Заседание № 264

21.05.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (принят в первом чтении 5 марта 1999 года с названием "Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4767 по 4912 из 6006
Теперь, коллеги, мы идем уже, как говорится, не в "рваном" порядке, а как       
положено.                                                                       
                                                                                
Пункт 8. Виолетта Константиновна Кошева должна нам сейчас доложить проект       
закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений         
несовершеннолетних" (второе чтение).                                            
                                                                                
Пожалуйста, Виолетта Константиновна.                                            
                                                                                
КОШЕВА В.К., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.              
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! 16 октября 1998 года         
конституционным большинством в первом чтении был принят законопроект "Об        
основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений    
несовершеннолетних". Сегодня он представлен на ваше рассмотрение для принятия   
во втором чтении с несколько измененным названием. В названии отсутствует       
слово "государственной". Это вызвано тем, что профилактика безнадзорности и     
правонарушений несовершеннолетних предусматривает участие не только             
государственных органов, но и органов местного самоуправления, общественных     
объединений и их взаимосвязь. На это обратил наше внимание и Президент в        
своих замечаниях к законопроекту.                                               
                                                                                
После принятия проекта в первом чтении мы получили 164 поправки, из которых     
98 рекомендованы к принятию, 66 - к отклонению. Предложения, учтенные в         
представленном проекте, поступили от 106 субъектов права законодательной        
инициативы, из них 44 - от депутатов Государственной Думы. Особенно большую     
помощь в подготовке законопроекта нам оказали депутаты Бабичев, Герасименко,    
Лозинская, Плетнева, члены Совета Федерации Торлопов и Сударенков. Учтены       
практически все поправки Президента - 25, а другие его замечания сняты в ходе   
совместной работы над законопроектом.                                           
                                                                                
Приняты все поправки Правительства - 11, 17 - от законодательных органов        
субъектов Российской Федерации, пять - от Верховного Суда.                      
                                                                                
Вместе с тем, как я уже сказала, 66 поправок предложены к отклонению. 17 из     
них противоречат действующему законодательству, 10 ущемляют права               
несовершеннолетних, восемь не относятся к содержанию данного проекта и 31       
носит редакционный характер, не улучшающий содержание проекта.                  
                                                                                
Мы благодарны Правовому управлению Аппарата Государственной Думы за оказанную   
нам помощь, его замечания также учтены.                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроект прошел правовую и лингвистическую проверку      
для принятия его как во втором, так и в третьем чтении.                         
                                                                                
Комитет предлагает на ваше рассмотрение таблицы принятых и отклоненных          
поправок - просим поддержать нас. Просим также поддержать законопроект во       
втором чтении.                                                                  
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                 Б.Ю.Кузнецов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виолетта Константиновна. Останьтесь на           
трибуне.                                                                        
                                                                                
У кого из депутатов есть вопросы, замечания, предложения по таблицам            
поправок?                                                                       
                                                                                
Райков Геннадий Иванович, пожалуйста. По таблицам поправок.                     
                                                                                
РАЙКОВ Г.И. Виолетта Константиновна, вот в связи с тем, что изменилось          
название закона. То есть законопроект мы принимали в первом чтении с            
названием "Об основах государственной системы...", теперь осталось просто "Об   
основах системы...". Не поменялась ли от этого концепция закона - вроде         
государство ушло в сторону от всех этих вопросов?                               
                                                                                
КОШЕВА В.К. Она не только не поменялась (концепция осталась, сохранена), а      
напротив, это значительно улучшило содержание самого законопроекта.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще замечания, вопросы по таблицам поправок есть у        
депутатов? Нет. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы таблицу 1 - поправки,   
рекомендованные комитетом к принятию, утвердить? Прошу проголосовать. Идет      
голосование по таблице 1 - принятые поправки. Пожалуйста, повнимательнее.       
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              286 чел.             63,6%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    286 чел.                                          
Не голосовало                 164 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принята.                                                                
                                                                                
Ставится на голосование. Кто за то, чтобы утвердить предложенную комитетом      
таблицу поправок 2 - поправки, рекомендованные к отклонению? Прошу              
голосовать. Идет голосование по таблице 2, отклоненные поправки.                
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              308 чел.             68,4%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    308 чел.                                          
Не голосовало                 142 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица 2 утверждена.                                                           
                                                                                
Кто за то, чтобы принять законопроект во втором чтении? Прошу голосовать.       
Идет голосование законопроекта во втором чтении (пункт 8 повестки дня).         
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              327 чел.             72,7%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    328 чел.                                          
Не голосовало                 122 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят во втором чтении.                                           
                                                                                
Включите центральную трибуну.                                                   
                                                                                
КОШЕВА В.К. Уважаемые коллеги, как я уже сказала, законопроект полностью        
подготовлен к принятию в третьем чтении. Прошу поддержать, его все сегодня      
ждут.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Ставлю на голосование. Кто за    
то, чтобы законопроект принять в третьем чтении? Прошу определиться             
голосованием.                                                                   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              336 чел.             74,7%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    336 чел.                                          
Не голосовало                 114 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
За - 336 голосов. Законопроект принят в третьем чтении.                         

Заседание № 209

16.10.1998
Вопрос:

О проекте федерального закона "Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2911 по 3379 из 6323
Переходим к блоку социальных вопросов. Проект федерального закона "Об основах   
государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений            
несовершеннолетних". Докладчица - Виолетта Константиновна Кошева.               
                                                                                
Пожалуйста, Виолетта Константиновна.                                            
                                                                                
Уважаемые мужчины, дама на трибуне, а вы стоите. Сядьте, пожалуйста. Сычев,     
Кузнецов, что за дискуссия?! Докладчик на трибуне.                              
                                                                                
КОШЕВА В.К., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.              
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Предлагаемый вашему           
вниманию проект федерального закона должен стать основой нормативно-правового   
обеспечения государственной системы профилактики безнадзорности и               
правонарушений несовершеннолетних.                                              
                                                                                
Несовершеннолетние, особенно в кризисные времена, всегда являлись наиболее      
криминализированной частью общества, а сегодня это превращается для нашей       
страны в национальную катастрофу. Если на каждые 10 тысяч жителей в течение     
года совершается 163 преступления, то на такое же количество подростков -       
203, что на 24 процента превышает распространенность преступности среди всего   
населения Российской Федерации. Около 50 тысяч детей ежегодно убегают из        
семей, 20 тысяч - из детских домов и школ-интернатов. Всего за прошлый год в    
милицию доставлены 1163 тысячи несовершеннолетних, участвовавших в различных    
противоправных деяниях. Сложившаяся ситуация вызывает настоятельную             
необходимость активного правового противодействия процессам, негативно          
влияющим на воспитание подрастающего поколения. Вместе с тем такая              
деятельность до настоящего времени осуществлялась лишь в порядке,               
установленном указами Президиума Верховного Совета СССР и РСФСР, принятыми в    
основном 20-30 лет назад, а с 1993 года - указами Президента Российской         
Федерации и другими нормативными актами, которые, естественно, устарели и не    
отвечают многим новым требованиям законодательства, а самое главное -           
реальной ситуации.                                                              
                                                                                
Рассматриваемый сегодня законопроект впервые предполагает комплексно            
регламентировать работу всех государственных органов и учреждений, призванных   
решать проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений                    
несовершеннолетних. Законопроект определяет основные задачи профилактики,       
которые сводятся к следующим положениям: предупреждение безнадзорности,         
беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение      
причин и условий, им способствующих, обеспечение защиты прав и законных         
интересов детей, исправление их и приспособление к принятым в обществе          
правилам и нормам поведения.                                                    
                                                                                
Выполнение этих задач осуществляется на основе принципов законности,            
демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и      
взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению                     
несовершеннолетних и так далее. Среди этих принципов принцип гуманизма          
определен как приоритетный. Он заключается в том, что в соответствии с          
Конституцией Российской Федерации, другими законами, Конвенцией ООН о правах    
ребенка на органы и учреждения государственной системы профилактики             
возлагается защита детей от всех форм дискриминации, физического или            
психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной        
эксплуатации. Эти права включают в себя общепризнанные положения                
международного права. В том числе нами учтены специальные рекомендации ООН,     
пекинские, эр-риядские правила по обращению с несовершеннолетними. В            
соответствии с ними международно-правовые положения реализованы в статьях 2,    
8, 9, 11, 21 обсуждаемого проекта.                                              
                                                                                
После 20-х годов мы вынуждены вновь вернуться к определению понятия             
"беспризорные дети". В законопроекте впервые также определены понятия:          
"профилактика", "несовершеннолетние, входящие в группу социального риска",      
"механизм применения принудительных мер к несовершеннолетним, освобожденным     
от уголовной ответственности". Законопроект устанавливает категории             
несовершеннолетних, с которыми проводится профилактическая работа, и            
основания для ее проведения.                                                    
                                                                                
Общая же концепция закона сводится к следующим основным положениям.             
Во-первых, обеспечение ранней профилактики безнадзорности и правонарушений      
несовершеннолетних. С этой целью определены основные направления работы         
органов и учреждений социальной защиты населения, образования, опеки и          
попечительства, службы занятости, здравоохранения, комиссии по делам            
несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел. В частности,       
предусмотрены конкретные меры по оказанию педагогической, психологической и     
иной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Так, современная   
статистика утверждает, что 30 процентов несовершеннолетних, совершивших         
преступления, нигде не учились и не работали. Многие из этих лиц отчислены из   
учебных заведений. Поэтому законопроект предлагает возложить на комиссию по     
делам несовершеннолетних и защите их прав, а также на органы управления         
образованием новые функции по недопущению незаконного отчисления подростков     
из образовательных учреждений и оказанию им помощи в продолжении учебы и        
трудоустройстве. Соответствующие изменения предполагается внести и в закон      
"Об образовании".                                                               
                                                                                
Во-вторых. Устанавливаются гарантии исполнения предписаний данного закона, в    
частности, предусмотрена возможность обращения подростков, их родителей и       
заинтересованных органов с исками в суд о возмещении вреда, причиненного        
здоровью или имуществу несовершеннолетнего.                                     
                                                                                
В-третьих. Впервые предусматривается введение системы взаимной информации       
между заинтересованными органами и учреждениями. Она должна обеспечить не       
только своевременное выявление нарушений прав несовершеннолетних, но и          
принятие мер по восстановлению этих прав. Одновременно предполагается           
установить ответственность должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее     
исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Важным   
элементом концепции закона является определение порядка оказания социальной     
помощи несовершеннолетним и их родителям, входящим в группу социального         
риска, содействия и ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановления       
статуса подростков.                                                             
                                                                                
Именно социально-реабилитационные учреждения органов социальной защиты          
населения несут основную нагрузку по профилактике детской безнадзорности и      
социального сиротства, по социальной помощи детям, оказавшимся в критической    
ситуации. В нормах проекта предусматриваются полномочия указанных учреждений    
социальной защиты. Причем нужно отметить, что их деятельность не                
ограничивается работой непосредственно с ребенком. Они должны оказывать         
социальную помощь и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.           
                                                                                
Законопроект регламентирует также деятельность подразделений по делам           
несовершеннолетних органов внутренних дел, выделяя при этом два направления.    
Во-первых, это установление и устранение причин и условий, способствующих       
безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних. И во-вторых, выявление     
несовершеннолетних и их родителей, входящих в группу социального риска,         
предупреждение правонарушений среди этих лиц и их исправление. При этом на      
органы внутренних дел предполагается возложить ответственность за проведение    
профилактической работы в отношении наиболее криминогенных категорий            
несовершеннолетних - осужденных условно или условно-досрочно освобожденных,     
для чего в проекте установлены основные функции, права и обязанности            
названных подразделений, определен порядок контроля за их деятельностью.        
                                                                                
В законопроекте впервые определяется судебный порядок направления               
несовершеннолетних правонарушителей в социальные учебно-воспитательные и        
лечебно-воспитательные учреждения закрытого типа, соответствующий нормам        
международного права. Необходимость этого подтверждается еще и тем, что         
только за 1997 год в органы внутренних дел доставлены 85 670 подростков,        
совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого       
наступает уголовная ответственность. Их еще можно исправить. А вот 120 тысяч    
несовершеннолетних в этом же году осуждены.                                     
                                                                                
Для обеспечения соблюдения законности и прав граждан проект предусматривает,    
что помещение в центры временного содержания несовершеннолетних                 
правонарушителей осуществляется на основании приговора суда или постановления   
судьи, вводится порядок незамедлительного уведомления прокурора о помещении     
подростка. Устанавливается также, что продление срока пребывания в этих         
учреждениях допускается только по постановлению судьи.                          
                                                                                
В процессе работы над проектом закона возникла необходимость отмены ряда        
устаревших предписаний, устранения противоречий в нормах действующего           
законодательства, а также внесения коррективов в действующие законы,            
связанные с принятием нашего законопроекта.                                     
                                                                                
В этой связи нами подготовлены и сейчас внесены на Совет Государственной Думы   
восемь законопроектов, в которых отражаются вопросы, связанные с                
профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Речь идет о   
внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный,           
Уголовно-исполнительный кодексы, в Кодекс об административных                   
правонарушениях, в законы "Об образовании", "О психиатрической помощи и         
гарантиях прав граждан при ее оказании", "О милиции", в Основы                  
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.               
                                                                                
При подготовке проекта нами учтены полученные предложения от 60 субъектов       
Российской Федерации, заинтересованных министерств и ведомств, семи комитетов   
Государственной Думы, трех комитетов Совета Федерации, Правового управления.    
Получено заключение и от Правительства Российской Федерации. В заключении       
отмечается, что законопроект может быть признан основой для дальнейшей          
работы, Правительство поддержало законопроект.                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы надеемся на вашу поддержку представленного нами проекта   
федерального закона в первом чтении.                                            
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                  В.А.Рыжков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виолетта Константиновна.                         
                                                                                
Уважаемые депутаты, вопрос чрезвычайно важный и актуальный. Есть ли вопросы к   
докладчику? Есть.                                                               
                                                                                
Вишняков Виктор Григорьевич.                                                    
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Уважаемая Виолетта Константиновна, у меня только один вопрос. В   
законопроекте вы, определяя основные задачи и принципы профилактики, пишете в   
статье 2: "предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений       
несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, им                 
способствующих". Но я внимательно просмотрел весь текст закона, и нигде не      
говорится именно об этом - о выявлении и устранении причин и условий.           
Профилактическая работа ведется в законе с "обратившимися уже за помощью", с    
"содержащимися уже в социально-реабилитационных центрах", с "занимающимися",    
"совершившими", "допускающими", "помещенными" и так далее. То есть речь идет    
не о профилактике, а о борьбе, в общем-то, с последствиями каких-то более       
глубоких социальных причин, которые порождают все эти явления.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос ваш, Виктор Григорьевич.                           
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Вопрос такой. Отвечают ли слова в названии закона "профилактика   
безнадзорности и правонарушений" содержанию этого закона? И все-таки в чем же   
основной смысл этого закона? Он же называется "профилактика", а не борьба с     
нарушающими закон.                                                              
                                                                                
КОШЕВА В.К. Спасибо вам за вопрос. Но я бы, уважаемый коллега, ответила вам,    
что вы все-таки не очень внимательно прочитали наш закон. Закон очень большой   
по объему, и это понятно из моего выступления.                                  
                                                                                
Ранняя профилактика является главной, не просто составной, а главной ведущей    
частью. И на это направлена работа буквально всех органов и учреждений,         
которые составляют систему. Прежде всего это органы социальной защиты           
населения, опеки и попечительства, здравоохранения, образования, органы         
занятости. И если вы сейчас внимательно посмотрите, то увидите, что каждая из   
функций этих органов направлена прежде всего на предупреждение, а не на         
исправление.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Михайлович Зеленин.                              
                                                                                
ЗЕЛЕНИН В.М., Аграрная депутатская группа.                                      
                                                                                
Уважаемая Виолетта Константиновна, считаете ли вы возможным ввести в закон      
статью, согласно которой можно было бы предоставить право руководителям         
учреждений для несовершеннолетних по согласованию с органами опеки              
устанавливать срок пребывания вот в этих учреждения?                            
                                                                                
КОШЕВА В.К. Мы не просто считаем возможным. Нами это уже и внесено. Говорится   
о том, что если в органах защиты возникла ситуация, когда необходимо этот       
срок продлить, то они обращаются в комиссии по делам несовершеннолетних и       
защите их прав и этот срок продлевается ровно на столько, сколько нужно для     
того, чтобы решить судьбу ребенка.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рыбаков Юлий Андреевич, пожалуйста, ваш вопрос.           
                                                                                
РЫБАКОВ Ю.А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском          
объединении.                                                                    
                                                                                
Виолетта Константиновна, я в целом поддерживаю подготовленный вами проект,      
это очень нужный проект, совершенно необходимый. Мне бы хотелось уточнить       
только два момента. Может быть, я не совсем внимательно его прочел и не нашел   
их.                                                                             
                                                                                
Согласны ли вы с тем, что в тех ситуациях, когда каждый из нас на улице видит   
людей, которые эксплуатируют несовершеннолетних, подчас даже просто грудных     
детей, прося милостыню, так сказать, так или иначе вымогая деньги, согласны     
ли вы с тем, что государству необходимо принять меры для того, чтобы иметь      
законное право для принудительного изъятия этих эксплуатируемых детей и         
помещения их в специальные детские учреждения?                                  
                                                                                
И второй вопрос я сразу задам. Меня смутило вот что. В пункте 4 статьи 21       
вашего варианта закона говорится о необходимости предоставления материалов на   
продление срока содержания несовершеннолетнего в специальном детском            
учреждении судье в течение трех суток. Вот здесь, мне кажется, вы не совсем     
точно сформулировали это положение, поскольку закон в отношении любого          
гражданина, и в том числе несовершеннолетнего, говорит о необходимости не       
передачи этого материала в суд в течение трех суток, а принятия решения судом   
в течение трех суток.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
КОШЕВА В.К. Вы знаете, в процессе работы над законопроектом те вопросы,         
которые вы сейчас назвали, имели место, но мы не получили единодушного          
подтверждения. Мы будем очень вам признательны, если вы нам дадите эти свои     
предложения. Мы в ходе работы ко второму чтению посмотрим, и, вполне            
возможно, мы их реализуем.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, это важнейший закон, он находится у    
нас в числе приоритетов. Вопросы заданы, ответы получены. Есть ли               
необходимость в выступлениях от фракций, депутатских групп? (Шум в зале.)       
Нет, все-таки есть несколько желающих выступить.                                
                                                                                
Виолетта Константиновна, присаживайтесь, пожалуйста.                            
                                                                                
От ЛДПР - Вишняков.                                                             
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Виолетта Константиновна, когда я задавал свой вопрос, то ведь я   
же не говорил о том, что какие-то специализированные звенья (а тут их очень     
много) изучают по каким-то конкретным участкам причины отдельных видов          
правонарушений. Я задал вопрос об основных социальных причинах и условиях,      
которые порождают безнадзорность, беспризорность, все то, о чем говорится в     
законе. Я ответа на свой вопрос не получил. Я-то думал, что вы обрисуете,       
хотя бы в преамбуле, общую социальную ситуацию в стране, тот кризис, который    
тесным образом касается семьи, воспитания в семье, тот разгул так               
называемых...                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Григорьевич, ну давайте будем справедливыми. Она   
это обрисовала в своем докладе в самом начале доклада.                          
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Владимир Александрович, я прошу меня не перебивать. Я ведь        
говорю о тексте закона, а не о том, что она обрисовала в самом начале           
доклада. В законе я этого не увидел. Я не увидел и роль воспитания в целом,     
роль средств массовой информации, роль литературы, роль тех "видиков",          
которые пропагандируют американскую жизнь, произвол, секс и все прочее,         
внедряя это в сознание ребенка. Вот я о чем говорю. Тут же об этом нет ни       
слова. А вы говорите, что она говорила. Не говорила она об этом! И когда идет   
речь о том, чтобы ликвидировать условия и причины, порождающие вот те           
явления, которые мы обсуждаем, надо же брать картину шире и говорить о          
школах, о средствах массовой информации, о рыночных отношениях, о культе        
доллара, который внедряется в сознание детей начиная с двух-трех лет в          
детских садиках, и об элитных учреждениях, которые порождают различное          
воспитание детей, когда имеются уже элитарные детские садики, где для           
одного-двух детей есть гувернантка, а другие дети вообще не ходят в детские     
сады и прочие воспитательные учреждения. Вот я о чем говорю. А этого ничего     
не было у Виолетты Константиновны, прошу прощения.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто еще просил слова? Жанна Михайловна Лозинская. Потом   
Алевтина Викторовна Апарина - от фракции.                                       
                                                                                
Пожалуйста, Жанна Михайловна.                                                   
                                                                                
ЛОЗИНСКАЯ Ж.М., депутатская группа "Народовластие".                             
                                                                                
Спасибо, уважаемый Владимир Александрович. Это не только мое выступление, я     
вроде бы как представляю депутатскую группу "Народовластие".                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прекрасно.                                                
                                                                                
ЛОЗИНСКАЯ Ж.М. Уважаемые депутаты, я думаю, что мы будем, наверное,             
единодушны в оценке данного законопроекта и в том, чтобы все-таки в первом      
чтении его принять. Но коль скоро это все-таки первое чтение и нам предстоит    
дальнейшая работа над законопроектом, мне для этой дальнейшей работы хотелось   
бы на три момента обратить ваше внимание.                                       
                                                                                
Виолетта Константиновна сказала, что закон комплексно подходит к решению этой   
проблемы и предусматривает, в частности, запрещение отчисления из учебных       
заведений. А мне в продолжение этой мысли хотелось бы подчеркнуть, что сам по   
себе запрет ведь не решит данную проблему, потому что хотим мы или не хотим,    
но всегда есть такая категория детей с очень сложным характером, с очень        
сложной манерой поведения, которых не усадишь за парту с определенного          
возраста. И поэтому мне думается, что наш законопроект пусть даже в форме       
какой-то отсылочной нормы в адрес, может быть, ведомственного нормативного      
акта, но должен содержать положение о том, что ребенок должен находиться под    
контролем, но необязательно мы его будем держать именно в учебном заведении,    
чтобы была система дифференцированного, так сказать, подхода к таким детям, с   
тем чтобы можно было найти им приложение в сфере материального производства.    
В частности, какие-то наметки мы уже делали в поправках к Кодексу законов о     
труде, но вот эту идею надо нам будет в законе ко второму чтению более четко    
прописать.                                                                      
                                                                                
Далее. Раньше в практике системы образования был очень хороший механизм,        
который, к сожалению, мы, все более превращая нашу школу в элитарную,           
утеряли. Это был так называемый механизм отслеживания выпускников различных     
типов средних общеобразовательных и начальных профессиональных школ вплоть до   
первых чисел ноября. То есть всегда система образования и органы образования    
знали, где тот или иной ребенок, куда он дальше пошел - продолжает он учиться   
или он все-таки где-то осел в сфере материального производства. Мне думается,   
что ко второму чтению, конечно, эта норма, я имею в виду норму об               
ответственности органов образования, всех, кто призван этим заниматься, равно   
как и комиссии по делам несовершеннолетних, должна быть более четко отражена.   
                                                                                
И наконец, третье. Мы как-то не очень, мне кажется, серьезно осветили еще       
такой важный момент, как коммерциализация досуговых форм работы с учащейся      
молодежью. Хотим мы или не хотим, но это тоже одна из трех причин, которая      
вытолкнула огромные массы наших детей на улицу и, в общем-то, способствовала    
тому, что они стали у нас маленькими преступниками. Так вот, в этой связи нам   
тоже нужно подумать о создании форм защиты, механизма защиты детей от этой      
тенденции, от этого направления, от коммерциализации досуговых форм работы с    
юношеством. Потому что, если мы не продумаем здесь механизмы финансовые,        
механизмы организационные, как мы будем помогать таким детям, чтобы они могли   
свою избыточную энергию затрачивать не в подворотнях своих домов, а для         
саморазвития, для самосовершенствования... Вот этот момент тоже нам нужно       
обязательно заложить ко второму чтению.                                         
                                                                                
Я еще раз убедительно прошу коллег о том, чтобы мы поддержали данный            
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алевтина Викторовна Апарина - от КПРФ.                    
                                                                                
АПАРИНА А.В. Уважаемые коллеги, я хочу прежде всего поблагодарить всех тех      
депутатов, кто нам помогал в работе над законопроектом. Шла очень серьезная     
работа. Мы год работали над этим законопроектом. И я абсолютно согласна с       
теми замечаниями, которые были высказаны коллегами Вишняковым, Жанной           
Лозинской (наверное, другие тоже выскажут). Я хочу просто вас                   
проинформировать о том, что мы осознаем ту ответственность, которая лежит на    
нашем комитете, по обеспечению правовой базы для защиты прав детей, в данном    
случае - для профилактики правонарушений, для борьбы с беспризорностью. И       
хочу обратить ваше внимание на то, что этот закон - один из законов, которые    
мы предлагаем. Работа над этими законами шла в комплексе. У нас практически     
готов законопроект о комиссии по делам несовершеннолетних. Некоторые могут      
сказать, что мы недостаточно, может быть, здесь отразили эту проблему. Этот     
законопроект будет представлен примерно через месяц.                            
                                                                                
Кроме того, нами разрабатывается законопроект об информационной безопасности    
семьи. И мы сегодня в папке документов, которую нам вручили, имеем закон об     
особенностях распоряжения и пользования объектами социального назначения. Мы    
вместе с комитетом по собственности готовим еще законопроект о подростковых     
клубах. Проблема состоит в том, что у детей, у подростковых клубов отобрали     
помещения, надо вернуть детям все.                                              
                                                                                
Я могла бы продолжить перечень законопроектов. Я эту информацию даю потому,     
что невозможно в одном законе отразить все, связанное с защитой прав детей. И   
думаю, что совместное обсуждение, совместная тщательная работа над              
законопроектом позволит нам во втором чтении шире представить и реализовать     
те задачи, которые мы ставим по воспитанию детей. И думаю, правильно здесь      
ставилась задача, что необходимо вернуть в закон "Об образовании" обязанность   
школы заниматься воспитательной работой с детьми. Мы тоже намерены внести       
этот законопроект.                                                              
                                                                                
Прошу, коллеги, поддержать этот законопроект, и потом вместе доработаем его.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алевтина Викторовна.                             
                                                                                
У нас на обсуждении присутствует заместитель начальника Главного управления     
охраны общественного порядка Министерства внутренних дел Российской Федерации   
Магомед Гитинович Абдуразаков.                                                  
                                                                                
Магомед Гитинович, пожалуйста, два слова скажите о позиции Правительства по     
данному законопроекту. От микрофона. Да, и заместитель министра. Ну, кто из     
вас - пожалуйста, решите. Два слова буквально, позиция по законопроекту.        
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АБДУРАЗАКОВ М.Г., заместитель начальника Главного управления охраны             
общественного порядка Министерства внутренних дел Российской Федерации.         
                                                                                
Обстановка с детской преступностью тревожная. И тревожная потому, что многие    
институты по воспитанию не работают и единый координирующий центр в этой        
части отсутствует. Поэтому мы очень просили бы принять законопроект в первом    
чтении. Это было бы большим подспорьем, для того чтобы обеспечить комплексный   
подход в этом важном государственном деле.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Министерство труда и социального развития добавит два     
слова? Пожалуйста, Галина Николаевна.                                           
                                                                                
КАРЕЛОВА Г.Н., заместитель министра труда и социального развития Российской     
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемые депутаты, я тоже просила бы вас поддержать данный законопроект.       
Действительно, мы в одном направлении работали над этой темой, и даже те        
замечания, которые изложены в заключении Правительства по данному               
законопроекту, наполовину уже учтены. Поэтому Правительство поддерживает в      
целом законопроект и считает, что работа в этом направлении ведется в           
достаточно тесном взаимодействии.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо вам.                                              
                                                                                
Элла Александровна Памфилова, пожалуйста, от "Российских регионов". (Шум в      
зале.) Да, все поддерживают, но люди просят слова.                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПАМФИЛОВА Э.А., депутатская группа "Российские регионы".                        
                                                                                
Да, группа "Российские регионы" также поддерживает этот законопроект. Кстати,   
работа над ним действительно ведется достаточно давно, и несколько раз          
менялась и его концепция, и структура. Но я хотела просто сказать два слова     
уважаемому Виктору Григорьевичу. Действительно, совершенно невозможно в одном   
законопроекте учесть базовые, стратегические вопросы вообще социального         
развития, но как один из основополагающих элементов, охватывающих эту           
проблему, мне кажется, он достаточно удачно и хорошо проработан. Поэтому        
прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Никитчук Иван Игнатьевич, пожалуйста. (Шум   
в зале.)                                                                        
                                                                                
Сейчас будем голосовать, подождите.                                             
                                                                                
НИКИТЧУК И.И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Владимир Александрович, я вот слышу возгласы из зала и тоже присоединяюсь.      
Мне кажется, вещь очевидная - проблема, которую мы обсуждаем. Все               
поддерживают. Зачем мы друг друга агитируем? Давайте голосовать.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Действительно, закон важнейший, все поддерживают, тем     
не менее люди высказали свою позицию. Я ставлю на голосование. Кто за то,       
чтобы принять данный законопроект в первом чтении?                              
                                                                                
Прошу быть внимательными: голосуется в первом чтении проект закона "Об          
основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений    
несовершеннолетних". Позиция комитета - за, Правительство - за, фракции все     
высказались в поддержку.                                                        
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              353 чел.             78,4%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    353 чел.                                          
Не голосовало                  97 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Поздравляем разработчиков. Надеемся, что законопроект будет вовремя             
подготовлен ко второму и третьему чтениям.                                      

Заседание № 141

08.12.1995
Вопрос:

О проекте федерального закона о государственной системе защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений (третье чтение).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 682 по 705 из 7047
Далее. Проект федерального закона о государственной системе защиты прав         
несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений (третье     
чтение). Необходим ли доклад, коллеги? Нет.                                     
                                                                                
Ставится на голосование: принять данный федеральный закон.                      
                                                                                
Прошу голосовать. Идет голосование. Будьте внимательны. (Шум в зале.) О         
государственной системе защиты прав несовершеннолетних.                         
                                                                                
Кто без карточек, коллеги? Депутат Селезнев - за. Кто еще не проголосовал?      
Депутат Давыдов - за, депутат Южаков - за.                                      
                                                                                
Прошу вас, покажите результаты.                                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 17 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              282 чел.             62,7%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    283 чел.                                          
Не голосовало                 167 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Вопрос:

О проекте федерального закона о внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной системе защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений" (третье чтение).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 706 по 726 из 7047
Ставится на голосование: принять в третьем чтении федеральный закон,            
сопровождающий данный, о внесении изменений и дополнений в отдельные законы     
Российской Федерации в связи с принятием федерального закона о                  
государственной системе защиты прав несовершеннолетних.                         
                                                                                
Прошу голосовать, коллеги. Идет голосование. Будьте внимательны.                
                                                                                
Кто без карточек, коллеги, и желал бы проголосовать? Депутат Давыдов - за.      
                                                                                
Прошу вас, покажите результаты.                                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 18 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              273 чел.             60,7%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    275 чел.                                          
Не голосовало                 175 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.