Заседание № 254

16.04.1999
Вопрос:

О Федеральном законе "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1371 по 1414 из 7202
Пункт 3 повестки дня. Отклоненные федеральные законы.                           
                                                                                
Александр Алексеевич, полномочный представитель Президента, вам - слово для     
доклада. Пожалуйста.                                                            
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А., полномочный представитель Президента Российской Федерации в      
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вы помните,   
что позавчера, на прошлом заседании, мы договорились не преодолевать вето       
Президента по отклоненному закону "О гарантиях прав коренных малочисленных      
народов..." и осуществить его доработку, с тем чтобы учесть замечания           
Президента. В течение буквально одного дня эта работа была выполнена. В         
настоящее время в законе учтены все замечания, которые содержались в            
заключении Президента и которые явились основанием для отклонения закона.       
Предлагается принять данный закон с учетом замечаний Президента.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентин Иванович Никитин, пожалуйста, вам - слово для    
содоклада. С места будет выступать депутат.                                     
                                                                                
НИКИТИН В.И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Ну в принципе доклад состоялся на прошлом заседании, и депутаты хорошо знают    
вопрос. Я только подтверждаю, что действительно мы проработали те моменты,      
которые были отмечены в письме Президента, и учли их. Я предлагаю принять.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование. Кто за то, чтобы ранее           
отклоненный Президентом Федеральный закон "О гарантиях прав коренных            
малочисленных народов Российской Федерации" принять с учетом предложений        
Президента? Прошу проголосовать. Идет голосование по пункту 3 повестки дня.     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 51 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              356 чел.             79,1%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    356 чел.                                          
Не голосовало                  94 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    

Заседание № 253

14.04.1999
Вопрос:

О Федеральном законе "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1784 по 2027 из 6388
Переходим к повестке дня. Отклоненные федеральные законы. Пункт 2: о            
Федеральном законе "О гарантиях прав коренных малочисленных народов             
Российской Федерации". Законопроект предлагается одобрить в ранее принятой      
редакции. Доклад полномочного представителя Президента Александра Алексеевича   
Котенкова.                                                                      
                                                                                
Владимира Юрьевича Зорина прошу подготовиться.                                  
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты Государственной       
Думы! В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации     
Президент Российской Федерации отклонил принятый Государственной Думой,         
одобренный Советом Федерации и направленный на подпись Президенту Федеральный   
закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации".   
                                                                                
По мнению Президента, ряд положений федерального закона не соответствует        
Конституции Российской Федерации и в большой мере содержит правовую             
неопределенность, что делает невозможной реализацию ряда его положений. В       
частности, определения некоторых основных понятий, данные в статье 1            
федерального закона, вызывают серьезные возражения и требуют корректировки. В   
частности, это относится к понятию "общины малочисленных народов", к которым    
необоснованно относятся союзы и ассоциации общин. Как вы понимаете, община      
малочисленных народов - это объединение физических лиц, а ассоциации и союзы    
- это объединения юридических лиц. Тем не менее в законе они смешиваются в      
единое понятие "общины малочисленных народов".                                  
                                                                                
Статья 5, равно как и статья 6, закона дает возможность принятия совместных с   
органами государственной власти субъектов Российской Федерации федеральных      
законов. Вообще-то, это в чистом виде техническая ошибка, которая, к            
сожалению, не устранена в тексте. Процитирую вам соответствующее положение      
статьи 5: "Органы государственной власти Российской Федерации совместно с       
органами государственной власти субъектов Российской Федерации принимают        
федеральные законы". Простите, но Конституция такого не предусматривает. Есть   
предметы совместного ведения, но нет совместного принятия федеральных           
законов.                                                                        
                                                                                
Вмешательством в предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации   
является также положение статьи 6 федерального закона, предусматривающее        
обязательное привлечение представителей малочисленных народов к разработке      
проектов законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации.       
Уважаемые депутаты, согласно статье 73 Конституции Российской Федерации         
организация государственной власти в субъектах Федерации - исключительное       
ведение самих субъектов Федерации и как и кого привлекать к разработке          
проектов законов субъектов Федерации - это исключительная прерогатива самого    
субъекта Федерации. Наконец, следует обратить внимание на неправомерность       
распространения действия федерального закона, статьи 3 в частности, только на   
лиц, относящихся к малочисленным народам, тогда как согласно статье 15          
Конституции федеральные законы обязательны для всех органов государственной     
власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их          
объединений. В связи с этим непонятен механизм распространения действия         
федерального закона органами исполнительной власти субъектов Российской         
Федерации, устанавливаемый в пункте 2 статьи 3 федерального закона.             
                                                                                
Очень непонятна эта статья, согласно которой данный закон распространяется      
только на лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, а также на         
представителей иных народов, но ведущих традиционный образ жизни данных         
коренных малочисленных народов, и может быть каким-то образом распространен     
на иных граждан, проживающих на данной территории. На каких именно граждан,     
каким образом избирательно будет распространяться закон - из закона             
совершенно непонятно.                                                           
                                                                                
Учитывая важность федерального закона для проведения государственной            
национальной политики, Президент Российской Федерации предлагает палатам        
Федерального Собрания совместно продолжить его доработку, исходя из того, что   
права коренных малочисленных народов гарантируются Российской Федерацией в      
соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и      
международными договорами Российской Федерации.                                 
                                                                                
Таким образом, уважаемые депутаты, Президент Российской Федерации в целом не    
возражает против концепции данного закона, но указанные, в большей мере         
юридико-технические, недостатки этого закона очень сильно затруднят его         
применение. Поэтому мы предложили бы провести достаточно быстро и достаточно    
небольшую его доработку, но устранить те недостатки, которые действительно не   
позволят его применять.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Алексеевич.                            
                                                                                
Владимир Юрьевич Зорин, председатель комитета. Пожалуйста, ваш содоклад.        
                                                                                
ЗОРИН В.Ю., председатель Комитета Государственной Думы по делам                 
национальностей, фракция "Наш дом - Россия".                                    
                                                                                
Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается        
федеральный закон, который уже третий раз отклоняется Президентом Российской    
Федерации, один раз - Советом Федерации. Процесс его подготовки и               
рассмотрения длится уже 10 лет. Его начал готовить Верховный Совет бывшего      
СССР, затем рассматривал Верховный Совет Российской Федерации, затем первая     
Государственная Дума, и дважды его уже принимала вторая Государственная Дума    
- наша Государственная Дума. Вот я восьмой раз уже стою на трибуне по этому     
законопроекту, ну, не только я, а все разработчики.                             
                                                                                
Очень приятно, что прозвучала мысль о том, что Президент признает               
необходимость данного закона. Я хотел бы подчеркнуть, что на всем               
десятилетнем этапе отклонения данного законопроекта Комитетом по делам          
национальностей тщательно учитывались все замечания к нему со стороны           
Президента, а также Совета Федерации, отдельных субъектов Российской            
Федерации, Правительства, депутатов Государственной Думы. И я хотел бы          
напомнить, что мы в третьем чтении поддержали его 303 голосами, а в Совете      
Федерации его одобрили 115 членов.                                              
                                                                                
Дело в том, что данный вариант закона впитал в себя все приемлемые требования   
субъектов права законодательной инициативы и стал рамочным документом.          
Поэтому, поскольку документ носит рамочный характер, в нем, конечно, не         
расписаны все детали, да, наверное, этого и не нужно делать. Ни Правовое        
управление Аппарата Государственной Думы, ни Правовое управление Аппарата       
Совета Федерации ни разу не указали нам на несоответствие данного закона        
Конституции.                                                                    
                                                                                
Вот здесь, например, было сказано, что нельзя согласиться с положением о        
неправомерности распространения действия закона только на лиц, относящихся к    
малочисленным народам, и на лиц - представителей других народов, ведущих        
вместе с коренными малочисленными народами традиционный образ жизни и           
хозяйства.                                                                      
                                                                                
Ограничивая действие закона по кругу лиц, авторы исходили из положения статьи   
69 Конституции Российской Федерации, предусматривающей обязанность              
государства проявлять особую заботу о российских гражданах, представляющих      
коренные малочисленные народы и тех, кто вместе с ними ведет такой же образ     
жизни в экстремальных природно-климатических и экономических условиях.          
                                                                                
Вот, например, замечание Президента о несоответствии Конституции Российской     
Федерации положения закона, предусматривающего издание по предмету              
регулирования как федеральных законов, так и соответствующих законов            
субъектов Федерации, поскольку вопрос относится и к их совместному ведению.     
Это статья 72 Конституции, и разработчики данного проекта не видят здесь        
противоречий.                                                                   
                                                                                
Исходя из того, что было сказано, я хотел бы также подчеркнуть, что закон не    
создает каких-либо затруднений в разработке недр, использовании полезных        
ископаемых на всей территории России, а, наоборот, вводит требование            
соблюдать экологические условия, бережно относиться к нашему национальному      
богатству - к земле. Этот закон (мы уже говорили об этом, но я хотел бы         
повторить) касается 0,3 процента населения страны - полумиллиона граждан.       
Этот закон постоянно стоял во всех проектах законотворческой деятельности, и    
я бы просил сегодня депутатов поддержать законопроект в предложенном            
варианте.                                                                       
                                                                                
Зал немножко напряжен. Я вижу, что здесь отсутствуют очень многие депутаты. Я   
просил бы очень тщательно подойти к голосованию.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы закончили, Владимир Юрьевич?                           
                                                                                
ЗОРИН В.Ю. Да. Спасибо за внимание.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Предложение представителя Президента о том, чтобы         
продолжить работу, вы как воспринимаете?                                        
                                                                                
ЗОРИН В.Ю. Да, я сказал, мы внесли свое предложение и просили бы поддержать -   
преодолеть вето. Речь идет об этом.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Доклад и содоклад закончены. Есть ли желающие    
выступить по законопроекту от фракций и депутатских групп? Такая процедура      
предусмотрена.                                                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Вопросы.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы не задаются. Палата решает, обсуждать или не      
обсуждать. Если решение об обсуждении принимается, слово получают               
представители фракций и депутатских групп, а далее - заключительное слово       
полномочного представителя Президента. Таков Регламент.                         
                                                                                
По ведению - депутат Камышинский. Потом - Чехоев...                             
                                                                                
Чехоев, пожалуйста.                                                             
                                                                                
ЧЕХОЕВ А.Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.              
                                                                                
Я бы не рисковал выносить этот закон сейчас на преодоление вето.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я спросил у фракций...                                    
                                                                                
ЧЕХОЕВ А.Г. Вряд ли мы наберем нужное количество голосов.                       
                                                                                
ЧИЛИНГАРОВ А.Н., заместитель Председателя Государственной Думы.                 
                                                                                
На самом деле, давайте подумаем. Целой же фракции нет...                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие выступить в соответствии с         
Регламентом от фракций и депутатских групп?                                     
                                                                                
Пожалуйста, Артуру Николаевичу Чилингарову включите микрофон. Артур             
Николаевич, пожалуйста.                                                         
                                                                                
ЧИЛИНГАРОВ А.Н. Если возможно, действительно... Я вот согласен: законопроект    
важный вообще, я так понимаю, для всех районов Крайнего Севера. Но нет целой    
фракции. 300 голосов нам ни в коем случае не набрать. Может быть, не будет      
палата возражать, если мы перенесем его на пятницу?                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Мисник, пожалуйста.                               
                                                                                
ЧИЛИНГАРОВ А.Н. Да, пожалуйста, Борис Григорьевич.                              
                                                                                
МИСНИК Б.Г., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и   
Дальнего Востока, фракция "ЯБЛОКО".                                             
                                                                                
Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты! Конечно, вызывает сомнение         
возможность преодоления вето Президента вот при таком количестве депутатов.     
Но я хотел бы обратить ваше внимание: мы очень плохо выглядим в международном   
плане, затягивая принятие этого закона.                                         
                                                                                
Буквально вот только что у нас прошел "круглый стол" прямо здесь, в здании      
Думы, с участием представителей северных народностей Швеции, Норвегии,          
Финляндии. Мы всем рассказали о том, что такой закон у нас принят, прошел       
Думу и Совет Федерации. Там действительно были юридико-технические, скажем,     
замечания правового управления Президента, и их можно было бы преодолеть при    
как минимум нормальном, доброжелательном подходе к этому закону еще до того,    
как Президент наложил на него вето.                                             
                                                                                
Я думаю, что Комитет по делам национальностей, Владимир Юрьевич, должен         
высказать свое мнение о возможности, может быть, перенесения на пятницу         
голосования по этому закону. До пятницы. А до этого можно было бы убрать все    
погрешности.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Полномочный представитель Президента Котенков Александр   
Алексеевич.                                                                     
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемые депутаты Государственной Думы! Если у вас есть          
сомнения в том, что вы сейчас наберете 300 голосов, может быть, их и не надо    
набирать. Я предложил бы такой вариант: все-таки отказаться от преодоления      
вето. И коль скоро все равно здесь звучат голоса о переносе рассмотрения        
этого закона, я готов прямо сейчас для стенограммы продиктовать то, что         
необходимо изменить в законе. И если Владимир Юрьевич согласен и к пятнице      
внесет соответствующие поправки, то его можно было бы принять в пятницу с       
учетом замечаний Президента.                                                    
                                                                                
Я просто вот сейчас вам диктую: в статье об основных понятиях разделить         
понятия общин малочисленных народов и их ассоциаций. Согласны? Все, я готов,    
если... Ну, собственно, надо полчаса поработать с Владимиром Юрьевичем и        
устранить противоречия.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И сегодня рассмотреть. То есть отложить, но рассмотреть   
в течение сегодняшнего дня? Или на пятницу?                                     
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Нет, ну, как минимум, мне нужно будет подписать письмо... На      
пятницу или на среду той недели. На среду той недели.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Комитет и представитель Президента согласны с             
переносом. Я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы этот федеральный закон,    
пункт 2 нашей повестки дня, рассмотреть в пятницу или в среду? Владимир         
Юрьевич, в пятницу на текущей неделе? Кто за это? Прошу голосовать. (Шум в      
зале.) ...Коллеги, или не надо голосовать? Депутаты говорят, что голосования    
не требуется. Решение о переносе на пятницу этого вопроса принято.              
Договорились. Тогда те обещания, которые звучали, - о вариантах работы над      
этим законопроектом, - пожалуйста, реализуйте, и в пятницу мы поставим его в    
повестку дня.                                                                   

Заседание № 242

05.03.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1137 по 1190 из 7891
Пункт 2: о проекте федерального закона "О гарантиях прав коренных               
малочисленных народов Российской Федерации" (третье чтение). Докладчик -        
Владимир Юрьевич Зорин.                                                         
                                                                                
ЗОРИН В.Ю., председатель Комитета Государственной Думы по делам                 
национальностей, фракция "Наш дом - Россия".                                    
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию               
предлагается проект федерального закона "О гарантиях прав коренных              
малочисленных народов Российской Федерации", принятый во втором чтении 17       
февраля 1999 года и подготовленный к третьему чтению. Указанный законопроект    
прошел правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний у Правового             
управления Аппарата Государственной Думы к тексту законопроекта нет.            
                                                                                
Прошу уважаемых депутатов, голосуя за данный закон, помнить, что вы голосуете   
за документ, над которым работали три поколения российских парламентариев       
шесть лет. Прошу проголосовать.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, это закон третьего чтения.             
                                                                                
Виктор Григорьевич, какое у вас предложение? (Шум в зале.) Секундочку.          
Вишняков, какое предложение?                                                    
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г., фракция Либерально-демократической партии России.                
                                                                                
Не предложение, а чисто логическая правка. Можно выступить, да?                 
                                                                                
Ответьте мне, пожалуйста, уважаемый господин Зорин, вот как вы логически        
увязываете три положения этого закона (чисто стилистически, я говорю еще        
раз)? Статья 8, пункт 1: "...малочисленные народы... имеют право безвозмездно   
владеть и пользоваться... общераспространенными полезными ископаемыми".         
Статья 8, пункт 2...                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Григорьевич, простите меня, это уже не какая-то    
логическая, лингвистическая правка. Нет, это вопрос концепции закона, то есть   
вопрос к законопроекту первого чтения.                                          
                                                                                
Ставлю на голосование: принять закон в третьем чтении.                          
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 42 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              303 чел.             67,3%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    303 чел.                                          
Не голосовало                 147 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Хорошо.                                                                         

Заседание № 239

17.02.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (принят в первом чтении 9 октября 1998 года с названием "О коренных малочисленных народах Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2081 по 2185 из 6752
Переходим к пункту 7: о проекте федерального закона "О гарантиях прав           
коренных малочисленных народов Российской Федерации" (второе чтение).           
Докладчик - Зорин Владимир Юрьевич.                                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЗОРИН В.Ю., председатель Комитета Государственной Думы по делам                 
национальностей, фракция "Наш дом - Россия".                                    
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию               
предлагается проект федерального закона "О гарантиях прав коренных              
малочисленных народов Российской Федерации" (в первом чтении был принят 9       
октября 1998 года под названием "О коренных малочисленных народах Российской    
Федерации").                                                                    
                                                                                
На законопроект поступило более 100 поправок от 33 субъектов права              
законодательной инициативы, в том числе от Президента Российской Федерации,     
Правительства, девяти республик, 16 областей, двух краев, депутатов             
Государственной Думы и членов Совета Федерации.                                 
                                                                                
Комитет обобщил поступившие поправки и предлагает вашему вниманию две           
таблицы. Первая таблица включает поправки, рекомендуемые к принятию, как это    
обычно делается, а вторая - рекомендуемые к отклонению. По всем поправкам       
комитет имеет свое мнение, и поэтому всего две таблицы.                         
                                                                                
Много поправок поступило на статью 1 законопроекта. Авторы их предлагали        
уточнить понятия, употребляемые в законопроекте, особенно такие, как            
"коренные малочисленные народы", "исконная среда обитания", "традиционный       
образ жизни", "этнологическая экспертиза" и так далее.                          
                                                                                
Следующие поправки касаются сферы действия настоящего закона, статья 3. С       
учетом поправок разработчики уточнили редакцию указанной статьи и согласились   
с тем, что действие закона необходимо распространить также на лиц, не           
относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах          
традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов,    
ведущих традиционное хозяйствование малочисленных народов и занимающихся        
традиционными промыслами.                                                       
                                                                                
Основная часть поправок касалась статей 5, 6, 7 и 8 законопроекта. Есть и       
другие поправки. Я хотел бы отметить, что велась очень активная работа с        
комитетами по природным ресурсам, по проблемам Севера и Дальнего Востока, с     
фракциями, с Министерством национальной политики, Министерством региональной    
политики и Советом Федерации.                                                   
                                                                                
Просил бы поддержать наше решение по поправкам и проголосовать таблицы.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Для сведения депутатов: на рассмотрении          
данного вопроса присутствует статс-секретарь - заместитель министра             
национальной политики Российской Федерации Талия Ярулловна Хабриева.            
                                                                                
У фракций и депутатских групп есть ли вопросы по таблицам поправок? Нет         
вопросов? У депутатов?                                                          
                                                                                
Артур Николаевич, вопрос? А-а...                                                
                                                                                
У депутатов нет вопросов? Возьмите тогда первую таблицу. Ставлю на              
голосование: согласиться с предложением комитета в части принятия поправок.     
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать? Артур Николаевич Чилингаров - за.    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              258 чел.             57,3%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    258 чел.                                          
Не голосовало                 192 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Возьмите, пожалуйста, вторую таблицу. Ставлю на голосование: согласиться с      
предложением комитета в части отклонения поправок.                              
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              269 чел.             59,8%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    270 чел.                                          
Не голосовало                 180 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставлю на голосование: принять законопроект во втором чтении.                   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              292 чел.             64,9%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    293 чел.                                          
Не голосовало                 157 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принимается. Просим комитет заняться им и         
подготовить к третьему чтению.                                                  

Заседание № 207

09.10.1998
Вопрос:

О проекте федерального закона "О коренных малочисленных народах Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5042 по 5480 из 6089
Уважаемые депутаты, переходим к обсуждению пункта 22 повестки дня. Проект       
федерального закона "О коренных малочисленных народах Российской Федерации".    
Докладчик - Владимир Юрьевич Зорин.                                             
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Юрьевич.                                                   
                                                                                
ЗОРИН В.Ю., председатель Комитета Государственной Думы по делам                 
национальностей, фракция "Наш дом - Россия".                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Геннадий Николаевич, вашему вниманию               
представляется проект федерального закона "О коренных малочисленных народах     
Российской Федерации". Это в полном смысле многострадальный законопроект, он    
рассматривался еще союзными депутатами, вносится практически в пятый раз.       
                                                                                
Я бы не хотел сейчас рассказывать о сложной истории прохождения данного         
законопроекта, но хотел бы сказать, что в данном варианте учтены все            
замечания многочисленных слушаний и обсуждений. Очень плотно мы поработали с    
президентской стороной, с представителями Совета Федерации.                     
                                                                                
В силу особенностей исторического развития Россия является полиэтническим, то   
есть многонациональным, государством. На ее территории проживают как            
многочисленные народы: русские, украинцы, татары и другие, так и                
малочисленные народы. Численность некоторых из них чуть более ста человек.      
Государство в принципе должно оказывать помощь всем народам, его                
составляющим. Но если одни народы, многочисленные, имеют свои, внутренние,      
так сказать, возможности самостоятельного сохранения и развития, то             
малочисленные народы нуждаются в оказании определенной поддержки со стороны     
государства и общества.                                                         
                                                                                
Здесь уже с этой трибуны много говорилось о тяжелом положении этих народов.     
За последние десятилетия Россия фактически лишилась таких народов, как          
кереки, чуванцы, ороки, айны. На грани исчезновения находятся юкагиры, кеты,    
орочи. Чтобы этого не случилось и с другими малочисленными народами,            
государству необходимо принимать меры помощи этим народам, в том числе путем    
создания соответствующей правовой базы. Именно этим целям и посвящается         
данный законопроект, он направлен на восполнение этого пробела.                 
                                                                                
Хотелось бы подчеркнуть, что концепция законопроекта соответствует              
Конституции Российской Федерации и общепризнанным принципам и нормам            
международного права. Кстати, в ряде зарубежных стран уже приняты законы о      
защите прав коренных малочисленных народов.                                     
                                                                                
Кроме того, как я уже говорил, законопроект направлялся всем субъектам права    
законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений. Практически    
все субъекты Российской Федерации поддержали концепцию закона, и авторы         
законопроекта постарались учесть большинство замечаний и предложений.           
                                                                                
Среди разработчиков закона и депутаты комитета по делам Севера, и депутаты      
Совета Федерации. Имеются соответствующие положительные заключения              
Правительства Российской Федерации и Правового управления Аппарата              
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
Комитет просит поддержать данный законопроект в первом чтении. Это будет        
жестом гуманизма и справедливости со стороны Государственной Думы в отношении   
малочисленных народов Российской Федерации.                                     
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                  В.А.Рыжков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Юрьевич.                                
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику? Нет. У депутата Вишнякова есть вопрос.            
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Григорьевич. Мы знаем, что у него всегда есть вопросы, в     
данном случае тоже.                                                             
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Владимир Петрович!..                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Юрьевич.                                         
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Да, Владимир Юрьевич, извините.                                   
                                                                                
Вопросы есть. Вот у меня целая пачка, 15 документов по поводу этого             
законопроекта. С 19 мая 1995 года бесчисленное количество раз и мы его          
вносили и отклоняли, Совет Федерации неоднократно возвращал, и Президент        
дважды отклонял. И вот в связи с этим такой вопрос.                             
                                                                                
Вы сказали, что концепция не изменилась. Но я взял текст своего выступления     
1996 года и положил его в основу своего сегодняшнего выступления. То есть я     
могу сегодня повторить все то, что я говорил два года назад.                    
                                                                                
Владимир Юрьевич, ну зачем же вводить в заблуждение депутатов?! Вы же там       
ничего практически не изменили, и принципиальные возражения и со стороны        
Думы, и со стороны Совета Федерации, и Президента остались те же самые. Ну      
зачем же вот так упорно, настойчиво навязывать этот законопроект? Вы почти      
всюду присутствуете - во всех этих согласительных комиссиях - и докладчиком,    
и участником, и так далее. Вы навязываете нам сырой закон, который будет        
только лишь способствовать разрушению России.                                   
                                                                                
ЗОРИН В.Ю. Спасибо большое за вопрос, а самое главное - за вашу                 
последовательную критику деятельности нашего комитета. Она позволяет нам        
четче работать.                                                                 
                                                                                
Когда я говорил о законопроекте, то брал за основу обсуждение, которое          
состоялось на заседании Госдумы 22 мая 1996 года, когда Государственная Дума    
поддержала уже данный законопроект, почти 300 голосов было подано "за". И       
когда я говорил о работе с замечаниями, которые были высказаны, я имел здесь    
в виду и президентскую сторону, и Совет Федерации. Каких-либо обманов и         
неверной информации в моих словах нет, поверьте, пожалуйста.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще вопросы?                                                            
                                                                                
Владимир Юрьевич, присаживайтесь, пожалуйста.                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы уж не помню, который раз обсуждаем этот законопроект.     
Те замечания, которые были, в значительной степени учтены. Есть ли желающие     
выступить от фракций и депутатских групп? Есть, есть.                           
                                                                                
Пожалуйста, депутат Ромашкин - от фракции КПРФ.                                 
                                                                                
РОМАШКИН В.В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Тяжелое социально-экономическое положение, сложившееся в нашем государстве в    
последнее десятилетие, ударило по всем народам Российской Федерации. Об этом    
красноречиво свидетельствует многомиллионное выступление населения России       
практически во всех субъектах страны. Как известно, смертность превышает        
рождаемость более чем на 1 миллион человек в год. Но среди 176 народов,         
веками живущих в России, есть 65 народов, численность которых составляет        
около 0,3 процента от всего населения нашего государства. Эти народы не         
претендуют на создание каких-либо государственных образований. Если             
законодательно не защитим сегодня эти народы, то реформы просто-напросто их     
уничтожат и они исчезнут как народы. Этого нам не простят наши потомки.         
                                                                                
Фракция Коммунистической партии Российской Федерации будет голосовать за        
данный законопроект в первом чтении и готова работать над ним при подготовке    
ко второму чтению.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От "Народовластия" - Зоя Афанасьевна Корнилова.           
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОРНИЛОВА З.А., депутатская группа "Народовластие".                             
                                                                                
Уважаемые депутаты, этот законопроект разрабатывается со времени Верховного     
Совета Союза, пять раз он рассматривался в парламенте России, три раза          
принимали этот закон, но его не подписывал Президент Российской Федерации.      
Закон изменился коренным образом, потому что, я помню, в Верховном Совете он    
состоял из более полусотни статей, из которых сегодня осталось всего лишь 14    
статей. Этот закон не прямого действия - это закон рамочный. Вы посмотрите      
каждую статью, которая отсылает: решается в пределах закона, Конституции        
России субъектом Российской Федерации.                                          
                                                                                
Посмотрите статью 6, в которой сказано, что законы, принимаемые субъектом       
Федерации, должны соответствовать принятым законам России и Конституции.        
Кроме того, конкретных нормативных данных по отношению к землевладению и так    
далее в этом законе не дается.                                                  
                                                                                
Я только что вернулась из своей республики. У нас живут представители 16        
малочисленных народов, весной большинство из них попали в зоны наводнения.      
Ситуация, конечно, просто чрезвычайная. И поэтому конституционная защита,       
законодательная, этим народам необходима, чтобы хотя бы выжить.                 
                                                                                
Кроме того, еще что хочу сказать? Учитывая это положение, во многих субъектах   
Федерации начинают принимать свои законы. А вы посмотрите Конституцию           
Российской Федерации, по-моему, статья 67, в которой сказано, что именно по     
отношению к народам малочисленным и применяются международные законы. Если      
этим будут руководствоваться в субъектах Федерации, то, конечно, это может      
привести к не очень хорошим последствиям.                                       
                                                                                
И поэтому призываю всех депутатов поддержать этот закон, такой куцый, но        
все-таки нужный сегодня. И в пределах именно законов Российской Федерации,      
которые действуют в настоящее время.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вишняков - от ЛДПР, пожалуйста.                                                 
                                                                                
Потом - Турусин.                                                                
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Уважаемые депутаты, я остановлюсь лишь только на тех положениях   
законопроекта, которые не соответствуют положениям Конституции Российской       
Федерации и ряду других основных законов.                                       
                                                                                
Статья 13 законопроекта устанавливает представительство малочисленных народов   
в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов   
Российской Федерации и органах местного самоуправления, которое                 
обеспечивается специальными квотами. Эти положения противоречат статьям 73,     
77 Конституции Российской Федерации.                                            
                                                                                
Пунктом 1 статьи 8 освобождаются от платы за землю те, кто относится, или те,   
кого относят к малочисленных народам. Эти положения противоречат части          
третьей статьи 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю", согласно       
которой решение этого вопроса закреплено за законодательным                     
(представительным) органом государственной власти субъекта Российской           
Федерации.                                                                      
                                                                                
И тот и другой вопрос не является предметом регулирования данного               
законопроекта, так как касается бюджетных прав субъектов Российской Федерации   
и органов местного самоуправления. Таким образом, нарушаются положения статьи   
73, о чем я говорил, и статьи 132 Конституции Российской Федерации.             
                                                                                
Целый ряд статей закона - статьи 6, 7, 8, 31 - нарушает право органов           
местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного            
значения, гарантированное статьями 12, 130 и 132 Конституции Российской         
Федерации. В частности, пункт 9 статьи 8 предоставляет льготы по                
национальному признаку гражданам Российской Федерации, что может вызвать        
социальную напряженность в регионах Российской Федерации. Положение статьи 23   
законопроекта противоречит части 2 статьи 19 Конституции Российской             
Федерации, которая запрещает любые формы ограничений прав граждан по            
признакам национальной принадлежности, и части 2 статьи 55 Конституции          
Российской Федерации, которая запрещает издание законов, отменяющих или         
умаляющих права и свободы человека и гражданина.                                
                                                                                
Обсуждаемый закон не учитывает компактное и дисперсное расселение               
представителей коренных малочисленных народов. При дисперсном расселении        
народов реализация большинства статей данного закона невозможна.                
                                                                                
В проекте закона дается определение понятия "коренные малочисленные народы" и   
устанавливается количественный критерий для признания народа малочисленным -    
менее 50 тысяч человек. Это ставит народы, насчитывающие 50 тысяч или           
немногим более, в неравные условия с малочисленными народами.                   
                                                                                
В связи со сложностью определения статуса многих коренных малочисленных         
народов считаю целесообразным включить их перечень в настоящий федеральный      
закон. Иначе что же получается? Действительно, очень много малочисленных        
народов, но ведь они же не перечислены. Одно дело - перечислить народы,         
проживающие на Крайнем Севере и действительно находящиеся в тяжелом             
положении, а другое дело - предположим, народы, населяющие территорию           
Северного Кавказа. И я уверен, что если мы не перечислим и будем выделять       
общей строкой ассигнования на развитие (а это нужно делать) всех                
малочисленных народов, то снова эти ассигнования не дойдут до цели, до          
реализации тех положений, которые здесь правильно фиксируются. Разворуют ведь   
снова, и малочисленные народы ничего не получат. А те, кто живет в хороших      
условиях, я имею в виду тех, кто живет, скажем, на территории Краснодарского    
края - турки, армяне, другие, те прекрасно усвоили это понятие - "коренной      
малочисленный народ" и получают там уже сейчас столько льгот и привилегий,      
что уровень их жизни выше уровня жизни русского населения.                      
                                                                                
Учитывая изложенное, я считаю, что нужно рекомендовать Государственной Думе     
отклонить проект федерального закона. И не потому, что я борюсь, как тут        
Владимир Юрьевич сказал, упорно и долго против идеи национальной политики,      
которую проповедует этот комитет, а потому, что мы не можем в нарушение         
Конституции и других законов принимать то, что идет не на благо, а во вред      
всем национальностям, всем народам, проживающим на территории России.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Григорьевич. Но просил бы вас в ваших     
выступлениях тоже не усложнять эти отношения.                                   
                                                                                
Турусин Анатолий Афанасьевич, Аграрная депутатская группа.                      
                                                                                
ТУРУСИН А.А. Уважаемые коллеги, действительно, рассматриваемый законопроект     
"О коренных малочисленных народах Российской Федерации" многострадальный. И     
коль у нас исторически сложилась такая система по национальностям, надо         
все-таки создать правовую базу и для этих малочисленных народностей, уделить    
внимание именно через этот законопроект.                                        
                                                                                
Я предлагаю его все-таки поддержать (этот законопроект рамочный, так как        
субъекты Федерации начинают работать в этом направлении) и доработать этот      
законопроект ко второму чтению. И то, что сегодня коллеги говорят о каких-то    
льготах для этих малочисленных народностей... Ну, надо самое главное учесть -   
эти народности живут в очень сложных климатических условиях, там сложнейшие     
транспортные схемы. И это главное, почему нужно принять именно предложенный     
законопроект. Я согласен с коллегой Вишняковым в том, что надо четко            
прописать: какие малочисленные народности будут пользоваться этими льготами.    
Я еще раз обращаюсь к коллегам с просьбой поддержать предложенный               
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Афанасьевич.                            
                                                                                
И последнее выступление. От фракции "ЯБЛОКО" - Мисник Борис Григорьевич,        
пожалуйста. И будем голосовать. (Шум в зале.)                                   
                                                                                
Уже от вашей фракции выступили.                                                 
                                                                                
МИСНИК Б.Г. В целом фракция "ЯБЛОКО" поддержит принятие этого законопроекта в   
первом чтении, хотя видит его недостатки и, самое главное, его значительную     
декларативность. Дело ведь не в том, чтобы принять закон, а дело в том, чтобы   
наполнить его потом конкретным содержанием, в том числе и при рассмотрении      
вопросов о бюджете 1999 года, при реализации федеральных программ.              
                                                                                
30 коренных малочисленных народов на Крайнем Севере - это где-то 170 тысяч      
человек, и все они кричат о своей боли, о своих проблемах, о невозможности      
заниматься традиционными промыслами, фактически о самом низком жизненном        
уровне, очень низком сроке жизни, который на 10 - 15 лет ниже, чем              
продолжительность жизни на остальной части России.                              
                                                                                
В 1996 году принята программа, кстати говоря, о социально-экономическом         
развитии коренных малочисленных народов Севера. Я для примера скажу, что на     
этот год там предусмотрено 439 миллионов рублей, а фактическое финансирование   
- около 5 миллионов рублей. И вот так примерно мы, создавая законы и            
утверждая федеральные программы, на самом деле реализуем права этих             
малочисленных народов. Поэтому я призываю этот законопроект поддержать в        
первом чтении, но при обсуждении и принятии федеральных целевых программ и их   
финансирования поддерживать также и эти программы, чтобы наши законы            
работали.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Григорьевич.                               
                                                                                
По мотивам, перед тем, как я дам слово представителю Правительства, - депутат   
Темиржанов. Пожалуйста.                                                         
                                                                                
ТЕМИРЖАНОВ В.Х., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.          
                                                                                
Владимир Александрович, спасибо, но я не по мотивам - буквально несколько       
предложений по законопроекту, который обсуждается сейчас.                       
                                                                                
Дорогой Виктор Григорьевич, Комитет по делам национальностей не в состоянии     
учесть замечания фракции ЛДПР. Не стану раскрывать скобки: и без того в этом    
вопросе все ясно, когда речь идет о вашей программе в национальном отношении.   
Я повторяю: если иметь в виду позицию ЛДПР в национальном вопросе. Нам          
остается только, дорогой Виктор Григорьевич, довести эту позицию, вашу          
позицию, до регионов, где у вас имеются, между прочим, представительства,       
которые ведут в вашу пользу немалую работу, хотя вы их топчете на уровне        
Государственной Думы. Но русские, напоминаю вам, уверяю вас, начали понимать    
эту позицию ЛДПР, вашу позицию, в национальном вопросе. Я думаю, что            
неподдержку с вашей стороны законопроектов по национальным делам они особо      
высоко оценят.                                                                  
                                                                                
Ставится вопрос: как этот закон может нарушить единство великой России, если    
иметь в виду, что, собственно говоря, Русь осталась, поскольку историческая     
Российская империя разодрана кем-то? Я думаю, что никак, если убрать            
юридические хитросплетения, которые коллега Вишняков выстраивает давно. Надо    
понять наконец, что армяне, греки, грузины - это не малочисленные народы, они   
проходят по другому федеральному закону, который обсуждался здесь, они          
называются иначе, я их называть не буду, вы это знаете, раз вы зорко следите    
за законопроектами, которые касаются национальных взаимоотношений. Я,           
естественно, считаю, что, по крайней мере, в первом чтении следует принять      
это.                                                                            
                                                                                
Владимир Александрович, я действительно не от фракции выступил, я выступил от   
подобных... от тех, о ком идет речь. Правда, я тоже к малочисленным народам     
не отношусь.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я, Владимир Хасанбиевич, сожалею, что дал вам    
слово, потому что это вызовет цепную реакцию.                                   
                                                                                
Жебровский - от фракции. Нет, я не могу не дать слово фракции, потому что       
были упреки в адрес фракции, хотя я замечание Вишнякову сделал.                 
                                                                                
ЖЕБРОВСКИЙ С.М. Позиция ЛДПР четкая и однозначная уже восемь лет - отказ от     
национально-территориального деления и переход к территориальному делению. И    
сейчас все больше и больше политических сил начинают понимать, что нужно        
губернии создавать, и только тогда мир будет на территории всей нашей страны.   
Если кто-то до сих пор не понимает, то это в Думе не понимают! И ведете к       
раздраю людей! А малочисленные народы вообще превращаете... Как зверинцы!       
Чтобы вокруг колючая проволока и все на них смотрели там, как они существуют    
в нищете! Вот к чему вы ведете! ЛДПР как раз против этого выступает. А вы       
понять этого не можете.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Давайте завершать обмен любезностями.            
                                                                                
Я предоставляю слово от Правительства первому заместителю министра              
национальной политики Туманову Владиславу Николаевичу.                          
                                                                                
Пожалуйста, Владислав Николаевич: какова позиция Правительства по данному       
законопроекту?                                                                  
                                                                                
ТУМАНОВ В.Н., первый заместитель министра национальной политики Российской      
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемые депутаты! Правительство принятие данного закона рассматривает как     
шаг в направлении реализации совместного плана законопроектной деятельности     
Правительства и Федерального Собрания в сфере межнациональных и федеративных    
отношений.                                                                      
                                                                                
При обсуждении данного законопроекта (и в Комитете по делам национальностей)    
замечания Правительства были сформулированы, очень много замечаний, поскольку   
на стадии разработки законопроект вызывал различные вопросы. Эти замечания      
есть у депутатов, поэтому я останавливаться на них не буду. Но на стадии        
разработки и доведения законопроекта многие замечания Правительства были        
учтены. И Правительство считает возможным принятие этого законопроекта в        
первом чтении, а затем уже - доработка этих замечаний при вынесении             
законопроекта на второе чтение.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владислав Николаевич.                            
                                                                                
Представитель Президента. Пожалуйста, Александр Алексеевич.                     
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты              
Государственной Думы! В целом проблема защиты прав коренных малочисленных       
народов не вызывает сомнения. Более того, я хотел бы напомнить, что такое       
положение прямо записано в Конституции Российской Федерации. И поэтому,         
безусловно, конституционное положение должно быть развито и закреплено          
федеральным законом.                                                            
                                                                                
Вместе с тем представленный законопроект по-прежнему не лишен очень многих      
серьезных недостатков, о которых мы говорили на протяжении многих лет,          
действительно, начиная с Верховного Совета РСФСР, сколько лет ведется           
разработка этого законопроекта. И прежде всего из тех серьезных недостатков,    
которые остались и представлены в тексте, хотелось бы обратить внимание на      
нечеткость и расплывчатость понятия "территории традиционного проживания и      
природопользования".                                                            
                                                                                
Я напомню, что два года назад вами был принят закон о государственном           
регулировании социально-экономического развития Севера, где многие вопросы      
уже были решены. К сожалению, этот законопроект не совсем коррелирует с тем     
рамочным законом. И если не определить более четко территории традиционного     
проживания, то предлагаемые здесь ограничения на создание и регистрацию         
предприятий, на определенные виды нетрадиционной хозяйственной деятельности     
могут привести к тому, что на территории в две трети территории Российской      
Федерации (а именно столько можно отнести к территориям традиционного           
проживания коренных малочисленных народов) мы просто ограничим нормальную       
экономическую деятельность.                                                     
                                                                                
Поэтому, в целом поддерживая этот законопроект и предлагая принять его в        
первом чтении, я все-таки обращаю внимание разработчиков на то, что, если мы    
не установим пределы, а точнее, порядок определения границ традиционного        
проживания и природопользования... Ну, если хотите, может быть, это кому-то     
не понравится, скажем образно - "этноприродные заповедники", в которых          
действительно будут запрещены некоторые виды хозяйственной деятельности, в      
которых будет ограничена деятельность иных юридических и физических лиц, не     
отнесенных именно к коренным народам, проживающим преимущественно в данной      
местности. Мы можем заблокировать всю экономическую деятельность на             
территории, подчеркиваю, в две трети территории Российской Федерации - от       
Владивостока до Карелии, поскольку именно столько территорий, так сказать,      
покрывают места традиционного проживания и кочевий этих народов.                
                                                                                
Поэтому обращаю особое внимание на то, что закон должен устанавливать порядок   
определения этих территорий и, может быть, даже еще более жесткое ограничение   
там хозяйственной деятельности, но, подчеркиваю, установив конкретно, в каких   
местах и кто определяет границы таких мест, эти ограничения и так далее.        
                                                                                
В связи со сказанным предлагается принять законопроект в первом чтении и при    
подготовке его ко второму чтению учесть все высказанные замечания. Спасибо.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мы провели очередное обсуждение закона. Точки зрения прозвучали. Комитет        
просит поддержать. Правительство, представитель Президента поддерживают.        
Фракции высказались. Прошу определиться голосованием. Идет голосование          
законопроекта "О коренных малочисленных народах Российской Федерации" в         
первом чтении. Все поступившие замечания авторы обещают учесть ко второму       
чтению.                                                                         
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              266 чел.             59,1%                        
Проголосовало против            4 чел.              0,9%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    270 чел.                                          
Не голосовало                 180 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принимается в первом чтении и идет в работу для подготовки ко      
второму чтению.