Заседание № 85

04.04.2001
Вопрос:

О Федеральном законе "О внесении изменений и дополнения в статью 64 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" (в части нормализации экспорта и импорта ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов и услуг в области использования атомной энергии; в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1561 по 1576 из 6085
Вопрос 6: Федеральный закон "О внесении изменений и дополнения в статью 64      
Федерального закона "Об использовании атомной энергии" докладывает депутат      
Государственной Думы Иван Игнатьевич Никитчук. С места.                         
                                                                                
Микрофон включите, пожалуйста.                                                  
                                                                                
НИКИТЧУК И. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
У меня та же самая аргументация. Это закон прошлого созыва. Президент не        
подписал его. Сейчас, по сути дела, требуется новая редакция. Поэтому я прошу   
снять этот закон с дальнейшего рассмотрения.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Также на "час голосования", Иван Игнатьевич.              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1787 по 1803 из 6085
Шестой пункт. Голосуется закон, здесь такая же мотивировка. Ставлю на           
голосование: снять с дальнейшего рассмотрения. Пожалуйста, голосуйте.           
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 09 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              349 чел.             77,6%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    349 чел.                                          
Не голосовало                 101 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Снимается.                                                                      
                                                                                

Заседание № 283

22.09.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнения в статью 64 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" (в части нормализации экспорта и импорта ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов и услуг в области использования атомной энергии).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 663 по 785 из 7663
Рассматривается пункт 4 повестки дня. Александр Адрианович Поморов              
докладывает проект федерального закона об изменениях в закон "Об                
использовании атомной энергии". Законопроект третьего чтения.                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПОМОРОВ А.А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемые депутаты, я напоминаю вам, что речь идет о расщепляющихся             
материалах, с которыми люди еще не научились обращаться. Мы работали над этим   
законопроектом упорно, долго, глубоко, изучали настроение научной               
общественности, технической общественности, администраций там, где имеют дело   
с расщепляющимися материалами, и внесли этот закон в парламент Российской       
Федерации. 7 апреля за него проголосовало большинство, против оказались         
только двое. Во втором чтении 24 июня против никто не был.                      
                                                                                
Мы изучали мнение регионов, повторяю, там, где имеют дело с расщепляющимися     
материалами. Считают руководители, что этот закон нужен, что он вносит          
определенный порядок, улучшает экологию, дисциплинирует производство, а         
главное, лишает тех, кто хотел бы поживиться на этих надвалютных материалах,    
такой возможности.                                                              
                                                                                
Помимо всего прочего, мы направляли законопроект в ряд конгрессов, в ряд        
парламентов зарубежных стран, с тем чтобы изучить порядок обращения с этими     
материалами за рубежом. Изучение показало, что за рубежом с этими материалами   
обращаются значительно строже, чем в России. И мы этот способ использовали.     
                                                                                
Кроме всего прочего, мы с вами 2 июня прошлого года направляли Счетную палату   
для проверки обращения с этими материалами в торгующие организации. Счетная     
палата обнаружила массу нарушений, которые учитываются этим законопроектом и    
предупреждаются им. Поэтому этот закон, по нашему мнению и по мнению            
научно-технической и административной общественности, нужен, он наводит         
должный порядок и сберегает огромные средства государству.                      
                                                                                
Просил бы, как в первом и во втором чтении, поддержать этот полезный для        
страны закон.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Адрианович.                            
                                                                                
Депутат Овченков.                                                               
                                                                                
ОВЧЕНКОВ В.И., фракция "Наш дом - Россия".                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, я бы просил обратить внимание на такой момент. С             
вступлением в действие этого закона мы не сможем строить атомные                
электростанции за рубежом. Можно будет строить только по закону, который        
должен отдельно приниматься. Считаю, что это неправильно в данном случае. И     
мне кажется, что закон должен иметь более узкое направление, связанное именно   
с ядерными технологиями, с распространением ядерного оружия в том числе.        
Нужно выделить как-то вот такой момент, о котором я сказал.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - депутат Иваненко Сергей Викторович.          
                                                                                
ИВАНЕНКО С.В. Уважаемый Борис Юрьевич, мы нарушаем Регламент. Мы вчера          
приняли решение о том, что во время "часа голосования" никакого обсуждения не   
проводится. Мы просто сейчас нарушаем Регламент.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иваненко абсолютно прав.                          
                                                                                
Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы указанный законопроект принять в        
третьем чтении? Прошу голосовать.                                               
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Таких нет.                           
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 26 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              216 чел.             48,0%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    216 чел.                                          
Не голосовало                 234 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект в третьем чтении по итогам этого голосования не принят.            
                                                                                
По порядку ведения - депутат Семаго. (Выкрики из зала.)                         
                                                                                
СЕМАГО В.В. К сожалению, я взял слово не для того, чтобы попросить вас          
переголосовать, а для того, чтобы на ближайшем заседании Совета                 
Государственной Думы руководители фракций отчитались перед Советом о явке       
депутатов Государственной Думы на свои рабочие места. Потому что если мы        
принимаем регламентные нормы, которые заставляют нас работать серьезно, то      
надо и работать серьезно. А то, что происходит сейчас в зале, по-моему, ни в    
какие ворота не лезет. Вот это я хотел сказать.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Поморов предлагает вернуться к голосованию по     
доложенному им законопроекту. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы           
вернуться к голосованию по законопроекту о внесении изменений в закон "Об       
использовании атомной энергии"? Идет голосование о возврате к голосованию.      
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать? Таких нет.                           
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 28 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              230 чел.             99,6%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,4%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    231 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Вернулись к голосованию по этому законопроекту.                                 
                                                                                
Повторно ставлю на голосование. Кто за то, чтобы указанный законопроект         
принять в третьем чтении? Прошу голосовать.                                     
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Таких нет.                           
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 28 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              242 чел.             53,8%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    4 чел.              0,9%                        
Голосовало                    246 чел.                                          
Не голосовало                 204 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят. 242 голоса.                                                

Заседание № 276

24.06.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнения в статью 64 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" (в части нормализации экспорта и импорта ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов и услуг в области использования атомной энергии; принят в первом чтении 7 апреля 1999 года с названием "О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4259 по 4410 из 6856
Пункт 20. Виктор Иванович Илюхин. Отсутствует. (Выкрики из зала.) Нет,          
коллеги, я иду по порядку. 21-й, да. Следующий - пункт 21: о проекте            
федерального закона "О внесении изменений и дополнения в статью 64              
Федерального закона "Об использовании атомной энергии" (второе чтение).         
Александр Адрианович Поморов, пожалуйста.                                       
                                                                                
ПОМОРОВ А.А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Геннадий Николаевич! Закон был принят 7 апреля     
при одном голосе против. Комитет при доработке проекта обратился ко всем        
регионам, производящим атомную продукцию, получил 24 отзыва, все они            
положительные, за исключением отзыва законодательного органа Дагестана,         
который поддерживает это, но вносит фиксированный срок утверждения              
Государственной Думой акта продажи ядерных материалов.                          
                                                                                
Что касается Правительства и Президента - они остались на прежних позициях.     
Всего поправок - восемь. Пять поправок мы предлагаем принять. Это поправки,     
уточняющие название закона, уточняющие саму формулу, - только уточняющие, не    
меняющие его значения.                                                          
                                                                                
Поэтому, имея в виду, что в Государственной Думе есть огромное количество       
материалов, практически все комитеты рассматривали сложность отношений с        
зарубежными странами по ядерным материалам, учитывая, что мировой опыт уже      
прошел то, к чему мы приближаемся (то есть парламентский контроль за этими      
особыми веществами), практически все руководство Государственной Думы           
подписывало документы в адрес Правительства и Президента, почти все комитеты,   
и этот законопроект учитывает сложившуюся ситуацию и выводит ее на              
правильный, хороший путь - государственный контроль. Просил бы рассмотреть      
быстро и принять его во втором чтении.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У фракций и депутатских групп есть ли вопросы    
по таблицам поправок? (Выкрики из зала.) Сейчас, сейчас.                        
                                                                                
Депутат Мартюшов, пожалуйста.                                                   
                                                                                
МАРТЮШОВ С.Н. Скажите, пожалуйста, таким образом, каждая сделка по экспорту     
ядерных материалов должна у нас проходить отдельным федеральным законом, то     
есть это будет процедура на полгода - принятие каждой такой коммерческой        
сделки.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поясните.                                                 
                                                                                
ПОМОРОВ А.А. Мы советовались с Министерством по атомной энергии, которое в      
свое время высказывало эти же соображения, но когда посчитали количество        
сделок и календарное время, они это возражение сняли.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы по поправкам? Так, уважаемые          
коллеги, здесь таблицы перепутаны, подколота сначала таблица отклоненных        
поправок. Поэтому возьмите вторую таблицу - принятых поправок. Ставлю на        
голосование: согласиться с предложением комитета в части принятия поправок.     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 49 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              233 чел.             51,8%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    233 чел.                                          
Не голосовало                 217 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставлю на голосование другую таблицу.                                           
                                                                                
Пожалуйста, представитель Президента - по этой таблице.                         
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты                 
Государственной Думы! Я прошу поправку 1 - Президента Российской Федерации -    
из таблицы отклоненных поправок поставить на отдельное голосование.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Ставлю на голосование таблицу отклоненных         
поправок: согласиться с предложением комитета в части отклонения поправок, за   
исключением поправки 1. Пожалуйста, голосуйте.                                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              240 чел.             53,3%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    240 чел.                                          
Не голосовало                 210 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Так, таблица принимается.                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Александр Алексеевич, - мотивировку по поправке 1.                  
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты                 
Государственной Думы! Вот как раз один из вопросов, прозвучавших в этом зале,   
говорит о сложности этой поправки. Неверно здесь сказано было, что это будет    
общий какой-то закон. Здесь сказано: в каждом конкретном случае каждая партия   
ядерного топлива, радиоактивных веществ и так далее будет оформляться           
федеральным законом. Не говоря уже о том, что это является одной из важнейших   
статей нашего экспорта, приносящей, ну, приличное количество валюты, если мы    
на каждую партию ТВЭЛов, которую будем поставлять на западные электростанции,   
с которыми у нас заключены договора, будем оформлять федеральный закон, у нас   
с вами не будет потом ни одного контракта, потому что от работы с нами просто   
откажутся, если каждую партию мы по полгода будем проводить федеральными        
законами.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Адрианович.                         
                                                                                
ПОМОРОВ А.А. Мы очень тщательно это замечание Президента проработали. Я еще     
раз хотел бы обратить ваше внимание на то, что мы год назад направили Счетную   
палату с проверкой торговли ядерными материалами. Счетная палата не пришла к    
такому выводу, что это затруднит какую-то торговлю. Мы изучили вопрос с         
атомщиками всех производящих регионов, в том числе с Арзамасом и с              
министерством, - все они пришли к выводу, что здесь затруднений нет,            
поскольку актов таких в течение года минимальное количество. Это значительно    
меньше, чем мы приняли с вами в постановлении о распределении продукции,        
скажем по нефтяной промышленности.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование: согласиться с поправкой            
Президента по статье 1 - то, что озвучивал Александр Алексеевич.                
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 52 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              102 чел.             22,7%                        
Проголосовало против           77 чел.             17,1%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    179 чел.                                          
Не голосовало                 271 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка остается в числе отклоненных.                                          
                                                                                
Ставлю на голосование: принять законопроект во втором чтении. (Шум в зале.)     
Второе чтение. (Шум в зале.) Нет, ну что? Мы оглашали. Сейчас, еще у нас        
десять минут.                                                                   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 52 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              253 чел.             56,2%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    253 чел.                                          
Не голосовало                 197 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Во втором чтении принимается.                                                   

Заседание № 273

18.06.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнения в статью 64 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" (в части нормализации экспорта и импорта ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов и услуг в области использования атомной энергии; принят в первом чтении 7 апреля 1999 года с названием "О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 417 по 425 из 7453
ПОМОРОВ А.А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Поморов - по карточке Темиржанова.                                              
                                                                                
Комитет по внутренним причинам снимает 21-й вопрос, Геннадий Николаевич.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это ваш закон, вашего комитета?                           
                                                                                
ПОМОРОВ А.А. Да.                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 872 по 874 из 7453
Депутат Поморов от имени комитета предложил перенести рассмотрение пункта 21    
на следующую неделю. Не надо голосовать, это законопроект этого комитета.       
Возражающих нет?                                                                

Заседание № 251

07.04.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" (в части экспорта ядерных материалов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4692 по 5235 из 6298
Пункт 14 повестки дня. Александр Адрианович Поморов - "О внесении изменений и   
дополнения в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии".              
Законопроект первого чтения.                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПОМОРОВ А.А. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые коллеги! Предлагаемый           
законопроект вносит изменения в статью 64 Федерального закона "Об               
использовании атомной энергии" с целью остановить продажу ядерных материалов    
в условиях беспредела, как это водится до сих пор, с тем чтобы это              
регулировать соответствующим федеральным законом. Только и всего. Захотело      
Правительство продать определенное количество расщепляющихся материалов - это   
оформляется федеральным законом.                                                
                                                                                
Необходимость такого шага продиктована многолетней борьбой против беззакония    
в этом важнейшем деле и целесообразностью развернуть огромные потоки денег в    
направлениях, нужных стране.                                                    
                                                                                
Расщепляющимся материалам уделялось пристальное внимание как Государственной    
Думой прошлого созыва, так и нынешним составом. Письма и запросы в разные       
государственные структуры, а также премьерам Российской Федерации и             
Президенту по этому поводу направили семь комитетов Государственной Думы.       
Руководителями пяти фракций и депутатских групп было дано более 30              
депутатских запросов, три письма Президенту страны подписаны Председателем      
палаты. Проведено восемь парламентских слушаний.                                
                                                                                
Чем продиктовано столь широкое внимание к этим материалам? Во-первых, в ходе    
их накопления в течение 50 лет народ лишился многого, чтобы защититься от       
акций, подобных тем, какие НАТО ныне совершает над Югославией. Надо было уже    
в то время создать атомное оружие и выжить. А стоил этот отказ народу решения   
многих социальных проблем: жилья, продовольствия, дорог, уровня жизни.          
                                                                                
Во-вторых, эти материалы и теперь составляют мощь страны. При всей нашей        
разрухе благодаря ядерному щиту с нами считаются великие государства.           
                                                                                
В-третьих, они практически не имеют шкалы стоимости, они выше стоимости, они    
выше всех валют.                                                                
                                                                                
В-четвертых, это перспективная энергетика для человечества. Хотел бы            
подчеркнуть, что одна тонна урана-235 по энергетическому содержанию             
эквивалентна ста миллионам тонн нефти. Повторяю: ста миллионам тонн нефти!      
                                                                                
В-пятых, это экология. Искусственный элемент плутоний - угроза всему            
человечеству. Он имеет период полураспада 24 тысячи лет и невероятную           
токсичность. Избавиться от него земляне могут, только превратив его в           
электрическую или тепловую энергию. И давать ему расползаться по планете в      
результате беспредела в торговле нецелесообразно.                               
                                                                                
И в-шестых: это материалы высокой политики и экономической стратегии. На всех   
парламентских слушаниях (я повторяю, их было восемь) подчеркивалось:            
расщепляющиеся материалы - это особый товар, достоинство которого не            
измеряется только шкалой денег. Особое звучание с оттенком нарушения            
законности и криминальности эта тема приобрела после заключения соглашения      
между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки в феврале 1993       
года о продаже Штатам 500 тонн обогащенного урана-235 из ядерного оружия.       
Этот контракт века постановлением Правительства от 16 февраля 1993 года         
поручено было реализовать Минатому России (тогдашний министр атомной            
промышленности - Михайлов). С этого момента началась торговля ядерными          
материалами бойчее, чем на восточном базаре семечками.                          
                                                                                
На "правительственном часе" в 1996 году министр Михайлов признал, что, торгуя   
ураном, Россия терпит колоссальные убытки, теряет четверть стоимости - это      
около 3 миллиардов долларов. Но еще до этого признания 11 поправками к          
соглашению и рядом других собственных распоряжений министр исказил до           
наоборот соглашение, и оно еще меньше стало служить интересам России.           
                                                                                
Своим постановлением от 2 июня 1998 года Дума направила в Министерство          
Российской Федерации по атомной энергии Счетную палату для проверки             
реализации контрактов о продаже урана. До этого решения Государственной Думы,   
как известно, тема продажи урана захлестнула все средства массовой              
информации. Дума теперь в результате работы Счетной палаты, так же как и        
Правительство Российской Федерации, и Генеральная прокуратура, располагает      
фактическими материалами по сверхсвоевольной торговле ураном. С этими           
материалами знакомы и многие депутаты. Соглашение превратилось в торгашество,   
а высокие технологии стали служить не потребным для России делам.               
                                                                                
Своеволие Минатома создало возможность раздельной оплаты компонентов товара,    
что дало Америке и дельцам соглашения подчинить себе и задержать огромные       
суммы средств. Невыплата за природную составляющую достигла к ноябрю 1998       
года более 250 миллионов долларов США. Было дано согласие на частное            
посредничество при торговле ураном со сделками в США, в то время как всю        
работу осуществляли российские государственные органы. Появились такие          
"перлы", как расходы без оправдательных документов бывшего гражданина России    
президента фирмы "Плеядис" Шустеровича только с 18 июня по 17 июля 1998 года    
в объеме 38 тысяч долларов российских денежных средств.                         
                                                                                
Минатом с первых шагов реализации соглашения встал на путь грубейших            
нарушений законодательства, а Правительство - на путь бесконтрольности. В       
течение полутора лет "Техснабэкспорт" не имел с Минатомом договора,             
представляя Россию в соглашении. По сути, огромные ценности были отданы на      
откуп произволу, и "Техснабэкспорт" поступал в этих условиях по своему          
усмотрению и по усмотрению господина министра, распоряжаясь огромными суммами   
в ущерб интересам государства.                                                  
                                                                                
Ряд важнейших статей контракта российской стороной был либо проигнорирован,     
либо не проработан, в результате чего Россия взяла на себя возмещение           
косвенных убытков, величина которых на первом этапе превышала выручку, и        
отменялись санкции покупателю за неуплату за поставленный продукт, а решения    
арбитража объявлялись необязательными. И ряд других вольностей, которые         
требуют глубокого и принципиального правового рассмотрения. При этом            
Правительство об этих вольностях либо не информировалось, либо оно делало       
вид, что ничего не знает. И то и другое - плод и безответственности, и          
некомпетентности, и небрежения интересами государства.                          
                                                                                
Соединенные Штаты систематически меняли условия контракта - Россия им           
систематически подчинялась. Исполнителю контракта - "Техснабэкспорту" -         
начислялись незаконные вознаграждения. Например, прямые затраты на экспорт      
урана по "Техснабэкспорту" составили 5174 доллара за 1995-1996 годы, а размер   
комиссионных вознаграждений и налогов за этот же период составил 10 миллионов   
долларов США. При этом на исполнении контракта было задействовано               
всего-навсего пять человек. Рентабельность при этих условиях этой организации   
составляла в 1997 году 160 процентов, а выручка, заметьте, 133 миллиона         
рублей. Средняя зарплата в 1998 году в этой организации составила 12,8 тысячи   
рублей в месяц, тогда как в среднем по атомной промышленности - 2,8 тысячи,     
то есть на порядок ниже. Своим распоряжением по обращению должностных лиц       
"Техснабэкспорта" министр выплатил им авансовых вознаграждений в 1995 году      
529 тысяч долларов, за создание юридических лиц за рубежом - 1,7 миллиона       
долларов.                                                                       
                                                                                
В 1996 году американская корпорация "Юсек", исполнитель контракта, стала        
частным предприятием, а "Техснабэкспорт" подписал с ней договор, фактически     
освобождающий Соединенные Штаты Америки от платы за природную составляющую,     
или 36 процентов стоимости всего поставляемого материала. 4 миллиарда           
долларов было заморожено. Повторяю, что только в результате этого               
необоснованного решения российского министра Россия недополучила на 1 ноября    
1998 года 250 миллионов долларов США.                                           
                                                                                
Для работы с природной компонентой Минатом отказался от выгодных предложений    
фирмы "Кожема" (Франция). Франция предлагала услуги по всей природной           
составляющей, экономически выгодные условия. Минатом принял услуги              
неспециализированной фирмы "Плеядис", потеряв на этом еще более 40 миллионов    
долларов США. И дебиторская, и другие задолженности фирмы "Юсек" на 1 октября   
1998 года составили еще 234 миллиона долларов США. И это только при продаже     
одной шестнадцатой доли контракта, заключенного между двумя государствами.      
                                                                                
Минатом и "Техснабэкспорт" нарушают валютное законодательство, Конституцию      
Российской Федерации в части использования выручки. Складывается такое          
впечатление, будто на это существует таинственный карт-бланш. Есть факты,       
когда низкообогащенный уран готовится не из оружейного урана, как это           
записано в соглашении, а из сырьевого. Контейнер с такой продукцией еще не      
принят американцами. Стоимость его - 1,5 миллиарда долларов США, и он           
болтается на таможенных складах. Тот, кто знаком с экологией, понимает, что     
это такое - бесконтрольное расползание ядерных материалов.                      
                                                                                
Все эти факты вскрывают глубину сложившейся безответственности чиновников и     
отсутствие всяческого контроля в ряде направлений экономики со стороны          
Правительства Российской Федерации. Деятельность по торговле ураном             
нашпигована, так сказать, валютными злодеяниями, в то время как вся страна      
словно поставлена на дыбы в поисках средств для бюджета. Например, 16 мая       
1998 года "Техснабэкспортом" было перечислено на счета акционерного общества    
"Концерн Твэл" 9,8 миллиона долларов США, по отношению к которому у него не     
было никаких валютных обязательств.                                             
                                                                                
Поступившие в страну деньги расходуются часто так, как захочет чиновник, -      
тому фактов не счесть. Выясняется и такая тенденция. Помните поход на Москву    
ядерщиков из-за зарплаты? Это тенденция - зарплату не платить, а деньгами       
сорить. Минатом не рассчитывается даже с предприятиями - изготовителями         
низкообогащенного урана. Одно время министерство не платило за заказы           
Сибирскому химическому комбинату огромные суммы. Средства не направлялись ни    
на НИОКР, ни на другие плановые работы, которые предусматривались договором.    
                                                                                
Подчеркивается, что Правительство не могло не знать о таких махинациях. В       
одной из рекомендаций парламентских слушаний, например, направленных            
Президенту, Правительству, Минатому, записано: уран и другие ядерные            
материалы и продукты являются стратегическим достоянием Российской Федерации    
и принадлежат не только нынешнему поколению, но и последующим поколениям        
нашего народа, будущему России и ее экономике, и вопросы, касающиеся их         
продажи за рубеж, требуют всестороннего изучения и рассмотрения. Практически    
все рекомендации парламента, запросы комитетов были проигнорированы и           
Правительством, и министерством.                                                
                                                                                
Выгодно ли торговать ураном? Это категория меняющаяся. В мире действует 430     
ядерных реакторов, из них в США - 109, в России - 26. 80 процентов              
электроэнергии во Франции вырабатывается на атомных станциях. В России -        
всего 11 процентов. Цена на мировом рынке за 1 килограмм низкообогащенного      
урана 790-821 доллар, а цена за один килограмм контрактного - 85 долларов.      
                                                                                
При цене 780 долларов за килограмм низкообогащенного урана оплачивается по      
соглашению с Минатомом, незаконному соглашению, только 495 долларов за          
разделение и задерживается 284 доллара. Расчетная себестоимость - 603           
доллара.                                                                        
                                                                                
Обращаю внимание на выводы и Счетной палаты, и ученых: выгодно торговать        
тогда, когда используются исходные материалы из государственных запасов,        
когда эти запасы созданы в предыдущие десятилетия. При использовании            
материалов текущего производства - цена ниже себестоимости. Кстати, и           
прорывающаяся цена высокообогащенного урана не 32 тысячи долларов, как          
записано в соглашении, а 50 и более. И тогда контракт стоит не 11,9 миллиарда   
долларов, а 25 миллиардов долларов. Вот где надо искать средства в доходную     
часть бюджета.                                                                  
                                                                                
Однако противники внесенного законопроекта (о том, чтобы расщепляющиеся         
материалы продавались после принятия на этот счет ежегодно закона),             
утверждающие, что таким образом запрещается торговля, глубоко не правы.         
Торговать надо, но по-государственному, с пользой для страны, а не для          
хитрецов и мошенников. Утверждают при этом, что прохождение закона на каждую    
из множества заключенных в течение года сделку затруднит работу. Но это уже     
касается механизма. Он может быть разработан ко второму чтению. Можно,          
например, это приурочить к бюджетному утверждению квоты на бюджетный год.       
                                                                                
Законопроект поддержали комитеты Государственной Думы по промышленности,        
строительству, транспорту и энергетике, по делам ветеранов, по безопасности,    
по аграрным вопросам и другие. Возразил комитет по экологии - по уже            
изложенным мотивам. Во втором чтении это, безусловно, будет учтено, однако      
целям экологии законопроект служит, так сказать, решающим образом.              
                                                                                
Если обобщить мировой опыт, то Конгресс Соединенных Штатов Америки имеет        
полное право контроля за движением этих материалов у себя в стране и за         
передачей этих материалов за пределы Америки. А президент каждый раз пишет      
заверительный документ, что сделка не нарушает интересов Соединенных Штатов     
Америки. Этому следовало бы подражать и нашей палате.                           
                                                                                
Мы учли все замечания Правового управления. Имеется возражение Правительства    
в том плане, что законопроект вторгается в его компетенцию. Ну, во-первых,      
это особый вид товаров - надвалютный. Во-вторых, не исполняя своих              
обязанностей, Правительство допустило столь безобразное поведение госорганов    
и хозяйственных структур в столь деликатном и высоком деле. И в-третьих,        
право Правительства не ограничивается этим законопроектом, а им только          
задается тон и определяются обязательные рамки поведения.                       
                                                                                
Хочется повторить, что мы имеем дело с колоссальной концентрацией в этих        
материалах энергии: 1 тонна урана эквивалентна 100 миллионам тонн нефти.        
Однако мы с вами уже приняли закон о разделе продукции, когда соглашение на     
каждое месторождение утверждается Государственной Думой. Видимо, если 1 тонна   
урана соответствует 100 миллионам тонн нефти, стоило бы вопрос о каждой тонне   
рассматривать на парламенте.                                                    
                                                                                
Кроме уже сказанного следует обратить внимание на выводы науки.                 
Ученые-атомщики, экономисты в результате глубоких исследований утверждают       
следующее: стране - владельцу оружейного урана выгоднее всего хранить этот      
уникальный ресурс максимально долго, в идеале - до конца истории                
использования ядерных энергетических технологий. Наш законопроект не            
базируется на этом фундаментальном выводе науки. Мы делаем только первый шаг    
к такому подходу, ликвидируя беззаконие, коррумпированность,                    
безответственность в перспективе восстановления российской экономики. Прошу     
депутатов учесть то обстоятельство, что расползающиеся материалы ядерного       
характера не считаются ни с партийной принадлежностью, ни с политическими       
убеждениями, это экологически опасный надвалютный, дорогой материал, и с ним    
следует обращаться по-государственному.                                         
                                                                                
Просили бы наш законопроект принять в первом чтении.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Адрианович, останьтесь на трибуне.     
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику? Законопроект первого чтения.                      
                                                                                
Вопрос Вишнякова Виктора Григорьевича.                                          
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Александр Адрианович, я помню, что, когда мы принимали закон "О   
государственном регулировании внешнеэкономической деятельности", очень жаркие   
были споры вокруг понятий "экспорт" и "импорт" (всех этих вот веществ, и        
технологий, и ядерных материалов) и понятий "ввоз" и "вывоз". Как выяснилось,   
это разные понятия. Вот растолкуйте мне, как вы понимаете эти разные понятия.   
И не подменяете ли вы "ввоз" и "вывоз" "экспортом"? И отсюда вытекающий         
вопрос: не сужаете ли вы круг объектов, связанных с ввозом и вывозом, только    
лишь отношениями экспорта и импорта? Это уже отношения купли-продажи            
чистейшей воды.                                                                 
                                                                                
ПОМОРОВ А.А. Мы используем только понятие "экспорт", и здесь мы основываемся    
на мировом опыте. Соединенные Штаты Америки, когда им выгодно импортировать     
такие материалы, их импортируют, не запрещают. Но экспортировать,               
осуществлять вывоз со своей территории, запрещается и по экологическим, и по    
множеству других очень высоких соображений. Поэтому мы здесь, понятно, в        
некоторой степени сужаем это понятие. Это можно будет ко второму чтению         
посмотреть. Замечание ваше правильное, в него надо вникнуть.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще вопросы есть к докладчику? Не вижу. Кто хочет         
выступить по этому законопроекту?                                               
                                                                                
Александр Адрианович, спасибо, садитесь.                                        
                                                                                
Есть ли у депутатов предложения? Депутат Никитчук.                              
                                                                                
НИКИТЧУК И.И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемые коллеги, вы знаете, я с грустью наблюдаю за нашей работой.            
Складывается такое впечатление, что мы специалисты, большинство из нас,         
только в двух вопросах - это алкоголь и секс. И скандалы нас интересуют.        
Тогда в зале полно народа, много вопросов, много желающих выступить - нет       
отбоя. Вот сейчас обсуждается вопрос, я бы сказал, чрезвычайной важности. Это   
пострашнее, чем, так сказать, развращение через секс. Вот соглашение, которое   
подписано американцами и Россией, по поставке в США 500 тонн нашего             
оружейного урана. Это ведь наносится огромный ущерб России, а мы никак к        
этому вопросу не подойдем.                                                      
                                                                                
Вот то, что предлагается сегодня по этому законопроекту, - это первый, робкий   
шаг навести здесь порядок. Ну нельзя подходить с точки зрения                   
государственного интереса так, что то богатство, которое мы накопили ценой      
здоровья и жизни нескольких поколений, сегодня за бесценок отдается             
американцам! Почему американцы не торгуют? Почему они не продают свой           
оружейный уран, а только Россию грабят? Мы не должны на это спокойно            
смотреть. Я еще раз прошу вас, уважаемые коллеги, подойти серьезно к этой       
проблеме и поддержать предлагаемый законопроект в первом чтении. Благодарю      
вас.                                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Сулакшин Степан Степанович. Потом - депутат       
Пузановский.                                                                    
                                                                                
СУЛАКШИН С.С., депутатская группа "Народовластие".                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, это действительно чрезвычайно чувствительная тема,           
чрезвычайно ответственный вопрос как для национальной безопасности страны,      
так и для ее экономических интересов. У России не так много осталось            
конкурентоспособных отраслей экономики, связанных с высокими технологиями, в    
области которых мы держим долю мирового рынка, боремся за нее и там можем       
приносить значительный экономический эффект для нашей страны. В том числе       
ядерные технологии и экспорт соответствующих материалов являются как раз        
одним из примеров. Здесь надо разделять два вопроса.                            
                                                                                
Один вопрос - это экспорт стратегических материалов, это вопрос, связанный с    
национальной безопасностью, с оборонной безопасностью, с ответственностью       
страны за нераспространение технологий, материалов, утечку мозгов...            
                                                                                
И второй вопрос - это вопрос об экономических интересах России, о ее            
конкурентоспособности. Я сожалею, но в концепции, которая содержится в этом     
законопроекте, эти два вопроса смешаны, и смешаны, к сожалению, не на пользу    
делу. Я не представляю, хорошо зная, как строятся сейчас экспортные             
взаимоотношения, борьба на этих рынках, хозяйственная деятельность, как это     
будет соотноситься с необходимостью каждую экспортную сделку проводить          
федеральным законом. Мне понятно, что есть претензии к нынешнему                
Правительству, есть претензии и к деятельности Президента (об этом              
свидетельствует соответствующая активность в этом зале). Понятно, что мы        
можем эти претензии предъявлять и дальше, но если пытаться подменить            
хозяйственный механизм, конкуренцию на мировом рынке, когда наши предприятия,   
экспортные объединения, в оперативной работе бьются за экспортный заказ,        
когда они быстро договариваются и время не терпит на конкурентных рынках...     
Но здесь предлагается принимать закон на эту тему. Какой экспортный             
поставщик, какой импортер за рубежом будет ждать российского закона по          
конкретной хозяйственной сделке?! И на самом деле благая мысль - идея,          
которая вроде бы звучала с трибуны, превращается в полную противоположность.    
Если этот закон будет, не дай Бог, принят, он нанесет колоссальный              
экономический ущерб Российской Федерации и нанесет ущерб тем самым              
высокотехнологичным ядерным производствам и комбинатам, которые вовлечены в     
эту сферу. Проблему экспорта, проблему национальной безопасности и              
ответственности исполнительной власти в этих вопросах надо решать совсем        
другими законодательными и нормативными актами, которые, кстати, существуют.    
А если они не исполняются, то надо заниматься их исполнением, а не изобретать   
постромки для Правительства, для Президента - для кого угодно, превышая         
полномочия и прерогативы законодательного органа и нанося ущерб экономическим   
интересам страны и отрасли. Законопроект поддерживать, считаю, нельзя.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Пузановский Адриан Георгиевич. Следующий -        
депутат Венгеровский.                                                           
                                                                                
Депутату Пузановскому включите микрофон.                                        
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты! Иван Игнатьевич   
зря считает спокойное отношение палаты к докладу по данному проекту             
игнорированием его роли и значимости. Наоборот, я вижу в этом полное            
понимание палатой актуальности и значимости данной постановки вопроса. О чем    
идет речь?                                                                      
                                                                                
Речь идет о том, чтобы установить парламентский контроль через принятие         
федеральных законов в отношении экспорта стратегически важного сырья,           
обогащенного или низкообогащенного урана. Вот вся суть концепции закона:        
установить парламентский контроль. Здесь нет, Степан Степанович, никакого       
превышения полномочий. Вообще, высший законодательный институт государства не   
может превышать свои полномочия, занимаясь сферой законотворчества по           
существу. Есть разумные предложения, касающиеся отделения проблемы              
экспортного контроля, который рассматривается в законе об экспортном контроле   
и который связан в основном с обеспечением нераспространения этого вида         
материалов, от проблемы, касающейся национальной безопасности и защиты наших    
экономических интересов.                                                        
                                                                                
Установление парламентского контроля в этой сфере не будет противоречить        
экономическим интересам, ибо если главный довод Степана Степановича             
заключается в том, что мы лишаем оперативности спецэкспортеров, то это не по    
существу, Степан Степанович. Мы многократно принимали законы в течение двух,    
трех дней, а иногда и быстрее. Закон, естественно, нуждается в доработке. Но    
концепция определена правильно, и она может быть разрешена удовлетворительным   
образом для правового регулирования данных отношений.                           
                                                                                
Я призываю вас поддержать данный законопроект.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Венгеровский Александр Дмитриевич. Следующий -    
представитель Правительства Батанов.                                            
                                                                                
ВЕНГЕРОВСКИЙ А.Д., фракция Либерально-демократической партии России.            
                                                                                
К сожалению, я оказываюсь как бы уже последним рецензентом по этому закону и    
хотел бы в чем-то повторить предыдущих коллег.                                  
                                                                                
Я считаю, что концептуально это совершенно правильно поставленная задача,       
что, если мы сегодня не введем парламентский контроль над этой сферой           
деятельности, наша страна действительно потеряет очень многое в своей           
стратегии национальной безопасности. Тех, кто сегодня волнуется о               
достаточности ядерных материалов по вопросам довооружения наших                 
стратегических сил, могу успокоить, что у нас всех ядерных материалов более     
чем достаточно. Тем более, что современные технологии, в том числе и ядерная,   
не стоят на месте.                                                              
                                                                                
Но я хотел бы обратить внимание разработчиков на то, чтобы при доработке        
этого законопроекта ко второму чтению они учли такую законодательную            
коллизию, при которой сегодня Правительство Российской Федерации разрешает      
открыто передавать практически всем - и зарубежным партнерам, и нашим           
внутренним субъектам - перечень всех разведанных (притом в количественных       
показателях и по параметрам) источников добычи ядерных материалов, что так      
или иначе резко меняет на перспективу конъюнктуру рынка. Это, кстати,           
касается не только ядерных материалов, но и нефти, газа, редкоземельных         
материалов. Вот если мы концептуально в этом законе не пропишем некоторые       
ограничения по такой информации, то все наши благие намерения могут уйти в      
никуда.                                                                         
                                                                                
Я считаю, что на данном этапе, в первом чтении, этот законопроект надо          
поддержать, а ко второму учесть все эти коллизии. Если мы этого не сделаем,     
окажется, что мы только на словах радеем о государственных интересах.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Батанов Геннадий Николаевич, представитель    
Правительства.                                                                  
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в    
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты! Хотел бы, прежде чем говорить о    
заключении и официальном отзыве Правительства, довести до вашего сведения,      
что парламентский контроль в этой области и в области экспорта оружейного       
урана или урана вообще Государственная Дума имеет, и имеет такое право уже      
сейчас. Я имею в виду - посредством дачи поручений на проверку                  
целесообразности, скажем так, и правильности использования этой федеральной     
собственности. Это сказано в законе "О Счетной палате Российской Федерации".    
                                                                                
Что касается данного проекта закона, то Правительство Российской Федерации      
сообщает следующее.                                                             
                                                                                
Первое. Данный законопроект противоречит статье 21 Федерального                 
конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", которой         
определено, что Правительство Российской Федерации осуществляет регулирование   
и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности (а не       
посредством парламентского контроля это осуществляется), а также статьям 4,     
6, 12, 13 и 16 Федерального закона "О государственном регулировании             
внешнеторговой деятельности", определяющим принципы государственного            
регулирования в указанной области, которое возложено на Правительство           
Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти.                
                                                                                
Практическая реализация положения о принятии Государственной Думой отдельного   
правового акта по каждой коммерческой сделке с ядерными и радиоактивными        
материалами, как это предлагается проектом федерального закона, приведет к      
значительному удлинению процедуры получения разрешения на экспорт и, как        
следствие, к финансовому ущербу для российских экспортеров ядерных и            
радиоактивных материалов. Предварительная оценка Правительства, учитывающая     
специфику и конъюнктуру международного рынка ядерных и радиоактивных            
материалов, показывает, что объем экспорта организациями Минатома России,       
превышающий в настоящее время 1,5 миллиарда долларов в год, может сократиться   
как минимум в два-три раза. Это приведет к нанесению ущерба стратегическим      
интересам России и ее дискредитации на традиционных рынках ядерного топлива в   
странах СНГ и Восточной Европы.                                                 
                                                                                
В настоящее время западные компании - производители ядерного топлива при        
поддержке правительств своих стран предпринимают активные действия по           
вытеснению России с этих рынков, используя в качестве аргумента                 
непредсказуемость российской законодательной деятельности.                      
                                                                                
Принятие рассматриваемой поправки в статью 64 закона потребует внесения         
принципиальных изменений в ряд других статей Федерального закона "Об            
использовании атомной энергии", в Федеральный закон "О государственном          
регулировании внешнеторговой деятельности", а также в нормативные правовые      
акты, принятые во исполнение этих законов и регулирующие вопросы экспорта       
ядерных и радиоактивных материалов, что нарушит действующую систему             
внешнеторговых операций и снизит ее эффективность.                              
                                                                                
В связи с этим Правительство Российской Федерации считает нецелесообразным      
принятие предлагаемого проекта федерального закона о внесении дополнений в      
статью 64 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" как            
противоречащего Конституции Российской Федерации, законодательству Российской   
Федерации, а также наносящего ущерб экономическим интересам России. Данное      
заключение подтверждено официальным отзывом Правительства Российской            
Федерации, подписанным Первым заместителем Председателя Правительства           
Российской Федерации Юрием Дмитриевичем Маслюковым.                             
                                                                                
У меня все.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Полномочный представитель Президента, пожалуйста. Нет     
желания.                                                                        
                                                                                
Заключительное слово докладчика Александра Адриановича Поморова.                
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПОМОРОВ А.А. Уважаемые депутаты, представитель Правительства попробовал         
напугать: если мы внесем этот законопроект и будем в результате этого строго,   
разумно контролировать торговлю ядерными материалами, то, по его мнению, все    
торговые отношения рухнут.                                                      
                                                                                
Слушайте, надо быть все-таки представителем Правительства!                      
                                                                                
И далее. У Правительства несколько документов уже. В том, что подписал раньше   
господин Маслюков, он ссылался на нарушение статьи 103. Кто читал Конституцию   
Российской Федерации, тот знает, что статья 103 никакого отношения к этому не   
имеет. Статья 10 тоже никакого отношения к этому не имеет.                      
                                                                                
А вы прочитайте, господин представитель Правительства, статью 105:              
Правительство Российской Федерации действует в поле федеральных законов. Это    
и есть федеральный закон! Он касается только специального продукта,             
надвалютного. Продукта, который не имеет шкалы. И когда вы говорите, что        
таким образом наносится ущерб, что сокращается рынок, - не надо лукавить на     
заседании парламента! Министерству по атомной энергии было поручено             
разработать систему учета, контроля расщепляющихся материалов, но вы            
поставили задачу тогда - к 2001 году, и первый вариант такого документа         
появился только-только.                                                         
                                                                                
Поэтому здесь, конечно, надо принимать этот законопроект, принимать эту         
концепцию. Она как раз сберегает огромное количество долларов и упорядочивает   
рынок. Если говорить о рынке, то вы - и Правительство, и Минатом - не           
заключили договор со специализированной организацией, которая брала на себя     
функции выгодно торговать нашей природной составляющей, и поручили              
"Плеядису", Шустеровичу поручили, который сразу же стал воровать российские     
деньги.                                                                         
                                                                                
Поэтому никакого отношения здесь к сужению рынка нет. Я призываю всех           
уважаемых депутатов проголосовать за эту концепцию, а разработчики учтут все    
замечания.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, можно ставить на голосование?           
                                                                                
По мотивам голосования депутат Вишняков просит слова очень настойчиво.          
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Григорьевич.                                                 
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Фракция поддерживает этот законопроект, но я буду голосовать за   
концепцию, которая подкрепляется объяснительной запиской, потому что многие     
аспекты этой концепции для меня неясны. Здесь дается так называемая             
информационная записка, в которой рассказывается, как хорошо все это в          
Соединенных Штатах. А ведь замечания представителя Правительства носят          
серьезнейший характер. Надо же все-таки было раскрыть более полно и             
всесторонне эту очень сложную проблему. Я думаю, что на стадии второго чтения   
нам такие дополнительные материалы были бы необходимы.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование: принять в первом чтении          
законопроект о внесении изменения и дополнения в закон "Об использовании        
атомной энергии". Прошу определиться голосованием.                              
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              260 чел.             57,8%                        
Проголосовало против            2 чел.              0,4%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    262 чел.                                          
Не голосовало                 188 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении. Прошу его готовить ко второму чтению.