Заседание № 51

18.10.2000
Вопрос:

О проекте федерального закона "О сельскохозяйственных научных организациях".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1014 по 1129 из 7385
Приступаем к рассмотрению пункта 4: о проекте федерального закона "О            
сельскохозяйственных научных организациях", законопроект второго чтения.        
Докладывает председатель подкомитета Комитета по аграрным вопросам Иван         
Васильевич Апарин.                                                              
                                                                                
Пожалуйста, Иван Васильевич.                                                    
                                                                                
Уважаемые депутаты, я просила бы все-таки быть на местах, когда вы должны       
докладывать свои вопросы.                                                       
                                                                                
Депутату Апарину включите микрофон еще раз, пожалуйста.                         
                                                                                
АПАРИН И. В., Агропромышленная депутатская группа.                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, проект федерального закона "О сельскохозяйственных научных   
организациях" был внесен в Государственную Думу Пономарёвым Алексеем            
Алексеевичем и депутатами Думы второго созыва Агафоновым, Смоляковым,           
Шевелухой с целью устранения некоторых пробелов в законодательстве,             
касающемся сферы деятельности сельскохозяйственных и научных организаций.       
                                                                                
Правовые отношения в сфере деятельности научных организаций регулируются        
базовым Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической       
политике". Однако сельскохозяйственным научным организациям присущи отдельные   
особенности, которые в базовом законе не учтены.                                
                                                                                
Законопроект был принят в первом чтении 16 июня 1999 года. Ко второму чтению    
на него получено 38 заключений, в том числе от 29 субъектов Российской          
Федерации. В большинстве заключений высказана поддержка законопроекта. Однако   
отрицательные заключения получены от Президента Российской Федерации, от        
Правительства Российской Федерации, а также от Правового управления Аппарата    
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
Главные замечания высказываются в отношении того, что ряд положений             
законопроекта входит в противоречие с законодательством Российской Федерации.   
В частности, это касается главы III, в которой устанавливается правовое         
положение опытно-производственных предприятий сельскохозяйственных научных      
организаций, которые мы привыкли коротко называть ОПХ. Дело в том, что в        
жизни они существуют, и ни одна сельскохозяйственная научная организация        
просто не может работать без ОПХ, но Гражданский кодекс Российской Федерации    
подобную форму хозяйствующего субъекта не предусматривает. Аналогичная          
ситуация и по главе IV, в которой устанавливаются правовое положение научных    
и научно-производственных объединений сельскохозяйственных научных              
организаций.                                                                    
                                                                                
В процессе подготовки законопроекта ко второму чтению устранить эти             
противоречия не удалось, а точнее, оказалось, что сделать это просто            
невозможно. Чтобы устранить отмеченные противоречия, надо исключить             
положения, касающиеся ОПХ, а также положения о научных и                        
научно-производственных объединениях сельскохозяйственных научных               
организаций. В этом случае законопроект теряет всякий смысл. Видимо,            
правильно будет пойти по пути внесения поправок в действующие законодательные   
акты.                                                                           
                                                                                
Обсудив на заседании комитета эту ситуацию, депутаты комитета пришли к          
выводу, что надо согласиться с мнением Президента Российской Федерации о        
нецелесообразности дальнейшей работы над законопроектом. Поэтому мы просим      
возвратить законопроект к процедуре первого чтения, далее его отклонить и       
снять с дальнейшего рассмотрения.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, поступило предложение о возвращении проекта федерального    
закона "О сельскохозяйственных научных организациях" к процедуре первого        
чтения. Кто за предложение комитета, за возврат данного законопроекта к         
процедуре первого чтения? Прошу вас определиться голосованием.                  
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 31 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.             70,0%                        
Проголосовало против            8 чел.              1,8%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    324 чел.                                          
Не голосовало                 126 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается. Законопроект возвращен к процедуре первого чтения.                 
                                                                                
Предложение комитета я просила бы еще раз прокомментировать тогда. Вы           
предлагаете данный законопроект отклонить?                                      
                                                                                
Включите еще раз, пожалуйста, микрофон депутату Апарину.                        
                                                                                
АПАРИН И. В. Основным разработчиком была Российская академия сельхознаук, и     
она также считает, что принятие такого закона сейчас несвоевременно. Лучше      
пойти, я еще раз повторяю, путем поправок.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, мы выслушали мнение представителя     
комитета по данному законопроекту. Вернули к процедуре первого чтения.          
Комитет просит данный законопроект отклонить, но мы должны с вами               
проголосовать по законопроекту в первом чтении. Прошу вас определиться по       
принятию в первом чтении законопроекта "О сельскохозяйственных научных          
организациях", учитывая мнение комитета. Кто за то, чтобы принять в первом      
чтении? Голосуем. (Шум в зале.) Он возвращен к процедуре первого чтения.        
                                                                                
Алексей Валентинович, проект постановления надо сделать.                        
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 33 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за               58 чел.             12,9%                        
Проголосовало против           77 чел.             17,1%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    135 чел.                                          
Не голосовало                 315 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается. Законопроект снимается с дальнейшего рассмотрения. (Шум в       
зале.)                                                                          
                                                                                
Николай Васильевич, не принят в первом чтении. Не принят в первом чтении! Мы    
вернули его к процедуре первого чтения, комитет предложил его отклонить. Мы     
проголосовали - закон не принят. (Шум в зале.) Все правильно. Тамара            
Васильевна, все правильно. От комитета по Регламенту нам сделали кивок          
согласия с тем, что мы сделали.                                                 
                                                                                

Заседание № 271

16.06.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О сельскохозяйственных научных организациях".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6626 по 6918 из 6966
Переходим к пункту 27 повестки дня.                                             
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Георгиевич Нигкоев. Владимир Николаевич Плотников -          
содокладчик.                                                                    
                                                                                
НИГКОЕВ С.Г., Аграрная депутатская группа.                                      
                                                                                
Агафонов - содокладчик.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто будет содокладчиком? Агафонов.                        
                                                                                
Пожалуйста, докладывайте вы, Сергей Георгиевич.                                 
                                                                                
НИГКОЕВ С.Г. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Вашему          
вниманию предлагается проект федерального закона "О сельскохозяйственных        
научных организациях". В настоящее время основным правовым актом в сфере        
деятельности научных организаций является Федеральный закон "О науке и          
государственной научно-технической политике", принятый в августе 1996 года.     
Однако деятельность сельскохозяйственных научных организаций имеет ряд          
особенностей, которые, естественно, не могли быть учтены в данном законе.       
Кратко остановлюсь на этих особенностях.                                        
                                                                                
Первая особенность. Сельскохозяйственная научная организация функционирует в    
условиях своеобразного двоевластия. Сегодня в Российской Федерации имеется      
около 300 сельскохозяйственных научных организаций. В структурах управления     
ими... координация их деятельности сложилась так, что часть из них, а если      
точнее, то 69 относятся к Министерству сельского хозяйства и продовольствия     
Российской Федерации, а 225 - к Российской академии сельскохозяйственных        
наук.                                                                           
                                                                                
Минсельхозпрод России является федеральным органом исполнительной власти, а     
Россельхозакадемия таковым не является. В то же время некоторые положения       
Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике"     
предоставляют определенные права только органам исполнительной власти. Прежде   
всего это касается права учреждений и научных организаций. Оно, как следует     
из названного федерального закона, предоставлено органам исполнительной         
власти Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов           
Российской Федерации. Про отраслевые академии наук по данному вопросу ничего    
не говорится, но всем понятно, что они, в том числе и Россельхозакадемия,       
правом учреждения научных организаций пользуются. Предлагаемым вам на           
рассмотрение законопроектом мы устраняем эту нестыковку и четко устанавливаем   
круг учредителей сельскохозяйственных научных организаций. Это очень важно,     
так как от того, кто является учредителем сельскохозяйственной научной          
организации, зависит и финансирование, и регулирование ее деятельности.         
Вместе с тем, с учетом того фактора, что весь академический состав научных      
аграрников находится в Россельхозакадемии, координация научно-методической      
деятельности сельскохозяйственных научных организаций возлагается на            
Россельхозакадемию.                                                             
                                                                                
Вторая особенность, связанная с деятельностью сельскохозяйственных научных      
организаций, - необходимость их выживания в условиях нестабильного, если        
можно мягко выразиться, бюджетного финансирования. Большинство из них в         
настоящее время без предпринимательской деятельности работать просто не         
могут. Являясь учреждениями, они существуют как предприятия, и против этого     
никто не возражает. Но мы считаем, что необходимо законодательно уточнить их    
статус, что предлагается в статьях 4 и 5 законопроекта.                         
                                                                                
Третья особенность. Многообразие природно-климатических условий Российской      
Федерации, большая географическая протяженность территорий вызывают             
необходимость проведения научно-исследовательских работ в сфере                 
сельскохозяйственного производства, обслуживания этой отрасли с учетом как      
общих, так и зональных особенностей.                                            
                                                                                
Четвертая особенность. Специфика деятельности сельскохозяйственных научных      
организаций требует постоянной производственной апробации результатов           
исследований, освоения новых технологий, проверки новых сортов растений,        
пород скота, организации первичного семеноводства, разведения высокопородных    
животных и так далее. Все это возможно лишь при тесной, взаимосвязанной и       
взаимодополняющей работе научной организации, экспериментальной и               
производственной базы. В предлагаемом законопроекте деятельность                
сельскохозяйственной научной организации и экспериментально-производственного   
предприятия рассматривается в органической связи.                               
                                                                                
Пятая особенность. Практика показала, что эффективность деятельности            
сельскохозяйственных научных организаций, их интеграция с производством         
оказываются значительно выше, если они объединяют свои усилия и возможности.    
Это реализуется путем создания различного рода научных и                        
научно-производственных объединений. Кроме этого, имеются центры научного       
обеспечения, научной и научно-производственной системы, технопарки и так        
далее. К сожалению, они не фигурируют в Гражданском кодексе Российской          
Федерации, но в жизни они есть, поэтому и в законопроекте сделана попытка       
упорядочить этот вопрос.                                                        
                                                                                
Шестое. Самым слабым звеном в деятельности сельскохозяйственных научных         
организаций является внедрение научных разработок в производство. В             
большинстве стран с развитым сельским хозяйством эта работа проводится через    
информационно-консультационные службы. С учетом этого опыта законопроектом      
предусматривается создание подобной службы в рамках сложившейся системы         
координации деятельности сельскохозяйственных научных организаций.              
                                                                                
Эти особенности, на наш взгляд, и вызывают необходимость принятия               
специального федерального закона.                                               
                                                                                
Проект федерального закона "О сельскохозяйственных научных организациях"        
разработан в развитие Федерального закона "О науке и государственной            
научно-технической политике" и в соответствии с Федеральной целевой             
программой "Стабилизация и развитие агропромышленного производства в            
Российской Федерации" (1996-2000 годы), утвержденной указом Президента          
Российской Федерации. Он подготовлен депутатами Государственной Думы            
совместно с учеными Российской сельскохозяйственной академии, специалистами     
сельского хозяйства, производственниками, с привлечением широкого круга         
работников других научных сельскохозяйственных организаций. Мы считаем, что     
его принятие позволит учесть и законодательно оформить особенности              
функционирования сельскохозяйственных научных организаций,                      
экспериментально-производственных научных организаций, предприятий, тем самым   
расширить законодательную базу и сократить объем подзаконного правового         
регулирования в данной сфере.                                                   
                                                                                
Принятие данного федерального закона не потребует дополнительного               
финансирования из государственного бюджета, а также не потребует отмены или     
внесения изменений и дополнений в действующие законодательные акты Российской   
Федерации.                                                                      
                                                                                
Законопроект прошел правовую экспертизу, а также направлялся на заключение в    
Правительство Российской Федерации. У Правового управления Аппарата             
Государственной Думы есть серьезные замечания по законопроекту. Мы с ними       
согласны и намерены их обязательно учесть при последующей работе.               
                                                                                
Правительство концептуально не отвергает данный законопроект. Есть у них        
определенные замечания, и мы полагаем, что их можно будет учесть при            
подготовке данного законопроекта ко второму чтению. Внимательно рассмотрев      
замечания Правительства, мы пришли к выводу, что они справедливы, но не носят   
концептуального характера и вполне могут быть учтены при подготовке             
законопроекта ко второму чтению.                                                
                                                                                
Естественно, мы рассчитываем на коллективный разум в работе над                 
законопроектом и в случае его принятия в первом чтении готовы рассмотреть все   
замечания и предложения как от депутатов Государственной Думы, так и от         
других субъектов права законодательной инициативы.                              
                                                                                
Комитет убедительно просит поддержать данный законопроект. У меня все.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Садитесь, пожалуйста.                            
                                                                                
Содоклад. С места. Агафонов Валентин Алексеевич.                                
                                                                                
АГАФОНОВ В.А. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты! Проект закона "О     
сельскохозяйственных научных организациях" рассмотрен Комитетом                 
Государственной Думы по аграрным вопросам. Проект прошел апробацию во многих    
сельскохозяйственных научных организациях и субъектах Российской Федерации.     
Концепция закона, мы считаем, исходит из необходимости повышения роли           
сельскохозяйственных научных организаций, научно-производственных               
объединений, других структурных образований, непосредственно связанных с        
внедрением научных достижений в агропромышленный комплекс страны. Несомненно,   
все это будет способствовать повышению эффективности сельскохозяйственного      
производства, АПК, внедрению более современных технологий. Проект закона        
создает необходимую правовую базу для работы этих многочисленных, сегодня так   
необходимых для развития агропромышленного производства сельскохозяйственных    
научных организаций, что, безусловно, скажется не только на повышении роли их   
самих, но и, как я уже сказал, на повышении эффективности агропромышленного     
производства.                                                                   
                                                                                
Дальше. Аграрный комитет внимательно рассмотрит все поправки при подготовке     
данного законопроекта ко второму чтению. Как уже было сказано, есть серьезные   
замечания по содержательной части ряда статей данного законопроекта,            
касающиеся вопросов внутреннего взаимоотношения между непосредственно самими    
научными сельскохозяйственными организациями, научно-производственными          
объединениями, вопросов финансирования, вопросов земельных отношений, а также   
ряда других хозяйственных вопросов. Все эти замечания, о которых говорил и      
докладчик, комитетом будут внимательно рассмотрены и учтены при подготовке      
данного законопроекта ко второму чтению.                                        
                                                                                
Комитет по аграрным вопросам просит депутатов Государственной Думы поддержать   
в первом чтении данный законопроект.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Алексеевич.                             
                                                                                
Уважаемые депутаты, сегодня - среда, и продление времени до завершения          
рассмотрения вопроса производится без голосования, решением                     
председательствующего. Давайте продолжим рассмотрение.                          
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчикам? Вопросов нет.                                    
                                                                                
Вишняков Виктор Григорьевич, вопрос.                                            
                                                                                
Сергей Георгиевич, пройдите.                                                    
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Естественно, я за то, чтобы принять этот закон, но у меня         
вопросы сразу к двум - к докладчику и содокладчику, Сергею Георгиевичу и        
Владимиру Николаевичу.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. К Валентину Алексеевичу.                                  
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Извините, пожалуйста, - к Валентину Алексеевичу.                  
                                                                                
Я приветствую желание и переработать этот закон на стадии второго чтения, и     
учесть все замечания Правового управления. Но к этим замечаниям Правового       
управления я отношу следующие, я их цитирую (вот смогут ли уважаемые            
докладчики это все исправить?): вопросы, затронутые предлагаемым проектом,      
урегулированы в рамках действующего законодательства; проект не содержит        
каких-либо особенностей регулирования отношений по поводу создания,             
деятельности, реорганизации и ликвидации организаций; большинство его           
положений дублирует положения Гражданского кодекса Российской Федерации.        
                                                                                
Я понимаю, что докладчики все это исправят. Но насколько можно верить этим      
словам, насколько действительно вот эта огромная работа, которая сейчас         
сформулирована в замечаниях Правового управления... (Микрофон отключен.)        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос закончен. Отвечайте, пожалуйста, Сергей            
Георгиевич, и Валентин Алексеевич тоже.                                         
                                                                                
НИГКОЕВ С.Г. Насколько я понял... Я могу еще раз подтвердить, что               
действительно все замечания, которые мы, если учтем, внимательнейшим образом    
рассмотрим. Но могу ответить следующее на вопрос, нужен ли такой закон или      
нет. Действительно, есть закон о научных организациях, закон "О науке и         
государственной научно-технической политике". Данный закон, который я только    
что назвал, не учитывает особенностей сельскохозяйственных научных              
организаций. И если вносить поправки в этот действующий закон, то это, на наш   
взгляд, нарушит целостность этого закона. Поэтому мы решили отдельным законом   
это учесть. А те замечания, которые будут, мы внимательно рассмотрим и          
обязательно учтем.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентин Алексеевич, есть что дополнить?                  
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Агафонову Валентину Алексеевичу.                  
                                                                                
АГАФОНОВ В.А. Я думаю, уважаемый Виктор Григорьевич, ваши сомнения просто       
как-то необоснованны. Я думаю, не совсем, может быть, даже тактично выражать    
сегодня какое-то недоверие комитету и нам, разработчикам, в части того,         
сможем ли мы и учтем ли все замечания. Я еще раз хочу сказать, что аграрный     
комитет внимательно рассмотрит не только поступившие уже замечания, но и все    
те предложения, которые будут даны по данному законопроекту в период            
подготовки его ко второму чтению. И при вынесении всех тех наших предложений    
в виде поправок на голосование во втором чтении депутаты Государственной Думы   
будут определяться, где поддержать, где отклонить, а где, так сказать, и        
согласиться.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы у депутатов? Нет.                     
                                                                                
Спасибо, Сергей Георгиевич. Садитесь.                                           
                                                                                
Кто хочет выступить? Депутатов, желающих выступить, нет.                        
                                                                                
Представитель Правительства? Пожалуйста, выступайте, Геннадий Николаевич.       
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты, уважаемый             
докладчик! Заключение Правительства Российской Федерации подписано              
вице-премьером...                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куликом.                                                  
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н. ...или заместителем Председателя Правительства Куликом Геннадием   
Васильевичем. И если внимательно его почитать, то можно увидеть, что            
Правительство Российской Федерации не поддерживает данную редакцию закона,      
читай: данную концепцию. Если внимательно посмотреть заключение                 
Правительства, то можно увидеть, что буквально по многим статьям и пунктам      
статей есть замечания, причем указывается на то, что многие положения           
законопроекта противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации. Многие    
положения законопроекта не согласуются с действующим Федеральным законом "О     
науке и государственной научно-технической политике". Многие положения          
законопроекта уже урегулированы действующим законодательством.                  
                                                                                
Правительство Российской Федерации в данной редакции, в данной концепции        
законопроект, представленный на принятие Государственной Думой, не              
поддерживает.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель Президента? Александр Алексеевич, желаете выступить? Нет.         
                                                                                
Заключительное слово, Сергей Георгиевич, будете произносить? Пожалуйста. С      
места.                                                                          
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
НИГКОЕВ С.Г. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Мы             
внимательно рассматривали заключение, которое подписано действительно           
Куликом, по пунктам, и нигде мы не обнаружили, чтобы эти замечания отвергали    
концепцию данного законопроекта.                                                
                                                                                
Мы пришли к выводу, что при подготовке данного законопроекта ко второму         
чтению все эти замечания будут внимательно рассмотрены, учтены и согласованы.   
Поэтому и вынесли на ваше решение: в первом чтении принять данный               
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, заключительное слово прозвучало. Ставлю на           
голосование: указанный законопроект принять в первом чтении. Прошу              
голосовать. Правительство - против, как было сказано. Идет голосование пункта   
27 повестки дня.                                                                
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Таких нет.                           
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 06 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              251 чел.             55,8%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    251 чел.                                          
Не голосовало                 199 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.