Заседание № 58
О проекте федерального закона № 98042564-2 "О внесении изменений в статью 2 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" (в связи с принятием новой редакции Закона Российской Федерации "О беженцах"; принят в первом чтении 24 мая 2000 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 10, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах". У нас тут тоже новая процедура. Это законопроект, принятый в первом чтении и предлагаемый к отклонению. Доклад Сергея Владимировича Антуфьева, заместителя председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками. Пожалуйста. АНТУФЬЕВ С. В., фракция "Единая Россия". Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты! Комитет Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками повторно рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах". Законопроект был внесен в Государственную Думу депутатом второго созыва Игруновым в 2000 году с названием "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" в связи с принятием новой редакции Закона Российской Федерации "О беженцах". 24 мая 2000 года законопроект был принят в первом чтении и отправлен на заключение, и на него поступили отрицательные заключения из Администрации Президента Российской Федерации и из правительства. По сути, законопроект предлагает исключить из закона норму, которая обязывает лицо обращаться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с прежнего места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением российского гражданства, то есть автор законопроекта предлагал не ограничивать срок, в течение которого лицо может обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем. Администрация президента прислала отзыв, что не может согласиться с данной нормой, вернее, с исключением данной нормы, потому что тогда меняется концепция всего действующего закона. Правительство Российской Федерации также в своем официальном отзыве не поддержало законопроект. Законопроект был возвращен на доработку в комитет. За четыре с половиной года не было представлено дополнительных предложений по доработке указанного законопроекта. С учетом вышеизложенного Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками рекомендует Государственной Думе в соответствии с частью 1 статьи 123-1 Регламента Государственной Думы отклонить данный проект закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, в соответствии с новым Регламентом будет ли выступать полномочный представитель президента, полномочный представитель правительства? Нет. Представители депутатских объединений? Да. Плетнёва, пожалуйста, от фракции Компартии. Плетнёвой включите, пожалуйста, микрофон. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, Артур Николаевич. На первый взгляд, казалось бы, это законопроект технический, вносится такая техническая правка. А если смотреть по жизни, то он очень важный, ведь недаром его Государственная Дума принимала в первом чтении. Непонятно только, почему он столько лет, почти четыре года, лежал, так сказать, без изменений, не предлагались какие-то поправки в него. Ведь не каждый депутат помнит, что этот законопроект есть, много новых депутатов. В чем суть? Суть в том, что люди, которые оказались в положении вынужденных переселенцев, они такого статуса, многие, до сих пор в нашей стране не имеют. И поправка Игрунова нацеливала на то, чтобы не ограничивать срок, допустим, одним месяцем, а продлить этот срок до двенадцати месяцев, то есть в течение года человек может обратиться с такой просьбой. Почему? Вы скажете: что, месяца мало, что ли? Приехал, да и обратись. Вы знаете, ведь разные ситуации были. Я думаю, что к депутатам, которые проходили по округам, обращались сотни людей с такими просьбами, потому что они не успели, они, допустим, были заняты какими-то переселенческими вопросами или иногда документы у некоторых отсутствовали и они эти документы пытались получить опять-таки через депутатские запросы в те государства СНГ, где они проживали. Поэтому это не просто вот такой проект закона, знаете, не столь важный. Я считаю, что за этот законопроект надо голосовать и вносить в него поправки, если там есть какие-то юридико-технические замечания, а не просто отметать - выбросить, и всё. Такие люди до сих пор еще в нашей стране есть, и их много. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна. Есть еще желающие выступить от фракций, объединений? Если нет желающих, тогда заключительное слово, докладчика. Пожалуйста, заключительное слово, и можете ответить. АНТУФЬЕВ С. В. Уважаемые коллеги, я хочу ответить Тамаре Васильевне и обратить ваше внимание на следующие обстоятельства. Норма закона, которая сегодня действует, обязывает в течение года, Тамара Васильевна, вынужденного переселенца обратиться за установлением статуса вынужденного переселенца, а в течение месяца - беженца, который хочет стать гражданином России. Разницу между вынужденным переселенцем и беженцем вы знаете, да? Поэтому норма обязывает человека в течение года обратиться, тогда он будет учтен в органах миграционной службы, он сможет обратиться за социальной поддержкой. Поэтому считаем, что год - это срок, достаточный для того, чтобы человек обратился. Вынужденный переселенец - это гражданин России, который из одного региона переехал в другой в силу обстоятельств. Прошу поддержать решение комитета и отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, кто за то, чтобы принять постановление об отклонении законопроекта, принятого в первом чтении? Прошу включить режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин. 41 сек.) Проголосовало за 330 чел.73,3% Проголосовало против 53 чел.11,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9% Результат: принято Постановление об отклонении принято. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы.
Заседание № 171
О проекте федерального закона № 98042564-2 "О внесении изменений в статью 2 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" (в связи с принятием новой редакции Закона Российской Федерации "О беженцах").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ПАСТУХОВ Б. Н., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция "Отечество - Вся Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, я обращаюсь с просьбой отложить обсуждение вопроса 12, в связи с тем что докладчик - Вячеслав Владимирович Игрунов - вчера внезапно заболел. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
Депутат Пастухов Борис Николаевич просит перенести пункт 12, так как сегодня отсутствует докладчик. Я думаю, мы удовлетворим просьбу и перенесем пункт 12 на июнь.
Заседание № 51
О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" (в связи с принятием новой редакции Закона Российской Федерации "О беженцах").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Уважаемые депутаты, переходим к пункту 6 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах". С докладом выступает заместитель председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Вячеслав Владимирович Игрунов. Пожалуйста. ИГРУНОВ В. В., фракция "ЯБЛОКО". Уважаемые коллеги! Этот закон прошел первое чтение, как вы помните, и был направлен в комитеты и комиссии Государственной Думы и в другие государственные учреждения. На этот законопроект поступили отзывы - 30 с лишнем отзывов, - и они распределились приблизительно следующим образом. Половина безоговорочно поддерживает этот законопроект, другая половина разделилась на три части: одни субъекты предлагают не принимать закон, другие вносят свои поправки, третьи предлагают расширить еще льготы, предоставляемые вынужденным переселенцам. Рассмотрев поправки, комитет решил поддержать этот законопроект во втором чтении, отклонив предложенные поправки по ряду соображений. Таблицы у вас есть. Главная проблема, которую я хотел бы осветить здесь, заключается в том, что Президент не поддерживает в целом этот законопроект. Здесь есть мотивировки, подготовленные комитетом, министерством по делам федерации, и представители министерства выступали на заседании комитета. Прежде всего я хотел бы с удовлетворением подчеркнуть, что, несмотря на отрицательный отзыв, позиции Правительства и Президента и позиции нашего комитета существенно сблизились. В заключении Президент не возражает против отмены ограничительных сроков регистрации вынужденных переселенцев - в месячный срок после принятия гражданства беженцами. Таким образом, более чем наполовину наши позиции с позициями Правительства и Президента на нынешний момент совпадают. Остались возражения лишь по тому, что отмена годичного срока регистрации вынужденных переселенцев может привести к значительному увеличению числа вынужденных переселенцев. Министерство по делам федерации аргументирует это следующим образом: годичного срока достаточно, для того чтобы зарегистрироваться в качестве вынужденного переселенца, а также существуют еще уважительные причины, по которым может быть продлен срок регистрации гражданина вынужденным переселенцем. Однако надо отметить, что тут же, во время заседания комитета, господин Дьяков, представлявший министерство по делам федерации, заявил, что ни одна жалоба подобного рода не была удовлетворена. Таким образом, фактически отсутствуют сколь-нибудь уважительные причины в глазах наших чиновников для удовлетворения ходатайств о предоставлении статуса вынужденного переселенца. Правда, надо отметить, что таких жалоб было всего 41. 41! Таким образом, речь идет о том, что министерство по делам федерации бьется за непредоставление статуса вынужденных переселенцев ограниченному числу граждан. Другое соображение, которое высказывалось, - что значительное число людей может вновь подать заявление о приобретении статуса вынужденного переселенца, хотя они обустроились на территории Российской Федерации. Подобное соображение основано на недоразумении, которое во время обсуждения сами представители министерства по делам федерации признали неуважительным. Дело в том, что если гражданин обустроился на территории Российской Федерации, то ему может быть отказано по причинам возникновения... так сказать, проблемы статуса вынужденного переселенца. И действительно, львиная доля лиц, получивших отказ в приобретении статуса вынужденного переселенца, относится как раз к этой категории. И проблем у нас не возникает. Таким образом, нет оснований полагать, что существенно расширится число лиц, претендующих на статус вынужденного переселенца. Во всяком случае, у нас есть законное основание отказывать таким людям в предоставлении статуса вынужденного переселенца в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона "О вынужденных переселенцах". Таким образом, комитет не усмотрел оснований для пересмотра формулировок и выносит на ваше рассмотрение во втором чтении этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, к законопроекту приложена только таблица 2 поправок, предложенных комитетом к отклонению. Есть ли возражения по таблице 2 поправок, предложенных комитетом к отклонению? Нет. Уважаемые депутаты, на голосование ставится таблица 2 поправок, рекомендуемых Комитетом Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками к отклонению. Кто за принятие данного решения? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 52 мин. 43 сек.) Проголосовало за 175 чел. 38,9% Проголосовало против 82 чел. 18,2% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 259 чел. Не голосовало 191 чел. Результат: не принято Не принимается. Так, уважаемые депутаты, мы проголосовали с вами за отклоненные поправки. Ставится на голосование предложение о принятии данного законопроекта в целом в соответствии с предложениями комитета. Прошу вас определиться голосованием по вопросу о принятии во втором чтении проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах". ИЗ ЗАЛА. По мотивам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам уже поздно выступать. Таблица поправок уже прошла. Прошу вас голосовать о принятии данного закона во втором чтении. Таблица не принята, да. Но мы сейчас голосуем в целом. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 40 сек.) Проголосовало за 162 чел. 36,0% Проголосовало против 80 чел. 17,8% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 244 чел. Не голосовало 206 чел. Результат: не принято 162 человека... По ведению - депутат Коломейцев. Пожалуйста, Николай Васильевич. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы должны по каждой поправке сейчас идти, я уже тоже поняла. Отменяем результаты голосования. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Мы не имеем права голосовать в целом за закон, если не принята таблица поправок. Статья 123, части 7, 8 и 9, оговаривается... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, Николай Васильевич, всё. Пошли по таблице поправок. Отменяются результаты голосования по закону во втором чтении, непринятие его. Я просила по таблице 2 по отклоненной поправке от Тульской областной Думы... Авторы поправки, кто будет докладывать по отклоненной? Вы будете, да? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы в целом не приняли таблицу, сейчас идем по каждой поправке в соответствии со статьей 123. Пожалуйста, по три минуты по каждой поправке. Шесть поправок. ИГРУНОВ В. В. Поправка 1. Тульская областная Дума предлагает внести корректировку, добавив, в сущности, такую формулировку: "не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем по месту своего нового пребывания на законном основании на территории Российской Федерации". Любой гражданин Российской Федерации находится на территории Российской Федерации на законном основании. Дополнительно это оговаривать не требуется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У нас так получается, что депутат Игрунов будет отвечать и за автора поправки, и за предложения комитета. Уважаемые депутаты, на голосование ставится поправка 1 к статье 2 данного законопроекта. Кто за то, чтобы принять данную поправку по предложению Тульской областной Думы? Прошу вас определиться голосованием. Комитет рекомендует ее отклонить. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 58 сек.) Проголосовало за 14 чел. 3,1% Проголосовало против 81 чел. 18,0% Воздержалось 3 чел. 0,7% Голосовало 98 чел. Не голосовало 352 чел. Результат: не принято Не принимается поправка. По ведению - депутат Попов. ПОПОВ С. А., фракция "ЯБЛОКО". Уважаемые депутаты, у меня просто предложение (поправки у всех есть): не нужно господину Игрунову их зачитывать, и так более или менее все ясно, просто ставить на голосование, и всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Бурдуков, пожалуйста, по ведению. БУРДУКОВ П. Т., Агропромышленная депутатская группа. Спасибо. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Ясно, всем уже очевидно, что комитет недоработал законопроект. Если мы сейчас будем работать над каждой поправкой, просто потеряем время. Есть предложение: отложить данный закон до следующего раза, до другого времени. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Два предложения поступило: не рассматривать подробно поправки, рассмотреть законопроект в следующий пленарный день. Я прошу высказаться по данным предложениям докладчика. ИГРУНОВ В. В. Я согласен с предложением господина Попова о том, что можно подробно не рассматривать, так как таблица поправок у каждого есть, это действительно так, и в особенной аргументации она не нуждается. Что же касается предложения господина Бурдукова, я хотел бы узнать, на каком основании, какие аргументы говорят о том, что закон недоработан. Только потому что мы отклоняем поправки? Поправки отклонены достаточно обоснованно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, переходим к рассмотрению поправки 2 - поправки Законодательного Собрания Пензенской области. Прошу прокомментировать её представителя комитета. ИГРУНОВ В. В. Вопрос заключается в том, что дается редакционная правка названия законопроекта: не "О внесении изменений в статью...", а "О внесении изменений в Закон...". В принципе эта редакционная поправка решительно ничего не меняет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли возражения в зале? Нет. Уважаемые депутаты, кто за то, чтобы принятт поправку 2 из таблицы отклоненных поправок? Прошу вас определиться голосованием. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 35 сек.) Проголосовало за 3 чел. 0,7% Проголосовало против 92 чел. 20,4% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 97 чел. Не голосовало 353 чел. Результат: не принято Не принимается поправка. Поправка 3. ИГРУНОВ В. В. Поправка 3 редакционная, и она связана с поправкой 2. Если поправка 2 не принята, а она не принята, поправка 3 утрачивает смысл. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли возражения? На голосование ставится поправка 3. Прошу вас определиться голосованием по принятию данной поправки. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 59 мин. 21 сек.) Проголосовало за 5 чел. 1,1% Проголосовало против 87 чел. 19,3% Воздержалось 5 чел. 1,1% Голосовало 97 чел. Не голосовало 353 чел. Результат: не принято Не принимается. Три... пять... семь человек... Поправка 4. Пожалуйста. ИГРУНОВ В. В. Поправка 4. Законодательное Собрание Пензенской области предлагает выделять вынужденному переселенцу льготный кредит. Льготный кредит означает, что мы увеличим затраты на обустройство вынужденных переселенцев. Как раз все возражения Правительства направлены в эту сторону. Поэтому, чтобы не возникала эта проблема (я думаю, что действительно мы не должны увеличивать затраты государства), комитет предлагает отклонить эту поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли возражения по данной поправке? ИЗ ЗАЛА. Иван Игнатьевич Никитчук хотел... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, он не хочет. Уважаемые депутаты, прошу вас... Депутат Никитчук. Вы к нам спиной повернулись, Иван Игнатьевич, и не поймешь, чего вы хотите. Пожалуйста, по поправке 4... НИКИТЧУК И. И. Спасибо. Уважаемые коллеги, мы знаем, что у Правительства постоянно, хронически не хватает денег. Но если иметь это в виду, так вообще не надо законы принимать. Поэтому я за то, чтобы эту поправку к этому закону принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Игнатьевич. Пожалуйста, комментарий комитета. ИГРУНОВ В. В. Я уже сказал, что комитет считает, что мы должны пойти, так сказать, по минимальному пути предоставления прав вынужденным переселенцам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Крюков - по карточке Исаева. Пожалуйста. КРЮКОВ В. А. Уважаемые коллеги, здесь не Правительство принимает. Если мы посмотрим эту поправку, то там написано: "...органов местного самоуправления..." То есть мы "грузим" сейчас то, чего мы не имеем права делать в соответствии со 154-м законом (о местном самоуправлении в Российской Федерации). Поэтому предлагаю отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мнения высказаны. Уважаемые депутаты, кто за то, чтобы принять поправку 4 из таблицы отклоненных поправок? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 00 сек.) Проголосовало за 113 чел. 25,1% Проголосовало против 91 чел. 20,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 204 чел. Не голосовало 246 чел. Результат: не принято Не принимается. Поправка 5. Пожалуйста, представитель комитета. Смоленская областная Дума предложила поправку 5. ИГРУНОВ В. В. Смоленская областная Дума согласилась в принципе с законопроектом, однако она предлагает ограничить срок обращения с ходатайством двумя годами для вновь обратившихся вынужденных переселенцев и шестью месяцами для лиц, утративших статус беженцев и приобретших гражданство Российской Федерации. Принципиально эта поправка сохраняет ограничения, которые, например, будут действовать для студентов, покинувших зону межнационального конфликта или прежде покинувших территорию, где впоследствии возникла зона межнационального конфликта. То есть мы продолжаем лишать наших граждан целого ряда возможностей обустроиться на территории Российской Федерации вне пределов зоны конфликта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Владимирович. Есть ли возражения по данной поправке? Возражений нет. Уважаемые депутаты, кто за то, чтобы принять поправку 5, предложенную комитетом к отклонению? Прошу вас определиться голосованием. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 43 сек.) Проголосовало за 45 чел. 10,0% Проголосовало против 82 чел. 18,2% Воздержалось 7 чел. 1,6% Голосовало 134 чел. Не голосовало 316 чел. Результат: не принято Не принимается. Поправка 6 предложена Сахалинской областной Думой. Пожалуйста. ИГРУНОВ В. В. Уважаемые коллеги, поправка 6 может значительно увеличить число лиц, претендующих на статус беженцев и вынужденных переселенцев, за счет переселенцев по экономическим причинам, вследствие эпидемии, голода и так далее. Это предмет рассмотрения совершенно другого закона, и мы предлагаем ее не рассматривать и отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли возражения по поправке 6? Нет. Уважаемые депутаты, кто за то, чтобы принять поправку 6, предложенную комитетом к отклонению? Прошу проголосовать. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 47 сек.) Проголосовало за 1 чел. 0,2% Проголосовало против 73 чел. 16,2% Воздержалось 4 чел. 0,9% Голосовало 78 чел. Не голосовало 372 чел. Результат: не принято Не принимается. Пожалуйста, Вячеслав Владимирович. ИГРУНОВ В. В. Уважаемые коллеги, меня приводит в изумление противоречивое голосование Государственной Думы. С одной стороны, таблица поправок, в которой все поправки предложены к отклонению, не была принята. С другой стороны, при голосовании за каждую поправку они были отклонены. Два голосования противоречат одно другому. По этой причине я просил бы направить этот законопроект на доработку, чтобы мы могли его обсудить с комитетами и комиссиями дополнительно и вынести на второе чтение в следующий раз. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бурдуков предлагал это, но, к сожалению, вы друг друга не поняли. Переносим на другой день рассмотрение и возвращаем в комитет на доработку. ИГРУНОВ В. В. Спасибо.
Заседание № 27
О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" (в связи с принятием новой редакции Закона Российской Федерации "О беженцах").
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, подошел депутат Игрунов - докладчик по 17-му пункту повестки дня. Давайте мы послушаем о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах". Пожалуйста. ИГРУНОВ В. В., фракция "ЯБЛОКО". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Законы о вынужденных переселенцах и беженцах, на мой взгляд, относятся к наиболее продуманной и совершенной части российского законодательства. Объясняется это тем, что на протяжении 10 лет законодательная, исполнительная ветви власти, а также представители общественных организаций совместно плодотворно работали над созданием этих законов. Конечно, трудностей, связанных с решением проблем вынужденных переселенцев, достаточно. Однако они связаны не столько с несовершенством законодательства, сколько с бедственным положением российского бюджета и прямым нарушением законов. Однако есть и некоторые изъяны в этом законодательстве. Например, Россия оказалась не готова к такому феномену, как чеченская война. Люди, бегущие от ужасов войны, не могут сегодня приобрести статус вынужденного переселенца, поскольку проживание в зоне боевых действий не является основанием для получения этого статуса, даже если ваш дом разрушен, родственники погибли и вы сами подвергаетесь опасности. Это стало очевидным только в ходе последней войны, и мы уже работаем над устранением этого недостатка. Есть, однако, и другие изъяны, касающиеся значительно меньшего числа людей, но тем не менее причиняющие страдания тысячам наших сограждан. Это, в частности, временные ограничения, предусмотренные для сроков подачи ходатайства о приобретении статуса вынужденного переселенца. Закон предусматривает годичный срок для подачи ходатайства о приобретении статуса вынужденного переселенца и месячный срок для беженцев, утративших свой статус в связи с приобретением российского гражданства. Подобных ограничений для беженцев российских закон не предусматривает. Таким образом, на территории родной страны российский гражданин находится в худшем положении, чем иностранец. Такая дискриминация недопустима. Хочу привести несколько примеров. Афганцы учились и работали в России несколько лет, здесь их застало падение режима Наджибуллы. Все они подали ходатайство о получении статуса беженцев, но одна семья не подала. Дело в том, что афганец женат на российской гражданке, которая более года назад покинула Афганистан и живет с мужем в России. Она утратила возможность ходатайствовать о приобретении статуса вынужденного переселенца. В то же время муж не может подать прошение о получении статуса беженца, поскольку женат на российской гражданке. Таким образом, российские граждане и их родственники оказываются в худшем положении, чем иностранцы. Ситуация с афганцами со временем теряет остроту. Люди обустраиваются и не нуждаются больше в приобретении статуса вынужденного переселенца. Однако мне приходится сталкиваться с более острыми проблемами, когда речь идет о беженцах из Албании, Югославии, Сьерра-Леоне, этот ряд можно продолжить. Другой типичный случай. Русский, гражданин Туркмении, бежит в Россию из-за притеснений на национальной почве. В миграционной службе ему советуют сначала приобрести российское гражданство, а затем ходатайствовать о приобретении статуса вынужденного переселенца. Человек получает гражданство, выписывается со своего места жительства и вдруг обнаруживает, что годичный срок прошел и он не может получить статуса вынужденного переселенца. Повторяю, иностранец в этой ситуации такой статус беженца безусловно получил бы. Ну и наконец, наиболее распространенный случай. Огромное количество беженцев, например из Азербайджана, Грузии и так далее, решают приобрести российское гражданство, чтобы стать полноправными российскими гражданами. По болезни, по старости, по неграмотности или по каким-либо другим причинам эти люди пропускают месячный срок и в итоге не только не получают возможности ходатайствовать, как российские граждане, но лишаются источников существования и даже того жалкого жилья, которое они имели до недавнего времени как беженцы. Все эти случаи свидетельствуют в пользу необходимости внесения следующих изменений в закон "О вынужденных переселенцах". Предлагается в статье 2 из пункта 1 убрать подпункт 2, который звучит следующим образом: лицо, "не обратившееся без уважительных причин..." Болезнь, неграмотность, незнание закона и прочее не считаются в миграционных службах уважительными причинами. Итак: лицо, "не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации". И тогда подпункт 3 становится подпунктом 2. Это предложение встретило понимание и поддержку в ряде государственных структур, в том числе поддержку Уполномоченного по правам человека. Положительно отнеслись к поправкам и комитеты Государственной Думы. Законодательные собрания практически всех субъектов Федерации поддержали законопроект, исключением стали только Республика Марий Эл, Калужская и Новгородская области. Что касается Марий Эл, то это понятно - там незначительна правоприменительная практика. На территории этой республики проживает только 746 семей вынужденных переселенцев. Законодательное Собрание Калужской области признает наличие проблемы, однако предлагает более ограниченные поправки. Что же касается Новгородской области, то, по моему мнению, негативный ответ основывается на недоразумении. Новгородские законодатели полагают, что после принятия поправки за получением статуса обратятся бывшие жители СНГ, уже обустроившиеся в России. Это не так, потому что сам факт обустройства в России является основанием в соответствии с правоприменительной практикой для отказа в предоставлении статуса вынужденного переселенца. Таким образом, опасности чрезмерного роста численности вынужденных переселенцев этой категории не существует. Необходимость принятия предлагаемой поправки подтверждается письмом, полученным мною от председателя Московской городской Думы Владимира Платонова, в котором он просит ускорить принятие законопроекта и обещает организовать поддержку при прохождении законопроекта через Совет Федерации. К сожалению, иной точки зрения, по крайней мере до недавнего времени, придерживалось Правительство Российской Федерации. Это связано с опасениями по поводу роста бюджетных затрат, прежде всего в случае предоставления жилья. Однако, на мой взгляд, эти опасения сильно преувеличены. Такое заключение вытекает из самого общего анализа ситуации с предоставлением жилья вынужденным переселенцам. На 1 января 2000 года в России зарегистрировано 357776 семей переселенцев, или 880394 человека. В 1999 году количество обеспеченных жильем переселенцев составило 1503 семьи, или менее 0,5 процента от общей численности. Долговременные ссуды на обустройство получили 8878 семей, что составило чуть более 2 процентов от общей численности. Это число оказалось меньше, чем в более благоприятном 1998 году, в то время как число людей, получивших жилье в 1999 году, сократилось по сравнению с 1998 годом более чем вдвое. То есть никакие обстоятельства - почти вдвое больший бюджет государства, перевыполнение запланированного бюджета на 25 процентов - не имеют своим следствием увеличение затрат на вынужденных переселенцев. Следовательно, жилье предоставляется крайне медленными темпами и объемы предоставления жилья мало связаны с реальной потребностью, наличием закона или наполнением бюджета. Государство выделяет столько ресурсов, сколько выделяет, и на это ничто не в состоянии повлиять. Зачем же переселенцам в таком случае статус? Прежде всего затем, чтобы получить регистрацию по месту пребывания. Кстати, мы сегодня рассматривали административный кодекс и жесткие нормы этого кодекса ставят таких людей в крайне тяжелое положение. Люди должны получить возможность найти себе работу, получить медицинскую помощь. Абсолютное большинство из них с мучениями, со страданиями, но обустраиваются самостоятельно. Да и число людей, которые смогут воспользоваться предлагаемой поправкой, достаточно невелико. К сожалению, статистика отказов по обсуждаемым мотивам не ведется. Однако в 1998 году 27233 человека остались без статуса вынужденного переселенца. По опыту известно, что приблизительно четверть отказников не получают статуса по причине пропуска сроков. Следовательно, только 6,5 тысячи человек могли бы получить статус в соответствии с нашей поправкой. При общем числе в 144950 человек, обратившихся за приобретением статуса, цифра 6,5 тысячи выглядит достаточно скромно. В 1999 году эта цифра еще меньше - около 1,5 тысячи человек. Даже если за приобретением статуса обратятся все, кто не получил его в прежние годы, вряд ли эта цифра превысит 2-3 десятка тысяч человек. К тому же... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Владимирович... ИГРУНОВ В. В. Я заканчиваю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Простите, сейчас 13.55. ИГРУНОВ В. В. Я заканчиваю. К тому же многим из них может быть отказано по другим основаниям. Но получение статуса вынужденного переселенца гражданами этой категории, не ведя к серьезным бюджетным тратам, даст надежду многим людям. Именно поэтому я призываю вас проголосовать за предложенный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть вопросы к докладчику? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Нет. Ставлю на голосование: принять законопроект в первом чтении. Подождите секундочку, отмените голосование. Представитель Правительства Лубенченко Константин Дмитриевич. ЛУБЕНЧЕНКО К. Д. Уважаемые депутаты, помимо подробных аргументов, связанных с тем, что этот законопроект не решает поставленные перед ним вопросы и создает разного рода проблемы, связанные с расходами, не предусмотренными в бюджете, очень важным является аргумент относительно сроков обращения для приобретения статуса вынужденного переселенца. Дело в том, что годовой срок вполне достаточен для того, чтобы обратиться с ходатайством о решении вопроса о приобретении статуса вынужденного переселенца. При наличии уважительных причин этот срок может быть продлен, а без уважительных причин этого годового срока вполне достаточно. Поэтому я хотел бы просить вас отклонить данный законопроект и поддержать позицию Правительства. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Вячеслав Владимирович. ИГРУНОВ В. В. Уважаемые коллеги, я только что подробно аргументировал, почему годичного срока недостаточно. Можно привести такой пример, довольно распространенный. К сожалению, наша страна много имеет горячих точек, и не дай бог, если это повторится в других местах. Вот, например, возьмите Чечню. Огромное количество студентов, которые учились здесь, покинули место постоянного жительства более года назад, два-три года назад. Они заканчивают вузы и не имеют возможности обустроиться на территории нашей страны, потому что они не могут вернуться на территорию Чечни: они выбыли оттуда более года назад и закон прямо запрещает возможность получения ими статуса вынужденного переселенца. Что же касается уважительных причин, то я уже сказал: ни болезнь, ни неграмотность, ни отказы и волокита в бюрократических органах не являются основанием, не признаются судами уважительной причиной. И фактически люди, наши с вами сограждане, теряют возможность не только прокормить себя и свою семью, но и внести свой вклад в развитие нашей Родины. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, уважаемые коллеги, теперь я могу поставить на голосование. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 00 сек.) Проголосовало за 245 чел. 54,4% Проголосовало против 76 чел. 16,9% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел. Результат: принято Законопроект принимается в первом чтении. Спасибо.