Заседание № 32

04.06.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 97802229-2 "О развитии сотрудничества Российской Федерации с Тайванем".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4852 по 5054 из 5151
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, пункт 24, о проекте федерального       
закона "О развитии сотрудничества Российской Федерации с Тайванем". Доклад      
депутата Государственной Думы Сергея Никаноровича Сироткина. Есть Сироткин?     
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Прошу не расходиться.                                                           
                                                                                
СИРОТКИН С. Н., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается     
законопроект "О развитии сотрудничества Российской Федерации с Тайванем".       
Несмотря на то что более шести лет прошло уже со дня внесения законопроекта,    
он актуален. Законопроект имеет целью создать юридическую базу для более        
успешного продолжения двухсторонних торгово-экономических, инвестиционных,      
культурных и других связей России с Тайванем в условиях отсутствия              
дипломатического признания Российской Федерацией китайской республики           
Тайвань. В пояснительной записке дан подробный анализ экономического и          
политического положения Тайваня, которое за последние шесть лет еще более       
укрепилось. Тайвань, занимая островную часть Китая, играет важную роль в        
мировом экономическом сообществе.                                               
                                                                                
Необходимо сказать, что Тайвань де-юре не признан большинством государств, в    
том числе и Российской Федерацией, не является членом ООН и большинства         
международных организаций, хотя последовательно стремится к этому. Тайвань,     
являясь крупнейшим торговым партнером, крупным мировым экспортером капитала и   
крупнейшим инвестором, поддерживает дипломатические отношения более чем с       
тридцатью государствами, имеет свои вооруженные силы, заключает                 
межправительственные соглашения со всеми государствами. Более ста государств,   
формально не имея дипломатических отношений с Тайванем, содержат свои           
представительства на острове, по сути дела, де-факто поддерживают               
межгосударственные отношения с Тайванем, в том числе Соединенные Штаты          
Америки, Великобритания, Франция, Германия, Япония и другие.                    
                                                                                
Между Москвой и Тайбэем шесть лет назад была достигнута принципиальная          
договоренность об установлении и поддержании двусторонних отношений в           
экономическом и культурном сотрудничестве. Пекин также был поставлен об этом    
в известность и не возражал против такого сотрудничества при условии, чтобы     
Российская Федерация не вступала в дипломатические отношения с Тайванем. Были   
созданы московско-тайбэйская координационная комиссия и тайбэйско-московская    
координационная комиссия по экономическому и культурному сотрудничеству.        
Стороны договорились, что указанные комиссии имеют свои представительства в     
Москве и Тайбэе. В этих условиях и был подготовлен законопроект шесть лет       
назад.                                                                          
                                                                                
Законопроект направлен на создание правовых норм финансового,                   
материально-технического и информационного обеспечения деятельности,            
представления различных услуг комиссиями, организациями гражданам Российской    
Федерации в условиях отсутствия дипломатических отношений с Тайванем.           
Необходимо сказать, что у нас законодательно не определены правовые нормы       
возможности осуществления различного экономического и политического             
сотрудничества российских юридических и физических лиц с народами различных     
территориальных образований, которые юридически входят в состав государств,     
например, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья и Тайваня, которые фактически    
имеют свою территорию, все необходимые атрибуты государственной власти. Мы      
неоднократно пытались законодательно закрепить правовые нормы своих отношений   
с Абхазией, Приднестровьем, и представленный законопроект мог бы закрепить      
такие отношения с Тайванем еще шесть лет тому назад.                            
                                                                                
Правительство Российской Федерации в отзыве указывает, что политический         
формат неофициальных отношений России с Тайванем определен указом Президента    
Российской Федерации и создал необходимые принципиальные предпосылки для        
развития взаимовыгодных отношений между Россией и Тайванем. Но предпосылки      
необходимо развивать до практических правовых норм.                             
                                                                                
Что касается упоминания в статье 4 о возможности торговли оружием, то,          
учитывая, что законопроект подготовлен шесть лет назад, в процессе доработки    
его, если он будет принят в первом чтении, все эти вопросы можно будет          
утрясти.                                                                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать предлагаемый законопроект. Принятие    
законопроекта будет способствовать более согласованной политике в отношении     
народов территориальных образований, с которыми не установлены                  
дипломатические отношения, но которые фактически самостоятельны во всех         
сферах жизни. Проще говоря, на сегодняшний день мы имеем перспективный рынок,   
мы имеем доступ, можем получить доступ к дешевым кредитным ресурсам, к          
дешевым инвестициям, но, как зачастую это бывает, нас с этого рынка             
выдавливают. Прошу поддержать законопроект.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Никанорович.                              
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по международным делам Натальи       
Алексеевны Нарочницкой. Пожалуйста. С места? Пожалуйста, сюда. Не торопитесь,   
не торопитесь. Пожалуйста.                                                      
                                                                                
НАРОЧНИЦКАЯ Н. А., фракция "Родина".                                            
                                                                                
Знаете, ради того, чтобы высказать мнение комитета и свое личное о таком        
постыдном законопроекте, я выйду на трибуну, не хочу с места говорить. Я горю   
от возмущения!                                                                  
                                                                                
Уважаемый председательствующий и уважаемые депутаты! Комитет по международным   
делам сожалеет о том, что вынужден выполнить техническую, бюрократическую       
процедуру и вообще обсуждать законопроект, в самом названии которого заложен    
подрыв основополагающих принципов международного права и позиции России в       
отношениях с нашим важнейшим стратегическим партнером - Китайской Народной      
Республикой.                                                                    
                                                                                
Название гласит о взаимоотношениях Российской Федерации с Тайванем.             
Российская Федерация - это субъект международного права, и, значит, речь идет   
об установлении в какой-либо форме межгосударственных отношений с               
территорией, которую сама Российская Федерация считает территорией другого      
суверенного государства. Можно выразить только сожаление о том, что Правовое    
управление не высказалось достаточно жестко в отношении нарушения               
процессуальных и международных норм и допустило данный законопроект до          
обсуждения в Государственной Думе. Я считаю, что мы должны извиниться перед     
президентом и перед Посольством Китайской Народной Республики за то, что мы     
вынуждены выполнить эту бюрократическую процедуру, и рассчитываем на            
понимание.                                                                      
                                                                                
Дело в том, что в течение того длительного периода, пока законопроект           
находился в портфеле и переносился из Думы одного созыва в Думу другого         
созыва, Министерство иностранных дел неоднократно предупреждало, что сама       
постановка на обсуждение такого законопроекта, который буквально подрывает      
основы взаимоотношений с Китайской Народной Республикой, уже может нанести      
колоссальный ущерб и позиции России на переговорах, и отношениям с Китайской    
Народной Республикой.                                                           
                                                                                
Сейчас, когда уже два года действует ратифицированный Договор о                 
добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и           
Китайской Народной Республикой, обсуждение такого законопроекта нельзя          
рассматривать иначе как провокацию. Дело в том, что основополагающим            
принципом взаимоотношений между Россией и Китайской Народной Республикой        
является позиция по Тайваню, и она выражена в статье 5 договора между           
Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Российская сторона,     
цитирую, "...признает, что в мире существует только один Китай, Правительство   
Китайской Народной Республики является единственным законным правительством,    
представляющим весь Китай, а Тайвань является неотъемлемой частью Китая.        
Российская сторона выступает против независимости Тайваня в какой бы то ни      
было форме".                                                                    
                                                                                
Что мы видим в этом документе, который представлен на наше рассмотрение?        
Видите ли, оказывается, что поддержание дипломатических отношений с Китайской   
Народной Республикой основывается лишь на определении будущего Тайваня мирным   
путем, то есть закладывается такая позиция, как если бы мы считали эту          
проблему нерешенной.                                                            
                                                                                
Далее. Говорится, что Российская Федерация должна рассматривать любую попытку   
определить будущее Тайваня иными средствами, кроме мирных, как угрозу миру и    
безопасности в Азии. Это что, уважаемые депутаты, за провокация?! Представьте   
себе, если бы Китайская Народная Республика занимала подобную позицию по        
отношению к Чечне. Там есть еще один пункт, который вызывает возмущение, -      
это попытка изъять из-под возможной национализации тайваньскую собственность    
на территории Российской Федерации, что противоречит также и различным          
законодательным актам Российской Федерации, касающимся национализации, где      
говорится, что есть определенные случаи и обстоятельства, при которых           
национализация иностранной собственности возможна.                              
                                                                                
Должна сказать, что рассмотрение подобного законопроекта сегодня особенно       
провокационно, потому что сейчас на второй срок руководства администрацией в    
Тайбэе присягнул лидер Чен Шуйбянь, который в предыдущий срок своей работы      
резко обострил ситуацию в Тайваньском проливе, заявив, что необходим            
референдум на Тайване по вопросу о независимости. Правда, эксперты всех         
направлений считают, что вряд ли он попытается выдвинуть такой тезис в          
ближайшем обозримом будущем, но тем не менее на этом фоне рассмотрение вот      
такого законопроекта, вообще его обсуждение были бы просто вызовом отношениям   
с Китаем.                                                                       
                                                                                
Комитет по международным делам считает необходимым подтвердить полную           
солидарность с позицией Президента Российской Федерации, Правительства          
Российской Федерации в отношениях с Китайской Народной Республикой. Более       
того, эта позиция пользуется полной поддержкой в обществе, является             
основополагающим элементом стратегии России на международной арене, причем      
стратегии не краткосрочной, а исторической. Эти взаимоотношения являются        
важнейшим фактором для преобразования однополярного мира в многополярный, и в   
этом задачи России, безусловно, для всех нас очевидны. Россия сейчас            
восстанавливает многовекторную политику взаимоотношений и с Азией, и с          
Западом, и поэтому отношения с Китайской Народной Республикой, великой          
державой XXI века, для нас являются краеугольным камнем.                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, мне кажется, что я высказала достаточно аргументов для      
того, чтобы мы отклонили этот законопроект и выразили при этом сожаление и      
даже извинения, что нам, увы, приходится выполнять эту юридическую и            
бюрократическую процедуру. Благодарю вас.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталия Алексеевна.                              
                                                                                
Было предложение без обсуждения принять законопроект. Прошу определиться        
голосованием. Кто за то, чтобы принять данный законопроект?                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет-нет, минуточку!                                       
                                                                                
Остановите голосование.                                                         
                                                                                
Я сказал: без обсуждения. За это голосовать есть необходимость? Нет             
необходимости. Я ставлю на голосование: кто за то, чтобы принять данный         
законопроект?                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Голосование прошло, прошу показать результаты.                                  
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за               17 чел.3,8%                                      
Проголосовало против          133 чел.29,6%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    150 чел.                                          
Не голосовало                 300 чел.66,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект не принят.                                                         
                                                                                

Заседание № 30

28.05.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 97802229-2 "О развитии сотрудничества Российской Федерации с Тайванем" (внесен депутатом Государственной Думы А. В. Митрофановым и депутатами Государственной Думы второго созыва Е. В. Бученковым, А. В. Филатовым).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 400 по 409 из 4229
НАРОЧНИЦКАЯ Н. А., фракция "Родина".                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по международным делам просит заменить               
содокладчика по пункту 15 повестки дня в связи с отсутствием Андрея             
Дмитриевича Жукова. Представить законопроект поручено мне, Нарочницкой          
Наталии Алексеевне.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пункт 15, да, Наталия Алексеевна? Замена             
содокладчика.                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3018 по 3022 из 4229
Коллеги, пока идет голосование, для стенограммы: поступило письмо от депутата   
Митрофанова, он просит перенести пункт 15 на 4 июня. С вашего разрешения я      
исключаю из порядка работы на сегодня данный пункт. Совет Думы решит, но        
сегодня мы исключаем.                                                           
                                                                                

Заседание № 243

22.05.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 97802229-2 "О развитии сотрудничества Российской Федерации с Тайванем" (внесен депутатом Государственной Думы А. В. Митрофановым, депутатами Государственной Думы второго созыва Е. В. Бученковым, А. В. Филатовым и депутатами Государственной Думы второго созыва - членами Комитета Государственной Думы по вопросам геополитики).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3611 по 3614 из 4394
Пункт 28: проект закона "О развитии сотрудничества Российской Федерации с       
Тайванем". К сожалению, депутата Митрофанова Алексея Валентиновича нет.         
Перенесем? Не оставлял он доверенность фракции? Нет.                            
                                                                                

Заседание № 238

24.04.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 97802229-2 "О развитии сотрудничества Российской Федерации с Тайванем".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 661 по 682 из 4805
МИТРОФАНОВ А. В., фракция Либерально-демократической партии России.             
                                                                                
Я предлагаю пункты 52 и 53 повестки сразу рассмотреть, перенести их на 3-е и    
на 4-е место в нашей повестке, потому что речь идет о законопроекте "О          
сотрудничестве с Республикой Ирак", который был актуален пять-шесть лет         
назад...                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Номера какие - 2 и 3?                                     
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. 52 и 53...                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 52 и 53 - на номера 2 и 3, да?                            
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Ну, на 3 и 4 хотя бы, после вашего доклада.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 3 и 4. Спасибо, что календарь дадите все-таки             
рассмотреть.                                                                    
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Вообще-то, Ирак важнее, но можно план рассмотреть.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валентинович, очень большая услуга.      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 825 по 860 из 4805
Митрофанов Алексей Валентинович просил перенести и рассмотреть пункты 52 и 53   
сразу после рассмотрения календаря на май. Кто за это предложение? Прошу        
голосовать.                                                                     
                                                                                
Для обоснования включите микрофон Митрофанову.                                  
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Речь идет о двух исключительно важных законопроектах. Первый   
- "О сотрудничестве с Республикой Ирак". Так получилось, что законопроект       
этот внесен, в общем-то, много лет назад, но актуальность его пришлась на эти   
дни. Вчера, по нашим данным, Россия согласилась не налагать вето по каким-то    
загадочным причинам. Сначала обещала наложить вето и не соглашалась с           
немедленной отменой санкций, вчера произошел какой-то коренной поворот, так     
сказать, рек. Мне кажется, что с этого законопроекта и надо начинать            
сегодняшнее обсуждение.                                                         
                                                                                
Второй - это законопроект "О развитии сотрудничества Российской Федерации с     
Тайванем", и это тоже очень важный, исключительно важный законопроект           
политического порядка. Что я хочу? Считаю, что нужно с них начать сегодня.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за предложение Алексея Валентиновича         
Митрофанова? Прошу голосовать.                                                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 13 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за               20 чел.              4,4%                        
Проголосовало против            2 чел.              0,4%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                     22 чел.                                          
Не голосовало                 428 чел.             95,1%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                

Заседание № 179

03.06.1998
Вопрос:

Законопроект о развитии сотрудничества России с Тайванем

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 988 по 1067 из 6569
Депутат Жириновский Владимир Вольфович предложил включить в повестку дня        
законопроект о развитии сотрудничества с Тайванем.                              
                                                                                
Пожалуйста, Лукин Владимир Петрович.                                            
                                                                                
ЛУКИН В.П., председатель Комитета Государственной Думы по международным         
делам, фракция "ЯБЛОКО".                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, вчера этот вопрос рассматривался на Совете Думы. Совет       
Думы подавляющим большинством голосов рекомендует вам не включать этот вопрос   
в повестку дня. Дело в том, что этот проект разительным образом совершенно      
очевидно противоречит Конституции и всем основным международным                 
обязательствам нашей страны, начиная от нашего вступления в ООН и заканчивая    
отношениями с Китайской Народной Республикой. Проблема состоит в том, что       
этот закон фактически признает страной остров Тайвань, не признанный таковой    
Организацией Объединенных Наций и нами, когда мы устанавливали                  
дипломатические отношения с Китаем и со всеми другими странами, признавая их    
территориальную целостность. Это, естественно, ставит под сомнение и            
территориальную целостность России. Китай будет вправе считать любой субъект    
нашей Федерации не нашим и заключать с ним любые соглашения, какие захочет.     
Ни у одного государства не существует закона о Тайване, за исключением одной    
страны - Соединенных Штатов Америки. Те, кто внимательно следит за              
международными делами, хорошо знают, к каким осложнениям и конфликтам (на       
долгое время причем) привело принятие Конгрессом этого закона. Зачем нам        
повторять, копировать американцев, особенно американские глупости, - мне        
непонятно. Мне трудно представить себе что-нибудь более антигосударственное и   
вредное для национальных интересов России (причем стратегических), чем          
заигрывание с Тайванем за счет Китая.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Автор закона - депутат Митрофанов.                        
                                                                                
Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович. Но обычно мы даем слово автору,     
тому, кто представляет закон.                                                   
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В.В. Я внес вопрос в повестку дня.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В.В. Геннадий Николаевич, давайте договоримся. Вы продолжаете       
комментировать. Я уже один раз просил. Вы комментировать не получали права от   
нас.                                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Только Регламент.                                         
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В.В. Нет, вы говорите - нет такого государства. Я и не говорю о     
том, что есть такое государство. У нас много чего нету, но тем не менее         
сотрудничество осуществляется. Поэтому два депутата и целая фракция имеют       
право внести вопрос в повестку дня. И это наше право никто ущемить не может.    
То, что сказал Лукин, - это, по существу, обсуждение. Когда мы включим в        
повестку дня, выступит Митрофанов, выступят другие сторонники принятия такого   
закона, и потом Лукин может нам сказать, почему Америка сотрудничает с          
Тайванем (и ей это дало большие преимущества) и хорошо сотрудничает с Китаем.   
Почему мы должны сотрудничать с Китаем и не должны сотрудничать с Тайванем?     
Это совершенно нелогичная позиция, ненужная позиция. Антигосударственный        
подход проявляет Лукин, который нам постоянно навязывает то, что не поможет     
выйти из кризиса экономике России. Когда мы сотрудничаем с США, он этого не     
замечает, а туда уходят наши люди, наши капиталы. Хотя у нас никакого закона    
о сотрудничестве с США нету. Нету! А с Тайванем, Ливией, Ираком, Индией,        
Ираном - с десятками стран, с которыми мы могли бы активно сотрудничать, у      
нас заморожены отношения. Заморожены по вине в том числе и нашего Комитета по   
международным делам, заморожены чиновниками, которые не хотят исполнять уже     
заключенные договора. Нужно шире поставить вопрос: не только как мы             
сотрудничаем с Тайванем, а вообще со всеми нашими соседями. Поэтому...          
(Микрофон отключен.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все, я ставлю на голосование. Мнения за и против          
высказаны. Фракция ЛДПР настаивает на том, чтобы мы включили в повестку дня     
законопроект о развитии сотрудничества с Тайванем.                              
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 39 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за               77 чел.             17,1%                        
Проголосовало против           79 чел.             17,6%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    157 чел.                                          
Не голосовало                 293 чел.                                          
Результат: не принято