Заседание № 20

19.04.2000
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы "Об изменениях в составе специальной комиссии, созданной в связи с отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части предусмотрения мер по упорядочению условий доступа на российский рынок туристских услуг иностранных туроператоров, турагентов и экскурсоводов).Выступление Председателя Палаты представителей парламента Королевства Бельгия Хермана Де Кроо.

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1202 по 1218 из 7076
Пункт 5 повестки дня. Постановление о составе специальной комиссии. Есть ли     
замечания по постановлению? Нет. Ставлю на голосование. Пожалуйста,             
голосуйте.                                                                      
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 43 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              302 чел.             67,1%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    302 чел.                                          
Не голосовало                 148 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    

Заседание № 299

24.11.1999
Вопрос:

О Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части предусмотрения мер по упорядочению условий доступа на российский рынок туристских услуг иностранных туроператоров, турагентов и экскурсоводов; в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2007 по 2021 из 7617
2.21 - Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный       
закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Ставлю на    
голосование. Это преодоление вето.                                              
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              194 чел.             43,1%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    194 чел.                                          
Не голосовало                 256 чел.                                          
Результат: не принято                                                           

Заседание № 298

23.11.1999
Вопрос:

О Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части предусмотрения мер по упорядочению условий доступа на российский рынок туристских услуг иностранных туроператоров, турагентов и экскурсоводов; в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2651 по 2855 из 6870
Переходим к пункту 8 повестки дня: о Федеральном законе "О внесении изменений   
и дополнений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в          
Российской Федерации" (закон отклонен Президентом). Доклад полномочного         
представителя Президента Александра Алексеевича Котенкова. Борис Григорьевич    
Кибирев готовится к содокладу.                                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты Государственной       
Думы! В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации     
Президент Российской Федерации отклонил принятый Федеральный закон "О           
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах туристской      
деятельности в Российской Федерации".                                           
                                                                                
Президент Российской Федерации считает, что данный федеральный закон не         
соответствует Конституции Российской Федерации, противоречит Гражданскому       
кодексу Российской Федерации, Закону РСФСР "Об инвестиционной деятельности в    
РСФСР", Закону "Об иностранных инвестициях в РСФСР", а также международным      
соглашениям о взаимной защите инвестиций, заключенным Российской Федерацией с   
иностранными государствами.                                                     
                                                                                
Рассматриваемый закон запрещает заниматься туроператорской деятельностью        
индивидуальным предпринимателям по истечении срока действия лицензии,           
выданной им ранее в порядке, установленном законодательством Российской         
Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской           
Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации гражданские права могут   
быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо   
в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и   
законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности        
государства. В рассматриваемом законе отсутствуют основания для лишения         
индивидуальных предпринимателей права заниматься туроператорской                
деятельностью и ограничения срока их деятельности в зависимости от срока        
действия лицензии, выданной конкретному предпринимателю до вступления в силу    
данного закона.                                                                 
                                                                                
Рассматриваемым законом предусматривается дополнение Федерального закона "Об    
основах туристской деятельности в Российской Федерации" статьей 4.1, в          
которой правоспособность юридических лиц ставится в зависимость от их           
организационно-правовой формы, вида инвестирования, от доли участия в           
уставном капитале иностранных инвесторов, а также от гражданства                
руководителей или юридических лиц, что противоречит статье 1 Гражданского       
кодекса Российской Федерации, предусматривающей равенство участников            
гражданских отношений.                                                          
                                                                                
Далее. Установление размера доли участия в уставном капитале коммерческой       
организации иностранных инвесторов и инвесторов, являющихся гражданами          
Российской Федерации, также противоречит Закону РСФСР "Об инвестиционной        
деятельности в РСФСР", в соответствии с которым все инвесторы имеют равные      
права на осуществление инвестиционной деятельности и инвестор самостоятельно    
определяет размеры инвестиций. В статье 7 названного закона устанавливается,    
что выбор партнеров в любых условиях хозяйственных взаимоотношений является     
исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности.              
                                                                                
Вводимое и рассматриваемое законом количественное ограничение по принципу       
гражданства Российской Федерации и постоянного проживания на территории         
Российской Федерации, состава коллегиального исполнительного органа или         
единоличного исполнительного органа - юридического лица не предусмотрено        
Гражданским кодексом Российской Федерации. В то же время нормами статьи 4.1     
рассматриваемого закона существенно ограничивается правоспособность             
иностранных граждан и лиц без гражданства, что противоречит статьям 8, 19, 55   
и 62 Конституции Российской Федерации.                                          
                                                                                
В связи с изложенным Президент Российской Федерации считает необходимым         
пересмотреть концепцию закона, предусмотрев в нем в первую очередь введение     
норм, обеспечивающих законные интересы граждан Российской Федерации при         
получении туристических услуг, и предлагает доработать данный законопроект с    
учетом изложенных замечаний.                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Борис Григорьевич Кибирев, содоклад, пожалуйста.                                
                                                                                
КИБИРЕВ Б.Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые коллеги! Государственная Дума приняла, а     
Совет Федерации одобрил закон "О внесении изменений и дополнений в              
Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской              
Федерации". Президент этот закон отклонил.                                      
                                                                                
Постановлением Государственной Думы была создана согласительная комиссия.       
Правда, президентская сторона не посчитала для себя возможным участвовать в     
этой согласительной комиссии, потому что она считает вообще неприемлемым и      
нецелесообразным принятие этого закона.                                         
                                                                                
Тем не менее, выполняя поручение Государственной Думы, комиссия добросовестно   
отработала и выносит на ваше рассмотрение изменения и дополнения в закон "Об    
основах туристской деятельности в Российской Федерации" в ранее принятой        
редакции. Я хочу напомнить, что сам смысл этого закона состоит в том, чтобы с   
учетом мировой практики и на основе действующего российского законодательства   
поддержать отечественных товаропроизводителей в такой перспективной и           
развивающейся отрасли, как туризм, и защитить их от недобросовестной            
конкуренции со стороны зарубежных фирм.                                         
                                                                                
Ну, немножко расскажу, так сказать, менее официальным языком. О чем идет        
речь? В России развивается туристический бизнес. У нас за девять месяцев        
этого года в страну въехало 2700 тысяч, выехало 2200 тысяч человек. Так вот,    
сам туристический бизнес состоит из двух секторов. Есть туроператоры - это      
организаторы туристического дела, которым достаточно иметь офис, телефон,       
имидж и так далее. И есть исполнители заказов туроператоров - это владельцы     
самолетов, пароходов, гостиниц, ресторанов, это Лувр, Эрмитаж и так далее.      
Вот этот сектор туристического бизнеса - туроператоры - очень привлекателен,    
как, скажем, страховые компании, банки, поэтому туда, конечно, очень многие     
желают попасть и воспользоваться возможностями этого сектора.                   
                                                                                
Теперь по существу замечаний Президента, на основании которых он этот закон     
отклонил.                                                                       
                                                                                
На основании части 3 статьи 107 Конституции Президент как раз и отклоняет       
этот закон. Открываем часть 3 статьи 107 Конституции и читаем: если Президент   
отклоняет закон, то Государственная Дума может вновь его рассмотреть. Что мы    
с вами сегодня и делаем.                                                        
                                                                                
Второе. В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации    
и пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса и далее, так сказать, недопустимо     
ограничение в правах и возможностях каждого субъекта правоотношений.            
                                                                                
Берем статью 55 (а надо сказать, что статья 1 Гражданского кодекса дословно     
переписана с этой статьи) и читаем: "Права и свободы человека и гражданина      
могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это        
необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,         
здоровья, прав и законных интересов других лиц..." и так далее. Что, значит,    
мы и делаем. Мы ограничиваем федеральным законом права действующих лиц в том    
случае, когда их действия могут нанести ущерб здоровью, правам и законным       
интересам других лиц.                                                           
                                                                                
Я не буду приводить примеры, так сказать, того, что происходит у нас в этом     
бизнесе, думаю, что достаточно без комментариев просто зачитать статью          
Конституции.                                                                    
                                                                                
Президент возражает против того, что в этом законопроекте предусмотрено         
ограничение прав инвесторов и представителей иностранных, зарубежных, фирм по   
объемам капиталовложений и по гражданству. Скажу, что эта норма абсолютно       
широко распространена, она действует, скажем, и в банковской, и в страховой     
деятельности (там только юридические лица), и в частнодетективной, и в          
сыскной деятельности, и так далее, и так далее.                                 
                                                                                
Я не буду перечислять старые законы. Я вам продемонстрирую закон, который       
Президент подписал 20 ноября 1999 года, он называется "О внесении изменений и   
дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в       
Российской Федерации". Нас не предмет этого закона интересует, а содержание.    
Так вот, здесь норма: если наши страховые компании имеют в своем составе        
иностранную часть, причем иностранная часть представлена более чем 49           
процентами капитала, сразу наступают ограничения.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Время!                                                    
                                                                                
КИБИРЕВ Б.Г. Я заканчиваю.                                                      
                                                                                
Поэтому, дорогие мои, это пророссийский закон, закон, защищающий нашего         
товаропроизводителя, закон, корректный по отношению к Конституции и             
действующему законодательству. Мы абсолютно ничего не нарушаем. И Комитет по    
туризму и спорту просит, во-первых, поставить этот закон завтра в "час          
голосования", и второе - дружно за него проголосовать. Благодарю вас.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у фракций и депутатских групп            
выступления по этому законопроекту? Выступлений нет.                            
                                                                                
Заключительное слово полномочного представителя Президента, и принимаем         
решение.                                                                        
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты Государственной       
Думы! Вряд ли корректно сравнение, приведенное здесь депутатом Кибиревым,       
страхового дела и туристического дела. Страхование осуществляется внутри        
страны. Редчайший случай, когда страхование осуществляется с привлечением       
иностранных капиталов, каких-то там зарубежных капиталовложений... В основном   
страхование осуществляется внутри страны, туристическая же деятельность         
осуществляется в основном за рубежом нашей страны.                              
                                                                                
Как вы себе представляете нормально организованную туристическую деятельность   
без взаимодействия с иностранными компаниями, без участия иностранных           
инвесторов и создания совместных фирм, в том числе с коллегиальными органами,   
включающими иностранных партнеров? Ведь замкнувшись внутри страны, нельзя       
организовать туристическую деятельность. Неужели это не понятно? И              
подчеркиваю: да, у нас есть ограничения в страховом деле, у нас есть            
ограничения в иных видах деятельности. Но туристическая деятельность - именно   
специфическая экономическая область деятельности в силу того, что она           
обязательно должна предусматривать взаимодействие с иностранными партнерами,    
в том числе иностранное инвестирование в создание туристических фирм, в том     
числе с привлечением иностранных партнеров в коллегиальные органы и так         
далее. Вот это надо всегда помнить.                                             
                                                                                
Другой вопрос: да, действительно мы должны обеспечить права наших граждан,      
защиту от недобросовестной деятельности. Но, простите меня, мошенничество       
существует в любой сфере. И поэтому мы должны направить наши усилия на то,      
чтобы пресекать эти случаи, а не на то, чтобы просто-напросто свертывать        
туристическую деятельность в Российской Федерации.                              
                                                                                
И теперь об организационном моменте. Президент настолько ясно изложил свои      
возражения, что в нашем письме (вот оно лежит передо мной) прямо говорится,     
что мы не считаем целесообразным создание согласительной комиссии в силу        
того, что в письме Президента изложены все замечания. Достаточно учесть их в    
тексте законопроекта и принять его с учетом замечаний Президента. Всего лишь!   
То есть мы не отказывались от принятия закона в согласованной редакции. Мы      
говорим, что мы достаточно ясно изложили наши замечания. Пожалуйста, учтите     
их и примите закон с учетом замечаний Президента. Подчеркиваю: завтра при       
голосовании вы должны четко себе представлять, что туристическая деятельность   
это не страховое дело. Это разные сферы деятельности, имеющие разную            
специфику. И туристическая деятельность без взаимодействия с иностранными       
партнерами невозможна.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, обсуждение законопроекта, отклоненного           
Президентом, состоялось. Палата вправе принять решение о постановке его         
завтра в повестку дня в "час голосования". Решение принято.                     

Заседание № 240

19.02.1999
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы "О создании специальной комиссии в связи с отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1708 по 1734 из 6097
Раздел "Отклоненные федеральные законы". Пункт 5 повестки дня: о проекте        
постановления Государственной Думы "О создании специальной комиссии в связи с   
отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона "О внесении    
изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах туристской               
деятельности в Российской Федерации". Доклад председателя Комитета              
Государственной Думы по туризму и спорту Александра Сергеевича Соколова.        
                                                                                
Александр Сергеевич, пожалуйста. Или нет необходимости в докладе?               
                                                                                
Коллеги, докладчик не настаивает на том, чтобы делать доклад, и предлагает      
проголосовать по этому документу. Нет возражений? Ставится на голосование       
проект постановления, обозначенный в пункте 5 нашей повестки дня. Прошу         
определиться голосованием.                                                      
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              299 чел.             66,4%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    300 чел.                                          
Не голосовало                 150 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается. Комиссия создана. Спасибо.                                         

Заседание № 202

16.09.1998
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части предусмотрения мер по упорядочению условий доступа на российский рынок туристских услуг иностранных туроператоров, турагентов и экскурсоводов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1079 по 1115 из 4614
Уважаемые коллеги, рассматриваем пункт 2 повестки дня: о проекте федерального   
закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах       
туристской деятельности...". Закон третьего чтения. Докладчик - Борис           
Григорьевич Кибирев.                                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КИБИРЕВ Б.Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги депутаты! 4 сентября Дума на   
своем пленарном заседании рассмотрела во втором чтении подготовленный           
Комитетом по туризму и спорту законопроект "О внесении изменений и дополнений   
в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской            
Федерации". Хочу напомнить, что тогда мы рассмотрели 25 поправок, 16 из них     
было принято, 9 - отклонено. За законопроект во втором чтении проголосовало     
287 человек. Комитет по туризму и спорту в соответствии с принятыми             
поправками подготовил законопроект к третьему чтению. Законопроект прошел       
правовую и лингвистическую правку, и Комитет по туризму и спорту вносит         
предложение принять этот закон в третьем чтении.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, это закон третьего чтения. Есть ли     
вопросы к докладчику? Ни у кого нет вопросов. Ставлю на голосование: принять    
данный федеральный закон.                                                       
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 40 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              258 чел.             57,3%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    259 чел.                                          
Не голосовало                 191 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    

Заседание № 198

04.09.1998
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части предусмотрения мер по упорядочению условий доступа на российский рынок туристских услуг иностранных туроператоров, турагентов и экскурсоводов.

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3795 по 4032 из 4940
Переходим к пункту 9 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении    
изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах туристской               
деятельности..." (второе чтение). Доклад председателя подкомитета Комитета по   
туризму и спорту Бориса Григорьевича Кибирева.                                  
                                                                                
Пожалуйста, Борис Григорьевич.                                                  
                                                                                
КИБИРЕВ Б.Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые коллеги! 14 мая нынешнего года      
Государственная Дума на своем пленарном заседании приняла в первом чтении       
проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный     
закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". За           
законопроект тогда проголосовал 291 депутат. Хочу напомнить, что смысл          
изменений и дополнений в действующий закон состоит в том, чтобы с учетом        
мировой практики и на основе действующего российского законодательства          
поддержать наших отечественных товаропроизводителей в такой перспективной и     
развивающейся отрасли, как туризм, и защитить их от недобросовестной            
конкуренции со стороны зарубежных фирм.                                         
                                                                                
Наверное, можно напомнить еще о том, что у нас в России сейчас туристический    
бизнес развивается достаточно бурно. За четыре года количество туристических    
фирм увеличилось с 2 тысяч с небольшим до 8 тысяч с лишним, 1,5 миллиона        
человек заняты непосредственно в этой отрасли, особенно активно растет          
количество фирм с участием иностранного капитала. Их количество выросло         
сейчас со 145 уже до 1 тысячи, то есть практически в шесть раз. Мы в прошлый    
раз подробно говорили о самих процессах в этой отрасли бизнеса, но хочу еще     
раз подчеркнуть, что вот такое свободное, ничем не отрегулированное, не         
регламентируемое вливание и включение в наш внутренний туризм иностранных       
фирм, конечно, приведет к тому, что постепенно наши фирмы будут из этой         
отрасли вытесняться.                                                            
                                                                                
В ходе подготовки по второму чтению Комитет по туризму и спорту рассмотрел      
все поправки и предложения, которые поступили от Президента, от                 
Правительства, от ряда депутатов, в том числе от Савельева, Лукина,             
Янковского. Комитет тщательно их проанализировал и свел в две таблицы. В        
таблице 1, представляемой на ваше рассмотрение, предлагается утвердить 16       
поправок, и в таблице 2 девять поправок комитет рекомендует к отклонению, что   
я и прошу и рассмотреть.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Григорьевич.                               
                                                                                
У вас имеются и сам текст закона, и то небольшое число поправок, которые были   
к нему поданы. Есть ли какие-то замечания, предложения по голосованию           
отдельных поправок? Есть.                                                       
                                                                                
Константин Сергеевич Савельев, пожалуйста.                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ К.С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Я прошу поправку 4 из таблицы отклоненных вынести на отдельное голосование и    
обсудить в момент голосования.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Мы это сделаем обязательно.                       
                                                                                
Больше нет предложений и замечаний? Нет.                                        
                                                                                
Ставится на голосование таблица 1 - поправок, рекомендуемых комитетом к         
принятию. Прошу определиться голосованием. Закон о туристской деятельности,     
таблица 1.                                                                      
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 33 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              216 чел.             48,0%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    216 чел.                                          
Не голосовало                 234 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Какие есть предложения? Депутат Тен просит вернуться к голосованию. Кто за      
то, чтобы вернуться к голосованию? Прошу определиться.                          
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 34 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              233 чел.             97,5%                        
Проголосовало против            6 чел.              2,5%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    239 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование: принять таблицу 1, поправки, рекомендованные           
комитетом к принятию. Замечаний по ней нет. Прошу определиться голосованием.    
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 34 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              289 чел.             64,2%                        
Проголосовало против            4 чел.              0,9%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    293 чел.                                          
Не голосовало                 157 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
289.                                                                            
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок 2, за исключением поправки 4,          
которую депутат Савельев Константин Сергеевич предложил проголосовать           
отдельно. Таблица 2, за исключением поправки 4. Прошу определиться              
голосованием. Кто за то, чтобы согласиться с комитетом в части отклонения       
поправок? Да, кстати, я забыл сказать, что депутат Кибирев при прошлом          
голосовании был за. (Шум в зале.) Говорит, что путевки будут.                   
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              276 чел.             61,3%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    276 чел.                                          
Не голосовало                 174 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Савельеву Константину Сергеевичу для     
мотивировки его мнения по поправке 4.                                           
                                                                                
Пожалуйста, депутат Савельев.                                                   
                                                                                
САВЕЛЬЕВ К.С. Уважаемые депутаты, настаивание мое на отдельном голосовании по   
отклоненной поправке 4 предусматривает дополнительное разъяснение депутатам     
важности обсуждаемого вопроса.                                                  
                                                                                
В сложившейся социально-экономической ситуации в России, когда Правительство    
ищет пути пополнения государственного бюджета, принимаются меры ужесточения     
для выхода национальной экономики страны из кризисного положения, для защиты    
российской собственности, законодательно предоставить иностранным инвесторам    
право на 49 процентов голосующих акций в основном в капитале туристских         
организаций считаю преступлением перед своим народом. Сегодня иностранные       
инвесторы в общем объеме имеют 4-5 процентов голосующих акций и в основном не   
претендуют на большее. Однако они смотрят чуть дальше нас, предвидя             
стабилизацию социально-экономического положения в России. И их сегодня уже не   
удовлетворяет статья 106 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая     
утверждает, что хозяйственное общество признается зависимым, если другое        
общество имеет более 20 процентов голосующих акций акционерного общества или    
20 процентов акций уставного капитала общества с ограниченной                   
ответственностью. Статья 58 Федерального закона "Об акционерных обществах"      
также предусматривает, что обладатель 21 процента голосующих акций имеет        
возможность повлиять на принятие решения собранием в свою пользу.               
                                                                                
Сегодня разработчики нам представляют 49 процентов голосующих акций в пользу    
иностранных инвесторов. Чем это вызвано, я не знаю. Можно предполагать          
разное. Но сегодня туристический бизнес встал на путь, когда ему можно будет    
и дальше развиваться. И мы предусматриваем, что государство от турбизнеса       
будет иметь в бюджете до 30 процентов в доходной части.                         
                                                                                
Поэтому считаю, что поправку 4 нужно перенести из таблицы 2 в таблицу 1 и       
дать на первом этапе иностранным инвесторам только 20 процентов акций           
уставного капитала. В дальнейшем мы можем перевести в разряд до 49 процентов.   
Но сегодня надо посмотреть. При 4-5 процентах акций они у нас сегодня уже       
завоевывают рынок, но при 49 процентах наше участие в деятельности турфирм      
будет незаметно или совсем сведется к нулю, и наши граждане, россияне, не       
будут иметь возможности пользоваться правом отдыха даже на нашей российской     
территории.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Сергеевич.                            
                                                                                
Пожалуйста, Борис Григорьевич, - мнение комитета.                               
                                                                                
КИБИРЕВ Б.Г. Уважаемый Константин Сергеевич, уважаемые депутаты! Вы сказали о   
том (я имею в виду Константина Сергеевича), что сейчас у нас в хозяйстве        
туристских фирм иностранные инвесторы имеют только 4 процента акций, и никто    
не стремится к большему. Я вам назвал цифру: за последние три года количество   
иностранных фирм, присутствующих в России, увеличилось в шесть раз, на          
территории России действуют сегодня такие транснациональные туристские          
компании, как "Карлсон", "Томас Кук", "Америкен Экспресс", "Вагон Ли" и так     
далее, и так далее. Мы, с одной стороны, конечно, заинтересованы, пусть они     
нам помогают. Кстати сказать, в гостиницы, в сервис, в дороги, в транспорт      
они деньги не вкладывают. Они деньги вкладывают только в туристический          
бизнес, где можно, имея хороший имидж и связи, иметь офисы и телефоны, и        
больше ничего не надо, потому что все остальное - перевозки, питание, сервис    
- исполняют другие.                                                             
                                                                                
В нашем законопроекте написано (а смысл его состоит в том, чтобы сохранить за   
российским владельцем туристских фирм контрольный пакет акций): присутствие     
иностранного капитала - до 49 процентов. Это стандартная многолетняя            
проверенная формула. Вот при такой формуле - до 40 процентов - это и 13, и      
15, и ваши 20, Константин Сергеевич. Комитет просит поддержать в его редакции   
вот это положение.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну что, вопрос ясен. Я ставлю на голосование поправку     
депутата Савельева, но комитет просит ее не поддерживать. Прошу определиться    
голосованием.                                                                   
                                                                                
Голосуется поправка депутата Савельева. Комитет - против, он считает, что       
записано все правильно. Депутат Кибирев - против.                               
                                                                                
Так, кто без карточки или не успел проголосовать?                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за               52 чел.             11,6%                        
Проголосовало против           18 чел.              4,0%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                     72 чел.                                          
Не голосовало                 378 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Прошу определиться       
голосованием. Голосуется проект закона "О внесении изменений и дополнений в     
Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"   
во втором чтении.                                                               
                                                                                
Депутат Кибирев - за. Так, кто еще без карточки?                                
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              287 чел.             63,8%                        
Проголосовало против            4 чел.              0,9%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    291 чел.                                          
Не голосовало                 159 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Поздравляем разработчиков. Готовьте закон к третьему чтению, Борис              
Григорьевич.                                                                    

Заседание № 175

14.05.1998
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части предусмотрения мер по упорядочению условий доступа на российский рынок туристских услуг иностранных туроператоров, турагентов и экскурсоводов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1934 по 2132 из 5011
Пожалуйста, Борис Григорьевич, - о проекте федерального закона "О внесении      
изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах туристской               
деятельности в Российской Федерации".                                           
                                                                                
КИБИРЕВ Б.Г. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Полтора года    
назад наш состав Думы принял закон "Об основах туристской деятельности в        
Российской Федерации". Этот закон создал правовое поле для одного из самых      
выгодных видов коммерческой деятельности - массового туризма, когда люди        
платят достаточно большие деньги за развлечения и впечатления. Надо сказать,    
что многие страны с благоприятными условиями для массового туризма получают     
существенную прибавку к своим бюджетам за счет туризма, особенно въездного.     
                                                                                
Федеральный закон "Об основах туристской деятельности" убедительно показал, в   
общем-то, за полтора года свою жизненную силу, но проявился один существенный   
недостаток: он слабо защищает российский рынок туристских услуг от жесткой      
экспансии иностранных фирм и отдельных лиц.                                     
                                                                                
Надо сказать, что объем туристских услуг и деятельности фирм (как наших         
российских, так и иностранных) на территории Российской Федерации растет. Вот   
некоторые цифры, чтобы можно было представить, о чем идет речь. У нас в         
прошлом году из России за рубеж выехало 4,1 миллиона человек, а въехало в       
Россию - 2,5 миллиона человек. Баланс, видите, - 1,6 миллиона человек - не в    
нашу пользу. Россияне вывезли за рубеж 8 миллиардов долларов, а иностранцы      
ввезли в Россию только 4,9 миллиарда.                                           
                                                                                
Я не буду долго и подробно говорить на эту тему. Скажу, что получилась такая    
асимметрия: больше выезжают, меньше въезжают. Выгодность организации            
выездного туризма колоссальная, поэтому в развитии вот этого выезда из России   
заинтересованы многие иностранные туристические фирмы. И наше                   
законодательство никак не регулирует их деятельность на территории России.      
Поэтому смысл предлагаемого законопроекта состоит в том, чтобы, используя       
апробированные и принятые во всем мире способы законодательного                 
регулирования, защитить нашего отечественного производителя от экспансии        
иностранных фирм и поставить наши фирмы по крайней мере в одни условия в        
вопросах конкуренции с иностранными фирмами.                                    
                                                                                
Оппоненты и все товарищи, которые принимали участие в предварительном           
обсуждении этого законопроекта, прислали свои поправки. Задают вопрос: а надо   
ли идти по тому пути, который мы предлагаем, не лучше ли повышать уровень       
сервиса и так далее? Видимо, не все внимательно читали этот законопроект.       
Дело в том, что два этих направления как раз и предлагается использовать.       
Качество услуг повышать надо, но, извините, и нашего отечественного             
товаропроизводителя обижать тоже не следует.                                    
                                                                                
Мы проанализировали законодательства многих стран, авторитетных в области       
туризма, и я скажу: то, что мы предлагаем, - это норма, принятая во многих      
странах. Смысл законопроекта заключается в том, чтобы, используя эти            
общепринятые нормы, защитить нашего отечественного, российского производителя   
от недобросовестной конкуренции и поставить его в равные условия.               
                                                                                
Сам законопроект (вы ознакомились с ним) вносит изменения в статьи 1 и 5        
основного закона и добавляет статью 4-1 "Условия осуществления туристической    
деятельности на территории Российской Федерации".                               
                                                                                
Очень кратко скажу о смысле тех процессов, которые должны регулировать          
деятельность иностранных фирм на нашей территории. На территории России         
туроператорской деятельностью в сфере внутреннего туризма могут заниматься      
иностранные инвесторы и организации, если они являются юридическими лицами по   
закону. Участие иностранных инвесторов в коммерческих организациях,             
осуществляющих туроператорскую деятельность, за исключением экскурсионной       
деятельности, допускается только при условии, если сама организация             
существует в виде общества с ограниченной ответственностью или закрытого        
акционерного общества, если доля иностранного капитала в уставном капитале не   
превышает 49 процентов, а доля российского капитала - не менее 51 процента и    
если в руководящем составе, совете директоров или наблюдательном совете не      
менее 51 процента лиц с российским гражданством и постоянным проживанием на     
российской территории.                                                          
                                                                                
В представленном законопроекте максимально учтены замечания и Правительства,    
и Правового управления, и Комитета по труду и социальной политике. Некоторые    
имеющиеся неурегулированные вопросы будут предметом работы при подготовке       
законопроекта ко второму чтению.                                                
                                                                                
Таким образом, мы сегодня имеем возможность продемонстрировать уважительное     
отношение к нашему отечественному товаропроизводителю и фирмам, оказывающим     
туристические услуги, и поддержать их путем принятия предложенного              
законопроекта. И я вас с удовольствием приглашаю проголосовать за этот          
проект.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику? Подождите секундочку.       
Вопросов нет.                                                                   
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Пожалуйста, Савельев Константин Сергеевич.                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ К.С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Я входил в группу по         
разработке законопроекта об изменениях и дополнениях в закон "Об основах        
туристской деятельности в Российской Федерации" и хочу сказать, что здесь       
возникает ряд вопросов, которые необходимо сегодня, перед тем как               
проголосовать, уточнить. Это нужно сделать потому, что некоторые изменения и    
дополнения подрывают основы того закона, который мы приняли полтора года        
назад, и, соответственно, они могут повлиять на доходную часть бюджета. Мы      
все знаем, что мы хотим сегодня использовать туристскую деятельность не         
столько для обеспечения отдыха, сколько для пополнения государственного         
бюджета.                                                                        
                                                                                
Вот, например, предлагается изъять из статьи 1 об основных понятиях слова       
"индивидуальным предпринимателем" (15-й абзац). И вот этим изъятием из          
основного закона мы нарушаем часть 1 статьи 34 Конституции Российской           
Федерации, где за каждым гражданином признано право на свободное                
использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической   
деятельности, то есть сегодня мы ущемляем права индивидуального                 
предпринимателя.                                                                
                                                                                
Далее. В понятийный раздел разработчиками вводится определение о ключевом       
персонале фирмы. Данное предложение не является регулирующей нормой, а несет    
информацию познавательного характера. Это первый законодательный акт, который   
мы с вами принимаем, где предлагается введение такого определения. Предлагаю    
просить ввести это изменение в постановление Минтруда и не загромождать наш     
закон.                                                                          
                                                                                
Предлагаемая новая статья 4-1 (посмотрите, если она у вас открыта)              
предусматривает ограничение доступа на российский рынок туристских услуг        
иностранных фирм. В третьем абзаце разработчиками предлагается уменьшить долю   
уставного иностранного капитала до 49 процентов. Мы предлагаем уменьшить долю   
иностранного капитала до 20 процентов и соответственно повысить до 80           
процентов долю лиц, имеющих гражданство Российской Федерации. На сегодня нет    
сведений об уставном капитале иностранных инвестиций в турфирмах. В отдельных   
- 20 процентов, в отдельных - 40, а разработчики увеличивают, как я уже         
говорил, до 49 процентов. Тем самым развивающуюся отрасль мы ставим в           
зависимость от иностранного капитала, а страна лишится определенной части       
дохода.                                                                         
                                                                                
Абзац пятый данной статьи. Предлагается увеличить до 80 процентов состав        
совета директоров, наблюдательного совета для лиц с российским гражданством.    
Разработчики предлагают - до 49 процентов. То есть мы отдаем иностранным        
инвесторам право пользования туристическими фирмами до 49 процентов и также     
отдаем до 49 процентов мест в наблюдательном совете, что соответственно         
повлияет на управляемость туристических фирм.                                   
                                                                                
Статья 5. Разработчиками предлагается лицензирование туроператорской и          
турагентской деятельности возложить на органы координации и регулирования       
туристской деятельности совместно с объединениями туроператоров и турагентов.   
Если сегодня в Москве более 4 тысяч туристических фирм, то после появления      
этой строчки в законе возникнут несколько десятков вот этих общественных        
организаций, с которыми необходимо будет государственному комитету как органу   
регулирующему координировать вопросы в части лицензирования. И это будет        
практически невозможно, а если это коснется субъекта Федерации или              
территории, значит, там этот вопрос решить практически будет невозможно, и      
вся работа, которой мы с вами занимались, пойдет насмарку.                      
                                                                                
Из проекта следует убрать все, что касается лицензий. Положения о               
лицензировании должны определяться законом о лицензировании, проект которого    
мы с вами обсуждали.                                                            
                                                                                
В целом обсуждаемый сегодня законопроект можно принимать концептуально, в       
первом чтении. Но считаю, что все те изменения и дополнения, которые были       
озвучены, нужно будет подработать, учесть, и необходимо поработать всем         
депутатам. Если мы считаем, что закон об основах туристской деятельности и      
саму туристскую отрасль необходимо развивать... Если мы примем все то, что      
здесь было озвучено докладчиком, мы этим только подорвем нашу туристскую        
сферу и в государственный бюджет можем не получить ничего.                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще желающие выступить?                                                 
                                                                                
У нас присутствует заместитель председателя Государственного комитета по        
физической культуре и туризму Шпилько Сергей Павлович.                          
                                                                                
Сергей Павлович, каково мнение Правительства о данном законе? Пожалуйста.       
                                                                                
ШПИЛЬКО С.П., заместитель председателя Государственного комитета Российской     
Федерации по физической культуре и туризму.                                     
                                                                                
Мне было представлено мнение в целом позитивное. Мы полагаем, что это           
фактически один из первых примеров разработки законопроекта,                    
предусматривающего реальную защиту внутреннего рынка для данной отрасли. А      
некоторые из тех замечаний, которые сейчас прозвучали, в частности по           
предоставлению права индивидуалам заниматься операторской деятельностью, и      
некоторые другие действительно, наверное, можно учесть при доработке.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У представителя Президента есть замечания? Нет.                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставлю на голосование: принять законопроект в первом         
чтении. Пожалуйста.                                                             
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              291 чел.             64,7%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    293 чел.                                          
Не голосовало                 157 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.