Заседание № 79

22.11.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 978680-6 "О внесении изменений в статью 9-1 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" (в части расширения перечня информации, обязательной к размещению кредитором в местах оказания услуг, в том числе в сети Интернет).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5425 по 5463 из 9671
Тогда, коллеги, переходим к 7-му вопросу. Проект федерального закона "О         
внесении изменений в статью 9-1 Федерального закона "Об ипотеке (залоге         
недвижимости)" и Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)".         
                                                                                
Анатолий Геннадьевич Аксаков.                                                   
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект    
направлен на то, чтобы кредитные организации, другие финансовые институты       
более полно информировали заёмщиков об обязательствах кредитных организаций и   
о рисках, которые может принять на себя потенциальный заёмщик, в том числе о    
полной стоимости кредита в процентах и в абсолютных цифрах, а также приводили   
цифры, которые показывают, сколько в среднем ежемесячно заёмщик будет платить   
кредитору, чтобы можно было сравнить свой семейный доход с суммой, которую      
придётся платить, и принять ответственное решение: брать кредит или не брать.   
                                                                                
Законопроект готов к третьему чтению, прошёл все необходимые процедуры. Прошу   
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Нет.         
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 9-1 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и             
Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)", 7-й вопрос повестки      
дня.                                                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 05 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              407 чел.90,4 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    408 чел.                                          
Не голосовало                  42 чел.9,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       
                                                                                

Заседание № 76

15.11.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 978680-6 "О внесении изменений в статью 9-1 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" (в части расширения перечня информации, обязательной к размещению кредитором в местах оказания услуг, в том числе в сети Интернет; принят в первом чтении 9 ноября 2016 года с наименованием "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6321 по 6400 из 9336
27-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 9-1      
Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федеральный закон "О   
потребительском кредите (займе)". Доклад Анатолия Геннадьевича Аксакова.        
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич.                                               
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект    
направлен на то, чтобы обязать кредиторов более широко информировать            
заёмщиков, в том числе о рисках, которые они будут нести, если возьмут          
валютный кредит, если возьмут кредит с плавающей ставкой. Также предлагается    
информировать заёмщиков о полной стоимости кредита не только в процентах, но    
и в абсолютных цифрах, в том числе заёмщики должны видеть ежемесячный платёж    
и, используя эту информацию, сравнивать размер платежа с размером своего        
дохода, дохода семьи и принимать ответственное решение - брать кредит или       
нет.                                                                            
                                                                                
К законопроекту поступило 14 поправок: четыре включены в таблицу поправок,      
рекомендованных к принятию, десять, соответственно, в таблице поправок,         
рекомендованных к отклонению. Прошу рассмотреть таблицы.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич.                            
                                                                                
По таблице поправок № 1, предложенных ответственным комитетом к принятию,       
есть замечания, вопросы? Нет.                                                   
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1, предложенных ответственным        
комитетом к принятию.                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 25 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              341 чел.75,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    341 чел.                                          
Не голосовало                 109 чел.24,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
По таблице поправок № 2, предложенных ответственным комитетом к отклонению,     
есть замечания? Нет.                                                            
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2, предложенных ответственным        
комитетом к отклонению.                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 26 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              332 чел.73,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    332 чел.                                          
Не голосовало                 118 чел.26,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 9-1 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и             
Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)", второе чтение.           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 27 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              397 чел.88,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    397 чел.                                          
Не голосовало                  53 чел.11,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принят единогласно.                               
                                                                                

Заседание № 7

09.11.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 978680-6 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" (в части расширения перечня информации, обязательной к размещению кредитором в местах оказания услуг, в том числе в сети Интернет).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4061 по 4319 из 6773
Коллеги, 23-й пункт повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении     
изменения в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)".   
Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации            
заместителя министра финансов Российской Федерации Алексея Владимировича        
Моисеева.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию              
предлагается законопроект, разработанный во исполнение поручения президента,    
данного по итогам прямой линии с гражданами Российской Федерации, который       
устанавливает требования к кредиторам размещать информацию о том, что в         
случае, если валюты дохода гражданина и займа отличаются, то есть доход в       
одной валюте, а заём в другой, гражданин может понести финансовые потери при    
колебании курса. Этот законопроект развивает нормы закона "О потребительском    
кредите...", связанные с предупреждением гражданина о разного рода финансовых   
рисках в случае неосмотрительного ведения им своей финансовой политики. То      
есть в развитие названного закона предлагается добавить, повторяю, к            
существующим уже нормам, связанным с информированием гражданина о полной        
ставке по кредиту, и норму о том, что если валюта кредита отличается от         
валюты дохода, то гражданин может понести значительные финансовые потери в      
случае колебания валютного курса. Очень простой и короткий законопроект,        
прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад заместителя председателя Комитета по             
финансовому рынку Вахи Абуевича Агаева.                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АГАЕВ В. А., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект           
предлагает обязать кредитора размещать в местах оказания услуг, а также в       
сети Интернет информацию о том, что изменение курса иностранной валюты в        
прошлом не свидетельствует о том, что этот курс не будет меняться и в           
будущем, то есть информацию о рисках граждан, когда они берут кредиты в         
банках в валюте, отличной от валюты дохода.                                     
                                                                                
Резкое изменение курса валют в 2008-м и в 2014 году, мы все это помним, и       
последовавший за этим значительный рост неплатежей по кредитам,                 
номинированным в иностранной валюте, особенно в сегменте ипотечного             
кредитования, свидетельствуют, что заёмщики, принимающие решения о получении    
кредита, номинированного в иностранной валюте, не в полной мере оценивают       
принимаемые на себя риски. Законопроектом предлагается ввести обязанность       
кредитора размещать в местах оказания услуг, а также в сети Интернет            
информацию о повышенных рисках, которые заёмщики принимают на себя, заключая    
договора кредита в валюте, отличной от валюты их доходов.                       
                                                                                
Комитет считает, что предлагаемая законопроектом норма акцентирует внимание     
заёмщиков на принимаемых на себя повышенных рисках, что позволит обеспечить     
дополнительную степень защиты их интересов.                                     
                                                                                
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по финансовому рынку          
рекомендует принять законопроект в первом чтении.                               
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы есть? Есть.                                                             
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Записалось девять депутатов.                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Шилков Данил Евгеньевич.                                            
                                                                                
ШИЛКОВ Д. Е., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Алексей Владимирович, согласно пояснительной записке проект закона    
позволяет заёмщикам более точно оценивать риски - абсолютно непонятно, что      
ранее мешало принимать взвешенные решения!                                      
                                                                                
Данный законопроект разработан и предлагается к принятию в рамках исполнения    
поручения президента, и у меня вопрос: поясните, почему Минфину потребовалось   
полтора года, чтобы выполнить поручение президента? Или вы ждали, когда         
валютные заёмщики выйдут на улицу?                                              
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Спасибо большое. По поводу валютных заёмщиков. По моему           
поручению сотрудники АИЖК постоянно с ними встречаются, я с ними лично тоже     
постоянно встречаюсь, хорошо знаю этих людей, многих уже в лицо знаю. Я         
встретился примерно с двумя сотнями этих людей, с каждой конкретной проблемой   
мы разбираемся отдельно, и большинство людей смогли свои проблемы решить        
именно за счёт такого ручного управления.                                       
                                                                                
Что касается сроков внесения законопроекта, то правительство внесло его         
весной, но почему-то он не дошёл до рассмотрения Государственной Думы в         
прежнем составе, не могу это комментировать.                                    
                                                                                
Что мешало сделать это раньше? Ну, мы думали, что люди сами понимают, что       
если они зарабатывают в рублях, а платят в долларах, то у них могут             
возникнуть проблемы с возвратом, но оказалось, что это не так очевидно, вот и   
решили пойти так же, как это сделано в отношении, извините, курения: на пачке   
сигарет написано, что курение вредит здоровью. То же самое и здесь. Эту норму   
законопроекта предполагается и дальше развивать: есть рекомендации ОЭСР по      
более детальному информированию. Мы будем изучать опыт ОЭСР и, возможно,        
предложим Государственной Думе какие-то дальнейшие усовершенствования.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Максимов Василий Юрьевич.                     
                                                                                
МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Алексей Владимирович, вот это предупреждение будет являться           
неотъемлемой частью договора или будет носить всё-таки чисто декларативный      
характер? Может быть, этот вопрос как-то конкретизируете?                       
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Это неотъемлемая часть договора, точно так же, как сейчас         
размером шрифта, не меньшим, чем самый большой шрифт на данной странице, в      
квадратной рамке, которая занимает площадь не меньше чем 5 процентов площади    
первой страницы договора, размещается информация о полной ставке по кредиту,    
о ПСК так называемой. То есть устанавливается обязанность банка прямо в         
договоре большими буквами чёрного цвета на первой странице это написать: так    
же, я уже сказал, как на пачке сигарет, будет написано, так что это не          
заметить будет невозможно.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.                
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Алексей Владимирович, по-вашему, данная мера           
действительно будет иметь какое-то значение или это вот такое восприятие        
наших валютных заёмщиков - как неких идиотов, которые просто не способны        
оценить риск, а вот как прочитают текст с большими буквами, так сразу поймут,   
что брать в валюте иностранной нельзя? Или это попытка таким образом            
сымитировать деятельность в глазах тех, кто стоит с плакатами в том числе       
перед Государственной Думой, - мол, вот что мы делаем, смотрите, какой закон    
важный приняли, теперь вы сможете прочитать сами?!                              
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Я третий раз уже обращаюсь к опыту размещения на пачке сигарет:   
вроде люди сами понимают, что это вредит, тем не менее решили, что надо на      
пачке написать, - то же самое и здесь.                                          
                                                                                
Как я уже сказал, я часто общаюсь с валютными заёмщиками, они все как один      
говорят, что, когда банки им, извините за такой русский язык, впаривали эти     
кредиты в 2006 году, они говорили, что никакого риска нет. Чтобы у банков       
больше не было возможности такое говорить и чтобы они чёрным по белому          
большими буквами писали на первой странице, что риски есть, - вот,              
соответственно, для этого данный закон и предлагается.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Луговой Андрей Константинович.                
                                                                                
ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Алексей Владимирович, вы обратили внимание на то, что все вопросы крутятся      
вокруг одного и того же - вы декларируете, что целью законопроекта является     
защита населения, но всё-таки вопрос: кого вы этим законопроектом защищаете -   
население или банки, которые, декларативно вписав подобную информацию, на       
самом деле будут потом использовать её против тех же людей, взявших             
потребительские займы? Ведь всё-таки население у нас не является в              
большинстве своём брокерами, работающими на рынке ценных бумаг, это обычные     
люди, которые берут кредиты для удовлетворения своих каких-то материальных      
потребностей.                                                                   
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Мы такой законопроект подготовили, естественно, потому, что       
действительно хотим защищать граждан. Мы полагаем, что дополнительное           
информирование - это элемент, который, во-первых, не позволит банкам людей      
обманывать, а во-вторых, заставит людей, может быть, ещё раз задуматься,        
стоит ли им - точно так же, как выкурить лишнюю сигарету, - взять этот          
валютный кредит. По крайней мере, люди посмотрят. Бывают действительно такие    
ситуации, когда люди, извините, подмахивают не глядя документы, которые им      
даёт банк, вообще, по большому счёту, не подумав и не просчитав того, что они   
делают, но когда на первой странице будет большими буквами написано - ну как    
минимум, может быть, люди задумаются.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович.                  
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Алексей Владимирович, это очень хорошо, что вы знаете в лицо    
все двадцать тысяч наших заёмщиков, и, с учётом того что число их снизилось     
всё-таки практически на четверть, если ещё один замминистра их в лицо будет     
знать, может быть, тогда мы наполовину снизим. В этом плане всё хорошо, но      
скажите, пожалуйста, насколько наличие этой записи в Интернете, в этом          
договоре, на ваш взгляд, на взгляд специалиста, подвигнет людей отказаться от   
такого кредита, учитывая, что они получают доход в рублях? Вот экспертно        
оцените: если тысяча человек прочитают эту надпись, то сколько из тысячи,       
прочитав это, откажется заключать кредитный договор?                            
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Я сказал не двадцать тысяч, а около двух тысяч, если быть         
точным, у тысячи семисот человек были проблемы. Примерно полторы тысячи из      
них решили проблемы с банками самостоятельно, и двести человек - это те, с      
кем мы работали вместе с АИЖК в ручном режиме. Так что всё-таки не двадцать     
тысяч человек я знаю в лицо, а двести.                                          
                                                                                
А что касается вопроса - да, мы полагаем, что люди задумаются. Знаете, мы же    
пишем на бутылке водки, мы пишем на пачке сигарет, мы пишем в таких местах,     
что это вредит, так что человек, когда прочитает, я надеюсь, задумается о       
том, что он делает.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна.                   
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Алексей Владимирович, никто из сидящих в зале не сомневается в   
том, что закон этот нужный, что совершенно правильно то, что люди будут,        
может быть, лучше информированы для принятия решения, брать или не брать. Но    
если ставки меньше, то хоть пять раз прочитай, но они всё равно будут брать,    
потому что им кажется, что это меньше! Так вот те наши граждане, кто сегодня    
мучается, брали кредиты в валюте, потому что ставка процентная была меньше.     
Скажите, вот как-нибудь принятие этого закона, кроме того, что вы их всех       
знаете, повлияет на то, чтобы облегчить им жизнь? Мы просили сделать            
реструктуризацию, просили пересчитать по тем ценам, по которым они брали, -     
ну ничего не получается, они же нам пишут, пишут и пишут!                       
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Тех, кто вам пишет, пожалуйста, отправляйте ко мне. В основном    
у нас четыре банка: это "ВТБ 24", "ДельтаКредит", "Абсолют Банк" и "Росбанк",   
- вот с этими банками у нас ведутся переговоры. Остальные банки предложили      
программы реструктуризации, а с этими банками мы сейчас работаем, они тоже      
вышли на реструктуризацию. Плюс заработала программа помощи: 4,5 миллиарда      
рублей было выделено на такую помощь. Правительство поправило программу -       
сначала были очень жёсткие критерии, сейчас критерии поправили в сторону их     
ослабления, чтобы больше людей могли воспользоваться, и уже у нас несколько     
десятков людей этими условиями воспользовались.                                 
                                                                                
Что касается ставок - да, скорее всего, в иностранной валюте ставки ещё в       
течение длительного времени будут ниже. Но просто для чего эта запись           
делается: когда человек берёт кредит, он должен понимать, что ставка - это      
одно, а валютный курс - это другое, это вещи, друг друга дополняющие, человек   
решение должен принимать осознанно. Но если есть какие-то конкретные люди -     
пожалуйста, ко мне их направляйте, мы с АИЖК со всеми отработаем.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Владимирович, ну, я удивляюсь, если вы со    
ста тысячами людей, имеющих ипотечные кредиты, общаетесь. Вот скажите (здесь    
Андрей Михайлович справедливо возмущался, когда ссылались на доллары), не       
считаете ли вы, что вообще-то выдача ипотечного кредита в валюте является       
нарушением статьи 75 Конституции, в которой говорится о том, что денежная       
единица в Российской Федерации - рубль?                                         
                                                                                
И второй вопрос. Скажите, пожалуйста, вот мы выделяли банкам по первым          
антикризисным мерам 1 триллион, 2 триллиона, 7,6 триллиона... Вот мы банкам     
компенсируем, но банки же должны брать риски на себя? Мы же давали им           
бюджетные деньги, почему они не компенсируют издержки тем, кто занимал у них    
и поддался обману?                                                              
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Спасибо за вопрос. Ну, сто тысяч - извините, Николай              
Васильевич, не знаю, откуда вы такую цифру взяли, но я уже комментировал по     
цифрам.                                                                         
                                                                                
Что касается того, почему мы не хотим, не предлагаем запретить этот кредит.     
Это потому, что у нас есть категория граждан, в первую очередь это моряки,      
это другие категории граждан, которые работают за границей и получают доходы    
в валюте. Зачем мы будем этим людям запрещать брать кредиты в валюте? Таких     
людей довольно много в пропорции к тем, кто у нас сейчас попал в эту историю    
с валютной ипотекой. Это первое.                                                
                                                                                
Второе, что касается банков. Тоже цифры интересные - триллион был, это объём    
помощи, который был предоставлен банкам. Действительно, эта программа была      
реализована в течение 2015 года и была направлена на стимулирование             
кредитования банками промышленности. У банков есть установленные цели: они      
должны каждый месяц увеличивать кредитование промышленности на 1 процент, они   
это делают - мы их проверяем, Счётная палата проверяет, как мы их проверяем,    
и каждый месяц мы отправляем в Счётную палату всю эту информацию. Пока там у    
нас нарушений выявлено не было. И соответственно, эта программа была            
направлена именно на то, чтобы не остановилось кредитование промышленности,     
то есть эта программа имела свою вполне определённую цель.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4647 по 4914 из 6773
Коллеги, продолжаем рассмотрение повестки дня. Мы прервались на рассмотрении    
23-го пункта, и, коллеги, как вы помните, задавались вопросы: как мне           
подсказывают, Савельев Дмитрий Иванович снял свой вопрос, остался Дивинский     
Игорь Борисович.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, Игорь Борисович.                                                    
                                                                                
ДИВИНСКИЙ И. Б. Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович.                         
                                                                                
Уважаемый Алексей Владимирович, собственно говоря, я уже получил ответ на       
свой предполагаемый вопрос, и даже трижды, с аллегорическим примером с пачкой   
сигарет; вместе с тем появилось предложение при подготовке ко второму чтению    
разработать специальные требования к порядку размещения информации в            
помещениях банков и на их сайтах.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ответ не требуется, это предложение.                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, кто хотел бы по данному вопросу выступить? Есть желающие.    
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Николаев Олег Алексеевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
Подготовиться Карамышеву.                                                       
                                                                                
НИКОЛАЕВ О. А. Уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" данный          
законопроект поддерживает. Заложенная в нём концепция, на наш взгляд, делает    
предлагаемую банками услугу более понятной заёмщикам, позволяет уменьшить       
возможные риски или же осознанно взять риски на себя в случае оформления        
соответствующего договора, но исходя из опыта, который появился, в том числе    
с ипотечными кредитами, есть предложение ко второму чтению обсудить, может      
быть, даже некую обязательность перевода договора из иностранной валюты в       
национальную, то есть в рублёвую, при переходе определённой границы: в случае   
изменения курса валюты, допустим, на 20-30 процентов - естественно, по          
заявлению одной из сторон.                                                      
                                                                                
А так фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит законопроект.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Карамышев Виктор Николаевич.                                        
                                                                                
Подготовиться Гулевскому.                                                       
                                                                                
КАРАМЫШЕВ В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, уверен, что законопроект будет принят, но хотелось бы        
обратиться к Алексею Владимировичу, к представителю правительства, с просьбой   
более системно подходить к рассматриваемым вопросам. Вот этим законопроектом    
регулируется узкий спектр взаимоотношений кредиторов и заёмщиков, а сейчас      
очень много негатива, например взаимоотношения заёмщиков с микрофинансовыми     
организациями, когда люди берут кредиты под залог жилья, а по решению суда их   
лишают единственного жилья, и это уже широкая практика. Только в Удмуртии с 1   
января 2015 года были лишены жилья - подчеркну: единственного! - порядка        
двухсот сорока семей. По Конституции человек имеет право на жилище, и           
единственное жильё нельзя забирать, если речь идёт об ипотечном кредите, но     
любой кредит, взятый под залог жилья, ипотечный. И вот коль скоро мы            
рассматриваем этот вопрос, давайте рассмотрим его в более широком спектре.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Гулевский Михаил Владимирович.                                      
                                                                                
Подготовиться Катасонову.                                                       
                                                                                
ГУЛЕВСКИЙ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы видим, что законопроект    
важен и нужен, в первую очередь заёмщикам. Да, может быть, он немного и         
опоздал, о чём сегодня говорили, но какие жаркие дискуссии были в процессе      
его обсуждения! Значит, у всех в душе он нашёл отклик. Есть такое выражение:    
кто обладает информацией, тот обладает миром (правда, не всегда это             
получается, вот Хиллари Клинтон обладала огромной информацией, но не            
завладела не только миром, но и даже своей страной - Америкой), так вот наш     
закон позволит в первую очередь обеспечить дополнительную степень защиты        
интересов заёмщиков и минимизировать их риски.                                  
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", уважаемые коллеги, рекомендует принять законопроект    
в первом чтении.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович.                                        
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Ну, предыдущий выступавший опять сказал, что этим законом мы    
всё-таки защищаем заёмщиков от ужасных банкиров, которые дают такие кредиты.    
На мой взгляд, - я поддержу коллегу Лугового - всё-таки этой фразой мы          
защищаем банки, но никак не заёмщиков. Почему? Потому что когда в случае        
дефолта заёмщик придёт и предъявит банку претензии, скажет, что не может        
решить этот вопрос, что сделает банк? Он откроет эту страничку с текстом        
жирным шрифтом и покажет: а вот я тебя предупреждал! Прошу просто задуматься:   
наличие этого текста вообще никак не защищает заёмщика - вы подумайте! В        
заключении комитета написано: защищает, - помилуйте, хотя бы написали, что      
информирует, ведь защищать-то это ну уж точно никак не может!                   
                                                                                
Какая защита может быть? Если уж мы про ипотечников говорим сегодня, то это     
может быть, например, субсидирование: есть постановление правительства,         
которое позволяет банкам использовать субсидию в размере 50 процентов при       
кредите там в 1 миллион 200 тысяч, - согласен, это мера защиты. Можно           
реструктурировать - тоже защита, можно зафиксировать курс и так далее. Вот      
это защита, а размещать информацию в общественных местах, в Интернете, в        
договоре - это уж точно никакая не защита!                                      
                                                                                
Более того, вы посмотрите, мы ещё три месяца даём банкам - представляете, три   
месяца им нужно, для того чтобы вооружиться! Я вспоминаю, что, когда мы         
принимали закон о подакцизных товарах, мы нашим бедным производителям не дали   
трёх месяцев на то, чтобы они использовали ту старую продукцию, которая уже     
была изготовлена, а здесь прямо такие ограничения!                              
                                                                                
Вот в этой ситуации, раз мы рассматриваем этот законопроект, про второе         
чтение говорим, я хочу напомнить, что фракция ЛДПР вносила законопроект, суть   
которого, на мой взгляд, Алексей Владимирович, в следующем: нам нужно найти     
механизм ограничения права кредитора удовлетворять денежные требования по       
ипотечному залогу размером стоимости заложенного имущества. Может, я сложно     
сказал, но суть понятна, да? То есть если мы что-то закладываем... Давайте      
рассмотрим: банк и заёмщик - кто в этой паре самый, скажем так, юридически      
подготовленный, кто оценивает и динамику изменения курса валюты...              
                                                                                
Я от фракции, добавьте время, пожалуйста.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление от фракции - добавьте время, пожалуйста.      
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. ...и отслеживает, скажем так, изменения на рынках? Ну кто -     
заёмщик или банк? Наверное, банк, у банка есть юридическая служба, то есть      
взвешиваются все "за" и "против".                                               
                                                                                
Дальше. Вы мне покажите хотя бы один банк, который возьмёт в залог имущество    
в форме ипотеки, которое не стоит этого кредита, - ни один банк этого не        
сделает! Если стандартный ипотечный кредит, сначала 30 процентов вносится, то   
есть условно рыночная стоимость квартиры снижается на 30 процентов, и это       
является обеспечением кредита, вот что у нас произошло и происходит.            
                                                                                
Кстати, хочу сказать, что мне понравилось предыдущее выступление, в котором     
говорилось о том, что выселяют жильцов. Дело в том, что страдают-то ведь не     
только ипотечные заёмщики. Понятно - произошёл дефолт, в 2 раза изменилась      
стоимость рубля и так далее, но я вам скажу, что, например, в Оренбургской      
области есть и другая практика: когда больше половины выплачено по ипотечному   
договору, банк берёт, печатает мелким шрифтом объявление и за 10 процентов      
продаёт квартиру, в результате человек, который практически большую часть       
выплатил, оказывается должен банку, имущества у него нет и так далее.           
                                                                                
Так вот если мы хотим защитить заёмщиков, давайте договоримся. Сейчас, если     
люди пришли, первое - банк себя с помощью юристов защитил; второе - сделали     
дисконт на 30 процентов; третье - заставили застраховать имущество в размере    
рыночной стоимости; четвёртое - не разрешают заёмщику ухудшать это имущество,   
отделять, уменьшать; пятое - банк имеет право предъявить все требования по      
просрочке (пени, издержки по изъёму из-под ареста и так далее). Слушайте,       
банк закрылся полностью, а вы предлагаете эту бумагу, значит, вклеить в         
договор и сказать, что мы защитили заёмщиков, но это неправда! Вообще, на мой   
взгляд, вот такой подход - мы сегодня очень серьёзно эту тему разбираем, - он   
даже дискредитирует правительство с точки зрения защиты населения. Если это     
всё, к моему сожалению, что мы можем, то это печально! Возвращаюсь к поднятой   
теме - можно это будет поправить ко второму чтению или нет, но в принципе       
такой законопроект у фракции ЛДПР есть.                                         
                                                                                
Давайте посмотрим, как это выглядело бы в обычном, бытовом плане. Представьте   
такую ситуацию: вы у кого-то занимаете и под этот заём отдаёте залог -          
условно, вы попросили 100 тысяч у соседа и отдали машину, сосед забрал эту      
машину, а потом говорит, чтобы вы ещё 100 тысяч отдали. Вот сегодня на          
ипотечном рынке в случае валютной ипотеки и в случае, когда банки обманывают    
заёмщиков, точно такая же ситуация. Понятно, что идеально было бы               
распространить это и на бизнес в том числе, но давайте сделаем хотя бы          
маленький шаг - к физлицам перейдём, ограничим право требования в размере       
стоимости заложенного имущества. Если банк на себя эти риски взял...            
Слушайте, вот два человека, банкир и я, мы договариваемся, мы посмотрели        
динамику валютного рынка, всё посмотрели, потом мне сделали дисконт -           
наверное, риск-то должен банк на себя принимать, если что-то произошло.         
                                                                                
Вот в этом плане могу ещё один вариант правительству подсказать - посмотрите,   
как в Татарстане решается вопрос, когда они взаимодействуют по социальному      
жилью. Вы оформите то, что оплачено по валютной ипотеке: выкупили в             
квадратных метрах половину квартиры - пусть собственником половины квартиры     
будет тот, кто работает, а половину пусть банк оформит на себя, и пусть         
человек живёт, потом арендует эту квартиру - ну какие проблемы? Решений-то      
много, а вы почему-то приходите в этот зал вот с такими фразами, которые        
никак не решают задачу защиты заёмщиков.                                        
                                                                                
У нашей фракции предложений много, я думаю, что их поддержит и большинство в    
зале. Давайте, Алексей Владимирович, будем работать более конструктивно, а      
вот то, что мы это напишем и тем самым сможем защитить население, - это,        
конечно, неправда. Предложения у фракции ЛДПР есть, мы готовы их вам            
направить. Рассчитываем на добрую волю нашего правительства.                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Сысоев Владимир Владимирович.                                       
                                                                                
СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Спасибо, Вячеслав Викторович.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, нужен ли данный закон? Наверное, нужен. Однако решает ли     
он системно проблемы, связанные в целом с реализацией закона "О                 
потребительском кредите (займе)", с теми системными проблемами, с которыми      
сегодня столкнулись граждане? Нет, не решает.                                   
                                                                                
В своё время у Минфина была хорошая программа по повышению финансовой           
грамотности населения страны, но, к сожалению, эта программа показала свою      
неэффективность и до конца не выполнила тех задач, которые перед ней стояли.    
В каких условиях мы сегодня находимся? Большая закредитованность населения,     
огромные долги граждан, их неплатёжеспособность сегодня выливаются в            
существующие показатели российской статистики и Центрального банка. Суды        
заполнены сегодня исками от банков, от коллекторов, судебные приставы           
завалены исполнительными листами. Реальность свидетельствует о том, что закон   
"О потребительском кредите (займе)" фактически довёл многие семьи до нищеты,    
у людей нет денег для погашения взятых ими займов, и кошельки сегодня пусты,    
закон привёл к тому, что сегодня люди, валютные заёмщики, вышли на митинги.     
                                                                                
Алексей Владимирович, нужно, наверное, решать проблему с валютными заёмщиками   
не в ручном режиме, нужно системно подходить к решению тех вопросов, которые    
сегодня стоят на повестке дня. И конечно, это не дело, когда поручение          
президента не исполняется год-полтора, а люди страдают и ждут, когда Минфин     
разродится и внесёт необходимый законопроект, несмотря на то что есть даже      
поручение Президента Российской Федерации. Действительно, нужны всё-таки не     
точечные решения, а кардинальные, и такие решения ЛДПР предлагала               
неоднократно. Приведу буквально два примера тех законопроектов, на которые мы   
так и не смогли получить положительные заключения от Правительства Российской   
Федерации.                                                                      
                                                                                
Одно из предложений - это минимизировать рекламу всего, что связано с           
потребительскими кредитами и займами. Думаю, вы согласитесь с тем, что эта      
реклама является очень агрессивной, она давит на граждан, и граждане идут как   
зомбированные, получают кредиты, получают займы и не смотрят, не читают те      
условия, которые написаны мелким шрифтом. И если мы добавим информацию про      
валютные риски, ничего нового не произойдет, это также будет написано мелким    
шрифтом на десятой странице договора, до которой граждане просто не дойдут,     
не дочитают.                                                                    
                                                                                
Следующее предложение - в целом запретить переуступку по потребительским        
кредитам, займам, чтобы не дать возможности коллекторам взыскивать эти деньги   
теми агрессивными методами, которыми они сегодня действуют.                     
                                                                                
Хотелось бы, чтобы на законопроекте, который сегодня Государственная Дума,      
наверное, поддержит в первом чтении, не останавливались и чтобы Минфин          
подумал о расширении ограничений, создаваемых и для банков, и для тех           
организаций, которые занимаются потребительским кредитованием, займами, с       
целью в большей степени защитить нашего потребителя. Поэтому прошу те           
предложения, о которых говорили я и мой коллега депутат Катасонов, учесть и     
ко второму чтению этого проекта закона, и при подготовке в будущем              
законопроектов по этой теме.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые докладчик и содокладчик, есть ли желание выступить с заключительным   
словом? Нет.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование пункт 23, проект федерального        
закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О                  
потребительском кредите (займе)".                                               
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 33 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              426 чел.94,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    426 чел.                                          
Не голосовало                  24 чел.5,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.