Заседание № 20

20.04.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 98047598-2 "Об обеспечении соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральным законам" (принят в первом чтении 27 января 1999 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 953 по 1012 из 6158
Переходим к рассмотрению пункта 3: о проекте федерального закона "Об            
обеспечении соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской        
Федерации федеральным законам". Доклад члена Комитета по конституционному       
законодательству и государственному строительству Сергея Алексеевича Попова.    
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ, депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском   
объединении.                                                                    
                                                                                
Уважаемые депутаты, представленный законопроект был принят Государственной      
Думой в первом чтении 29 января 1999 года. Законопроект направлен на            
обеспечение соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской        
Федерации федеральному законодательству. Законопроектом предусмотрен механизм   
контроля, а в случае обнаружения несоответствия - механизм приведения их в      
соответствие с федеральным законодательством, а также порядок официального      
опубликования решений о несоответствии.                                         
                                                                                
Уже после того, как этот законопроект был принят в первом чтении, в нарушение   
Регламента Государственной Думой рассматривался и был принят другой             
законопроект, который полностью данную задачу решил. Поэтому к настоящему       
моменту данный законопроект утратил свою актуальность, так как механизм уже     
принят и действует, который не хуже и не лучше предлагаемого в данном           
законопроекте механизма.                                                        
                                                                                
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству   
полагает, что в этой ситуации данный законопроект следует возвратить к          
процедуре первого чтения и отклонить.                                           
                                                                                
Я могу только добавить, что в данном случае и я, как один из авторов этого      
законопроекта, и Юрий Павлович Иванов, который здесь присутствует, с этим       
согласны, но тем не менее я хочу отметить, по крайней мере для стенограммы,     
что в тех случаях, когда законопроекты вносились депутатами, входившими во      
фракцию КПРФ и во фракцию "ЯБЛОКО", Государственная Дума не утруждала себя      
строгим соблюдением Регламента, иначе тот законопроект, который уже             
действует, давно был бы отклонен.                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич.                               
                                                                                
Будет ли выступать полномочный представитель президента? Полномочный            
представитель правительства? Нет. Есть ли необходимость выступить               
представителям депутатских объединений? Нет необходимости. Тогда ставлю на      
голосование. Кто за то, чтобы принять постановление об отклонении               
законопроекта, принятого в первом чтении?                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты голосования.                                    
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 33 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              349 чел.77,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    349 чел.                                          
Не голосовало                 101 чел.22,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Постановление об отклонении законопроекта принимается.                          
                                                                                

Заседание № 233

27.01.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "Об обеспечении соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральным законам".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5693 по 6113 из 6987
Пункт 15 повестки дня. Я приглашаю на трибуну Сергея Алексеевича Попова,        
депутата Государственной Думы. О проекте федерального закона "Об обеспечении    
соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации          
федеральным законам". Приготовиться Юрию Павловичу Иванову от комитета по       
законодательству.                                                               
                                                                                
И я напоминаю, что мы сегодня решили на 5 марта пригласить министра юстиции     
по вопросу о том, как Минюст контролирует все эти вещи.                         
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Алексеевич.                                                  
                                                                                
ПОПОВ С.А., фракция "ЯБЛОКО".                                                   
                                                                                
Уважаемые депутаты! Вопрос соответствия законодательства субъекта Федерации     
федеральному законодательству - чрезвычайно важный вопрос. Наша Конституция     
достаточно четко расписывает компетенцию каждого субъекта законотворчества,     
но тем не менее по разным причинам ряд актов не соответствует друг другу.       
Отчасти это происходит вследствие того "парада суверенитетов", который был,     
но большей частью это происходит или в связи с низкой правовой культурой, или   
вследствие небрежности, или по другим причинам. Вместе с тем это                
несоответствие порождает большие проблемы у людей, которые, обращаясь в суд,    
обращаясь к депутатам за защитой, не могут понять, какой акт следует            
применять. А зачастую эти акты просто противоречат друг другу, и непонятно,     
что делать.                                                                     
                                                                                
Законопроект, который мы предлагаем, позволяет в какой-то степени решить эту    
проблему. Я могу сразу сказать, что революционных достижений здесь нет.         
Именно потому, вероятно, этот законопроект после очень долгой проработки был    
почти единогласно в комитете поддержан. Представители всех фракций              
проголосовали за при одном воздержавшемся. Законопроект был в этом плане        
поддержан.                                                                      
                                                                                
И что же предлагает законопроект? Вообще говоря, уже сейчас Министерство        
юстиции, включая его подразделения на местах, органы юстиции в субъектах        
Федерации, отслеживает акты органов государственной власти в субъектах          
Федерации. Мы предлагаем в законопроекте, чтобы эти сведения поступали не       
только в Министерство юстиции, а чтобы они поступали и в прокуратуру, и в       
палаты, и Президенту Российской Федерации. То есть, таким образом, все мы       
будем знать по крайней мере тот перечень, по которому у Министерства юстиции    
имеются претензии.                                                              
                                                                                
Далее. Что касается прокурора, то в данном случае он должен будет в             
двухнедельный срок либо направить соответствующий запрос на предмет             
соответствия, если он согласен с Министерством юстиции, либо высказать свою     
иную позицию, вынести заключение, что он не согласен с этой точкой зрения       
Министерства юстиции. То есть, таким образом, прокурор не сможет                
отмалчиваться, он должен будет занять ту или иную правовую позицию.             
                                                                                
Кроме того, известно, что мы с вами, например, вправе подавать запрос в         
Конституционный Суд, если какой-либо акт субъекта Федерации противоречит        
действующей Конституции. Если закон субъекта Федерации или распоряжение         
губернатора противоречит федеральному закону, то в настоящий момент Дума не     
может обращаться в Верховный Суд. Мы этот пробел ликвидируем в соответствии с   
рекомендациями Верховного Суда, и соответственно, точно так же, как в           
Конституционный Суд, туда смогут обращаться и палата, и группа из 90            
депутатов Государственной Думы, и орган власти субъекта Федерации на предмет    
проверки того или иного акта.                                                   
                                                                                
Следующая новация. Согласно Конституции Российской Федерации Президент          
Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов             
исполнительной (подчеркиваю: исполнительной) власти в случае их                 
несоответствия Конституции и федеральным законам. Эту норму Президент, к        
сожалению, применяет крайне редко. Я, например, знаю только один или два        
случая. В этом законопроекте мы вводим некий механизм. Мы, во-первых,           
говорим, что органы юстиции должны такого рода представления давать             
Президенту. И Президент должен в течение двух недель принимать решение: будет   
он обжаловать или не будет.                                                     
                                                                                
Я могу сказать, что у Президента есть и другие способы. Он может, например,     
принимать решение о согласительных процедурах. Но так или иначе Президент       
должен по этому поводу принимать решения. Это уже какой-то шаг на пути          
согласованного действия разных ветвей власти - тот, который и должен,           
собственно, быть согласно Конституции.                                          
                                                                                
Ну и наконец, последнее. В настоящий момент, если, скажем, тот или иной         
нормативный акт субъекта опубликован (а они публикуются, прежде чем начинают    
действовать), то решения судов об их отмене или о признании их частично         
недействующими не публикуются. Между тем согласно принципам Конституции         
нормативные акты, а в данном случае решение суда, безусловно, является          
нормативным актом, также подлежат публикации. Мы, соответственно, исправляем    
это положение и говорим, что если суд признал те или иные акты органов          
государственной власти недействительными, незаконными, то это решение           
публикуется. За этим должен следить глава исполнительной власти субъекта        
Федерации, он несет за это ответственность. И соответственно, нормативный акт   
публикуется с изменениями - теми изменениями, которые признаны судом.           
                                                                                
Я еще раз хочу сказать, что этот законопроект был поддержан комитетом, и        
прошу, соответственно, палату поддержать его.                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич.                               
                                                                                
Включите микрофон Юрию Павловичу Иванову.                                       
                                                                                
Содоклад комитета по законодательству. Как комитет нам предлагает поступить?    
                                                                                
ИВАНОВ Ю.П., Аграрная депутатская группа.                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги! Тот огромный нормативный поток, который обрушивается как     
на наши плечи, так и на плечи региональных депутатов, необходимо ввести в       
какое-то русло. Комитет поддержал этот законопроект по следующим основаниям.    
                                                                                
По сути дела, здесь решаются три задачи. Первая - как бы скодифицировать этот   
поток с помощью Минюста, который уже эту работу проводит, и, по сути дела,      
добиться ситуации, когда каждый из нас сможет любой региональный акт получить   
здесь, в Думе, в связи с тем что все акты - и омские, и томские, и              
кабардино-балкарские - будут как бы введены в единую систему. Потребность в     
таком ознакомлении у нас часто возникает, вы это прекрасно знаете.              
                                                                                
Второй как бы тезис нормативного акта, который предлагается вашему вниманию,    
- обеспечить право гражданам и депутатскому корпусу оспаривать те акты          
региональных властей, которые приходят в противоречие с федеральным             
законодательством. Я могу сказать, что примеров вот этого как бы                
местнического волюнтаризма, называйте как хотите, больше чем достаточно. Я не   
буду их приводить.                                                              
                                                                                
И третье. Вы сами прекрасно понимаете, что публикация судебных решений,         
которые затрагивают важнейшие вопросы, допустим, такие, как решение о           
признании выборов в Башкирии недействительными, просто крайне необходима.       
Такие решения должны быть известны. Мы знаем, что часто губернаторы или         
местные власти публикуют свои решения, а об их отмене никто не знает.           
                                                                                
Совокупность этих причин как бы и подвигла комитет на предложение принять       
этот законопроект в целом.                                                      
                                                                                
Мы также рассчитываем на то, что в процессе обсуждения этого законопроекта от   
субъектов поступят предложения, которые мы с вами обсудим и сможем дополнить    
предлагаемый нормативный акт. На сегодняшний день поступило около 20 писем с    
мест, из них примерно половина - в поддержку, а половина - против. Но, изучив   
поступившую почту, я бы сказал, что аргументация противников этого              
законопроекта сводилась на уровень, допустим, письма из Татарстана, где было    
просто сказано: татарский закон выше всего и не надо ничего больше сочинять.    
                                                                                
Я думаю, что кодифицирующая значимость этого нормативного акта еще внесет       
свою лепту в работу законодателей нашей страны.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Юрий Павлович.                           
                                                                                
Геннадий Николаевич Батанов, пожалуйста. Нам важно было бы знать мнение         
Минюста, тем более что вы - основной правоприменитель. Пожалуйста, каково       
ваше мнение? А потом будем голосовать.                                          
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в    
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты, уважаемый докладчик!      
Министерство юстиции в соответствии с указом Президента Российской Федерации    
и постановлением Правительства Российской Федерации уже не первый год           
занимается работой по обеспечению соответствия нормативных правовых актов       
субъектов Российской Федерации федеральным законам и Конституции Российской     
Федерации. Будет выступать Павел Владимирович 5 марта. Конечно, хорошо было     
бы рассмотреть закон после его выступления, с тем чтобы вы понимали в целом     
проблему, которой мы занимаемся. Ну, коль так получилось...                     
                                                                                
Я хочу сообщить данные за 1998 год. В Министерстве юстиции экспертизу прошло    
около 8 тысяч актов субъектов Федерации. По более чем 2 тысячам мы дали         
заключения, что они не соответствуют или федеральным законам, или Конституции   
Российской Федерации. Есть механизм (я не буду о нем рассказывать), который     
мы используем, с тем чтобы, ну, скажем прямо, заставить органы                  
государственной власти субъектов Федерации свои акты привести в соответствие    
с федеральными.                                                                 
                                                                                
Что касается этого закона. Ну, первое, уважаемый Сергей Алексеевич: ведь даже   
название неправильно как-то сделали, не по Конституции - обеспечение            
соответствия федеральным законам. А Конституция где?                            
                                                                                
Второе, что я хотел бы сказать? Вот здесь - и в заключении Правительства, и в   
заключении Правового управления, - мне кажется, замечание все-таки носит        
концептуальный характер. Дело в том, что законопроект не обеспечивает           
соответствия нормативных правовых актов субъектов Федерации федеральным         
конституционным законам в том случае, если подписан договор о разделении        
предметов ведения и разграничении полномочий между Российской Федерацией и      
субъектом Федерации. В том случае, если такой договор подписан, то, как         
правило, по предметам ведения Российской Федерации субъект Федерации может      
принимать нормативные правовые акты сам.                                        
                                                                                
В то же время Конституция, даже если и разделены предметы ведения, запрещает    
субъектам Федерации принимать нормативные правовые акты, противоречащие         
федеральным конституционным законам. Видимо, действительно юридически точно     
было бы внести в проект закона и договоры, которые заключаются между            
Российской Федерацией и субъектами Федерации, на предмет их соответствия        
Конституции. Я не знаю, как вы посчитаете, но это вопрос очень серьезный,       
концептуальный, и решать его можно, видимо, только до принятия проекта закона   
в первом чтении.                                                                
                                                                                
И в заключение. Да, действительно, практика показывает, что эту проблему надо   
регулировать. У меня все.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Павлович, вы от фракции настаиваете на   
выступлении?                                                                    
                                                                                
Медведев Николай Павлович, пожалуйста. Он настаивает на выступлении от          
фракции. (Выкрики из зала.) Нет, нет, Сергей Алексеевич сейчас присядет, пока   
вы выступаете, а потом он выступит с заключительным словом, и будем             
голосовать.                                                                     
                                                                                
МЕДВЕДЕВ Н.П. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые коллеги!              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вижу, вижу, Александр Алексеевич.                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МЕДВЕДЕВ Н.П. На повестке дня стоит действительно очень важный законопроект,    
но вместе с тем я, в общем-то, согласен с действительно принципиальными         
моментами выступления представителя Правительства. К сожалению, законопроект,   
по сути, не выполняет ту содержательную задачу, которую, судя по названию       
законопроекта, авторы, видимо, хотели обозначить и решить. Почему? Потому,      
что при сложившейся на сегодня практике противоречат Конституции и              
федеральным законам в основном законы субъектов Федерации. Не просто правовые   
акты, а законы. Да, тут наше Правовое управление правильно сделало замечание,   
нужно было бы как-то виды правовых актов разделить и отдельно обозначить        
законы субъектов Федерации. Потому что обо всем, что касается исполнительных    
органов власти, в Конституции четко записано у нас: Президент имеет право       
приостанавливать действие правовых актов, принятых исполнительными органами     
власти субъектов Федерации. А вот в отношении всего того, что касается          
законов субъектов Федерации, процедуры у нас нет. И мне кажется, что авторы     
хотели как раз эту проблему разрешить, предлагая нам такой законопроект.        
                                                                                
Но по сути, по содержанию этот законопроект, к сожалению, такую задачу не       
решает. Не решает, потому что правовые акты не разделены на законы,             
конституции и уставы субъектов Федерации, которые, к сожалению, тоже в          
большей части субъектов Федерации противоречат Конституции Российской           
Федерации. И эта процедура действительно необходима.                            
                                                                                
И второй момент - момент, связанный с тем, что авторы законопроекта             
предлагают все-таки разрешать эти коллизии как бы традиционно, передавая дело   
в Конституционный Суд в случае противоречия правового акта субъекта Федерации   
федеральным законам и Конституции. Но вы же знаете, уважаемые коллеги, что      
Конституционный Суд принимает решения иногда через год... (Микрофон             
отключен.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Завершайте, Николай Павлович.                             
                                                                                
МЕДВЕДЕВ Н.П. ...даже после того, как мы запрос делаем от имени                 
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
Поэтому, мне кажется, такая процедура неэффективна на сегодня, если мы хотим    
сохранить единое правовое пространство Российской Федерации. Поэтому у меня     
сомнение в том, нужно ли в первом чтении принимать этот законопроект, хотя и    
очень нужный.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Турусин Анатолий Афанасьевич - от Аграрной депутатской    
группы.                                                                         
                                                                                
ТУРУСИН А.А. Уважаемые коллеги, действительно, предложенный законопроект        
сверхактуальный и, возможно, опоздал на несколько лет. Конечно, если бы         
исполнялась Конституция, а это основной закон прямого действия... Однако он     
нарушается. Вот данные Генеральной прокуратуры. Не так давно выступал           
Генеральный прокурор в средствах массовой информации и сообщил, что 10 тысяч    
актов, принятых субъектами Федерации, не соответствуют Конституции и            
федеральным законам. За этим же стоит целостность государства!                  
                                                                                
И вот замечательна статья 1 предложенного законопроекта, но, прочитав весь      
законопроект, не находишь ответственности за неисполнение этой статьи.          
                                                                                
Далее. Все расписано в законопроекте - куда, например, должна обращаться        
Генеральная прокуратура при несоответствии, и хорошо прописаны сроки, - но      
возникает вопрос: а что дальше? Законопроект на него не отвечает.               
                                                                                
Поэтому я предлагаю все-таки принять этот нужный законопроект в первом          
чтении, но обязательно прописать ответственность, так как существующее          
законодательство это не предусматривает, или одновременно внести изменения в    
соответствующие законодательные акты. Спасибо.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Афанасьевич. Спасибо, что уложились в   
регламент.                                                                      
                                                                                
Митрохин Сергей Сергеевич.                                                      
                                                                                
МИТРОХИН С.С., фракция "ЯБЛОКО".                                                
                                                                                
Уважаемые депутаты, фракция "ЯБЛОКО" считает, что, приняв этот законопроект,    
Государственная Дума сделает первый шаг в сторону прекращения того              
законодательного беспредела, который царит у нас в регионах. Противоречия       
региональных законов, других нормативных актов федеральным законам и            
Конституции - это не просто какая-то невинная вещь, абстрактная. Через эти      
противоречия просто присваиваются федеральные полномочия, присваиваются в то    
же время и наши с вами полномочия как федеральных законодателей. Если тот или   
иной закон либо постановление губернатора в регионе противоречит нашему         
закону, это значит, что на территории не действует тот закон, который нами      
здесь принимается. Поэтому принятие этого закона крайне необходимо.             
                                                                                
Мне кажется, что он решает две задачи. Первая задача - это мобилизация          
органов государственной власти федерального уровня на выполнение функций        
контроля за законотворчеством регионов. И вторая, не менее важная задача, о     
которой даже не было еще сказано, - это усиление гарантий выполнения решений    
судов органами власти субъектов Федерации. Все вы знаете, что это отдельная     
проблема, когда такие органы власти игнорируют решения и Конституционного, и    
Верховного судов.                                                               
                                                                                
По поводу возражений, которые выдвигали Николай Павлович Медведев и другие.     
Мне кажется, что он либо невнимательно прочитал законопроект, либо              
невнимательно выслушал докладчика. Во-первых, разделение на законы и иные       
нормативные акты в проекте закона существует. Во-вторых, в отношении того,      
что он сказал по поводу актов исполнительной власти, о том, что Президент их    
может приостанавливать. Приведите, пожалуйста, хотя бы один пример, когда       
Президент это сделал. Этого не было сделано ни разу или, может быть, один-два   
раза, о чем я не знаю. Этот закон в некотором смысле вынуждает Президента       
прибегать к этой практике, потому что... (Микрофон отключен.)                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Сергеевич. Завершайте. Ну, пожалуйста,    
коллеги, у нас очень дорогое время.                                             
                                                                                
МИТРОХИН С.С. Вот здесь выступал представитель Минюста, он не случайно          
сказал, что 2 тысячи актов (из 8 тысяч рассмотренных) не соответствуют, но он   
не сказал, в скольких случаях Минюсту удалось добиться приведения в             
соответствие. Если этот закон будет принят, Минюст будет обязан выходить с      
соответствующим представлением и через Правительство обращаться к Президенту    
по поводу нарушения закона, подключать другие органы власти для решения         
проблемы.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Сергеевич. Пожалуйста, от КПРФ -          
Анатолий Иванович Лукьянов.                                                     
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Уважаемые депутаты, акт этот чрезвычайно важный для сохранения    
единства Российского государства, это первое.                                   
                                                                                
Если здесь, в этом законопроекте, надо сказать о законах субъектов, то можно    
было бы применить формулу "законы и иные нормативные акты субъектов". Это       
вполне возможно сделать во втором чтении.                                       
                                                                                
Что касается противоречия Конституции, то даже, в общем, не очень               
осведомленному юристу известно, что это может устанавливать только              
Конституционный Суд. Это тоже известно.                                         
                                                                                
Что касается ответственности, о которой здесь говорили, то ввести общую         
ответственность за издание таких актов невозможно. У нас, например,             
многократно предлагалось установить уголовную ответственность за нарушение      
бюджета, что невозможно, потому что здесь разная степень ответственности и      
разные правонарушения. Но в принципе мы полагаем, что такой акт нужен и         
ответственность, конечно, может быть усилена, но только другими путями,         
применительно к каждому составу преступления по нарушению закона.               
                                                                                
Фракция поддерживает этот акт, хотя считает, что его придется еще               
основательно дорабатывать, поскольку субъекты Федерации могут высказывать       
разные мнения. Мне кажется, что нам здесь нельзя идти на поводу у многих        
субъектов Федерации, которые заявляют: что хочу, то и ворочу.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Иванович. Спасибо за то, что            
уложились в Регламент.                                                          
                                                                                
Олег Александрович, настаиваете? Нет, не настаивает. Еще настаивает Александр   
Алексеевич Котенков.                                                            
                                                                                
Пожалуйста, Александр Алексеевич.                                               
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты              
Государственной Думы! Президент Российской Федерации в целом поддерживает       
концепцию предлагаемого законопроекта, признавая ее важность и чрезвычайную     
актуальность. Вместе с тем следовало бы обратить внимание разработчиков на      
то, что Конституция Российской Федерации в статье 76 предусматривает как бы     
три формы, или три вида, федеральных законов по их содержанию, в зависимости    
от предметов ведения: Российской Федерации, совместного ведения или ведения     
субъектов Федерации.                                                            
                                                                                
В силу этого эта же статья предусматривает две коллизионные процедуры при       
наличии противоречий федеральных законов и нормативных правовых актов           
субъектов Федерации.                                                            
                                                                                
На наш взгляд, разработчикам следовало бы учесть в законопроекте нормы статьи   
76, указав на то, что в случае противоречия нормативных правовых актов          
субъектов Федерации федеральным законам, принятым по предметам ведения          
Российской Федерации, они подлежат безусловной отмене. В случае противоречия    
между федеральным законом и законом субъекта Федерации, принятым по предмету    
совместного ведения, - здесь, конечно, предмет спора судебного. И наконец, в    
случае противоречия федерального закона, принятого по предмету ведения, не      
отнесенного Конституцией к федеральному ведению либо к совместному, здесь       
отдается приоритет согласно Конституции нормативному правовому акту субъекта    
Федерации. Вот эти положения следует учесть, чтобы у нас не было путаницы,      
когда, извините меня, по закону "О пчеловодстве" Татарстана кто-то обратится    
с иском в суд о признании недействующим закон Татарстана, поскольку он          
противоречит (если бы вы это приняли) закону федеральному. Увы, как вы          
знаете, Конституция не предусматривает такого федерального закона, такого       
предмета ведения, как пчеловодство.                                             
                                                                                
Чтобы не возникало подобных коллизий, положения статьи 76 должны быть учтены    
в законопроекте. Естественно, большинство тех вопросов, которые поднимали       
депутаты, так же подлежит учету. Спасибо.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Еще ряд депутатов просит выступить. Может        
быть, мы прекратим прения? Кто за то, чтобы прекратить прения? Сергей           
Алексеевич, и к вам просьба: не настаивайте на заключительном слове. Нет,       
пожалуйста, присаживайтесь, десять раз уже все повторено. Кто за то, чтобы      
прекратить прения? (Выкрики из зала.)                                           
                                                                                
Сергей Алексеевич, комитет все учтет при доработке ко второму чтению. Что у     
вас за темперамент, не сидится вам, 12-й раз к трибуне подходите. Сергей        
Алексеевич, присаживайтесь, пожалуйста, достаточно уже.                         
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              291 чел.             99,7%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,3%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    292 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование: принять законопроект в первом чтении. Законопроект     
голосуется в первом чтении. Прошу быть внимательными, идет голосование          
законопроекта в первом чтении.                                                  
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              356 чел.             79,1%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    358 чел.                                          
Не голосовало                  92 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.