Заседание № 207
09.10.1998
Вопрос:
О проекте федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части изменения порядка прекращения полномочий органов местного самоуправления; статья 49).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5482 по 6012 из 6089
Пункт 23 повестки дня: "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". По поручению Законодательного собрания Краснодарского края докладывает Борис Григорьевич Кибирев. И кто будет выступать? И Мальцев - от Комитета по вопросам местного самоуправления. Пожалуйста, Борис Григорьевич. КИБИРЕВ Б.Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые коллеги! Законодательное собрание Краснодарского края вносит изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и поручило мне доложить вам суть этого законопроекта. О чем идет речь? Принятый еще в 1995 году Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определил в соответствии с Конституцией роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и установил общие принципы его организации. Надо сказать, что этот закон много сделал и делает для утверждения местного самоуправления. Но жизнь все время усложняется, она вносит новые требования, поэтому и проявляются слабые или непроработанные места этого закона. В общем, в предложении краснодарцев сконцентрирована ситуация, которая характерна сейчас для всей России. Россия переживает очень сложные, тяжелые времена и в экономике, и в социальной сфере, и в области нравственности, духовности и так далее. Так вот, среди большого многообразия причин происходящего, наверное, главная причина состоит в том, что у нас неэффективны все ветви и уровни власти. Как-то сложилось так, что и само законодательство, и наша повседневная практика, ну, приводят к тому, что сегодня никто ни перед кем не отчитывается и никто никому не подчиняется. Мы с вами с удовольствием уже три раза слушали послания Президента, но не имели возможности ни высказаться по ним, ни задать вопросы. Наша Дума уже является свидетелем трех составов Правительства, но ни одно Правительство перед парламентом не отчиталось. Ну и, скажем так, мы сами, депутаты Государственной Думы, в соответствии с действующим законом не имеем наказов от избирателей, нет закона о нашем отзыве, то есть тоже до некоторой степени слабо подотчетны своим избирателям. Вот понимание этого в обществе уже созрело. Наверное, подтверждением этому служит недавнее заявление нашего премьера, Примакова Евгения Максимовича, о том, что как-то надо определиться и с нашими губернаторами, которые не выполняют законы или слабо способствуют развитию своих территорий. Прекрасно мы понимаем, что речь не идет о том, чтобы завтра их снимать. Речь идет о том, что надо искать пути законодательного разрешения сложившейся проблемы. Но вернемся теперь к нашим регионам, поскольку предметом нашего обсуждения является закон о местном самоуправлении. Много случаев, масса случаев, когда неэффективен представительный орган местного самоуправления из-за некомпетентности или просто из-за безответственного отношения к своему делу. Слабо работают выборные главы городов и районов. И главная причина в том, что нельзя их заставить отчитаться или привлечь к ответственности за эти упущения. Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статье 49 предусматривает такие меры ответственности. Я хочу напомнить вам положения пункта 3 статьи 49: в случае, если судом устанавливается нарушение Конституции, местных уставов или федеральных законов со стороны выборного органа местного самоуправления либо должностного выборного лица, представительный орган субъекта, получив от вышестоящего суда подтверждение того, что нижестоящий суд правильно определил нарушения законодательства, может поставить вопрос о несоответствии деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц, прекратить их полномочия и назначить новые выборы. Ну, наверное, вы все это прекрасно знаете и в своих регионах имеете подобные примеры. Когда возникает ситуация, какой-то конфликт, скажем, между главой региона и местным самоуправлением, то разрешить его на основе этой статьи просто невозможно. Почему невозможно? Дело в том, что вот это положение, определение о подтверждении вышестоящим судом нарушения, допущенного органами местного самоуправления, как юридическая норма никакими законодательствами и регламентами у нас не предусмотрена. В соответствии с действующим законодательством обстоятельства, установленные судом (речь идет о суде первой инстанции) по результатам судебного разбирательства, и судебное решение, выраженные в соответствующем судебном акте, признаются истинными и никакому дополнительному подтверждению не подлежат. И нет такой юридической нормы, как заключение вышестоящего суда на решение суда нижестоящего. Нет процедуры такой, как это дело слушается: с приглашением свидетелей, или без свидетелей, или просто по анализу материалов. Вот Законодательное собрание Краснодарского края, столкнувшись с такой ситуацией, и вносит в пункт 3 статьи 49 изменение. Ну, оно у вас на руках имеется. Я не буду его зачитывать, скажу только, что оно полностью, дословно повторяет статью 49, исключая один пункт: исключая необходимость обращения представительного органа государственной власти региона после принятия решения судом первой инстанции, так сказать, за подтверждением в вышестоящий суд и предоставления ему вот этого подтверждения. Это, во-первых, приводит данный закон в соответствие с Конституцией, ибо согласно части 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Осуществление судом общей юрисдикции в рамках какого-либо из указанных видов судопроизводства действий, предусмотренных пунктом 3 статьи 49 действующего федерального закона, невозможно. Наверное, у предложения Законодательного собрания Краснодарского края будут и оппоненты, и они могут приводить в свою пользу такие аргументы, что, мол, такое предложение может ограничить до некоторой степени права субъекта, извините, представительных органов местного самоуправления и осуществлять какое-то давление на суд при принятии решений. Я еще раз хочу повторить, что судебный порядок определения правомерности действий представительного органа и должностных лиц остается и что субъектом возбуждения вопроса относительно этих органов местного самоуправления является представительный орган субъекта Федерации. Таким образом, мы ничего не нарушаем, а только приводим в соответствие с действующим порядком. Принимая во внимание большое общественное значение инициативы и самого содержания этого законопроекта, я призываю вас поддержать его в первом чтении. Тут есть возможность еще поработать и дальше, ибо это послужит повышению ответственности, значит, и эффективности действий местного самоуправления, то есть благу народов России. Благодарю вас за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот так: законопроект на один абзац, а какая речь! Борис Григорьевич, пока присаживайтесь. Я предоставляю слово Мальцеву Александру Николаевичу от Комитета по вопросам местного самоуправления. (Шум в зале.) Один говорит: во благо народа, другой скажет сейчас: против народа. Мы потом будем голосовать. Пожалуйста, Александр Николаевич. МАЛЬЦЕВ А.Н. Уважаемые депутаты, уважаемый председательствующий, уважаемые приглашенные! Внесенный Законодательным собранием Краснодарского края проект федерального закона, который только что доложил нам уважаемый Борис Григорьевич Кибирев, направлен на изменение процедуры решения действительно чрезвычайно важного вопроса для осуществления местного самоуправления. Я не буду рассказывать все, что у меня тут написано нашими экспертами, а просто хочу изложить аргументацию, которая идет как от юридических норм, так и от жизни самой. Прежде всего, для чего вводилась такая норма в закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"? Совершенно очевидно было, что местному самоуправлению, его становлению в Российской Федерации препятствуют прежде всего субъекты Федерации в лице главным образом губернаторов, которые не понимают, что местное самоуправление является для них колоссальной опорой, а вовсе не каким-то врагом, хотя конфликты, безусловно, имеют объективный характер, особенно из-за финансов и собственности. Но это не значит, что мы должны действовать по тому же самому принципу, по которому у нас привыкли действовать многие губернаторы: ты начальник - я дурак, я начальник - ты дурак, извини, так сказать, подчиняйся и делай, как я тебе велю. Ничего подобного! Местная власть сейчас самостоятельна в пределах своей компетенции. Ищут всякого рода рычаги, управу на местную власть. У нас вполне достаточно законодательных рычагов уже в данный момент. Местная власть подконтрольна, подотчетна прежде всего населению, но также и государственным органам власти - в рамках закона в той степени, в которой это установлено законом. С нашей точки зрения, этих рычагов вполне достаточно для того, чтобы найти управу на любого главу местного самоуправления, на депутатов, если они систематически нарушают закон, но нельзя допустить произвола по отношению к местным властям. Та норма, которую хотят устранить из федерального закона, и является весьма существенной гарантией недопущения такого произвола. Вы посмотрите, что на самом деле происходит сейчас на местном уровне. Я встречаюсь постоянно с главами местного самоуправления, с депутатами и сельсоветов в том числе. Сейчас идут судебные иски от граждан Российской Федерации. Очень часто они идут именно в сторону местных властей за то, что местные власти не обеспечивают выплату детских пособий, пенсий, оплату по бесплатным рецептам и так далее, и так далее. То есть это касается именно тех функций, государственных функций, которые государство, передавая их на местный уровень, должно подкреплять финансами. Не подкрепляют, не дают дотаций - то с федерального уровня, то с уровня субъекта Федерации! Эти иски граждане начинают выигрывать. Таким образом, получается, что местные власти нарушают законы (и это подтверждено судами первой инстанции), будучи без вины виноватыми. Они нарушают законы не потому, что они не хотят этого делать, а потому, что им средства не перечисляются на исполнение этих функций. Блокируются счета местных властей, и все деньги направляются на эти выплаты. Нельзя осуществлять выплаты на другие цели, например, на содержание коммунального хозяйства, дорожной сети и так далее, и тому подобное. Очень просто законодательное собрание, которое заинтересовано в том, чтобы перевести стрелки на местные власти (у которых тоже достаточно дефицитные бюджеты, так же, как и на уровне субъекта Федерации), найдет управу на любого главу местного самоуправления, который энергично требует осуществлять финансирование по тем государственным функциям, которые поручено исполнять местному самоуправлению. Очень просто найдут они управу на тех депутатов, которые принимают какие-то решения, по недостаточной грамотности (этого хватает еще у местных властей) иногда пытаясь, как говорится, как-то защитить интересы местных властей. Нам представляется, что в этой ситуации устранять очень важную гарантию самостоятельности местного самоуправления и лишать его каких-то определенных возможностей решать не только местные проблемы, выполнять не только функции местного самоуправления, но и государственные функции, а также требовать финансирования исполнения этих государственных функций, совершенно невозможно. И нельзя, и неправильно ни по существу, ни по юридической форме. Теперь о юридической форме. Напрасно говорит Борис Григорьевич, что нет такой нормы, как заключение суда. Есть такая норма. Она есть в Конституции - заключение Верховного Суда. Ее нет в процессуальном законодательстве, в гражданском процессуальном законодательстве. Но что же нам мешает ее туда ввести? Что мешает ее ввести тем, кто требует противоположного - устранения произвола по отношению к местным властям? Давайте введем. Между прочим, заключение Правительства (положительное по отношению к комитету, к позиции комитета, и отрицательное по отношению к внесенному законопроекту) дает эту самую рекомендацию. Давайте внесем законом, поручим нашему комитету по законодательству внести такую норму, как заключение Верховного Суда субъекта Федерации, областного, краевого суда субъекта Федерации, в гражданское процессуальное законодательство, и тогда и процессуальная норма будет исполнена, и, по существу, будет сохранена та гарантия, которая необходима. Мне хотелось бы еще сказать, что ведь такие попытки... Вот мы видим по форме как бы проблему юридическую и даже государственного управления, как нам представляют, что такое решение повысит эффективность местных властей. Ничего не повысит! По существу, здесь речь идет о попытке восстановить жесткую вертикальную систему государственного управления только под некоторыми такими ширмочками, и это осуществляется в самых разных формах. Конституционный Суд 16 октября 1997 года уже рассматривал обращение по этой статье высшего законодательного органа Республики Бурятия, в котором делается попытка опровергнуть конституционность вообще вот этой нормы, этого пункта статьи 49. Конституционный Суд признал ее по всем позициям абсолютно конституционной и подтвердил неправомерность по всем позициям этих требований, так сказать, обвинения исковой стороны. Я заканчиваю свое выступление. Считаю абсолютно недопустимым принимать этот закон, потому что тогда мы действительно ставим местные власти в совершенно безвыходное положение. Заваленные сейчас судебными исками, вынужденные по ним отвечать за государственные органы власти, они становятся абсолютно манипулируемыми. То есть нет уже той защиты квалифицированного судебного органа областного уровня, который дает им возможность сейчас в этой ситуации еще как-то выкручиваться. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Уважаемые депутаты, вопрос очень ясный. Будем ли мы устраивать дебаты? Вот есть настаивающие все-таки. Ну, Кибирев... Борис Григорьевич, ну вы выступили уже. Я до заключительного слова еще не дошел. У нас еще начнется дискуссия. Вот, видите, у нас, даже стоя уже, требуют слова - не то что сидя, стоя уже требуют. От фракции КПРФ кто будет выступать? От фракции ЛДПР - Вишняков. ВИШНЯКОВ В.Г. Ну, я так понял, что это не вопрос, а уже выступление. Да, Владимир Александрович? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, это выступление. ВИШНЯКОВ В.Г. Хорошо. Я понимаю пафос Мальцева Александра Николаевича. Да, действительно на первый взгляд это все антидемократично, но мы ведь это уже закрепили, Александр Николаевич. Ведь именно в законе "Об общих принципах..." мы уже заложили прекращение полномочий местных органов самоуправления должностных лиц, выборных должностных лиц. Эта же норма существует. И суть поправки состоит в том, чтобы ликвидировать лишнюю ширмочку, о которой вы говорили. Согласно закону первичная судебная инстанция принимает решение (а это право у нее закреплено пунктом 2 статьи 120 Конституции) о том, что суд, установив при рассмотрении дел несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Это право закреплено за ним Конституцией. Весь сыр-бор разгорелся из-за того, что это решение суда подвергается контролю со стороны вышестоящего суда, и только лишь после заключения вышестоящего суда (краевого или областного) областной, краевой представительный орган может использовать статью 49, пункт 3. Если вы посмотрите практику, то эта излишняя процедура, не предусмотренная, кстати, нигде, ни в одном процессуальном кодексе - ни в гражданском, ни в уголовном, на деле превращается в средство, которое, по существу, парализует всю работу, связанную с устранением нарушений органами местного самоуправления Конституции и других федеральных законов. Если бы вы были на местах, то вы поняли бы, что норма Конституции, согласно которой органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, красивая, демократичная на первый взгляд, повлекла за собой полную безответственность должностных лиц местных органов самоуправления. И они творят на своей территории все, что хотят, творятся бесчисленные безобразия, и никак нельзя его, это должностное лицо призвать к порядку. О чем идет речь? Сохранить весь порядок, предусмотренный пунктом 3 статьи 49 закона, уже принятого нами, но исключить лишь только вот этот момент, связанный с заключением, которое дает вышестоящий суд на решение, уже принятое органом нижестоящим. А что это значит? В мировой практике нет случая, когда решение, принятое судом первой инстанции, который независим и его решения никто не вправе отменить, если нет кассационной или надзорной жалобы, должно еще подвергаться оценке вышестоящим судебным органом. Да, действительно это ненужная, совершенно излишняя процедура, ставящая под вопрос независимость судей. Поэтому если исходить из практики (а если взять Краснодарский край, то там много беззакония на местах, о чем мы сегодня, кстати, и говорили уже), то оперативное вмешательство вышестоящего органа представительной власти по отношению к выборным должностным лицам (я бы оставил в покое местные представительные органы - они выборные органы, зачем их разгонять?!), которые абсолютно бесконтрольны на местах, оставить с учетом высказанной только что поправки. И тогда мы с вами приступили бы к восстановлению системы вертикальной власти (а по прежней Конституции система всех органов власти была единой сверху и донизу), сделали бы первый шаг по воссозданию единой государственной власти, а не разбивали бы ее по уровням, не разваливали бы ее, как это сейчас и происходит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "НДР"? От фракции "ЯБЛОКО" - Митрохин. Сергей Сергеевич, пожалуйста. МИТРОХИН С.С., фракция "ЯБЛОКО". Я еще раз хочу напомнить то, что сказал Александр Николаевич Мальцев. Статья 49 подвергалась тщательному рассмотрению в Конституционном Суде. Народный Хурал Республики Бурятия специально обратился в Конституционный Суд именно с тем, чтобы Конституционный Суд подтвердил его право отстранить от должности мэра одного из муниципальных образований, конкретно - мэра города Улан-Удэ. Конституционный Суд полностью подтвердил конституционность всех положений статьи 49. После этого Народный Хурал благополучно осуществил эту процедуру. Это я говорю тем депутатам, которые не знают о том, что прецеденты подобной практики уже существуют в России. В чем состоит опасность этой статьи? Вот в этой чрезмерной легкости, с которой могут быть отстранены должностные лица местного самоуправления, даже органы местного самоуправления: согласно статье 49, как известно, может быть не только уволен мэр, но и распущен представительный орган местного самоуправления. Так вот, для того чтобы это не осуществлялось с легкостью необыкновенной, статья 49 предусматривает двухступенчатую процедуру. На первой стадии этой процедуры представительный орган субъекта Федерации действительно должен обратиться в суд за заключением. Эта процедура крайне необходима для того, чтобы устранить те невероятные конфликты, которые могут возникнуть в случае легкости снятия или роспуска представительного органа местного самоуправления. Уже на этой стадии, на стадии обращения областного Законодательного собрания в суд, это должностное лицо или этот представительный орган могут исправить свою ошибку и отказаться от той нормы, которая признана неконституционной. Таким образом, на ранней стадии будет устранен этот конфликт, то есть профилактическое значение этой нормы исключительно велико. Если же мы пойдем по тому пути, который предлагает Законодательное собрание Краснодарского края, то у нас можно будет снять всех кого угодно. Ведь практика нарушения допускается всеми органами власти, включая, кстати, и Государственную Думу. Это постоянная практика, и в порядке вещей, когда суд устанавливает те или иные нарушения, и эти нарушения после устраняются соответствующим органом. Если за любое это нарушение или даже неоднократные мелкие нарушения можно снимать представителя власти или распускать представительный орган, то мы просто получим всеобщую войну всех против всех органов власти, мы получим всеобщую анархию. Это безумие! И в этой связи также удивляет двойная мораль, с которой законодательный орган Краснодарского края подходит к этой проблеме. Вот недавно выступал министр юстиции Крашенинников и сказал, что Краснодарский край, краевое Законодательное собрание и губернатор Краснодарского края являются самыми злостными нарушителями российского законодательства. Поэтому вызывает удивление... Ну давайте зададим вопрос докладчику от Краснодарского края: допускает ли он, что после того, как законом будет установлено нарушение Законодательным собранием Краснодарского края федеральных законов, может вступить в силу аналогичное положение и что после этого это Законодательное собрание должно быть распущено? Вот, допустим, установлено, что закон, касающийся запрещения вывоза товаров из Краснодарского края, или постановления губернатора незаконны. Сразу после этого отстранить от должности губернатора и распустить законодательное собрание, причем сделать это одновременно. Применима ли вот такая логика к уровню субъектов Федерации или нет? Конечно, если мы пойдем по этому пути, то дойдем до полного абсурда. Нужна, действительно нужна процедура, безусловно ограничивающая произвол властей на всех уровнях, но эта процедура не должна быть такой элементарной, она не должна быть такой легкой. Иначе действительно мы получим всеобщий обвал и всеобщую войну в органах власти сверху донизу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Достаточно? Пожалуйста, Борис Григорьевич, заключительное слово... Геннадий Иванович, вы от группы, да? Райков Геннадий Иванович - от группы "Российские регионы". Пожалуйста. РАЙКОВ Г.И. Уважаемые депутаты, буквально несколько слов относительно этого закона. Прав предыдущий выступающий, я не буду повторять его доводы. Сегодня этот порядок оговорен. Да, процедура, которая оговорена сегодня, несколько длительная. Но она, по крайней мере, четкая и ясная и не дает возможности самопроизвольно распускать органы местного самоуправления. Поэтому наша группа не поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель Правительства. Владислав Николаевич, можете от имени Правительства высказать мнение по данному закону? ТУМАНОВ В.Н. Уважаемые депутаты, Правительство при рассмотрении данного законопроекта исходит исключительно из правовой проблемы, которая зафиксирована в законопроекте. Действующее законодательство, в частности статья 49 закона "Об общих принципах организации местного самоуправления...", закладывает механизм ответственности местных органов самоуправления. И прежде всего закладывается контроль за деятельностью органов местного самоуправления. Согласно действующему законодательству имеется следующий порядок, о котором уже достаточно подробно высказались выступающие. Первое. Принимает решение о незаконности деятельности того или иного органа местного самоуправления суд низшей юрисдикции, то есть районный суд должен принять решение о том, что тот или иной акт органа местного самоуправления незаконен. Затем принимается заключение судебного органа республиканского или областного уровня о незаконности действий органа местного самоуправления уже как окончательное решение. Совершенно обоснованна точка зрения представителя Краснодарского края на то, что действующее гражданское процессуальное законодательство не дает четкого механизма рассмотрения этого вопроса. Поэтому в своем заключении Правительство исходит именно из несоответствия норм, которые закладываются, сегодня существующим реалиям и нормам гражданского процессуального права, и считает, что до рассмотрения и внесения соответствующих изменений в гражданское процессуальное законодательство рассматривать данный законопроект нецелесообразно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель Президента. Пожалуйста, Александр Алексеевич. КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Мне особо добавить нечего к тому, что было сказано депутатами. Предлагаемый законопроект существенно ухудшает положение органов местного самоуправления, фактически действительно разрешает произвол в отношении этих органов. Я напомню, что статья 49 основного закона "Об общих принципах организации местного самоуправления..." устанавливает две дополнительные и весьма существенные гарантии деятельности органов местного самоуправления. Во-первых, обязательно обращение только законодательного (представительного) органа субъекта Федерации, и не в суд первой инстанции, то есть не в районный суд, а как минимум в областной суд. Предлагаемая же редакция закона предполагает обращение любого субъекта, любого гражданина в любой суд. И как совершенно правильно сказал Александр Николаевич Мальцев, на основании того, что глава администрации не обеспечивал выплату детских пособий, может быть принято решение об отстранении его от должности. Это действительно может породить массовый произвол. Я думаю, что справедливости ради депутаты от Краснодарского края могли бы пояснить, в связи с чем возник этот законопроект. Губернатор края принял решение отстранить от должности избранного мэра города Новороссийска, снять с должности начальника управления ФСБ, начальника управления налоговой полиции и так далее. Но поскольку это не удалось сделать сразу, предпринимается попытка вот таким образом провести закон, упрощающий эту процедуру. Затем, естественно, два обращения любых граждан в суд, получение заключения о том, что действия мэра нарушают такой-то закон, и мэр отстранен. Естественно, что это не гарантия, это произвол. Поэтому именно в целях защиты прав органов местного самоуправления, сохранения нормальной, законной процедуры их ликвидации, если возникает такая необходимость, предлагается данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово Бориса Григорьевича Кибирева. Пожалуйста. КИБИРЕВ Б.Г. Уважаемые коллеги! Если прийти со стороны, сесть у нас в зале и послушать, как высокие должностные лица здесь говорят речи... Ну это чудовищно! Это абсурд! Выступает господин Митрофанов (ну, Бог с ним, как говорится)... Мы обсуждаем статью 49, а он какого-то сюда Кондратенко... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Митрохин, видимо. Митрохин, а не Митрофанов. КИБИРЕВ Б.Г. Митрохин. Извините, пожалуйста. Александр Алексеевич, я вас очень уважаю, но зачем же так? Закон внесен законодательным собранием в июне 1998 года. Какое отношение имеет постановление Правительства, которое принято в сентябре, по поводу ворья в портах города Новороссийска? Вы ошиблись. Я прошу прощения, но оно никакого отношения не имеет. Я думаю, что мне очень хорошо помог ответить на вопросы всех оппонентов уважаемый мною Александр Николаевич Мальцев, ибо он поставил вопрос и сам на этот вопрос ответил. Он сказал: да, сегодня наше законодательство ни в коей мере не разрешает использовать ту процедуру, которая заложена в статье 49, ибо в природе такого юридического понятия, как заключение вышестоящего суда по поводу решения нижестоящего суда, не существует. И Александр Николаевич призвал принять этот закон. Нет сегодня такого закона, а мы все рассматриваем с точки зрения действующего законодательства. Уважаемый представитель Правительства тоже предложил рассмотреть этот закон. Вот когда мы рассмотрим закон, тогда мы и будем принимать решение, а сегодня я просто хочу обратить ваше внимание на одно обстоятельство. Дорогие мои, ну не все читали! Кому интересно, посмотрите: желтым написано о том, как есть, а рядом - как предлагается. До последней запятой, до единого слова все сохраняется: решение суда о нарушении закона, рассмотрение этого вопроса в представительном органе субъекта. Дальше. Принятие закона представительного органа субъекта о роспуске нарушившего закон представительного органа местного самоуправления и назначение новых выборов. Ни одного слова здесь о каком-то ущемлении, о каком-то гонении! Короче говоря, смысл закона сводится к одному: убрать такое неюридическое определение, как определение суда, и тогда все становится на место. Благодарю вас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ой, Борис Григорьевич, в свое время Бисмарк в Эмсской депеше две запятые переставил - война началась между Францией и Германией. Ладно, обсудили. (Выкрики из зала.) Достаточно, Александр Николаевич. Нет, извините, уже все, с заключительным словом выступили. Ставится на голосование данный законопроект. Не шумите, голосуйте. (Выкрики из зала.) Что? Я вам потом расскажу, что в Германии. Голосуйте. Голосуется проект закона в первом чтении, прошу определиться голосованием. (Шум в зале.) Я ничего не знаю вообще, я Регламент знаю. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 48 мин. 14 сек.) Проголосовало за 171 чел. 38,0% Проголосовало против 72 чел. 16,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 244 чел. Не голосовало 206 чел. Результат: не принято Не принимается законопроект.