Заседание № 139

10.12.1997
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении дополнения в статью 26 Федерального закона "Об обороне".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1724 по 1784 из 6675
Четвертый пункт повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении         
дополнения в статью 26 Федерального закона "Об обороне" (третье чтение).        
Докладчик - Алексей Георгиевич Арбатов, заместитель председателя Комитета по    
обороне.                                                                        
                                                                                
АРБАТОВ А.Г., фракция "ЯБЛОКО".                                                 
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Представленный на третье    
чтение законопроект прошел правовую и лингвистическую экспертизы, после         
которых понятие "фактическая численность", бывшее в законопроекте во время      
голосования во втором чтении, заменено на понятие "планируемая численность".    
Именно такое предложение было высказано со стороны представителей Президента    
и представителей Правительства. На прошлом заседании они заверили, что, в       
случае если такое изменение будет внесено, они не будут возражать против        
этого законопроекта.                                                            
                                                                                
В представленном законопроекте права Президента и Правительства, закрепленные   
Конституцией, никак не ущемляются и не ограничиваются. Вместе с тем в           
парламенте Российской Федерации должны знать, когда выделяются средства по      
статье "Национальная оборона" и по статье "Правоохранительная                   
деятельность..." на другие силовые структуры, должны знать, на что конкретно,   
на какую численность личного состава будут израсходованы эти большие            
средства.                                                                       
                                                                                
Не далее как вчера на заседании группы по закрытым статьям бюджета по статье    
"Национальная оборона" мы вынуждены были перенести часть средств за 1997 год    
с оборонного заказа на содержание Министерства обороны, в частности на          
выплату заработной платы гражданскому персоналу. Это еще один пример того,      
что когда деньги выделяются без расчета фактической численности, то возникают   
серьезные проблемы, которые потом приходится решать, что называется, в          
пожарном порядке. Если бы при утверждении бюджета на 1997 год мы знали точно    
численность, тогда не возникло бы этого разрыва между выделенными деньгами и    
количеством тех людей, которые должны получить заработную плату.                
                                                                                
От имени Комитета по обороне прошу вас поддержать законопроект в третьем        
чтении. Повторяю, что предложенное дополнение к статье 26 закона "Об обороне"   
ни в коей мере не вмешивается в полномочия Президента и Правительства, но       
является шагом на пути восстановления законного парламентского контроля за      
финансированием по статье "Национальная оборона" и другим статьям,              
относящимся к воинским формированиям и отдельным войскам.                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Георгиевич.                              
                                                                                
Прошу включить режим голосования. Кто за принятие в третьем чтении указанного   
проекта федерального закона?                                                    
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 08 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              286 чел.             63,6%                        
Проголосовало против            4 чел.              0,9%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    290 чел.                                          
Не голосовало                 160 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принимается.                                                              

Заседание № 133

14.11.1997
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении дополнения в статью 26 Федерального закона "Об обороне" (в части финансирования обороны).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3693 по 3970 из 6592
Переходим к шестому пункту повестки дня: о проекте федерального закона "О       
внесении дополнения в статью 26 Федерального закона "Об обороне" (в части       
финансирования обороны). Второе чтение. Доклад заместителя председателя         
Комитета по обороне Алексея Георгиевича Арбатова.                               
                                                                                
Пожалуйста, Алексей Георгиевич.                                                 
                                                                                
АРБАТОВ А.Г. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые коллеги! На ваше       
рассмотрение представлен проект федерального закона, в котором содержится       
одно, но очень важное положение. В частности, в нем сказано: "Ежегодно в        
федеральном законе о федеральном бюджете указываются утвержденная Президентом   
Российской Федерации штатная и фактическая численность военнослужащих и         
установленная Правительством Российской Федерации штатная и фактическая         
численность гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации,        
других войск, воинских формирований и органов на начало и конец года".          
                                                                                
В июне сего года этот законопроект был принят в первом чтении. С тех пор        
поступило пять заключений: от Президента Российской Федерации, от               
Правительства и от комитетов Государственной Думы по безопасности, по           
аграрным вопросам, а также от Комитета Совета Федерации по вопросам             
безопасности и обороны. В частности, Комитет Государственной Думы по аграрным   
вопросам и Комитет Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны          
высказали свою поддержку законопроекта.                                         
                                                                                
Комитет Государственной Думы по безопасности порекомендовал привести редакцию   
формулировок законопроекта, принятого в первом чтении, в соответствие с теми    
формулировками, которые содержатся в законе "Об обороне". Это и было сделано.   
                                                                                
Но Президент Российской Федерации и вот совсем недавно Правительство            
Российской Федерации дали отрицательный отзыв на этот законопроект. По их       
мнению, он ограничивает полномочия Президента и Правительства в части           
определения военной политики, прежде всего в таком важном аспекте, как          
численность Вооруженных Сил и гражданского персонала. Для того чтобы учесть     
это замечание, была принята поправка в Комитете по обороне, в которой было      
уточнено, что указываемые в федеральном бюджете цифры утверждаются и            
устанавливаются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской    
Федерации, а не Государственной Думой. Нам кажется, что эта поправка, которая   
была принята в Комитете по обороне подавляющим большинством (11 - за, 2 -       
против), снимает возражение, высказанное со стороны Президента и                
Правительства.                                                                  
                                                                                
Регламентные нормы в части направления подготовленного ко второму чтению        
законопроекта выполнены, и на ваше рассмотрение предлагается текст              
законопроекта и поправка. Она, по существу, одна, прошу вас принять по ней      
решение.                                                                        
                                                                                
В заключение хочу особо подчеркнуть, что эта поправка к статье 26 не            
ограничивает полномочия Президента и Правительства, она просто повышает         
ответственность Государственной Думы при принятии решений по финансированию     
по статье "Национальная оборона", с тем чтобы эти решения принимались не        
вслепую, а с полным пониманием того, на какую численность Вооруженных Сил и     
других войск выделяются средства по таким строкам, как денежное довольствие,    
заработная плата, продовольственное обеспечение и так далее.                    
                                                                                
Во-вторых. Парламент предполагает (если он примет эту поправку), что в случае   
изменения численности в течение года необходимо принимать соответствующие       
поправки к бюджету, для того чтобы Президент, который в полном праве            
принимать решения по этому вопросу, был уверен, что эти решения будут           
обеспечены с финансовой точки зрения.                                           
                                                                                
И в-третьих, это не контроль над Президентом, а скорее, я бы сказал, контроль   
со стороны парламента над Правительством, и в частности Министерством           
финансов. Потому что на уже многолетнем опыте мы убедились, что иногда          
Президент принимает решение по важным вопросам военной политики, в частности    
по численности Вооруженных Сил, а Министерство финансов и Правительство не в    
полной мере это финансируют. И потом нам приходится уже усилиями                
Государственной Думы ликвидировать образующиеся здесь противоречия между        
численностью Вооруженных Сил и теми средствами, которые Правительство           
предлагает выделить для их обеспечения.                                         
                                                                                
На этом все.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Георгиевич.                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, фракции и депутатские группы, по существу, речь идет об     
одной поправке. Есть ли по ней какие-то возражения? Есть.                       
                                                                                
Пожалуйста, Альберт Михайлович Макашов.                                         
                                                                                
МАКАШОВ А.М. Раньше спецслужбы НАТО гонялись за продовольственной ведомостью:   
сколько граммов чая - столько и солдат в Советской Армии. Один грамм на         
одного солдата. Теперь гоняться не нужно: сам Президент доложит вслух на весь   
мир, сколько у нас солдат. И вы знаете его отношение и любовь к армии вообще.   
Стриптиз, устроенный в последние годы, по степени разложения и разоблачения     
наших тайн его не устраивает, нужно еще больше.                                 
                                                                                
Я считаю, что мы все-таки должны к этому делу относиться по-государственному.   
Вы знаете о моей любви к нашему Президенту. Но я сегодня, товарищ Котенков,     
поддерживаю мнение, что это его дело. Иногда бывает, что и нужно скрыть, и не   
нужно заголяться до бесконечности. А когда нужно - мы поправим.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно, Альберт Михайлович.                                 
                                                                                
Пожалуйста, депутат Сурков.                                                     
                                                                                
А потом в конце Алексей Георгиевич ответит на вопросы.                          
                                                                                
СУРКОВ М.С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.              
                                                                                
Уважаемые коллеги, у депутата Макашова была несколько обособленная точка        
зрения в комитете. Члены Комитета по обороне в большинстве своем эту поправку   
поддерживают. Речь идет о чем? О том, что, прежде чем утверждать финансы, мы    
должны хотя бы представлять, что мы содержим, какие силовые структуры. Мы к     
этому всех призываем многие годы, чтобы нам все было ясно. Это первое.          
                                                                                
Второе. Когда мы ведем речь о численности, это относится к закрытым статьям     
бюджета. Есть специальная группа по закрытым статьям бюджета. И не надо         
сегодня кого-то вводить в заблуждение. То, что обсуждается сегодня,             
обсуждается в общем порядке. Это касается всех силовых структур.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Семенович.                                
                                                                                
СУРКОВ М.С. Поэтому я предлагаю поддержать поправку.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.                                                     
                                                                                
Роман Семенович Попкович, пожалуйста. Еще один член комитета.                   
                                                                                
ПОПКОВИЧ Р.С., фракция "Наш дом - Россия".                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги! Я хотел бы сказать, что если мы введем эту поправку, то      
избежим такого казуса, какой у нас получается при финансировании Вооруженных    
Сил на 1998 год, когда мы на продовольственную службу и на обеспечение солдат   
продовольствием даем столько денег, чтобы прокормить их 290 дней. Поднимитесь   
на 10-й этаж, каждый депутат имеет право взять секретные материалы, и там       
есть все: и численность Министерства внутренних дел, и ФАПСИ, и ФСБ, и          
Вооруженных Сил, и так далее. Она существует давно. Но разговор идет о том,     
чтобы прежде, чем утверждать вот эти цифры на Вооруженные Силы, мы четко        
знали, сколько солдат, офицеров, прапорщиков, сержантов, генералов и прочих     
военнослужащих, кого положено содержать и кормить, мы будем содержать и         
кормить. И мы берем на себя ответственность, выделяя те или иные денежные       
средства на то, чтобы были обеспечены Вооруженные Силы.                         
                                                                                
Я полностью согласен с тем, что никто здесь не ущемляется в правах. В           
принципе... (Микрофон отключен.)                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно, Роман Семенович. Ясно.                              
                                                                                
Александр Дмитриевич Венгеровский, пожалуйста. У нас идет такое летучее         
обсуждение, давайте его завершать.                                              
                                                                                
ВЕНГЕРОВСКИЙ А.Д. Я не возражаю против этой поправки. Но хотел бы обратить      
внимание на такое обстоятельство. Мы же можем и не всё, не все роды войск       
указывать. И наверное, в этом есть смысл. Я, например, сейчас прочитал доклад   
Криса Данелли - помощника Генерального секретаря НАТО с его оценкой состояния   
Вооруженных Сил. В основном все это делается на основании открытых              
материалов. Что-то же надо закрывать. Иначе мы действительно не будем иметь     
стратегию.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.                                                     
                                                                                
Алексей Георгиевич, вам - заключительное слово. Минута буквально.               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. А еще Безбородов.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто еще? Николай Максимович Безбородов. Извините, я не    
заметил.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БЕЗБОРОДОВ Н.М., депутатская группа "Народовластие".                            
                                                                                
Уважаемые коллеги! Я сожалею, что Альберт Михайлович некорректно поступил по    
отношению к Алексею Георгиевичу Арбатову, поскольку товарищ Арбатов             
докладывает точку зрения комитета. Та подозрительность, с которой постоянно     
высказывается товарищ Макашов в адрес Арбатова, наверное, не должна быть        
вызвана сутью вопроса, который он излагал здесь.                                
                                                                                
Поэтому я прошу убедительно поддержать поправку. Это в интересах обороны, это   
в интересах Вооруженных Сил и всех силовых структур.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Георгиевич, заключительное слово, и будем         
голосовать.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АРБАТОВ А.Г. Уважаемые коллеги, в ответ на то, что сказал депутат               
Венгеровский, я хотел сообщить, что не предусматривается разбивка по видам      
Вооруженных Сил и родам войск, предусматривается лишь общая численность         
военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил. Так что здесь          
достаточная степень закрытости сохраняется, не говоря уже о том, что в          
принципе это будет относиться к закрытым заседаниям по бюджету.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это будет секретная цифра, да?                            
                                                                                
АРБАТОВ А.Г. Что касается замечаний депутата Макашова, то мне кажется, что      
другие депутаты уже дали ответ, мне здесь нечего добавить. Я только могу        
сказать, что то, что он имеет в личном плане по отношению ко мне, это его       
дело. Я считаю для себя невозможным вести полемику на таком уровне.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Алексеевич Котенков, пожалуйста.                
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты              
Государственной Думы! По данной формулировке, когда предлагается, что в         
бюджет вносится численность, утвержденная Президентом, у Президента не было     
бы возражений, поскольку действительно указание в бюджете численности на        
начало и на конец года позволяет законодателю и Правительству более             
оперативно решать вопросы финансирования, более реально к ним подходить. Но     
Президент в своем заключении обращает внимание на то, что терминология          
"штатная" и "фактическая численность" до сих пор не содержалась в законе,       
соответственно, Президент никогда не утверждал штатную и фактическую            
численность. Я не знаю, как поступить в данной ситуации, видимо, все-таки я     
попрошу отложить рассмотрение этого закона, еще раз подчеркиваю, не возражая    
по существу.                                                                    
                                                                                
Но вот сидящие здесь депутаты-военнослужащие - офицеры и генералы, как вы       
себе представляете при подготовке бюджета фактическую численность на конец      
будущего года? Даже Господь Бог не может предусмотреть, сколько человек         
умрет, сколько человек уволится и что произойдет с этой фактической             
численностью. Поэтому мы предлагаем все-таки пойти на компромисс, указав        
численность на начало и конец года, но сохранив единственную существующую       
сейчас в законе формулу. В бюджете указывать численность на начало и конец      
года, потому что фактическую численность на конец будущего года никто           
утвердить не сможет.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Георгиевич, ваш комментарий.          
                                                                                
АРБАТОВ А.Г. Я не могу согласиться здесь с этим замечанием уважаемого           
Александра Алексеевича. Дело в том, что финансирование рассчитывается по        
фактической численности, а между ней и штатной численностью по известным        
причинам, в частности из-за некомплекта, есть разница. Вот в прошедшие годы     
мы неоднократно сталкивались с тем, что у нас возникали и кризис в              
продовольственном обеспечении, и задержки с выплатой денежного довольствия,     
зачастую очень значительные, потому что Государственная Дума не могла           
разобраться в том, на какую, собственно, численность Вооруженных Сил            
выделяются соответствующие финансовые средства. Поэтому мы исходим из того,     
что в конечном итоге военная реформа устранит разницу между штатной и           
фактической численностью и произойдет это достаточно скоро, но пока, и в        
частности при обсуждении бюджета на 1998 год, мы должны эту численность - и     
ту и другую - знать, потому что мы должны знать, на что конкретно мы выделяем   
деньги, чтобы это было не на "мертвые души". Поэтому я прошу оставить это в     
нынешней формулировке.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Георгиевич. Присаживайтесь,              
пожалуйста. Мы подробно обсудили. Прозвучали точки зрения "за" и "против",      
сомнения.                                                                       
                                                                                
Андрей Евгеньевич Себенцов, пожалуйста.                                         
                                                                                
СЕБЕНЦОВ А.Е. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты! Я должен    
поддержать ту позицию, которая была здесь высказана представителем              
Президента, поскольку действительно штатную численность на конец года еще,      
может быть, и можно утвердить, ну а фактическую можно узнать только тогда,      
когда год закончится. Поэтому говорить об утверждении фактической численности   
- совершенно бессодержательная вещь. Если говорить о численности и о тех        
средствах, которые на нее выделяются, это вопрос для отдельного рассмотрения.   
Поэтому прошу еще раз поработать дополнительно над текстом этого закона,        
прежде чем принимать его во втором чтении.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Георгиевич, вы настаиваете на голосовании?        
                                                                                
АРБАТОВ А.Г. Я просто хочу ответить, что в тех документах, которые              
представлены нам от лица Правительства в связи с бюджетом на 1998 год,          
указывается именно и штатная, и фактическая численность. Поэтому я не вижу, в   
чем здесь, собственно, причины. Я все-таки настаиваю на голосовании этого       
вопроса.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, вопрос ясен, точки зрения "за" и      
"против" прозвучали, сомнения прозвучали, просьбы тоже. Комитет просит          
проголосовать. Ставлю на голосование не таблицу поправок, потому что там        
всего одна поправка, а во втором чтении с учетом поправки, принятой             
комитетом. Прошу определиться. Там нет отклоненных поправок, там есть одна      
поправка, которая принята. Голосуется закон во втором чтении с учетом           
поправки, рекомендуемой комитетом к принятию.                                   
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              280 чел.             62,2%                        
Проголосовало против           11 чел.              2,4%                        
Воздержалось                    4 чел.              0,9%                        
Голосовало                    295 чел.                                          
Не голосовало                 155 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    

Заседание № 114

10.09.1997
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении дополнения в статью 26 Федерального закона "Об обороне" (в части финансирования обороны).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3457 по 3651 из 5943
Уважаемые депутаты, слушаем 18-й вопрос повестки дня: о проекте федерального    
закона "О внесении дополнения в статью 26 Федерального закона "Об обороне".     
Доклад Татьяны Геннадьевны Нестеренко. Содоклад Михаила Семеновича Суркова.     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т.Г., депутатская группа "Российские регионы".                       
                                                                                
Уважаемые коллеги! По поручению группы депутатов, внесших этот законопроект,    
я хотела бы его вам предложить для рассмотрения и голосования.                  
                                                                                
Суть данного законопроекта. Законопроект предусматривает введение нормы,        
согласно которой штатная и фактическая численность военнослужащих и             
гражданского персонала всех силовых структур будет указываться и должна         
указываться в соответствии с этим законом в федеральном законе о федеральном    
бюджете на каждый финансовый год. Такая норма была, и она действовала в         
и в 1996 годах. Мы предусмотрели в статье 96 закона "О федеральном бюджете на   
1997 год" предложение Президенту и Правительству внести в закон "О              
федеральном бюджете на 1997 год" поправку, касающуюся как раз штатной и         
фактической численности Вооруженных Сил, и в соответствии с этой статьей        
Президент это должен был сделать. Удивительно, что, подписав закон "О           
федеральном бюджете на 1997 год", где эта норма прописана, Президент тут же     
присылает в парламент письмо, в котором говорит о нецелесообразности внесения   
данных о численности военнослужащих и внесения изменений в закон "О             
федеральном бюджете на 1997 год", ссылаясь на закон "Об обороне", в котором     
предусмотрено, что штатная численность военного персонала утверждается          
Президентом, а гражданского персонала - Правительством. Само по себе,           
конечно, это удивительно: с одной стороны, Президентом подписан закон "О        
федеральном бюджете на 1997 год", а с другой стороны, согласившись с этой       
нормой, он тут же присылает письмо о том, что это делать нецелесообразно.       
                                                                                
Именно с целью устранения этого противоречия двух законов... Наша инициатива    
заключается в том, чтобы внести в закон "Об обороне" поправку, которая          
гласит: "Ежегодно в федеральном законе о федеральном бюджете указывается        
штатная и фактическая численность Вооруженных Сил Российской Федерации,         
других войск, воинских формирований и военных органов на начало и конец         
года".                                                                          
                                                                                
Для чего это нужно? Мы не умаляем и не ревизуем права Президента и              
Правительства по утверждению численности военного персонала и гражданского      
персонала, но именно парламент по Конституции принимает закон о федеральном     
бюджете, который, соответственно, подписывается Президентом. Поэтому все        
изменения штатной численности должны соответствовать тем ассигнованиям,         
которые заложены именно на содержание силовых министерств, силовых структур в   
Российской Федерации. Все изменения по ходу исполнения бюджета должны тут же    
параллельно повлечь за собой изменения бюджета. В первую очередь этот закон     
принимается в интересах военнослужащих, для обеспечения их гарантий, гарантий   
по финансированию, при любых изменениях численности Вооруженных Сил и силовых   
министерств. Этот законопроект поддержан всеми нашими силовыми комитетами -     
по обороне, по безопасности. Я предлагаю вам, прошу вас от имени группы         
депутатов проголосовать за законопроект в первом чтении, и мы готовы            
рассматривать ваши поправки ко второму чтению.                                  
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                 С.П.Горячева                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Геннадьевна. Присаживайтесь. Слово для   
содоклада - Михаилу Семеновичу Суркову, заместителю председателя Комитета по    
обороне. С места можно. Включите депутату микрофон.                             
                                                                                
СУРКОВ М.С. Уважаемые коллеги! Я полностью разделяю то, что сказала Татьяна     
Геннадьевна Нестеренко, она довольно подробно обо всем рассказала.              
Единственное, что можно еще раз уточнить, это то, что любая численность         
силовых структур при утверждении бюджета должна быть известна депутатам. Нам    
сегодня пытаются внушить, что это слишком тайно, слишком нельзя, а вслепую      
выделять средства на содержание силовых структур депутаты тоже не могут.        
Поэтому специально создана закрытая группа по закрытой части бюджета, имеющая   
все необходимые допуски для этой работы, и она вправе знать, что и как, какая   
численность персонала будет в наших силовых структурах. Я предлагаю             
поддержать принятие в первом чтении проекта закона, который предложила          
Татьяна Геннадьевна.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поскольку это первое чтение, я должна спросить, есть ли   
вопросы к докладчику либо содокладчику? Нет вопросов? Есть ли предложения,      
замечания, возражения у представителей фракций и депутатских групп? Нет. У      
депутатов? Нет. У представителя Президента? Есть.                               
                                                                                
Пожалуйста, Александр Алексеевич.                                               
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемая Светлана Петровна, уважаемые депутаты Государственной   
Думы! Не вызывает сомнения то, что норма закона "Об обороне", требующая         
указания в бюджете ежегодной численности Вооруженных Сил, нужна, но в то же     
время эта норма действует, вы знаете. В то же время вызывает возражение, и в    
общем-то обоснованное, возможность (не только необходимость, но и               
возможность) указания в бюджете численности Вооруженных Сил и иных воинских     
формирований на начало и на конец года. Допустим, что Президент представит      
две такие цифры, которые будут вами утверждены в законе о бюджете. Но я         
напомню, что согласно, в частности, закону "О статусе военнослужащих" как в     
новой, так и в старой редакции, и проекту закона о военной реформе,             
представленному депутатом Рохлиным, запрещается увольнять военнослужащих, не    
обеспеченных жильем. Вы знаете, что у нас сейчас свыше 280 тысяч офицеров,      
по-моему, не обеспечены жильем, и их по этому закону уволить нельзя. Если вы    
утвердили численность на начало года и на конец года, по определенным           
причинам, в том числе и по необеспеченности жильем, Президент не смог уволить   
необходимое число военнослужащих, конечная цифра года не будет выдержана.       
Закон нарушен. Кто будет отвечать? И что, нужно будет 31 декабря срочно         
увольнять всех, кто оказался сверх штатной численности на конец года?           
                                                                                
Я думаю, что от этой нормы необходимо отказаться, оставив численность (в        
каких вариантах - это уже дело депутатов: штатную, фактическую, военного        
персонала, гражданского персонала) только один раз - на начало года.            
Невозможно будет выполнить эту норму на начало и на конец года. Вы понимаете,   
вы ставите Президента в ситуацию, когда действительно 31 декабря он вынужден    
будет строить всех в шеренги и увольнять всех чохом, чтобы соблюсти эту         
цифру.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У представителя Правительства есть возражения,            
замечания, предложения?                                                         
                                                                                
СЕБЕНЦОВ А.Е. Правительство свои замечания к этому законопроекту представило.   
Они совпадают с позицией, изложенной только что представителем Президента.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Татьяна Геннадьевна, вы хотите еще что-то сказать?                              
                                                                                
Пожалуйста, депутату Нестеренко включите микрофон. (Выкрики из зала.) Надо      
вовремя поднимать руку.                                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Я 5 минут держал поднятой...                                           
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т.Г. Я хотела выступить с заключительным словом, но пусть тогда...   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Макашов.                              
                                                                                
МАКАШОВ А.М. Я прошу депутатов обратить внимание на то, кто предлагает нам      
изменения в закон. Депутат Арбатов. Мы знаем отношение депутата Арбатова к      
Вооруженным Силам так же, как и его отца. Извините, здесь не переход на         
личности. Но где сегодня старший Арбатов? Читает лекции в Америке о том, как    
была разрушена Советская Армия.                                                 
                                                                                
Мы давно уже провели стриптиз в своих Вооруженных Силах. Уже нечего скрывать!   
Это не безобидное предложение. Неужели мы думаем, что финансовое управление     
будет воровать деньги... ворует, но будет воровать деньги на зарплату           
военнослужащим, вообще не выплачивать?!                                         
                                                                                
Кстати, в Соединенных Штатах Америки есть закрытый бюджет, который никому не    
раскрывается, и только закрытая комиссия Конгресса работает. Пожалуйста, не     
спешите с этим вопросом.                                                        
                                                                                
Я не был на заседании Комитета по обороне, где рассматривался этот вопрос. Я    
бы ни в коем случае там не проголосовал. Вот министр обороны Родионов,          
уволенный, заявил, что он не знает численности Вооруженных Сил других           
формирований помимо Вооруженных Сил России. А как доказывают специалисты,       
сегодня внутренние войска в 1,8 раза превышают численность Вооруженных Сил      
Российской Федерации. Действительно, какой же у нас враг-то - внутренний или    
внешний?! Я бы предложил отставить этот законопроект на определенное время.     
Еще раз разобраться всем комитетам.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Для заключения слово - авторам законопроекта.             
Пожалуйста, Татьяна Геннадьевна Нестеренко.                                     
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т.Г. Выслушав замечания представителя Президента и представителя     
Правительства, еще раз хочу подчеркнуть то, о чем я сказала в докладе. И в      
заключении Правительства, и в только что прозвучавших выступлениях как раз и    
видно непонимание сути вопроса, который поставлен в законопроекте. Речь не      
идет об утверждении численности - это прерогатива Президента. Речь идет о       
том, что парламент при утверждении бюджета всех силовых министерств, всех       
силовых структур обязан, и это парламентская практика всех государств, на       
закрытом заседании, естественно (здесь никто не говорит о том, что необходимо   
этот вопрос сделать достоянием гласности и средств массовой информации),        
четко знать обо всех изменениях в численности, которые будут проходить в        
рамках бюджетного года.                                                         
                                                                                
И извините, пожалуйста, речь не идет о том, что Президент в декабре должен      
резко сокращать численность - ту, которая указана в бюджете. Президент в        
соответствии со своим Посланием и внесенным Правительством бюджетом             
численность, все изменения, связанные с военной реформой, естественно,          
предлагает парламенту. Ведь невозможно изменять численность, производить        
сокращение, не имея на это средств. Вот парламент что ставит, вот какую         
задачу мы отстаиваем - о том, чтобы все изменения и по предоставлению жилья,    
и по текущему содержанию были обеспечены финансами. Это самое главное, что мы   
хотим сделать именно в интересах Министерства обороны и силовых структур.       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Поддержать надо.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, я ставлю на голосование: кто за то, чтобы принять проект    
этого закона в первом чтении? Прошу голосовать.                                 
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 43 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              293 чел.             65,1%                        
Проголосовало против            4 чел.              0,9%                        
Воздержалось                    3 чел.              0,7%                        
Голосовало                    300 чел.                                          
Не голосовало                 150 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.