Заседание № 207

09.10.1998
Вопрос:

О проекте федерального закона "О порядке повышения минимального размера оплаты труда, установления и индексации размеров социальных выплат населению".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2693 по 3243 из 6089
Переходим к следующему вопросу. Пункт 12 повестки дня: о проекте федерального   
закона "О порядке повышения минимального размера оплаты труда, установления и   
индексации размеров социальных выплат населению". Доклад представителя          
Правительства Российской Федерации заместителя министра труда и социального     
развития Российской Федерации Валерия Андреевича Январева. И приготовиться      
для содоклада Виктору Евгеньевичу Панину.                                       
                                                                                
Валерий Андреевич, просьба пройти на трибуну.                                   
                                                                                
ЯНВАРЕВ В.А., представитель Правительства Российской Федерации, заместитель     
министра труда и социального развития Российской Федерации.                     
                                                                                
Уважаемый Владимир Николаевич, уважаемые...                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я - Александрович.                                        
                                                                                
ЯНВАРЕВ В.А. Александрович, извините.                                           
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию представлен проект     
закона "О порядке повышения минимального размера оплаты труда, установления и   
индексации размеров социальных выплат населению".                               
                                                                                
Что предусматривается в этом проекте закона? Он достаточно короткий по своему   
содержанию, поэтому я не буду его очень подробно излагать, а скажу о главном.   
                                                                                
Предлагается установить новый порядок индексации минимального размера оплаты    
труда - один раз в год с 1 апреля ежегодно исходя из соотношения минимальной    
заработной платы, прожиточного минимума и индекса роста цен, который заложен    
в бюджет на соответствующий год. Это первый момент.                             
                                                                                
Второй очень важный момент. Предусматривается так называемая гарантированная    
норма, которая исходит из того, что если индекс цен, фактически                 
складывающийся в данном году, окажется выше, чем было заложено в бюджете на     
этот год, то осуществляется внеочередная, если так можно сказать, индексация    
на тот же самый практический объем, который был заложен в бюджете.              
                                                                                
И третий очень важный момент. Предлагается оторвать размеры всех социальных     
выплат (я подчеркиваю: именно социального характера) от размеров минимальной    
заработной платы, с тем чтобы установить для этих выплат свой порядок и свой    
подход к индексации в соответствующих законах.                                  
                                                                                
Вот смысл этого закона.                                                         
                                                                                
Почему мы предлагаем изменить сам порядок индексации и некоторые его подходы?   
                                                                                
Прежде всего, мы исходим из того, что принят закон о прожиточном минимуме,      
где в статье 5 предусматривается, что минимальная зарплата должна               
устанавливаться в соотношении с прожиточным минимумом, что и                    
предусматривается в этом проекте закона. Но помимо соотношения, мы считаем,     
должны учитываться обязательно индексы цен, которые будут закладываться в       
проекте бюджета на соответствующий год. Это очень важный момент, потому что     
тем самым мы не только изменяем соотношение между минимальной зарплатой и       
прожиточным минимумом (что очень важно), но и индексируем тот рост цен,         
который предполагается.                                                         
                                                                                
Вторая норма, норма, касающаяся дополнительной индексации (помните, мы этот     
проект внесли где-то в мае - апреле)... Жизнь показывает, что такая             
страховочная норма нужна: в том случае если индекс цен окажется выше по         
факту, то должна быть проведена внеочередная индексация на тот же самый         
практический объем, который был заложен в бюджете.                              
                                                                                
И третий очень важный момент - это то, что мы предлагаем оторвать размеры       
социальных выплат от минимальной заработной платы. На самом деле мы должны      
были это сделать давно, потому что сложилась парадоксальная ситуация. Сейчас    
все выплаты по своему размеру связаны с минимальной заработной платой, и        
любая индексация вызывает огромные затраты, которые необходимо осуществлять     
либо из федерального бюджета, либо из бюджетов субъектов Федерации. Я для       
примера могу вам сказать, что индексация просто минимума требует столько же     
средств, сколько идет на индексацию социальных выплат, а индексация,            
например, стипендий требует значительно, в несколько раз, просто на порядок,    
меньше средств, чем на эти выплаты.                                             
                                                                                
И у нас складывается парадоксальная ситуация. Понятно, что средств всегда не    
хватает, и мы вынуждены не осуществлять индексацию всех социальных выплат,      
потому что любое изменение ведет к значительным затратам. И более правильно     
было бы поступить таким образом: индексация минимальной зарплаты                
осуществляется в том порядке, который мы предлагаем, а индексация социальных    
выплат должна осуществляться в зависимости от характера этих выплат. Ну, для    
примера можно предположить, что детские пособия могли бы индексироваться тоже   
ежегодно или, может быть, даже чаще. Точно такой же подход должен быть          
осуществлен по индексации стипендий, ну и других очень важных социальных        
выплат.                                                                         
                                                                                
На проект поступили замечания от субъектов Федерации (в основном они нами       
учтены; те, кто дал замечания, в целом поддерживают законопроект), есть         
замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы и Федерального     
Собрания. Я бы не хотел на них подробно останавливаться, я думаю, в содокладе   
они будут со стороны Думы объяснены, но надо сказать, что по содержанию они     
не совсем правильно трактуют те нормы, которые заложены в законе. Там,          
конечно, нет никакого роста цен или падения уровня жизни в два раза. Смысл      
вот этой двукратной индексации, которая предусматривается во второй статье,     
состоит в том, что если мы закладываем, положим, процент инфляции 5, то после   
того, как фактическая инфляция окажется выше в два раза, то есть через 5        
процентов, - вторая индексация, если будет еще больше - значит, следующая       
индексация. Вот смысл этой нормы. Это вполне нормальная норма, она полностью    
соответствует той ситуации, которая складывается как раз сейчас.                
                                                                                
И мы просим все-таки этот закон принять, с тем чтобы мы имели возможность и     
дальше проводить более активную социальную политику, с тем чтобы, исходя из     
тех ресурсов, которыми будет располагать бюджет и бюджеты субъектов             
Федерации, более активно индексировать оплату труда, пособия и стипендии и      
изменять соотношение в зависимости от тех конкретных условий, которые           
складываются, по каждому виду выплат.                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Андреевич, пока присаживайтесь. У вас    
еще будет возможность ответить на вопросы.                                      
                                                                                
Слово предоставляется Виктору Евгеньевичу Панину от Комитета по труду и         
социальной политике.                                                            
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Евгеньевич.                                                  
                                                                                
ПАНИН В.Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.               
                                                                                
Уважаемые товарищи, наш Комитет по труду и социальной политике закон, как       
положено, рассмотрел и пришел к выводу, что Государственной Думе не следует     
его принимать. Вот некоторые наши соображения (может быть, не все, конечно) и   
аргументы против.                                                               
                                                                                
Этим законопроектом предусматривается новый порядок повышения минимального      
размера оплаты труда и попутно предпринимается попытка изменить порядок         
индексации социальных выплат различного назначения и различного характера.      
Этот порядок по сравнению с порядком, ранее предусмотренным законом, который    
действует в достаточно ограниченном масштабе (или уже действительно             
устаревающий), все-таки делает изменение минимального размера оплаты труда,     
тем более индексацию социальных выплат населению более сложной процедурой.      
                                                                                
Валерий Андреевич здесь подробно рассказывал о возможности дополнительного      
повышения минимального размера оплаты труда. И в частности, вот я оттолкнусь    
от его примера, когда он говорил, что 5 процентов мы закладываем рост индекса   
цен. Ну а если мы с вами заложим не 5 процентов, а 40 процентов и если          
фактический рост индекса цен составит 79 процентов, а не 80? Мы с вами не       
будем иметь возможности, и Правительство ни в коем случае не будет иметь        
законной возможности внести проект о том, чтобы дополнительно повысить          
минимальный размер оплаты труда.                                                
                                                                                
Второе наше возражение заключается в следующем. Проектом предполагается         
установить размеры стипендий, пособий и различного рода компенсаций на том      
уровне, на котором это есть сейчас. Но сейчас во всех законах написано, что     
это зависит от минимального размера оплаты труда, а проект предполагает         
установить все это в твердых суммах, кратных 83 рублям 49 копейкам, которые у   
нас сейчас составляют этот самый минимальный размер оплаты труда.               
                                                                                
Попутно законопроектом отменяются или изменяются, вернее, нормы ряда законов.   
Их я там насчитал 25. Может быть, я даже и просчитался. И попутно там           
вводятся нормы, которые позволяют индексировать назначаемое пособие,            
стипендии, а также и компенсации гражданам различных категорий. В частности,    
это и чернобыльцы, и те же самые студенты, и (Валерий Андреевич говорил)        
граждане, которые имеют детей, - получатели этих пособий. Но тогда нужно        
будет в каждый из 25 законов вносить соответствующие поправки либо принимать,   
соответственно, новый закон по каждому конкретному случаю. Представьте себе,    
насколько усложняется процедура индексации всех этих социальных выплат. Этот    
механизм представляется нам чрезвычайно и даже неоправданно громоздким и        
запутанным. И вообще говоря, осуществимость индексации ставится в ряде          
случаев даже под сомнение. Это наше второе возражение.                          
                                                                                
Третье возражение. Да, действительно предпринимается попытка оторвать           
социальные выплаты от минимального размера оплаты труда. Само по себе это,      
конечно, правильно (мы это признаем), потому что этот норматив - минимальный    
размер - стал выполнять несвойственную ему роль технического, что ли, такого    
норматива для назначения пенсий, что, вообще говоря, неправильно. Его главное   
назначение - это регулирование оплаты труда, и только. Все остальное было уже   
привязано. Но коль скоро попытка оторвать эти выплаты от минимального размера   
оплаты труда предпринимается, то должна быть предпринята и другая попытка:      
немедленно, тут же, сразу, одновременно оторвать от минимального размера        
оплаты труда все пени, штрафы, взносы и... Как они там еще называются? Ну,      
неважно. То есть тот финансовый поток, который идет в обратную сторону, - от    
граждан в основном к государству. Такая попытка здесь не предпринята, поэтому   
мы также считаем это недостатком законопроекта, и это повлияло на наше          
комитетское решение.                                                            
                                                                                
И еще один важный момент. Поскольку мы восстанавливаем, или пытаемся            
восстановить (и правильно пытаемся восстановить), роль минимального размера     
оплаты труда как регулятора оплаты труда вообще, ну, по крайней мере, в         
бюджетной сфере для начала, то следовало бы прямиком связать этот показатель    
- минимальный размер оплаты труда - не с чем иным, как с тарифной ставкой       
первого разряда единой тарифной классификации. Этого также не сделано. Об       
этом в Думе уже много раз, ну, неоднократно, по крайней мере, говорилось, и в   
данном случае, к сожалению, этого тоже не произошло.                            
                                                                                
Я мог бы еще здесь приводить и другие аргументы. Я не стану утруждать вас       
перечислением всех остальных вещей из пояснительной записки, там достаточно     
подробно все изложено, я только остановлюсь на тех мотивах, которыми            
руководствовалось, видимо, Правительство, когда готовило и вносило этот         
проект.                                                                         
                                                                                
Первое. Норма Федерального закона "О прожиточном минимуме...". Совершенно       
справедливо: нужно выполнять закон и нужно стремиться действовать в этом        
направлении.                                                                    
                                                                                
Второе - я уже об этом говорил - это необходимость изменения применения         
минимального размера оплаты труда. Действительно, нужно придать ему иное        
качество, то изначальное значение, которое нужно, то есть чтобы он был          
регулятором оплаты труда. И мы это также приветствуем. Однако попытку,          
которая предпринята, считаем крайне неудовлетворительной.                       
                                                                                
Ну и третье. Поскольку минимальный размер оплаты труда значительно отстает от   
прожиточного минимума, существующего на сегодня в Российской Федерации,         
правильно предпринималась попытка приблизить эти два показателя, но еще раз     
повторяю, это попытка нами признается неудачной. Решение нами принималось       
единогласно, и я вас прошу от имени комитета не поддерживать данный проект.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Евгеньевич. Задержитесь на трибуне.       
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчикам? Есть.                                            
                                                                                
Депутат Зеленин, пожалуйста. Называйте, к кому вопрос, и вопрос.                
                                                                                
ЗЕЛЕНИН В.М., Аграрная депутатская группа.                                      
                                                                                
Уважаемый Валерий Андреевич, до настоящего времени никто не отменил закон,      
согласно которому каждый квартал должна была изменяться величина минимальной    
заработной платы в соответствии с тем, какая отмечалась инфляция. Почему        
сейчас вы отказываетесь от этого варианта, а переходите на новый вариант, как   
докладывали и представители комитета, более сложный и менее понятный для        
населения?                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Андреевич.                            
                                                                                
ЯНВАРЕВ В.А. Во-первых, этот порядок на самом деле более простой и более        
понятный, он существует во всем мире, и, надеюсь, мы к этому порядку            
(несмотря на то, примем мы сейчас этот закон или нет) будем переходить. Суть    
его состоит в следующем: складывается индекс роста цен, на этот индекс роста    
цен, на весь период, за который он складывается (можно взять отчетный, можно    
взять следующий год, мы взяли следующий год, чем, можно сказать, даже           
опередили события), на этот объем предусматриваются средства в бюджете, и       
осуществляется индексация заработной платы. Осуществляется это 1 апреля.        
Почему 1 апреля? Потому, что к 1 апреля, мы надеемся, бюджет все-таки будет,    
как всегда, принят. Вот чем мы руководствуемся.                                 
                                                                                
То есть мы будем знать, какими средствами мы будем располагать и как мы будем   
осуществлять эту индексацию. На основании нового минимума профсоюзы должны      
вести переговоры с работодателями, заключать тарифные соглашения и к концу      
года выходить с новыми тарифными соглашениями. То есть у нас возникает          
нормальный законодательно определенный порядок индексации. Это вполне           
цивилизованный подход, соответствующий, если хотите, рыночным или нерыночным,   
каким-то другим, каким хотите, отношениям. И именно его мы и предлагаем.        
                                                                                
Мы понимаем, что мы можем ошибиться в индексе цен. Мы предлагаем использовать   
не только соотношение, потому что этого может оказаться мало и соотношение      
вполне может не перекрыть индекс цен. Поэтому мы предлагаем два фактора:        
соотношение зарплаты и прожиточного минимума, чтобы постепенно соединить, и     
второе - индекс цен. Тогда это дает нам возможность как бы решить эту           
двуединую задачу. Если мы ошибемся в индексе цен... Это вполне может быть,      
как видите, жизнь показала, что так может быть. Значит, мы говорим, что, как    
только... Вот докладчик сказал, что может быть 80 процентов. Значит, мы будем   
на 80 процентов индексировать, если мы хотим индексировать. Понимаете? Это не   
зависит от размера инфляции. Будут ли у нас на это средства или нет - это       
другой вопрос, но подход мы должны именно такой делать.                         
                                                                                
Сейчас мы не говорим о размере минимальной заработной платы на 1999 год,        
потому что это вопрос уже финансовый, это бюджетный вопрос. И мы                
предполагаем, что вместе с бюджетом такой закон все-таки должен быть в Думу     
внесен.                                                                         
                                                                                
Вот наш подход. Поэтому он вполне соответствует тому, о чем вы говорите.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще вопросы? Турусин Анатолий Афанасьевич, пожалуйста.                  
                                                                                
ТУРУСИН А.А. У меня вопрос к Валерию Андреевичу. Цель закона для меня           
понятна: завуалированное сокращение расходов. Вопрос у меня, Валерий            
Андреевич, очень простой: на какую сумму, если делали расчет?                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поясните, Валерий Андреевич.                              
                                                                                
ЯНВАРЕВ В.А. Вы знаете, никаких завуалированных целей нет. Это закон            
нормативный. Он на самом деле никак не связан с затратами. Если инфляция        
будет 5 процентов - значит, это будет очень дешевый закон. Но если инфляция     
будет 30 процентов, то он будет соответствующий - дорогой. И мы должны это      
четко себе представлять. Когда вы будете обсуждать бюджет 1999 года, если мы    
этот закон примем, вы должны будете из этого уровня инфляции, который будет     
прогнозироваться, устанавливаться, который вы будете утверждать или не          
утверждать, исходить и рассчитывать средства.                                   
                                                                                
Поэтому я как бы здесь не вижу предмета, чтобы что-то завуалировать. Если мы    
будем индексировать оплату труда (а я надеюсь, мы к этому подойдем), мы эти     
деньги должны будем в бюджете предусматривать. Но просто мы считаем, что        
сейчас должен все-таки измениться порядок. Положим, у нас складывается          
ситуация так, что мы не в состоянии индексировать минимальную зарплату,         
давайте проиндексируем пособие на детей.                                        
                                                                                
Весь парадокс ситуации состоит в том, что мы с 1997 года минимальную зарплату   
не индексировали. Значит, автоматически не индексируем пособия. Значит,         
автоматически мы не индексируем стипендии, хотя индексация стипендий стоит      
сейчас не такие большие деньги и мы могли бы это вполне сделать. Но закон       
есть закон.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые докладчики, присаживайтесь, пожалуйста.                               
                                                                                
Есть ли выступающие от фракций и депутатских групп? От фракции КПРФ? Не вижу.   
От фракции ЛДПР? Не вижу.                                                       
                                                                                
От фракции "Наш дом - Россия" - Линник Виталий Викторович.                      
                                                                                
ЛИННИК В.В. Предлагаемый законопроект действительно не противоречит             
концепции, которая была поддержана депутатами и предполагала убрать связь       
между социальными выплатами и минимальным размером оплаты труда.                
                                                                                
На сегодняшний день растущая инфляция приводит к необходимости повышения        
минимальной оплаты труда. Здесь же предлагается это делать при наличии в        
бюджете средств на эти выплаты. Все мы знаем, что в ближайшее время денег ни    
в каких бюджетах еще долго не будет.                                            
                                                                                
Нужно согласиться с мнением Правового управления, что отдельные положения       
этого законопроекта противоречат части 2 статьи 55 Конституции Российской       
Федерации, то есть ухудшают нынешнее положение людей. При этом надо помнить,    
что минимальная оплата труда составляет 83 рубля, что составляет по нынешнему   
курсу доллара... Поэтому в такой редакции данный законопроект рекомендуется     
отклонить. И, учитывая, что действительно необходимо отделить социальные        
выплаты от минимальной оплаты труда, предлагаю одновременно обратиться к        
Правительству с предложением представить в возможно короткий срок               
законопроект по этой проблеме с хорошо прописанным механизмом социальных        
гарантий граждан России.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Викторович.                              
                                                                                
От фракции Компартии Российской Федерации - Пашуто Владимир Ростиславович.      
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПАШУТО В.Р., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.              
                                                                                
Спасибо, Владимир Александрович.                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроект сам по себе, по названию, очень и очень         
серьезен. И он очень необходим сегодня. Вы, наверное, знаете, что Комитет по    
труду и социальной политике в течение уже двух лет вносил неоднократно          
предложения по индексации минимальной пенсии, минимальной заработной платы,     
которые связаны между собой в соответствии с законодательством. И я вам могу    
сказать, что мы это делали в связи с тем, что законодательство, которое         
сегодня работает, действует, позволяет все это делать так, как положено, и в    
положенные сроки, то есть, допустим, в течение квартала.                        
                                                                                
С другой стороны, мы помним, что нам постоянно говорили о том, что нет          
средств в бюджете, нет средств в стране и поэтому индексировать,                
компенсировать невозможно. История прошлого года достаточно красноречива: мы    
с вами принимали законы, но то Совет Федерации отклонял, то Президент налагал   
вето и в результате получилось, что цены по сравнению с предыдущим периодом     
выросли на много порядков, а индексации как таковой не проводилось.             
                                                                                
Комитет по труду и социальной политике выражает сегодня неудовлетворение тем,   
что фактически мы ничего не делаем по ставке первого разряда Единой тарифной    
сетки, в результате чего большое количество наших работников вообще не имеют    
возможности получить хотя бы минимальную компенсацию в связи с ростом цен,      
который имеется в нашей стране.                                                 
                                                                                
Фактически мы можем еще также отметить, что этим законопроектом в               
определенной степени закладывается как раз идея того аргентинского варианта     
по мораторию на рост заработной платы, хотим мы этого или нет, поскольку в      
бюджете, как мы представляем, нет, а в том варианте, который представляет       
Правительство, тоже ничего не заложено в качестве механизма исполнения закона   
о прожиточном минимуме. Вот это, наверное, и чревато... Поэтому мы просим       
сегодня этот вариант законопроекта отклонить, но предложить Правительству и     
Комитету по труду и социальной политике продолжить работу над этим очень        
важным законопроектом, изменив по ряду моментов концепцию.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Ростиславович.                          
                                                                                
От фракции "ЯБЛОКО" - Мисник Борис Григорьевич.                                 
                                                                                
МИСНИК Б.Г. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты! Идея закона   
хорошая, и мы настаивали на том, чтобы были оторваны социальные выплаты, и      
особенно штрафы, пени и прочие административные или финансовые меры             
взыскания, от минимальной оплаты труда, которая стала уже фактически не         
минимальной оплатой труда, а совершенно искусственным показателем.              
                                                                                
Но меня больше всего смущает момент, в который мы этот закон хотим принимать.   
Фиксируются в рублевом выражении все социальные выплаты по состоянию на         
вчерашний день, когда минимальная зарплата (83 рубля) еще хоть что-то значила   
при старом масштабе цен.                                                        
                                                                                
Сегодня эти цены выросли втрое, а все социальные выплаты мы оставляем в         
абсолютном рублевом выражении на старом уровне. Вот для примера посмотрите      
статью 18: в Федеральном законе "О погребении и похоронном деле" опять-таки     
оставить этот размер помощи - в сумме 834 рубля 90 копеек. Музыку только        
заказать можно на эту сумму сегодня.                                            
                                                                                
Поэтому, мне кажется, сегодня и стремление принять этот закон вызывается        
именно тем, чтобы при резко возросшей инфляции и росте цен в связи с тем, что   
мы так или иначе обязаны повысить размер минимальной заработной платы, не       
увеличивать остальные социальные выплаты, а пока этот закон пройдет, это        
будет достаточно долгий период. Поэтому я считаю, что, невзирая, может быть,    
на правильную идеологию этого закона, его сегодня нужно в первом чтении         
отклонить, доработать и вносить заново, с учетом всех тех замечаний, которые    
были высказаны на сегодняшнем заседании.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Григорьевич.                               
                                                                                
От Аграрной депутатской группы?.. От группы "Народовластие" - Иван Степанович   
Аничкин.                                                                        
                                                                                
АНИЧКИН И.С., депутатская группа "Народовластие".                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, в отличие от депутатов, которые уже выступили, я с самого    
начала не видел никакого преимущества в представленном законопроекте.           
                                                                                
Правы те, кто говорит, что данный законопроект значительно ухудшает             
действующее законодательство. И мы даже не имеем права его в принципе           
рассматривать, поскольку действующее законодательство предусматривает           
ежеквартальное повышение (индексацию) минимальной заработной платы и всех       
связанных с ней выплат, пособий и стипендий исходя из темпа роста стоимости     
жизни. Вот то, что мы имеем сейчас.                                             
                                                                                
Данный законопроект предлагает заморозить все выплаты, пособия и стипендии.     
Они замораживаются в абсолютной величине, которая проставлена в рублях. И вот   
это самая главная идея законопроекта правительства Кириенко, которое хотело     
на чем-то экономить. И я полагаю, что Валерий Андреевич не прав, когда          
говорит, что вот этим законопроектом они ничего не экономят. Собираются         
экономить именно на том, что замораживаются стипендии, пособия и все выплаты,   
связанные с минимальным размером оплаты труда.                                  
                                                                                
И нет никакого преимущества в том декларативном подходе, который здесь, в       
данном законопроекте, записан: что минимальный размер оплаты труда постепенно   
будет приближаться к прожиточному минимуму. Вот этого механизма как раз и       
нет, кроме декларации о том, что он должен приближаться. Мы знаем из            
Конституции, что минимальный размер оплаты труда должен соответствовать         
прожиточному минимуму. Вот это есть. А здесь нет ничего.                        
                                                                                
Плюс к тому, на чем еще собиралось правительство Кириенко экономить, здесь      
предлагается... Если мы закладываем в федеральный бюджет уровень инфляции 5     
процентов, то дополнительно мы в течение года индексируем только в том          
случае, если этот уровень инфляции превысит в два раза закладываемый размер.    
В два раза! Об этом почему-то Валерий Андреевич в своем докладе не сказал. Не   
когда просто превысит закладываемый уровень, а именно тогда, когда он           
превысил в два раза. А если он превысит в 1,99 раза, то в этом случае даже и    
индексация не предусматривается.                                                
                                                                                
Поэтому не случайно, когда этот законопроект появился (мы его рассматривали,    
и в комитете он рассматривался, и в Министерстве труда и социального            
развития), мы с самого начала сказали, что этот законопроект не должен          
появиться на свет. И ничего в нем нет, уверяю вас, ничего в нем нет такого,     
чтобы можно было сказать: вот эта часть его положительная, и дальше нужно       
рассматривать.                                                                  
                                                                                
Я полагаю, что мы должны работать над другим законопроектом, и варианты, эти    
проекты, мы уже неоднократно представляли. А учитывая, что, как правильно       
сегодня коллеги сказали, рост стоимости жизни в два-три раза сегодня            
превысил... Именно тогда, когда представлялся этот законопроект,                
Правительству надо было бы этот законопроект отозвать и представить срочно      
другой - об индексации минимального размера заработной платы, об индексации     
вообще заработной платы в бюджетной сфере, связанной с тем, что произошло 17    
августа.                                                                        
                                                                                
Я, конечно же, предлагаю от нашей депутатской группы отклонить данный           
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Степанович.                                 
                                                                                
И наконец, от "Российских регионов" - Шенкарев Олег Александрович.              
                                                                                
ШЕНКАРЕВ О.А., депутатская группа "Российские регионы".                         
                                                                                
Уважаемые депутаты, законопроект, который нам сейчас представляет               
Правительство, на мой взгляд, имеет один положительный момент. Здесь много      
его критиковали из зала, но момент положительный заключается в том, что         
выплат, которые у нас есть (социальные), достаточно много, они                  
дифференцируются, и, безусловно, исполнительная власть, законодательная         
власть имеют возможность для маневра, могут выбрать, какую выплату              
осуществлять сегодня, а какую завтра. Но вы сами понимаете, что есть остро      
нуждающиеся категории, есть категория льготников, например, которые могут и     
потерпеть. Это положительный момент законопроекта, но он может работать         
только при условии, если у нас стабильно работает вообще экономика, если у      
нас стабильная социально-экономическая ситуация.                                
                                                                                
Если мы сейчас оторвем вот сегодняшние... от минимального размера оплаты        
труда, большой ущерб может быть нанесен нашим избирателям.                      
                                                                                
Ну, я вам приведу просто пример. В чернобыльской зоне производится выплата в    
один минимальный размер оплаты труда (это 83 рубля). Сейчас у нас               
инфляционный виток вот-вот может состояться. Только что у нас цены              
увеличились (ну, относительно доллара рубль упал) где-то в 2-2,5 раза, завтра   
может еще дальше осуществляться падение. То есть эти 83 рубля практически       
уменьшаются по покупательной стоимости. Если мы оставим эту сумму и не будем    
потом индексировать хотя бы через механизм минимальной заработной платы, то     
мы вообще ничего не добьемся, и эти 83 рубля со временем могут превратиться     
вообще в пустую бумажку, и люди вообще ничего не будут получать.                
                                                                                
Поэтому мне представляется, что такой механизм, который представляет            
Правительство сегодня, - он реальный, он, может, будет работать, но только      
тогда, когда будет нормально работать экономика.                                
                                                                                
В частности, в Японии, например, действует именно такой механизм, который нам   
предлагается. Но в Японии каждый год вносятся правительством изменения и эти    
пособия пересматриваются. Однако японская экономика и наша - это сегодня, к     
сожалению, небо и земля.                                                        
                                                                                
Поэтому мне представляется, что надо с этим законом подождать в силу            
сложившейся ситуации и над ним еще поработать, как и предлагали другие мои      
коллеги депутаты.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Александрович.                              
                                                                                
Выступили представители всех фракций и депутатских групп. Закон внесен          
Правительством. Мнение комитета вы слышали. Еще два слова - представителю       
Президента Котенкову, и будем голосовать.                                       
                                                                                
Пожалуйста, Александр Алексеевич.                                               
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты              
Государственной Думы! Я не буду останавливаться на существе внесенного          
законопроекта, я хотел бы обратить ваше внимание на одно из прозвучавших        
выступлений со ссылкой на то, что данный законопроект нарушает часть 2 статьи   
55 Конституции Российской Федерации.                                            
                                                                                
Уважаемые депутаты, этот аргумент применяется очень часто по отношению как      
раз к социальным и к финансовоемким законопроектам. Я просил бы вас обратить    
внимание на то, что часть 2 статьи 55 гласит: "В Российской Федерации не        
должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и   
гражданина". Основные права и свободы человека и гражданина перечислены в       
Конституции, и они не содержат в себе ни механизма, ни размера их реализации.   
И потом, вот если бы закон отменял выплаты детских пособий, которые             
предусмотрены Конституцией как специальные пособия для воспитания детей, -      
да, это было бы отменой права человека. Но Конституция не содержит,             
подчеркиваю, ни механизма, ни размера. И государство устанавливает тот          
механизм и тот размер пособий, которые оно может себе позволить.                
                                                                                
Таким образом, я прошу вас впредь вот в таких случаях смотреть внимательно:     
если отменяется какое-либо пособие или какое-либо право гражданина,             
предусмотренное Конституцией, - да, это нарушение части 2 статьи 55; если       
меняется механизм выплат, меняется размер выплат - простите, это Конституцию    
не отменяет.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, прошу быть внимательными. Вы слышали   
мнение Правительства, внесшего этот закон. Вы слышали мнение комитета,          
который возражает против этого закона, позиции фракций (от каждой -             
выступили). Ставится на голосование: принять данный законопроект в первом       
чтении. Прошу определиться голосованием.                                        
                                                                                
Идет голосование в первом чтении.                                               
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за                5 чел.              1,1%                        
Проголосовало против          189 чел.             42,0%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    196 чел.                                          
Не голосовало                 254 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект не принимается в первом чтении, но для протокола мы отмечаем:      
практически все, выступившие от фракций, поручали комитету все-таки             
продолжить над ним работу, потому что тема очень важная, связанная с            
индексацией минимальной заработной платы и всех пособий.