Заседание № 190

02.07.1998
Вопрос:

О проекте федерального закона "О государственной политике Российской Федерации по поддержке российской диаспоры и покровительстве российским соотечественникам".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4920 по 5464 из 8287
Пожалуйста, Георгий Иванович, на трибуну... или кто у вас представляет          
законопроект? Депутат Столярова? Георгий Иванович, номер его какой? 69, да?     
                                                                                
69.1 и 69.2. Возьмите эти законопроекты, они альтернативные. Докладчики:        
Насима Калимовна Столярова - по одному законопроекту, Вячеслав Владимирович     
Игрунов - по второму, а по двум вместе - Георгий Иванович Тихонов.              
                                                                                
Уважаемые коллеги, пожалуйста, садитесь. Докладчица, женщина на трибуне.        
(Выкрики из зала.)                                                              
                                                                                
Владимир Вольфович, достаточно, я вам публично говорю, что ни в                 
вице-премьеры, ни в премьеры не собираюсь. Сразу на ваше место, только лишь!    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СТОЛЯРОВА Н.К., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемые коллеги, действительно, у законопроекта, который я представляю,       
такая трудная судьба. В течение длительного времени мы никак не могли до него   
дойти, чтобы обсудить. И сегодня опять возникла такая ситуация, очень           
неординарная.                                                                   
                                                                                
В результате беловежских соглашений 8 декабря 1991 года вы все знаете, какие    
произошли события. Как следствие - 25 миллионов наших соотечественников         
оказались за рубежом, за пределами собственного государства. Жесткая,           
законодательно оформленная дискриминация в отношении российских                 
соотечественников в республиках Прибалтики, на Украине, в Казахстане,           
Молдавии, Азербайджане и Грузии говорит о том, что противостоять ей можно       
только в системе координат государственной политики Российской Федерации в      
отношении соотечественников за рубежом. При этом необходимо исходить из того,   
что СССР был великой державой, и мировое сообщество признало этот статус за     
Российской Федерацией. Современная международная правовая доктрина России       
имеет следующие основы: принцип континуитета, непрерывности российской          
государственности, согласно которому Российское государство, Российская         
империя, Российская Республика, РСФСР, СССР и Российская Федерация - один и     
тот же участник межгосударственных отношений, один и тот же субъект             
международного права, не прекращавший своего существования. Второе - институт   
российского гражданства соотнесен с принципом непрерывности российской          
государственности, то есть разделение суверенитета на территории нельзя         
понимать как передачу людей, как их приватизацию.                               
                                                                                
Конституция России отражает универсальный процесс сближения конституционного    
и международного права, закрепляющих защиту прав, свобод, достоинства и         
благополучия своих граждан, где бы они ни находились. Исходя из этого           
государственная политика России в отношении соотечественников за рубежом        
должна строиться на основе ее международно-правовой доктрины, и фундаментом     
государственной политики России в отношении соотечественников за рубежом        
должен стать федеральный закон "О государственной политике Российской           
Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Именно в этой связи        
Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и      
связям с соотечественниками выступил с законодательной инициативой по           
разработке проекта данного федерального закона. К рассмотрению законопроекта    
были привлечены комитеты, комиссии, депутатские объединения Государственной     
Думы, а также заинтересованные федеральные министерства и ведомства             
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Следует особо отметить поддержку законопроекта со стороны Комитета              
Государственной Думы по культуре... (Шум в зале.)                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Владимирович Семаго, прекратите отрывать         
депутатов от работы!                                                            
                                                                                
Пожалуйста, продолжайте.                                                        
                                                                                
СТОЛЯРОВА Н.К. ...который по его просьбе был назначен соисполнителем            
подготовки законопроекта. Предложения комитета были учтены в тексте             
законопроекта.                                                                  
                                                                                
По проекту федерального закона были получены предложения и замечания от 12      
заинтересованных федеральных министерств и ведомств и семи комитетов            
Государственной Думы. Кроме того, получено заключение от Комиссии по правам     
человека при Президенте Российской Федерации, от ряда организаций               
соотечественников в СНГ и странах Балтии, от ассоциации "Родина", а также от    
отдельных ученых и крупных специалистов в области права.                        
                                                                                
На основе указанных замечаний и предложений первоначальный текст проекта        
федерального закона был существенно доработан. Участники парламентских          
слушаний одобрили законодательные инициативы комитета и рекомендовали           
законопроект для рассмотрения в первом чтении. В процессе дальнейшей работы     
над проектом закона были дополнительно получены замечания по тексту проекта     
закона от 12 заинтересованных организаций. Все они были учтены. Законопроект    
рассматривался и был поддержан на заседании Совета соотечественников при        
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Предметом законодательного регулирования в предлагаемом законопроекте           
являются правоотношения с соотечественниками за рубежом. В основу               
законопроекта положена концепция, представляющая собой систему принципов        
деятельности Российской Федерации в соответствии с Конституцией,                
законодательством и международными договорами Российской Федерации и            
юридических норм, обеспечивающих эту деятельность, с целью претворения в        
жизнь государственной политики, которая предусматривает оказание                
соотечественникам за рубежом поддержки в защите ими своих прав и свобод.        
                                                                                
Законопроект состоит из преамбулы и шести глав. В главе I содержатся общие      
положения, в том числе и определения понятий "соотечественники" и               
"соотечественники за рубежом", и нормы, касающиеся признания физическими        
лицами своей принадлежности к соотечественникам за рубежом и подтверждения их   
принадлежности к различным группам. В главе II подробно излагаются принципы и   
цели государственной политики в отношении соотечественников. Следующая глава    
посвящена правовым основам этих отношений в зависимости от принадлежности       
соотечественников к отдельным группам и от нахождения за пределами России или   
на ее территории. В главе IV изложены основополагающие принципы и определены    
главные направления деятельности по реализации государственной политики.        
Затем устанавливаются организационные основы деятельности в области отношений   
с соотечественниками. И в главе VI говорится о порядке вступления закона в      
силу и о мерах для юридического обеспечения реализации закона.                  
                                                                                
В законопроекте закладываются основы для решения наиболее принципиальных        
юридических вопросов. В дальнейшем по мере надобности и увеличения              
материально-финансовых возможностей государства и других субъектов отношений    
с соотечественниками могут быть приняты другие законодательные и нормативные    
правовые акты, которые в совокупности с предлагаемым законом должны составить   
механизм правового регулирования этих отношений.                                
                                                                                
Ключевым моментом в законопроекте является определение понятия                  
"соотечественники за рубежом". Определение охватывает все реально               
существующие различные по своему происхождению, составу и правовому статусу     
группы соотечественников за пределами России. Из определения вытекают           
юридические основания для дифференцированного подхода к отношениям с            
соотечественниками в зависимости от их принадлежности к различным группам,      
который должен быть закреплен в содержании соответствующих правовых норм.       
Такой подход - адекватное отражение фактически существующего положения вещей,   
и нереально строить отношения с соотечественниками без учета специфики          
отдельных их групп.                                                             
                                                                                
Важная особенность закона заключается в том, что он призван регулировать        
правоотношения с лицами, проживающими за пределами России и в подавляющем       
своем большинстве состоящими в иностранном гражданстве. Эти обстоятельства      
могут вызывать озабоченность по поводу того, что закон может быть воспринят     
как вмешательство во внутренние дела других государств. Однако, во-первых,      
содействие соотечественникам со стороны России в обеспечении прав человека и    
основных свобод является неотъемлемой частью международной защиты прав          
человека и, тем самым, одной из областей международного сотрудничества. И       
во-вторых, в своих отношениях с соотечественниками в других областях Россия     
применяет традиционные, давно сложившиеся формы и методы международных          
связей, предполагающие непременное соблюдение национального законодательства,   
конечно, отвечающего международным стандартам.                                  
                                                                                
В законопроекте закладываются организационные основы для реализации             
содержащихся в нем норм, определяются российские участники (субъекты)           
отношений с соотечественниками, полномочия федерального центра и субъектов      
Федерации, органы государственного управления и контроля, устанавливаются       
обязанности государства в отношении соотечественников и российских              
участников, порядок финансирования, предоставления льгот и преимуществ и        
ведения государственного мониторинга.                                           
                                                                                
Основными целями закона является предоставление больших прав людям,             
потерявшим их в связи с исчезновением СССР и издержками политики прошлого,      
укрепление морального статуса Российской Федерации. Закон о соотечественниках   
дополняет тот пробел в законодательстве и реальной практике, который возник в   
связи с исчезновением СССР и образованием новых государств. Система отношений   
стала регулироваться законодательством о гражданстве и границах, за рамками     
остались реальные связи и отношения, социальная и культурная близость больших   
групп людей.                                                                    
                                                                                
Существующее законодательство в значительной степени игнорирует сложившуюся     
систему связей, работая фактически на их разрыв. Например, возможности          
использования двойного гражданства крайне ограничены и многими новыми           
государствами не признаются. В таких случаях человек вынужден ограничить свои   
реальные связи, выбирая лишь одно гражданство и круг возможностей, которые      
оно предоставляет. Фактически таким образом ограничиваются реальные             
возможности и права людей, которые приносятся в жертву ложно понимаемому        
суверенитету новых государств.                                                  
                                                                                
К сожалению, в последние годы механизм предоставления гражданства нередко       
становился механизмом ущемления и ограничения прав людей. Так стало на          
территории значительного числа постсоветских государств. Ситуация               
складывается таким образом, что в результате изменения гражданства всех         
людей, проживающих на территории СССР, у некоторых резко сократились            
возможности реализации своих прав, некоторые вообще лишились какого-либо        
гражданства, оказались на территории, где жили, в качестве лиц без              
гражданства, например в Латвии, Эстонии. Проблем создалось много.               
                                                                                
Задача закона - найти переходы между гражданством, "безгражданством" и          
"иностранством", как говорят юристы, выйти за рамки этих категорий и понятий.   
Новые ситуации порождают новые проблемы. Кем считать лишенных гражданства       
жителей Латвии, Эстонии? Кто они для нас - люди без гражданства, иностранцы?    
Решить эту проблему, я думаю, поможет наш закон о соотечественниках.            
                                                                                
И в заключение я хочу сказать, что обсуждаемого закона с нетерпением ждут       
миллионы наших соотечественников. Я думаю, Российское государство не имеет      
права безучастно взирать на судьбу значительной части своего народа, который    
это государство создавал и составлял. Учитывая изложенное, я призываю своих     
коллег принять законопроект в первом чтении.                                    
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                  В.А.Рыжков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Насима Калимовна. Присаживайтесь,        
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Вячеслав Владимирович Игрунов, содокладчик от комитета, пожалуйста. И Георгию   
Ивановичу Тихонову приготовиться.                                               
                                                                                
ИГРУНОВ В.В., фракция "ЯБЛОКО".                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги! После предыдущего страстного выступления отпадает            
необходимость подробно останавливаться на вопросе о необходимости принятия      
данного законопроекта. Более того, Российское государство в лице                
Государственной Думы внимательно и серьезно отнеслось к этим проблемам, и 8     
декабря 1995 года была принята декларация о поддержке российской диаспоры и     
покровительстве соотечественникам. В соответствии с этой декларацией и          
разработан законопроект, который я сейчас представляю.                          
                                                                                
В сущности, поскольку не нужна мотивация, имело бы смысл только сказать о       
структуре предлагаемого законопроекта и подчеркнуть различия, которые           
существуют между законопроектом, представляемым госпожой Столяровой, и моим     
законопроектом.                                                                 
                                                                                
Структурно законопроект состоит из преамбулы, определяющей основные намерения   
законодателя при принятии федерального закона и отсылающей к основным           
международно-правовым нормам, на реализацию которых направлен законопроект.     
                                                                                
Первая глава посвящена основным положениям, во второй - определена процедура    
приобретения статуса российского соотечественника. Третья глава посвящена       
социальной трактовке особенностей статуса российских соотечественников на       
территории Российской Федерации. Четвертая глава посвящена формулировке общих   
принципов и конкретных механизмов поддержки российской диаспоры и               
покровительства российским соотечественникам за рубежом. Пятая - определяет     
механизм представительства интересов российских соотечественников в органах     
государственной власти Российской Федерации, координацию действий органов       
государственной власти Российской Федерации по поддержке российской диаспоры    
и покровительству российским соотечественникам. Шестая глава детально           
описывает единый механизм финансирования принятых Российской Федерацией         
программ поддержки российских соотечественников и исчерпывающим образом         
определяет условия предоставления лицам, участвующим в обеспечении этих         
программ, льгот и преференций. Седьмая глава впервые вводит право на            
репатриацию, право на эвакуацию в случае угрозы жизни и здоровью. Восьмая       
глава содержит переходные и заключительные положения.                           
                                                                                
Предлагаемый в настоящем проекте подход к покровительству российской            
диаспоре, как и определение последней, является нововведением в                 
законодательстве и опирается на выраженную в уже упомянутой декларации волю.    
При формулировке этого подхода разработчики исходили из того, что вследствие    
правопреемства России по отношению к СССР, РСФСР и Российской империи и в       
связи с полиэтничностью собственно российского общества любые ссылки на         
возможный этнический характер связи диаспоры с Россией наносят существенный     
ущерб. Такие отсылки могут и будут рассматриваться как дискриминационные,       
основанные на расовом или этническом признаке, и в качестве таковых прямо       
противоречащие международным правовым требованиям.                              
                                                                                
Далее я хотел бы остановиться на различиях двух законопроектов. Самым важным    
отличием является декларативность предыдущего законопроекта, который только     
констатирует необходимость тех или иных действий, но не приводит механизма      
реализации этих действий и передает практически все полномочия Правительству    
Российской Федерации. Мы никак не можем согласиться с подобным подходом,        
потому что на протяжении последних лет именно Правительство Российской          
Федерации было тем самым инструментом, который лишил наших соотечественников    
связи со своей исторической родиной, с Россией, и фактически предоставил        
соотечественников, миллионы людей, самим себе. Именно поэтому мы считаем, что   
реальное влияние на политику в отношении российских соотечественников должна,   
обязана иметь Государственная Дума. Именно поэтому мы принимаем закон прямого   
действия. В нашем законопроекте конкретно описаны механизмы и нормы             
предоставления помощи российским соотечественникам. И все они являются          
нормами прямого действия, не относят те или иные шаги к компетенции             
Правительства.                                                                  
                                                                                
Кроме того, наш законопроект отличается от предыдущего законопроекта            
предоставлением более широких прав нашим соотечественникам. В частности, если   
предыдущий проект не допускает участия наших соотечественников в выборах на     
муниципальном уровне, то наш законопроект предоставляет такую возможность.      
Более того, сегодня Государственная Дума сделала свой выбор в пользу нашей      
концепции. И собственно говоря, поправки в закон о гарантиях избирательных      
прав и наш законопроект сориентированы в одном направлении. Кроме того, мы      
выводим из зоны коррупции сферу предоставления помощи российским                
соотечественникам.                                                              
                                                                                
Все остальные положения в принципе у нас довольно близки. Предыдущий            
законопроект действительно претерпел серьезные изменения в ходе доработки,      
однако, к сожалению, он не избежал одного из существенных недостатков -         
размытости в определении соотечественников, смешения понятий и трактования      
прав наших соотечественников в том же контексте, в котором трактуются и права   
граждан. Права граждан Российской Федерации, безусловно, существенно выше и     
должны быть гарантированы и обеспечены в большей степени, и это отмечается в    
нашем законопроекте. Именно поэтому мы предлагаем принять в первом чтении наш   
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Георгий Иванович, от комитета по делам СНГ: как нам разрешить       
данную коллизию двух законопроектов? Пожалуйста, Георгий Иванович.              
                                                                                
ТИХОНОВ Г.И. Уважаемые коллеги! Наш комитет работал над этим законопроектом     
два с половиной года очень детально. Мы его дважды представляли уже на Совет    
Думы. Но, к сожалению, не получилось у нас с Вячеславом Владимировичем          
Игруновым сделать один законопроект (сначала стояли общие фамилии).             
Действительно, в чем он прав?                                                   
                                                                                
Законопроект, предложенный Игруновым, более детализированный, прямого           
действия. Но позиция нашего комитета, и не только нашего комитета, в том, что   
сначала все-таки надо сделать рамочный закон, хотя здесь довольно четко         
прописано (уже в новом, правленном варианте), что такое соотечественники, и     
права их, как говорится, и взаимоотношения с нашим государством.                
                                                                                
Наш законопроект был проработан с 12 министерствами России. Семь комитетов      
нашей Думы участвовали в этой работе. Практически все дали только замечания,    
то есть не было в комитетах никого, кто был бы против. Замечания мы учли. По    
этому законопроекту проведены парламентские слушания еще 1 апреля 1997 года.    
Было дважды заседание Совета соотечественников. Вы знаете, что мы от каждой     
республики, от каждого государства СНГ имеем от двух до четырех членов Совета   
соотечественников, которые также единогласно поддержали этот наш законопроект   
о соотечественниках.                                                            
                                                                                
То, что он содержит общие положения, что такое соотечественники и что такое     
соотечественники за рубежом, - это действительно расписано детально впервые в   
юридической практике.                                                           
                                                                                
Я думаю, что, наверное, нет у нас особых оснований спорить по этим двум         
законопроектами, хотя их назвали альтернативными. Я считаю, что главное         
различие в том, кого мы считаем соотечественниками. Это все граждане бывшего    
Советского Союза, оказавшиеся, как уже было сказано Насимой Калимовной, за      
рубежом. С Игруновым у нас разногласия: он предлагает назвать их русской        
диаспорой за рубежом, с чем наши соотечественники и все наши комитеты           
категорически не согласны. Не согласны наши соотечественники с тем, что         
русских, проживающих, допустим, в Казахстане (ведь там не только русские, там   
и татары и так далее - это все наши соотечественники), называют диаспорой. Не   
может половина населения быть диаспорой в отличие от другой половины            
населения. Вот это как раз более обширные права, и мы можем отстаивать наши     
права.                                                                          
                                                                                
Заключения все получены. Заключения, которые поступили от министерств,          
замечания буквально на 90 процентов приняты. И поэтому мы считаем, что          
все-таки надо принять наш законопроект за основу. И я еще раз предлагаю         
своему коллеге Игрунову, тем более что он зампредседателя нашего комитета, на   
второе чтение просто дать свои поправки.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Георгий Иванович. Нет, Георгий Иванович,         
останьтесь, пожалуйста.                                                         
                                                                                
Да, мы сейчас быстро, аккуратно проведем, так сказать, вопросы. Вопросы есть    
к докладчикам, к тому или другому? Хотя доклады были очень подробные. Есть.     
                                                                                
Дмитрий Олегович Рогозин, пожалуйста, либо к докладчикам, либо к комитету.      
Пожалуйста, Дмитрий Олегович.                                                   
                                                                                
РОГОЗИН Д.О., депутатская группа "Российские регионы".                          
                                                                                
У меня вопрос к депутату Игрунову. Слово, которое он использует, "диаспора",    
ведь все-таки относится именно к эмиграции прежде всего. Скажем, русская        
диаспора в Соединенных Штатах - имеются в виду потомки русской эмиграции. Но    
люди, которые оказались за пределами России, которых сегодня мы называем        
соотечественниками, - они никуда не уезжали, они всегда там жили. Там была их   
Родина, их города, которые зачастую носили русские названия. Возможно ли        
называть все-таки наших соотечественников диаспорой?                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон депутату Игрунову.          
                                                                                
ИГРУНОВ В.В. Уважаемый коллега, вы совершенно правильно ставите вопрос. Есть    
места компактного проживания русскоязычного населения, и не только              
русскоязычного населения. Это относится ко многим выходцам из России и          
Советского Союза. Но наш законопроект рассматривает положение не только наших   
соотечественников, проживающих в Казахстане. Мы призываем одновременно          
считать нашими соотечественниками и эмиграцию, которую составляют несколько     
миллионов человек, проживающих везде - в Европе, в Соединенных Штатах, в        
Канаде, Аргентине и других странах мира. Мы всю эту совокупность выходцев из    
Советского Союза, России и Российской империи считаем подпадающей под           
действие нашего законопроекта.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть еще вопросы к докладчикам? Еще появились?                                  
                                                                                
Пожалуйста, Тетельмин. (Выкрики из зала.)                                       
                                                                                
Георгий Иванович, чуть позже.                                                   
                                                                                
ТЕТЕЛЬМИН В.В., депутатская группа "Российские регионы".                        
                                                                                
Георгий Иванович, за рубежом оказались действительно десятки миллионов наших    
русских людей, и некоторые из этих русских людей, большая их часть, все-таки    
приняли гражданство Украины, Казахстана и так далее. Означает ли это, что эти   
люди будут пользоваться покровительством России наравне с теми людьми,          
которые не приняли гражданство и являются российскими гражданами до сих пор,    
или же нет?                                                                     
                                                                                
ТИХОНОВ Г.И. Мы оказывать поддержку будем тем и другим, но с теми, кто          
добровольно принял другое гражданство и является гражданином того               
государства, естественно, мы будем уже меньше иметь отношения, чем с теми,      
кто гражданство не принял добровольно, и теми, кто, может быть, подтвердил      
гражданство... Вот у нас, например, с Таджикистаном имеется соглашение о        
двойном гражданстве: они могут быть гражданами там и там. Но это все наши       
соотечественники.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты!..                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Где? У кого? Лозинская?                                   
                                                                                
А я вас не вижу, Жанна Михайловна, за широкой спиной Георгия Ивановича.         
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛОЗИНСКАЯ Ж.М., депутатская группа "Народовластие".                             
                                                                                
У меня первый вопрос к Георгию Ивановичу, а второй - к Насиме Калимовне.        
                                                                                
Георгий Иванович, в заключении Правительства есть замечание, что законопроект   
как бы опережает работу, которая сегодня ведется в Администрации Президента и   
в Правительстве по разработке в Российской Федерации проекта концепции по       
работе с соотечественниками за рубежом. Поэтому, если можно, поясните, как      
ваш законопроект увязывает эти требования, содержащиеся в заключении            
Правительства?                                                                  
                                                                                
А к Насиме Калимовне у меня как к юристу такой вопрос: насколько, уважаемая     
коллега, вы считаете правомерным, что все-таки в первом законопроекте,          
доложенном вами, делается попытка утвердить как бы правовую норму,              
разноуровневый характер, что ли, отношений России со своими                     
соотечественниками? Ведь сегодня есть один международный стандарт - это         
правовой статус граждан Российской Федерации за рубежом, правовой статус        
иностранных граждан и лиц без гражданства. В статьях же 13, 14 написано:        
отдельные отношения с выходцами... эмигрантами с территории России, потом -     
отношения с потомками соотечественников, то есть идет вот такая градация.       
Поясните, пожалуйста.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Георгий Иванович.                             
                                                                                
ТИХОНОВ Г.И. Жанна Михайловна, странно, вы задаете вопрос, на который сами      
отлично знаете ответ. Правительство готовит концепцию. Ну давайте не будем      
мешать Правительству готовить концепцию и давайте не будем думать, что нам      
Правительство мешает. Не мешает. Мы подготовили проект закона. Что делается в   
недрах Правительства... Когда они внесут, мы будем обсуждать. Что делается в    
недрах Правительства сегодня по "Газпрому", мы только сейчас узнаём. Ну как я   
могу смотреть в мозги, понимаете, премьер-министру: что он думает сделать       
завтра? Они работают, и пусть работают. Мы согласны им помогать в этой          
работе. Пусть работают. Мы не мешаем им.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Насима Калимовна, ваша часть...               
                                                                                
СТОЛЯРОВА Н.К. Уважаемые коллеги, уважаемая Жанна Михайловна! Мы как бы         
разделяем наших соотечественников, как раз учитывая ситуацию и реально          
сложившееся правовое положение этих граждан, которое соответствует              
действительности. И у этих граждан, естественно, и отношения с нашим            
государством, и отношения между собой разноуровневые. Поэтому, естественно,     
наш законопроект и отражает сложившуюся реальность.                             
                                                                                
Если говорить о том, что решены многие вопросы по правовому статусу             
гражданина, то я хочу в связи с этим сказать, что правовой статус гражданина    
и человека - это, вообще-то, две разные вещи. И я в своем докладе отмечала,     
что, к сожалению, сейчас есть такое понимание, что проблемы людей решаются на   
уровне гражданства. А мы должны бы с вами вспомнить, что основополагающим       
документом является Всеобщая декларация прав человека. И здесь, наверное, в     
нашем законопроекте мы больше обращаемся к проблеме человека, а не              
гражданина, поскольку проблемы гражданства действительно решает каждое          
государство применительно к своему законодательству.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Присаживайтесь, Георгий Иванович.                                               
                                                                                
Еще вопросы? Последний вопрос. Депутат Буткеев, пожалуйста.                     
                                                                                
БУТКЕЕВ В.А., депутатская группа "Российские регионы".                          
                                                                                
У меня, наверное, все-таки вопрос больше к Насиме Калимовне. Все-таки какова    
цена этого закона? Я имею в виду, что там же ведь предполагается нашим          
соотечественникам за рубежом, имеются в виду полусоотечественники, но не        
ясно, во-первых, гражданам Союза или русским по национальности?..               
                                                                                
И во-вторых, если оказывать помощь принявшим гражданство стран Прибалтики,      
например, или гражданство других стран СНГ и оказывать помощь тем, кто его не   
принял, сколько вообще будет это стоить? И в состоянии ли наше Правительство    
сегодня это оплатить.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть вы спрашиваете о финансовой стороне закона, да?   
                                                                                
Пожалуйста, Насима Калимовна. Потом - Георгий Иванович. Затраты.                
                                                                                
СТОЛЯРОВА Н.К. Уважаемый Владимир Анатольевич, вы, наверное, обратили           
внимание, что действительно по нашему законопроекту заключения Правительства    
нет, в этом нет необходимости. Учитывая ту ситуацию, которая на сегодня в       
нашем государстве сложилась, мы исходили из того, что мы помощь                 
соотечественникам будем оказывать в той мере, в которой это заложено в законе   
о бюджете соответствующего года. А вы прекрасно знаете, что такая строка        
выделяется.                                                                     
                                                                                
Затем предполагается, что общественные организации, частные лица... Будут       
создаваться фонды, выделяться определенные средства. То есть мы проблему        
решаем на этом уровне. Мы предполагаем, что, когда ситуация изменится, мы       
сможем более конкретно, допустим, как во многих других государствах к своим     
соотечественникам относятся, оказывают им помощь. Тогда уже, учитывая           
ситуацию, мы, наверное, будем применять или примем законы прямого действия, о   
которых говорил мой коллега Игрунов.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу всех присаживаться. Георгий Иванович!..    
Ответ получен.                                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли необходимость открывать дискуссию или поддержим     
комитет - примем один из законопроектов за основу, и пусть они работают,        
чтобы идеи здравые из того и из другого объединить?                             
                                                                                
Вы настаиваете, Николай Гаврилович? Одна реплика. По мотивам - Биндюков. С      
места, Николай Гаврилович. Вопрос ясен, в общем-то.                             
                                                                                
БИНДЮКОВ Н.Г. Уважаемые коллеги, я хотел только обратить внимание на то, что,   
когда мы работали над определением понятия "соотечественники", мы обращались    
к огромному количеству наших соотечественников. При Государственной Думе        
работает Совет соотечественников, и то определение, которое мы дали в этом      
законопроекте, соответствует реалиям.                                           
                                                                                
Что касается замечания уважаемого коллеги Игрунова по диаспоре, то для того     
чтобы включать это понятие в закон, извините, надо еще спросить и диаспору,     
готова ли она, согласна ли она, чтобы мы на нее такой статус распространяли.    
А этого, извините, мы не можем сделать, потому что таких организованных         
связей у Российской Федерации, как связей с соотечественниками в странах СНГ,   
с диаспорой в дальнем зарубежье, нет.                                           
                                                                                
Призываю проголосовать за этот долгожданный и архинеобходимый закон.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, но вы повторили ровно то, о чем говорили         
докладчики.                                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, будьте внимательны: ставится на голосование законопроект     
под номером 69.1, внесенный комитетом по делам Содружества Независимых          
Государств. Называется он "О государственной политике Российской Федерации в    
отношении соотечественников за рубежом". Принять в первом чтении. Прошу         
определиться.                                                                   
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 49 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              336 чел.             74,7%                        
Проголосовало против           13 чел.              2,9%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    351 чел.                                          
Не голосовало                  99 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Вячеслав Владимирович, есть ли смысл голосовать ваш проект? Или вы отзовете и   
будете работать в комитете по поправкам?                                        
                                                                                
Пожалуйста, Игрунову включите микрофон.                                         
                                                                                
ИГРУНОВ В.В. Поскольку первый законопроект принят за основу, нет никакого       
смысла голосовать второй. Естественно, мы будем участвовать в работе над        
первым законопроектом.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тем более, что и председатель комитета подтвердил, что    
в вашем законе очень много конкретных и верных норм. Так, Георгий Иванович? И   
все они будут учтены.                                                           
                                                                                
Спасибо за конструктивный подход, продолжаем нашу работу.