Заседание № 190

02.07.1998
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (о сокращении количества льгот и вычетов, изменении шкалы ставок налога).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3491 по 4122 из 8287
Пункт 22 повестки дня: "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской    
Федерации "О подоходном налоге с физических лиц". Докладчик - Михаил            
Михайлович Задорнов. Или мы его рассмотрение перенесли - после 16 часов?        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Орловой включите микрофон. У нас там переносы были.       
                                                                                
ОРЛОВА С.Ю. Геннадий Николаевич, а у нас еще два законопроекта, связанных с     
землей. Может быть, их сразу, комплексно, рассмотреть?                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну давайте Задорнова (министр приехал) послушаем.         
                                                                                
Михаил Михайлович, пожалуйста, пункт 22.                                        
                                                                                
Мы здесь переносили ряд законопроектов с места на место. Нет, у нас другие      
ушли на 16 часов, да? 20-й и 21-й.                                              
                                                                                
ЗАДОРНОВ М.М., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
министр финансов Российской Федерации.                                          
                                                                                
Геннадий Николаевич, у нас законопроект "О налоге с продаж" перенесен на 16     
часов.                                                                          
                                                                                
Уважаемые депутаты, уважаемый Председатель! Правительство внесло на ваше        
рассмотрение законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон            
Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц". Если коротко -     
суть законопроекта в следующем.                                                 
                                                                                
Устанавливается более простая шкала подоходного налога в основной сфере         
работы, по основному месту работы; 12, 20 и 30 - максимальная ставка. При       
этом все остальные доходы, выплачиваемые на втором месте работы, третьем        
месте работы, гонорары, страховые схемы, банковские депозиты, то есть все       
остальные виды и формы доходов, облагаются по одной ставке, базовой, - 20       
процентов. По существу, это основная единая ставка с резким сокращением льгот   
и тех возможностей, которые сегодня легально установлены законодательством,     
для ухода от уплаты подоходного налога. Вот, если коротко, суть                 
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Что это дает? Какие аргументы у нас в пользу данного законопроекта? Хотя я      
прекрасно понимаю, что это серьезное изменение, которое затрагивает             
практически каждого человека, и здесь надо внимательно этот законопроект        
рассмотреть.                                                                    
                                                                                
Первое - максимальное упрощение самой системы, шкала простая, все остальные     
доходы облагаются по 20 процентов. Максимально простая схема. Я отмечаю, что    
налоговой службе при этом не надо пересчитывать, считать вместе все виды        
другой занятости, в течение года увеличивать шкалу. То есть налоговая служба    
совершенно четко, варьируя шкалу по основному месту работы, со всех остальных   
доходов берет 20 процентов. Это существенное упрощение не только самой шкалы,   
но и работы налоговой службы. Декларация в конце года - только по               
фактическому отчету о полученных доходах человека для контроля, для законного   
контроля, за крупными расходами, по закону о которых сегодня было вами          
преодолено вето.                                                                
                                                                                
Вторая принципиальная вещь. Я прошу обратить внимание: это в комплексе надо     
рассматривать, со снижением в целом нагрузки на предприятия. Вчера принято.     
Если будет в целом поддержано Думой... Снижение налога на прибыль 11            
миллиардов дает предприятиям. При налоге с продаж мы предлагаем отменить ряд    
налогов на предприятия с выручки. Это 14 миллиардов только от прямых            
бюджетных потерь. Значит, у предприятий эти деньги остаются. От снижения        
тарифов 14 миллиардов только налогов предприятия будут платить, а по нашей      
оценке, от снижения тарифов эффект может быть где-то около 100 миллиардов       
рублей.                                                                         
                                                                                
Следующий вопрос. Мы рассматриваем снижение подоходного налога и отчислений     
во внебюджетные фонды на предприятия с 38 до 30 процентов. Это примерно, по     
нашим подсчетам, выигрыш 70 миллиардов рублей для предприятий. Вот если мы      
сложим, повторяю, этот пакет мер, принятых Правительством по тарифам, и         
законов, то мы сразу даем резкий толчок, примерно на 200 миллиардов рублей      
(самая минимальная оценка в годовом исчислении), для предприятий: первое -      
инвестиции, второе - возможности в такой ситуации просто повышать заработную    
плату или, по крайней мере, погашать задолженность по заработной плате своим    
работникам. И это довольно мощный толчок в оживлении экономики в целом без      
изменения подоходного налога и отчислений социальных взносов, которые           
составляют на фонд оплаты труда... в сумме максимальная ставка подоходного      
налога - 35 процентов, во внебюджетные фонды - 42 процента. То есть             
представьте себе нагрузку на фонд оплаты труда в целом - 77 процентов.          
Конечно, никто такую нагрузку платить не хочет. Любые схемы ухода от выплаты    
подоходного налога и социальных взносов... То есть это мощный толчок для        
развития промышленности в целом и других отраслей наряду с упрощением самой     
системы.                                                                        
                                                                                
И наконец, с нашей точки зрения (и мы готовы это доказывать; об этом говорит    
налоговая служба, свидетельствуют все наши консультации с предприятиями), при   
такой схеме богатые будут фактически платить подоходный налог в гораздо         
больших суммах, чем это происходит сейчас.                                      
                                                                                
Здесь у нас присутствует представитель налоговой службы. По статистике, по      
ставке, которая превышает 25 процентов, сегодня уплачивают подоходный налог     
люди, численность которых составляет десятые доли процента, а сумма доходов,    
получаемая от этой категории, составляет меньше процента от общих сборов по     
подоходному налогу. То есть сегодня фактически подоходный налог платим мы с     
вами, госслужащие, которые получают фактически одну заработную плату, платят    
работники со средним доходом, те, кто не может уйти. Очень крупные социальные   
слои фактически уходят от уплаты подоходного налога.                            
                                                                                
При этой системе перекрываются все формы ухода от налогов через страховые       
схемы, через депозитные схемы, через проведение фактических расходов на         
потребление и фактических ваших доходов через банк или предприятие, когда оно   
предоставляет вам, скажем, автомобиль, или какие-то подарки, или жилье, а вы    
не покупаете их за счет собственных доходов. То есть все эти схемы              
перекрываются. Единая ставка: 20 процентов. 20 процентов, но, будь добр,        
заплати. Принимая это решение, мы фактически заставляем те категории, которые   
сегодня уходят от уплаты подоходного налога, этот налог заплатить.              
                                                                                
Поэтому мы считаем, что это очень мощный стимул к увеличению сбора              
подоходного налога. Сегодня мы собираем 80 миллиардов всего подоходного         
налога по всей стране. Мы считаем, что по самой минимальной оценке - на         
четверть, примерно на 18-20 миллиардов можно увеличить сбор в ближайшее         
время. Если задействовать те механизмы, о которых я сказал, что касается        
предприятий, эти сборы существенно возрастут. И местные бюджеты смогут          
собирать стабильно этот налог. При этом бедные, низкооплачиваемые категории     
населения ничего не теряют. По основному месту работы 12 процентов остается.    
Те вычеты, которые были, сохраняются, и нет никаких потерь.                     
                                                                                
Поэтому реальны легализация доходов, возможность предприятиям выплачивать       
большую заработную плату и устойчивые поступления с более состоятельных         
категорий населения. Вот каковы, с нашей точки зрения, будут последствия от     
принятия этого закона.                                                          
                                                                                
При обсуждении законопроекта были высказаны претензии. Первое, по               
военнослужащим. Я здесь официально сообщаю позицию Правительства: мы снимаем    
тот пункт статьи о подоходном налоге, который предполагает введение             
подоходного налога на военнослужащих. Мы, как и договаривались, сделаем это     
тогда, когда будет проведена индексация денежного довольствия военнослужащих.   
Так что этот пункт из статьи мы снимаем.                                        
                                                                                
Второе. По моменту начисления были у нас споры также в комитете: момент         
начисления налога наступает сразу с начислением заработной платы. Я             
специально процитирую ту статью, которая не изменилась. Не изменилась статья    
9 - порядок перечисления налога в бюджет. Она начинается с того, что            
предприятия, учреждения, организации обязаны перечислять в бюджет суммы         
исчисленного и удержанного с физических лиц налога не позднее дня               
фактического получения в банке наличных денежных средств либо перечисления на   
счет. То есть фактическое перечисление подоходного налога в бюджет только с     
того момента, когда будет фактически выплачена заработная плата. Эта статья     
остается. Были сомнения у коллег, мы специально проверили: перечисление         
только после фактической выплаты заработной платы.                              
                                                                                
Поэтому еще раз подчеркиваю, что это достаточно серьезное изменение в           
практике взимания налога. Мы призываем Государственную Думу поддержать наше     
предложение и принять законопроект о подоходном налоге в этой редакции. Такой   
налог более, скажем так, социально справедлив, дает серьезную отдушину          
предприятиям и позволяет им фактически увеличить заработную плату работающим    
на них людям.                                                                   
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                  В.А.Рыжков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Михайлович. Присаживайтесь пока.          
                                                                                
Нина Петровна Данилова, от комитета - для содоклада. Пожалуйста.                
                                                                                
ДАНИЛОВА Н.П., депутатская группа "Народовластие".                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, представленный законопроект Комитет по бюджету, налогам,     
банкам и финансам согласился принять в первом чтении, можно сказать, условно.   
Потому что если вы посмотрите на условия и те замечания, которые отражены в     
заключении комитета... Члены комитета категорически возражали как раз против    
того, о чем сказал сейчас Михаил Михайлович, - против возвращения к механизму   
уплаты подоходного налога с момента его начисления, а не получения реально      
выплаченных сумм.                                                               
                                                                                
Михаил Михайлович, вы сказали, что это в статье 9, но в четвертой части         
статьи 2 записано, что датой получения дохода в календарном году в отношении    
заработной платы и иных доходов, выплаченных в соответствии с                   
законодательством о труде, дивидендов, процентов и других доходов от прироста   
капитала является дата начисления дохода. Эта норма есть, и она требует         
разъяснения, или нужно ее убрать, потому что в дальнейшем это противоречит      
Конституции, создает неравные условия для налогоплательщиков. Для               
предпринимателей это доход, полученный на сей момент, для тех, кто работает,    
это доход начисленный. Это одно из наших категорических возражений.             
                                                                                
В серьезной проработке нуждаются предложения по сокращению перечня доходов,     
сейчас не подлежащих налогообложению. Нужно здесь очень внимательно             
посмотреть, каковы суммы страховых выплат, в том числе и на возмещение вреда    
жизни, здоровью, на медицинские расходы, стоимость призов и в денежном, и в     
натуральном выражении. Предлагается также сразу, как только получил на          
соревнованиях, где-то на конкурсах, - 20 процентов. Проценты и выигрыши в       
государственных казначейских обязательствах, проценты и выигрыши по             
вкладам...                                                                      
                                                                                
Скажите, а какой мы будем начислять процент - 20 процентов на те вклады,        
которые с горем пополам индексировались, вклады до 1991 года? И сейчас мы еще   
20 процентов подоходного налога, судя по этому законопроекту, начислим?         
                                                                                
И еще один существенный момент. Хотелось бы обратить ваше внимание:             
Правительство предлагает упразднить действующую в настоящее время систему       
социально ориентированных вычетов из налогооблагаемой базы на детей и           
иждивенцев. Понятие "иждивенцы" вообще ушло из предлагаемого законопроекта, а   
вот то, что мы принимали с вами, - что, если до 5 тысяч доход, родители         
освобождаются, вычитаются две минимальные заработные платы на ребенка и         
иждивенца. То есть, по сути дела, людей с доходом до 5 тысяч мы освобождали     
от подоходного налога. (Шум в зале.) Слушайте, это же всех коснется, вы же      
поедете объяснять людям!                                                        
                                                                                
И потом, при доходе от 5 тысяч до 20 тысяч мы предлагали одну минимальную       
зарплату на каждого иждивенца. Сейчас предлагается все вернуть на круги своя:   
богат ты, беден - одна минимальная зарплата. Тому, кто подаст справку           
ежемесячно, и тому, кто не подаст, - в конце года всем пересчитаем. Вот с       
этим согласиться нельзя, потому что социальная направленность, я считаю,        
разумно выработанная депутатами, просто-напросто исчезает.                      
                                                                                
Законопроектом предусматривается снижение налоговых вычетов, предоставляемых    
при налогообложении доходов от продажи недвижимости и иного имущества, в 5 и    
2 раза соответственно. Кроме того, включается норма, устанавливающая            
налоговую скидку в отношении сумм, направленных на строительство и              
приобретение жилья. Фискальная направленность этих мер исключительно ясна. Их   
реализация будет означать существенное увеличение налогового бремени на         
физических лиц и сделает невозможным для большинства граждан улучшение          
жилищных условий. С этим мы тоже, по-моему, согласиться не сможем, если         
законопроект будет в таком же виде представлен и во втором чтении.              
                                                                                
Ну так ради кого же и чего мы городим огород? Давайте посмотрим на              
предполагаемую сетку. Она сокращается существенно: до 20 тысяч - 12             
процентов, с 20 до 100 тысяч - 20 процентов, свыше 100 тысяч предлагается 30    
процентов. То есть налоговое бремя действительно уменьшается. Для кого? А вот   
здесь давайте посчитаем. Мы говорим о том, что 20 процентов - на все другие     
доходы, будь то северная доплата, будь то дивиденды, будь то работа по          
совместительству. И вот эта сетка позволяет просто-напросто всем                
состоятельным людям перейти на 20 процентов. 30 процентами там и не пахнет,     
потому что заработную плату до 100 тысяч (это где-то будет 6-7 тысяч в месяц)   
он будет выдерживать по основной работе, а свыше 100 тысяч - по                 
совместительству на каком-то предприятии, которое свободно можно создать.       
                                                                                
А теперь посмотрим, как это скажется на бедном населении. Мне сказал депутат    
Макаров, что четверть ставки профессора - 128 рублей.                           
                                                                                
Я правильно говорю, Андрей Михайлович? 128 рублей.                              
                                                                                
Значит, профессорская ставка - 500 рублей. Вот эти 500 рублей по основному      
месту работы будут облагаться налогом в 12 процентов. И эти профессор,          
преподаватель, врач (они все работают по совместительству) будут зарабатывать   
еще до 1600. Вот эта уже и следующая доплата будут облагаться по 20             
процентов, хотя по существующему налоговому законодательству они облагались     
бы налогом только в 12 процентов. Так что за счет бедных мы пытаемся решить     
их проблему - проблему выплаты заработной платы. Поэтому сказать, что мы        
как-то улучшаем положение незащищенных слоев населения вот этим                 
законопроектом, очень трудно, можно только с натяжкой сказать.                  
                                                                                
Мы поддерживаем в принципе обложение подоходным налогом дивидендов, но это      
опять же нужно делать в разумных пределах. Посмотреть по категориям             
пенсионеров, которые вообще последнюю копейку кладут на то, чтобы на похороны   
средства были, потому что родное государство об этом не позаботится. И мы       
будем облагать эту тысячу тоже 20 процентами, с доходов, с дивидендов?          
Поэтому здесь нужно рассмотреть очень, очень пристально вот это предложение.    
                                                                                
Подводя итог, скажу, что в целом данный законопроект может быть                 
охарактеризован как совокупность норм исключительно фискального характера,      
увеличивающих давление на физическое лицо.                                      
                                                                                
Этот законопроект мы, когда и в первый раз рассматривали, отложили, сказали:    
давайте рассматривать вместе с внебюджетными фондами. Вот эти два закона -      
как сообщающиеся сосуды: если где-то убывает, должно где-то прибыть. Пока что   
мы видим, что здесь убывает. Но тогда, значит, нам нужно во внебюджетных        
фондах очень внимательно рассмотреть, там сделать ставки пониже.                
                                                                                
Я еще раз подчеркиваю, что комитет по бюджету проголосовал так: 13 - за, 10 -   
против, 2 - воздержались. Подкомитет, когда рассматривал законопроект в         
первом чтении, отклонил его, но комитет принял решение: рассматривать в         
первом чтении, подставить плечо Правительству и садиться перерабатывать этот    
законопроект.                                                                   
                                                                                
У меня все.                                                                     
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                 С.П.Горячева                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Петровна. Подождите, не уходите пока.       
                                                                                
Уважаемые депутаты, будут вопросы к докладчикам? Рук поднято много. Тогда       
давайте определим время. 15 минут достаточно? Кто за то, чтобы в течение 15     
минут задавать вопросы? Пожалуйста, проголосуйте.                               
                                                                                
Покажите результаты, пожалуйста.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              219 чел.             99,5%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,5%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    220 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, я прошу записаться для вопросов.                            
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список. 35 человек записались. Хорошо, я буду             
предоставлять сейчас слово.                                                     
                                                                                
Депутату Мальцеву, пожалуйста, включите микрофон.                               
                                                                                
Только вы скажите, кому адресуете ваш вопрос.                                   
                                                                                
МАЛЬЦЕВ А.Н. Нине Петровне вопрос.                                              
                                                                                
Нина Петровна, по существу, с вашими замечаниями сложно не согласиться, они     
очень разумные, но не должны ли эти замечания идти поправками ко второму        
чтению? Или вы считаете, что это - принципиальные, концептуальные замечания?    
                                                                                
ДАНИЛОВА Н.П. Вы знаете, в общем-то, если мы все эти замечания учтем, от        
этого закона вообще ничего не останется.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так. Мисник Борис Григорьевич.                            
                                                                                
МИСНИК Б.Г., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и   
Дальнего Востока, фракция "ЯБЛОКО".                                             
                                                                                
У меня вопрос к Михаилу Михайловичу.                                            
                                                                                
Уважаемый Михаил Михайлович, откуда уверенность в том, что принятые меры по     
уменьшению отчислений во внебюджетные фонды, по снижению налога на прибыль      
при задолженности предприятий по заработной плате в 67 миллиардов рублей        
дадут возможность эту заработную плату повысить? То есть стоит ли сегодня       
увеличивать бремя на работающее население, которому не выплачивается            
зарплата, в надежде на то, что через какое-то время (вот вы можете сказать,     
через какое время?) зарплата может быть увеличена?                              
                                                                                
И второе. Не надо ли было, хотя бы в целях какого-то минимального завоевания    
поддержки самых малоимущих слоев, оговорить исключение из этого закона          
пенсионеров? По крайней мере, вкладов пенсионеров, которые получают свою        
пенсию фактически в Сбербанке?                                                  
                                                                                
ЗАДОРНОВ М.М. Борис Григорьевич, в том, что у предприятий будут серьезные       
возможности по заработной плате, говорит элементарный расчет. Я сказал, чего    
стоит облегчение налогового бремени для предприятий в этом пакете               
Правительства, в том числе в этом законе и в законе об отчислениях в            
страховые фонды: это примерно 200 миллиардов. Для сравнения: вся прибыль        
предприятий, которая подлежит налогообложению, - 400 миллиардов. Всего.         
Понимаете? То есть это такая сумма, которая в целом сразу меняет мотивацию      
для предприятий. Очевидно, не вся сумма - часть пойдет на инвестиции, часть     
пойдет на другие цели, - но высвобождается колоссальный финансовый ресурс.      
Это первое.                                                                     
                                                                                
Второе. Здесь я должен сразу сказать, чтобы не было недоразумений: выигрыши     
полностью - по всем видам лотереи, по выигрышным займам, то есть по             
государственным облигациям, - освобождаются от уплаты подоходного налога. Это   
в законе предусмотрено.                                                         
                                                                                
Далее. Северные надбавки - как они есть по ставке 12 процентов, так они и       
остаются по этой ставке, то есть здесь с этой точки зрения ничего не            
меняется. Здесь я должен два вот таких уточнения внести.                        
                                                                                
Остальное. По пенсионерам. На заседании комитета обсуждалось. Мы готовы         
рассматривать позицию, при которой пенсионеру и по вкладу ниже определенного    
уровня... Фактически эта норма не действует, то есть норма обложения            
подоходным налогом. Кстати говоря, в целом я должен заметить, что много         
замечаний. Часть из них на самом деле снимается просто уточнениями не совсем    
четко протрактованных норм.                                                     
                                                                                
Законопроект в ваших руках, можно сделать так, чтобы не допускать               
двусмысленности, которая возникает, между прочим, просто из-за того, что нет    
целиком текста закона "О подоходном налоге...".                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евгений Иванович Газеев.                                  
                                                                                
РОМАНОВ В.С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Депутат Романов - по карточке Газеева. Вопрос к министру финансов. (Выкрики     
из зала.)                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нина Петровна, подождите.                                 
                                                                                
РОМАНОВ В.С. Михаил Михайлович, я сказал бы, что надо поблагодарить             
Правительство, оно подтверждает ту истину, что Правительство отражает           
интересы господствующего класса.                                                
                                                                                
Вопрос. Год назад восемь крупнейших банкиров Российской Федерации публично на   
телевидении заявили, что они, восемь, контролируют 50 процентов национального   
богатства России. Проходило в прессе утверждение, что 200 семей в России        
контролируют 80 процентов доходов. Вопрос к вам, но вопрос наивный: почему,     
зная, что десятки миллионов людей попали в нищету, Правительство снова          
пытается перенести всю тяжесть положения (о чем правильно говорила депутат      
Данилова) на бедных и средний класс, почти уничтоженный? В то же время          
могучая машина государства... (Микрофон отключен.)                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, пожалуйста.                               
                                                                                
РОМАНОВ В.С. В то же время мощная машина государства не может взять под         
контроль налогообложение, установить особый статус для тех, кто попал в         
список 200 крупнейших миллиардеров мира, в том числе и в нашей стране. Я        
говорю об этих людях.                                                           
                                                                                
ЗАДОРНОВ М.М. Ну, во-первых, я думаю, что восемь крупнейших семей (я не знаю,   
кого вы имеете в виду) будут только благодарны вам за ту рекламу, которую им    
вместе с ними самими вы делаете. Я лично не знаю и очень сомневаюсь в том,      
что по факту это так. Я думаю, что скорее люди себе прибавляют.                 
                                                                                
Во-вторых. Мы говорим истину: сегодня по ставке свыше 25 процентов взимается    
две-три десятые всей суммы подоходного налога. Не платят сегодня богатые по     
действующему закону "О подоходном налоге...". Они не платят сегодня,            
понимаете? Мы предлагаем вариант, при котором они будут платить, то есть        
фактически будут браться деньги. Вы спрашиваете: что должно сделать             
государство? Вот государство предлагает нам вместе с вами взять подоходный      
налог с богатых, и мы просим поддержать нас в этом.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нина Петровна, пожалуйста, ответьте вы и на предыдущий    
вопрос.                                                                         
                                                                                
ДАНИЛОВА Н.П. Я хотела бы на предыдущий вопрос дать ответ, потому что если      
говорим о снижении налогового бремени на предприятия, то это с точностью до     
наоборот. Ну, во-первых, мы повышаем НДС до 20 процентов на все, в том числе    
на продукты питания, на детский ассортимент и так далее (предложение            
Правительства).                                                                 
                                                                                
Во-вторых, мы вводим такую норму, как начисление НДС с момента отгрузки. Это    
тоже не снижение налогового бремени на предприятие.                             
                                                                                
Михаил Михайлович сказал, что это не коснется районов Крайнего Севера. Я        
смотрю предложение Правительства: статью 6 изложить в следующей редакции... О   
Крайнем Севере здесь ни слова, значит, упраздняется статья 6, существующая в    
законопроекте (здесь прописана эта норма). В данном законопроекте этой нормы    
нет, она уходит автоматически.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Любовь Васильевна Олейник.                                
                                                                                
ВОРОНИН Ю.М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Депутат Воронин - по карточке Олейник.                                          
                                                                                
Уважаемый Михаил Михайлович, уважаемые коллеги, я бы вас очень просил взять     
действующий закон "О подоходном налоге..." и обратить внимание: в пункте 2      
предлагается изъять подпункты "н", "с", ф" и так далее до пункта "я-11".        
                                                                                
У меня вопрос такой. Михаил Михайлович, вы предлагаете в абзаце первом          
подпункта "к" исключить слова: суммы оказываемой в других случаях               
материальной помощи в пределах до двенадцатикратного установленного законом     
размера минимальной оплаты труда.                                               
                                                                                
Пример. Скончался человек. Выделяют материальную помощь на заводе. Будет она    
облагаться налогом или нет?                                                     
                                                                                
ЗАДОРНОВ М.М. Уважаемые коллеги, по данной статье закона "О подоходном          
налоге..." все виды выплат, в том числе и подарки, и материальная помощь,       
будут облагаться налогом по той ставке, под которую это подпадает по шкале:     
12 или 20 процентов.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Александрович Баюнов.                            
                                                                                
ЗЕЛЕНИН В.М. Депутат Зеленин - по карточке Баюнова. Вопрос Михаилу              
Михайловичу.                                                                    
                                                                                
Михаил Михайлович, вы сегодня подтвердили, что временно не будут платить        
подоходный налог военнослужащие, до момента увеличения их денежного             
довольствия. А в остальных силовых структурах, включая милицию, ФАПСИ и так     
далее, будут платить подоходный налог или нет?                                  
                                                                                
ЗАДОРНОВ М.М. Конечно, это распространяется на всех военнослужащих и лиц,       
приравненных к ним. Эта норма действует не только для Министерства обороны,     
но и для всех силовых структур.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Калягин Владимир Александрович.                           
                                                                                
КАЛЯГИН В.А. У меня вопрос к Михаилу Михайловичу.                               
                                                                                
Я не спрашиваю вас, Михаил Михайлович, почему вы своих коллег ученых так не     
любите. Я просто хочу спросить, ну чем вам иждивенцы-то как бы насолили, что    
вы их исключили из действующего законодательства?! Они же к детям               
приравнивались, иждивенцы.                                                      
                                                                                
ЗАДОРНОВ М.М. Ничего касающегося исключения детей и иждивенцев в этом законе    
не предусмотрено. Поскольку (я просто поясню) вычеты на детей сохраняются в     
данном законе, Правительство, внося законопроект, абсолютно не возражает        
против сохранения нормы (о которой сказала Нина Петровна и которая была         
подготовлена Думой и поддержана Советом Федерации и Президентом) о том, чтобы   
сделать дифференцированные вычеты на детей и иждивенцев. Здесь абсолютно нет    
никакой аллергии, просто это не входило в сам текст закона при рассмотрении.    
Такое уточнение мы готовы сделать во втором чтении.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Григорьев Владимир Федорович, пожалуйста, ваш вопрос, и   
время истекает у нас.                                                           
                                                                                
КАЗАРОВ О.В., депутатская группа "Народовластие".                               
                                                                                
Казаров - по карточке Григорьева.                                               
                                                                                
Михаил Михайлович, уточните, пожалуйста, действительно ли в Сбербанке           
проценты со всех вкладов (независимо от размера) теперь будут облагаться        
подоходным налогом?                                                             
                                                                                
ЗАДОРНОВ М.М. Первое. Сегодняшняя ставка на рынке ГКО составляет 70             
процентов. Средний процент по вкладам в Сбербанке составляет сегодня 17         
процентов. Я думаю, что между этими двумя цифрами есть возможность сделать      
так, чтобы люди в итоге не пострадали от введения этой нормы.                   
                                                                                
Второе. Мы готовы освободить, как я уже сказал, для пенсионеров определенную    
сумму: для этой суммы и меньше доход по вкладу не облагается подоходным         
налогом.                                                                        
                                                                                
Третье. Мне очень нравится забота о доходе пенсионера, когда говорят о          
материальной помощи для рабочего, забывая о том, что миллиарды рублей и         
миллиарды долларов уходят по этим депозитным схемам, по схемам выплаты          
различной помощи, подарков уходит в сотни раз больше, в тысячи раз больше.      
Здесь за спиной несчастной старушки протаскивается в действующем                
законодательстве возможность для крупных финансовых групп, для промышленных     
предприятий поставить на поток схемы ухода от подоходного налога. Это просто,   
извините, мы пытаемся за кустами не видеть леса.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нина Петровна, пожалуйста.                                
                                                                                
ДАНИЛОВА Н.П. Я хотела бы сказать, что комитет как раз в этом плане и           
поддерживает. С подаренного "мерседеса", конечно, надо 20 процентов             
заплатить, но если сделали подарок до 100 рублей пенсионеру и этому дедушке     
выписали счет еще на 20 процентов, то он должен будет произвести выплаты из     
собственной пенсии, - вот с этим согласиться не можем.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, по порядку ведения - Гуськов. (Шум в зале.)   
                                                                                
Уважаемые депутаты, пожалуйста, потише.                                         
                                                                                
ГУСЬКОВ Ю.А. Уважаемые депутаты, уважаемая Светлана Петровна! Я хочу обратить   
ваше внимание на следующее в порядке ведения. Только что мы приняли             
законопроект, о котором было сказано, что он концептуально не готов для         
первого чтения, - раз.                                                          
                                                                                
Теперь мы слушаем доклад комитета, из которого видно, что законопроект может    
быть принят в первом чтении только условно. Я обращаю ваше внимание на          
следующее обстоятельство. Ну сколько можно играть в такие серьезные игры и с    
голоса принимать законы! Пусть подготовят для первого чтения как положено,      
пусть покажут, что пенсионеры, которые получают свои пенсии через Сбербанк,     
не будут нести дополнительную нагрузку и так далее, и тогда мы проголосуем. Я   
вам прямо говорю: я за первое чтение голосовать не буду.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, это уже выступление.                  
                                                                                
Время для вопросов и ответов истекло. Это первое чтение. Будем ли мы            
открывать прения или всем все ясно? (Шум в зале.) Все ясно. Тогда я должна      
поставить на голосование. Кто за то, чтобы не открывать прения по этому         
проекту закона? Прошу определиться голосованием.                                
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              237 чел.             97,1%                        
Проголосовало против            6 чел.              2,5%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,4%                        
Голосовало                    244 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Я должна для заключения дать слово автору законопроекта, может, он сам снимет   
пока.                                                                           
                                                                                
ЗАДОРНОВ М.М. Автор здесь - Правительство. Здесь мы авторство, я думаю, не      
будем делить.                                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, закон абсолютно принципиальный. Он в целом меняет            
экономические потоки, то есть финансовые потоки в экономике страны. Вы все      
время призываете Правительство к тому, чтобы легализовать доходы, вести         
контроль над доходами, дать облегчение предприятиям. Здесь реальный шанс        
сделать это.                                                                    
                                                                                
Что касается замечаний, то мы готовы над ними работать. Если вы обратите        
внимание, замечания носят вторичный характер, что может быть вполне снято во    
втором чтении. Есть сомнения по методу начислений? Пожалуйста, это может быть   
легко уточнено. Надо освободить от налога на депозиты пенсионеров? Одна         
поправка, четыре-пять позиций. Но в принципе мы предлагаем одну идею: снизить   
налоговую нагрузку на предприятия, дать возможность выплачивать заработную      
плату и легализовать выплаты подоходного налога богатыми. Вам определяться.     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, я смотрю, настаивают представители    
фракций на выступлениях. Может быть, вы не будете возражать, если я дам         
представителям всех фракций для выступлений по нескольку минут, не открывая     
прений? (Шум в зале.) Голосовать? Мы проголосовали за то, чтобы не открывать    
прения. Это тоже наше право было - определиться.                                
                                                                                
Уважаемые депутаты, я ставлю на голосование проект закона. Вы выслушали точки   
зрения. Пожалуйста, определяйтесь. (Шум в зале.)                                
                                                                                
Приостановите голосование.                                                      
                                                                                
По порядку ведения кто? Елена Борисовна Мизулина.                               
                                                                                
Ну вот мы сейчас продебатируем все время до обеда, хотя всем уже все ясно.      
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б. Уважаемая Светлана Петровна, если позиция не заявлена, тем        
более от фракции, мы просто не будем участвовать в голосовании, так же как и    
многие другие. Мы не можем поддержать этот налог, если льготы для судей не      
будут сохранены, потому что это уничтожение всей законодательной и судебной     
системы.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это уже не по порядку ведения.                            
                                                                                
Уважаемые депутаты, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять проект    
закона в первом чтении? Определяйтесь голосованием, коль скоро мы               
договорились, что не проводим обсуждения. Определяйтесь голосованием. У вас     
такое право есть.                                                               
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 33 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              149 чел.             33,1%                        
Проголосовало против          200 чел.             44,4%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    349 чел.                                          
Не голосовало                 101 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Переходим к следующему, 23-му вопросу. (Выкрики из зала.) Кто просит?           
                                                                                
Морозов Олег Викторович - пожалуйста, по порядку ведения.                       
                                                                                
МОРОЗОВ О.В., председатель депутатской группы "Российские регионы".             
                                                                                
Светлана Петровна, я считаю, что мы сейчас совершенно нарушили процедуру        
обсуждения важнейшего законопроекта, потому что даже после того, как палата     
проголосовала за прекращение прений, от фракций имели право взять слово         
депутаты. Я стоял махал и рукой, и бумагой, и как угодно - вы меня не           
замечаете. При этом было дано слово фракции "ЯБЛОКО", имеющей отрицательное     
мнение. У нас была другая точка зрения. Мы считаем, что это нарушение           
регламентных норм.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, в этой ситуации, если бы не было голосования о       
том, что мы не открываем прения, я приняла бы ваше замечание, но мы             
проголосовали. Палата большинством голосов от общего числа определилась. (Шум   
в зале.)                                                                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, давайте пойдем дальше.                                      
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4148 по 4463 из 8287
КУЛИК Г.В. Я все-таки не хотел бы оказаться в числе тех, кто не поддерживает    
предложение о том, чтобы действительно обложить налогами все теневые доходы,    
которых в стране очень много, и понимаю, что сегодня не готова Дума             
проголосовать, потому что существенные вопросы в этом законопроекте             
сформулированы не так, как без ущерба для дела предлагают многие депутаты.      
                                                                                
Я просил бы вернуться к голосованию и проголосовать, вернуть этот               
законопроект, как мы вчера решили по законопроекту о НДС, в согласительную      
комиссию, вернее, не в согласительную, а в ту комиссию, которую вы создали по   
налогам, и предложить этой комиссии (а мы так поступили вчера с законом по      
НДС, еще раз повторяю) к 14-15-му числу, с учетом тех обсуждений, которые       
состоялись в Думе, подготовить этот законопроект и представить его на           
рассмотрение Государственной Думы.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, я ставлю на голосование: кто за то,   
чтобы вернуться к голосованию по законопроекту, нами только рассмотренному?     
(Шум в зале.) Давайте проголосуем. Ну что же вы, в конце концов?!               
                                                                                
Кто без карточки? (Шум в зале, выкрики.)                                        
                                                                                
Запутали меня совсем!                                                           
                                                                                
Я прошу приостановить голосование.                                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, ставлю на голосование: кто за то, чтобы вернуться еще раз   
к законопроекту под номером 22, который мы сейчас не приняли? Прошу             
определиться голосованием. (Шум в зале.)                                        
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              216 чел.             59,8%                        
Проголосовало против          142 чел.             39,3%                        
Воздержалось                    3 чел.              0,8%                        
Голосовало                    361 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Депутат Мизулина - по порядку ведения. Давайте только по порядку ведения.       
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б. Уважаемая Светлана Петровна, в соответствии с частью 4 статьи     
118 и статьей 119 Регламента Государственная Дума без обсуждения в первом       
чтении принимать законопроекты не может. По меньшей мере, в части 4 записано,   
что даже если мы вообще не дадим возможность выступить депутатам                
Государственной Думы, мы обязаны заслушать представителей депутатских           
объединений. Поэтому я бы просила по этому законопроекту соблюсти строго        
статью 118 Регламента.                                                          
                                                                                
И хочу заметить, что когда я выступала по порядку ведения, не говорила, что     
фракция против, от фракции будет выступать Шелищ. Я говорила, что если мы не    
озвучиваем позицию, мы не можем принимать участие в голосовании.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, у нас в статье 118, о которой         
говорит Елена Борисовна, нет этого, нет запрещения нам самим определяться,      
будем мы открывать прения или нет. И мы очень часто такую практику применяли,   
когда решением большинства прекращали прения или не проводили обсуждение. Это   
установившаяся практика.                                                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, вот поступило, на мой взгляд, хорошее предложение Кулика.   
Могу я поставить его на голосование? Создать согласительную комиссию и к        
14-му...                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Геннадий Васильевич, еще раз мотивируйте ваше предложение. (Шум в   
зале.)                                                                          
                                                                                
Подождите.                                                                      
                                                                                
КУЛИК Г.В. Михаил Михайлович, депутаты, давайте решим что-то хоть раз.          
                                                                                
Михаил Михайлович, я обращаюсь к вам, поступите так, как вы поступили вчера:    
снимите этот закон и передайте его в комиссию, которая создана                  
Государственной Думой, по подготовке налоговых законов, с тем чтобы к 15-му     
числу эта комиссия с учетом состоявшегося обмена мнениями, с учетом             
замечаний, которые высказали фракции, поправила этот законопроект и внесла в    
Государственную Думу для рассмотрения его в первом, а если он будет хорошо      
подготовлен, то и в других чтениях.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Михаил Михайлович.                            
                                                                                
ЗАДОРНОВ М.М. Уважаемые коллеги, мы приняли решение, точнее, вы приняли         
решение по этому закону, поэтому вопрос о его снятии в данной ситуации          
бессмыслен. Работать мы готовы. То есть конкретные предложения, которые здесь   
прозвучали (из них значительная часть разумные), мы безусловно, как я уже это   
говорил в выступлении, готовы учесть при доработке закона. Но эти предложения   
должны быть четко сформулированы. Мы, безусловно, их учтем.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, мы вернулись к обсуждению этого       
вопроса.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Геннадий Константинович Волков.                                     
                                                                                
ВОЛКОВ Г.К. Я бы хотел дополнить предложение Кулика, если мы сейчас примем      
такое решение: с обязательным направлением в субъекты Федерации, потому что     
речь о подоходном налоге. Проект должен до 15-го числа вернуться с мнениями     
субъектов Федерации.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, раз уж так, давайте, чтобы не было    
коллизий, я предоставлю представителям каждой фракции и депутатской группы      
время для короткого выступления, а потом определимся голосованием. Иначе, я     
чувствую, мы не сдвинемся с места.                                              
                                                                                
Есть желающие от фракции Компартии Российской Федерации?                        
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Николаевич Решульский.                                       
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С.Н. Уважаемые коллеги, нам, наверное, всем надо успокоиться, а то   
эмоции захлестнули уже весь зал. Я не знаю, о чем говорить, поскольку           
законопроект не прошел голосование. Он не принят в первом чтении. Задорнов      
Михаил Михайлович очень внятно и толково разъяснил, что они готовы работать в   
этой трехсторонней комиссии: Правительство, Госдума, Совет Федерации. Впредь,   
вообще-то, когда кто-то из представителей фракций пожелает выступить от имени   
фракции, давайте договоримся: будем предоставлять это слово. Но неужели вы      
думаете, что от того, что выступили бы четыре фракции, позиция или результаты   
на экране изменились бы? Нет, конечно. Но если есть такое желание, давайте      
предоставлять им слово. Я не вижу здесь сегодня после этого голосования         
вопроса для обсуждения. Давайте, если кому-то надо, дополнительно запишем       
протокольно: отдать это в трехстороннюю комиссию и пусть к 15-му числу          
готовят.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция ЛДПР, есть желающие выступить? Не вижу. "Наш      
дом - Россия"?                                                                  
                                                                                
Боос Георгий Валентинович.                                                      
                                                                                
БООС Г.В. Уважаемая Светлана Петровна, уважаемые коллеги! Нина Петровна очень   
хорошо доложила закон и рассказала о несуразицах, которые там есть. В ходе      
обсуждения были выявлены его недостатки при условии использования одной схемы   
или другой. Если подытожить, то можно сделать вывод: данный закон может быть    
принят только в случае заранее оговоренных условий. Первое условие - не надо    
трогать банковские вклады пенсионеров. Значит, мы должны придумать такую        
схему, при которой эти вклады не трогаются.                                     
                                                                                
Второе условие - не надо трогать малоимущих, уменьшать им сегодня социальную    
помощь, относительно которой мы с вами год думали и ломали головы, как          
добиться этой схемы. Сегодня более или менее мы наладили дело, и у нас          
действительно идет дотация малоимущим и иждивенцам. Не надо их трогать.         
                                                                                
Третье - не надо сейчас трогать вопрос о военнослужащих и приравненных к ним    
лицах. Понятно, что при условии отсутствия финансирования и невозможности им    
иметь другие доходы сегодня не созрел вопрос о том, чтобы вводить подоходный    
налог.                                                                          
                                                                                
Четвертое. Представляется весьма спорным механизм, когда врач, работающий в     
одной больнице за 500 рублей, имеет налогообложение 12 процентов, а работая в   
свободное от работы время в другой больнице за те же самые 500 рублей, будет    
там уплачивать 20 процентов. Это тоже надо будет устранить.                     
                                                                                
Пятое. Возможно, надо рассмотреть вопрос, чтобы сохранить существующую шкалу    
подоходного налога или как-то между собой их состыковать - внесенную и          
существующую. Но обязательно шкала подоходного налога должна быть связана со    
ставками отчислений во внебюджетные фонды, то есть тем социальным пакетом,      
который нам внесен. И мы, кстати, на комитете принимали решение, чтобы эти      
два законопроекта рассматривались вместе. Мы очень удивлены, что сегодня        
второго нет в повестке дня.                                                     
                                                                                
Вот при условии, что эти требования будут выполнены ко второму чтению, наша     
фракция проголосует за этот законопроект.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция "ЯБЛОКО", кто будет выступать? Депутат Шелищ.     
                                                                                
ШЕЛИЩ П.Б., фракция "ЯБЛОКО".                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы сожалеем, что вокруг этого законопроекта возник такой     
ажиотаж просто в связи с несоблюдением принятой процедуры. Мы считаем этот      
законопроект действительно важным, содержащим ряд принципиальных норм,          
которые надо принимать, и будем голосовать за него в первом чтении. Но          
условием нашего голосования за него во втором чтении будет в целом то, о чем    
говорил Георгий Валентинович Боос. Он, мы считаем, правильно сформулировал      
главные недостатки этого законопроекта.                                         
                                                                                
Особенно хотели бы обратить внимание на то, что коль скоро Михаил Михайлович    
Задорнов согласился снять в отношении военнослужащих норму о фактической        
ликвидации налоговых льгот, то, очевидно, он при этом исходил из понимания      
того, что налоговые льготы на сегодняшний день являются частью дохода этих      
категорий, который не повышался в форме зарплаты, денежного довольствия и так   
далее, не повышался достаточно давно. И то, что снята эта позиция пункта 5      
законопроекта в отношении военнослужащих, надо сделать применительно ко всем,   
кто по действующему сегодня законодательству имеет льготы по подоходному        
налогу.                                                                         
                                                                                
Мы также обращаем внимание на противоречие между обложением подоходным          
налогом доходов по основному месту работы и неосновному, о чем также говорил    
Боос. Полагаем, что законопроект должен быть принят с учетом этих замечаний.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аграрная депутатская группа. Депутат Чернышев. (Шум в     
зале.)                                                                          
                                                                                
Я попрошу депутатов успокоиться.                                                
                                                                                
ЧЕРНЫШЕВ А.А. Уважаемые депутаты, я думаю, мы сейчас должны решить вопрос,      
как работать с этим документом. Мы проголосовали фактически против этого        
законопроекта. Депутаты-аграрники также были против. Но мы проголосовали за     
возврат, для того чтобы договориться, как работать. Поэтому мы предлагаем       
вернуть этот законопроект Правительству, работать вместе в комитете по          
бюджету, в комиссии, которая работает по налогам. В эту комиссию дать           
поправки (а поправки уже поступают), с тем чтобы к 14-му числу подготовить      
законопроект с учетом наших поправок.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Группа "Народовластие". Рыжков Николай Иванович.          
                                                                                
РЫЖКОВ Н.И., руководитель депутатской группы "Народовластие".                   
                                                                                
Данилова Нина Петровна в основном выразила наше мнение, она является членом     
нашей депутатской группы. Я не буду сейчас говорить о существе тех проблем,     
которые есть в этом законопроекте, здесь уже сказали, да я думаю, что и не      
дело сейчас обсуждать, мы это уже прошли. Наше мнение такое, что, если и        
дальше этот закон будет направлен на то, чтобы ущемлять интересы малоимущего    
населения (именно ущемлять!) мы, конечно, будем выступать против.               
                                                                                
Мы свое мнение выразили голосованием, и мы не считаем необходимым сейчас        
вернуться к какому-либо голосованию. Пожалуйста, пусть Михаил Михайлович        
работает над этим законом, пусть он изучит все предложения, которые есть. И     
если он созреет к 14-му числу, мы посмотрим: если там будут учтены замечания    
- ну чтож, поддержим, если нет - значит, мы останемся при своем мнении.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. "Российские регионы". Кто выступает? Светлана Юрьевна     
Орлова.                                                                         
                                                                                
ОРЛОВА С.Ю. Уважаемая Светлана Петровна, уважаемые коллеги! Я не делала бы      
сейчас трагедии в зале. Идет абсолютно нормальное обсуждение, потому что        
законопроект коснется каждой российской семьи. И каждый, сидящий в этом зале,   
с точки зрения идеологии прекрасно понимает, что мы недооблагаем налогом то     
богатое население, которое сегодня показывает нам с вами шиш, просто,           
по-русски, шиш, недооблагаем налогом их квартиры, "мерседесы", депозиты,        
векселя, - они прекрасно перегоняют все за рубеж.                               
                                                                                
Я бы предложила две позиции. Первая позиция - фонд оплаты труда. Сегодня        
снижается налоговая нагрузка практически до 27 процентов. Льготы в стране       
сегодня стоят 143 миллиарда. Дефицит бюджета - 132 миллиарда. Давайте не        
будем унижать свое достоинство. Мы прекрасно владеем сегодня техникой           
подготовки законопроектов, может быть, где-то не хуже, чем Правительство.       
Вернем законопроект на доработку, сейчас примем решение, доработаем и внесем    
15-го числа. Это наше с вами решение. Правительство представило. Мы свои        
позиции Правительству высказали. А вот пенсионера, старушку, учителя, которые   
на одной площадке живут с генералом... Генерал не платит подоходный налог, а    
нищий учитель платит подоходный налог.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, я должна зачитать требования          
Регламента, может быть, и представитель Правительства определится: "Если по     
итогам голосования предложение о принятии законопроекта в первом чтении не      
набрало необходимого числа голосов, то он считается отклоненным без             
дополнительного голосования. Это решение оформляется соответствующим            
постановлением Государственной Думы. Отклоненный законопроект дальнейшему       
рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной          
инициативы".                                                                    
                                                                                
Вот поэтому, Михаил Михайлович, может быть, вы приняли бы предложение,          
которое вносил Геннадий Васильевич Кулик: все же отозвать законопроект,         
поработать в согласительной комиссии и внести его нам 14-го числа?              
                                                                                
Светлана Юрьевна Орлова, пожалуйста.                                            
                                                                                
ОРЛОВА С.Ю. Уважаемые коллеги, мы же сами сейчас можем принять решение:         
вернуть на доработку.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не можем мы, потому что нам процедура этого не            
позволяет, я еще раз говорю, если сам автор законодательной инициативы об       
этом не просит.                                                                 
                                                                                
Пожалуйста, Морозов Олег Викторович.                                            
                                                                                
МОРОЗОВ О.В. Уважаемые коллеги, ну мы все запутали, по-моему, до основания.     
Дело вот в чем. Мы проголосовали за то, чтобы вернуться к голосованию. Вопрос   
сейчас только в одном, можно решить проблему только одним образом: мы должны    
вновь проголосовать. Судя по обсуждению, законопроект не наберет вторично       
необходимых 226 голосов, после чего не надо ничего отзывать, совершенно         
правильно было сказано. Законопроект будет считаться отклоненным. Нужно         
работать в нормальном режиме. Но мы высказываем (протокольно) рекомендацию и    
комитету, и Правительству поработать активно и внести на ближайшее заседание,   
например 15-го числа, данный законопроект, на рассмотрение. Вот такая должна    
быть процедура. Сейчас поставить на голосование, а потом...                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МОРОЗОВ О.В. Потому что мы вернулись, мы проголосовали за возвращение.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, да.                                                   
                                                                                
МОРОЗОВ О.В. Так мы вернулись!                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, я могу ставить на голосование?        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тихонов Георгий Иванович.                                 
                                                                                
ТИХОНОВ Г.И. Уважаемая Светлана Петровна, вы же отлично понимаете, что          
Задорнов не может отозвать законопроект, который представляет Правительство.    
Он еще не Председатель Правительства, к сожалению. Ну зачем же его ставить в    
неудобное положение? А остальное мы все проголосовали. Они должны теперь        
нарабатывать новый законопроект на эту же тему, с таким же названием. И         
давайте кончим эти споры.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, я ставлю на голосование: кто за то,   
чтобы принять проект закона в первом чтении? Пожалуйста, определяйтесь          
голосованием.                                                                   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 54 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              180 чел.             40,0%                        
Проголосовало против          182 чел.             40,4%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    363 чел.                                          
Не голосовало                  87 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, дорабатывайте законопроект, вносите в Государственную Думу.