
кодекса, согласно которому условия и порядок выхода учредителей из состава      
юридического лица определяются учредительным договором. Кроме того, согласно    
подпункту "д" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об образовании"   
порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения в обязательном   
порядке указывается в уставе образовательного учреждения, который               
утверждается учредителем.                                                       
                                                                                
Кроме того, уважаемые депутаты, хотелось бы предложить вам согласиться с        
предложением Правового управления Аппарата Государственной Думы, в котором      
говорится о том, что положение новой статьи 6 федерального закона (пункт 5      
статьи 1 проекта) предлагается из законопроекта исключить, поскольку            
содержащаяся в ней норма не является предметом регулирования данного закона,    
а является предметом проекта федерального закона "Об объектах культурного       
наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации",         
принятого Государственной Думой в первом чтении.                                
                                                                                
И при рассмотрении проекта федерального закона (принятого вами, уважаемые       
депутаты, в первом чтении) во втором чтении эту норму можно было бы             
предусмотреть в данном проекте закона, так как эта норма не является, еще раз   
говорю, предметом регулирования данного закона.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, вы предлагаете поправку 6 из таблицы отклоненных     
принять.                                                                        
                                                                                
Олег Николаевич, ваш комментарий.                                               
                                                                                
СМОЛИН О.Н. Уважаемые коллеги, когда комитет вносил эти нормы в законопроект,   
он руководствовался следующими соображениями.                                   
                                                                                
Во-первых, по существу. Я вам еще раз совершенно честно говорю: откуда возник   
законопроект? Он возник из попыток всякого рода произвольных ликвидаций и       
реорганизаций. Мы хотим, чтобы органы исполнительной власти, которые            
выступают учредителями образовательных учреждений, в обязательном порядке       
(хотя это так и предполагается законом "Об образовании", но часто этого не      
делается) прописывали возможности реорганизации и ликвидации в договоре с       
образовательным учреждением.                                                    
                                                                                
Во-вторых. Я бы напомнил уважаемому Геннадию Николаевичу, а также и некоторым   
другим уважаемым мною юристам, не менее уважаемым, в двадцать пятый раз пункт   
3 статьи 120 Гражданского кодекса. Цитирую его (он у меня не случайно           
оказался под рукой): "особенности правового положения отдельных видов           
государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми        
актами". Вот этим законом мы и устанавливаем особенности правового положения    
отдельных видов государственных и так далее образовательных учреждений. Здесь   
нет никакого противоречия Гражданскому кодексу.                                 
                                                                                
Поэтому я просил бы согласиться с комитетом и не поддерживать поправку          
Правительства.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, "за" и "против" прозвучали. Ставлю на голосование.   
Кто за то, чтобы поправку 6 из таблицы отклоненных по предложению               
Правительства принять? Прошу определиться голосованием.                         
                                                                                
Так, отмените голосование.                                                      
                                                                                
Ольга Алексеевна Беклемищева.                                                   
                                                                                
БЕКЛЕМИЩЕВА О.А., фракция "ЯБЛОКО".                                             
                                                                                
Я хотела бы уточнить: ведь та поправка, которую огласил уважаемый               
представитель Правительства, это не та поправка 6, за отдельное голосование     
которой мы голосовали. Те поправки, которые он оглашал, уже нами отклонены,     
поскольку мы проголосовали таблицу отклоненных за исключением поправок 5 и 6.   
                                                                                
Поправку 5 представитель Правительства снял, а 6-я говорит только о том,        
чтобы установить, что ликвидация учреждения, учредителем которого является      
федеральный орган, осуществляется с согласия законодательного органа. Там нет   
ни про договор, ни про условия договора. Так какую мы поправку сейчас будем     
голосовать: поправку 6 или ту, что вы огласили, а это на самом деле 8-я и       
10-я?                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Геннадий Николаевич, пожалуйста, поясните.           
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н. Таблица отклоненных поправок, шестой пункт, поправка 6: пункт 5    
статьи 1 исключить. Правительство Российской Федерации. Отклонить. Я это имел   
в виду.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 6 (она относится к пункту 5 статьи 1) здесь у    
меня звучит так: "Включить в статью 4 следующего содержания..." - и далее       
идет текст статьи. Потом - пункт 5 статьи 1 исключить.                          
                                                                                
Об этом вы говорите, Геннадий Николаевич?                                       
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н. Да.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть он подтверждает, Ольга Алексеевна.                
                                                                                
Где она? Ушла со своего места. Она к нему пошла.                                
                                                                                
Ольга Алексеевна, Геннадий Николаевич подтверждает, что он говорит именно о     
поправке 6. Он осмысленно вынес ее за пределы таблицы, и сейчас мы ее будем     
голосовать.                                                                     
                                                                                
Коллеги, сейчас они разберутся, подождем минутку. Голосовать, не имея           
ясности, тоже неправильно.                                                      
                                                                                
Представитель Президента Котенков Александр Алексеевич - по этой поправке.      
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемые депутаты Государственной Думы, пока депутат             
Беклемищева там разбирается, я хотел бы обратить ваше внимание на существо      
предлагаемой поправки Правительства, вернее, на то, что содержится сейчас в     
тексте, который предлагается к исключению (я пропускаю то, что не касается      
моего замечания): ликвидация образовательного учреждения, учредителем           
которого является федеральный орган государственной власти, осуществляется      
только с разрешения органов законодательной власти. То есть если будет          
ликвидироваться школа, учредителем которой является министерство образования,   
каким образом вы себе представляете получение согласия от Федерального          
Собрания? И есть ли такое полномочие, закрепленное Конституцией за              
Государственной Думой и Советом Федерации? Это что, в форме закона ликвидация   
будет осуществляться? Вот вдумайтесь в это.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Олег Николаевич, пожалуйста, на реплику              
представителя Президента ответьте.                                              
                                                                                
Депутату Смолину включите микрофон.                                             
                                                                                
СМОЛИН О.Н. Уважаемые коллеги, во-первых, я хотел бы сказать, что ту            
поправку, о которой сейчас говорит уважаемый Александр Алексеевич, уважаемый    
представитель Правительства снял, и поэтому мы ее не обсуждаем. Если мы к ней   
возвращаемся, я готов ответить по существу уважаемому Александру Алексеевичу.   
Если Александр Алексеевич прочтет до конца текст законопроекта, он увидит,      
что Федеральное Собрание вправе делегировать согласование соответствующему      
профильному комитету. Точно так же, как, скажем, законодательное собрание       
субъекта Федерации - своему профильному комитету или орган местного             
самоуправления - своему профильному комитету. Кстати, и по этому пункту мы      
консультировались с министерством образования и нашли в основном общий язык.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, по поправке 6... Геннадий Николаевич, не             
отвлекайтесь, идет процесс законотворчества. Что с поправкой 6, о чем вы        
договорились с Беклемищевой?                                                    
                                                                                
Или, Ольга Алексеевна, вы скажете?                                              
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н. Мы договорились, она поняла все, и в протоколе будет все           
правильно.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Итак, поправку 6 из таблицы отклоненных необходимо        
поставить на голосование, поскольку она извлечена нами из общей таблицы.        
                                                                                
Ставится на голосование: принять поправку 6 из таблицы отклоненных поправок.    
Комитет - против. Прошу проголосовать.                                          
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за               17 чел.              3,8%                        
Проголосовало против           40 чел.              8,9%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                     57 чел.                                          
Не голосовало                 393 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято. Поправка 6 остается в таблице отклоненных поправок.                 
                                                                                
Поправка 5 (хотя Геннадий Николаевич и снял ее) как бы выведена из таблицы, и   
по ней надо тоже принять решение. Поэтому для чистоты всего нашего процесса я   
ставлю на голосование: принять поправку 5 из таблицы отклоненных поправок.      
Комитет - против. Представитель Правительства предлагает ее принять, он ее...   
(Выкрики из зала.) Принимаем тогда, когда идет из таблицы отклоненных           
поправок. Поэтому если вы проголосуете... (Выкрики из зала.) Принять эту        
поправку, которую предлагается из таблицы отклоненных включить в таблицу        
принятых. Так... (Выкрики из зала.) Совершенно верно.                           
                                                                                
Коллеги, все проголосовали? Кто без карточки?                                   
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 20 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за               17 чел.              3,8%                        
Проголосовало против            9 чел.              2,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                     26 чел.                                          
Не голосовало                 424 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка 5 точно так же остается в таблице отклоненных поправок.                
                                                                                
Итак, мы проголосовали всё.                                                     
                                                                                
Ставлю на голосование: принять во втором чтении законопроект, доложенный        
Олегом Николаевичем Смолиным. Прошу проголосовать.                              
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 20 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              332 чел.             73,8%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    332 чел.                                          
Не голосовало                 118 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят во втором чтении. Спасибо.                                  

Заседание № 206

07.10.1998
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" (в части конкретизации положений настоящего закона).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1899 по 2145 из 5078
Все, пойдемте дальше. Пункт 5 повестки дня: проект федерального закона "О       
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О сохранении статуса       
государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их    
приватизацию".                                                                  
                                                                                
Мельников Иван Иванович, пожалуйста.                                            
                                                                                
МЕЛЬНИКОВ И.И., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и     
науке, фракция Коммунистической партии Российской Федерации.                    
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию              
представлен проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в     
Федеральный закон "О сохранении статуса государственных и муниципальных         
образовательных учреждений и моратории на их приватизацию", внесенный           
депутатами Государственной Думы Абраменковым, Гудимой, Кругликовым,             
Плетневой, Смолиным и Валерием Викторовичем Тихомировым.                        
                                                                                
Комитет по образованию и науке считает важным принятие настоящего закона для    
сохранения государственного сектора системы образования в качестве основной     
гарантии обеспечения прав на образование в соответствии со статьей 43           
Конституции Российской Федерации. Практика применения Федерального закона "О    
сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений   
и моратории на их приватизацию", подписанного Президентом Российской            
Федерации 16 мая 1995 года, доказала его пользу, полную поддержку в обществе.   
                                                                                
Однако некоторые действия органов исполнительной власти как на федеральном      
уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, особенно в последний    
год, побудили депутатов Государственной Думы разработать предложенный вашему    
вниманию законопроект. В последние годы под видом реорганизации ликвидировано   
несколько вузов, техникумов, переданы финансирование и собственность            
образовательных учреждений в ведение ряда субъектов Российской Федерации без    
учета мнения трудовых коллективов или без согласования с органами               
законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В       
1998 году Правительство Российской Федерации разработало и приняло программу    
экономии государственных расходов, в результате которой целый ряд               
образовательных учреждений в административном порядке планируется передать на   
финансирование и в собственность субъектов Российской Федерации также в         
нарушение законодательства об образовании. Настоящий законопроект               
предусматривает более точные нормы в части возможной ликвидации или             
реорганизации образовательных учреждений, изменения их статуса.                 
                                                                                
В статье 1 Федерального закона "О сохранении статуса государственных и          
муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию"        
предлагается исключить слова "сроком на три года".                              
                                                                                
Статью 2 предлагается дополнить положением, конкретизирующим механизм           
оформления мнения трудового коллектива образовательного учреждения в случае     
передачи государственных образовательных учреждений федерального ведения в      
ведение субъекта Российской Федерации.                                          
                                                                                
Вместо статьи 4 предлагается ввести конкретную норму, которая устанавливает,    
что при ликвидации образовательного учреждения соответствующего ведения         
необходимо согласие законодательного (представительного) органа власти.         
                                                                                
И наконец, предлагается ввести новую статью, которая устанавливает, что         
условия ликвидации, реорганизации, изменения статуса, состава учредителей       
государственного, муниципального образовательного учреждения должны быть        
определены в договоре между учредителем и образовательным учреждением.          
                                                                                
В заключениях Правительства Российской Федерации и Правового управления         
Государственной Думы есть замечания, часть из которых можно рассмотреть при     
подготовке законопроекта ко второму чтению, но они - я имею в виду              
Правительство и Правовое управление Государственной Думы - не возражают         
против принятия данного законопроекта.                                          
                                                                                
На законопроект поступило 37 отзывов, замечаний и предложений, в том числе из   
30 субъектов Российской Федерации. Анализ отзывов, замечаний и предложений,     
поступивших от субъектов права законодательной инициативы, свидетельствует об   
абсолютной поддержке законопроекта. В частности, Комитет Государственной Думы   
по бюджету, налогам, банкам и финансам в целом согласен с необходимостью        
отмены ограничений срока действия моратория на приватизацию государственных и   
муниципальных образовательных учреждений, а также с усилением роли              
законодательной власти в вопросах ликвидации, реорганизации или изменения       
статуса государственных образовательных учреждений. Не имеет замечаний и        
предложений к законопроекту и Комитет Государственной Думы по вопросам          
местного самоуправления. Законопроект также поддержан родственным комитетом     
Совета Федерации.                                                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, данный законопроект подготовлен и внесен на ваше             
рассмотрение в строгом соответствии с Регламентом Государственной Думы. Прошу   
проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный     
закон "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных     
учреждений и моратории на их приватизацию" принять в первом чтении.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Иванович.                                   
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Законопроект первого          
чтения.                                                                         
                                                                                
Депутат Зеленин.                                                                
                                                                                
ЗЕЛЕНИН В.М., Аграрная депутатская группа.                                      
                                                                                
Иван Иванович, вот вы сами оговорились в докладе, что был принят мораторий,     
действовавший три года, запрещающий приватизацию, запрещающий изменение         
статуса и так далее. И тем не менее, несмотря на наличие моратория, нарушения   
продолжались. Изменялся статус образовательных учреждений, не согласовывался    
этот процесс с субъектами Федерации (это я из вашего доклада). Как вы           
думаете, принятие вот этого закона даст что-то или не даст с точки зрения       
соблюдения законности и порядка в стране в области образования?                 
                                                                                
МЕЛЬНИКОВ И.И. Безусловно, именно эти действия, как я сказал, за последний      
год послужили основанием для разработки этого закона.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы? Нет. Присаживайтесь, Иван            
Иванович.                                                                       
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Законопроект первого чтения.                        
                                                                                
Депутат Захаров, пожалуйста.                                                    
                                                                                
ЗАХАРОВ А.К. Уважаемые депутаты, уважаемый Геннадий Николаевич! Фракция         
"ЯБЛОКО" поддерживает принятие проекта этого закона в первом чтении, однако     
невозможно не отметить то, что в тексте закона есть некоторый перебор. Ну,      
прежде всего и Правовое управление, и Правительство отмечают противоречие       
данного закона действующей Конституции. Это означает, что скорее всего даже в   
случае его принятия в трех чтениях на закон будет наложено президентское        
вето.                                                                           
                                                                                
Я задаю вопрос комитету по образованию. Что лучше: исключить статьи,            
противоречащие Конституции, и принять закон без них или настаивать на том,      
чтобы все-таки противоречия сохранялись, и не получить этот закон? В этой       
связи мы полагаем, что во втором чтении в законопроект должны быть внесены      
существенные поправки.                                                          
                                                                                
Вызывает также некоторое недоумение бессрочный запрет на изменение статуса.     
Ведь общеизвестно, что в настоящий момент наука развивается достаточно          
быстро. Одни отрасли знания становятся очень актуальными, другие утрачивают     
свою актуальность. В этой связи необходимо менять профиль учреждений. А         
профиль само образовательное учреждение меняет не всегда охотно. Таким          
образом, к изменению статуса, учредителей, который также иногда бывает          
единственным способом спасения образовательного учреждения в условиях           
недостатка финансирования, на мой взгляд, к этим вопросам надо было бы          
подходить значительно более деликатно.                                          
                                                                                
В этой связи я предлагаю поддержать проект закона в первом чтении, однако во    
втором чтении внести в него существенные дополнения.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лозинская Жанна Михайловна, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЛОЗИНСКАЯ Ж.М., депутатская группа "Народовластие".                             
                                                                                
Хочу сказать, что самая главная ценность данного законопроекта состоит в том,   
что он учитывает уже прошедший опыт. Потому что первый закон, аналогичный,      
был принят еще Государственной Думой первого созыва. И в этой связи никак не    
могу согласиться с доводом моего коллеги Захарова, который считает, что         
профиль учебного заведения, государственного или муниципального, и форма        
собственности - это якобы одно и то же. Профиль можно менять, и для этого       
нужно иметь нормативные документы правительственного или министерского          
уровня. А вот формы собственности должны быть обязательно определены базовым    
законом. Именно в этом суть, самое главное в данном законопроекте. Прошу его    
поддержать и сохранить именно бессрочную форму. Потому что это не означает,     
что мы против частных форм собственности. Ни в коем случае! Трехлетний опыт     
показал, что мы сохранили как ни одну другую социальную сферу именно систему    
образования в государстве. А частная форма пусть развивается параллельно. И     
закон можно будет принимать...                                                  
                                                                                
Поэтому прошу поддержать данный законопроект.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Шубина.                                                                 
                                                                                
ШУБИНА Т.И., депутатская группа "Российские регионы".                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, группа "Российские регионы" в целом поддерживает поправки    
к данному законопроекту...                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, не поправки. Мы в первом чтении рассматриваем.       
                                                                                
ШУБИНА Т.И. Да, уточнения в первом чтении.                                      
                                                                                
Дело в том, что ситуация, складывающаяся сегодня в муниципальных                
общеобразовательных учреждениях, очень сложна, и мы знаем, что в целом по       
России к 1 сентября было закрыто 400 школ. Ситуация связана не только с тем,    
что учителя остаются безработными, но нарушаются и их прямые конституционные    
права, потому что финансовое положение, о котором говорилось докладчиком,       
действительно требует сокращения и экономии денежных средств. Но на             
сегодня... И дело в том, что школы, остающиеся сейчас без использования,        
передаются в аренду. Приватизация, может, и не идет, поскольку есть             
предыдущий закон, но сдаются в аренду тем совершенно коммерческим структурам,   
профиль которых не соответствует назначению наших школ и детских садов.         
                                                                                
Поэтому мы считаем, что поправка (новая поправка), которая защищает права       
учителей общеобразовательных школ, очень важна и нужна. А имеющиеся             
разночтения с Конституцией, по-моему, при подготовке ко второму чтению легко    
устранимы. Можно, как говорится, уточнить и принять закон в целом. Закон        
нужен, и ждут его учителя на местах.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, в целом сегодня мы не можем его принимать.           
                                                                                
ШУБИНА Т.И. Я имею в виду, в целом нужен закон, не принятие...                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Вишняков Виктор Григорьевич.                                                    
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Ну, я бы хотел прежде всего возразить против того, что школы      
находятся, дескать, в федеральной собственности и только Правительство может    
ликвидировать эти школы, реорганизовывать и так далее.                          
                                                                                
Но что происходит на практике? На практике идет процесс дифференциации          
обучения в школах. Возникают различного рода лицеи, гимназии, какие-то          
закрытые элитные учреждения, и идет дифференциация подготовки обучающейся       
молодежи. Причем идет процесс дифференциации в оплате. Если я имею доллары,     
то я направляю своего ребенка в элитные учреждения - он получает один уровень   
образования. Нет - я иду куда-нибудь в муниципальное учреждение.                
                                                                                
Вот исходя из этого и можно сказать, что действительно идет процесс             
ликвидации той базы, о которой говорила сейчас Шубина. И естественно, что       
нарушаются права, конституционные права, в том, что всем должны быть даны       
условия для бесплатного образования и прежде всего на уровне среднего           
образования. Поэтому я поддерживаю этот закон.                                  
                                                                                
А то, что здесь сказано о согласовании, - это не означает, что местные органы   
представительной и законодательной власти будут управлять. Да, соблюдая         
Конституцию, мы сохраняем эту систему, даем каждому право выйти на финишную     
прямую, исходя из равных прав получить образование, с тем чтобы все потом       
боролись за получение высшего образования на платной основе. А сейчас мы        
должны, я думаю, поддержать этот законопроект. И он не противоречит статье      
114 Конституции.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, возражающих по принятию данного        
закона нет. Поэтому, видимо, Иван Иванович, заключительное слово не надо, да?   
У Правительства замечаний нет, у представителя Президента - нет. Ставлю на      
голосование: принять законопроект в первом чтении. Пожалуйста, голосуйте.       
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать? Депутат Мизулина - за. Больше нет    
никого.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              335 чел.             74,4%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    335 чел.                                          
Не голосовало                 115 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, я прошу поправки в письменном виде направить в профильный    
комитет, и комитет потом предложит законопроект для второго чтения. Коллеги,    
пожалуйста...