Заседание № 213
О проекте федерального закона № 98019722-2 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" (в части уточнения процедуры принятия и порядка вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации; принят в первом чтении 31 марта 1999 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Законопроекты, принятые в первом чтении и предлагаемые к отклонению. Пункт 9, проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации". Александр Петрович Москалец докладывает. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Прошу отметить, в марте 1998 года был принят и вступил в силу Федеральный закон "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации". И в этом же году, в 98-м, был внесён законопроект, вносивший изменения и дополнения в этот закон. Этот законопроект рассматривался довольно тяжело, так как содержал в том числе и ссылки на ещё даже не внесённые законопроекты. Тем не менее 31 марта 1999 года законопроект был принят в первом чтении. Однако и до настоящего времени федеральные конституционные законы, на которые имеются ссылки, не приняты, и, очевидно, в ближайшее время их и не будет, так как практика последних, правда и единственных, поправок к Конституции (кроме наименований субъектов, это идёт автоматически) показала достаточность нормативного регулирования этой области. Учитывая изложенное, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует отклонить принятый в первом чтении рассматриваемый сегодня законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, по нашему Регламенту, статья 123-1, пункт 2, у нас по данному вопросу могут выступить полномочные представители президента и правительства, но я вижу, что они не настаивают. Тогда мы выносим данное решение комитета на "час голосования".
Пункт 9. Кто за то, чтобы принять постановление об отклонении проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации", принятого в первом чтении? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 43 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 39 чел.8,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4 % Результат: принято Принято.
Заседание № 249
О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
закон "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации". Доклад полномочного представителя Президента Российской Федерации Александра Алексеевича Котенкова. Подготовиться для содоклада Елене Борисовне Мизулиной. Пункт 14 повестки дня. Пожалуйста. КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации внес проект закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации". Я напомню, что данный закон принимался долго и очень трудно. И в конечном итоге Президент Российской Федерации, принимая решение о подписании закона, в то же время указал Государственной Думе, что подписываемый закон не лишен недостатков, в связи с чем была достигнута договоренность о внесении Президентом законопроекта о внесении дополнений и изменений в принятый закон и было в принципе как бы согласие Государственной Думы эти поправки рассмотреть. Вступивший в силу Федеральный закон "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации", по мнению Президента, не содержит четкого определения понятия "поправка к Конституции Российской Федерации", что вытекает из сопоставления части 2 статьи 2 и частей 1 и 2 статьи 3 с частью 4 статьи 3 федерального закона. О чем идет речь? В законе говорится о том, что поправкой к Конституции является исключение отдельных статей, глав. Но дело в том, что исключение главы из Конституции не может быть поправкой к Конституции, к главам 3 - 8, поскольку исключение целой главы влечет за собой изменение главы 1, то есть основ конституционного строя. Таким образом, исключение главы из Конституции не может считаться поправкой к главам 3-8, то есть она влечет за собой изменение главы 1. Президент предложил из части 4 статьи 3 федерального закона исключить слово "глава", то есть исключение главы, и изложить в редакции (я не буду ее зачитывать), в которой глава не упоминается. Далее. Президент указывает на то, что Конституция Российской Федерации устанавливает, что закон о поправке к Конституции принимается в порядке, установленном для принятия федеральных конституционных законов. В то время как Конституция не предусматривает в порядке принятия федеральных конституционных законов создание согласительных комиссий между палатами в случае отклонения Советом Федерации проекта федерального конституционного закона, в тексте принятого закона предусматривается создание согласительной комиссии между палатами Федерального Собрания в случае отклонения закона о поправке к Конституции Советом Федерации. Президент также предлагает исключить указанное положение как не соответствующее Конституции. И наконец, Президент обращает внимание на то, что принятым законом не урегулирован должным образом вопрос о пересмотре решения Совета Федерации о результатах рассмотрения законодательными органами субъектов Федерации проекта закона о поправке к Конституции в случае признания Верховным Судом нарушения порядка регистрации таких решений. В представленном законопроекте Президент предлагает более точно определить порядок проведения Верховным Судом проверки соблюдения порядка регистрации поступающих решений субъектов Федерации и порядок пересмотра Советом Федерации ранее принятого решения в том случае, если Верховный Суд установит нарушение установленного законом порядка регистрации данных решений. Таким образом, уважаемые депутаты, законопроект, представленный Президентом, содержит в себе три поправки, еще раз акцентирую на них внимание: уточнение понятия "поправка к Конституции"; исключение упоминания об исключении главы; исключение процедуры согласительной комиссии в случае отклонения Советом Федерации принятого Государственной Думой закона о поправках к Конституции и уточнение порядка пересмотра Советом Федерации решения о результатах рассмотрения поступивших решений законодательных собраний субъектов Федерации в случае признания Верховным Судом нарушения порядка их регистрации. Насколько я понимаю, Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе рассмотрел данный законопроект. В целом с ним согласен, хотя имеются отдельные разногласия, которые, я считаю, могут быть устранены в рабочем порядке при подготовке ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Алексеевич. Елена Борисовна Мизулина, ваш содоклад, пожалуйста. МИЗУЛИНА Е.Б. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты! Мы сейчас рассматриваем законопроект, являющийся одним из немногих примеров конструктивного взаимодействия Президента Российской Федерации и Государственной Думы. Действительно, 10 поправок, содержащиеся в этом законопроекте, направлены только на одно - чтобы в последующем процессе применения закона о порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции не возникали возможные проблемы, связанные с неточностью формулировок, с неточностью процедуры. И все эти 10 поправок делятся так: часть из них связана с уточнением процедуры принятия соответствующих постановлений Советом Федерации, часть из них - с уточнением процедуры рассмотрения спорных вопросов Верховным Судом Российской Федерации и совершенно справедливое уточнение относительно понятия, что такое поправка к Конституции. Мы записали, что можно исключить и главу. Это, конечно, неправильно. И здесь поправка: в Конституции исключить целую главу нельзя. Это, конечно, справедливо. Комитет единогласно поддержал эту инициативу Президента Российской Федерации. Мы просим вас проголосовать за этот законопроект. Он имеет чисто юридические основания, облегчит в последующем применение процедуры внесения поправок в Конституцию Российской Федерации, в главы 3-8. Срок для внесения поправок в этот законопроект мы предлагаем 30 дней. То есть, все, у кого возникнут сомнения (и то, что в комитете было высказано) будут иметь возможность уточнить эти самые... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Борисовна. Останьтесь на трибуне. Есть ли вопросы у депутатов? Нет вопросов? Не вижу, кто? Цику Казбек Асланбечевич. Сейчас включат микрофон. ЦИКУ К.А. Спасибо, Борис Юрьевич. У меня вопрос к представителю Президента, Александру Алексеевичу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Алексеевич, к вам вопрос. ЦИКУ К.А. Вы сказали, что такое изменение - убрать главу - это значит изменение общественного строя. Президент изменил общественный строй и не понес никакого наказания. Какое наказание могут понести депутаты, если они изменят ту главу или выбросят ту главу, которая позволяет изменить сегодняшний общественный строй в России и вернуть старый социалистический строй, власть рабочих и крестьян? КОТЕНКОВ А.А. С вашего позволения, я не буду отвечать на столь некорректный вопрос, поскольку данный вопрос не имеет никакого отношения к тексту законопроекта. Речь идет лишь о том (если вы внимательно прочитаете законопроект, внесенный Президентом), что исключение глав 3, 4, 5, 6, 7 или 8-й не меняет общественный строй, а требует внесения соответствующей поправки в главу 1 "Основы конституционного строя", что требует другой процедуры рассмотрения. Вот и все! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы есть еще к докладчикам? (Шум в зале.) Казбек Асланбечевич, не надо полемики. Пожалуйста, еще есть вопросы к докладчикам? Вопросов нет. Кто-либо желает высказаться по законопроекту? Елена Борисовна, спасибо. Коллеги, не вижу желающих выступить. Вишняков Виктор Григорьевич желает выступить. Пожалуйста. ВИШНЯКОВ В.Г. Это даже не выступление, а комментарий. Действительно, закон прошел длительную доработку. И вот то тесное сотрудничество, плодотворное сотрудничество, которое наметилось между представителем Президента, между комитетами и отдельными депутатами, надо развивать, надо укреплять. И такую практику работы над этим законом надо распространять и на другие сложные законы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще желающие выступить есть? Представитель Правительства? Представитель Президента выступал с докладом. Ставлю на голосование: кто за то, чтобы указанный законопроект, пункт 14 нашей повестки дня, принять в первом чтении? Прошу голосовать. Идет голосование по пункту 14. Будьте повнимательнее. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 11 сек.) Проголосовало за 309 чел. 68,7% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 309 чел. Не голосовало 141 чел. Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.
Заседание № 67
О проекте постановления Государственной Думы о создании комиссии в связи с отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации".
Поэтому у нас следующим по порядку идет пункт 8 - о проекте постановления Государственной Думы о создании комиссии в связи с отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации". Пожалуйста, Елена Борисовна Мизулина. МИЗУЛИНА Е.Б. Уважаемые депутаты! Мы с вами голосовали за принятие в ранее принятой редакции закона "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации", отклоненного Президентом Российской Федерации. И вето Президента преодолеть не смогли. Но, к сожалению, при применении этой процедуры - преодоление вето Президента - мы с вами не полностью выполнили правило, установленное статьей 126 Регламента. Статьей 126 Регламента предусматривается, что мы ставим на голосование вариант закона с поправками, предлагаемыми Президентом. И это требует 226 голосов. Мы не ставили на голосование этот вопрос. Второе, что нас обязывает сделать Регламент, - поставить на голосование закон в ранее принятой редакции. И это требует 300 голосов. Вот это мы ставили на голосование - не набрали 300 голосов. И в случае, если ни тот ни другой вариант не проходит, то есть не принимается полностью все, что предлагает Президент, и не принимается закон в ранее принятой редакции, мы голосуем по каждому предложению отдельно. Президентом высказано восемь предложений. В связи со статьей 124 Регламента, в которой предусматривается для процедуры рассмотрения закона, отклоненного Президентом, в Госдуме либо возложение обязанностей по подготовке этого вопроса на комитет, либо создание специальной комиссии, которая готовит этот вопрос для рассмотрения на заседании Государственной Думы. Мы предлагаем сегодня проект постановления по созданию такой комиссии, которая подготовит этот вопрос для рассмотрения на заседании Думы. Состав комиссии предлагается сформировать таким образом: по одному человеку от каждой фракции и депутатской группы и из членов комитета, где тоже практически этот фракционный принцип соблюден. Все кандидатуры согласованы с фракциями и депутатскими группами. Единственная сложность, которая у нас возникнет (но именно поэтому нужна комиссия, а не на комитете мы решили рассматривать), связана с тем, что, к сожалению, вето Президента до сих пор Администрацией Президента не рассматривается как правовой акт, требующий заголовка и формулировок редакций статей, с которыми Президент не согласен. Мы же в вето Президента всегда имеем только одно - то, с чем Президент не согласен. А какими бы он хотел видеть те или иные нормы закона, мы, к сожалению, не знаем. Это будет сложностью в работе комиссии, но, я думаю, комиссия как раз эту коллизию и сможет разрешить, ибо предлагается сформировать ее состав по фракционному принципу. Вам роздан список, все члены этой комиссии согласованы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У представителя Президента есть замечания по данному постановлению? Нет. Есть ли у депутатов замечания? Нет. Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование: принять данное постановление. Оно у нас обозначено под пунктом 8. Пожалуйста, голосуйте. Елена Борисовна, спасибо. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 12 сек.) Проголосовало за 329 чел. 73,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 329 чел. Не голосовало 121 чел. Результат: принято Принимается.