Заседание № 35
О проекте федерального закона № 98020250-2 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в части уточнения правового положения банка).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Доклад Анатолия Геннадьевича Аксакова. Пожалуйста. АКСАКОВ А. Г., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! Данный законопроект был внесен президентом еще в марте 1998 года. Мы его приняли в первом чтении в ноябре 1998 года, но в январе 1999 года палата вернула данный законопроект в комитет на доработку. Одновременно был внесен законопроект о Центральном банке, рассматривающий более широкий круг вопросов. В результате после принятия в 2002 году другого закона, который в себя включил в принципе все концептуальные моменты данного законопроекта, по нашему мнению, отпала необходимость принимать данный законопроект во втором и третьем чтениях. У нас есть письмо, подписанное полномочным представителем Президента Российской Федерации, о том, что концептуальные положения данного законопроекта уже учтены в принятом в 2002 году законе, касающемся Центрального банка. Поэтому просьба вернуть данный законопроект к процедуре первого чтения, и мы обратимся к автору законодательной инициативы с просьбой отозвать указанный законопроект в связи с утратой им своей актуальности. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы согласиться с докладчиком и возвратить данный законопроект к процедуре первого чтения? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 23 мин. 09 сек.) Проголосовало за 358 чел.79,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 358 чел. Не голосовало 92 чел.20,4% Результат: принято Принято.
Заседание № 232
О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в части уточнения правового положения Центрального банка Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 11 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации...", второе чтение. Пожалуйста, Георгий Иванович Лунтовский. ЛУНТОВСКИЙ Г.И., фракция "Наш дом - Россия". Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект, внесенный Президентом Российской Федерации, уточняющий редакцию статьи 7 закона "О Центральном банке...". Напомню, что там речь идет об участии Центрального банка в уставных капиталах кредитных организаций. И кроме того, закон уточняет в связи с проведенной деноминацией размер уставного фонда Банка России. К данному законопроекту поступило три поправки. Вашему вниманию предлагается таблица поправок. Все эти поправки рассмотрены бюджетным комитетом и рекомендуются к принятию. Если говорить о первой поправке, то она носит чисто редакционный характер. Вторая поправка, депутата Медведева, предполагает расширить количество кредитных организаций, в уставных капиталах которых участвует Банк России, и включить сюда Агентство по реструктуризации кредитных организаций. Как известно, решениями двух органов - Правительства Российской Федерации и Центрального банка - создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций с участием Центрального банка и Правительства: 51 процент - Правительство, 49 - Центральный банк. Но в соответствии с законом "О Центральном банке..." у Центрального банка нет права участия в этой небанковской кредитной организации, поэтому депутат Медведев внес такую поправку. Я перехожу к третьей поправке. Учитывая, что в законе сказано, что Банк России обязан обеспечить долю своего участия в объеме не менее 50 процентов плюс одна голосующая акция в кредитных организациях, где он имеет долю в уставном фонде, предлагается указать, что в Агентстве по реструктуризации Банк России участвует в размере не менее 49 процентов голосующих акций. Вот три поправки, которые предлагаются вашему вниманию. По всем бюджетный комитет проголосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли возражения по таблице поправок? Всего три поправки. Нет возражений. Могу ли я поставить на голосование? Андрей Михайлович Макаров. Включите микрофон Макарову. МАКАРОВ А.М., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые коллеги! Если бы речь шла только о том законопроекте, который был представлен Президентом, я бы не выступал... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович, назовите номер поправки, обоснование - потом. МАКАРОВ А.М. Я возражаю против тех поправок, которые внесены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Против всех поправок? МАКАРОВ А.М. Да, поскольку они все вместе были изложены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо. Тогда обоснуйте кратко. Включите микрофон Макарову для обоснования. МАКАРОВ А.М. Уважаемые коллеги, все дело в том, что, по существу, предпринимается попытка в обход закона "О Центральном банке..." протащить организацию, для которой ни полномочия не установлены, ни вопрос о том, как она создается, не определен, ни вопросы, которые должны решаться законодательством в отношении этой организации, не решены. И по существу это представляет собой попытку торпедировать тот большой закон о Центральном банке, который внес Совет Федерации и который мы не можем рассмотреть уже полгода. Поэтому все эти поправки имеет смысл рассматривать в рамках закона, большого закона о поправках к закону "О Центральном банке...", а не пытаться втиснуть их отдельно вот в этот законопроект, который к нему не имеет никакого отношения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мнение комитета, Георгий Иванович. ЛУНТОВСКИЙ Г.И. Уважаемые коллеги, я согласен с коллегой Макаровым в том, что, наверное, функции агентства необходимо подробно прописать в поправках к закону "О банках и банковской деятельности...". Но что касается самого АРКО, то ситуация складывается так. Сегодня создано это агентство, оно зарегистрировано, но оно не может начать свою деятельность, поскольку Центральный банк по закону не может сформировать свою часть уставного фонда. Это первое. Второе. Я хотел бы коллегам сказать, что данный закон и данная поправка ни в коей мере не делают даже попытки торпедировать закон, который внес Совет Федерации. Этот закон будет рассматриваться в установленном порядке в соответствии с Регламентом. Он рассмотрен бюджетным комитетом и рекомендован к принятию в первом чтении. В данном случае необходимо, чтобы организация заработала, иначе созданное Правительством и Банком России агентство просто не выполнит своих задач и функций. Но в постановлении, я считаю, необходимо записать: поручить бюджетному комитету и Банку России внести изменения, касающиеся организации работы и функций Агентства по реструктуризации, в закон "О банках и банковской деятельности...". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По таблицам поправок? Медведев Павел Алексеевич, пожалуйста. МЕДВЕДЕВ П.А., депутатская группа "Российские регионы". Уважаемые коллеги, я очень прошу поддержать мои поправки. Они не имеют никакого отношения к вопросу о статусе и полномочиях Центрального банка, они только позволяют быстро начать процедуру реструктуризации. Вы знаете, что творится на местах. В Москве еще какие-то банки остались живыми. На местах во многих регионах просто ни одного банка живого нет. Если немедленно не начать процесс реструктуризации, то понятно, к каким бедам это приведет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, так как Андрей Михайлович высказался по концептуальным вопросам с возражениями, не выделяя отдельные поправки, то я вправе поставить таблицу на голосование. Кто за то, чтобы согласиться с мнением комитета по таблице принятых поправок? Там всего три поправки, все поддержаны комитетом. Пожалуйста, определитесь голосованием. Речь идет о создании агентства, которое займется реструктуризацией и оздоровлением банковской системы. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 01 сек.) Проголосовало за 208 чел. 46,2% Проголосовало против 23 чел. 5,1% Воздержалось 3 чел. 0,7% Голосовало 234 чел. Не голосовало 216 чел. Результат: не принято Не принимается, Георгий Иванович. Законопроект не принят во втором чтении, поэтому комитет вправе либо снять его с дальнейшего рассмотрения, либо еще раз вернуться к обсуждаемым поправкам и затем через Совет Думы внести предложение о повторном рассмотрении во втором чтении. Регламент нам это позволяет. Пожалуйста, пункт 12 повестки дня. (Шум в зале.) Что не поняли, кто не понял? Все поняли. Никто не настаивает на повторном голосовании? Никто не настаивает. Нет, кричат: "не поняли". Медведев Павел Алексеевич. Включите микрофон. МЕДВЕДЕВ П.А. Коллеги, соседи мои говорят, что не успели проголосовать. Я прошу поставить вопрос о переголосовании. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Ставится на голосование. Кто за то, чтобы вернуться к голосованию? Прошу определиться. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 44 мин. 18 сек.) Проголосовало за 139 чел. 56,0% Проголосовало против 109 чел. 44,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 248 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Принимается. Но еще меньше голосов. Тем не менее я ставлю на голосование: кто за то, чтобы согласиться с таблицей принятых поправок? Прошу определиться. (Выкрики из зала.) Все, уже идет голосование, Виктор Григорьевич, голосуйте. Ну провалится, но это право комитета решать, что с законопроектом дальше делать. Это их право. Идет повторное голосование таблицы принятых поправок. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 44 мин. 53 сек.) Проголосовало за 161 чел. 35,8% Проголосовало против 14 чел. 3,1% Воздержалось 3 чел. 0,7% Голосовало 178 чел. Не голосовало 272 чел. Результат: не принято Не принимается. Георгий Иванович, работайте, пожалуйста, в комитете дальше.
Заседание № 205
О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в части уточнения правового положения Центрального банка Российской Федерации) (продолжение обсуждения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые депутаты, слушаем пункт 9 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Докладчик - председатель Центрального банка Геращенко Виктор Владимирович. Содокладчик - Георгий Иванович Лунтовский. ГЕРАЩЕНКО В.В., представитель Президента Российской Федерации, председатель Центрального банка Российской Федерации. Уважаемые депутаты, на ваше рассмотрение выносится предложение Президента о внесении изменений и дополнений в федеральный закон. Они весьма просты и понятны. Предлагается часть четвертую статьи 7 изложить в редакции: "Банку России до 31 декабря 2005 года выйти из уставных капиталов Данау-банка АГ и Ист-вест юнайтед банка", а статью 9 изложить тоже в очень простой редакции: "Банк России имеет уставный капитал в размере 3 миллионов рублей", что соответствует действительности. Было иногда предметом обсуждения, какой капитал должен быть у Центрального банка, хотя Центральный банк может быть с большим капиталом, может быть без капитала. Реализация предложения до 2005 года освободиться от части акций, которые мы имеем в этих двух банках и которые выполняют, в общем-то, когда нужно, важную роль по определенным операциям госбанка, не представляет труда. Если вдруг будет какая-то другая практическая необходимость в этом, ну, мы с вами, естественно, вместе этот вопрос будем обсуждать. Банки эти небольшие, но весьма важные. Созданы и функционируют они давно, и в целом функционируют с прибылью, небольшой, но прибылью. Потому что основные их вложения в российские ценные бумаги и кредиты тем организациям, которые кредитуются Россией. У меня все. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Пожалуйста, Георгий Иванович Лунтовский. Потом - вопросы к двум докладчикам. ЛУНТОВСКИЙ Г.И., фракция "Наш дом - Россия". Уважаемые коллеги, я коротко, поскольку уже докладывал этот законопроект. Он внесен Президентом. Виктор Владимирович рассказал суть этого закона. Я лишь скажу о том, что мы получили положительное заключение на данный законопроект от Правительства, от Банка России. Бюджетный комитет на своем заседании рассмотрел данный законопроект и принял решение его поддержать. У меня все. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчикам? Анатолий Иванович Лукьянов, пожалуйста. Вы не уходите, Георгий Иванович, с этой трибуны. А Виктор Владимирович будет от того микрофона. ЛУКЬЯНОВ А.И. У меня вопрос к Виктору Владимировичу. Виктор Владимирович, скажите, пожалуйста, вот мы два банка, так сказать, практически ликвидируем за рубежом. Они были для нас отдушиной определенной, в определенных случаях они нам здорово помогали. Видимо, есть экономическая обоснованность решения этого вопроса, как доложил здесь комитет. Как вы считаете, не лишимся ли мы того страхового случая, который нам в некоторых ситуациях был необходим? ГЕРАЩЕНКО В.В. Вы знаете, я думаю, нет. Как вы помните, история этого вопроса довольно длительная. Было записано еще в первых законах, что Центральный банк, по идее, не должен быть акционером в тех или иных организациях, но было признано, что поскольку у него на руках есть несколько таких владений, и в первую очередь Сбербанк, Внешторгбанк, плюс та сеть совзагранбанков, которые были образованы кто в 1919, 1922-м, кто - после войны, то было это определено. Потом, в поправках к закону в 1995 году было предложено: мол, освободитесь вы от этих банков, наша банковская сеть сейчас успешно строит свои взаимоотношения, может, кто-то будет заинтересован взять вашу долю, ваш пакет (тем более их не очень пускали тогда). Это прошло. Но потом наступил определенный кризисный момент, когда банки заставляли делать соответствующие резервы под те кредиты, которые они давали российским организациям. Естественно, Центральному банку было проще, используя свои золотовалютные резервы, маленькую толику размещать там, помогая этим банкам. И сам факт участия Центрального банка как акционера... Он, естественно, поддерживал их реноме и кредитоспособность на рынке. Но вот почему-то на эти два банка посмотрели так, что они не очень нужны и важны. Может быть, это так, потому что в Люксембурге банк создавался аж 20 лет назад, когда имелось в виду, что в Люксембурге будет финансовый центр Европы, чего не получилось. Но банк есть. В Вене банк был, он активно работал, шла торговля и шли сюда товары под кредит и контроль банка - он был участником. Сейчас его значимость как бы упала. Поэтому мы не ставим вопрос о том, что надо продать сегодня или завтра. Естественно, если будем такой вопрос вносить - будем советоваться с соответствующими организациями, в том числе и с комитетом Думы по бюджету. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, депутат Боровой, пожалуйста. Говорите, кому вопрос. БОРОВОЙ К.Н. Уважаемому председателю банка. По поводу люксембургского банка уже обсуждался здесь вопрос и произносились слова очень резкие относительно нанесения ущерба интересам России. Будут ли выполнены все необходимые процедуры, которые позволили бы, скажем, через два-три месяца Комитету по безопасности не поднимать вопрос о нанесении непоправимого материального ущерба интересам государства Российского? ГЕРАЩЕНКО В.В. Вы знаете, я, к сожалению, не был на прошлом обсуждении, когда этот вопрос затрагивался. Я краем уха слышал, что затрагивался он в контексте участия в наблюдательном совете или совете директоров этого банка господина Киселева, который являлся членом Совета директоров Центрального банка. Это практика, которая существовала, в общем-то, всегда. Насколько я знаю, в этом банке одним из его основных акционеров, кроме Центрального банка, являлся банк "Империал", который возглавлялся до недавнего времени господином Родионовым. Основная доля акций принадлежит Центральному банку, он осуществляет за ним контроль. У банка есть некоторые сложности, связанные с тем, что он довольно активно работал на рынке ГКО. И в зависимости от того, как пройдет процесс переговоров с внешними и внутренними инвесторами, будет ясно, в каком положении он окажется к концу года. Мы за этим положением следим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Турусин. Приготовиться депутату Старовойтовой. ТУРУСИН А.А., Аграрная депутатская группа. У меня вопрос к Виктору Владимировичу. Утечка капитала из страны - это главная проблема. Что планирует Центральный банк сегодня? ГЕРАЩЕНКО В.В. Вы знаете, я бы сказал, что этот вопрос не относится к обсуждаемой теме. Но утечка капитала у нас существует активно начиная с 1992 года, и, естественно, она происходит и сейчас, даже в этих сложных условиях. Мы отмечаем и задержку перевода экспортной выручки. По оперативным данным, например, за сентябрь не было допереведено где-то от 2,5 миллиарда под разного рода предлогами и по правилам, которые сейчас существуют. Для того чтобы переводить капитал за границу для каких-либо инвестиций и вложений, требуется разрешение Центрального банка, и тут мы довольно пунктуально и аналитически смотрим на такого рода просьбы об организации разных маленьких "дочек" за границей или о покупке, скажем, участия Газпрома в газе и так далее, и тому подобное. Утечка капитала, как правило, происходит, как вы знаете, путями, которые не очень просто и легко легально отслеживаются: это занижение цены по экспорту сначала и продажа по другой цене за границей или закупка товара по более дорогой цене, чем можно купить. Здесь, видимо, больше всего важна кооперация с соответствующими банковскими властями за границей. Но самое главное, я считаю, - надо создавать в стране инвестиционный климат, для того чтобы тот человек, который обладает таким подвижным капиталом, понимал, что деньги надо вкладывать в свою экономику, а не держать их за границей даже в мелких торговых компаниях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, если ваши вопросы не будут относиться к существу обсуждаемого закона, я буду просить докладчиков на них не отвечать. Пожалуйста, Галина Васильевна Старовойтова. Карточка стоит? Группа электронного голосования, в чем дело? Задремали, что ли?! У вас старая карточка, говорят. Новая, да? Ну тогда с микрофона. С микрофона Александрова? Да, с микрофона Александрова. СТАРОВОЙТОВА Г.В. Уважаемый господин Геращенко, я только что вернулась из избирательного округа Петербурга. Там сохраняется большая тревога и среди населения, и среди банковского сообщества. Вы не могли бы ответить на два вопроса? Первое. Все-таки еще раз подтвердите и для средств массовой информации, и для депутатов: планирует ли Центробанк ограничение хождения доллара в стране и каким образом?.. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Галина Васильевна, я отключаю микрофон. К существу закона ваш вопрос не относится. Уважаемые депутаты, есть ли по закону вопросы? (Выкрики из зала.) Второй вопрос по закону?.. Ну, не думаю, у вас же законопроект в руках. Депутату Старовойтовой включите микрофон на карточку Александрова. СТАРОВОЙТОВА Г.В. Второй вопрос. В Петербурге (это относится к законопроекту, к механизмам формирования таких структур) сейчас создается городской банк. В связи с этим госпожа Савинская, представитель Центробанка, пригласила пару дней назад руководителей коммерческих банков города и просто попросила их поделиться, то есть отдать в этот банк 51 процент их ликвидности. Вам не кажется это экспроприацией и как это соотносится с действующим законодательством? ГЕРАЩЕНКО В.В. Если можно, я ответил бы и "попросил бы пардону", поскольку мне в половине второго надо быть в аэропорту. Что касается доллара. Меня возмущает, когда люди неответственные, так сказать, непричастные к определенным законодательным актам, даже в чине губернаторов, начинают рассуждать на всю страну, что обсуждается и какие есть предложения, предположения, сумасшедшие идеи и так далее. То есть доллар в стране, в общем, ходить не должен, он не должен быть платежным средством. Он может быть платежным средством в некоторых случаях между юридическими лицами. Но поскольку мы с вами живем последние годы при таком состоянии экономики и мы доллар наличный сюда, по существу, пустили (наличные доллары у населения или его долларовый счет, валютный счет, в банке является определенной гарантией сохранения накопленных им сбережений), я не думаю, что мы должны вводить сейчас, в момент, когда цивилизованный Запад делает нам фигуру из трех пальцев по разным причинам, какие-либо ограничения. Наоборот, мы должны создать такие условия, чтобы российский гражданин, который носит пока доллар в кармане или держит его под подушкой, пошел и положил этот доллар в порядочный российский банк, который бы использовал его для кредитования, для проведения импортных операций. А ношением его в кармане он кредитует, по существу, американское казначейство. Что касается второго вопроса. Я думаю, что нынешнее состояние банковской системы, которое не так просто исправить, как кажется, если только не накачать банки пустыми деньгами, не спрашивая о том, почему руководство банка довело свой банк до того или иного положения, толкает местные органы на то, чтобы создать, может быть, новые здоровые банковские структуры, которые могли бы обслуживать потребности города. Я не думаю, что госпожа Савинская такая варварская натура, что будет палкой загонять местные банки в такой банк. Это вопрос уговора, договора, их личного интереса. Я думаю, вопрос во вложении части своих средств в этот банк, а не в передаче им какой-либо ликвидности, которой у них, может, и на счетах-то нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, больше вопросов к докладчикам нет. Есть ли желающие высказаться по существу данного законопроекта? Нет. Ставлю на голосование: принять законопроект в первом чтении. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 48 мин. 59 сек.) Проголосовало за 329 чел. 73,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 329 чел. Не голосовало 121 чел. Результат: принято Принимается. Комитет по бюджету, я знаю, хотел, чтобы закон был принят в целом. Депутат Жуков, ваше мнение. (Шум в зале.) Подождите. Я мнение председателя спрашиваю. ЖУКОВ А.Д., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, депутатская группа "Российские регионы". Там есть небольшие замечания Правового управления, но можно было бы сейчас принять его все-таки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, раз есть замечания Правового управления, давайте рассмотрим его в следующий раз. Да? Хорошо.
Заседание № 177
О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в части уточнения правового положения Центрального банка Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
бы попросил вас сейчас рассмотреть вопрос под номером 18. Не будет возражений? Пожалуйста, тогда Сергею Константиновичу даем слово. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке...". Пожалуйста. ДУБИНИН С.К., официальный представитель Президента Российской Федерации, председатель Центрального банка Российской Федерации. Уважаемые депутаты, данные поправки к закону являются как бы реакцией на принятый уже несколько месяцев тому назад и подписанный Президентом закон, который определил участие Центрального банка в капитале ряда банков, в том числе банков за границей. При этом было тогда уже, в предыдущем законе, определено, что два банка, Донау-банк и Ист-Вест Юнайтед банк, не являются стратегическими по значению для экономики страны и государственное участие в них не является принципиально важным и приоритетным. При рассмотрении этого закона (собственно, уже принятого Федеральным Собранием) был поднят вопрос о механизме принятия решения о выходе из капитала этих банков. И Главное государственно-правовое управление предложило более категорический подход, то есть не проходить специальную процедуру оповещения Государственной Думы заново, а просто определить новую дату конечного, так сказать, пребывания Центрального банка в роли ведущего акционера и вообще акционера этих банков. И был предложен определенный год, к которому надо завершить процедуру выхода. То есть принципиальное решение о выходе принято как бы раньше, а задание дается, соответственно, только по сроку. Вот это содержание данной поправки. И мне поручено ее представить. Я действительно считаю, что решение более однозначное, ставит какие-то определенные рамки прохождения всех процедур. Последнее. Срок связан с тем, что идут непростые юридические процессы. В частности, по одному из этих банков вот только недавно завершился суд, где нам удалось добиться признания, так сказать, снятия ареста со счетов Центрального банка в Ист-Вест Юнайтед банке. Вот для завершения всех этих процедур требуется определенное время (сколько - мы точно не знаем), и тогда можно будет осуществить процедуру выхода из капитала. Все. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Георгий Иванович Лунтовский, пожалуйста, от комитета по бюджету. ЛУНТОВСКИЙ Г.И., фракция "Наш дом - Россия". Уважаемые коллеги! Комитет по бюджету рассмотрел данный законопроект, внесенный Президентом Российской Федерации. Как сказал здесь Сергей Константинович Дубинин, он уточняет процедуру выхода Центрального банка из уставных капиталов двух росзагранбанков. Кроме того, уточняется размер уставного фонда Центрального банка в связи с проведенной деноминацией. Законопроект предлагается в первом чтении. (У нас, кстати, уже есть поправка, внесена она Николаем Николаевичем Гончаром к этому законопроекту.) Комитет предлагает принять этот законопроект в первом чтении и в дальнейшем рассматривать его. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчикам? Вы не уходите. Виктор Григорьевич Вишняков, пожалуйста. Говорите, к кому вопрос. ВИШНЯКОВ В.Г., фракция Либерально-демократической партии России. У меня вопрос к Дубинину. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Константинович, приготовьтесь. ВИШНЯКОВ В.Г. Ну, я так понял, что эта поправка не есть инициатива правового управления, а Президента. Но это чисто такое редакционное, может быть, замечание. А главный вопрос у меня такой: после того как Банком России будут реализованы те акции, которые принадлежали этим двум банкам, куда все-таки будут зачислены те средства, которые будут освобождаться? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте. ДУБИНИН С.К. Я хотел бы уточнить, что сама процедура продажи не прописывается в этом законе. Эти банки работают как юридические лица за границей. И нам надо найти четкое понимание, компромисс, так сказать, естественный между действующим законом соответствующей страны и нашим законодательством. Видимо, будет продаваться определенным образом с учетом законодательства той страны прежде всего, где этот банк создан. Продаваться на каких-то открытых торгах с определением цены банка и, соответственно, доли вот этих акций и их цены. Средства должны поступить на баланс Центрального банка как владельца этих акций, и они, соответственно, войдут во все расчеты доходов, прибылей Центрального банка, а 50 процентов, можно сказать, этих средств в соответствии с действующим законодательством направляется в бюджет как часть прибыли Центрального банка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, есть ли еще вопросы? Нет. Присаживайтесь. (Выкрики из зала.) Что? Гончар? Пожалуйста, Николай Николаевич. К кому вопрос? ГОНЧАР Н.Н., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. У меня не вопрос, а по порядку ведения. Я хотел бы уточнить формулировку, которая была принята на заседании комитета по бюджету: поправку депутата Гончара обсудить при обсуждении проекта закона в первом чтении. Что и роздано нашим депутатам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Николаевич, поправки не обсуждаются в первом чтении. ГОНЧАР Н.Н. Обсуждается решение нашего комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ваш комитет может каких угодно решений напринимать. Вы сейчас... ГОНЧАР Н.Н. Тогда я прошу слова. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. ...можете выступить по законопроекту. ГОНЧАР Н.Н. Вот я об этом и прошу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто хотел бы выступить? Гончар Николай Николаевич. ГОНЧАР Н.Н. Уважаемые коллеги, когда комитет по бюджету обсуждал законопроект, внесенный Президентом Российской Федерации, то была внесена поправка, которая частично отвечает на вопросы, сформулированные коллегами, о том, куда пойдет прибыль в случае возможной передачи. Как вы знаете, на сегодняшний день согласия Государственной Думы или Президента на продажу этих акций не требуется - Центральный банк должен только уведомить Государственную Думу о своих намерениях. В данной поправке, которая была внесена на заседании комитета и поддержана им, предполагается, что отчуждение находящихся в федеральной (подчеркиваю: федеральной) собственности акций указанных в настоящем законе банков, передача в залог этих акций, а также обременение данных банков иными обязательствами осуществляются только в случае принятия специального федерального закона. И далее (в дополнение к тому, что говорил Сергей Константинович Дубинин) поправка предусматривает, что доходы от отчуждения указанных акций или иного их использования направляются в федеральный бюджет стопроцентно и ни в какие доход или прибыль Центрального банка не обращаются. Я просил бы в ходе обсуждения сегодня высказать отношение к этой позиции, с тем чтобы, дорабатывая законопроект, мы могли знать: Государственная Дума, депутаты поддерживают эту позицию или нет. Итак: отчуждение - только законом и все доходы - стопроцентно в федеральный бюджет. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто хотел бы выступить? ИЗ ЗАЛА. По ведению! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В.В. У нас очень мало времени, сейчас 14 часов. Чтобы... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас мы должны продлить. ЖИРИНОВСКИЙ В.В. Не продлевать я предлагаю. Этот закон имеет очень большое значение. Мы лишаемся двух крупнейших внешнеторговых банков. Хозяева их уже известны - это частные российские банки, которые сегодня финансируют забастовки шахтеров, чтобы вызвать кризис в стране. Поэтому это большое значение имеет. Я предлагаю снять пока этот законопроект, отложить его. Мы во фракциях подумаем еще раз, все пускай узнают получше, с участием Центробанка. Пусть банк объяснит, почему он так быстро хочет уйти из наших заграничных банков, так сказать, сворачивает свои позиции. Мы и так уже быстро войска вывели, также мы быстро территории сдаем - и еще банк сдает свои финансовые позиции! Это важнейший политический вопрос в условиях кризиса финансового. Поэтому торопиться не надо, в июне рассмотрим. А пока во фракциях подумаем еще раз. Предлагаю отложить рассмотрение законопроекта на июнь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте мы выслушаем председателя Центробанка. Пожалуйста, Сергей Константинович. И надо будет в любом случае продлевать время. ДУБИНИН С.К. По ранее принятому законодательству Центральный банк не должен быть владельцем акций каких-либо банков вообще. Поэтому было сделано исключение для Сбербанка, Внешторгбанка и росзагранбанков. Поэтому мы просто приводим нашу ситуацию в соответствие с общим законодательством. Конкретно два этих банка (один находится в Люксембурге, другой - в Австрии) являются очень мелкими по своему масштабу, они выполняли определенные функции в советское время. В настоящее время там ведение операций не является крупным, особенно по Ист-Весту. Австрийский банк в значительной степени, собственно преимущественно, принадлежит Внешторгбанку. И контроль по нему, как бы государственный, сохраняется через Внешторгбанк. Собственно говоря, выход наш не меняет существа отношений с Донау-банком. Более косвенным становится этот контроль. Я не думаю, что здесь будут нарушены в том и в другом случае интересы государства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я сейчас прошу вас продлить время до завершения обсуждения по данному вопросу. Пожалуйста, голосуйте. ЖИРИНОВСКИЙ В.В. Я поставил другое предложение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович, здесь надо в порядке поступления. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, мы же сначала должны решить судьбу законопроекта: продлевать сейчас время или обсуждать его позже. Если не продлим, тогда будем решать когда. (Выкрики из зала.) Сейчас будем голосовать ваше предложение. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 02 мин. 45 сек.) Проголосовало за 177 чел. 39,3% Проголосовало против 25 чел. 5,6% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 203 чел. Не голосовало 247 чел. Результат: не принято Не продлевается. По ведению - депутат Апарина. АПАРИНА А.В. Уважаемые коллеги, я согласна, что тот законопроект серьезный и его надо отложить и обсуждать в другом плане. Я вас убедительно прошу сейчас проголосовать за протокольное поручение, оно вам роздано. Я говорила... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Оно очень короткое. АПАРИНА А.В. ...о том, чтобы поручить комитетам внести предложения о механизме выплаты задолженности по детским пособиям. Коллеги, убедительно прошу: давайте сейчас проголосуем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алевтина Викторовна, мы сейчас его не можем проголосовать, потому что палата приняла решение не продлевать время работы. Поэтому в 16 часов мы его сможем проголосовать. (Выкрики из зала.) Нет, поручение комитету. А по Центральному банку давайте решать: в какой день продолжим обсуждение? Сегодня у нас не получится. Депутат Орлова. Пожалуйста. ОРЛОВА С.Ю. Уважаемый Председатель, уважаемые коллеги, я считаю, что мы должны продолжить обсуждение этого закона, потому что перед нами стоит председатель Центрального банка. Это интересы государства, а не чьи-то другие интересы. Геннадий Николаевич, это серьезнейший вопрос! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Светлана Юрьевна, не продлила палата заседание. ОРЛОВА С.Ю. Ну, значит, в 16 часов продолжить обсуждение этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В 16 часов мы будем обсуждать шахтерский вопрос. ОРЛОВА С.Ю. Ну после шахтерских, значит, законов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте мы сейчас определимся с бюджетным комитетом, когда продолжить обсуждение.