Заседание № 276
26.01.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 979641-6 "О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере реализации проекта "Ямал СПГ".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1971 по 2541 из 7031
9-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере реализации проекта "Ямал СПГ". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра энергетики Юрия Петровича Сентюрина. Пожалуйста. СЕНТЮРИН Ю. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере реализации проекта "Ямал СПГ" ("Ямал сжиженный природный газ"). Соглашение было подписано в январе 2014 года, а протокол, который предлагается сегодня ратифицировать, был подписан в декабре 2015 года. Цель данной договорённости, которая закреплена протоколом, - это создание дополнительных благоприятных условий для инвестиционного сотрудничества между китайскими и российскими партнёрами по реализации упомянутого проекта - "Ямал СПГ". Для справки несколько слов о том, что собой себя представляет этот проект. Инвестиционный проект "Ямал СПГ" - это строительство интегрированного комплекса по сжижению природного газа с проектной производительной мощностью до 16,5 миллиона тонн СПГ в год и до 1,2 миллиона тонн стабильного газового конденсата на базе Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения (это на севере Западной Сибири). Кроме строительства самого предприятия по сжижению природного газа, в этот интегрированный проект входит строительство морского торгового порта, международного аэропорта и целого комплекса сопровождающей инфраструктуры. Подписание протокола необходимо для того, чтобы китайский партнёр в лице китайского суверенного государственного Фонда Шёлкового пути смог приобрести 9,9 процента акций открытого акционерного общества "Ямал СПГ" у российского участника - компании "НОВАТЭК" в дополнение к уже имеющимся у китайских партнёров 20 процентам акций этого открытого акционерного общества. На сегодняшний день 20 процентов акций "Ямал СПГ" принадлежит Китайской национальной нефтегазовой корпорации в соответствии с соглашением, которое было подписано в январе 2014 года, о нём я уже упоминал. При завершении сделки - это важная информация! - в итоге у российского участника проекта, у компании "НОВАТЭК", сохраняется 50,1 процента акций, а следовательно, сохраняется полный контроль над этим проектом; у Фонда Шёлкового пути, китайского суверенного государственного фонда, - 9,9 процента; у Китайской национальной нефтегазовой корпорации - 20 процентов; у французского участника, компании "Тоталь эксплорейшн энд продакшн", - 20 процентов. Протоколом предусматривается закрепление ряда обязательств российской стороны. В частности, предполагается выделение средств из Фонда национального благосостояния на приобретение выпущенных открытым акционерным обществом "Ямал СПГ" облигаций в общем объёме до 150 миллиардов рублей, что в совокупности составит 11,8 процента от общего объёма финансирования. Для справки: объём капитальных вложений до 2018 года включительно в ценах соответствующих лет - 1 триллион 22 миллиарда 600 миллионов рублей. Предполагается, что эти средства будут привлечены из различных источников: заёмное финансирование - 56,3 процента, средства участников инвестиционного проекта - 32 процента, средства из Фонда национального благосостояния - 11,8 процента, и это в совокупности даст искомую величину. Директивные сроки ввода завода - а по плану предусматривается три этапа - это соответственно 2017, 2018 и 2019 годы. На сегодняшний день строительство первой очереди завода составляет более 53 процентов, работа идёт успешно. Решение российского правительства о выделении средств из Фонда национального благосостояния подтверждает приверженность Российской Федерации своим обязательствам, а самое главное - демонстрирует высокий уровень государственной поддержки этого проекта, который заявлен нами в качестве приоритетного, что позволит, опираясь на это обстоятельство, дополнительно привлечь внешнее финансирование, обеспечить приток иностранных инвестиций как в этот проект, так и в целом в российскую экономику. В частности, для справки: упомянутый китайский суверенный Фонд Шёлкового пути планирует вложить не менее 2 миллиардов долларов США в этот проект. Протокол подлежит ратификации, так как содержит ряд положений, отличающихся от действующего законодательства. В частности, имеется отличие от требований Федерального закона от 2008 года "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйствующее общество, имеющее стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" в части количества, процентного соотношения пакета акций, которыми владеет иностранный участник: в законе оговаривается предел - 25 процентов. Кроме того, предусмотренные протоколом действия с облигациями открытого акционерного общества "Ямал СПГ" в рамках инвестирования средств Фонда национального благосостояния не предусмотрены паспортом этого проекта, который утверждён распоряжением правительства. Также есть отличия, несоответствия положениям порядка управления средствами Фонда национального благосостояния и нормам постановления правительства "О порядке размещения средств Фонда национального благосостояния в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов". Протокол соответствует требованиям и положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации. Реализация проекта "Ямал СПГ" позволит открыть новую страницу в освоении Российской Арктики, дать новое дыхание освоению Северного морского пути. Уникальное географическое положение этого производственного, промышленного объекта позволит обеспечить поставку столь ценного рыночного углеводородного ресурса как на рынки Европы, так и на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, в целом его реализация приведёт к высокой бюджетной эффективности: чистая приведённая стоимость проекта для бюджета Российской Федерации за весь срок действия проекта - а именно до 31 декабря 2045 года - составит в соответствующих ценах 948 миллиардов рублей. Важное обстоятельство: реализация протокола не повлечёт дополнительных расходов из федерального бюджета. С учётом изложенного прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Прежде чем Андрей Михайлович выступит с содокладом, коллеги, я хочу привлечь ваше внимание к тому, что на Совете Государственной Думы было принято решение о том, чтобы сразу после рассмотрения 9-го вопроса объявить "час голосования" и проголосовать по 8-му и 9-му вопросам, поскольку Совет Федерации будет заседать и нам необходимо как можно быстрее направить туда эти документы в случае их ратификации, поэтому прошу коллег пройти в зал и приготовиться к голосованию после обсуждения. Содоклад Андрея Михайловича Макарова. Пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, мы только что говорили о том, что хорошо бы научиться работать быстрее. 17 декабря протокол был подписан в Пекине, прошёл месяц - и он вынесен на ратификацию в Государственной Думе. Мне кажется, это как раз доказательство того, что, когда надо, мы умеем работать и качественно, и оперативно. А вот теперь несколько слов простым, понятным русским языком. Мы всё время ищем прорывные проекты в нашей экономике - вот это такой проект. Это проект, на который должна ориентироваться страна во всех других вопросах. Это государственная поддержка: 150 миллиардов рублей мы выделили из федерального бюджета, но это как раз те самые деньги Фонда национального благосостояния, которые выделены на возвратной основе, и они не просто вернутся, они вернутся с колоссальной прибылью для бюджета. Это привлечение иностранных инвесторов, и это на самом деле опровергает слова о том, что иностранные инвесторы якобы утратили интерес к России. Сейчас абсолютно государственный Фонд Шёлкового пути Китая приобретает ещё 9,9 процента акций, хотя 20 процентов акций уже есть у Китайской национальной нефтегазовой корпорации. 20 процентов акций в этом проекте у "Тоталь" - французской компании, крупнейшей нефтяной компании Европы, и они не собираются с ними расставаться. Кстати, хорошо известно, что руководство Франции вызывало руководство "Тоталь" и говорило: вы должны свернуть этот проект, - послали руководство Франции, потому что оно несло чушь! Вот в данном случае, когда мы нормально налаживаем отношения с партнёрами, они заинтересованы и идут на контакт. Наряду с этим чрезвычайно важно, что наше государство сохраняет контроль: 50,1 процента акций - у России, и на этих условиях все согласны работать. Вот это на сегодняшний день чрезвычайно важно. Далее. Наряду с СПГ (сжиженным природным газом) мы получаем новейшие технологии, которые мы могли бы получить только в результате международной кооперации, таких технологий у нас не было; наряду с этим мы получаем современнейший международный аэропорт на Севере (когда такое могло быть?!), мы получаем современнейшую инфраструктуру в виде морского порта - вот результаты этого соглашения, вот результаты этой действительно большой работы. И я очень рад, что к этой работе все мы имеем отношение. Вы помните, сколько было сомнений: надо ли из Фонда национального благосостояния давать вот эти 150 миллиардов на этот проект? Сомнения по данному поводу звучали и в этом зале. Но вот даже те 9,9 процента акций сегодня приносят нашей стране инвестиции не менее чем 2 миллиарда долларов и делают возможным получение относительно дешёвых кредитов, благоприятных условий кредитования, которых мы лишены. Кстати, очень любят обсуждать в Давосе, сколько всё-таки будет стоить нефть, а я бы, например, обратил внимание на другое: крупнейшая компания Арабских Эмиратов - крупнейшая компания! - вкладывает 2 миллиарда долларов в новороссийский порт! На самом деле это и есть доказательство того, что этот проект сегодня является ориентиром и для зарубежных инвесторов, и для зарубежных бизнесменов, что с Россией не только можно, но и нужно работать, что это взаимовыгодно, особенно когда это строится на недискриминационной основе и при этом не пытаются поставить Россию в какие-то условия и что-то ей диктовать. Повторяю: контроль над стратегически важным объектом остаётся у нашей страны. Комитет по бюджету единогласно поддерживает ратификацию данного протокола. И ещё раз хотел бы обратить внимание на то, что сам факт прохождения этого протокола является лучшим примером того, как необходимо организовывать работу над антикризисной программой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Рябов Николай Фёдорович, пожалуйста. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Юрий Петрович, вот сейчас Андрей Михайлович очень эмоционально выступал по данному проекту, "Ямал СПГ", - я с ним целиком и полностью не согласен, это всё пафос. Дело в том, что мы опять реализуем практически сырьевой проект. Да, появится инфраструктура и прочее, и прочее, но хотелось бы понять, рассматриваются ли в правительстве, кроме торговли сырьевыми ресурсами, всё-таки проекты их глубокой переработки? При переработке газа можно получить сотни тысяч компонентов, и вот если бы подобный законопроект предлагался, я бы не только руками, но, так сказать, и ногами голосовал за. А это опять сырьевой проект, а значит, зависимость от доллара, от спроса и так далее. Вопрос: рассматриваются ли в правительстве проекты по глубокой переработке, скажем, того же газа с использованием современных технологий? СЕНТЮРИН Ю. П. Николай Фёдорович, спасибо большое за вопрос. Безусловно, в правительстве рассматриваются такие вопросы. В Министерстве энергетики подготовлена и утверждена Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса в Российской Федерации. Кроме того, подготовлен и в ближайшее время будет вынесен на утверждение новый документ - Энергетическая стратегия России на период до 2035 года, в котором содержится специальный раздел, посвящённый ровно тому вопросу, который вы сейчас задали, - вопросу глубокой переработки первичных энергоресурсов, которые добываются у нас в стране. А что касается этого сырьевого проекта, всё-таки хотел бы отметить следующий момент, на мой взгляд, очень важный. Во всем мире сейчас идёт жесточайшая конкурентная борьба за присутствие на глобальном рынке торговли сжиженным природным газом. Это очень перспективный, самый динамично развивающийся рынок углеводородных ресурсов. Даже американцы, которые традиционно испытывают дефицит в углеводородах, сегодня добиваются у Конгресса получения права выхода на этот рынок, для того чтобы торговать там этим углеводородным ресурсом. Реализация проекта "Ямал СПГ" позволит более чем вдвое увеличить возможности России. Сегодня Россия располагает только одним заводом - на Сахалине, в Южно-Сахалинске, это 11 миллионов тонн СПГ в год, а благодаря реализации проекта "Ямал СПГ" этот объём будет увеличен более чем в два раза и наша доля на этом рынке, доля присутствия также будет увеличена. За газом будущее - недаром XXI век называют веком газа, и, учитывая это, потерять позиции при наличии таких стартовых возможностей просто недопустимо, это было бы преступно! Совокупность всех этих обстоятельств позволяет нам уверенно заявлять, что это приоритетный проект, без всяких издержек. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. МАКАРОВ А. М. Спасибо. Коллеги, всё сказано, единственное, что я хотел бы добавить: вот сейчас прозвучало, что проект "Ямал СПГ" - это снова сырьевой проект, но вы только подумайте... Я уж не говорю о создании инфраструктуры, о строительстве международного аэропорта, о самых современных портовых сооружениях, но простите, а корабли, то есть те танкеры, которые надо построить, это разве не судостроительная промышленность?! На самом деле это десятки тысяч рабочих мест во всех отраслях, которые работают... А говорить о том, что "Ямал СПГ" - это сырьевой проект... Простите, нам надо научиться использовать преимущества нашей экономики, ресурсов нефти и газа! Конечно, можно сжигать и производить только удобрения - благо, что это абсолютно возобновляемый ресурс, судя по тому, что мы здесь обсуждаем! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич, пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает важными и этот документ, и предыдущий и будет голосовать за них в "час голосования". Хочу задать вопросы, как говорится, для того, чтобы понять. Юрий Петрович, во-первых, в представленных материалах сказано, что этот протокол к соглашению нарушает не только целый ряд правительственных документов разного уровня - постановлений, распоряжений, бог с ними, - но он нарушает бюджетное законодательство, Бюджетный кодекс. Вопрос: в чём? И второй момент. Что касается вложений, Россия берёт на себя обязательство за счёт средств федерального бюджета приобрести облигации фактически на 2 миллиарда долларов, и вот это вроде как и есть нарушение. В свою очередь, китайцы покупают акции плюс дают кредит. Так вот за какие деньги они будут покупать акции? Стоимость этих акций рыночная? Пожалуйста, поясните, об этом ничего не сказано. СЕНТЮРИН Ю. П. Александр Георгиевич, спасибо за вопрос. Что касается нарушений - ну, я бы использовал всё-таки другие слова: отличия от действующего законодательства. Законопроект содержит ряд положений, отличающихся от действующего законодательства, здесь речь не идёт о каких-то нарушениях норм законодательства. Что касается Бюджетного кодекса, речь идёт о документах, подзаконных актах, изданных в развитие Бюджетного кодекса и касающихся порядка распоряжения средствами Фонда национального благосостояния. Я как раз об этом говорил в докладе: о том, как будут размещаться эти средства, о порядке покупки облигаций, выпущенных открытым акционерным обществом "Ямал СПГ", и о распоряжении этими облигациями. В частности, эти облигации не должны и не могут быть переданы ни третьим лицам, ни кому-либо другому, то есть не должно быть никаких операций с ними, - в этом отличие от порядка размещения и управления средствами Фонда национального благосостояния. Вот о чём идёт речь. Что касается приобретения китайскими партнёрами акций "Ямал СПГ". Конечно же, речь идёт об отношениях на рыночной, коммерческой основе, и ни о каких других. Конкретная стоимость этих акций - это коммерческая тайна, закрытая информация. Здесь присутствуют коллеги из компании "НОВАТЭК", из компании "Ямал СПГ", они готовы дать все необходимые пояснения по этому поводу по отдельному запросу. Напомню, что через Фонд Шёлкового пути дополнительно мы рассчитываем получить в проект не менее 2 миллиардов долларов на льготных условиях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Абрамов Иван Николаевич, пожалуйста. АБРАМОВ И. Н., фракция ЛДПР. У меня вопрос к Юрию Петровичу. В рамках реализации проекта "Ямал СПГ" запланировано строительство десяти ледоколов, и всего лишь три ледокола будут построены на верфях наших, российских производителей. Неужели мы не можем загрузить заказами наши судостроительные заводы, в том числе на Дальнем Востоке? Сегодня мы очень много говорим о том, что нужно заниматься импортозамещением, и вот этот проект, который мог бы дать возможность работать нашим судостроительным производствам, мы опять размещаем в Южной Корее. В связи с чем такой подход у вас? СЕНТЮРИН Ю. П. Иван Николаевич, сейчас идёт два процесса одновременно: работает правительственная комиссия, которая занимается вопросом, как задействовать мощности судостроительного завода "Звезда", возглавляет эту работу вице-премьер Рогозин, и наше министерство принимает активное участие в этой работе. Что касается специфики заказа судов, предназначенных для перевозки газа, - газовозов, то такая схема размещения заказа обусловлена одним обстоятельством - сроками пуска объекта в эксплуатацию. 2017 год не за горами, это будущий год, и уже с середины лета начнётся пусконаладка и пробные отгрузки партий этого продукта. Так что сроки очень сжатые, возможности нашей судостроительной промышленности не позволяют решить этот вопрос в эти сроки - отсюда и такая схема размещения заказа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Уважаемый Юрий Петрович, в своём выступлении вы отметили, что обязательства Российской Федерации в этом проекте согласно протоколу позволят привлечь в проект дополнительное внешнее финансирование от международных банков, причём наименование одного банка, китайского, вы привели. Так вот вопрос: скажите, пожалуйста, из каких ещё крупных международных финансовых организаций, из банков каких стран могут быть привлечены средства на этот проект? СЕНТЮРИН Ю. П. Помимо упомянутого мною суверенного Фонда Шёлкового пути, я могу назвать ещё два банка: "Чайна Девелопмент банк" ("Банк развития Китая") - предполагается привлечь финансирование до 6,5 миллиарда долларов - и "Чайна Эксим банк" - 5,5 миллиарда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Юрий Петрович, на фоне очень жёстких геополитических изменений по отношению к России, конечно, мы должны поддерживать те проекты, которые укрепляют наши связи с Китаем, хотя при этом надо помнить о балансе интересов. В связи с этим отмечу, что "НОВАТЭК" - это я для депутата Макарова говорю - хотя и динамично растущая газовая компания, но всё же не государственная компания. Вопрос: скажите, вот первую очередь мы введём в 2017 году - каковы сроки окупаемости первой и второй очередей, есть такие данные? СЕНТЮРИН Ю. П. Да, такие данные существуют. У нас есть паспорт проекта, несколько цифр из этого паспорта проекта я называл. Срок окупаемости установлен - 7 лет и 9 месяцев. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, проект действительно крайне важный - это, наверное, прорывной проект для Российской Федерации, для многих её территорий, для тех, кто находится в районах Крайнего Севера. Юрий Петрович, у меня вопрос к вам. Действительно, мы привлекаем на хороших условиях инвестиционный кредит китайских партнёров, сумма составляет более 2 миллиардов долларов. Вопрос: эти средства пойдут прямо на развитие российской промышленности и на оплату услуг российских подрядчиков либо это связанные кредиты? И в будущем как вы планируете погашать иностранные кредиты, в том числе китайских банков: сырьём, которое им будет поставляться, либо денежными средствами на условиях за пределами сроков окупаемости? СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо, Владимир Владимирович за вопросы. Что касается китайских кредитов, то это кредиты несвязанные - это очень важно. Данные кредиты льготные, и на эти средства не будет приобретаться оборудование, не будет привлекаться рабочая сила из Китайской Народной Республики. Все решения по проекту уже приняты, работы идут полным ходом, подрядчики выполняют свои обязанности. Вот несколько цифр, которые я хотел бы назвать: на сегодняшний день в проекте - в целом, подчёркиваю ко всем видам работ привлечено более 60 тысяч человек, объём заказов составляет 540 миллиардов рублей, 650 предприятий из 55 субъектов России принимают участие в выполнении заказов для нужд этого проекта. Что касается погашения китайских инвестиций, то оно будет происходить через поставки партий СПГ. Китай - это государство, которое во всё больших объёмах потребляет газ, это очень быстро, динамично растущий рынок. Все объёмы СПГ уже законтрактованы, и львиная их доля законтрактована китайскими потребителями, это очень выгодно. Таким образом, это очень перспективная инвестиция в российскую экономику. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи. Покажите список. Сысоев Владимир Владимирович, пожалуйста. СЫСОЕВ В. В. Уважаемые коллеги, повторяю, проект действительно крайне важный, он является прорывным для многих предприятий нефтегазовой отрасли, которые сегодня располагаются на территории Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Я вспоминаю 2010 год, когда мне выпала возможность принять участие в работе делегации Уральского федерального округа и компании "НОВАТЭК" и посетить Катар. Мы побывали на заводе, который там построен, увидели объёмы производства и переработки сжиженного природного газа. Сегодня Катар является одним из крупнейших мировых производителей и продавцов сжиженного природного газа в мире, поэтому, конечно, очень важно, что руководство "НОВАТЭКа" в своё время приняло решение войти в этот достаточно рискованный проект, - он реализуется у нас на территориях Крайнего Севера, где довольно сложные арктические условия. И действительно, очень важно, что руководство государства поддержало этот проект, и сегодня мы видим, что из Фонда национального благосостояния выделяются достаточно большие средства на то, чтобы в ускоренном режиме, в сжатые сроки завершить его. Однако я хотел сказать о другом, буквально несколько слов. Что такое сегодня этот проект? Мы видим, что большая часть оборудования, которое поставляется в рамках строительства завода сжиженного природного газа, - это, конечно, иностранные технологии. И сегодня важно, чтобы эти технологии мы смогли использовать у нас в стране, чтобы этот проект стал пилотным и все территории России, которые обладают газовыми запасами и находятся близко к морскому и океаническому побережью, могли в последующем этот проект тиражировать и, соответственно, строить всё новые и новые заводы, которых сегодня действительно не хватает, вместо того чтобы тянуть, как сейчас, на много тысяч километров стальные трубы и пытаться продавать газ по трубам, а потом получать конкурентов из других стран и, соответственно, ситуацию, на которую будут влиять уже вопросы, связанные с энергополитикой. Следующий момент - это, конечно, вопрос импортозамещения. Вот сегодня мы поднимали вопрос по судостроению. Да, действительно, строительством танкеров мы сегодня загрузили наши судоверфи, и очень важно, чтобы во всех этих танкерах максимально использовались российские комплектующие. Это поможет нам возродить, поставить на новые рельсы нашу судостроительную промышленность. Другой вопрос, который сегодня поднимался, касается строительства крупнейшего морского порта Сабетта на побережье Северного Ледовитого океана, это многомиллиардные инвестиции. Что это даёт? Это фактически открывает новые возможности для использования Северного морского пути. В рамках этого проекта также был построен аэропорт, который уже функционирует. Однако мы не должны на этом останавливаться. Надеюсь, что к 2025 году все три очереди завода будут построены и он выйдет на полную проектную мощность, поэтому уже сейчас должен быть поставлен вопрос о том, как загрузить порт дополнительной работой по перевалке грузов. Ещё один пункт проекта - строительство Северного широтного хода, ветки железной дороги, которая позволит с Полярного, с Приполярного Урала, из северной части России через Северный морской путь поставлять грузы, и не только сжиженный природный газ, в страны восточного региона. Над этим вопросом мы тоже должны задуматься, чтобы мы не ограничивались средствами Фонда национального благосостояния, а видели реальную отдачу от средств, которые будут вложены в серьёзнейший, прорывной проект. Фракция ЛДПР поддерживает ратификацию данного протокола. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович, пожалуйста. РЯБОВ Н. Ф. Спасибо. Я коротко. Фракция, конечно, поддержит данное соглашение, есть целесообразность в таком решении, но я должен сказать, что хотя правительство много шумит об импортозамещении, о создании современных рабочих мест с учётом развития науки и техники, но последние решения правительства показывают, что мы так и идём сырьевым маршрутом. Хочется обратить внимание действующего правительства: пора перейти от слов к делу, пора перейти к собственному производству на базе новых технологий и научно-технических достижений, существующих в мире! И ещё короткая реплика в ответ Андрею Михайловичу Макарову: пока никаких дополнительных рабочих мест в судостроительном производстве у нас не будет. Я так понимаю, лет через десять-двенадцать, может быть, мы и приступим к строительству судов для перевозки сжиженного газа, но это время, а мы знаем прекрасную поговорку: или ишак умрёт, или падишах скончается, пока это время пройдёт. Главное, что мы всё-таки идём сырьевым маршрутом, а это плохо. Пора переходить от слов к делу! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич, пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Александр Дмитриевич. Часто говорят, что политика - искусство возможного, так вот бизнес - это тоже искусство возможного. Вот так договорились, по-другому не смогли, тут деваться некуда; и то, что многие вещи будут сделаны на китайском оборудовании, китайскими руками, - ну вот такая договорённость, а договорённости важны. С точки зрения фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", это успех, и фракция будет сейчас голосовать за. Хотелось бы только обратить внимание на три момента. Первое. Мы ратифицируем максимально быстро, значит, можем быстро работать, когда этого хотим, можем быстро ратифицировать международные соглашения, которые нам важны. Второе. Этим соглашением мы развиваем территории, причём северные территории, - это важно, и здесь любые формы взаимодействия полезны, их нужно использовать, а эта форма позволяет много чего сделать. И третье. Мы ожидаем, что эти инвестиции - я говорю о выкупе облигаций за счёт средств ФНБ, то есть это деньги федерального бюджета, - возвратные. Мы надеемся, что в этом случае по сравнению с другими проектами деньги вернутся на федеральный уровень и ещё дадут определённую выгоду. Полагаем, что плюсов в соглашении намного больше, чем в критике, которая могла бы быть либо высказывается. Мы за! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства желают выступить? Нет. Юрий Петрович Сентюрин, пожалуйста. СЕНТЮРИН Ю. П. Хотел бы поблагодарить депутатов за состоявшийся разговор, при реализации проекта все предложения будут в максимальной степени учтены. Хотел бы поблагодарить комитет по бюджету за предварительную работу по этому проекту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель комитета, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Коллеги, хотел бы тоже выразить глубокую признательность всем фракциям, потому что единогласная, по существу, поддержка депутатами Государственной Думы такого проекта - это очень важно! Это сигнал обществу, сигнал всему миру и сигнал бизнесу, причём сигнал, которого нам часто не хватает. Я абсолютно согласен с предложениями - представитель правительства сейчас об этом сказал - о том, что надо делать дальше, как развивать проект, куда идти, но совершенно очевидно, что мы не можем действовать в ущерб этому проекту. Если наша судостроительная отрасль пока не может дать необходимое количество танкеров, чтобы проект сразу начал реализовывать, очевидно, что мы будем заказывать их где-то ещё. Импортозамещение как раз и состоит в том, чтобы решать проблемы постепенного перехода, и этот проект позволяет решать проблемы импортозамещения. И я очень хотел бы -поэтому, честно говоря, и попросил заключительное слово - ещё раз подчеркнуть цифры, которые здесь прозвучали, эти цифры редко звучат при обсуждении законопроектов. Давайте вдумаемся: уже сейчас, когда проект только начал реализовываться (хотя уже столько сделано: и аэропорт, и порт, и предприятия - всё это уже строится), 650 предприятий в 55 субъектах Российской Федерации загружены заказами по этому проекту! Мне очень хотелось бы, чтобы, когда мы обсуждаем любой экономический проект, звучали такие цифры: уже сейчас этот проект создал 60 тысяч дополнительных рабочих мест. А сколько десятков тысяч рабочих мест ещё будет создано! Уже на сегодняшний день заказы по этому проекту - на сотни миллиардов рублей, а это значит, что будут зарплаты, будут налоги и в конечном счёте будет повышаться качество жизни в регионах - я подчёркиваю: уже как минимум в пятидесяти пяти регионах! - которых этот проект де-факто коснулся. Мне кажется, это очень важный этап работы, который, я повторяю, был начат, когда мы с вами ещё рассматривали проект бюджета и определяли, что именно такие проекты и должны получать государственную поддержку. Я надеюсь, что мы с вами уже через неделю увидим предложения по новому антикризисному плану правительства. И хотя антикризисный план ещё только предстоит вырабатывать, мне кажется, что именно этот проект должен стать образцом для тех антикризисных мер, которые будут предлагаться. Ещё раз спасибо всем и за поддержку, и за совместную работу. Со всеми предложениями, которые здесь прозвучали, мы, безусловно, согласны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2723 по 2740 из 7031
9-й пункт, проект федерального закона "О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере реализации проекта "Ямал СПГ". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 50 мин. 06 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принимается.