Заседание № 268

09.06.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "Об основах обязательного социального страхования".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1128 по 1184 из 6819
Уважаемые депутаты, вот как раз Виталий Викторович сейчас у нас и будет         
именинником. Пункт 2: о проекте федерального закона "Об основах обязательного   
социального страхования" (третье чтение).                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛИННИК В.В. Уважаемые коллеги, законопроект "Об основах обязательного           
социального страхования" был принят во втором чтении 10 марта 1999 года, и за   
него проголосовало рекордное количество депутатов - 365. В настоящее время      
законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, прошел юридическую    
и лингвистическую экспертизы.                                                   
                                                                                
Я напомню вам суть представленного законопроекта. Поскольку общее               
законодательство по государственному социальному страхованию... (Шум в зале.)   
Все.                                                                            
                                                                                
Я хотел бы предупредить вас, уважаемые коллеги, о двух вопросах, о которых      
болит сегодня душа. Здесь в статье 14, пункт 2...                               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Не надо!                                                               
                                                                                
ЛИННИК В.В. Ну как нет?!                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тише, тише, тише!                                         
                                                                                
ЛИННИК В.В. Здесь о праве на осуществление профсоюзного контроля за             
использованием средств обязательного социального страхования. Имеют ли такое    
право профсоюзы? У нас стоит: да.                                               
                                                                                
И, уважаемые коллеги, второй вопрос - это вопрос, касающийся нехватки средств   
в каком-либо бюджете. Мы записали, что Правительство имеет право внести         
вопрос о дополнительном финансировании данных фондов.                           
                                                                                
Я хотел бы обратить ваше внимание на эти два вопроса, поскольку они вызывают    
неприятие и поправки со стороны Правительства и Администрации Президента. Там   
есть вопросы, по которым мы могли бы изменить свою точку зрения. Но я думаю,    
что этот вопрос будет решен в процессе согласования с Советом Федерации и       
Президентом.                                                                    
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Могу поставить на голосование? Ставлю на         
голосование. Если появятся проблемы, будем создавать согласительную комиссию.   
                                                                                
Кто без карточки? Вы не успели, Василий Иванович? Шандыбин - за.                
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 37 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              308 чел.             68,4%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    308 чел.                                          
Не голосовало                 142 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    

Заседание № 186

24.06.1998
Вопрос:

О проекте федерального закона "Об основах обязательного социального страхования".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5971 по 6054 из 6126
Последний на сегодня вопрос - вопрос под номером 30: о проекте федерального     
закона "Об основах обязательного социального страхования".                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛИННИК В.В. Уважаемые коллеги, вы меня обещали поддержать. И сегодня мы         
возвращаемся к рассмотрению законопроекта "Об основах обязательного             
социального страхования" в первом чтении.                                       
                                                                                
Поскольку общее законодательство по государственному социальному страхованию    
отсутствует и отдельные его виды регулируются специальными законами и           
нормативными правовыми актами, то совершенно очевидна необходимость принятия    
рамочного закона, в котором были бы прописаны те социальные гарантии, которые   
обеспечиваются государством всем членам общества. То есть речь идет об          
обязательном социальном страховании, которое представляет собой часть           
государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой         
является принудительное в силу закона страхование физических лиц от             
возможного изменения материального или социального положения.                   
                                                                                
Эта создаваемая государством система правовых, экономических и                  
организационных мер направлена на компенсацию или минимизацию последствий       
изменения социального или материального положения лиц, работающих по трудовым   
договорам (а в случаях, предусмотренных законодательством Российской            
Федерации, - иных категорий граждан), при утрате ими заработка вследствие       
признания безработными, трудового увечья или профессионального заболевания,     
инвалидности, болезни, беременности и родов, потери кормильца, наступления      
старости, необходимости получения медицинской и реабилитационной помощи,        
медицинских услуг, санаторно-курортного лечения и в иных установленных          
законодательством Российской Федерации ситуациях, подлежащих обязательному      
социальному страхованию.                                                        
                                                                                
Субъектами обязательного социального страхования являются участники правовых    
отношений в обязательном социальном страховании - это страхователи,             
страховщики, застрахованные лица и государство.                                 
                                                                                
Страхователи, работодатели, юридические лица любой организационно-правовой      
формы и физические лица обязаны в силу закона уплачивать страховые взносы.      
Состав страхователя определяется законодателем по каждому виду обязательного    
социального страхования. Страховщиками являются некоммерческие организации,     
создаваемые Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными   
законами о видах обязательного социального страхования для обеспечения прав     
застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении     
страховых случаев.                                                              
                                                                                
В своем выступлении я постарался ответить на те вопросы, которые интересовали   
моего коллегу депутата Арефьева и других. Следует добавить, что основные        
положения законопроекта опираются на нормы, закрепленные в конвенциях           
Международной организации труда, и законодательство Российской Федерации.       
Законопроектом разделены полномочия федеральных и региональных органов          
государственной власти в сфере обязательного социального страхования,           
определены вопросы, относимые к ведению федеральных властей. Он не              
предусматривает никаких новых видов социального страхования, кроме              
действующих, не предусматривает увеличения тарифов страховых взносов и не       
влечет дополнительных расходов федерального бюджета.                            
                                                                                
Кроме того, закон защищает целостность существующих внебюджетных фондов и       
целевое использование этих средств. Он подготовлен с участием представителей    
заинтересованных органов исполнительной власти, профсоюзов, государственных     
внебюджетных фондов, а также с учетом предложений и замечаний, поступивших в    
Комитет по труду и социальной политике от Правительства Российской Федерации,   
законодательных, представительных, исполнительных органов субъектов             
Российской Федерации. Поскольку все остальные вопросы были обсуждены при        
первоначальном рассмотрении этого закона 11 июня, прошу вас, уважаемые          
коллеги, поддержать данный законопроект.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Викторович. Есть ли вопросы к            
докладчику? Не вижу. Есть ли возражения, замечания у фракций и депутатских      
групп? У представителей Президента, представителей Правительства? Нет.          
Ставится на голосование: принять законопроект в первом чтении, а все            
имеющиеся замечания учесть ко второму чтению.                                   
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              332 чел.             73,8%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    333 чел.                                          
Не голосовало                 117 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    

Заседание № 182

11.06.1998
Вопрос:

О проекте федерального закона "Об основах обязательного социального страхования".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2030 по 2472 из 7389
Линник Виталий Викторович - по вопросу 6: "Об основах обязательного             
социального страхования".                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛИННИК В.В., фракция "Наш дом - Россия".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, сегодня вашему вниманию представляется законопроект "Об      
основах обязательного социального страхования". В самом названии содержится     
его главная цель - заложить правовые основы и общие принципы всей системы       
обязательного социального страхования, состоящей из таких разрозненных          
сегодня элементов, как пенсионное, медицинское страхование, страхование по      
временной нетрудоспособности, на случай потери кормильца, потери работы и       
другие.                                                                         
                                                                                
Поскольку общее законодательство по государственному социальному страхованию    
отсутствует и отдельные его виды регулируются специальными законами и           
нормативными правовыми актами, совершенно очевидна необходимость принятия       
рамочного закона, в котором были бы прописаны социальные гарантии,              
обеспечивающиеся сегодня государством всем членам общества.                     
                                                                                
Актуальность принятия такого законопроекта была сформулирована в программе      
социальных реформ Российской Федерации на период с 1996 по 2000 годы.           
Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ своим постановлением №   
10-4 от 6 декабря 1997 года обязывает принять данный модельный закон.           
                                                                                
Об утрате сегодня управляемости социальными процессами свидетельствуют          
сокращение средней продолжительности жизни (о чем говорил предыдущий            
докладчик), увеличение масштаба бедности, рост общей и профессиональной         
заболеваемости, резкое снижение рождаемости, ухудшение положения в              
жилищно-коммунальной сфере.                                                     
                                                                                
Очевидно, что преобразования в социальной сфере тормозятся из-за отсутствия     
концепции реформирования социальной защиты, которая бы увязала в единое целое   
пенсионную систему, социальное и медицинское страхование, страхование от        
несчастных случаев на производстве, что позволило бы достичь                    
сбалансированности в соответствующей финансовой базе. Ведь сегодня совокупный   
объем социальных взносов во внебюджетные фонды составляет рекордную цифру -     
39 процентов фонда оплаты труда, что в два раза больше, чем было в стране до    
1990 года. Вместе с тем реальный уровень социальной защиты по большинству       
направлений снизился в два-три раза, а по некоторым направлениям - в десятки    
раз. Для многоукладной экономики не подходит прежняя идеология страхования. К   
тому же отдельные виды социального страхования рассматриваются изолированно,    
имеют разные организационные схемы, отличаются разной функциональной            
направленностью.                                                                
                                                                                
Мировая практика показывает, что государственная социальная защита должна       
быть системной. И необходим законодательный акт, определяющий единый            
методологический подход к осуществлению отдельных видов социального             
страхования, что и ставит своей задачей данный законопроект. Он подготовлен с   
участием представителей заинтересованных органов исполнительной власти,         
профсоюзов, государственных внебюджетных фондов, а также с учетом предложений   
и замечаний, поступивших в Комитет по труду и социальной политике от            
Правительства, законодательных и исполнительных органов субъектов Российской    
Федерации, Правового управления Аппарата Совета Федерации, научных              
организаций.                                                                    
                                                                                
Основные положения законопроекта опираются на нормы, закрепленные в             
конвенциях Международной организации труда (МОТ) и законодательстве             
Российской Федерации. Имущество и денежные средства обязательного социального   
страхования определяются как федеральная собственность, находящаяся в           
оперативном управлении страховщиков, которые используют ее строго по целевому   
назначению.                                                                     
                                                                                
Законопроектом разделены полномочия федеральных и региональных органов          
государственной власти в сфере обязательного социального страхования,           
определены вопросы, относимые к ведению федеральных властей. Устанавливается    
автономность бюджетов обязательного социального страхования, которые не         
входят в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления. Не   
предусматривается никаких новых видов социального страхования, кроме            
действующих сегодня, и увеличения тарифов страховых взносов.                    
                                                                                
Принятие федерального закона "Об основах обязательного социального              
страхования" не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета, не       
потребует внесения существенных изменений и дополнений в действующее            
законодательство. Вместе с тем необходимо будет внести уточнения в следующие    
законодательные акты: в Гражданский кодекс, в Кодекс законов о труде, в         
законы "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", "О     
занятости населения в Российской Федерации", "О государственных пенсиях в       
Российской Федерации". Для реализации ряда положений настоящего закона          
потребуется принятие федерального закона о порядке установления тарифов и       
взносов на обязательное страхование.                                            
                                                                                
Принятие закона упорядочит сбор страховых взносов, обеспечит                    
заинтересованность страхователей и застрахованных лиц в своевременном и         
правильном внесении страховых взносов и тем самым приведет к увеличению         
поступлений в фонды обязательного социального страхования без участия           
действующих страховых тарифов. Для лиц наемного труда условия обязательного     
страхования превратятся в важнейшее положение трудового договора. С принятием   
закона обязательное социальное страхование превратится в основную форму         
социальных гарантий для наемных работников.                                     
                                                                                
При подготовке законопроекта к рассмотрению в Государственной Думе учтены в     
основном замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы. С        
другой стороны, уважаемые коллеги, я хотел бы поблагодарить депутатов           
Аничкина, Голова, Григорьева, Калашникова, Кузнецова, Панина, Пашуто и          
Шандыбина за активное участие в работе над этим законопроектом.                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику?                                                   
                                                                                
Депутат Дурягин, пожалуйста, ваш вопрос.                                        
                                                                                
ДУРЯГИН И.Н., фракция "ЯБЛОКО".                                                 
                                                                                
Виталий Викторович, у меня к вам два вопроса.                                   
                                                                                
Скажите, пожалуйста, заключение Правительства отрицательное, оно просит, так    
сказать, повременить? Это первый вопрос.                                        
                                                                                
И второй. Правильно ли я понял, что с принятием данного закона физические       
лица будут с зарплаты платить взносы, так сказать, отдельно в Пенсионный        
фонд, в Фонд социального страхования, в фонд медицинского страхования и в       
фонд занятости населения?                                                       
                                                                                
ЛИННИК В.В. С Правительством все вопросы сняты. Вот здесь сидит представитель   
Правительства уважаемый...                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, здесь у нас находится заместитель министра труда и    
социального развития Валерий Андреевич Январев. Он ответит на вопросы.          
                                                                                
ЛИННИК В.В. Значит, сняты. Вопросов нет. Правительство, как меня заверили,      
поддерживает этот законопроект.                                                 
                                                                                
И второй вопрос. Он о совместной деятельности. Мы с вами недаром остановились   
отдельно на тарифах. То есть тарифы будут индивидуальные. Если человек          
занимается индивидуальной трудовой деятельностью, то он будет иметь тариф,      
который мы с вами установим.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы к докладчику? Есть.                   
                                                                                
Пожалуйста, Макашов... (Выкрики из зала.)                                       
                                                                                
ЛИННИК В.В. Так наемный работник... Это же как действовала в принципе старая    
система, так она и будет действовать.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Макашов Альберт Михайлович.                               
                                                                                
МАКАШОВ А.М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Сознаюсь, что я не все понимаю. Скажите, а что же останется человеку положить   
в карман или принести в семью, когда его будут в обязательном порядке вот так   
страховать? На сегодняшний день мы знаем опыт медицинского страхования: берут   
с человека, предприятие тоже платит, а когда человек приходит сделать           
рентген, укол или что-то другое, с него берут еще и наличными. Пожалуйста,      
разъясните.                                                                     
                                                                                
ЛИННИК В.В. Вы совершенно правы. Это вопрос об основах социального              
страхования. Это то, что сегодня по закону гарантируется государством. Что      
сегодня берут дополнительно за обслуживание в медицинских учреждениях - это     
безобразие. Мы с вами прекрасно знаем, что государство должно обеспечивать те   
правила, которые мы сегодня с вами напишем. И этот закон будет служить          
основанием для защиты граждан от вседозволенности или нарушений, которые        
творятся в лечебных учреждениях, в частности.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Арефьев Николай Васильевич, пожалуйста.                   
                                                                                
Вижу, вижу. Всех вижу.                                                          
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н.В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Виталий Викторович, ваш закон регулирует какие виды страхования: обязательные   
государственные, обязательные либо все виды страхования? И как отражены в       
вашем законе страховщики? Кто является страховщиком по всем видам               
страхований, которые отражены в законе?                                         
                                                                                
ЛИННИК В.В. Уважаемые коллеги, я говорю только об обязательном                  
государственном страховании. И здесь выступают те организации, которые          
сегодня уже представлены. (Выкрики из зала.) В социальном страховании. Только   
в социальном страховании. Это Пенсионный фонд, это фонд медицинского            
страхования, это соцстрах. У нас до этого был отдельно пенсионный закон, он     
составлялся по одним правилам. Закон о медицинском страховании составлялся      
немножко по другим правилам. Мы здесь сводим в единую концепцию, для того       
чтобы существовали единые правила гарантий государства перед своим              
населением. То есть я представляю так: речь идет о государственных гарантиях,   
о том, что сегодня Родина должна сделать для своего гражданина.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пузановский Адриан Георгиевич.                            
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Уважаемый Виталий Викторович, палата стоит перед               
необходимостью проведения ряда законов об обязательном страховании. Вы          
стартовали одним из первых по социальному страхованию. Все-таки ваш ответ в     
отношении вопроса Арефьева прозвучал недостаточно убедительно. Как вы           
разведете в дальнейшем специально действующие сегодня законы по страхованию и   
этот закон? Вы предлагаете кодификацию? Этот закон поглотит все, сегодня        
действующие, или они будут действовать параллельно? Это первый вопрос.          
                                                                                
Второй вопрос. Все-таки разъясните. Обязательное страхование является           
обязательным, но необязательно государственным, а государственное может быть    
не всегда обязательным. Все-таки по концепции это будет государственное         
обязательное или просто обязательное страхование?                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ЛИННИК В.В. Я считаю, что по концепции это должно быть обязательным             
государственным страхованием, потому что в этом случае по-крупному вопрос       
стоит об обязанностях государства перед гражданином, который живет в данной     
стране. Я так считаю.                                                           
                                                                                
Ну, разработчики каждый вкладывал свой смысл. Я это воспринимаю именно таким    
образом. Мы, законодатели, должны гарантировать то, что можем сделать для       
своего гражданина, а дальше мы будем тарифами менять больше и идти по пути      
улучшения. То есть сегодня мы должны посмотреть: 28 процентов в Пенсионный      
фонд - много это или мало? Почему все страны, чтобы обеспечить прожиточный      
уровень для своих пенсионеров, платят 20 процентов и этого хватает? Почему мы   
платим 28 процентов и вынуждены принимать дополнения в закон "О ветеранах" и    
так далее? Это вот первый для меня вопрос.                                      
                                                                                
Дальше. Этот закон должен поглотить все законы. То есть мы сначала даем         
рамочный закон, даем общее правило законодательства в социальном страховании.   
Затем мы каждый закон... Вот мы закона по соцстраху не имеем, но мы на          
основании этих принципов вносим закон, смотрим, что имеется отличного в         
законе о медицинском страховании от этого закона, и вносим туда дополнения.     
                                                                                
Вот таким образом мы мыслим.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бурдуков Павел Тимофеевич, пожалуйста.                                          
                                                                                
БУРДУКОВ П.Т., Аграрная депутатская группа.                                     
                                                                                
Уважаемый Виталий Викторович, вы в своем выступлении сказали, что уменьшается   
продолжительность жизни населения. Я хотел бы вам напомнить: в Послании         
Президента сказано как раз наоборот, что в последний год наметилась тенденция   
увеличения продолжительности жизни. Не будет ли ваш закон мешать этой           
положительной тенденции?                                                        
                                                                                
ЛИННИК В.В. Вы знаете, мы с вами - коллеги. Я работаю в Государственной Думе,   
поэтому отстаиваю позицию, направленную на защиту населения, в форме            
законодательства.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Соколов Александр Сергеевич.                              
                                                                                
СОКОЛОВ А.С., председатель Комитета Государственной Думы по туризму и спорту,   
фракция Коммунистической партии Российской Федерации.                           
                                                                                
Вот какой вопрос. Идет полемика в последнее время в отношении того, что         
считать страховым случаем. Я имею в виду санаторно-курортное лечение детей,     
инвалидов, ветеранов и людей, перенесших острый инфаркт миокарда,               
гастробольных. Второе: сегодня Фонд социального страхования также               
поддерживает и детско-юношеские спортивные школы.                               
                                                                                
Каким образом данный проект закона реализует, закрепляет сложившуюся            
практику, чтобы не получилось так, что с принятием этого закона соцстрах        
перестанет оплачивать эти виды и признавать их страховым случаем?               
                                                                                
ЛИННИК В.В. Откровенно говоря, этот закон прежде всего нужен соцстраху.         
                                                                                
Так получилось, что самый старейший институт социального страхования, то, что   
мы называем соцстрахом, всю жизнь существовал в нашей стране, но он             
существовал вне закона. Вот мы имеем с вами закон, принятый, о Пенсионном       
фонде, мы имеем закон о медицинском фонде страхования, но мы не имеем закона    
о соцстрахе. Вот мы сегодня впервые в этом законе говорим, что существует       
социальное страхование.                                                         
                                                                                
Да, и дальше, следующим блоком, обозначив соцстрах здесь, мы будем вносить      
закон о том, что такое вообще социальное страхование, куда будем включать с     
вами те случаи, о которых вы сказали. Я являюсь здесь вашим сторонником.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мисник Борис Григорьевич.                                 
                                                                                
МИСНИК Б.Г. Уважаемый Виталий Викторович, я все-таки хочу уточнить.             
                                                                                
Вот в статье 20 сказано: "Страховые взносы начисляются                          
страхователями-работодателями (организациями, индивидуальными                   
предпринимателями), - это работодатель, - и страхователями-физическими лицами   
с заработной платы..." Это означает - наемными работниками.                     
                                                                                
Имейте в виду, что в проекте Налогового кодекса, нами принятом, убираются       
страховые взносы с отчислений в Пенсионный фонд, ничего не говорится об         
отчислениях в фонд соцстраха, при этом с предприятий снижаются поэтапно         
отчисления в фонд соцстраха. Не означает ли эта концептуальная запись, что с    
работников именно в этот тяжелый переходный период будут дополнительно          
взиматься страховые обязательные взносы?                                        
                                                                                
ЛИННИК В.В. Нет, не означает.                                                   
                                                                                
МИСНИК Б.Г. А как?                                                              
                                                                                
ЛИННИК В.В. Мы дополнительно с вами во втором чтении внесем как бы вдвоем эту   
поправку. Мы с вами вдвоем много работаем, так что и здесь...                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Васильевич Свинин, пожалуйста.                     
                                                                                
СВИНИН С.В., Аграрная депутатская группа.                                       
                                                                                
Да у меня, наверное, вопрос такой же будет, какой депутат Мисник задал, по      
20-й статье. Как же так: в связи с тем, что не выплачивается заработная плата   
целыми месяцами, годами, что там, какое начисление может быть? 20-я статья.     
                                                                                
ЛИННИК В.В. Ну, мы договорились. Мы с депутатом Мисником имеем большой опыт     
совместной работы по проблемам Севера. Мы с ним внесем это, чтобы было четко    
подчеркнуто.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Виталий Викторович.              
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли выступающие от фракций, депутатских групп?          
Фракция КПРФ? Есть.                                                             
                                                                                
Арефьев Николай Васильевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н.В. Уважаемые депутаты, концепция данного закона не ясна. Непонятно,   
о каких видах страхования идет речь: то ли о государственном, то ли о           
государственном обязательном, то ли просто об обязательном, то ли о             
добровольном или социальном, то ли обо всех видах страхования, всех вместе.     
Непонятно, кто будет страховщиком, какие организации, какой формы               
собственности и почему государство будет отвечать по гарантиям частных          
страховых фирм. Этого ни в Конституции, ни в действующем законодательстве       
нет. Здесь явное противоречие и Гражданскому кодексу, и закону об организации   
страхового дела. Я не против этого законопроекта, но он должен быть             
концептуально доработан и только тогда выноситься на первое чтение.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы предлагаете его снять сегодня, отложить, да?           
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н.В. Да.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, фракция ЛДПР. Фракция "Наш дом -         
Россия". Фракция "ЯБЛОКО".                                                      
                                                                                
Да, пожалуйста, Линник - от фракции.                                            
                                                                                
ЛИННИК В.В. Уважаемый коллега, я обозначил специально, что здесь страховщиком   
выступают государственные органы. Я же это подчеркнул. Пенсионный фонд - он     
же частным не является. У нас форма, которая делегирована в управление          
Правительству. То же самое Фонд соцстраха, он же не частный. Если я объяснил    
это недостаточно, я повторяю, что выступают органы, которые сегодня             
представлены Пенсионным фондом, Фондом соцстраха, фондом медицинского           
страхования. Никаких дополнительных страховщиков этим законом не вводится.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От "ЯБЛОКА"? Нет. От Аграрной группы?..                                         
                                                                                
Пожалуйста, Голов Анатолий Григорьевич.                                         
                                                                                
ГОЛОВ А.Г., фракция "ЯБЛОКО".                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, к сожалению, мы опять находимся в ситуации, когда            
предложенный проект закона требует серьезной доработки, но в отсутствие         
закона происходят еще гораздо худшие вещи, чем с законом. В частности,          
решение Фонда соцстраха о том, чтобы не выплачивать больше двух тарифов         
пособия по больничному, и тому подобные вещи, которые принимаются в             
отсутствие закона, ставят нас в тяжелую ситуацию выбора между тем, чтобы не     
принимать закон и оставить это поле неотрегулированным, и тем, чтобы принять    
закон в первом чтении и продолжить работу над ним с серьезными                  
концептуальными изменениями. В частности, мы категорически против вот такой     
записи по взносам с работников. Здесь нужно подходить совсем по-другому.        
Возможно, что вопрос, связанный со взносами, надо действительно решать в        
отдельном законе. Комитет в свое время готовил такой закон, но до сих пор он    
не принят. А закон, касающийся взносов во все внебюджетные фонды социальные,    
совершенно необходим.                                                           
                                                                                
Поэтому, я повторяю, мы перед вот таким неприятным выбором. На наш взгляд,      
возможно принятие этого закона в первом чтении с серьезными концептуальными     
доработками при подготовке ко второму чтению. И вполне возможно, нужно          
создавать межфракционную группу, для того чтобы действительно не получилось     
так, что мы во втором чтении отклоним закон, не дорабатывая его.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От группы "Народовластие"? Нет. От группы "Российские регионы"? Не вижу. У      
нас присутствует представитель Правительства, заместитель министра труда и      
социального развития Российской Федерации Валерий Андреевич Январев.            
                                                                                
Валерий Андреевич, пожалуйста, скажите несколько слов. Позиция Правительства    
по данному законопроекту.                                                       
                                                                                
ЯНВАРЕВ В.А., заместитель министра труда и социального развития Российской      
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемый господин председательствующий, уважаемые депутаты! Я хочу сказать,    
что Правительство поддерживает этот закон. Более того, мы достаточно активно    
участвовали в его подготовке. По плану деятельности в Правительстве такой       
закон должен был разрабатываться Правительством, но после того, как стало       
ясно, что депутаты как бы опередили нас в этом вопросе, мы свой законопроект    
сняли и поддерживаем этот законопроект. Конечно, есть какие-то частные          
замечания, которые, мы считаем, в рабочем порядке будут учтены.                 
                                                                                
Меня немножко волнует обсуждение, которое здесь было. Я удивлен, положим,       
позицией депутатов, которые здесь совсем рядом сидят, хотя тут, в законе,       
ясно написано, что это основы государственного социального страхования.         
Подходы и принципы определены, на страничке 4 поименованы те виды               
страхования, которые в этом законе учитываются, поэтому непонятно, откуда       
возникло такое недопонимание.                                                   
                                                                                
Мы считаем, что такой закон нужен, он станет основой для регулирования всех     
видов социального государственного страхования. На основании его будут          
приняты законы - мы так считаем, такая позиция у Правительства. Сейчас          
ведется работа, чтобы принять законы по каждому виду социального страхования.   
Напомню вам, что по страхованию от несчастных случаев на производстве вы        
недавно законопроект приняли во втором чтении. Подготовлен уже законопроект о   
страховании по временной нетрудоспособности, то есть то, что мы называем        
законом по Фонду социального страхования. И такая работа будет продолжена.      
Это позволит создать стройную систему законодательства по такому важному        
направлению, как государственное социальное страхование.                        
                                                                                
Почему... Я хочу просто, может быть, некоторые объяснения дать по поводу тех,   
кто считается застрахованным. Мы не можем в этом законе четко определить весь   
контингент застрахованных, потому что страхование по нетрудоспособности         
касается тех, кто занят, а медицинское страхование должно быть для каждого      
человека, и поэтому как бы вложить в этот закон единый контингент               
застрахованных мы не можем. Это будет определяться в каждом законе, который     
станет регулировать определенный вид страхования. Вот концепция, которую        
Правительство поддерживает. Мы просим принять этот законопроект.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Андреевич.                               
                                                                                
Представитель Президента? Нет.                                                  
                                                                                
По мотивам просил слова еще один из авторов, Виктор Евгеньевич Панин.           
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Евгеньевич.                                                  
                                                                                
ПАНИН В.Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.               
                                                                                
Нет, спасибо, извините.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Уважаемые депутаты, обсуждение прошло. Ставится на голосование...               
                                                                                
Иван Игнатьевич Никитчук, от фракции? Пожалуйста.                               
                                                                                
НИКИТЧУК И.И. Фракция Компартии просит разработчиков снять сегодня с            
рассмотрения этот вопрос: появились некие новые обстоятельства. Мы хотели бы    
еще раз обсудить этот вопрос на заседании фракции, прежде чем принимать         
окончательное решение.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть чтобы не подвергать его опасности провалиться,    
да?                                                                             
                                                                                
Как, Виталий Викторович, комитет согласен?                                      
                                                                                
Давайте только мы так договоримся: мы очень подробно и очень плодотворно        
провели обсуждение, и, если все будет нормально, мы в следующий раз сократим    
процедуру, чтобы уже на это время не затрачивать. Договорились. Коллеги,        
откладываем данный вопрос по просьбе фракции КПРФ и с согласия Комитета по      
труду и социальной политике для проработки тех вопросов, которые еще там        
остались.