Заседание № 208

26.01.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 97803567-2 "О меценатах и меценатстве".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3217 по 3317 из 7578
Коллеги, мы идём с опережением графика. Я вижу, что мы можем сейчас             
рассмотреть вопрос 24. Дело в том, что его автор, Станислав Сергеевич           
Говорухин, письменно обратился с просьбой рассмотреть данный законопроект без   
своего участия, поэтому я объявляю пункт 24: проект федерального закона "О      
меценатах и меценатстве". От комитета выступает заместитель председателя        
Комитета по культуре Александр Александрович Тягунов.                           
                                                                                
ТЯГУНОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Дорогие друзья, проект федерального закона "О меценатах и меценатстве",         
внесённый депутатом Говорухиным, а также депутатами Государственной Думы        
второго созыва Астраханкиной, Волчек, Губенко, Гудимой, Зотиковым, Менем,       
Сеславинским, Тарасовым и Шиповым, направлен на регулирование меценатской       
деятельности как особого вида благотворительной деятельности, в том числе на    
установление мер её государственной поддержки. Однако многие положения          
законопроекта, внесённого в 1997 году, подчёркиваю, устарели, не                
соответствуют действующему законодательству, в том числе законодательству о     
благотворительной деятельности и Гражданскому кодексу Российской Федерации.     
Кроме того, положения о предоставлении налоговых льгот являются предметом       
регулирования законодательства о налогах и сборах.                              
                                                                                
В проекте закона имеются внутренние противоречия. В статье 4 получателями       
меценатской поддержки определены физические или юридические лица,               
осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с сохранением и         
развитием культурного достояния Российской Федерации. В то же время в статье    
3, определяющей цели меценатства, и в статье 4, дающей определение понятия      
"меценатство", речь идёт не только о сохранении и развитии культуры, то есть    
национального культурного достояния, не только о поддержке культуры,            
искусства, деятелей культуры, но и о науке, образовании, просвещении, спорте.   
                                                                                
Дальше. Представляется неправомерным закреплённое в пункте 2 статьи 6           
законопроекта ограничение меценатства оказанием поддержки только                
профессиональной деятельности в области культуры и исключение поддержки всех    
форм самодеятельности и массовой культуры, о чём мы многократно говорили        
здесь.                                                                          
                                                                                
Неправомерно также установленное пунктом 3 статьи 5 законопроекта лишение       
работников органов государственной власти и органов местного самоуправления     
права на осуществление меценатской деятельности. Для участия в меценатской      
деятельности в качестве физического лица достаточно быть собственником          
передаваемого безвозмездно имущества.                                           
                                                                                
Мы также полагаем неверным законодательно устанавливать приоритетный, то есть   
в данном случае избирательный, подход к оказанию меценатской поддержки,         
определённый пунктом 2 статьи 5 законопроекта. Признавая необходимость          
государственной поддержки меценатов и меценатской деятельности, комитет         
считает, что такая поддержка должна осуществляться в контексте общих мер,       
направленных на создание благоприятных условий для функционирования социально   
ориентированных некоммерческих организаций, развития благотворительной          
деятельности и добровольчества в целом.                                         
                                                                                
Сегодня правовое регулирование меценатской деятельности и возможные формы его   
поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления    
осуществляются в соответствии с законом "О благотворительной деятельности и     
благотворительных организациях". Концепция содействия развитию                  
благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации,        
утверждённая распоряжением правительства от 30 июля 2009 года, определила       
основные задачи, направленные на поддержку этих видов деятельности, в том       
числе расширение налоговых стимулов. В соответствии с положениями концепции     
Правительством Российской Федерации подготовлены и внесены в Государственную    
Думу проекты федеральных законов, в которых предусмотрены реальные правовые     
механизмы для поддержки меценатов и меценатской деятельности, они там           
перечислены. Первый законопроект уже принят, второй подготовлен к               
рассмотрению во втором чтении. Так что мы с вами, наверное, во время работы     
нашего пятого созыва успеем принять те законы, которые будут соответствовать    
закону о меценатах и меценатстве.                                               
                                                                                
Учитывая изложенное, Комитет по культуре предлагает отклонить проект            
федерального закона, предложенный упомянутыми мной авторами.                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику? Есть. Депутат Рохмистров.   
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос к комитету. Мы много говорим о том, что у нас    
при сохранении объектов культурного наследия, архитектурного наследия           
существует очень много обременений. Насколько вот в тех законопроектах, о       
которых говорили, будет учитываться международный опыт, например Франции,       
создания ряда стимулов, чтобы были не только обязанности и обременения по       
сохранению, но в том числе и методы стимулирования тех людей, которые берут     
на себя ответственность по сохранению объектов культурного наследия (имеется    
в виду всё-таки архитектурное наследие, которое у нас в последнее время         
активно уничтожается)?                                                          
                                                                                
ТЯГУНОВ А. А. Мы как раз не ограничиваем тем, что берём только объекты          
культурного наследия, меценатство и меценаты - это гораздо шире. Ну, то, что    
любые формы помощи, в том числе международной, надо учитывать, - это моя        
точка зрения как члена комитета. Я полагаю также, что для стимулирования        
важны все формы, а не только формы материального поощрения, такие как           
налоговые преференции, это может быть, особенно для российского человека,       
какое-то поощрение не материального, а морального характера, в том числе и      
награды.                                                                        
                                                                                
Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы Л. К. Слиска   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Был всего один вопрос. Присаживайтесь,           
Александр Александрович.                                                        
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет. Голосование по законопроекту переносится на    
17 часов.                                                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6255 по 6271 из 7578
Ставится на голосование пункт 24, проект федерального закона "О меценатах и     
меценатстве".                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за               61 чел.13,6 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     62 чел.                                          
Не голосовало                 388 чел.86,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.