Заседание № 219

12.02.2003
Вопрос:

О Федеральном законе "О социальном развитии сельских поселений" (проект № 98028849-2; в связи с отклонением закона Президентом Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3544 по 3548 из 6823
Переходим к пункту 5 повестки дня: о Федеральном законе "О социальном           
развитии сельских поселений". Пожалуйста, Геннадий Васильевич Кулик.            
                                                                                
А где Кулик? (Выкрики из зала.) Тогда откладываем.                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5666 по 5761 из 6823
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы знаете, нам предварительно надо рассмотреть пункт 5    
повестки, давайте мы по порядку и пойдем. Мы успеем 8-й рассмотреть,            
поскольку пункты 6 и 7 сняты.                                                   
                                                                                
ИЛЮХИН В. И. Кулика-то не было.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть Подгурский, он готов доложить. Александр             
Михайлович Подгурский, заместитель председателя Комитета по аграрным            
вопросам, готов доложить закон "О социальном развитии сельских поселений".      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПОДГУРСКИЙ А. М., депутатская группа "Народный депутат".                        
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Президент Российской          
Федерации 8 августа 2001 года отклонил Федеральный закон "О социальном          
развитии сельских поселений", принятый Государственной Думой 28 июня 2001       
года и одобренный Советом Федерации 20 июля 2001 года. При рассмотрении         
закона на заседаниях Комитета по аграрным вопросам неоднократно ряд депутатов   
- членов комитета высказывали предложения не принимать решение о снятии         
закона с дальнейшего рассмотрения до тех пор, пока не будет федеральной         
целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", она в это время      
разрабатывалась. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3         
декабря 2002 года такая федеральная целевая программа была утверждена.          
Программа рассчитана на восемь лет, с 2003 по 2010 год. На ее реализацию        
предусматривается 178 миллиардов рублей, из них 18,5 миллиарда (10,5            
процента) - из федерального бюджета, остальные средства - из бюджетов           
субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, приблизительно        
поровну.                                                                        
                                                                                
В середине января текущего года Комитет Государственной Думы по аграрным        
вопросам принял решение согласиться с мотивами отклонения закона Президентом    
Российской Федерации и предлагает Государственной Думе снять закон с            
дальнейшего рассмотрения. Прошу поддержать решение комитета. Спасибо.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, это решение мы принимаем в рамках "часа          
голосования". Будут ли вопросы к Александру Михайловичу? Нет.                   
                                                                                
Присаживайтесь.                                                                 
                                                                                
Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять постановление о снятии          
данного закона с дальнейшего рассмотрения? Пожалуйста, голосуйте.               
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              217 чел.             48,2%                        
Проголосовало против           80 чел.             17,8%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    297 чел.                                          
Не голосовало                 153 чел.             34,0%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Фарида Исмагиловна просит вернуться к голосованию.                              
                                                                                
Кто за то, чтобы вернуться к голосованию?                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет Геннадия Васильевича.                                 
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              230 чел.             67,4%                        
Проголосовало против          110 чел.             32,3%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,3%                        
Голосовало                    341 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.              0,0%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Вернулись.                                                                      
                                                                                
Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять постановление о снятии          
данного закона с дальнейшего рассмотрения?                                      
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              261 чел.             58,0%                        
Проголосовало против           96 чел.             21,3%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    357 чел.                                          
Не голосовало                  93 чел.             20,7%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 106

28.06.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона № 98028849-2 "О социальном развитии сельских поселений".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4697 по 4717 из 6734
Так, проект федерального закона "О социальном развитии сельских поселений".     
                                                                                
Михаил Иванович Лапшин, член Комитета по аграрным вопросам, пожалуйста.         
                                                                                
ЛАПШИН М. И., фракция "Отечество - Вся Россия".                                 
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Напомню вам, что очень        
важный законопроект с таким названием - "О социальном развитии сельских         
поселений" - Государственной Думой во втором чтении был принят 14 июня. После   
этого внесенный законопроект прошел правовую и лингвистическую экспертизы и     
был подготовлен для рассмотрения в третьем чтении.                              
                                                                                
Комитет по аграрным вопросам вынес решение о принятии проекта закона в          
третьем чтении. Поэтому я хотел бы обратиться к вам с просьбой поддержать       
решение Комитета по аграрным вопросам и принять законопроект в целом.           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику? Нет. На "час голосования"   
выносим.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4909 по 4925 из 6734
Законопроект под пунктом 10 - "О социальном развитии сельских поселений".       
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              285 чел.             63,3%                        
Проголосовало против           72 чел.             16,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    357 чел.                                          
Не голосовало                  93 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 100

14.06.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона № 98028849-2 "О социальном развитии сельских поселений" (принят в первом чтении 17 марта 1999 года с названием "Об основах законодательства о социальном развитии села").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3787 по 4044 из 7148
Переходим к рассмотрению пункта 10: о проекте федерального закона "О            
социальном развитии сельских поселений". Слово для доклада предоставляется      
члену Комитета по аграрным вопросам Михаилу Ивановичу Лапшину.                  
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Иванович, на трибуну.                                        
                                                                                
ЛАПШИН М. И. Уважаемые коллеги, рассматриваемый сегодня во втором чтении        
проект федерального закона с названием "Об основах законодательства о           
социальном развитии села" был принят в первом чтении Государственной Думой      
второго созыва в марте 1999 года. Поэтому коротко напомню его концептуальные    
положения.                                                                      
                                                                                
Законопроект предусматривает взаимоотношения, возникающие в связи с             
функционированием и развитием социальной сферы села, реализацию                 
конституционных прав человека и гражданина в сельской местности. Законопроект   
определяет правовые и экономические основы государственной поддержки            
социального развития российского села, создание благоприятных условий           
жизнедеятельности в сельской местности.                                         
                                                                                
В соответствии с Регламентом Государственной Думы законопроект был направлен    
субъектам права законодательной инициативы для подготовки поправок к нему. С    
начала работы Государственной Думы третьего созыва законопроект повторно        
направлялся депутатам Государственной Думы настоящего созыва.                   
                                                                                
В Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам поступили предложения по    
законопроекту от 59 субъектов права законодательной инициативы. 17 субъектов    
высказались в поддержку проекта закона без замечаний, а остальные высказали     
предложения. Всего в комитет поступило 223 поправки. Комитет их рассмотрел, и   
было принято решение включить в таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к     
принятию, 142 поправки и в таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к          
отклонению, 81 поправку.                                                        
                                                                                
С учетом поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, подготовлен текст        
законопроекта. Во-первых, изменено название законопроекта. Это вызвано          
замечанием Правового управления и приведением отдельных понятий и положений в   
соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Новое           
название проекта закона - "О социальном развитии сельских поселений".           
                                                                                
Несколько слов по поправкам, которые рекомендуется отклонить. Самые серьезные   
замечания по законопроекту поступили от Президента Российской Федерации.        
Замечания Президента не выражены в виде конкретных поправок, это лишь           
замечания по статьям и главам, но суть их сводится к тому, что законопроект     
противоречит федеральным законам о бюджете, о местном самоуправлении,           
противоречит налоговому законодательству, Градостроительному кодексу и другим   
законам, в результате чего Президент предлагает отклонить законопроект и        
снять его с дальнейшего рассмотрения.                                           
                                                                                
Комитет по аграрным вопросам с такими предложениями Президента не согласился.   
Комитет высказался также против отдельных поправок Правительства Российской     
Федерации и поправок депутата Государственной Думы Жукова Александра            
Дмитриевича. И Правительство, и депутат Жуков предлагают исключить из текста    
законопроекта положения, касающиеся создания фонда социального развития села,   
финансирования социального развития сельских поселений из федерального          
бюджета, а также другие положения, связанные с поддержкой из федерального       
бюджета. Комитет считает, что если учесть указанные поправки, то законопроект   
претерпит большие изменения, будет изменена и его концепция.                    
                                                                                
И следующий момент. Как же заняться социальным обустройством сельских           
поселений без государственной поддержки? Во всем цивилизованном мире это        
делается, и доля государственной поддержки очень значительная. Другие           
поправки, которые включены в таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к        
отклонению, - это поправки, которые либо противоречат действующему              
законодательству, либо не улучшают редакцию проекта закона, либо отклонены      
из-за того, что статья или часть статьи исключены по предложениям авторов       
других поправок.                                                                
                                                                                
О заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы. Практически    
все замечания Правового управления учтены, в том числе, на наш взгляд, учтены   
замечания относительно того, что отдельные статьи законопроекта противоречат    
Конституции Российской Федерации. Статьи 4 и 5 существенно переработаны.        
                                                                                
Уважаемые коллеги, вот в этом зале на протяжении нескольких лет очень много     
внимания было уделено вопросам, связанным с социальной защитой населения.       
Рассматриваемый сегодня законопроект как раз направлен на решение этих          
вопросов. Спад экономики в целом, финансовая нестабильность                     
сельскохозяйственных предприятий, отсутствие налаженной структуры управления    
и финансирования социального развития села на местном уровне привели к          
резкому сворачиванию масштабов жилищного и гражданского строительства. В        
результате этого с 1990 года объемы ввода жилья в сельской местности            
сократились в два с половиной раза, школ - в четыре раза, детских дошкольных    
учреждений - в сорок два раза, учреждений здравоохранения - в три-пять раз,     
клубов - почти в десять раз, дорог - в восемнадцать раз, коммунальных сетей -   
в десять раз. Во многих сельских населенных пунктах закрыты школы,              
фельдшерские пункты, магазины, узлы связи. Хочу привести такой печальный        
факт. В настоящее время 11 процентов сельских ребятишек (это более 600 тысяч    
ребят в возрасте от семи до пятнадцати лет) не посещают школу. Поэтому, если    
каждого из нас спросят: стали бы жить в селе, где нет работы, нет школы, нет    
элементарного медицинского обслуживания, нет магазина и так далее, и это все    
за десятки километров в райцентре, до которого нет хорошей дороги и нет         
регулярного автобуса, связи, я думаю, что ответ для всех очевиден.              
                                                                                
Совершенно ясно, что продолжение подобной социальной политики в отношении       
жителей сел и деревень превращает их в изгоев общества, разрушает всякие        
надежды людей на собственное будущее и будущее своих детей и внуков и грозит    
полной деградацией села. Такое отношение к жителям села привело к тому, что в   
селе резко ухудшилась демографическая ситуация. Если в 80-е годы тревогу        
вызывало то, что был слишком большой отток населения из деревень и за счет      
этого сокращалось количество сельских жителей, то в настоящее время идет        
естественная убыль без оттока населения, и можно говорить уже о                 
катастрофической ситуации на селе. Естественная убыль сельского населения за    
последние девять лет увеличилась в девять раз, коэффициент смертности           
сельского населения на тысячу человек на 20 процентов выше, чем в городе. В     
селе сложилась такая ситуация, когда на фермах и в полеводстве работают люди    
пенсионного или предпенсионного возраста. Ну и понятно, что если мы не          
изменим эту ситуацию, то через десять - пятнадцать лет в селе при любой форме   
хозяйствования, при любой форме собственности на землю работать будет некому.   
                                                                                
Я обеими руками поддерживаю Президента Российской Федерации Путина,             
сказавшего в Послании Федеральному Собранию, что Россия - это прежде всего      
люди, которые считают ее своим домом. Их благополучие и достойная жизнь -       
главная задача власти. Сельские жители - это тоже достойные граждане нашего     
общества. Исполнительная и законодательная власть должна обеспечить им          
достойную жизнь. Мы с вами, уважаемые коллеги, законодатели, так давайте же     
внесем свой вклад в решение проблемы социального обустройства села, поддержим   
предложение Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам и проголосуем    
за принятие проекта закона "О социальном развитии сельских поселений" во        
втором чтении.                                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Иванович.                                 
                                                                                
Слово - полномочному представителю Президента в Государственной Думе.           
Пожалуйста, Александр Алексеевич.                                               
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Я что-то не понял, о чем речь? Докладчик зачитал доклад,         
дальше что? Я выступаю последним, перед заключительным словом.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы есть к докладчику? Нет. Тогда переходим... Но у   
нас по Регламенту, вообще-то, выступают полномочный представитель Президента    
и представитель Правительства, а затем мы переходим к рассмотрению поправок     
по таблицам 1 и 2.                                                              
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Владимир Александрович, я, единственное, могу          
подтвердить позицию Президента о нецелесообразности принятия этого закона и о   
снятии его с дальнейшего рассмотрения.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель Правительства. Нет. Тогда переходим к рассмотрению таблицы        
поправок 1 - поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Есть предложения     
по таблице 1? Выносим на голосование. Кто за то, чтобы принять таблицу 1 -      
поправок, рекомендованных комитетом к принятию?                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 25 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              225 чел.             50,0%                        
Проголосовало против           36 чел.              8,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    262 чел.                                          
Не голосовало                 188 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Таблица отклоняется.                                                            
                                                                                
Предложение депутата Ждакаева: вернуться к голосованию. Кто за то, чтобы        
вернуться к голосованию? Прошу голосовать.                                      
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              220 чел.             76,4%                        
Проголосовало против           68 чел.             23,6%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    288 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Вернулись к голосованию. Кто за то, чтобы принять таблицу поправок 1 -          
поправок, рекомендованных комитетом к принятию? Прошу голосовать.               
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              237 чел.             52,7%                        
Проголосовало против           71 чел.             15,8%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    308 чел.                                          
Не голосовало                 142 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принимается.                                                            
                                                                                
Переходим к рассмотрению таблицы 2 - поправок, рекомендованных ответственным    
комитетом к отклонению. Имеются ли у депутатов замечания по этой таблице?       
Нет. Выносится на голосование таблица 2 - поправок, рекомендованных комитетом   
к отклонению.                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              231 чел.             51,3%                        
Проголосовало против           58 чел.             12,9%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    289 чел.                                          
Не голосовало                 161 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставлю на голосование предложение... Да, заключительное слово есть? По          
мотивам? Пожалуйста, Пузановский.                                               
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А. Г. Уважаемый Михаил Иванович, закон носит рамочный характер. С   
учетом принятых поправок, скажите, как сформировался механизм финансирования?   
Каким образом будет обеспечено поступление денежных средств для реализации      
этой программы? Есть ли нормативная основа или это будет идти через             
инвестиционную адресную программу? Как сложился механизм финансового            
обеспечения данного законопроекта? Пожалуйста.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас второе чтение, вообще-то.                           
                                                                                
ЛАПШИН М. И. Да, но я все-таки отвечу на этот вопрос.                           
                                                                                
Адриан Георгиевич, только что Государственная Дума проголосовала за таблицу     
принятых поправок. Вот через поправки... Нормативная база принята в             
соответствии с федеральным законом о бюджете, и налажен, отработан здесь        
механизм финансирования всех мероприятий через федеральную инвестиционную       
программу, через создание федерального фонда поддержки сельских поселений.      
Причем ежегодно в соответствии с этим законом мы в федеральном бюджете должны   
этот вопрос решать. Так что нам всем вместе предстоит еще работа по             
реализации этого закона, когда мы будем рассматривать очередной бюджет          
Российской Федерации, на 2002 год.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Иванович.                                 
                                                                                
Ставлю предложенный законопроект на голосование для принятия во втором          
чтении.                                                                         
                                                                                
Группа электронного голосования, включите режим голосования.                    
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              236 чел.             52,4%                        
Проголосовало против           62 чел.             13,8%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    299 чел.                                          
Не голосовало                 151 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принимается.                                                       
                                                                                

Заседание № 72

24.01.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона "О социальном развитии сельских поселений" (принят в первом чтении 17 марта 1999 года с названием "Об основах законодательства о социальном развитии села").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 642 по 645 из 7120
МЕЩЕРИН И. В. Уважаемые коллеги, прошу снять с повестки пункт 10 по поручению   
комитета и перенести на более поздний срок рассмотрения. Есть ряд               
несогласованных вопросов.                                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 846 по 863 из 7120
Так, депутат Мещерин предлагает исключить из повестки дня пункт 10.             
                                                                                
Включите микрофон депутату Мещерину.                                            
                                                                                
МЕЩЕРИН И. В. В принципе это просьба комитета. Есть еще ряд технических         
недоработок, поэтому...                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, то есть это сам комитет, который законопроект          
выносит?                                                                        
                                                                                
МЕЩЕРИН И. В. Сам комитет, да.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, здесь голосования не требуется. Законопроект     
переносится, пометьте, пожалуйста. Но, уважаемые коллеги, у нас ведь сегодня    
уже и так комитеты сталкиваются и просят пораньше рассмотреть законопроекты.    
Поэтому давайте мы все-таки, когда предлагаем день рассмотрения, будем          
стараться не переносить. Сейчас мы переносим.                                   
                                                                                

Заседание № 245

17.03.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "Об основах законодательства о социальном развитии села".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5271 по 5646 из 7413
Пункт 57 повестки дня. Я приглашаю на трибуну члена Совета Федерации Валерия    
Алексеевича Кечкина для доклада по законопроекту "Об основах законодательства   
о социальном развитии села".                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Валерий Алексеевич, вам - слово для доклада.                        
                                                                                
КЕЧКИН В.А., член Совета Федерации.                                             
                                                                                
Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты Государственной Думы!               
Необходимость разработки и принятия данного законопроекта обусловлена           
стремлением поставить правовую преграду разрушительным, губящим наше село       
процессам.                                                                      
                                                                                
Вы постоянно находитесь в гуще своих избирателей и хорошо видите, что на селе   
вот уже почти 10 лет не ведется какого-либо строительства социально значимых    
объектов. Заброшенность, разор, безденежье не щадят в селе никого: ни           
фермера, ни приверженца коллективного хозяйствования, ни молодое, ни старшее    
поколение. Село теряет основную свою функцию - кормильца народа.                
                                                                                
К сожалению, принятый в 1990 году в целом хороший Закон РСФСР "О социальном     
развитии села" в силу несоответствия многих его положений сложившемуся          
правовому и экономическому пространству стал неработающим, и сегодня            
совершенно очевидна необходимость в принятии нового способного эффективно       
работать закона. Без такого закона, без решения социальных проблем на селе не   
пойдут или не могут пойти никакие, даже очень нужные, преобразования.           
                                                                                
Над представленным сегодня законопроектом работа ведется уже около трех лет.    
Он по предложению и проработкам Министерства сельского хозяйства и              
продовольствия Российской Федерации был инициирован Советом Федерации, под      
эгидой которого пройден путь согласования со всеми субъектами Российской        
Федерации, со всеми заинтересованными федеральными исполнительными              
структурами.                                                                    
                                                                                
Рассмотрению проблем социального развития села, концепции законопроекта было    
посвящено специальное заседание "круглого стола" Совета Федерации под           
председательством Председателя Совета Федерации.                                
                                                                                
По основным положениям законопроекта развернута широкая дискуссия в печатных    
изданиях - газетах и журналах. Так что к работе над проектом этого закона нам   
с самого начала удалось подключить очень широкий круг практических и научных    
работников, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы.            
                                                                                
После официального представления в качестве законодательной инициативы в        
Государственную Думу этот законопроект дважды обсуждался на заседании           
Комитета Госдумы по аграрным вопросам. Большая часть субъектов Российской       
Федерации, все заинтересованные федеральные министерства и ведомства внесли в   
Государственную Думу свои замечания и предложения.                              
                                                                                
В результате мы получили в целом общую поддержку содержащихся в законопроекте   
подходов и более тысячи критических замечаний и конструктивных предложений.     
Все они учтены в представленном вам сегодня варианте законопроекта.             
Тщательная и одновременно масштабная работа над этим законопроектом нужна       
была и потому, что в нем необходимо было заложить и выстроить систему           
совершенно новых оценок, понятий, принципов функционирования не просто села,    
а села российского, отличающегося самобытными традициями и обликом.             
Подготовленный законопроект в полной мере соответствует и конституционному      
полю Российской Федерации, и Федеральному закону "Об общих принципах            
организации местного самоуправления в Российской Федерации", и другим           
правовым нормативным актам, связанным с регулированием социального развития     
села.                                                                           
                                                                                
Проект этого закона содержит статьи, имеющие рамочный характер, и положения     
прямого действия. Законопроект определяет правовые,                             
организационно-экономические и финансовые основы социального развития села,     
дает исчерпывающие, выверенные понятия его основных функций и задач.            
                                                                                
Статьями 6 и 7 законопроекта закрепляется разграничение полномочий в области    
социального развития села между федеральными органами государственной власти,   
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами       
местного самоуправления.                                                        
                                                                                
В законопроекте заложены механизмы государственного регулирования занятости,    
расселения в сельской местности, планировки, застройки и инженерного            
обустройства сельских поселений.                                                
                                                                                
В нем закреплены важнейшие положения государственной поддержки развития на      
селе образования, культуры, медицины, физкультуры и спорта, торгового,          
транспортного, социального обслуживания сельского населения.                    
                                                                                
Проект базируется на концепции, предусматривающей в качестве стратегической     
цели создание в городе и деревне социально равных условий жизни, равных         
возможностей приложения труда и инвестиций, оптимальное выполнение селом его    
народнохозяйственных, социальных и других функций.                              
                                                                                
Законопроект определяет источники и принципы финансового обеспечения            
социального развития села. Вводится упорядоченная, многоканальная система       
финансирования для решения социальных задач путем аккумуляции средств из        
бюджетов всех уровней, внебюджетных и бюджетных фондов, участия в этом          
юридических и физических лиц.                                                   
                                                                                
Статьей 11 предусматривается создание специального внебюджетного фонда          
социального развития села на федеральном, региональном и местном уровнях как    
единой финансово-кредитной структуры целевого назначения.                       
                                                                                
Подобные фонды достаточно эффективно работают в Белгородской области, в         
Республике Мордовии и других регионах.                                          
                                                                                
Статьями 12 и 13 этого законопроекта устанавливается, что целевые программы     
социального развития села, охватывающие в первую очередь газификацию,           
жилищное, социальное и дорожное строительство на селе, являются неотъемлемой    
составной частью ежегодного федерального бюджета и бюджетов субъектов           
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Законопроектом предусмотрен еще один, нетрадиционный для нас, подход в          
стимулировании финансирования социального развития села. Он основан на том,     
что все затраты, осуществленные местными органами самоуправления, по всем       
внебюджетным источникам, на строительство на селе жилья, объектов социальной    
сферы, инженерное обустройство подлежат возмещению из бюджетов федерального и   
субъектов Российской Федерации из расчета по одному рублю на каждый рубль,      
фактически затраченный на эти цели на местах. Этот вариант заимствован из       
опыта ФРГ по обустройству его восточных земель. Методика и механизм этого       
вида финансирования определяются федеральным правительством и органами          
государственной власти субъектов Федерации.                                     
                                                                                
Таким образом, этим законопроектом вводятся принципиально новые подходы к       
финансированию социального развития села. К его социальному обустройству        
обращаются взоры не только органов государственной власти, но и органов         
местного самоуправления, всех организаций и лиц, работающих в селе и на село.   
В нем заложен мощный механизм стимулирования инициативы, заинтересованности в   
социальном обустройстве села органов местного самоуправления, самого            
сельского населения.                                                            
                                                                                
Этот законопроект позволяет сделать также очень важные шаги в развитии          
межбюджетных отношений. Бюджет села, бюджет муниципального образования должен   
стать основой, опорой всей бюджетной системы, ибо через этот первичный          
бюджет, используя заложенные в настоящем законопроекте подходы, в конечном      
итоге должна финансироваться вся социальная сфера.                              
                                                                                
Обсчет всех доходных и расходных ресурсов на местах, увязка их с                
дополнительными дотационными трансфертными средствами сделает всю бюджетную     
систему снизу доверху максимально реалистичной и взаимоувязанной.               
                                                                                
Такая форма межбюджетных отношений вот уже второй год успешно реализуется в     
нашей Республике Мордовии. Проект закона регулирует также отношения,            
возникающие в процессе передачи объектов социальной и инженерной                
инфраструктуры, принадлежащих сельскохозяйственным организациям, в              
муниципальную собственность.                                                    
                                                                                
Принятие этого основополагающего закона позволит делать дальнейшие              
законотворческие шаги в его развитие. Мы уже сегодня видим необходимость        
работы над конкретными законопроектами, такими, как о фондах социального        
развития села, об инженерном обустройстве сельских территорий, и другими. Мы    
хорошо, конечно, понимаем, что законопроект требует тщательной и скрупулезной   
доработки. К работе над ним, если он будет принят сегодня в первом чтении, мы   
просим подключиться все заинтересованные комитеты и депутатов. Крестьянин,      
село ждут от нас протянутой руки для вызволения из беды. А вызволим из беды     
крестьянство - вызволим из беды всю Россию. Благодарю вас за внимание.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Алексеевич. Присаживайтесь пока.         
                                                                                
Слово для содоклада - члену Комитета по аграрным вопросам Василию Ильичу        
Хмырову. Пожалуйста.                                                            
                                                                                
По ведению - Лисичкин. Сейчас, минутку, он по ведению внесет предложение.       
                                                                                
ЛИСИЧКИН В.А. Товарищи депутаты, у меня просьба: в связи с тем, что у нас       
сегодня напряженная повестка дня, давайте ограничим время выступлений           
основного докладчика и содокладчика. Основному докладчику, скажем, дадим семь   
минут, а для содоклада - три минуты. Прошу проголосовать.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы не можем так ставить вопрос.                           
                                                                                
Пожалуйста, докладывайте, Василий Ильич, в установленном Регламентом порядке.   
Предложение депутата Лисичкина может быть воспринято как просьба к вам          
сократить ваше выступление по возможности.                                      
                                                                                
ХМЫРОВ В.И., депутатская группа "Народовластие".                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Юрьевич, коллеги, я пойду навстречу пожеланию уважаемого        
коллеги Лисичкина и, с вашего позволения, сокращу те элементы выступления,      
которые в какой-то степени, может быть, в других вариациях повторяют то, что    
сказал коллега Кечкин, и сокращу значительно.                                   
                                                                                
Я хотел бы все-таки подчеркнуть важность вносимого сегодня вопроса цифрами      
статистики. Они действительно убийственны, и их можно слушать или читать        
только со слезами на глазах. Посудите сами, коллеги: в 1998 году капитальные    
вложения на развитие социальной сферы в сопоставимых ценах 1991 года            
составили 1 миллиард рублей, сократились в 15 раз по сравнению с 1990 годом.    
За этот период число дошкольных учреждений уменьшилось на 11 тысяч, школ - на   
1 тысячу, причем треть из них требует капитального ремонта, 7 процентов         
находится в аварийном состоянии. Количество мест в этих учреждениях             
сократилось на 100 тысяч и 80 тысяч соответственно. Обеспеченность врачами на   
селе в три раза ниже сейчас, чем в городе, больницами, амбулаториями и          
поликлиниками - в два раза. За время реформ 40 тысяч населенных пунктов         
лишились регулярного автобусного сообщения.                                     
                                                                                
Проявились, казалось бы, давно преодоленные инфекционные и так называемые       
социальные болезни, в частности туберкулез. Вы имели возможность посетить       
выставку в Думе. Количество случаев заболеваний дифтерией у сельских детей      
выросло за последние 10 лет в 32 раза. Число инвалидов III группы среди         
взрослых на селе увеличилось на 19 процентов. Если в 80-е годы речь шла об      
оттоке людей из деревни, то сейчас - об их вымирании. Эту статистику можно      
продолжать бесконечно.                                                          
                                                                                
Острота социальных проблем в современной деревне вышла на критический           
уровень, и конечно же, они требуют безотлагательного решения.                   
Агропромышленный комплекс - это не только часть народного хозяйства, это и      
сложившаяся культура части населения нашей страны. Ни одна страна не может      
выжить, не имея развитого агропромышленного комплекса. А сделать АПК развитым   
можно лишь в том случае, если создать все необходимые условия для проживания    
в сельской местности. Сейчас, когда все сколько-нибудь мыслящие слои            
российского общества ясно осознали, что для выхода страны из тяжелейшего        
кризиса необходимы новые подходы в определении общей стратегии реформирования   
российской экономики и государственности, чрезвычайно важно понять, что         
продолжающаяся недооценка значения социальной политики на селе может привести   
к провалу или неудаче любые, самые передовые, прогрессивные инициативы по       
возрождению нашего Отечества.                                                   
                                                                                
В этой связи предложенный проект федерального закона "Об основах                
законодательства о социальном развитии села", на наш взгляд (учитывая           
реальные, скромные возможности нашего государства на сегодняшнем этапе по       
финансированию, восстановлению и развитию социальной сферы села и новые,        
сложившиеся за годы реформ общественно-экономические отношения на селе),        
позволяет в определенной степени решать проблемы, связанные с финансированием   
и с использованием всех возможных каналов, предусматривающих как привлечение    
бюджетных средств, так и (что чрезвычайно важно) стимулирование привлечения     
средств юридических и физических лиц.                                           
                                                                                
В соответствии с Регламентом Государственной Думы и решением Совета             
Государственной Думы в апреле 1998 года законопроект направлялся субъектам      
права законодательной инициативы. Комитетом Государственной Думы по аграрным    
вопросам получены такие замечания и предложения от 20 субъектов. 16 из них      
высказались в поддержку данного законопроекта, не считая тех положительных      
заключений, которые пришли от субъектов в Совет Федерации, как сказал           
уважаемый коллега Кечкин. Четыре субъекта права законодательной инициативы, в   
том числе Правительство Российской Федерации, высказали серьезные замечания     
по проекту закона. В соответствии с частью 6 статьи 112 нашего Регламента       
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам предложил субъектам права     
законодательной инициативы изменить текст законопроекта в соответствии с        
поступившими замечаниями и предложениями.                                       
                                                                                
По сравнению с ранее разосланным рассматриваемый проект федерального закона     
"Об основах законодательства о социальном развитии села" существенно            
доработан. Достаточно сказать, что количество статей в нем сокращено с 35 до    
24.                                                                             
                                                                                
Несмотря на большую работу, проделанную авторами, в законопроекте все еще       
имеет место ряд недостатков. При подготовке ко второму чтению они вполне        
могут быть устранены. При этом ни одного замечания, ни одного предложения мы    
не оставим без внимания.                                                        
                                                                                
Комитет Государственный Думы по аграрным вопросам рекомендует принять проект    
федерального закона "Об основах законодательства о социальном развитии села"    
в первом чтении.                                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Ильич, останьтесь на трибуне.            
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы к докладчикам?                                         
                                                                                
Депутат Шевелуха Виктор Степанович. Депутат Бурдуков Павел Тимофеевич -         
следующий.                                                                      
                                                                                
ШЕВЕЛУХА В.С. Спасибо за разрешение задать вопрос.                              
                                                                                
Трудно себе представить даже, могут ли быть еще какие-то более важные           
вопросы, чем тот, который докладывает нам коллега.                              
                                                                                
Скажите, пожалуйста, не предлагаете ли вы все же для социальной сферы в         
государственном бюджете установить норматив, который бы выдерживался            
Правительством и субъектами Федерации, учитывая такую остроту и такую           
неотложность решения проблемы?                                                  
                                                                                
ХМЫРОВ В.И. В концепции законопроекта, как докладывал его автор, коллега        
Кечкин, предусмотрены наряду с рамочными положениями и такие конкретные         
решения, как, в частности, выделение до 5 процентов доходной части бюджета на   
очередной финансовый год. Но мы подчеркиваем, что это вопрос, конечно,          
спорный. И в рамках второго чтения мы можем об этой цифре спорить, менять ее.   
Вот в таком плане.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Бурдуков Павел Тимофеевич.                        
                                                                                
БУРДУКОВ П.Т. Спасибо, у меня вопрос к Валерию Алексеевичу.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Алексеевич, вы по чьей карточке, скажите нам?     
                                                                                
КЕЧКИН В.А. Бердниковой.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По карточке Бердниковой. Включите микрофон Бердниковой.   
                                                                                
БУРДУКОВ П.Т. Спасибо. Прежде чем решать вопрос о социальном развитии села,     
нужно определить, какое будет производство на селе. Как закон отражает именно   
вот это?                                                                        
                                                                                
КЕЧКИН В.А. Уважаемый коллега, концепцией этого законопроекта предусмотрен      
аспект социальный. Он направлен на стимулирование производства, на              
стимулирование, так сказать, экономической деятельности нашего села, но он      
полностью посвящен социальным проблемам, социальным аспектам.                   
Производственная сфера затрагивается, как мы рассчитываем, другими законами.    
Я о концепции закона сказал.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Харитонов Николай Михайлович.                     
                                                                                
ХАРИТОНОВ Н.М., руководитель Аграрной депутатской группы.                       
                                                                                
Коллеги, я вношу предложение проголосовать и прошу поддержать этот              
законопроект, потому что без создания социальной сферы никакого села, никакой   
многоукладной экономики не будет.                                               
                                                                                
Поэтому прошу вас поддержать. В зале здесь присутствуют многие народные         
депутаты РСФСР. Вы помните, мы с вами писали закон о социальном развитии        
российской деревни, и мы тогда законом, съездом приняли решение не менее 15     
процентов национального валового дохода отдавать на развитие села, поэтому      
закон этот необходим и его необходимо принимать.                                
                                                                                
Прошу проголосовать и поддержать.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Мартюшов, ваш вопрос. Пожалуйста.                                       
                                                                                
МАРТЮШОВ С.Н., фракция "ЯБЛОКО".                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, я бы просил докладчика в трех-четырех предложениях           
сформулировать источники финансирования этого всего и в одном предложении       
сказать о получателе финансирования, что из текста закона (статьи 10, 13)       
совершенно непонятно.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. К первому докладчику или содокладчику?                    
                                                                                
МАРТЮШОВ С.Н. Ну все равно, может...                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Алексеевич, пожалуйста, ответьте.                 
                                                                                
Включите микрофон депутата Бердниковой.                                         
                                                                                
КЕЧКИН В.А. Уважаемые депутаты, я говорил в своем докладе и в законопроекте     
зафиксировано, если его внимательно прочитать, что действительно                
закладывается многоканальная система финансирования.                            
                                                                                
Предусматривается прежде всего выделение до 5 процентов от доходной части       
бюджета для составления ежегодных федеральных и региональных программ           
развития социальной сферы села.                                                 
                                                                                
Далее. Предусматривается создание внебюджетных фондов социального развития      
села. Такие фонды, я говорил в своем докладе, в Белгородской области, в         
Республике Мордовии, в Орловской области и в ряде других областей уже хорошо    
себя зарекомендовали. Эти фонды вбирают в себя часть бюджетных средств и        
часть средств из сумм отчислений целого ряда отраслей и промышленной, и         
торговой, и других сфер. Это второй как бы важнейший канал направления          
финансирования.                                                                 
                                                                                
Третье. Предусматривается, что можно вкладывать в социальное развитие села      
средства физических и юридических лиц, банков, коммерческих банков в том        
числе, мобилизуемых местными органами самоуправления. При этом условии          
согласно данному законопроекту предусматривается выделение средств из           
федерального и региональных бюджетов из расчета одного рубля на каждый рубль,   
затраченный на месте. Таким образом, по одному рублю предусматривается          
специальных как бы трансфертных отчислений в бюджетах российском и              
региональных. Если так сжато, коротко, три, так сказать, направления, три       
блока...                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, спасибо. Вопросов нет больше?                    
                                                                                
Спасибо, Валерий Алексеевич, присаживайтесь. Коллеги депутаты, кто желал бы     
выступить по законопроекту? Есть желающие? Не вижу. Представитель               
Правительства хотел бы высказаться? Представитель Президента? Нет. Тогда        
позвольте поставить на голосование. Кто за то, чтобы указанный законопроект     
принять в первом чтении? Прошу определиться голосованием.                       
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              280 чел.             62,2%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    283 чел.                                          
Не голосовало                 167 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении, готовьте ко второму чтению.