Заседание № 204

30.09.1998
Вопрос:

О проекте федерального закона "О социальных основах государственной алкогольной политики Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4845 по 5336 из 6512
Переходим к пункту 14 повестки дня: о проекте федерального закона "О            
социальных основах государственной алкогольной политики Российской              
Федерации". Доклад заместителя председателя Комитета по вопросам геополитики    
Юрия Васильевича Никифоренко. Приготовиться для содоклада... Ну, Сергей         
Вячеславович Калашников у нас назначен сегодня министром, поэтому Владимир      
Ростиславович Пашуто будет докладывать.                                         
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Васильевич.                                                    
                                                                                
НИКИФОРЕНКО Ю.В. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые коллеги            
депутаты! Принятие закона "О социальных основах государственной алкогольной     
политики Российской Федерации" - назревшая потребность общества и               
государства.                                                                    
                                                                                
Эта проблема стала важной для миллионов семей: в стране сложилась крайне        
неблагоприятная алкогольная ситуация, и она усугубляется из года в год,         
обретая черты национального бедствия. Идет непрекрытое спаивание населения,     
особенно его активной работоспособной части. Нависла угроза для физического и   
нравственного здоровья народа. Под вопросом - национальная безопасность         
государства. Как никогда, возрос объем потребления алкоголя. К началу 1998      
года он достиг одного из самых высоких показателей в мире: 13-14 литров         
абсолютного алкоголя на душу населения в год. При этом в отличие от             
большинства цивилизованных стран в России негативные последствия                
алкоголизации населения проявляются особенно интенсивно и в более тяжелых       
формах. Так, за 90-е годы при росте потребления алкоголя менее чем в 1,3 раза   
количество преступлений, совершенных в состоянии опьянения, выросло в 1,8       
раза, в том числе убийств - в 2,7 раза, количество административных правовых    
нарушений на этой же почве возросло в 1,9 раза, а смертность, причиной          
которой является пьянство, возросла почти в 2 раза.                             
                                                                                
За истекшее пятилетие смертность только от хронического алкоголизма, цирроза    
печени, алкогольного отравления составила 250 тысяч человек, в том числе от     
прямых алкогольных отравлений - 105 тысяч человек. При этом гибнут люди, как    
правило, в расцвете сил - самая, пожалуй, трудоспособная часть граждан.         
Безработица, нищета, развратная политика многих телеканалов, агрессия           
спиртоводочной мафии, штурмующей границы государства, назойливая реклама на     
эту тему - это и другое подтачивает здоровье общества, расшатывает моральные    
устои, сокращает жизнь людей. А там, где алкоголь, соседствуют наркомания,      
проституция, организованная преступность, коррупция. Но особенно велика         
опасность наркотизации населения, молодежи, базой которой стала алкоголизация   
нашей жизни.                                                                    
                                                                                
Не может не вызывать серьезной озабоченности продолжающийся рост                
заболеваемости алкоголизмом. Статистика такова: за пятилетие - рост вдвое, на   
учете состоит 2300 тысяч больных алкоголизмом. Но эти официальные сведения,     
по крайней мере, следует удвоить, и получим реальную картину.                   
                                                                                
Надо ли убеждать вас, коллеги, в том, какую опасность для общества              
представляет нарастание алкоголизации среди подростковой части населения? По    
данным социологических исследований, число периодически употребляющих           
алкогольные напитки среди учащихся 8-11 классов после 1992 года увеличилось в   
1,5 раза. О повышенной алкоголизации подростков свидетельствуют и такие         
данные. Если среди взрослого населения за минувшее пятилетие число              
правонарушений на почве пьянства возросло в 1,9 раза, то среди подростков - в   
2,3 раза.                                                                       
                                                                                
Необычайная острота ситуации с алкоголизацией населения требует                 
незамедлительного принятия серьезных государственных мер, которые смогли бы в   
корне изменить положение, избавить страну от надвигающейся катастрофы. Каким    
же может быть выход из сложившейся ситуации?                                    
                                                                                
Исторический опыт России, особенно за последние 10-15 лет, показывает, что      
при неблагоприятных объективных, то есть экономических, социальных, условиях    
единственно возможным путем ослабления остроты алкогольной ситуации является    
радикальное изменение государственной алкогольной политики, проведение в        
жизнь мер, основанных на принципиально иных подходах к решению столь сложной    
социальной проблемы. Субъективистский подход к определению политики в этой      
сфере, постоянные шараханья из одной крайности в другую неизбежно завершали     
все наиболее крупные антиалкогольные мероприятия с еще большим обострением      
ситуации, дальнейшим ростом пьянства, алкоголизма. Вспомним и 1914 год -        
сухой закон, меры 1958 года, 1972-го. Мы не можем не учитывать народные         
традиции, обычаи, многовековую культуру, сложившийся образ жизни людей и        
делать акцент только на запретительные, ограничительные меры.                   
                                                                                
Печальный опыт антиалкогольной кампании 1985-1987 годов - убедительное тому     
подтверждение. Точно так же недопустимы отстранение государства от активного    
воздействия на ситуацию, бесконтрольность и неуправляемость процесса, что       
было продемонстрировано в январе 1992 года, когда государство напрочь           
отказалось от водочной монополии и своим бездействием фактически разрушило      
систему социальной профилактики пьянства и алкоголизма.                         
                                                                                
Мы призваны обеспечить защиту физического и психического здоровья граждан,      
стимулировать формирование здорового образа жизни.                              
                                                                                
В представленном проекте закона изложены основные требования государственной    
алкогольной политики, обоснованы исходные принципы, на которых она должна       
строиться. К таким принципам мы относим следующие.                              
                                                                                
Первое. В силу нереальности в обозримой перспективе полного вытеснения          
алкоголя из жизни основной части населения официальное признание государством   
принципа умеренности, воздержания от потребления алкоголя, как                  
основополагающего в разработке программы борьбы с пьянством и алкоголизмом, и   
организация работы по его претворению в жизнь.                                  
                                                                                
Второе. Восстановление полной государственной монополии на производство         
оптовой торговли винно-водочными изделиями. Кстати, Правительство Евгения       
Максимовича Примакова на днях подготовило уже проект постановления. Создана     
временная рабочая комиссия, которая вырабатывает меры по организации            
монополии на производство, оборот этилового спирта и алкогольной продукции.     
                                                                                
Третье. Алкогольная политика, ее конкретное содержание должно строиться на      
объективном анализе социально-экономических, культурных условий и               
возможностей общества, на обязательном учете народных традиций, обычаев,        
характера отношения населения к алкоголю.                                       
                                                                                
Четвертое. В политике предпочтение должно отдаваться мерам профилактического,   
культурного, воспитательно-просветительского характера. Ориентация на запрет    
и жесткие ограничения, как показал мировой и отечественный опыт, не может       
обеспечить устойчивого успеха в борьбе с пьянством.                             
                                                                                
Пятое. Политика должна быть сориентирована на обеспечение активного и           
сознательного участия в этой работе самого населения. Следовательно, должна     
быть обеспечена всяческая поддержка различных общественных организаций,         
объединений, а также специальных усилий по формированию соответствующего        
общественного мнения. Уверен, нас поддержат родительская общественность,        
педагоги, работники здравоохранения.                                            
                                                                                
Шестое. Должны быть созданы и широкая система социальной профилактики           
пьянства и алкоголизма, и эффективный механизм управления этой системой, а      
также обеспечена координация антиалкогольных усилий различных государственных   
органов, общественных организаций, социальных институтов.                       
                                                                                
Седьмое. Обязательное внедрение в работу школ, других учебных заведений         
научно обоснованной программы антиалкогольного воспитания учащейся молодежи.    
                                                                                
Восьмое. Значительное увеличение государственного регулирования                 
алкоголепотребления в первую очередь посредством установления разумного         
ограничения доступности спиртных напитков.                                      
                                                                                
Проект закона, уважаемые коллеги, подготовлен членами Комитета по вопросам      
геополитики и Комитета по охране здоровья. В этой работе участвовали ученые,    
работники федеральных ведомств, правоохранительные органы. Закон не потребует   
дополнительных финансовых затрат государства. Его реализация скорее будет       
существенно помогать пополнению государственной казны, сбережет сотни тысяч     
жизней граждан, поднимет престиж Российской Федерации в мире.                   
                                                                                
Мы надеемся, что вы заинтересованно подойдете к этой проблеме. Мы с вами        
определим концепцию и, получив затем, после вашего одобрения, поправки из       
субъектов Федерации, сумеем выйти на серьезный федеральный закон, который       
поможет нам восстанавливать здоровье нации. Благодарю вас за внимание.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Васильевич. Пока присаживайтесь. Я          
предоставляю слово для содоклада Владимиру Ростиславовичу Пашуто. А вы пока     
побудьте здесь рядом, потому что потом к вам, видимо, будут вопросы.            
                                                                                
Владимир Ростиславович, пожалуйста, мнение Комитета по труду и социальной       
политике.                                                                       
                                                                                
ПАШУТО В.Р., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.              
                                                                                
Уважаемые товарищи, прямо надо сказать, что мне очень неприятно выступать       
сейчас после очень уважаемого мной депутата Никифоренко. Сама тема, которая     
определена в данном законопроекте, очень актуальна (и об этом горячо говорил    
докладчик), но, к сожалению, данный законопроект имеет очень большое            
количество недостатков, в том числе концептуальных.                             
                                                                                
Проект закона не имеет целостной концепции, что выражается, в частности, в      
несоответствии названия законопроекта его содержанию, в наличии внутренних      
противоречий, применении некорректной терминологии, практическом отсутствии     
норм, дополняющих действующее законодательство новым регулированием.            
Отдельные положения законопроекта не соответствуют действующим законам и ряду   
проектов федеральных законов, рассматриваемых Государственной Думой, что        
отражено в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы.       
                                                                                
Разработчики, к сожалению, путают цель и предмет законодательного               
регулирования. Законодательство не может регулировать социальные основы какой   
бы то ни было политики. Речь может идти либо о социальной политике в            
конкретной области, либо о социальной направленности этой политики. Введение    
в законодательство терминов "алкоголепотребление", "алкоголизация и             
деалкоголизация", "алкогольная ситуация" и других представляется                
неоправданным, поскольку даже в тексте самого законопроекта применяются более   
привычные и простые для понимания термины "пьянство", "алкоголизм", "лица,      
злоупотребляющие алкогольными напитками" и так далее.                           
                                                                                
В то же время остаются нераскрытыми такие, например, термины, как               
"цивилизованное отношение к употреблению алкогольных напитков", что приводит    
к невозможности осуществления конкретных мероприятий по реализации              
законопроекта. Вряд ли можно считать целесообразным сочетание такой цели, как   
обеспечение доходности экономической деятельности в сфере реализации            
алкогольной продукции (статья 2), и такого принципа государственной             
алкогольной политики, как приоритетность решения социальных задач (статья 3).   
                                                                                
Применение ряда понятий противоречит сложившемуся их пониманию. Например, в     
рамки понятия "социальная защита" никак не вписывается защита "от               
противоправного поведения лиц, злоупотребляющих алкогольными напитками"         
(статья 2). Нельзя смешивать социальную защиту и защиту правопорядка. Это       
разные функции государства, которые осуществляются разными органами на          
различных правовых началах.                                                     
                                                                                
Вызывает недоумение, что авторы предлагают осуществлять государственную         
политику, комплексно решать соответствующие задачи, сочетая меры                
экономического, социального, правового, воспитательного и организационного      
характера, вплоть до введения чрезвычайного положения за счет добровольных      
взносов (пожертвований) юридических и физических лиц (статья 17).               
                                                                                
Единственным оправданием целесообразности данного законопроекта было бы         
законодательное установление целевого расходования доходов государства от       
оборота алкогольной продукции или фиксированной части этого дохода на           
выполнение социальных программ, направленных на деалкоголизацию общества.       
                                                                                
Уважаемые коллеги, я бы хотел отметить, что большинство членов Комитета по      
труду и социальной политике считают, что тема очень важна, но в данном случае   
концепция законопроекта не соответствует нашим задачам. Поэтому хотелось бы     
предложить авторам поработать еще над этим законопроектом и представить         
измененный его вариант. Благодарю вас.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Ростиславович.                          
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчикам? Есть. Тогда давайте попросим, Юрий Васильевич,   
вас, как все-таки инициатора, ответить, а Владимир Ростиславович в случае       
чего подстрахует.                                                               
                                                                                
Ходырев Геннадий Максимович, пожалуйста, ваш вопрос.                            
                                                                                
ХОДЫРЕВ Г.М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Ну, у меня, может быть, не столько вопрос, но начну с вопроса. Все-таки за      
Комитетом по экономической политике закреплен Советом Госдумы законопроект о    
монополии, производстве и продаже спирта и спиртосодержащих смесей, так         
скажем, или алкогольных напитков. Он у нас уже прошел первое чтение. Пришло     
около 400 поправок от субъектов Федерации и отдельных подразделений             
министерств и ведомств. Почему вы с нами не вошли в контакт по этому вопросу?   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поясните, Юрий Васильевич.                                
                                                                                
НИКИФОРЕНКО Ю.В. Хорошо. Я бы хотел всех коллег, которые выступают за тот       
законопроект (я его поддерживаю тоже), обратить внимание на то, что они не      
сталкиваются лбами и не являются альтернативными. Наш проект закона, если       
хотите, берет шире эту проблему, а не только с упором на монополизацию и        
продажу. Речь идет о профилактике, о подключении населения к работе. У вас же   
нет там, например, такой проблемы, как школьное воспитание, антиалкогольный     
курс. У вас же нет там работы общественности. У вас нет там многих других       
вещей, которые должны закладываться в законопроекте. И если мы тандемом...      
Может быть, по этой проблеме потребуется еще два-три закона принимать, потому   
что она весьма широка. Мы выйдем еще и на наркоманию, мы выйдем на многие       
другие вещи.                                                                    
                                                                                
Что касается коллеги Пашуто, который высказывал здесь различные доводы, я       
очень глубоко сожалею, что все это рождается в какой-то мере с ходу, с колес.   
Накануне, еще днем, я подходил к Калашникову и спрашивал его как                
содокладчика, какова его позиция по закону. "Не знаю, какую справку дадут,      
пока не видел еще справки". Вот вам позиция! Обсуждал ли ваш комитет            
социальной политики этот животрепещущий проект, не знаю, поэтому я бы просил    
вас взять обратно ваше обвинение в том, что нет целостной концепции. Как раз    
она и складывается в этом проекте закона, а вот в вашем нет целостной           
концепции этой проблемы!                                                        
                                                                                
Некоторая терминология... так ко второму чтению мы ее доведем. Если уж хотите   
определить там терминологию культурного "питейства", найдем и ей научно         
обоснованное толкование. Ряд замечаний... но они все общего плана, типа         
такого схоластически критического анализа документа. Я думаю, все, что вы       
высказали, может просто стать предметом дискуссии, и ко второму чтению мы       
найдем общий язык.                                                              
                                                                                
Еще раз хочу убедить вас, друзья: законы не мешают один другому. Без нашего     
закона общество не обойдется, все равно придется (если сейчас завалим) к этой   
проблеме приходить. Тот ваш законопроект не вберет все проблемы. Вы сузили      
эту тему чисто экономическими, финансовыми и другими аспектами. Вот вам         
выставка сегодня - наше виноделие отечественное. Что же мы его загнали в        
угол? Сдыхают многие производства. Почему суррогат лезет сюда? Давайте и эту    
проблему решать экономическими рычагами. Идет научная конференция на эту же     
тему сегодня в Думе. И я боюсь, что те депутаты, которые сегодня просто закон   
не воспримут положительно... Ну, пресса потом ведь это дело может показать      
как желание сохранить нынешние порядки, которые не могут устраивать нас с       
вами.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Найчукова Светлана Ивановна, пожалуйста.                                        
                                                                                
НАЙЧУКОВА С.И. Юрий Васильевич, закон, как никогда, необходим в данной          
ситуации, поскольку действительно наше общество почти уже все спилось. Но у     
меня по вашему законопроекту (я его вчера внимательно читала) есть ряд          
вопросов. Вот вы говорите о том, что он не требует никаких бюджетных            
ассигнований, и в то же самое время вы в своем законопроекте предлагаете,       
чтобы все те, кто страдает сегодня алкоголизмом, находили поддержку или могли   
лечиться и в частных клиниках, и во всех практически предприятиях               
здравоохранения. Это первый вопрос.                                             
                                                                                
Вы предлагаете восстановить медвытрезвители. Но на все это потребуются          
определенные средства, и в законопроекте вы закладываете, что фонды будут       
существовать на добровольные пожертвования. Есть ли у вас уверенность в том,    
есть ли хоть какая-то маленькая уверенность, что какие-либо пожертвования в     
данной ситуации будут, поскольку зарплату никто не получает?                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, поясните.                                     
                                                                                
НИКИФОРЕНКО Ю.В. Я что должен сказать? Вообще-то, я не с луны свалился и        
лично много лет занимался этой проблемой. Помогал тяжело пьющим людям           
становиться людьми нормальными. Десять вечеров - никаких затрат: психотерапия   
плюс педагогические приемы, аутотренинг. Этот человек выходил и всю жизнь       
потом не курил и не пил. У нас есть наркологическая служба, она сегодня         
существует, диспансеры есть. Эта служба финансируется в рамках бюджета,         
поэтому она не потребует дополнительных расходов.                               
                                                                                
Мы специально с Александром Алексеевичем эту проблему, наши товарищи,           
рассматривали и там убрали даже фразу насчет финансов. Действительно, не        
требуется сегодня дополнительных расходов на реализацию этого закона, не        
требуется.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще вопросы к докладчику?                                               
                                                                                
Беклемищева Ольга Алексеевна, пожалуйста.                                       
                                                                                
БЕКЛЕМИЩЕВА О.А. Юрий Васильевич, вот ваш комитет уже сегодня второй раз        
выносит законопроект, который явно относится к сфере, к компетенции Комитета    
по охране здоровья. Но не в этом суть дела. У меня все-таки возникает вопрос:   
почему он называется "О социальных основах государственной алкогольной          
политики..."? У нас что, алкоголизация уже на уровень государственной           
политики возведена этим законом?                                                
                                                                                
И потом вот вы говорите о прессе. А я считаю, что мы будем иметь плохую         
прессу, если проголосуем за этот закон, потому что они не будут в него          
вчитываться, а будут читать название, и мы с вами будем выглядеть очень         
странно. Почему нельзя было его назвать, если вы действительно хорошо по нему   
работали, "Об антиалкогольной политике..." хотя бы? Неужели вот даже такую      
вещь нельзя было продумать?                                                     
                                                                                
НИКИФОРЕНКО Ю.В. Уже были "анти", которые вызывали негативное отношение в       
народе. В данном случае ведь мы берем те меры, которые действительно            
регулируют алкогольную политику. Она есть. И в казну мы будем получать          
солидные деньги, не на базе антиалкогольных действий, а на базе регулирования   
этих отношений. Поэтому термин "алкогольная политика" будет точнее. Может       
быть, это непривычно для нас, да, но есть разная политика.                      
                                                                                
В этом отношении, что касается нашего комитета, я скажу вам, что среди          
авторов этого проекта закона есть Герасименко Николай Федорович, другой член    
Комитета по охране здоровья. Мы с ними работали, как говорится, в одной         
упряжке. Четыре члена ЛДПР, два коммуниста, один представитель Аграрной         
депутатской группы, один представитель фракции "Наш дом - Россия". То есть мы   
попытались создать как бы альянс заинтересованных инициаторов. Это уж           
учитывайте. Мы ничего не навязываем. Мы можем ничего не предпринимать,          
мириться, еще 200 тысяч потеряем.                                               
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                 Г.Н.Селезнев                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас - Тамара Васильевна Плетнева, а потом - депутат    
Грешневиков.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Плетнева.                                                           
                                                                                
ПЛЕТНЕВА Т.В. Юрий Васильевич, вот у меня такой вопрос. В статье 3... Я в       
целом концепцию закона-то поддерживаю, конечно, эта тема очень актуальна. Но    
вот здесь есть такие слова, меня это настораживает: "ограничение занятия        
определенными видами профессиональной деятельности и деятельности, связанной    
с источниками повышенной опасности, для больных алкоголизмом". Что,             
получается, что врач должен сейчас определять, может ли человек заниматься      
тем или иным видом деятельности? Как бы запрет на профессию получается, не      
очень вяжется с правами человека вот этот пункт.                                
                                                                                
НИКИФОРЕНКО Ю.В. Вы знаете, действительно, врач той или иной специальности      
может рекомендовать, если у вас плохое зрение, что вам нельзя водить            
автомобиль, и ограничение на профессию наступает. Если человек, скажем пилот,   
употребляет алкоголь и это определяется перед полетом, он отстраняется от       
полета. Врачи вмешиваются. И здесь должен быть жесткий контроль. Политической   
здесь подоплеки нет, это безопасность.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Грешневиков, пожалуйста.                          
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А.Н., депутатская группа "Народовластие".                           
                                                                                
Уважаемый докладчик, в современных условиях борьба за трезвость, конечно,       
является государственной задачей. Есть ли какие-то мнения различных             
институтов, особенно субъектов Федерации, на данный ваш законопроект? Это       
первый вопрос.                                                                  
                                                                                
И второй вопрос. Есть ли разница: одно дело - борьба за трезвость, а другое     
дело - борьба с алкоголизмом? Когда боролись с алкоголизмом, виноградники       
вырубали и все прочее, а борьба за трезвость - это совсем другая                
государственная программа. Вот есть ли у вас какие-то меры не только            
социальной защиты, но и какие-то программные действия, чтобы в нашем обществе   
действительно была реальная борьба за трезвость?                                
                                                                                
Закон я поддерживаю и прошу коллег тоже его поддержать в первом чтении.         
                                                                                
НИКИФОРЕНКО Ю.В. Вы знаете, борьба за трезвость, за здоровый образ жизни,       
конечно, сегодня в основном у нас легла на плечи общественности. И это прежде   
всего Красный Крест, скажем, Международная лига борьбы за трезвость. Это        
бывшее Общество борьбы за трезвость, которое сегодня даже выгнали из            
помещения на улице Чехова, и мне пришлось просить Лужкова: дайте хоть 100       
метров им, чтобы они продолжали работу. Вот так относятся у нас порой к         
инициативе. Методы Довженко, методы Шечко, методы других наших опытнейших       
людей, которые спасают тысячи граждан, сегодня просто плохо воспринимаются      
многими. Вот надо помочь.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, достаточно вопросов? Достаточно.                             
                                                                                
Юрий Васильевич, присаживайтесь.                                                
                                                                                
Закон в первом чтении, поэтому если есть желающие выступить... Сейчас мы,       
наверное, дадим слово председателю комитета по здравоохранению.                 
                                                                                
Включите микрофон Николаю Федоровичу Герасименко.                               
                                                                                
А еще заключительное рано. Какое заключительное? Еще же не выступили            
депутаты. Вы перед голосованием.                                                
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н.Ф. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты!             
Актуальность закона не вызывает никакого сомнения. У нас, к сожалению, страна   
спивается. Недавно я выпустил книгу "Алкоголь и наркотики как разрушение        
генофонда нации", где мы приводим примеры. Проводили парламентские слушания     
по проблемам алкоголя. Алкоголь у нас рассматривается на всех уровнях только    
как источник пополнения бюджета. Все мы говорим о введении государственной      
монополии и с ностальгией вспоминаем, что 30 процентов попадало в бюджет,       
забывая о том, какой колоссальный вред наносит алкоголь здоровью граждан        
нашей страны и что будущее России зависит от потребления алкоголя.              
                                                                                
Необходимо только приветствовать данный законопроект. В этом законопроекте      
есть определенные недостатки. Это особенно касается введения чрезвычайного      
положения по алкоголю в ряде районов. Это можно исправить. Но концептуально     
(основное-то - это не источник пополнения бюджета, а влияние на здоровье        
нации) его необходимо приветствовать, и в дальнейшем этот законопроект можно    
доработать.                                                                     
                                                                                
Я поддерживаю принятие данного законопроекта в первом чтении.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть еще желающие высказаться? Нет.                       
                                                                                
Для заключительного слова, пожалуйста, сначала - депутат Пашуто, потом -        
депутат Никифоренко.                                                            
                                                                                
На карточку Лукьянова включите микрофон.                                        
                                                                                
ПАШУТО В.Р. Уважаемые коллеги, я еще раз хотел бы обратить внимание на то       
заключение, которое нам дало Правовое управление, ну и от себя, от комитета     
еще добавлю.                                                                    
                                                                                
Вот сейчас выступал представитель комитета по здравоохранению, его              
председатель. Вы знаете, он совершенно прав, и мы тоже говорим о важности       
этой проблемы, которую необходимо решать. Но в данном случае законопроект не    
укладывается, как говорится, ни в какие рамки, поскольку вот даже в статье 6    
говорится, что надо давать рекламу о вреде алкоголя для здоровья. Но,           
наверное, существуют какие-то определенные пределы. Ведь у нас на сегодняшний   
день львиная доля лекарств, которые мы используем даже для лечения детей,       
содержит алкоголь. И таких примеров очень много. Поэтому как подходить к этой   
рекламе - наверное, вопрос немаловажный.                                        
                                                                                
Затем в статье 11, пункт 2, говорится о том, что реализация государственной     
алкогольной политики (не антиалкогольной, а именно алкогольной) возлагается     
на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и так     
далее, и так далее - перечисления.                                              
                                                                                
Статья 16. "Контроль за исполнением настоящего федерального закона              
осуществляется специально уполномоченными федеральным органом...". Ну давайте   
будем еще раз плодить... То есть таких вот определенных несуразиц в             
законопроекте все-таки достаточно много.                                        
                                                                                
Поэтому еще раз говорю: комитет предлагает разработчикам продолжить работу      
над данным законопроектом, а депутатам - проголосовать против него в данной     
редакции.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Юрий Васильевич Никифоренко, несколько слов в порядке заключения. На            
заключительное слово имеет право.                                               
                                                                                
НИКИФОРЕНКО Ю.В. Уважаемые коллеги, уже местные законы на эту тему рождаются,   
субъекты вынуждены принимать меры, а мы опаздываем. Это первое.                 
                                                                                
Второе. По рекламе можем определиться. Зачем нам рекламировать зарубежные       
крепкие напитки, когда достаточно рекламировать и поощрять наши виноградные     
винодельческие изделия?!                                                        
                                                                                
Что касается уполномоченного, то посмотрим, не будем этого делать, хотя у нас   
есть инспекция по качеству. Все это, замечания существенные ко второму чтению   
можно доработать и внести более сбалансированный проект закона.                 
                                                                                
Просьба к вам: поддержите Комитет по охране здоровья и Комитет по вопросам      
геополитики, группу депутатов, которая подготовила этот проект закона. Я        
думаю, народ нам спасибо скажет за мужество.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, ставлю на голосование: принять законопроект в первом        
чтении.                                                                         
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              102 чел.             22,7%                        
Проголосовало против           25 чел.              5,6%                        
Воздержалось                    5 чел.              1,1%                        
Голосовало                    132 чел.                                          
Не голосовало                 318 чел.                                          
Результат: не принято