Заседание № 254

07.10.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 97802597-2 "О регулировании частной медицинской деятельности" (внесён А. М. Афанасьевым, В. А. Казаковцевым, Ч. Ч.-Д. Ондаром, М. Р. Рокицким, Н. А. Дайхесом, В. А. Певцовым, А. Г. Саркисяном, И. М. Ханкоевым, Г. Р. Аскерхановым, О. А. Беклемищевой, Е. В. Горюновым, В. И. Давиденко, В. И. Колесниковым, В. Я. Медиковым, В. Ф. Шараповым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы, а также С. Н. Рябухиным, В. Д. Черных в период исполнения ими полномочий членов Совета Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6040 по 6070 из 8662
Выносим данный вопрос на "час голосования". Возвращаемся к пункту 54 -          
подошёл депутат Герасименко - "О регулировании частной медицинской              
деятельности".                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Николай Фёдорович.                                                  
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
По карточке Резника - депутат Герасименко.                                      
                                                                                
Закон разрабатывался в связи с тем, что у нас есть частная медицинская          
деятельность, а закона о ней не было, вернее, де-факто есть, а де-юре не        
было.                                                                           
                                                                                
Предметом регулирования данного законопроекта являются отношения в сфере        
частной медицинской деятельности. Проект определяет частную медицинскую         
деятельность как предпринимательскую деятельность по оказанию медицинских       
услуг и устанавливает правовые основы и принципы её осуществления.              
                                                                                
За четырнадцать лет - а законопроект вносился ещё в 97-м году - произошли       
значительные изменения: принят новый Федеральный закон "Об обязательном         
медицинском страховании в Российской Федерации", сейчас завершается             
разработка новой редакции Основ законодательства Российской Федерации об        
охране здоровья граждан, произошли изменения в Бюджетном кодексе и ряде         
других законов, - поэтому законопроект устарел. Так как эта система всё равно   
должна регулироваться, то комитет, хотя и предлагает отклонить законопроект,    
будет писать новую его редакцию.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим пункт 54-й на "час голосования". И у нас два законопроекта, которые     
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7488 по 7503 из 8662
Пункт 54.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за                0 чел.0,0 %                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                      0 чел.                                          
Не голосовало                 450 чел.100,0 %                                   
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.                                                                    
                                                                                

Заседание № 286

29.09.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О регулировании частной медицинской деятельности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5067 по 5068 из 6378
По пункту 16 нет докладчика, Аскерханова. То же самое, ну, не снимаем, а        
переносим. (Шум в зале.)                                                        

Заседание № 163

18.03.1998
Вопрос:

О проекте федерального закона "О частном здравоохранении".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3962 по 4759 из 7445
Вопрос 9: о проекте федерального закона "О частном здравоохранении". Доклад     
члена Комитета по охране здоровья Гамида Рашидовича Аскерханова.                
                                                                                
Пожалуйста, Гамид Рашидович.                                                    
                                                                                
АСКЕРХАНОВ Г.Р., фракция "Наш дом - Россия".                                    
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты, вам представлен на          
рассмотрение проект федерального закона "О частном здравоохранении".            
Необходимость разработки и принятия этого закона продиктована происходящими в   
стране реформами, переходом на многоукладность экономики, формирование новых    
рыночных отношений. Процессы реформирования, безусловно, затронули и            
здравоохранение, которое у нас сегодня представлено государственными,           
муниципальными и частными субъектами здравоохранения.                           
                                                                                
Статья 41 Конституции Российской Федерации провозгласила поддержку развития     
государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Поэтому к      
частной относятся все формы негосударственного здравоохранения. Если            
отношения в государственной и муниципальной системах как-то регулируются        
Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и     
нормативными правовыми актами Правительства, то законодательная база в сфере    
частной медицинской деятельности практически отсутствует.                       
                                                                                
Фактически субъекты частного, или негосударственного, здравоохранения уже       
существуют в нашей стране с начала реформ. Мощным стимулом их развития          
является крайне малое финансирование государственных и муниципальных            
учреждений здравоохранения. Только в Москве сегодня зарегистрировано более 3    
тысяч частных медицинских организаций и частнопрактикующих врачей. Их число     
постоянно увеличивается. Совершенно очевидно, что истинное количество           
значительно превышает официальные данные. Растет нелегальный, так называемый    
теневой, медицинский бизнес. Более того, процветает деятельность всевозможных   
лекарей, колдунов, целителей, индивидуальных или коллективных врачевателей,     
деятельность которых не лицензирована, не контролируется государством и не      
облагается налогами.                                                            
                                                                                
Целью рассматриваемого законопроекта является совершенствование                 
законодательства, регулирующего отношения в негосударственном секторе           
здравоохранения, определение правового статуса, контроль за деятельностью и     
защита прав субъектов частного здравоохранения, установление правовых           
отношений в их взаимоотношениях с субъектами государственной и муниципальной    
систем здравоохранения, с органами государственной власти и местного            
самоуправления.                                                                 
                                                                                
Несколько слов о концепции. Законопроектом четко определено место частного      
здравоохранения как части в системе здравоохранения Российской Федерации с      
соблюдением единых с государственной и муниципальной системами требований по    
порядку оказания медицинской помощи, установленному законодательством России    
и субъектов Российской Федерации, с обеспечением преемственности на всех        
этапах лечения пациентов. В законопроекте дано определение субъектов частного   
здравоохранения - это частнопрактикующие врачи и частные медицинские            
организации, к которым относятся все формы негосударственных медицинских        
организаций, в том числе акционерных, общественных, религиозных и так далее,    
независимо от наличия в уставном фонде этих предприятий доли государства.       
                                                                                
Определены условия деятельности субъекта частного здравоохранения.              
Деятельность частных медицинских организаций и частнопрактикующих врачей        
основана на использовании частной или иных форм собственности, кроме            
государственной и муниципальной, или использовании любой собственности на       
основе договора аренды.                                                         
                                                                                
Определено, что частной медицинской деятельностью могут заниматься только       
лица, имеющие специальное медицинское образование - высшее либо среднее. Их     
деятельность осуществляется на основе лицензии и при наличии сертификатов       
(для всех специалистов). Закон устанавливает запрет на некоторые виды           
деятельности в частном здравоохранении, в том числе запрещается лечение         
социально значимых, особо опасных инфекций, перечень которых устанавливается    
Правительством Российской Федерации. Вероятно, на сегодня нужно запретить в     
частном здравоохранении и такие виды деятельности, как изъятие органов и        
тканей для трансплантации, прерывание беременности по социальным показаниям и   
некоторые другие. Это вопрос для обсуждения и согласования в процессе           
доработки ко второму чтению.                                                    
                                                                                
В законопроекте определено, что регулирование и контроль за деятельностью       
субъектов частного здравоохранения остаются за органами государственной         
власти через определенные законом механизмы. Это - государственная              
регистрация, лицензирование деятельности, сертификация специалистов, единая     
статистическая отчетность.                                                      
                                                                                
Несколько слов в пользу законопроекта.                                          
                                                                                
Частное здравоохранение отнюдь не означает, что услуги, предоставляемые         
субъектами частного здравоохранения, для пациента будут только платными.        
Согласно законопроекту частнопрактикующим врачам и частным медицинским          
организациям предоставляется право, возможность наряду с государственными       
участвовать в реализации программ государственных гарантий и работать в         
системе медицинского страхования. При этом оказываемая медицинская помощь       
будет бесплатной для пациентов. Более того, в обязанность субъектам частного    
здравоохранения вменяется оказание пациенту скорой медицинской помощи, так же   
бесплатной для пациента.                                                        
                                                                                
Частное здравоохранение получило признание во всех цивилизованных странах.      
Опыт показывает, что участие субъектов частного здравоохранения в               
формировании рынка медицинских услуг способствует реализации механизма          
экономической заинтересованности медицинских работников в результатах своего    
труда. Здоровая конкуренция с субъектами государственной и муниципальной        
систем здравоохранения будет способствовать улучшению качества медицинской      
помощи населению и росту благосостояния медицинских работников.                 
                                                                                
Законопроект не требует дополнительных финансовых средств и не ухудшит          
положение государственной и муниципальной систем здравоохранения. Его           
принятие, наоборот, позволит ликвидировать теневой медицинский бизнес,          
обеспечит дополнительные налоговые сборы, которые пойдут на финансирование      
государственного здравоохранения. Кроме того, в связи с тем что часть           
материально наиболее обеспеченных граждан перейдет на обслуживание в частную    
систему здравоохранения, неиспользованные бюджетные средства будут направлены   
на медицинское обслуживание малоимущих.                                         
                                                                                
В подготовке законопроекта принимали участие представители Правительства -      
Минздрава, Минфина, Минэкономики и Федерального фонда обязательного             
медицинского страхования, представители органов исполнительной власти и         
учреждений здравоохранения субъектов Федерации, научно-исследовательских и      
высших учебных заведений Москвы и других регионов, ассоциации "Врачи России".   
Получены замечания от шести комитетов Государственной Думы и 52 субъектов       
Российской Федерации. Все они поддерживают концепцию законопроекта, отмечая     
чрезвычайную актуальность и своевременность его принятия.                       
                                                                                
Уверен, что мы сегодня не можем делать вид, что частного здравоохранения нет.   
Принятие закона лишь упорядочит деятельность в этой области.                    
                                                                                
Безусловно, законопроект требует доработки. Все ваши замечания и предложения    
мы учтем в процессе доработки законопроекта ко второму чтению. Прошу вас        
поддержать данный законопроект.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гамид Рашидович.                                 
                                                                                
Наверняка этот вопрос вызовет у нас большие споры и многочисленные вопросы.     
Поэтому нам нужно отвести время. 20 минут хватит нам на вопросы, коллеги? Кто   
за то, чтобы ограничить вопросы и ответы 20 минутами? Я думаю, этого будет      
достаточно, чтобы основную фабулу, как говорится, прояснить. Потом еще          
обсуждение проведем обязательно, потому что вопрос принципиальный.              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С.П., заместитель Председателя Государственной Думы.                   
                                                                                
Запись на вопросы.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Обязательно, Рита Васильевна, сейчас запишемся, а как     
же? Но приоритет - у фракций, как всегда. Фракции имеют у нас первоочередное    
право.                                                                          
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              162 чел.             97,0%                        
Проголосовало против            2 чел.              1,2%                        
Воздержалось                    3 чел.              1,8%                        
Голосовало                    167 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Так. Договорились.                                                              
                                                                                
Засекаем, как говорится, 20 минут.                                              
                                                                                
Пожалуйста, включите запись.                                                    
                                                                                
Но по итогам записи фракции имеют у нас первоочередное право. Пожалуйста,       
запишитесь на вопросы. Сначала я прошу выступить от фракций, а потом пойдем     
по списку.                                                                      
                                                                                
Покажите список. 22 человека.                                                   
                                                                                
От КПРФ кто будет задавать вопросы?                                             
                                                                                
Олег Орестович Миронов, пожалуйста.                                             
                                                                                
МИРОНОВ О.О., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемый Гамид Рашидович, частная медицина, видимо, имеет право на             
существование, но в нынешней ситуации, в которой находится Россия, не           
приведет ли это к тому, что государственное здравоохранение просто прекратит    
свое существование? Наиболее квалифицированные врачи, специалисты уйдут в       
частное здравоохранение. Это первый вопрос.                                     
                                                                                
Второй вопрос, если можно. Вы говорите о том, что у нас масса сейчас частных    
медицинских учреждений, работа которых вызывает большие сомнения. Но в законе   
предусмотрен очень элементарный и простой порядок, сказано: частная             
медицинская практика подлежит регистрации в органах местного самоуправления и   
регистрация носит заявительный характер. Это настолько облегченный порядок      
регистрации, что у нас появятся сотни, тысячи непонятных организаций.           
                                                                                
И наконец, вопрос такой: не приведет ли это к тому, что частная медицина        
будет для сверхбогатых людей, а умирающая государственная медицина - для        
основной массы населения и... (Микрофон отключен.)                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Орестович, пожалуйста, завершайте.                   
                                                                                
МИРОНОВ О.О. И наконец, самое главное - это оплата. Я понимаю, что в законе     
трудно установить какие-то критерии. Но может быть, стоит подумать о том,       
чтобы ограничить каким-то верхним пределом плату за те или иные медицинские     
действия?                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гамид Рашидович.                              
                                                                                
АСКЕРХАНОВ Г.Р. Спасибо за вопрос.                                              
                                                                                
На сегодняшний день субъекты частного здравоохранения существуют. Я уже         
сказал, что в Москве зарегистрировано около 3 тысяч частных медицинских         
предприятий. Причем они работают вне определенных нормативных актов, то есть    
нет четких правовых основ для регулирования их деятельности. Но они работают,   
то есть частное здравоохранение уже есть, уже существует. Мы предлагаем         
просто закрепить его в определенных рамках законодательного поля. Это первый    
момент.                                                                         
                                                                                
Во-вторых, не нарушит ли частное здравоохранение государственную и              
муниципальную системы здравоохранения? На сегодняшний день во всех              
цивилизованных странах есть частное здравоохранение, допустим, в Соединенных    
Штатах оно составляет 12 процентов, в Швеции - 5 процентов, то есть в среднем   
в пределах 10 процентов от общего здравоохранения в этих странах приходится     
на частное здравоохранение.                                                     
                                                                                
В отношении того, что боятся, что частное здравоохранение в России поглотит     
или разрушит государственное, - это абсолютно, я считаю, напрасно. Не нужно     
бояться ничего.                                                                 
                                                                                
Что касается оплаты, мы обсуждали этот вопрос с Министерством                   
здравоохранения. Будет определен конкретный лимит, потолок, для того чтобы на   
первом этапе становления частного здравоохранения регулировать верхний          
уровень цен на платные медицинские услуги.                                      
                                                                                
Что касается того, что частное здравоохранение - для богатых, а                 
государственное - для малоимущих, то здесь как раз-таки мы разрешаем            
субъектам частного здравоохранения осуществлять государственные гарантии по     
страхованию. То есть если пациент имеет сегодня полис, он вправе выбрать,       
идти в государственную больницу или в частную. Иными словами, частным           
медицинским организациям предоставляют право реализации этих полисов, то есть   
для пациента это будет бесплатное лечение.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции ЛДПР кто?                                      
                                                                                
Вишняков Виктор Григорьевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Уважаемый Гамид Рашидович, я просмотрел закон, и он настолько     
далек от реальной практики, что меня даже удивляет то, о чем вы сейчас          
говорите.                                                                       
                                                                                
Ведь практика-то идет по какому пути? Вот даже в центральных лечебных,          
уважаемых учреждениях никакой аренды нет. Вы говорите, государственные          
учреждения сдаются...                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ваш вопрос в чем, Виктор Григорьевич?                     
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Да, я задаю вопрос.                                               
                                                                                
"На основе договора аренды". Какой может быть договор аренды, когда в одной     
палате лежат люди, которые идут как "контингент", и тут же, рядом, стоят        
койки с больными, которые платят? Кстати, платит частная фирма, а не они        
даже. И, кстати, вы правильно говорите, что сдают в аренду не юридические       
лица. Вот это понятие - "без юридического лица" - означает, что те же врачи     
заходят к ним и получают за это особую плату, в том числе за использование      
оборудования. Так вот, где отражена в этом вашем законе вот эта практика, о     
которой вы говорите? Когда нет ни договора аренды, ни каких-то особых форм      
оплаты лечения частного лица, которому предоставляются медицинские услуги. А    
все это сделано более лукаво, более тонко и с большим, я сказал бы,             
нарушением принципиальных... (Микрофон отключен.)                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гамид Рашидович.                              
                                                                                
АСКЕРХАНОВ Г.Р. Я хотел бы, чтобы мы здесь не путали две разные вещи. Платные   
медицинские услуги оказываются сегодня в государственных больницах сплошь и     
рядом, и поэтому все сегодня только и думают, что частное здравоохранение -     
это однозначно платно. Сегодня надо различать платные услуги, оказываемые в     
государственных медицинских учреждениях, и частное здравоохранение. Это         
совершенно разные вещи. То, что в государственных больницах лежат в одной       
палате больные и один платит, а другой не платит, - никакого отношения не       
имеет к частному здравоохранению. Это государственные платные медицинские       
услуги. По этому поводу комитет готовит отдельный закон, по платным             
медицинским услугам. А к данному законопроекту это отношения не имеет.          
                                                                                
Что касается аренды. В данном законопроекте мы как раз-таки ужесточаем право    
аренды частным медицинским организациям. То есть в проекте оговорено, что       
предоставление аренды государственных больниц частным организациям              
осуществляется только на тех площадях, на которых не реализуется бесплатная     
медицинская помощь. То есть о чем это говорит? Если сегодня государственная     
больница осуществляет платные услуги, допустим, какие-то косметические          
операции, на каких-то площадях, именно только эти площади эта больница может    
сдать в аренду частным медицинским организациям, а не наоборот.                 
                                                                                
Кроме того, в проекте закона оговорена конкурсная основа: при предоставлении    
аренды будет объявлен конкурс именно на эти площади. Поэтому это совершенно     
разные вещи. Чтобы никто не путал платные медицинские услуги и частное          
здравоохранение.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции "Наш дом - Россия" Салчак Галина Алексеевна,   
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Рита Васильевна, сейчас пройдем по фракциям, а следующая вы. Вы же первая       
стоите.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, Галина Алексеевна.                                                  
                                                                                
САЛЧАК Г.А., фракция "Наш дом - Россия".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, в мировой практике это уже практически везде принято. Я      
думаю, что фракция "Наш дом - Россия" поддержит этот законопроект. И прошу      
своих коллег тоже прислушаться.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не вопрос, это выступление.                           
                                                                                
От фракции "ЯБЛОКО" кто будет вопрос задавать? Нет вопросов. От Аграрной        
группы?                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, Светлана Ивановна Найчукова.                                        
                                                                                
НАЙЧУКОВА С.И., Аграрная депутатская группа.                                    
                                                                                
Уважаемый Гамид Рашидович, у меня два вопроса. Первый. Вот скажите, как вы      
себе это представляете: наиболее обеспеченная часть перейдет на обслуживание    
в частную систему здравоохранения, а неиспользованные бюджетные средства        
пойдут на медицинское обслуживание малоимущих. Вы что, собираетесь разделить    
бюджет? И второй вопрос вот такого плана: частное здравоохранение может         
обслуживать тех, у кого имеется страховой полис. Значит, они будут получать,    
естественно, из фонда медицинского страхования. А вот по каким ценам они        
будут обслуживать? Не уйдут ли в целом все фонды медицинского страхования вот   
в это частное здравоохранение?                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гамид Рашидович.                              
                                                                                
АСКЕРХАНОВ Г.Р. Сразу отвечаю на последний вопрос.                              
                                                                                
Тарифы единые что в государственных учреждениях, что в частных. Поэтому те же   
самые цены на медицинские услуги будут и в частных организациях. Другое дело,   
что частным медицинским организациям предоставляется такое право: если,         
допустим, пациент хочет иметь отдельную палату, отдельный цветной телевизор,    
телефон, то за эти услуги он будет платить дополнительно. Что касается самой    
лечебной манипуляции, то есть операции или лекарства, то это будет              
оплачиваться за счет медицинского страхования. То есть пациент может лечиться   
в частной клинике бесплатно на свой полис, но при этом он не претендует на      
какие-то дополнительные условия его пребывания. Если он хочет дополнительные    
- то, естественно, он платит.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. От группы "Народовластие" есть вопросы? Кто?        
                                                                                
Жанна Михайловна Лозинская, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЛОЗИНСКАЯ Ж.М., депутатская группа "Народовластие".                             
                                                                                
Уважаемый Гамид Рашидович, поясните, пожалуйста, почему все-таки разработчики   
отступают от конституционного принципа: ведь в статье 41 четко прописывается    
относительная самостоятельность трех систем здравоохранения -                   
государственной, муниципальной и частной. Вы же делаете, на мой взгляд,         
серьезное концептуальное отступление, а именно отступление от                   
конституционного требования, и пытаетесь все-таки систему частного              
здравоохранения внедрить в структуру государственного муниципального            
здравоохранения. Поясните это, пожалуйста.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гамид Рашидович.                              
                                                                                
АСКЕРХАНОВ Г.Р. Ну, во-первых, подобная практика существует во многих           
странах, когда...                                                               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Капиталистических.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гамид Рашидович, продолжайте.                 
                                                                                
АСКЕРХАНОВ Г.Р. Да, капиталистических.                                          
                                                                                
Кроме того, я считаю, что, если частная клиника лицензирована, если             
специалисты сертифицированы, если в частной клинике есть полностью все          
условия, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, высок уровень          
помощи, хорошие специалисты, то почему мы в принципе не можем разрешить этим    
частным клиникам участвовать в осуществлении государственной гарантии? Что в    
этом плохого, если эта клиника полностью отвечает всем требованиям              
медицинского законодательства и так далее? Мы исходили из этих позиций.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виталий Иванович, я вам делаю замечание. Вы очень         
громко комментируете, Виталий Иванович.                                         
                                                                                
Так, от "Российских регионов" кто?                                              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. "По мотивам ответа" - нет такой формулы. Кто? Ничего не   
слышу.                                                                          
                                                                                
Депутату Морозову включите микрофон.                                            
                                                                                
Кто от вас? Выступления позже, Жанна Михайловна.                                
                                                                                
МОРОЗОВ О.В. У нас нет вопросов, но у нас будет от группы выступление.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Все фракции прошли. По списку, пожалуйста. (Выкрики из зала.)                   
                                                                                
Жанна Михайловна, что случилось?                                                
                                                                                
ЛОЗИНСКАЯ Ж.М. (Не слышно.)                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Потому что вы задали вопрос и получили ответ. У нас еще   
22 человека в списке. (Выкрики из зала.)                                        
                                                                                
По ведению - депутат Лозинская. Пожалуйста.                                     
                                                                                
ЛОЗИНСКАЯ Ж.М. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемый Владимир Александрович, если у нас все-таки в каких-то местах         
несовершенен Регламент, это не означает, что мы должны с этим мириться. Мы      
задаем вопрос в зале не ради вопроса, не в качестве самоцели. Я задала          
конкретный вопрос разработчику, автору законопроекта: почему мы отступаем от    
статьи 41 Конституции? Он мне совершенно не ответил на этот вопрос. Я хотела    
бы услышать ответ по существу.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гамид Рашидович, ответьте, почему мы отступаем от         
статьи 41.                                                                      
                                                                                
АСКЕРХАНОВ Г.Р. Мы от статьи 41 Конституции не отступаем.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все, ответ получен. Теперь возвращаемся к списку.         
                                                                                
Чистоходова Рита Васильевна.                                                    
                                                                                
ЧИСТОХОДОВА Р.В. Гамид Рашидович, у меня вот такой вопрос.                      
                                                                                
Не послужит ли предоставление частникам таких полномочий, как выдача листков    
нетрудоспособности, рецептов на ядовитые, наркотические вещества, дальнейшей    
криминализации общества, и без того криминального, а получение имущества из     
государственной и муниципальной собственности через участие во всяких там       
программах, через аренду - способом для прибрания к рукам частниками этой       
самой государственной собственности?                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гамид Рашидович.                              
                                                                                
АСКЕРХАНОВ Г.Р. На сегодняшний день, как вы знаете, закона нет, а частные       
медицинские организации в принципе имеют право выдавать листы. И ничего         
нового мы здесь не вносим. Поэтому в данном случае я считаю, что это уже        
существующая сегодня практика, которую мы просто пытаемся этим законом          
урегулировать, законодательно.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лахова Екатерина Филипповна.                              
                                                                                
ЛАХОВА Е.Ф. Гамид Рашидович, вы назвали по Москве 3 тысячи частных              
учреждений, которые уже имеются. Каково количество учреждений в целом по        
России и каково соотношение учреждений государственной системы                  
здравоохранения и частного здравоохранения на сегодняшний момент? И каким       
образом это регулируется и в субъектах Федерации, или местные законы у нас      
уже есть какие-то, и они приняты? Каким образом идет регулирование?             
                                                                                
И второй вопрос. Вам не кажется, что все-таки у нас проблема существует         
сегодня и в негосударственной системе образования? Потому что уже большое       
количество частных учреждений в системе образования. Но закон у нас в пятой     
Думе не прошел, и сегодня остаются проблемы. Закон называется "О                
негосударственной системе...". Как называется, Тамара Васильевна? По-моему,     
"О негосударственной системе образования".                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Екатерина Филипповна, ну, это же не имеет отношения к     
этому закону.                                                                   
                                                                                
ЛАХОВА Е.Ф. Нет, я имею в виду, что закон называется "О частном                 
здравоохранении".                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть по Конституции...                                 
                                                                                
ЛАХОВА Е.Ф. По Конституции, а есть... Ну почему, а суть-то закона остается та   
же.                                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, понятно, вопрос ясен.                                 
                                                                                
Пожалуйста, Гамид Рашидович, отвечайте.                                         
                                                                                
АСКЕРХАНОВ Г.Р. Данный закон мы назвали "О частном здравоохранении" только      
потому, что в Конституции написано, что существуют три системы                  
здравоохранения. То есть данный закон регулирует все субъекты                   
негосударственного здравоохранения.                                             
                                                                                
Сюда входит... Допустим, у нас есть, например, РАО "ЕЭС России". Это            
акционерное общество, контрольный пакет акций - у государства. У него есть      
свои медицинские учреждения. И вот все эти медицинские учреждения также         
регулируются данным законом. То есть все, что не является чисто                 
государственным, все относится именно к регулированию данного закона.           
(Выкрики из зала.)                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 20 минут истекли, уважаемые коллеги.                      
                                                                                
АСКЕРХАНОВ Г.Р. О процентном соотношении. На сегодняшний день у нас нет         
точных данных о количестве частных медицинских учреждений в России. В           
настоящее время они организуются в соответствии с законами об акционерных       
обществах, об обществах с ограниченной ответственностью. То есть это обычные    
формы образования юридического лица, в уставе которых записывается:             
медицинская деятельность. Соответственно, они работают согласно Гражданскому    
кодексу и в соответствии с этими законами.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гамид Рашидович, присаживайтесь, пожалуйста,     
пока.                                                                           
                                                                                
Сейчас мы переходим к обсуждению данного вопроса. (Выкрики из зала.) Вопросы    
закончились - 20 минут истекло. Мы переходим к обсуждению данного вопроса.      
Прежде всего слово предоставляется представителям фракций и депутатских         
групп.                                                                          
                                                                                
Пожалуйста, от фракции КПРФ кто будет выступать?                                
                                                                                
Депутату Кибиреву включите микрофон. От ЛДПР приготовиться депутату             
Вишнякову.                                                                      
                                                                                
Другие фракции, дайте мне знак, кто будет выступать.                            
                                                                                
КИБИРЕВ Б.Г. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые коллеги! Безусловно,   
Конституция предусматривает такое понятие, как "частное здравоохранение". И     
естественно, в обществе есть ниша, в которой имеются люди с особыми             
потребностями. И мы, наша фракция, считаем, что у них есть право платить свои   
деньги, если их не устраивает наша официальная медицина. Но процесс перехода    
на платное здравоохранение у нас идет (а он идет) стихийно и неуправляемо.      
Пока нет положительных результатов реформ, происходит стихийное замещение       
бесплатных услуг платными, происходит быстрая дифференциация медицинских        
услуг в зависимости от материального достатка пациентов на фоне деградации      
значительной части медицинских учреждений. Это не я сказал. Это цитата из       
Послания нашего Президента Федеральному Собранию. А если сам гарант             
Конституции и организатор реформ говорит о деградации медицинской помощи, то    
других свидетельств и эпитетов тут уже не требуется.                            
                                                                                
У меня есть целый ряд причин для очень крупных сомнений в правомерности того,   
что нам представили авторы этого проекта. Нам кажется, что слишком большие      
льготы предоставляются субъектам вот этого частного здравоохранения. Если       
взять 28 статей предложенного законопроекта и изложить их в краткой формуле,    
то эта формула сводится к ответу на вопрос: как с использованием помещений,     
оборудования и имущества государственного и муниципального здравоохранения      
(это пункт 1 статьи 4), с оплатой медицинских услуг за счет средств             
обязательного медицинского страхования (это пункт 2 статьи 19), с               
предоставлением особых льгот по финансированию за счет гарантий местной         
исполнительной власти (это пункт 1 статьи 22), с подготовкой кадров             
медработников как предпринимателей за счет бюджетных средств (это пункт 2       
статьи 22) и без права отказа в регистрации частной предпринимательской         
практики по причине ее нецелесообразности (это пункт 3 статьи 6) создать        
частное здравоохранение?                                                        
                                                                                
Вполне допускаю, что у нас есть обеспеченная часть населения, которая           
нуждается и может пользоваться вот этими услугами, но считаю, что при такой     
концепции будет нанесен ущерб существующему государственному и муниципальному   
здравоохранению. И в нынешних условиях, конечно, мы не готовы эту формулу       
принимать. Поэтому мы считаем, что до принятия законопроекта надо получить      
гарантии от его авторов о том, что он серьезно будет переделан с учетом всего   
того, что было сказано. А до этого у нас, так сказать, гарантий того, что       
закон послужит улучшению здравоохранения в России, просто нет.                  
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                 С.П.Горячева                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Слово - Виктору Григорьевичу Вишнякову, от фракции        
ЛДПР.                                                                           
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Уважаемые депутаты, мы не против, конечно, частного               
здравоохранения, если из своего кармана наши богатенькие новоявленные           
мафиозные группировки будут строить, нанимать, оплачивать, учить. Но ведь что   
происходит? Сдача в аренду уже действующих медицинских учреждений. Причем       
сдается самое лучшее - то, что принадлежит к государственной собственности.     
Причем в аренду сдаются только лечебные учреждения, а другие организации,       
научные, экспериментальные, прочие организации, обеспечивающие развитие         
медицинских исследований и стратегических направлений этих исследований,        
приходят в упадок. Для богатых людей главное - получение различного рода        
текущих лечебных услуг. Это первое.                                             
                                                                                
Второе. Произошла сдача в аренду. Возьмите Святослава Федорова. Сдали ему       
построенный за счет бюджета Москвы крупнейший комплекс микрохирургии глаза.     
Ну и что? В чьих интересах он используется - этот комплекс? За услуги этого     
комплекса платятся бешеные деньги, которые идут в основном в карман             
арендатора. Размер арендной платы тоже не контролируется. Мы даже не знаем      
соотношение того, сколько организаций перешло на арендные условия, а сколько    
остается у государства. И эта сдача в аренду лучших медицинских учреждений      
ведет, по существу, к ограничению медицинских услуг основной массе людей. Они   
же лишаются всего этого. И мы оставляем для них самые нищенские, самые худшие   
учреждения на уровне районов и на уровне села. Вот туда основная масса          
населения и пойдет лечиться.                                                    
                                                                                
Поэтому естественно, что в таком плане мы не можем одобрить развитие частного   
здравоохранения.                                                                
                                                                                
И наконец, что происходит с бюджетом? Ведь те, кто сейчас берет в аренду        
различного рода медицинские организации, они же продолжают за счет бюджета      
получать расходы на содержание этих так называемых частных организаций. Не      
они же ведь платят по многим расходным статьям. Возьмите практику Москвы.       
Расходы, связанные с содержанием этих так называемых частных предприятий,       
относятся на бюджет Москвы. Короче, идет обман. Причем идет, я сказал бы,       
обман за счет того, что разделение медицинских услуг происходит в угоду         
новому нарождающемуся классу за счет основной массы населения.                  
                                                                                
Мы, фракция ЛДПР, решительно возражаем против этих и других положений закона    
и будем голосовать против.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция "Наш дом - Россия", Горюнов Евгений               
Владимирович.                                                                   
                                                                                
ГОРЮНОВ Е.В., фракция "Наш дом - Россия".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, дело в том, что действительно, и Гамид Рашидович об этом     
говорил, в России сейчас нелегально действует большое количество так            
называемых целителей, колдунов и других деятелей от медицины. Этот рынок нам    
необходимо легализовать. Я вам хочу сказать, что закон не дает развития         
частному здравоохранению, то есть это не отправная точка развития, это,         
наоборот, урегулирование уже существующей системы нелегальных и полулегальных   
платных, бесплатных и других медицинских услуг на уровне от                     
высокотехнологичных операций до шарлатанства. Дело в том, что здесь мы,         
приняв этот закон, и как государство выиграем, и как пациенты выиграем,         
получив право выбора. Врач будет заинтересован в результатах своей              
деятельности, и, таким образом, форма оплаты труда будет стимулировать его      
труд, а государство избавится от долгостроя. Потому что, вы знаете, сейчас      
очень много, особенно на муниципальном уровне, недостроенных объектов           
здравоохранения, которые в принципе можно сдавать в аренду, достраивать как     
частные лечебные учреждения и оказывать там любую медицинскую помощь, вплоть    
до высококвалифицированной.                                                     
                                                                                
Далее. Данный законопроект дает гарантии по защите прав потребителей            
медицинских услуг от недобросовестных субъектов, оказывающих эти услуги.        
Закон ни в коем случае не отнимает и не расчленяет денежные потоки средств      
бюджета и системы обязательного медицинского страхования, а, наоборот, при      
легализации всех нелегальных организаций, оказывающих медицинские и подобные    
медицине услуги, даст дополнительные налоги государству. Я думаю, что закон в   
концептуальном виде готов к принятию в первом чтении. Фракция "НДР" будет       
голосовать за.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции "ЯБЛОКО" есть желающие?                        
                                                                                
Депутат Голов.                                                                  
                                                                                
ГОЛОВ А.Г. Закон, регулирующий негосударственное медицинское обеспечение,       
крайне необходим, и мы понимаем это. Но внесенный законопроект требует          
серьезной доработки начиная с самого названия. Потому что речь идет не просто   
о частном, а речь идет именно о негосударственном медицинском обеспечении. И    
поэтому у нас свободное голосование по этому законопроекту, но в случае         
принятия он потребует серьезной доработки, и мы готовы принять в этом           
участие.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От Аграрной группы - Кулик Геннадий Васильевич.           
                                                                                
КУЛИК Г.В. Уважаемые коллеги, мы воздержимся от поддержки этого                 
законопроекта. И вот что нас беспокоит. Если мы четко не устанавливаем в        
законе, что действующую систему здравоохранения нельзя использовать,            
превратив ее в частное здравоохранение, в частное предприятие, то мы рискуем    
и без того плохое медицинское обслуживание вообще свести к нулю. Особенно это   
касается сельских районов. Сами можете представить: не дай Бог, кто-то          
сделает в районе частную больницу, и тогда окончен вообще разговор.             
                                                                                
Поэтому мне представляется, что сегодня следует уточнить порядок (может быть,   
даже в других законах) того, каким образом получает патент тот или иной         
специалист в области медицины и как он может открыть свое дело. И пускай пока   
накапливается практика функционирования такой медицины, а мы давайте лучше      
примем такой закон, который поможет нам укрепить и поддержать более широко      
лечение людей на той основе, на которой мы привыкли и которую вообще весь мир   
поддерживает: чтобы медицина была доступной и бесплатной для каждого            
человека.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От "Народовластия" - Жанна Михайловна Лозинская.          
                                                                                
ЛОЗИНСКАЯ Ж.М. Уважаемые депутаты, от имени депутатской группы приведу          
несколько мотивов в пользу тезиса о том, почему нельзя поддерживать данный      
законопроект.                                                                   
                                                                                
Базовый закон "Основы законодательства Российской Федерации об охране           
здоровья граждан" вступил в силу до принятия Конституции. Поэтому               
неправомерно, следуя народной мудрости, ставить телегу впереди лошади.          
Необходимо сначала привести в соответствие с положениями Конституции базовый    
закон, а затем уже рассматривать другие законодательные акты в области          
здравоохранения. Тем более, что статья 3 Основ законодательства предполагает    
именно такую преемственность. Ее правовая норма состоит в том, что все другие   
законодательные акты Российской Федерации в области здравоохранения             
принимаются в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации     
об охране здоровья граждан.                                                     
                                                                                
Кроме того, статьей 14 Основ законодательства не предусматривается принятие     
специального закона, регулирующего частную медицинскую практику.                
Следовательно, и эту правовую коллизию необходимо урегулировать в форме         
соответствующей поправки в Основы законодательства до рассмотрения              
предлагаемого сегодня законопроекта о частном здравоохранении.                  
                                                                                
Далее. Пункт 2 статьи 41 Конституции не предполагает создание частной системы   
здравоохранения за счет государственной или муниципальной систем                
здравоохранения. В ней речь идет о том, что в Российской Федерации              
принимаются меры по развитию всех этих трех систем здравоохранения, что в       
приведенном тексте соответствует понятию их определенной самостоятельности.     
                                                                                
Тезис относительно самостоятельности государственной, муниципальной и частной   
систем здравоохранения по смыслу предопределен также в пункте 1 этой же 41-й    
статьи Конституции, где речь идет о том, что в Российской Федерации             
медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях                
здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств                 
соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. И при этом     
ни слова не говорится о частных учреждениях здравоохранения, где, как           
правило, оказываются платные услуги.                                            
                                                                                
Исходя из вышеизложенного, на наш взгляд, концептуально неприемлемыми           
являются положения статьи 17 о предоставлении субъектам частного                
здравоохранения во временное владение и пользование имущества, находящегося в   
государственной и муниципальной собственности, на основе аренды или             
финансовой аренды, а также о приобретении на конкурсной основе недостроенных    
и требующих капитального ремонта зданий, предназначенных для использования в    
других системах здравоохранения. Эти положения не могут быть также              
приемлемыми, если учесть сложившийся годами остаточный, не отвечающий           
реальным потребностям принцип финансирования сферы здравоохранения и низкий     
уровень оплаты труда медицинских работников. Несложно спрогнозировать           
последствия от введения правовых норм статьи 17 в части обеспечения             
государственных и муниципальных учреждений здравоохранения медицинскими         
кадрами высшей квалификации, а также в части доступности эффективных средств    
и методов лечения для основной "обесцененной" нашим Правительством массы        
населения.                                                                      
                                                                                
Не выдерживает никакой критики положение статей 21 и 22 о налогообложении       
частных медицинских организаций и лиц, занимающихся частной медицинской         
практикой, и положения этих же статей о дополнительных мерах по поддержке и     
развитию частного здравоохранения. По сути, это попытка завуалированным         
способом провести в предлагаемом законопроекте налоговые и иные платежные       
льготы частнопрактикуемым медицинским учреждениям и медицинским работникам,     
что в условиях проведения в России политики сужения льготной налоговой базы     
не может быть допустимым да к тому же не может являться предметом               
регулирования данного законопроекта.                                            
                                                                                
Прошу депутатов обратить внимание на отрицательное заключение Правового         
управления Аппарата Госдумы от 3 января текущего года, в котором речь идет о    
многочисленных внутренних и внешних правовых противоречиях в тексте             
законопроекта и с выводами которого наша депутатская группа согласна.           
                                                                                
Что касается внешних правовых противоречий, то, на наш взгляд, законопроект     
не согласуется с отдельными нормами Закона Российской Федерации "О              
стандартизации", Федерального закона "Об общих принципах организации местного   
самоуправления в Российской Федерации", Закона РСФСР "Об основах бюджетного     
устройства и бюджетного процесса в РСФСР". Кроме того, этот законопроект        
дублирует ряд положений основного, базового закона о здравоохранении и          
Гражданского кодекса Российской Федерации.                                      
                                                                                
Прошу депутатов поддержать позицию депутатской группы. Прошу также понять       
нашу позицию. Мы не против частного здравоохранения как одной из возможных      
систем здравоохранения - мы против предложенного конкретного законопроекта,     
поскольку считаем, что сегодня финансово-экономическая ситуация в России        
нестабильна, бюджетный кризис очень серьезный и глубокий, и поэтому время       
законопроекта в том изложении, которое нам сегодня предложено, еще не пришло    
в России. По нашему мнению, этот законопроект в предложенной (еще раз           
подчеркиваю: в предложенной) форме и по предложенному содержанию не что иное,   
как раковая опухоль на одряхлевшем теле государственного и муниципального       
здравоохранения. Он тем более опасен, еще раз подчеркиваю, в современных        
условиях острого бюджетного дефицита.                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От "Российских регионов" - Герасименко Николай            
Федорович.                                                                      
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н.Ф., председатель Комитета Государственной Думы по охране          
здоровья, депутатская группа "Российские регионы".                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, я обращаюсь прежде всего к тем, кто действительно хочет      
услышать, в чем суть. Де-факто: у нас почти 100 тысяч людей, занимающихся       
частной медициной. Это стоматологи, мануальщики и так далее, и так далее.       
Есть даже целые клиники (например, в которых лечился Никулин), все это          
частное.                                                                        
                                                                                
Второй факт. Есть неконтролируемый рост платных медицинских услуг в             
государственных учреждениях. Вы все прекрасно знаете, что там творится. И       
главные врачи именно в государственных лечебных учреждениях... Платят главным   
врачам, заведующим отделениями - не сестрам, не санитаркам. Используется        
государственное оборудование, все остальное без платы за аренду.                
                                                                                
Поэтому Комитет по охране здоровья выступает сторонником прежде всего           
приоритета государственной системы здравоохранения, и в мае мы внесем большой   
законопроект о национальном или государственном здравоохранении.                
                                                                                
Но нельзя не считаться с фактом. Отчего практически идет рост платных           
медицинских услуг? Оттого, что государство, что бы мы ни говорили, в пять раз   
уменьшило финансирование здравоохранения, а потребность у людей в               
здравоохранении есть. Надо прекратить этот беспредел, покончить с теневой       
медициной, навести какой-то элементарный порядок. Если в государственном        
учреждении оказываются платные услуги, то должны платить за аренду, должны      
платить за аренду оборудования. Нельзя смешивать! Государственные деньги -      
бюджетные. И разговоры о том, что это разрушает государство, совершенно         
неправомочны. Речь как раз идет о том, чтобы выделить малую часть и ни в коем   
случае не смешивать государственные страховые деньги с частными.                
                                                                                
Что происходит с предприятиями, с тем же автозаводом в Тольятти и так далее?    
Вокруг завода организовалась кучка кооперативов, через которые "качаются" эти   
деньги. Мы против этого. Закон направлен на то, чтобы создать конкурентную      
среду. Если есть возможность оказывать услуги бесплатно - ради Бога, пусть      
конкурируют.                                                                    
                                                                                
Не нужно бояться, не нужно ничего придумывать. Государственное                  
здравоохранение остается главным и приоритетным. Но чтобы не было попыток (а    
уже сейчас 25 процентов идет через платное здравоохранение) упорядочить,        
ужесточить процесс, предлагается принять законопроект в первом чтении.          
                                                                                
Естественно, нужно провести по нему парламентские слушания. Многие              
законопроект просто не читали и не знают его. Но самое главное, законопроект    
направлен на выполнение статьи 41 Конституции, именно на то, чтобы четко        
отделить государственное здравоохранение от частного, и отделить, так           
сказать, тех, кто в медицине занимается выколачиванием денег, от настоящих      
врачей. Поэтому есть предложение: сейчас законопроект можно концептуально       
принять за основу, провести парламентские слушания (естественно, законопроект   
требует доработки) и всем принять в них участие. Спасибо.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, давайте посоветуемся. Остается одна    
минута до конца нашего заседания. Я еще не спросила: есть у представителя       
Правительства, у представителя Президента замечания? Нет, наверное, да?         
Тогда, может быть, я поставлю на голосование, если вы не возражаете? Точки      
зрения высказаны. Либо я должна еще предоставить заключительное слово           
депутату Аскерханову, но тогда мы должны будем продлить время для               
голосования, потому что остается одна минута.                                   
                                                                                
Ну, пожалуйста, депутату Аскерханову - слово. Если вы успеете - двумя           
фразами.