Заседание № 37

25.06.2004
Вопрос:

О Федеральном законе "О государственном регулировании в области обеспечения электромагнитной совместимости технических средств" (проект № 97803000-2; в связи с отклонением закона Президентом Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1192 по 1283 из 4438
Отклоненные федеральные законы. Федеральный закон "О государственном            
регулировании в области обеспечения электромагнитной совместимости              
технических средств". Докладывает первый заместитель председателя Комитета по   
энергетике, транспорту и связи Горбачёв Владимир Лукич. Пожалуйста, Владимир    
Лукич.                                                                          
                                                                                
ГОРБАЧЁВ В. Л., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые      
коллеги! Проект федерального закона "О государственном регулировании в          
области обеспечения электромагнитной совместимости технических средств" был     
внесен депутатами Государственной Думы второго созыва в октябре 97-го года,     
принят Государственной Думой в декабре 99-го года и 30 декабря 99-го года       
отклонен Президентом Российской Федерации. Президент Российской Федерации       
полагает, что федеральный закон не имеет собственного предмета правового        
регулирования, так как боольшая часть затрагиваемых в нем вопросов либо уже     
отрегулирована нормами других отраслей законодательства Российской Федерации,   
либо в принципе не может быть предметом регулирования закона.                   
                                                                                
Разработка и принятие указанного федерального закона были вызваны отсутствием   
правовых основ решения проблем обеспечения электромагнитной совместимости       
технических средств и эффективного государственного регулирования вопросов,     
связанных с ограничением электромагнитных помех, создаваемых техническими       
средствами, и неблагоприятных электромагнитных воздействий на биологические     
объекты, предотвращением нарушений функционирования технических средств в       
результате воздействия на них электромагнитных помех, а также с обеспечением    
установленного качества электрической энергии в электрических сетях. Ситуация   
кардинально изменилась в связи с вступлением в силу с 1 июля 2003 года          
Федерального закона "О техническом регулировании", положения которого           
отражают перемены, связанные с устранением технических барьеров в мировой       
торговле, обеспечением свободного перемещения товаров и соответственно с        
повышением конкурентоспособности продукции.                                     
                                                                                
Указанным законом предусматривается разработка и принятие общего технического   
регламента по вопросам электромагнитной совместимости в части обеспечения       
безопасности работы приборов и оборудования. Согласно порядку разработки и      
принятия технического регламента в соответствии со статьей 9 Федерального       
закона "О техническом регулировании" в мае текущего года в Государственной      
Думе прошло публичное обсуждение проекта технического регламента по вопросам    
электромагнитной совместимости. В проект технического регламента по             
электромагнитной совместимости включены принципиальные положения Федерального   
закона "О государственном регулировании в области обеспечения                   
электромагнитной совместимости технических средств", которые касаются           
комплекса мер технического регулирования и которые направлены на обеспечение    
электромагнитной совместимости технических средств, включая подтверждение       
соответствия технических средств требованиям электромагнитной совместимости и   
требованиям к качеству электрической энергии, а также осуществления             
контрольных функций за соблюдением установленных требований со стороны          
государственных органов.                                                        
                                                                                
Следует признать, что сам закон потерял свою значимость. С момента принятия     
закона прошло четыре с половиной года, и семь лет - с даты принятия к           
рассмотрению. Так, например, вопросы регулирования использования                
радиочастотного спектра, в том числе вопросы обеспечения электромагнитной       
совместимости, государственного контроля и надзора за соблюдением требований    
электромагнитной совместимости технических средств, установлены нормами         
прямого действия Федерального закона "О связи", принятого в прошлом году.       
Вопросы стандартизации, сертификации на соответствие требованиям разработки и   
соблюдения обязательных требований, направленных на предотвращение причинения   
вреда личности, имуществу, окружающей природной среде, установлены              
Федеральным законом "О техническом регулировании". Вопросы электромагнитной     
совместимости, биологической безопасности, безопасности излучения выделены в    
отдельную содержательную часть технического регламента (статья 7 Федерального   
закона "О техническом регулировании"). В связи с этим дальнейшая разработка     
Федерального закона "О государственном регулировании в области обеспечения      
электромагнитной совместимости технических средств" становится неактуальной.    
                                                                                
В связи с вышеизложенным Комитет Государственной Думы по энергетике,            
транспорту и связи рекомендует Государственной Думе согласиться с мотивами      
решения Президента Российской Федерации о нецелесообразности дальнейшего        
рассмотрения Федерального закона "О государственном регулировании в области     
обеспечения электромагнитной совместимости технических средств" и снять         
указанный федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой.   
Одновременно Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи     
рекомендует Государственной Думе согласиться с мотивами решения Президента      
Российской Федерации о нецелесообразности дальнейшего рассмотрения              
Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные              
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального      
закона "О государственном регулировании в области обеспечения                   
электромагнитной совместимости технических средств" и также снять указанный     
федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой.             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Лукич, вы доложили нам пункты 7 и 8,    
да?                                                                             
                                                                                
ГОРБАЧЁВ В. Л. Да.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику? Нет. Присаживайтесь,        
пожалуйста. На "час голосования" выносится закон.                               
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1521 по 1539 из 4438
Коллеги, отклоненные федеральные законы. Федеральный закон "О государственном   
регулировании в области обеспечения электромагнитной совместимости              
технических средств". Кто за то, чтобы снять данный закон с дальнейшего         
рассмотрения? Прошу проголосовать.                                              
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              376 чел.83,6%                                     
Проголосовало против           52 чел.11,6%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    428 чел.                                          
Не голосовало                  22 чел.4,9%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято, закон снят с дальнейшего рассмотрения.                                 
                                                                                

Заседание № 303

01.12.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О государственном регулировании в области обеспечения электромагнитной совместимости технических средств".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1505 по 1521 из 8027
Пункт 2.13: о проекте федерального закона "О государственном регулировании в    
области обеспечения электромагнитной совместимости технических средств".        
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 32 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              304 чел.             67,6%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    307 чел.                                          
Не голосовало                 143 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    

Заседание № 298

23.11.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О государственном регулировании в области обеспечения электромагнитной совместимости технических средств" (принят в первом чтении 21 января 1998 года с названием "Об обеспечении электромагнитной совместимости").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4993 по 5132 из 6870
Пункт 18. И пойдем дальше по законопроектам второго чтения.                     
                                                                                
Пожалуйста, Волков Геннадий Константинович.                                     
                                                                                
ВОЛКОВ Г.К. Уважаемые коллеги, в первом чтении закон об обеспечении             
электромагнитной совместимости был вам доложен полтора года назад. В связи с    
тем что закон требовал очень большой проработки, - была неясность с             
государственной структурой, которая занимается этими вопросами, - мы эту        
проблему растянули. В первом чтении...                                          
                                                                                
В двух словах напомню проблему, предопределившую необходимость подготовки       
настоящего законодательного акта. В последнее десятилетие ХХ века в             
возрастающих темпах происходит процесс насыщения производства и быта            
приборами и технологиями, базирующимися на достижениях электроники, электро-    
и радиотехники, связанных с внедрением новейших мультимедийных комплексов и     
инфраструктур, неотъемлемой характеристикой которых является продуцирование     
специфических физических факторов - электромагнитных, магнитных,                
электрических полей, импульсов, воздействий. Если в начале этого века на        
техническую инфраструктуру и биологическую среду, в том числе на человека,      
действовало только природное электромагнитное поле, то сейчас действует         
техногенное.                                                                    
                                                                                
Мировое сообщество давно осознало значимость указанной проблемы. Еще в 1989     
году Советом Европейского сообщества была принята директива, обязывающая        
членов ЕС издать по этим вопросам законодательные акты. В странах               
Европейского сообщества работа по принятию соответствующих законодательных      
актов, как я вам уже говорил при первом чтении, закончена в 1994 году.          
                                                                                
Для предотвращения негативных последствий электромагнитных воздействий в        
развитых странах мира устанавливаются жесткие стандарты, с одной стороны, на    
электронное излучение и, с другой стороны, на иммунитет, то есть способность    
нормально работать при регламентированных помехах. А главное, вводится          
обязательная сертификация технических средств по параметрам электромагнитной    
совместимости. Подписанное в Корфу соглашение о партнерстве и сотрудничестве    
предусматривает гармонизацию отечественного законодательства, в том числе в     
области стандартизации.                                                         
                                                                                
Социально-экономическое развитие России, являющейся частью мирового             
сообщества, требует заполнения правового вакуума в области электромагнитной     
совместимости технических средств и электромагнитных воздействий на             
окружающую природную среду. Данный законопроект восполняет этот пробел.         
                                                                                
Понимая значимость и актуальность оптимального решения данной проблемы нашей    
страны, Комитет по информационной политике и связи привлек к работе над         
законопроектом представителей органов исполнительной власти, научных            
учреждений, организаций, осуществляющих деятельность в данной сфере. Рабочая    
группа имела возможность для тщательного изучения и обстоятельной проработки    
многочисленных замечаний и предложений. Вы видите это по количеству поправок.   
Большую сложность вызвал новаторский характер проекта, отсутствие               
проработанных правовых аналогов, новизна данной сферы общественных отношений,   
которая еще не подвергалась целостной регламентации на уровне                   
законодательного акта. Основное внимание уделялось формированию целого,         
комплексного законодательного акта, органично вписывающегося в действующую      
систему законодательства.                                                       
                                                                                
Что важного в этом законопроекте? Это то, что обязательна сертификация не       
только технических средств на электромагнитную совместимость, но и качества     
электрического тока.                                                            
                                                                                
В прошлом году состоялась конференция по электромагнитному излучению, где       
присутствовали виднейшие ученые нашего государства, которая от имени академии   
электрических наук на имя Селезнева Геннадия Николаевича направила письмо, в    
котором говорится об актуальности данного законопроекта. В самое последнее      
время, буквально за неделю до подготовки этого документа к размножению,         
состоялись "круглые столы" между РАО "ЕЭС России", Минтопэнерго,                
Госстандартом, Госнадзором, которые, в общем-то, нашли согласованное решение    
по этой проблематике. Был спорный вопрос только по срокам введения этого        
закона в действие. Мы, авторы, пришли к такому заключению, что мы отдаем срок   
введения отдельных стандартов и положений по сертификации по параметрам         
качества электрического тока на усмотрение Правительства и Правительство        
своим постановлением вводит в действие данные нормы в определенное время.       
                                                                                
На последней стадии подготовки этого законопроекта его соавтором также стала    
наша коллега Астраханкина Татьяна Александровна.                                
                                                                                
В данном случае таблицы поправок у вас есть - и принятых, и отклоненных.        
Единственное, что я сегодня был вынужден сделать, - это размножить еще одну,    
уточняющую поправку (просто здесь текстовая опечатка была), где мы ввели        
обязательную сертификацию систем качества. Вот слово "обязательной" перед       
словами "сертификации систем качества" в тех таблицах как бы исключается.       
Поэтому таблицу принятых поправок прошу утверждать с учетом вот этой            
уточняющей поправки.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы рассматриваем пункт 18.1. Так, Геннадий                
Константинович? Есть ли у фракций и депутатских групп вопросы, замечания,       
предложения по таблицам поправок? Нет.                                          
                                                                                
Тогда ставлю на голосование. Кто за то, чтобы согласиться с комитетом в части   
принятия поправок и таблицу 1 утвердить вместе с дополнительной таблицей,       
которая роздана отдельно? Прошу голосовать. Идет голосование таблицы            
поправок, которые комитет рекомендовал к принятию.                              
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 34 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              256 чел.             56,9%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    257 чел.                                          
Не голосовало                 193 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принятые комитетом поправки утверждаются палатой.                               
                                                                                
Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы согласиться с комитетом в части         
отклонения поправок? Прошу голосовать.                                          
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 35 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              278 чел.             61,8%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    278 чел.                                          
Не голосовало                 172 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Утверждена и вторая таблица.                                                    
                                                                                
Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы указанный законопроект (пункт 18.1      
повестки дня) принять во втором чтении? Прошу голосовать. Идет голосование      
законопроекта во втором чтении.                                                 
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 36 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              289 чел.             64,2%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    289 чел.                                          
Не голосовало                 161 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят законопроект.                                                            

Заседание № 148

21.01.1998
Вопрос:

О проекте федерального закона "Об обеспечении электромагнитной совместимости".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5061 по 5604 из 6465
Уважаемые коллеги, рассматриваем (поскольку у нас здесь нет Степанова)          
законопроекты 35.1 и 35.2. Докладчик - Геннадий Константинович Волков. У нас    
от Правительства присутствует Таболин Владимир Владимирович.                    
                                                                                
Пожалуйста, докладывайте.                                                       
                                                                                
ВОЛКОВ Г.К., фракция "Наш дом - Россия".                                        
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию               
предлагается проект федерального закона "Об обеспечении электромагнитной        
совместимости". Необходимость принятия данного законодательного акта            
обусловлена настоятельной потребностью создания комплексного правового          
механизма, который способен ввести порядок во взаимоотношения субъектов права   
в области обеспечения электромагнитной совместимости используемых в             
промышленности, быту электроприборов и оборудования.                            
                                                                                
Остановлюсь на некоторых аспектах этой проблемы. Все более очевидным            
становится факт вступления мирового сообщества в качественно новое состояние,   
одним из показателей которого является глобальная интенсификация техногенных    
процессов, связанных с созданием искусственных электронных систем               
информатизации, развитием телекоммуникаций, процессов энергообмена.             
                                                                                
В последние десятилетия XX века в возрастающем темпе происходит процесс         
насыщения производства и быта приборами, технологиями, базирующимися на         
достижениях электроники, электро- и радиотехники, связанных с внедрением        
новейших мультимедийных комплексов и инфраструктур. Электроника занимает все    
более приоритетное место в военном деле, многочисленные электротехнические,     
электронные приборы, микроволновые печи, холодильники, устройства для           
обогрева, пылесосы и так далее становятся принадлежностью повседневного быта.   
Номенклатура таких технических средств делается все более разнообразной, а      
техническое исполнение - все более сложным и дорогим. Столь широкое             
использование электротехники наряду с неоспоримыми преимуществами влечет за     
собой массу негативных последствий. Уже сейчас окружающее нас пространство      
заполнено переплетающимися сетями радиоволн, электромагнитных полей,            
высокочастотных и низкочастотных импульсов и излучений. В геометрической        
прогрессии происходит загрязнение окружающей среды электромагнитными            
излучениями, влекущими необратимые изменения в биологической, генетической и    
социальной структурах. На загрязнение окружающей среды оказывает влияние и      
качество применяемой электроэнергии, параметры которой могут отклоняться от     
номинальных значений. Возникают провалы, выбросы, импульсные и радиочастотные   
помехи. Экологическая составляющая этой проблемы, по мнению ряда ученых,        
связана также с опасностью электромагнитных излучений для жизни и здоровья      
людей, животного и растительного мира.                                          
                                                                                
Разрушительные последствия различных видов электромагнитного воздействия на     
экологическое пространство приобрели такую опасность, что стали предметом       
рассмотрения на специальных парламентских слушаниях на тему "О загрязнении      
окружающей природной среды электромагнитными и другими излучениями",            
проведенных в октябре 1995 года Комитетом Государственной Думы по экологии.     
                                                                                
Вместе с тем электротехническое, электронное, радиоэлектронное оборудование     
подвержено электромагнитным воздействиям различного рода, производимым          
аналогичными техническими средствами. Функционирование весьма чутких к          
постороннему электромагнитному воздействию технических средств в рамках         
определенной обстановки создает в большей или меньшей степени помехи другим     
техническим средствам, обуславливая взаимные конфликты, несовместимость         
электронных компонентов. Действие таких помех создает различные нарушения в     
работе оборудования, приводящие к выходу его из строя, авариям и сбоям.         
Последствия их могут быть катастрофическими для населения и окружающей среды.   
                                                                                
Когда мы смотрим сертификат какого-то оборудования, на это оборудование даны    
технические характеристики, но по причине взаимного влияния друг на друга,      
когда оборудование не обладает иммунитетом, эти технические характеристики      
понижают свой коэффициент до 30 процентов.                                      
                                                                                
Глобальность всепроникающего электромагнитного воздействия не позволяет         
решать указанные проблемы локальными мерами и требует комплексной               
деятельности различных органов исполнительной власти по согласованию            
совместных действий в сфере обеспечения требований электромагнитной             
совместимости в рамках единого механизма.                                       
                                                                                
Мировой опыт показывает, что отсутствие государственного регулирования в этой   
области приводит к бесконтрольному изготовлению, ввозу и применению             
технических средств, являющихся источниками интенсивных излучаемых или          
кондуктивных электромагнитных помех и обладающих пониженной устойчивостью к     
электромагнитным помехам, а также приводит к поставке, продаже потребителям     
электрической энергии низкого качества.                                         
                                                                                
Указанные обстоятельства уже давно осознаны всеми ведущими государствами,       
которые в целях объединения усилий совместно осуществляют согласованное         
регулирование в области электромагнитных излучений, упорядочивают требования    
к электроприборам, оборудованию в целях обеспечения их электромагнитной         
безопасности и совместимости, исключающей негативное воздействие технических    
средств на окружающую среду и их взаимные конфликты.                            
                                                                                
Так, в странах Европейского союза в 1992-1994 годах приняты законодательные     
акты в области электромагнитной совместимости, которые позволили сформировать   
общие правовые основы решений вопросов о электромагнитной совместимости и на    
их фундаменте создать взаимосогласованные механизмы государственного            
регулирования указанных проблем.                                                
                                                                                
Директивой Совета ЕС специально предусмотрена необходимость гармонизации        
требований по электромагнитной совместимости на европейском уровне.             
Установлена (и обеспечивается соблюдение) норма, согласно которой технические   
средства должны быть сконструированы таким образом, чтобы создаваемые ими       
помехи не нарушали функционирование других технических средств и они обладали   
бы необходимой помехоустойчивостью, обеспечивающей нормальное                   
функционирование в окружающей электромагнитной обстановке.                      
                                                                                
При контроле за развитием коммерческих контактов обеспечивается (заметьте:      
обеспечивается) строгое соблюдение положения о том, что технические средства    
могут быть размещены на рынке Европейского союза или введены в эксплуатацию     
только в том случае, если они соответствуют указанным в директиве Совета ЕС     
требованиям.                                                                    
                                                                                
То есть мы практически по многим показателям, по многому оборудованию,          
которое не подходит под их стандарты, не допускаемся на рынки Европы. В то же   
время они к нам поставлять могут все, потому что у нас нет никаких актов,       
которые бы это запретили.                                                       
                                                                                
Вступление в действие с 1 декабря текущего года Соглашения о партнерстве и      
сотрудничестве между Россией и Европейским союзом налагает на российскую        
сторону соответствующее требование по ужесточению стандартов и формированию     
механизмов обеспечения в области ЭМС.                                           
                                                                                
Однако следует признать, что в настоящее время в Российской Федерации нет       
целостной законодательной базы, обеспечивающей необходимое регулирование        
вопросов электромагнитной совместимости технических средств и качества          
электрической энергии в электрических сетях общего пользования.                 
                                                                                
В косвенной форме указанные проблемы затрагиваются в законах "О защите прав     
потребителей", "О сертификации продукции и услуг", "О стандартизации", "О       
поставках продукции для федеральных государственных нужд", "Об обеспечении      
единства измерений", "Об энергосбережении" и "О связи".                         
                                                                                
В то же время отсутствие указанного выше комплексного законодательного акта     
порождает весьма значительные трудности и негативные последствия.               
Необходимость обеспечения устойчивого прогресса науко- и энергоемких            
отраслей, создания условий для оптимального вхождения России в сообщество       
развитых индустриальных стран детерминирует потребность формирования единого    
механизма нормативного регулирования деятельности в области электромагнитной    
безопасности и совместимости.                                                   
                                                                                
Помимо того, важность развития правового регулирования в данной сфере           
обусловлена необходимостью создания оптимальных условий для деятельности        
предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей не только на едином     
товарном рынке Российской Федерации, но также и для их активного участия в      
международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и                
международной торговле.                                                         
                                                                                
Отсутствие сертификации по показателям электромагнитной совместимости           
практически закрывает доступ на европейский рынок российским производителям     
электро- и радиоэлектронного оборудования, что все более увеличивает пропасть   
между уровнем развития отечественной электротехники и соответствующих           
зарубежных отраслей, делает российские товары в целом неконкурентоспособными    
на мировом рынке по причине технологического отставания отечественного          
оборудования по параметрам электромагнитной совместимости.                      
                                                                                
Ввиду настоятельной социально-экономической необходимости в настоящее время     
сделаны попытки восполнить нормативный вакуум, сложившийся в данной области,    
путем издания соответствующих постановлений Правительства.                      
                                                                                
Учитывая насущные потребности в формировании прочных юридических механизмов,    
Правительство России пытается решить проблемы правового регулирования в этой    
области путем издания собственных постановлений, устанавливающих обязанности    
производителей по обеспечению электромагнитной совместимости.                   
                                                                                
Так, в соответствующем постановлении Правительства установлено ограничение на   
производство и использование оборудования, не отвечающего требованиям по        
электрической совместимости, сделаны попытки ввести систему сертификации по     
признакам электромагнитной совместимости и технических средств.                 
                                                                                
В то же время решение правовых проблем, связанных с формированием механизмов    
обеспечения соответствия технического оборудования требуемой электромагнитной   
совместимости, путем принятия постановления Правительства Российской            
Федерации не представляется возможным.                                          
                                                                                
Комплексное урегулирование вопросов электромагнитной совместимости              
предполагает установление обусловленных стандартами безопасности требований и   
ограничений в отношении производимого и используемого электрооборудования       
предприятиями и организациями, гражданами, применяющими то или иное             
оборудование, введение ограничений по ввозу на российскую территорию            
оборудования, не прошедшего соответствующего сертификационного контроля,        
предусматривает необходимость принятия системы мер, направленных на             
самостоятельность хозяйствующих субъектов и волеизъявление граждан.             
                                                                                
В соответствии с общими принципами разграничений публично властных полномочий   
между ветвями государственной власти, характерными для правового государства,   
указанные вопросы могут быть решены лишь в законодательном акте. Положение      
Конституции Российской Федерации строго предусматривает, что права граждан      
могут быть ограничены лишь федеральными законами.                               
                                                                                
Законопроекты вы смотрели. Что решает этот закон? Настоящий закон               
предполагает комплексное урегулирование правоотношений, возникающих в области   
обеспечения электромагнитной совместимости технических средств. В нем           
устанавливаются правовые основы для осуществления обязательной сертификации     
по требованиям ЭМС; определяются полномочия Правительства Российской            
Федерации и федеральных органов исполнительной власти; устанавливается особый   
порядок ввоза на территорию России импортного оборудования; гарантируются       
права потребителей; решаются вопросы ответственности должностных, физических    
и юридических лиц (подписывается обязательно изготовителями технических         
средств декларация о соответствии продукции требуемой ЭМС); устанавливаются     
правовые основы для осуществления обязательной сертификации соответствия        
электрической энергии требованиям по ее качеству.                               
                                                                                
Законопроект подготовлен Комитетом по информационной политике и связи,          
сотрудниками Государственного центра стандартизации, сертификации и             
метрологического обеспечения в области электромагнитной совместимости,          
Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических и         
радиотехнических измерений, Всероссийского научно-исследовательского            
института оптико-физических измерений, Всероссийского                           
научно-исследовательского института стандартизации, Всероссийского              
научно-исследовательского института сертификации, Всероссийского                
научно-исследовательского института стандартизации и сертификации,              
Международной академии информатизации.                                          
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                  В.А.Рыжков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Как много времени вам требуется, чтобы завершить,         
Геннадий Константинович? 30 секунд добавьте. Не все институты перечислил.       
                                                                                
ВОЛКОВ Г.К. В процессе подготовки законопроекта были получены отзывы от ряда    
депутатских объединений Государственной Думы, из министерств, ведомств,         
комитетов, от отдельных депутатов. В представленном законопроекте учтены        
замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы, кроме             
замечаний, требующих более подробного изучения, которые будут приняты во        
внимание при подготовке законопроекта ко второму чтению. Комитет по             
информационной политике и связи предлагает поддержать представленный вашему     
вниманию законопроект в первом чтении.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Константинович.                         
                                                                                
Есть ли вопросы у уважаемых депутатов? Есть вопросы. Их немного, поэтому я      
всех вижу.                                                                      
                                                                                
Виктор Степанович Шевелуха, пожалуйста.                                         
                                                                                
ШЕВЕЛУХА В.С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Геннадий Константинович, естественно, что сегодня окружающая среда настолько    
насыщена различными электромагнитными полями, что должны быть утверждены        
какие-то нормы правового регулирования, и вы убедительно это доказали. Но у     
меня возникает в связи с этим вопрос. Все, что вы перечислили, что является     
предметом регулирования этого закона, все относится к техническим или           
нормативным, чисто технологическим вопросам. Все это вправе решить              
Правительство Российской Федерации и его ведомства.                             
                                                                                
Вы назвали восемь предметов, которые являются предметом регулирования этого     
закона. Они могут быть отнесены без всякого ущерба к другому уровню. В связи    
с этим мой вопрос к вам: где те границы правового регулирования, которое        
Государственная Дума как высший законодательный орган действительно должна      
взять на себя? Попробуйте, пожалуйста, ответьте, только очень коротко, потому   
что обстоятельно мы уже слышали.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, Виктор Степанович, просьба: вопросы и ответы          
коротко.                                                                        
                                                                                
ШЕВЕЛУХА В.С. Ясно, ясно.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Геннадий Константинович.                      
                                                                                
ВОЛКОВ Г.К. Многие задают этот вопрос. Почему бы просто комитету по             
стандартизации не издать стандарты по этой проблеме? Отвечаю. В законе "О       
стандартизации", который принят верховным органом, законодательным,             
говорится, что ни одного стандарта не может быть без соответствующего закона    
в той или иной отрасли. Это первый пункт.                                       
                                                                                
Второй пункт - здесь вводятся ограничения по ввозу, ограничения по              
использованию и так далее, что соответствует статье 55 Конституции Российской   
Федерации, в которой говорится, что всякое ограничение возможно лишь с          
принятием определенного акта.                                                   
                                                                                
И последнее. Думаю, что не позже чем через полгода и Думе, и юристам придется   
вообще пересмотреть методику, где есть предел законодательству вот такого       
чисто технического плана. При вступлении в ВТО ни одна страна, которая в это    
ВТО вступает, и само ВТО не признают ни одного стандарта, который издан без     
соответствующего законодательного акта. По оценкам, при вступлении в ВТО мы     
вынуждены будем принять около 100 нормативных законодательных актов             
Российской Федерации, чтобы соответствовать тем требованиям, которые есть в     
мире.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.                                                     
                                                                                
Вишняков Виктор Григорьевич. Потом - Мисник Борис Григорьевич. Всех вижу.       
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Геннадий Константинович, уважаемый депутат Шевелуха, в            
общем-то, правильно поставил вопрос, потому что "электромагнитная               
совместимость (а я читаю понятие, которое вы вводите в свой законопроект) -     
способность технических средств функционировать с заданным качеством в          
заданной электромагнитной обстановке и не создавать недопустимых                
электромагнитных помех другим техническим средствам и биологическим             
объектам", то есть социальных отношений, которые и регулирует закон, в этом     
чисто техническом понятии "электромагнитная совместимость" нет. И поэтому       
естественно у депутатов возникает вопрос: есть ли здесь предмет                 
законодательного регулирования? Но я, призывая депутатов проголосовать за       
этот законопроект, опираюсь на то, что по содержанию вы далеко вышли за рамки   
понятия "электромагнитная совместимость". На самом деле вы регулируете          
вопросы, связанные и с отношениями между людьми по поводу функционирования,     
хранения, охраны и так далее. Может быть, изменить название этого               
законопроекта, с тем чтобы не возникали такого рода вопросы?                    
                                                                                
ВОЛКОВ Г.К. Знаете, я согласен с вами. Из-за названия у нас Совет Думы этот     
законопроект возвращал уже, когда он просто назывался "Об электромагнитной      
совместимости". Когда юристы и комитет по стандартизации сидели и               
разбирались, это было единственное название, которое вписалось как-то в эту     
структуру, потому что было аналогичное название, был прецедент принятия         
такого названия: "Об обеспечении единственного измерения". То есть не о         
единстве измерений, а об обеспечении единственного измерения. Нам надо будет    
еще учиться давать названия вот таким чисто техногенным законам.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мисник Борис Григорьевич, пожалуйста.                     
                                                                                
МИСНИК Б.Г. Уважаемый Геннадий Константинович! Как я понял из вашего доклада,   
одним из препятствий проникновению, скажем, нашей радиоэлектронной техники на   
западный рынок является отсутствие нормативных документов, в том числе          
стандартов по электромагнитной совместимости. Действительно ли вы думаете,      
что если мы такие стандарты установим, то своими "Рекордами", "Орбитами"        
забьем "Тошибу", "Грюндиг", "Филипс" и так далее? Или дело все-таки в том,      
что мы по технологии отстали и одним этим правовым актом это дело не            
поправишь?                                                                      
                                                                                
И второе. По статье 10 сертификация платная будет? Приведет ли это к            
удорожанию ввозимого радиоэлектронного оборудования?                            
                                                                                
ВОЛКОВ Г.К. На первый вопрос. Я приведу только один пример. Когда в 1992 году   
англичане одними из последних, кто принял закон об электромагнитной             
совместимости, ввели закон этот в действие, предприятия, которые были           
отстающими по производству тех или иных средств электротехники, вышли на        
более передовые рубежи в течение двух лет. Это связано с тем, что они, меняя    
технологию, сразу ее закладывали, с учетом того, что эта технология должна      
работать именно на то, чтобы эти электрические приборы не вызывали              
электромагнитные помехи. У них в последующем существовал иммунитет к помехам,   
и они обогнали многие предприятия, которые уже имели в то время современную     
технологию. Я не говорю, что мы в состоянии за два года все перестроить, как    
в Англии. Но, извините меня, когда-то надо начинать. И когда будут введены      
эти стандарты, наша промышленность должна будет эту технологию уже с учетом     
этих требований создавать. Это ответ на первый вопрос.                          
                                                                                
И на второй вопрос. Статья 10. А как вы хотите? А вы назовите мне хоть одну     
страну, где за сертификацию оборудования нашего или какого-либо другого,        
которое поступает на рынок, не платится ничего. Назовете - я согласен, что      
тогда не надо платить.                                                          
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                 Г.Н.Селезнев                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Последний вопрос. Гуськов Юрий Александрович,             
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГУСЬКОВ Ю.А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! У меня никакого сомнения     
нет в том, что этот закон нужно принимать. Для полноты счастья нам его просто   
не хватает сегодня, это совершенно точно.                                       
                                                                                
Но у меня просьба такая. Хватит вопросов. Прекрасный, обстоятельный доклад,     
очень толковый доклад. Ну прямо на все вопросы он ответил даже уже в самом      
докладе. Кто внимательно слушал - и вопросы не задавал. Я предлагаю перейти к   
голосованию.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли настаивающие на                
выступлениях?                                                                   
                                                                                
Геннадий Константинович, присаживайтесь. Выступления уже теперь будут.          
                                                                                
Шевелуха Виктор Степанович.                                                     
                                                                                
ШЕВЕЛУХА В.С. Спасибо большое.                                                  
                                                                                
Я согласен с депутатом Гуськовым в том, что закон надо принимать, и поддержу.   
Но я хотел бы следующее предложение сделать. Ко второму чтению, пожалуйста,     
учтите это. Если мы в этом законе представим структуру решения стандартных,     
технологических, организационных вопросов, структуру размещения при             
совмещении различных электрополей, то он будет у вас выглядеть как инструкция   
или дополнение к какому-то правительственному постановлению. Надо сделать       
иначе. Это признание международного значения - признание важности состыковки,   
совмещения при решении проблем, связанных с электромагнитным совмещением        
нашего государства с другими.                                                   
                                                                                
Второе. Определение границ ответственности за нарушения - это поощрение в       
смысле решения ряда крупных проблем, чтобы здесь чувствовались                  
общегосударственные и социальные проблемы, нуждающиеся в правовом               
регулировании через ту технологию, которая предлагается. Вот эту часть          
отработать и сделать ее выпукло. И вначале...                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Степанович, надо вашу поправку в конкретную        
статью внести ко второму чтению.                                                
                                                                                
ШЕВЕЛУХА В.С. Я ее внесу, конечно. Я сейчас просто в качестве предложения...    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Депутат Илюхин, пожалуйста. Потом - депутат Шелищ.                              
                                                                                
ИЛЮХИН В.И. Уважаемые коллеги! Я тоже просил бы поддержать данный               
законопроект. На первый взгляд он кажется необычным, потому что необычную       
сферу регулирует. Он очень сложный для восприятия, но решает достаточно         
большие проблемы. Наверное, необходимости в этом законе не было бы, если бы     
были единые ГОСТы и прочее, если бы решение правительства, допустим,            
Советского Союза распространялось и было обязательным для всех. Но не надо      
забывать, что у нас появились объекты, предприятия с разными формами            
собственности. У нас появляются научно-исследовательские институты, которые     
не являются уже государственными институтами. И применения и использования      
только нормативных документов на правительственном уровне явно недостаточно.    
                                                                                
Конечно, закон (я бы его так определил) базовый, и его надо уточнять.           
Конечно, надо усилить нормативность этого закона. И если во втором чтении это   
удастся, наверное, будем голосовать за него и дальше.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шелищ.                                            
                                                                                
ШЕЛИЩ П.Б. Уважаемые коллеги, я также считаю, что этот закон необходимо         
принимать. Этот закон очень важен для потребителей прежде всего, потому что     
нам приходится нередко сталкиваться с ситуациями, когда завозят в Россию        
большими партиями, ну, скажем, телефонные аппараты - трубки, которые            
оказываются не только не работоспособными, но еще и портят телефонные сети. И   
чтобы предупредить такие ситуации, тоже очень важен этот закон.                 
                                                                                
Но главное, что я хотел сказать, - в некотором противоречии с тем, что сказал   
Виктор Степанович Шевелуха. На мой взгляд, мы больше, чем нужно, принимаем      
рамочных законов, а вот такой закон, который напоминает по форме технический    
стандарт, - это как раз тот путь, по которому идет законодательство в таких     
областях в других странах. И это значительно более эффективно, ведь не          
ведомство, руководствуясь своими узковедомственными интересами, как это часто   
бывает при принятии стандартов, а мы, представляющие наших избирателей,         
принимаем такое решение. Другое дело, что надо будет внимательно еще            
посмотреть при втором чтении, чтобы те дополнительные затраты, которые будут    
неизбежно связаны с проведением сертификации в соответствии с требованиями      
этого закона и тех стандартов, которые в соответствии с ним выйдут, были        
разумными, не превышающими реальные затраты на такие работы, не привели бы к    
дополнительным поборам с пользователей.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Григорьевич Вишняков. Наверное, последнее          
выступление, мы хотели сегодня и постановления успеть принять.                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Ну, это даже не выступление, а небольшое предложение. Может       
быть, разработчикам законопроекта принять такой вариант названия: "О            
государственном регулировании и контроле за обеспечением требований             
электромагнитной совместимости". Кое-что убрать - чисто технические вопросы.    
Я думаю, что законопроект можно принимать в первом чтении.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование: принять       
законопроект... Подождите.                                                      
                                                                                
Александр Алексеевич Котенков.                                                  
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты                 
Государственной Думы! При длительном, в течение нескольких месяцев, изучении    
представленного законопроекта нам, к сожалению, не удалось определить           
главного: по какому предмету ведения, установленному Конституцией,              
принимается данный закон.                                                       
                                                                                
И в связи с этим возникает вопрос: почему статья 2 представленного              
законопроекта относит регулирование в данной сфере только к федеральному        
ведению? Хотелось бы, чтобы разработчики все-таки уточнили: так к какому же     
из установленных Конституцией предметов ведения Российской Федерации отнесен    
данный законопроект? Если этого не сделать, то мы, как всегда, попадем в        
условия, при которых субъекты Федерации будут оспаривать право Федерации        
только федеральными законами регулировать эту деятельность. А вы знаете, что    
мы попадем в такую ситуацию, потому что ряд производств, которые окажутся       
парализованными из-за того, что у них сейчас производится некачественная        
продукция, начнут регулировать своими внутренними актами и будут оспаривать     
право Федерации не позволять субъектам вторгаться в эту деятельность. Если      
это стандартизация - укажите это. Если это безопасность - укажите это. Но       
сейчас непонятно, к какой сфере, к какому предмету ведения это относится.       
                                                                                
Следующее. Специалисты, тщательно изучив этот законопроект, утверждают, что,    
для того чтобы урегулировать поставленные здесь проблемы, достаточно одного     
постановления Правительства и нескольких государственных стандартов.            
Возражение, которое выдвигается против этого предложения, только одно: при      
вступлении во Всемирную торговую организацию соглашения ВТО не                  
предусматривают обязательности национальных стандартов и так далее, и тому      
подобное, мол, наши стандарты со вступлением в ВТО не будут обязательными.      
                                                                                
Уважаемые депутаты, чуть больше года назад в этом зале мы с вами обсуждали,     
если мне память не изменяет, отклоненный Президентом закон "О защите            
экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней          
торговли товарами". И тогда у нас зашел спор о соответствии некоторых           
формулировок этого закона соглашениям ВТО и ГАТТ. И тогда мы с вами выяснили,   
что в нашем государстве нет ни одного официального текста переводов этих        
соглашений. Сейчас мы ссылаемся на соглашения ВТО и говорим: мы обязаны         
принять данный закон.                                                           
                                                                                
Может быть, нам не торопиться с принятием данного закона, пока ограничиться     
нормативными актами Правительства в этой сфере и все-таки при подготовке к      
вступлению в ВТО получить официальные тексты соглашений, генерального           
соглашения по таможенным тарифам и посмотреть, к чему обязывают нас эти         
соглашения. Пока, я вас уверяю, нет официальных переводов, которыми мы могли    
бы пользоваться официально в нашей стране, и тем не менее мы на них почему-то   
ссылаемся.                                                                      
                                                                                
Президент предложил бы воздержаться от принятия данного закона в такой форме.   
                                                                                
Благодарю вас.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительное слово - депутату Волкову, и будем голосовать.                    
                                                                                
ВОЛКОВ Г.К. Я бы не согласился с Александром Алексеевичем по двум причинам.     
                                                                                
Я уже говорил, что ни одним постановлением Правительства ни один стандарт на    
ту или другую отрасль или на ту или другую, так сказать, систему, в том числе   
на электромагнитную совместимость, не может быть введен согласно закону "О      
стандартизации" без соответствующего закона по этой отрасли.                    
                                                                                
Вдобавок мы, еще раз говорю, идем на ограничение прав граждан. Статья 55        
Конституции гласит, что ограничение прав граждан, прав потребителей и так       
далее может быть введено соответствующим законом федеральным!                   
                                                                                
Что касается всех остальных, так будем говорить, замечаний, которые здесь       
были, мы не отказываемся все эти замечания взять и ко второму чтению            
внимательно рассмотреть. Мы готовы очень серьезно работать с Комитетом по       
экологии, с Комитетом по охране здоровья. Но я приведу только одну выдержку     
из стенограммы парламентских слушаний. Это сказал сотрудник Центра              
электромагнитной безопасности Юрий Григорьев.                                   
                                                                                
Более 45 лет я занимаюсь радиационной безопасностью ионизирующего излучения.    
Занимался я радиационной безопасностью космических полетов, анализом всех       
аварий, и в том числе Чернобылем с первых дней. Был в мае в Чернобыле как       
член правительственной комиссии от Минздрава. Все там видел. Отвечал за         
госпитализацию и за лечение больных. Они умирали на моих руках. Видел я         
трупы. То есть я знаю патологию. Кроме того, я радиобиолог, то есть всю жизнь   
имею дело с радиоактивностью. Я могу сказать, что, проанализировав всю          
ситуацию, я пришел к выводу: опасность электромагнитная более серьезна для      
нас, чем радиоактивные ионизирующие излучения.                                  
                                                                                
Не надо - давайте не будем принимать.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Константинович, такие длинные объяснения - это   
тоже своего рода угроза. Присаживайтесь, пожалуйста.                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставлю на голосование: принять законопроект в первом         
чтении. Пожалуйста.                                                             
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              309 чел.             68,7%                        
Проголосовало против            2 чел.              0,4%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    312 чел.                                          
Не голосовало                 138 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.