Заседание № 65
О проекте федерального закона № 97912-5 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения терминологии).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 6. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Комаровой Натальи Владимировны. Пожалуйста. КОМАРОВА Н. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Названный председательствующим законопроект подготовлен комитетом к третьему чтению. Замечаний Правового управления Аппарата Государственной Думы по нему нет. Комитет предлагает принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Замечаний нет. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 33 мин. 23 сек. ) Проголосовало за 403 чел.89,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4% Результат: принято Принято.
Заседание № 64
О проекте федерального закона № 97912-5 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения терминологии; принят в первом чтении 5 ноября 2008 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и некоторые законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 24. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". От комитета об этом законопроекте также доложит Наталья Владимировна Комарова. Нет возражений? Нет. Пожалуйста, Наталья Владимировна. КОМАРОВА Н. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, в отношении рассматриваемого законопроекта должна заметить, что он дополнен, кроме тех вопросов, которые мы с вами поддержали в первом чтении, рядом норм, направленных на разрешение актуальных проблем, накопившихся в области недропользования и обращения с отходами. По первому вопросу. Решены проблемы Закона Российской Федерации "О недрах" в части определения оснований, по которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяют правом пользования участками недр, содержащих общераспространённые полезные ископаемые, а также в части состава документов, на основании которых это право оформляется, и этому посвящена статья 3 рассматриваемого законопроекта, пункты 5, 6, 8 и 9. Также устранены излишние административные барьеры, существующие на сегодняшний день. Первое - при необходимости добычи общераспространённых полезных ископаемых и подземных вод для собственных нужд, когда осуществляется пользование недрами, связанное с месторождениями, содержащими иные полезные ископаемые, кроме общераспространённых полезных ископаемых и подземных вод. Второе - предлагается устранить необходимость согласования с несколькими федеральными органами исполнительной власти технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых. Третье - предлагается исключить необходимость получения разрешения от нескольких федеральных органов исполнительной власти на застройку площадей залегания полезных ископаемых, закрепив это право только за Роснедрами. Четвёртое - устанавливается, что предоставление земельных участков для целей недропользования осуществляется после утверждения проектной документации на вышеуказанные работы. Последнее предложение повлечёт за собой неоправданное увеличение площадей, которые выделяются предварительно, до того, как утверждён проект разработки месторождений, и, безусловно, времени на согласования, посвящённые этому вопросу. Второй вопрос. Потребуется внести изменения не только в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", но и в федеральные законы "О лицензировании отдельных видов деятельности" и "Об экологической экспертизе", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в Градостроительный кодекс и в Кодекс об административных правонарушениях. Целью этих изменений является устранение избыточных функций органов государственной власти и ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства. Для реализации названной цели вводится ряд понятий в сфере обращения с отходами, устанавливается в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду пять классов опасности отходов - от практически неопасных отходов до чрезвычайно опасных отходов. Также законопроектом предусмотрено исключение для субъектов малого и среднего предпринимательства необходимости разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Трудоёмкий документ, который должны готовить все, кто создаёт в процессе своей деятельности отходы, вплоть до индивидуальных предпринимателей, которые, например, торгуют пирожками. Он требует значительных финансовых и временных ресурсов. Предлагается заменить его для таких хозяйствующих субъектов отчётностью о фактически образованных отходах и удалении их экологически безопасным способом. Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов, включающих всё множество отходов, заменяется на лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I, II, III и IV классов опасности. Также предусмотрено исключение необходимости получения лицензии на деятельность по накоплению, временному складированию (не более чем на шесть месяцев) отходов всех пяти классов опасности и на деятельность по сбору, использованию, размещению, обезвреживанию и транспортировке отходов V класса опасности, практически не опасных отходов. В Федеральный закон "Об экологической экспертизе" дополнительно вносятся изменения, в соответствии с которыми указываются лицензируемые виды деятельности, которые могут оказать воздействие на окружающую среду, что позволит чётко определить объекты государственной экологической экспертизы. В целях проведения всесторонней экологической оценки безопасности размещения объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V классов опасности, оценки безопасности таких объектов, а также применяемых технологий и оборудования по обезвреживанию отходов законопроектом устанавливается необходимость проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с разрешением и обезвреживанием отходов. И наряду с теми либеральными мерами, о которых я сказала, а также жёсткими, связанными с необходимостью прохождения лицензирования и экологической экспертизы проектной документации мерами в соответствии с изменениями в Кодексе об административных правонарушениях, статья 8.2, ужесточается административное наказание за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Законопроект прошёл все необходимые согласования, о чём свидетельствуют розданные вам документы. То, о чём я сказала ранее, отражено в таблице поправок, которые комитет рекомендует к принятию. И в связи с изложенным комитет предлагает принять рассматриваемый законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, у нас две таблицы. В таблице 1 двадцать четыре поправки. Пожалуйста, депутат Федоткин. Других рук не вижу. Скажите нам, какие поправки... ФЕДОТКИН В. Н. Я прошу поставить на отдельное голосование поправку 7. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 7 выносится на отдельное голосование. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 23 мин. 49 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4% Результат: принято Таблица принимается. Пожалуйста, Владимир Николаевич, по поправке 7. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, коллеги! Вот здесь отмечается, что если конкурс или аукцион на право использования участка недр признан несостоявшимся в связи с поступлением только одной заявки, то лицензия на право разработки даётся именно тому одному, кто подал эту заявку. Мы в регионах (я давно депутат в регионе, уже больше десяти лет) это проходили неоднократно, когда хорошие участки земли, очень хорошие здания так выставлялись на аукцион, что, кроме одного предпринимателя, никто не мог подать заявку. Скажем, не меньше 100 миллионов рублей должно было быть у предпринимателя или у фирмы, если меньше - уже не подходит. Получается, остаётся всего один претендент, и ему отдают потом этот земельный участок или здание в центре города. Очень хорошо и удобно отрезать всех своих. Вы знаете, ситуация сложилась такая, что у нас в области, и не только в Рязанской, а также в Подмосковье очень много объектов приобрели именно москвичи, а не местные. Москвичи приходят с большим капиталом, местные отсекаются искусственно, и всё уходит сюда, извините, а на местах - гол как сокол. Я считаю, что если конкурс не состоялся потому, что была только одна заявка, то сразу отдавать право разработки этого месторождения кому-то со стороны было бы грубой ошибкой. Необходимо менять (это уже не я считаю, это следует из практики нашей работы в регионах, и не только нашей области) условия конкурса, надо, чтобы обязательно было хотя бы два-три участника конкурса, а иначе кому скажете: "Будут созданы такие-то условия", - тот и выиграет, тот и возьмёт. Это мы проходили, но это не выбор лучшего предприятия, а прямая дорога в коррупцию. Я считаю, что нельзя вне конкурса при любых условиях давать лицензию на разработку, надо менять условия, чтобы хотя бы три участника конкурса было, тогда будут хоть какие-то более или менее реальные, разумные варианты в итоге. Я повторю: мы проходили это на местах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Наталья Владимировна, ваш комментарий. КОМАРОВА Н. В. Уважаемый Владимир Николаевич, Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я думала, что вы обратите на это внимание, но раз этого не произошло, я прошу извинить комитет за допущенную техническую ошибку. Той нормы, о которой вы говорите, Владимир Николаевич, сейчас нет, комитет не предлагает её рассматривать и принимать. Прошу обратить внимание: произошла техническая ошибка. Обратите внимание на то, как сформулирована поправка, и на то, что она не учтена: без учёта поправки - другой текст. Поэтому мы заменили... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КОМАРОВА Н. В. Этой поправки просто нет, и этот вопрос в этом законопроекте не поднимается, не рассматривается. Текст вам роздан без учёта этой поправки. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КОМАРОВА Н. В. У всех есть. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КОМАРОВА Н. В. Нет, извините, пожалуйста, если вы настаиваете на том, чтобы уволить сотрудника аппарата, то я прошу вас этого не делать, потому что ошибка уже исправлена. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, понятен комментарий, да? Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка 7 из таблицы принятых. Комитет предлагает её принять, депутат Федоткин предлагает отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 27 мин. 36 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2% Результат: принято Поправка принимается, остаётся в таблице принятых. Переходим к таблице 2, в которой шесть поправок, которые комитет рекомендует отклонить. Нет замечаний? Нет. Ставится на голосование таблица 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 28 мин. 18 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2% Результат: принято Принимается таблица. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 28 мин. 56 сек.) Проголосовало за 419 чел.93,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9% Результат: принято Законопроект принимается во втором чтении.
Заседание № 52
О проекте федерального закона № 97912-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения терминологии).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 8 - Комарова и Осадчий. Осадчий в зале. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и некоторые законодательные акты Российской Федерации". Пожалуйста, Наталья Владимировна. КОМАРОВА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" содержит следующие предложения. Первое. В ряде законов из тех норм, в которых регулируются отношения в области охраны окружающей среды, исключается в соответствующем падеже слово "природная". Мы руководствовались статьёй 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", где даётся перечень основных понятий, используемых в нём. Этот закон разделяет понятие "окружающая среда" и понятие "природная среда". Первое понятие шире за счёт включения в него кроме компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов ещё и антропогенных объектов. Поэтому, когда в других законах - "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", "О недрах", "О Государственной границе Российской Федерации" и так далее - вместо понятия "окружающая среда" используется понятие "окружающая природная среда", происходит неоправданное сужение предмета регулирования. В этой связи по сути своей названные законы вступают в противоречие с Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Второе. В статьях 1, 33 и 40 приводятся в соответствие федеральные законы "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и потребления", "Об охране атмосферного воздуха" в части терминологии. Предлагается ввести единообразие в отношении видов платы за негативное воздействие на окружающую среду. Речь идёт о терминах "плата за загрязнение окружающей среды выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух", "плата за загрязнение окружающей среды сбросами сточных вод в водные объекты" и "плата за загрязнение окружающей среды размещением отходов производства и потребления". Мотивация следующая. Установление нормы о порядке исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду является предметом регулирования статьи 16 "Плата за негативное воздействие на окружающую среду" Федерального закона "Об охране окружающей среды". Всё, что касается регулирования вопросов, касающихся видов негативного воздействия на окружающую среду, отражается в главе V, статьи 21-28. При этом замечу, названные выше формы платы за негативное воздействие на окружающую среду соответствуют установленным и действующим в настоящее время, то есть никакого расширения регулирования в этом смысле авторы не дают. Кроме того, приводятся в соответствие часть 3 статьи 16 и абзац четырнадцатый статьи 5 в отношении полномочий органов государственной власти в области установления порядка исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Таков состав представляемого законопроекта. От имени авторов прошу поддержать нашу законодательную инициативу. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы Л. К. Слиска ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Владимировна. Содоклад от комитета сделает Сергей Юрьевич Осадчий. Пожалуйста, Сергей Юрьевич. ОСАДЧИЙ С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Проект федерального закона № 97912-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" рассмотрен в Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Наталья Владимировна достаточно чётко изложила суть законопроекта. Имеется заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Замечания, которые там изложены, могут быть учтены ко второму чтению. В отзывах субъектов законопроект поддерживается. Комитет предлагает принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Юрьевич. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет. Присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Представители правительства и президента? Не желают. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 18 мин. 52 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6% Результат: принято Принято.