Заседание № 75
О проекте федерального закона N№ 97803009-2 "О государственном управлении и поддержке Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании" (принят в первом чтении 14 января 1998 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Блок законопроектов, принятых в первом чтении и предлагаемых к отклонению. Пункт 6, о проекте федерального закона "О государственном управлении и поддержке Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании". Доклад заместителя председателя Комитета по информационной политике Павла Анатольевича Пожигайло. Пожалуйста. ПОЖИГАЙЛО П. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение выносится законопроект "О государственном управлении и поддержке Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании". Законопроект был внесен еще депутатами Государственной Думы второго созыва и был принят Государственной Думой в первом чтении 14 января 1998 года. Законопроектом предлагалось ввести специальный режим финансирования ВГТРК с одновременным полным запретом рекламной деятельности, также предлагалось запретить спонсирование компании и приватизацию ВГТРК. Авторы также предлагали ввести в систему управления ВГТРК специальный коллегиальный орган - Наблюдательный Совет. Полагаю правильным согласиться с мнением Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации, которые при рассмотрении законопроекта еще в 1997-1998 годах в своих отзывах на него отмечали, что многие положения, о которых упоминали авторы в тексте законопроекта, уже тогда нашли свое отражение в других нормативных правовых актах и какого-либо дополнительного нормативного регулирования не требуют. Это утверждение актуально и на сегодняшний день с той лишь разницей, что многие из федеральных актов претерпели совершенствование. Например, приняты новый устав компании, федеральный закон, регулирующий вопросы приватизации государственного и муниципального имущества, принят специальный Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". С момента внесения этой инициативы прошло уже около семи лет - срок, как вы понимаете, огромный. В общем, в этот период наша правовая система действительно не стояла на месте, и еще большее число положений законопроекта реализовано в различных нормативных правовых актах действующего законодательства. Так, например, практически все положения статьи 1 законопроекта вошли в устав компании, в последней редакции устав утвержден постановлением Правительства Российской Федерации № 111 от 26 февраля 2004 года. Реализовано положение о назначении руководителя компании Президентом Российской Федерации. Компания и Правительство Российской Федерации пошли навстречу пожеланиям населения в той мере, в какой это было возможно и в какой это позволяет федеральный бюджет, и сделали так, что, вы знаете, телевещание по одному из каналов ВГТРК, каналу "Культура", сейчас осуществляется без размещения рекламы. Услуги связи, предоставляемые ВГТРК организациями связи, например такими, как "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", предприятие "Космическая связь", осуществляются по тарифу, утверждаемому уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, и положение статьи 4 законопроекта, по сути, тоже было реализовано на практике. Положение о запрете на приватизацию ВГТРК противоречит Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества". Приватизация федерального имущества возможна, но установлен определенный порядок ее осуществления, простой же запрет на приватизацию не согласуется с законом. Противоречат действующему законодательству и другие предложения: положения о запрете рекламы, спонсорской деятельности в отношении ВГТРК, о создании Наблюдательного Совета, но предложений по устранению этих противоречий законодательная инициатива не содержит. В предложении по созданию фонда, например, неясен ни принцип его создания, ни статус этого фонда, то есть фактически этот фонд является бесперспективным, так как источником его финансирования предполагался тот же самый федеральный бюджет. В целом же, как отмечает Правовое управление Аппарата Государственной Думы, нет оснований для решения вопросов, касающихся деятельности отдельно взятого субъекта, на уровне норм федерального закона. Комитет по информационной политике считает нецелесообразной дальнейшую работу по рассматриваемому законопроекту и просит Государственную Думу отклонить этот законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Павел Анатольевич. В соответствии с Регламентом я спрашиваю: есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Нет. Полномочному представителю правительства? Нет. Представителям депутатских объединений? Есть. От ЛДПР - Жириновский Владимир Вольфович. От КПРФ, я вижу, - Романов Валентин Степанович. Пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я считаю, что семь лет назад Дума правильно приняла данный законопроект. Все семь лет его не допускали до второго чтения определенные группировки, которые не были заинтересованы в том, чтобы была здоровая политическая и социальная информация на нашем главном государственном канале. Поэтому не очень приятно вас слушать, Павел Анатольевич, когда вы тут говорите, что законопроект устарел. Конечно, семь лет спустя он устарел, у нас уже многое изменилось. Но кто мешал его принять тогда, в 98-м году? Я просил бы по всем законопроектам, которые комитеты предлагают к отклонению, говоря, что мы как бы не можем их принимать, историю вопроса все-таки смотреть: кто были, так сказать, те люди, которые не хотели принимать законопроект. Это был хороший законопроект, нужна обязательно государственная форма управления таким каналом, поддержку нужно было ему оказывать. И теперь мы видим, что канал вынужден прибегать к услугам рекламных агентств именно потому, что тогда мы ему не дали нужных денег из федерального бюджета. Можно было дать эти деньги, они были, тем более что до дефолта было еще девять месяцев. Лучше бы эти деньги дали каналу, всё равно они пропали после деятельности премьер-министра Кириенко! Поэтому, если вы, Комитет по информационной политике, просто расписываетесь в своей беспомощности, если вы не в состоянии своевременно принимать законы... Сейчас здесь Валерий Яковлевич Комиссаров будет пытаться говорить про то, кто был председателем комитета в тот период. Принимает Дума, и комитет - общим голосованием, не один председатель. Вот сейчас вы, как председатель, неправильно сформировали комиссию согласительную: не имели права без согласия всех членов комитета представителей одной фракции включать. А тогда это был более демократический комитет, и на членов комитета надавили представители разных фракций, и этот закон, очень хороший, семь лет провалялся, так сказать. Павел Анатольевич нам говорит, что некоторые положения законопроекта вошли там в устав этой телекомпании, в другие законодательные акты, но если бы был принят своевременно полновесный закон, тогда государственный канал был бы лучше. А сегодня депутаты сталкиваются с тем, что не могут получить возможность выступить. Депутаты Государственной Думы! Им отказывают! А вы продолжаете не принимать закон даже о самой телекомпании. Мы могли бы заложить в этот закон еще поправку, поскольку это только первое чтение, чтобы обязать телекомпанию на всей территории России соблюдать закон о статусе депутата. Семь минут каждые два месяца нам положено, это значит, сорок две минуты в год, сто шестьдесят восемь минут за четыре года. Это почти три или четыре часа вещания. Три часа вещания имеют депутаты наши? Не имеют! И закон не хотите принимать. Где еще такой парламент, который не хочет принимать закон о телевидении, на котором ему, депутату, не дают слова?! Это уже верх безответственности. Поэтому виноваты вы, Комиссаров Валерий Яковлевич, виноваты Павел Анатольевич Пожигайло и все депутаты - члены комитета, которые за одиннадцать лет не были в состоянии принять хороший закон о нашем главном государственном телеканале, на котором сегодня нам с вами отказывают в праве на выступление! Вот до чего довела плохая работа депутатов, плохая работа председателя палаты Селезнёва, который не сумел добиться принятия закона еще семь лет назад. Это тоже мы все должны учесть и в какой-то степени призвать к ответственности депутатов. Мы сами о себе не хотим даже подумать, а вы тут зовете Лукина! Вы о себе подумайте, так сказать, как мы свои права защищаем! А если мы не можем свои права защитить, то как мы будем защищать права наших избирателей? Поэтому считаю, что в будущем, когда мы отклоняем законы, долго лежащие в архивах, в столах наших комитетов, надо все-таки наказывать тех, кто... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, хотел сказать несколько слов в связи с обсуждением данного законопроекта, тем более почти рекордсмена. Действительно, Дума вправе сама себе, и в том числе комитету... Пусть состав комитета меняется, но с профессиональной точки зрения комитет был обязан, видя ситуацию в стране, видя положение в системе средств информации, значительно раньше вернуться к этому законопроекту и вынести его на второе чтение. Из системных критериев национальной безопасности сегодня вопросы информационной безопасности выходят на одно из первых мест. Что, мы не видим, с одной стороны, угрозу, прямо скажем, тоталитарных тенденций - значит, поджатие в одну струнку и так далее? Мы это тоже понимаем. Государство должно регулировать такие вещи, как деятельность государственных телерадиоканалов. В то же время в нынешней реальной обстановке государство должно признать, что имеют право на выступления и оппозиционные силы, в том числе и на коммерческих каналах, но там всё определяется деньгами, как, впрочем, и на государственных. Я хотел бы в этой связи полностью поддержать возмущение депутата Жириновского, потому что, поделюсь, ровно два года - с января 2003 года - мне, как депутату, ГТРК Самарской области ни разу не дала возможности выступить. Я дошел до Генерального прокурора - получил ответ: депутат правильно ставит вопрос, но должен написать письменную заявку. Я обратился письменно и тут же получил ответ, что идут выборы, поэтому не дадут. После выборов обращались снова письменно, мне присылают бригаду, записывают 28 декабря прошлого года несколько слов, а накануне передачи сообщают без объяснения причин, что снова не дадут в эфир. За эти два года депутат Романов минимум сорок раз лично пытался дозвониться до руководителя региональной телерадиокомпании Алиева, и ни разу этот человек не снял трубку. Я спрашиваю Комитет по информационной политике: коллеги, вы что, не видите, что происходит, или это относится только к депутатам от оппозиции, а "Единая Россия" регулярно, спокойно выступает на всех каналах? Я пользуюсь случаем, чтобы сказать: общество обречено на еще гораздо большие социальные потрясения, если власть, в том числе и Государственная Дума, не осознает, что демократизм - это способность сопоставлять точки зрения, это способность давать слово оппозиции, наконец... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Селезнёв Геннадий Николаевич, пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ Г. Н., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Борис Вячеславович, я хотел бы, чтобы вы сделали замечание своему боевому заместителю Владимиру Вольфовичу Жириновскому. Владимир Вольфович, у меня к вам просьба: не выступайте в роли прокурора и не раздавайте всем оценки, как вы это часто любите делать. И, пожалуйста, менее эмоционально, у нас закладывает уши, когда вы кричите. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович. Пожалуйста, по ведению. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Борис Вячеславович, в связи с обсуждением этого вопроса я хотел бы попросить Андрея Викторовича Логинова, представителя правительства. Мы просили заключение на законопроект, которым мы как раз и хотели решить вопросы, регулирующие выступления депутатов Государственной Думы, а нам дают не заключение, а мнение какое-то там. Полгода уже прошло, понимаете? Пожалуйста, примите меры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю правительства? Нет. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект постановления об отклонении законопроекта, принятого в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 44 сек.) Проголосовало за 293 чел.65,1% Проголосовало против 59 чел.13,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8% Результат: принято Постановление об отклонении законопроекта принято.
Заседание № 146
О проекте федерального закона "О государственном управлении и поддержке Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Рассматриваем пункт 14: о проекте федерального закона "О государственном управлении и поддержке Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании". Пожалуйста, Олег Александрович Финько. ФИНЬКО О.А., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи, фракция Либерально-демократической партии России. Уважаемые депутаты, вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О государственном управлении и поддержке Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании". Необходимость принятия настоящего закона обусловлена актуальной потребностью в улучшении государственного управления деятельностью ВГТРК. Основными моментами, которые отражают концепцию данного законопроекта, являются следующие. Во-первых. Безусловный запрет на... (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, потише, пожалуйста! ФИНЬКО О.А. ...на приватизацию ВГТРК, а также на отчуждение в каких бы то ни было формах принадлежащего ВГТРК на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества, сдачу его в аренду или распоряжение этим имуществом иным способом, осуществляемые с изменением права федеральной собственности на это имущество. Необходимость введения запрета на приватизацию обусловлена тем, что ВГТРК является крупнейшей в Российской Федерации телерадиовещательной компанией, сеть распространения программ которой охватывает всю территорию России. По этой причине с учетом национальных особенностей и во избежание ограничения свободы информации данная телерадиокомпания не должна находиться в собственности какой-либо группы лиц и не должна в своих программах отражать корпоративную точку зрения. Во-вторых. В целях усиления государственного руководства ВГТРК настоящим законопроектом предполагается создать в структуре органов управления ВГТРК наблюдательный совет. Наблюдательный совет создается из числа представителей Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства Российской Федерации и иных лиц и утверждается Президентом Российской Федерации. Введение наблюдательного совета в структуру органов управления ВГТРК как общественного контрольного органа, не подчиненного руководству ВГТРК, позволит осуществлять реальные контрольные полномочия за деятельностью ВГТРК, давать рекомендации по тематике программ и в случае необходимости по сетке вещания. За последние месяцы на ВГТРК закрыты такие, например, программы, как "Национальный интерес", передача Караулова "Момент истины" и некоторые другие. Под предлогом устранения нарушений, выявленных Счетной палатой, сокращаются сотни работников ВГТРК. Все это должно заинтересовать наблюдательный совет. По этому поводу уже было довольно много депутатских запросов. Кроме того, в Думу поступают письма, подписанные многочисленными сотрудниками ВГТРК. Наличие действенного контроля позволит предотвратить возможность нецелевого использования средств федерального бюджета, нарушения валютного и налогового законодательства, неэффективного использования бюджетных средств, неправомерного использования государственных налоговых льгот, а также нарушения государственной финансовой дисциплины. В основе этой проблемы лежит договоренность руководства Государственной Думы с Президентом и с Председателем Правительства. Дополнительно, вне рамок закона, предстоит разработать положение о наблюдательном совете, над которым работают представители Государственной Думы и руководства ВГТРК. В-третьих. В законопроекте рассмотрен принцип финансирования деятельности ВГТРК, основанный на запрещении распространения рекламы, на гарантированном сбалансированном бюджетном финансировании, не исключающем возможности получения ВГТРК доходов, не связанных с распространением рекламы, а именно доходов от реализации программ собственного производства, видеоматериалов, и доходов, связанных с использованием авторских прав. В Думу приходит большое количество писем наших избирателей, требующих прекратить демонстрацию телерекламы на канале ВГТРК. Вот выдержки только из одного письма, которое мы получили сегодня, адресованного руководителю Государственной Думы Геннадию Николаевичу Селезневу: "Уважаемый Геннадий Николаевич! Известно, что в свое время именно под воздействием ложных заманчивых телереклам десятки миллионов россиян доверчиво вкладывали свои скромные денежные сбережения, а также пресловутые ваучеры в различные коммерческие структуры. В результате с помощью телевидения и при попустительстве Правительства вкладчики оказались грубо обманутыми, многие триллионы рублей россиян исчезли бесследно. И, конечно, никто не понес никакого наказания за такой откровенный грабеж народа. И теперь, пользуясь своей недоступностью и вседозволенностью, телекомпании дружно продолжают одурачивать народ своими шарлатанскими рекламами, лишь бы заработать побольше денег. Уважаемый Геннадий Николаевич, видимо, пора избавить россиян от угнетающего рекламного произвола, дать возможность людям спокойно отдыхать у экранов своих телевизоров без реклам, которые уже давным-давно у всех сидят в печенках". И таких писем, я хочу вам сказать, довольно много, их получает и комитет, и руководство Государственной Думы. Наличие действенного контроля позволит предотвратить возможность нецелевого использования средств федерального бюджета, нарушения валютного и налогового законодательства, неэффективного использования внебюджетных средств, неправомерного использования государственных налоговых льгот. Устанавливаемый настоящим законопроектом запрет на распространение рекламы вызван не стремлением предоставить коммерческим телерадиовещательным организациям более выгодные условия существования и не желанием обречь на нищету государственные телерадиовещательные организации, а необходимостью обязать государство осуществлять полное бюджетное финансирование государственной же телерадиокомпании, с одной стороны, и исключением возможности финансовых и иных злоупотреблений при осуществлении рекламной деятельности, с другой стороны. Несмотря на неоднократные наши попытки, мы так и не смогли узнать, куда идут и как распределяются доходы от рекламы на ВГТРК. Более того, расчеты за рекламу нередко ведутся программным бартером с поставщиками видеопрограмм, что создает дополнительные возможности для злоупотреблений. На днях стало известно, что генеральным директором компании "Видеоинтернешнл", поставляющей рекламу на ВГТРК, назначен небезызвестный "писатель" Максим Бойко, то есть не исключены новые сюрпризы на ВГТРК. Многочисленные факты злоупотреблений выявлены в результате проверки финансово-хозяйственной деятельности ВГТРК, проведенной Счетной палатой в соответствии с постановлением Государственной Думы. Проверкой установлены факты использования ВГТРК средств федерального бюджета не по целевому назначению, выявлены нарушения в вопросах использования и распоряжения федеральной собственностью как на территории России, так и за рубежом, факты нарушений законодательства руководителями ВГТРК и ненадлежащего контроля со стороны ФСТР, Минфина России и Госналогслужбы России. В то же время необходимо подчеркнуть, что указанный запрет на распространение рекламы относится только к деятельности ВГТРК в силу ее особого статуса, который вы можете закрепить настоящим законом, и не распространяется на иные государственные телерадиовещательные компании. В частности, мы ни в коем случае не собираемся посягать на рекламную деятельность региональных телерадиокомпаний. Принятие настоящего федерального закона не потребует внесения изменений и дополнений в действующее законодательство и не влечет дополнительных расходов из федерального бюджета. Прошу поддержать представленный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли вопросы к докладчику? Депутат Овченков. ОВЧЕНКОВ В.И., фракция "Наш дом - Россия". Олег Александрович, скажите, пожалуйста, какую долю сегодня в финансировании ВГТРК составляет коммерческая деятельность и как будет складываться финансирование ВГТРК в 1998 году, если этот закон начнет действовать? ФИНЬКО О.А. Ну, говорить о долевом соотношении бюджетных денег и денег, полученных за рекламу, трудно, потому что, как я вам уже сказал, ни мы, ни Счетная палата толком так и не можем получить этих сведений. ВГТРК их, в общем-то, если говорить честно, утаивает. А если говорить сейчас о том, как сложится финансовая деятельность и деятельность ВГТРК при принятии этого закона, я скажу: вполне нормально. Если мы с вами потребуем от государства, от Правительства, чтобы оно выполняло закон по бюджету на нынешний год, то все будет в порядке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Вишняков. Пожалуйста, Виктор Григорьевич. ВИШНЯКОВ В.Г. Олег Александрович, ну, прежде всего я хотел бы поблагодарить коллектив авторов этого законопроекта за блестящую логику этого законопроекта, за четкость его концептуальных положений. А вопрос у меня возникает вот в связи с чем. Я прочел заключение (правда, я не знаю, кто его подписывал, потому что четвертая страница здесь не приложена, она просто опущена, и я думаю, что это не случайно, потому что мне, например, было бы стыдно подписывать такое заключение), тут масса различного рода юридических ляпсусов, в частности нас, высший орган представительной власти, Государственную Думу, ориентируют на то, что, дескать, уже готовятся какие-то проекты законов и вот то, что мы хотим сейчас принять, не соответствует тем законопроектам, которые будут внесены. Вы, как юрист, с каких позиций оцениваете вот это и другие полуграмотные высказывания, которые содержатся в данном заключении? И доколе мы, высший орган законодательной власти, который выражает и защищает интересы государства, будем получать лоббированные варианты заключений? И надо поинтересоваться, кто пролоббировал вот эти вопросы, которые я здесь вижу. ФИНЬКО О.А. В заключении допущены фактические ошибки, мы разговаривали с управлением и указали ему на них. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросов больше нет? Депутат Гонжаров. (Выкрики из зала.) А-а, выступление. Присаживайтесь, Олег Александрович. Депутат Гонжаров хотел выступить от фракции "Наш дом - Россия". Пожалуйста. Потом - депутат Жириновский от фракции. (Шум в зале.) Сейчас, всем представителям от фракций дам слово. ГОНЖАРОВ О.П. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Я думаю, нет необходимости подозревать разработчиков данного законопроекта в какой-то корысти или в ином желании, нежели содействовать улучшению деятельности ВГТРК. Но, право же, иной раз провозглашаемые цели вступают в противоречие с методами и средствами достижения этих целей. Основная цель данного законопроекта, как видно из статьи 2, - это усиление государственного влияния и государственного руководства ВГТРК. И теперь я задаю два принципиальнейших вопроса. Во-первых, государственное влияние, руководство средствами массовой информации противоречит Конституции Российской Федерации, Закону Российской Федерации "О средствах массовой информации". Отмечаю также очевидное противоречие этого положения и положений того законопроекта, который мы только что приняли в первом чтении. Я обращаю внимание на эту запись: издатель (а именно государство в данном случае является издателем, учредителем ВГТРК) не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации. И это очевидное противоречие, на которое (я еще раз обращаю внимание коллег) указало Правовое управление. Наконец, по моему глубокому убеждению, мы должны стремиться не к тому, чтобы усиливать роль государства в деятельности СМИ, а, наоборот, к тому, чтобы освобождать их как от влияния толстых кошельков, так и от влияния самого государства. Свобода прессы немыслима без этого. Всякая же попытка навязать, а в данном случае государственное руководство будет означать не что иное, как цензуру... Я приведу два примера из современного мира. Там, где есть государственные средства массовой информации, особенно если это телевидение, там, по сути дела, есть кормушка и возможности для влияния определенных политических партий на общественную жизнь. Я назову такие страны: Швеция, Италия. Там, где государственные СМИ. Поэтому я думаю, что с точки зрения демократии и развития всех демократических процессов в России важнее было бы сегодня говорить не о государственном влияния, а о государственном контроле за деятельностью СМИ по выполнению законодательства. Почему об этом ничего не говорится? И наконец, каверзный пункт, который касается запрета на ведение спонсорской деятельности и на рекламу. Право же, тем самым не просто подрезают крылья ВГТРК, но ставят ее в совершенно ущербное положение по сравнению с другими средствами массовой информации. Я обращаю внимание, что в современных условиях всякая попытка урезать эту деятельность означает, что государство должно усиливать свое финансовое присутствие на ВГТРК. И самое последнее. Если бы за аналог мы сегодня взяли какую-нибудь общественную организацию, одно из средств массовой информации, например Би-би-си, то мы увидели бы, что оно не государственное по своей сути. Деньги - это действительно деньги налогоплательщиков, но управление осуществляется общественными наблюдательными советами, которые не имеют отношения к государству. Поэтому мне думается, что в такой редакции, в какой предъявлен сегодня законопроект, - это ущербное мероприятие, не способствующее усилению качественной работы ВГТРК. И я призвал бы своих коллег отказаться от принятия законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции КПРФ - депутат Бердникова. Приготовиться депутату Жириновскому. БЕРДНИКОВА Н.В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги! Закон о государственном управлении ВГТРК назрел, и последняя проверка Счетной палатой деятельности телекомпании еще раз подтвердила это. Ни правительственные органы, ни ФСТР не смогли обеспечить должный уровень управления компанией. Фракция поддерживает предмет регулирования этого закона. Усиление государственного влияния на телевидении, которое называется государственным, - это очень важно. Однако после тщательного анализа данного законопроекта фракция пришла к выводу, что он нуждается в доработке и в нынешнем виде принят быть не может. И вот почему. Законопроект не решает главного - вопросов государственного контроля, вопросов кадрового контроля, финансового контроля, контроля за политикой канала. Вот конкретно по содержанию законопроекта. Статья 2, где идет речь о наблюдательном совете. Мы считаем, что действительно надо сделать более решительный шаг по установлению общественного контроля на российском телевидении и более четко прописать порядок формирования этого наблюдательного совета, который при нормальном формировании мог бы избирать на конкурсной основе, может быть, и генерального директора. Тогда и наблюдательный совет, и генеральный директор - фактически два независимых органа государственной власти - должны стать гарантом общественного контроля. В этом направлении, как считает наша фракция, и должен улучшаться законопроект. Далее. Внешне привлекательным выглядит и упразднение рекламы. Но, как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад. Здесь как раз та самая ситуация. Можно спрогнозировать, что канал, который финансируется на 29 процентов в среднем, а аргументы типа того, что мы потребуем от государства... Еще ни одну сферу деятельности государство не профинансировало по потребностям. Итак, канал, который перестал заниматься производством собственных программ, который уже подготовлен для акционирования, где уже тайно проводится приватизация, в ближайшее время не сохранится как государственный. На наш взгляд, новая рекламная политика ВГТРК могла бы быть сориентирована на решение, на пропаганду общероссийских социальных, политических проблем, президентских и федеральных программ, а также на рекламу прежде всего государственных предприятий и учреждений. То есть речь должна идти об упорядочении рекламной деятельности на государственном телевидении. Должна быть скорректирована тональность рекламы в соответствии с ожиданиями населения страны. Запрещение рекламы на канале ВГТРК повлечет за собой сокращение возможностей по развитию материально-технической базы, снижение конкурентоспособности компании. То есть что касается запрещения рекламы, то ее нельзя запрещать, надо добиваться наведения порядка. И если эта статья будет проработана должным образом, на что я обращаю внимание коллег, тогда, так сказать, телекомпания выживет. И еще на что я хочу обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, - это на то, что ВГТРК сейчас повторяет путь "Останкино". Практика завышения цен на производство программ, покупка по завышенным ценам у самих себя, передача за бесценок в частные руки уникального дорогостоящего оборудования. Все это делается для того, чтобы объявить ВГТРК финансово несостоятельной и, естественно, акционировать. Приватизация же единого общенационального государственного телеканала повлечет за собой прежде всего политические и, если хотите, даже геополитические последствия. Россия - огромная страна, ее целостность не в последнюю очередь зависит от единой общенациональной информационной политики. Итак, поддерживая предмет регулирования, то есть усиление государственного влияния на ВГТРК, фракция тем не менее не считает возможным принятие этого закона. Мы считаем, что нужно закон отклонить и доработать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович Жириновский. Пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В.В. Хотел выступить с места, услышав представителей как раз тех самых фракций, которые должны были бы рьяно отстаивать, поскольку депутаты из "НДР" как раз и представляют здесь правящую партию. Ведь ваше движение называется "Наш дом - Россия", а не "Наш дом - Терек" или "...Волга", исходя из того, что движение в рамках государства Россия действует. А вы своим выступлением хотели показать, что вы не нуждаетесь, так сказать, в наличии государственного канала. И тут же нам приводите пример, что там, где хорошо идут дела, как раз телевидение находится в руках государства: это Швеция, Италия. То есть сами себе противоречите в этом плане. Или представители КПРФ нам сообщают о том, что надо регулировать, но закон принимать не надо. Вот в три дня августа 1991 года вас и отстранили от власти, используя нарушение закона. Закон-то был, но они его нарушили, так сказать, и от власти вас отстранили. И вы говорите: "Да, что-то плохо на нашем государственном телевидении, но пока принимать не будем". Вот мы как раз... от имени фракции я хочу вас всех призвать к принятию закона, потому что закончилась классовая борьба и закончилась национальная борьба и религиозная, но останется информационная. И в XXI веке, который уже не за горами (осталось два-три года), только в области информации мы будем или окончательно побеждены, или в какой-то степени добьемся паритета и будем существовать на нашей планете. Поэтому упрекать в ограничении какой-то свободы, как нам здесь говорят... Тем самым мы нарушим свободу. Мы все можем быть автолюбителями. Покупайте автомобиль, но, если вы нарушили правила уличного движения, создав опасную ситуацию, вас остановят. Поэтому закон не предполагает ограничивать права журналистов, но если они своей информацией создают опасную ситуацию в стране, совершают контрреволюционный переворот, разжигают национальные войны... Это они делают. Никогда русский и чеченец не схватились бы в войне, если бы этого не сделало телевидение. И никогда бы не было антисемитизма в стране, потому что это делает опять же телевидение и в том числе Президент. Они его приводят к власти, а он потом сам нарушает их же права, их же права нарушает! В этом же проблема. Мы же хотим, чтобы закон регулировал эти отношения. Чтобы "Наш дом - Россия" была бы не по названию правящей партией, а по существу. Но о вас ничего не узнают, так сказать, в том числе население, через ваш же государственный канал! А коммунисты были правящей партией, и их отстранил не народ, народ до сих пор за них голосует вопреки той лживой информации, которую каждый день выплескивают на головы наших избирателей, голосует, вспоминая именно те годы стабильности, спокойствия, которые были до 1991 года. Хотя ошибки были, но ошибки были в 1917-м, может быть, в 1941-м, но не с 1960-го по 1985-й. Последние 25 лет как раз ошибок-то не было. Но обвинили всех тех, кто был у власти реально до 1991 года. Обвинили через телевидение. Оно сегодня главный виновник всех наших бед. Не Чубайс виноват в том, что эта приватизация оказалась разворовыванием, а виновато телевидение, которое позвало нас: берите приватизационные чеки, - а потом появились все финансовые пирамиды. Ну, где вся эта реклама? Вы говорите, не надо ограничивать государственный канал в рекламе. Да вся реклама враждебна во всех отношениях и экономике России, и культуре, и нравственности. Ведь нет ни одного рекламного ролика, который бы способствовал чему-либо хорошему. Обман! Кариес - ни от чего не спасают все эти зубные пасты. Как был кариес, так и будет! И перхоть в голове будет постоянно - ни один шампунь ничему не помогает. Ложь каждый день, десятки тысяч часов - на миллионы людей, обманывают каждый день торговой рекламой, а тем более политическая сфера, тем более воспитание нравственности. Ну ежедневно потоки лжи! И я повторяю еще раз, сравните с правилами дорожного движения. Они неприятные, очень неприятные: вас тормозят, тормозят, когда вы пьяный за рулем. И когда подлец у экрана телевизора врет на всю страну, может оболгать целые исторические периоды - вот это мы хотим остановить. Только тогда, когда создается опасная ситуация. Ибо они сегодня ведут войну - информационные каналы. Ведут войну, а мы говорим: "Нет. Плохо, но пока закон вводить не будем". Так нельзя. Как бы нам ни не нравился инспектор ГАИ, даже в случае, если он берет взятки, они, инспекторы ГАИ, все равно нужны, потому что что-то предотвращают. Хотя 50 тысяч трупов на дорогах каждый год все равно есть. А мы хотим оставить без регулирования государственное телевидение. На то оно и государственное у нас, государственный канал. Нужно обязательно скорее это делать, потому что наш государственный канал во что превратился? Представитель КПРФ говорит: "Не хватит денег". Нам не обязательно этот канал смотреть и слушать с 6 утра до 12 ночи. Пускай государственный канал выходит в эфир ввиду отсутствия денег всего четыре часа в сутки, но это будут четыре часа правды, и нам не нужна никакая реклама. Дайте два часа информации, дайте один час! Пусть каждый вечер в 21 час вся Россия слышит правду о том, что произошло в стране. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович, заканчивайте. ЖИРИНОВСКИЙ В.В. Это не основание - говорить, что не хватит денег. Денег хватит! А грязные деньги, получаемые от рекламы, идут против нашего народа. Последнее доказательство, так сказать. Гайдар после коммунистов пришел к власти. Так вот друг Гайдара является главным получателем рекламы на российском телевидении. Это, кстати, из одного класса, из одной школы, из одного племени люди-то. А вы говорите: "Пусть они продолжают получать грязные деньги за антироссийскую рекламу, но пусть еле дышит российское телевидение. А мы пока не будем вмешиваться". В определенном смысле это уже вас как-то обработали, товарищ Бердникова. До появления "Парламентского часа", когда его там не было, вы были жестко настроены против российского телевидения. Когда вас наконец допустили немножечко, разрешили (дали вам в этой мышеловке кусочек сыра, а потом вас захлопнут, как только появится возможность), вы решили подождать. Ждать не надо! Этот закон ничьих прав не нарушает, он дает возможность регулировать процесс хотя бы на одном канале - государственном, чтобы это было действительно государственное и российское телевидение. Его везде глушат. Я приезжаю, говорю: "Кого смотрите?" - "ОРТ", "НТВ". А где второй канал? Его же везде уже перекрыли, его уже нет практически. Идет в основном "ОРТ" и "НТВ". Или в регионах: во время государственного канала включают местную программу. Не когда "ОРТ" или "НТВ", а именно в сетке второго канала. Поэтому надо скорее его поддержать. Закон называется "О государственном управлении и поддержке Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании". Я прошу вас, поддержите, тем более что это первое чтение. Это в наших с вами интересах. Я вас уверяю, что скоро в стране могут произойти события, и нам нужен хотя бы один канал, где нам скажут правду. Иначе нас всех опять обманут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, 18 часов. Я прошу вас проголосовать: продлить время работы до завершения рассмотрения данного закона. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Пожалуйста, покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 01 мин. 37 сек.) Проголосовало за 235 чел. 52,2% Проголосовало против 11 чел. 2,4% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 246 чел. Не голосовало 204 чел. Результат: принято Выступления от фракций и депутатских групп. (Шум в зале.) Нет, ну как? Это первое чтение. Кто от фракции "ЯБЛОКО" будет? Пожалуйста, от фракции "ЯБЛОКО" - Иваненко Сергей Викторович. Подготовиться аграриям. ИВАНЕНКО С.В., фракция "ЯБЛОКО". Уважаемые депутаты, я буду очень краток. Многое из того, что говорилось о том, почему нельзя принимать этот закон, сказано. Я приведу только один аргумент, почему фракция не может поддержать этот закон. Этот аргумент связан с тем, что если этот закон вступит в силу, то мы предоставим неоправданные преимущества двум телеканалам - первому и четвертому. Это надо просто понимать. Если мы запрещаем рекламу на втором канале, следовательно, расценки на рекламу на первом и на четвертом каналах будут совершенно другие. Вот только по этому основанию, с нашей точки зрения, этот закон принимать нельзя. Что касается необходимости регулировать путем принятия законов деятельность Всероссийской государственной телерадиокомпании - в этом смысле у нас вопросов нет. Мы саму по себе эту идею поддерживаем и готовы работать и принимать соответствующие законы, в том числе и поправки в базовые законы о телевидении и радиовещании, а также в закон "О рекламе". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Харитонов Николай Михайлович. ХАРИТОНОВ Н.М., руководитель Аграрной депутатской группы. Уважаемые коллеги, после яркого и запоминающегося выступления Владимира Вольфовича нет смысла, наверное, развивать тематику в этом направлении. Как и в любом законе, есть, безусловно, и в этом шероховатости, есть к нему и замечания, но в первом чтении необходимо этот законопроект поддержать. Это концепция, а дальше в развитие этого закона мы будем вносить поправки. Мы поддерживаем в первом чтении настоящий законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От группы "Народовластие" кто? Депутат Рыжков. РЫЖКОВ Н.И. Мы тоже поддерживаем этот закон. Конечно, есть моменты, над которыми надо поработать, но в своей концепции, на наш взгляд, он совершенно правилен, и те опасения, что кто-то другой будет наживаться, не могут быть приняты во внимание. Поэтому наше мнение такое - надо заканчивать дискуссию и голосовать законопроект в первом чтении. А дальше как следует поработать еще. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Морозов Олег Викторович. МОРОЗОВ О.В. Подавляющее большинство членов нашей депутатской группы высказались в поддержку данного закона, тем более что два члена нашей группы, которые входят в соответствующий профильный комитет, являются его авторами. Тем не менее нам кажется, что многие замечания, которые были высказаны в ходе дискуссии, безусловно, справедливы. Но мы надеемся, что имеется возможность поработать над ними и над их устранением в рамках второго чтения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У представителя Правительства есть желание высказаться? Пожалуйста, Заслуев Дмитрий Валентинович. ЗАСЛУЕВ Д.В., статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Положения данного проекта направлены на усиление влияния на ВГТРК, на усиление регламентации как программной, так и хозяйственной деятельности. Это очень важный закон. И принятие не совсем подготовленного закона может привести к явлениям, совершенно обратным желаемым. Что касается статьи 1, скажу, что, на наш взгляд, ее положения вторгаются в сферу регулирования законов о приватизации и закона "О рекламе". Некоторые положения этой статьи, на наш взгляд, можно было бы изложить в положении о юридическом лице. Но это не главное. Очень важен вопрос относительно статуса наблюдательного совета. Он создается в структуре управления ВГТРК и является коллегиальным органом, определяет основные направления деятельности ВГТРК и осуществляет контроль. Что это? Если это общественный орган, принимающий рекомендательные решения, так и надо написать. Но если это орган, наделенный властными полномочиями, принимающий обязательные для исполнения решения, - это совершенно меняет дело. Во-первых, здесь возникает в противоречие с законом "О средствах массовой информации", где эта сфера отведена главному редактору. И второе. В данном случае необходимо определить, как это соотносится с Конституцией и с законом о статусе депутата, поскольку в этом органе принимают участие депутаты обеих палат Федерального Собрания. Теперь самое главное, относительно рекламы. Цифры в бюджете на 1998 год были приняты исходя из того, что ВГТРК будет заниматься рекламной деятельностью. Финансирование, которое определено для ВГТРК, обеспечено далеко не в полном объеме не оттого, что Министерству финансов было недосуг выписать платежку, а потому, что в доход не поступали средства. Соответственно, запись, обязывающая Правительство финансировать ВГТРК в полном объеме, - это "закон о необходимости выполнения законов", и есть сомнение, что она приведет к успеху. Идя на такой шаг, мы должны сознательно определить, что ВГТРК будет вещать у нас, ну, скажем, в объеме пяти часов в сутки. Сейчас вещает 14. Может, и меньше будет вещать. То есть свободным это время не будет. Его заполнят коммерческие вещатели, которые, естественно, будут показывать рекламу, и реклама даже в большей степени будет присутствовать на первом канале. Вот к чему, возможно, приведет принятие такого закона. И последнее, что я хотел бы сказать. Здесь в статье о финансировании, об источниках финансирования ВГТРК, на наш взгляд, следует исключить строку, где написано, что эти доходы связаны с использованием авторских прав. Это вступает в противоречие с законодательством об авторском праве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель Президента хотел бы выступить? Уважаемые коллеги, фракции и депутатские группы выступили все. Будем ли мы открывать еще прения? Нет. Заключительное слово - депутату Финько. ФИНЬКО О.А. Уважаемые коллеги, благодарю вас за те замечания, которые вы сделали. Большую часть их мы обязательно будем учитывать, готовя законопроект ко второму чтению. Здесь очень серьезные замечания прозвучали, не учесть их нельзя. И еще буквально два слова. Я очень рад, что наконец-таки в нашем Правительстве появилась оппозиция Президенту. Вот заместитель руководителя ФСТР сейчас очень четко поддержал эту мысль. Потому что наблюдательные советы создаются и по договоренности с Ельциным. Отлично, оппозиция должна работать. Спасибо. Прошу поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам - депутат Рыбаков. РЫБАКОВ Ю.А. Уважаемые коллеги, концепция данного законопроекта противоречит статьям 57, 113 и 114 действующего Гражданского кодекса. Так, в соответствии со статьей 57 реорганизация может быть осуществлена только по решению учредителей, а Государственная Дума не является таковым. А статья 114 говорит о том, что государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа. Мы таковым тоже не являемся. В связи с этим законопроект должен быть отклонен как противоречащий Гражданскому кодексу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование: принять проект закона в первом чтении. Пожалуйста. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 09 мин. 41 сек.) Проголосовало за 238 чел. 52,9% Проголосовало против 18 чел. 4,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 257 чел. Не голосовало 193 чел. Результат: принято
Заседание № 142
Законопроект о государственном управлении и поддержке ВГТРК
Депутат... (Шум в зале.) Тише, тише, очень шумно. Депутат Финько предложил включить сегодня в повестку дня закон о поддержке ВГТРК. Мы его рассматривали, были серьезные замечания представителя Президента. Олег Александрович доложил, что все эти вопросы сняты, и предлагает сегодня этот закон рассмотреть. Ставлю на голосование: включить в повестку дня. О государственной поддержке ВГТРК. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 27 мин. 49 сек.) Проголосовало за 193 чел. 42,9% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 193 чел. Не голосовало 257 чел. Результат: не принято
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы сначала предложили вернуться к голосованию по постановлению по ВГТРК. Я назвал это законом, но это постановление. Ставлю на голосование: вернуться к предложению депутата Финько о включении в повестку дня постановления о государственной поддержке ВГТРК. Вернуться к голосованию. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 30 мин. 32 сек.) Проголосовало за 234 чел. 97,5% Проголосовало против 6 чел. 2,5% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 240 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Вернулись к голосованию. Ставлю на голосование: включить в повестку дня постановление Государственной Думы о государственной поддержке ВГТРК. Пожалуйста, голосуйте. То, что уже однажды Олег Александрович Финько докладывал. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 31 мин. 09 сек.) Проголосовало за 245 чел. 54,4% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 245 чел. Не голосовало 205 чел. Результат: принято
Заседание № 137
О проекте федерального закона "О государственном управлении и поддержке Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
комитету по бюджету обратиться в Правительство. Александр Николаевич, что касается исполнения требований оппозиции Правительством... Александр Николаевич! Александр Николаевич! Михайлов! Изложите, пожалуйста, текст письма, чтобы мы сегодня же отправили. МИХАЙЛОВ А.Н. Я не... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ваше второе предложение - обратиться к Правительству по поводу того, как исполняются обещания. МИХАЙЛОВ А.Н. Геннадий Николаевич, я просто просил. Они уже однажды информацию нам такую давали. Это было по состоянию, по-моему, на 20 ноября. Я думаю, за тот период, пока мы работали в округах и здесь, наверное, произошли какие-то изменения. Информация нужна, чтобы состоялся достаточно объективный встречный разговор... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Готовьте письмо. МИХАЙЛОВ А.Н. ...Необходимо нам, так сказать, прояснить те же самые позиции уже на 5 декабря.
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы, видимо, нет смысла тратить время на обсуждение законопроекта. Вчера на Совете Думы вопрос как бы колебался: ставить, не ставить. Я хочу довести до сведения депутатов Государственной Думы, что согласно части 3 статьи 104 Конституции этот законопроект напрямую попадает под действие части 3 статьи 104. Из-за статьи 3 законопроект не может быть внесен и рассмотрен без заключения Правительства. Я процитирую: "Статья 3. Финансирование деятельности ВГТРК осуществляется за счет средств федерального бюджета..." Далее. Эта же статья устанавливает, что ВГТРК не имеет права заниматься распространением рекламы и так далее, и так далее. То есть снижает собственные доходы ВГТРК, что, естественно, потребует дополнительного бюджетного финансирования. В то же время Конституция Российской Федерации в части 3 статьи 104 не говорит ничего о дополнительных расходах. Она прямо говорит, что иные законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, требуют заключения Правительства. Поскольку прямо в законе записано, что ВГТРК финансируется за счет средств федерального бюджета, законопроект требует заключения Правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Александрович, пожалуйста. Замечание существенное. ФИНЬКО О.А., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи, фракция Либерально-демократической партии России. Я ни в коем случае не могу с ним согласиться, так как с самого начала мы говорили: дополнительного финансирования этот законопроект не требует. Мы настаиваем только на одном. Я позволю с вами не согласиться. Я вас выслушал, будьте любезны выслушать меня. Речь идет о том, что мы будем настаивать только на одном: на безусловном выполнении закона о бюджете. Это да. Но это, извините, закон, и его нужно выполнять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Алексеевич, пожалуйста. КОТЕНКОВ А.А. Уважаемые депутаты, я не понимаю сути спора. Я еще раз говорю, в Конституции ничего не сказано о дополнительных расходах из бюджета. В Конституции сказано дословно: законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. В законопроекте написано: финансирование деятельности ВГТРК осуществляется за счет средств федерального бюджета. Законопроект без заключения Правительства рассмотрен быть не может. Уважаемый Олег Александрович, вы можете спорить, вы можете со мной не соглашаться, но вы обязаны согласиться с Конституцией. Вы можете принять этот закон. Но я вам говорю, что он будет возвращен Президентом в связи с нарушением конституционной процедуры внесения и принятия закона. Все. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Александрович, пожалуйста. (Выкрики из зала.) Но, Олег Александрович, закон обречен. Может быть, мы направим на заключение Правительства? Какие проблемы-то? ФИНЬКО О.А. Ну мы знаем, какой будет ответ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну неважно, но надо направить. Он обречен. Здесь Александр Алексеевич вам сказал чистую правду. Давайте направим. Отзовите, чтобы нам его не голосовать, и мы его направим на заключение Правительства. Или вы направляли? ФИНЬКО О.А. Хорошо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы направляли? Нет? ФИНЬКО О.А. Нет, мы не направляли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не направляли. ФИНЬКО О.А. Хорошо. Но только у меня просьба. Как только мы получим, мы... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, сразу его включаем в повестку дня. ФИНЬКО О.А. Договорились.