Заседание № 350

07.04.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 977612-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части изменения формы государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3421 по 3900 из 4442
16-й вопрос, приоритетный законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". О         
проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об       
образовании в Российской Федерации" в части изменения формы государственной     
итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего               
образования". Докладывает Олег Анатольевич Нилов.                               
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Продолжим тему          
образования в России. Этот конкретный законопроект посвящён одной из ключевых   
новаций, реформ с отрицательным знаком, которые буквально повергли всю нашу     
систему среднего образования, если смотреть по результатам, по качеству         
образования наших детей. Всё это называется ЕГЭ-образованием, и, к сожалению,   
дети, которые выходят из школы, подчас сами себя называют и даже родители       
называют их "егэобразами". Вот пока у вас есть возможность, наберите, поищите   
не какие-то, может быть, политические сюжеты, а ответы школьников на простые    
вопросы. Уже существует целая серия вот таких смешных - но это смех со          
слезами на глазах - ответов старшеклассников на примитивные вопросы.            
Например, вопрос: "А скажите, пожалуйста, как звали отца Юрия Алексеевича       
Гагарина?" Серьёзным мальчикам, девочкам, старшеклассникам, задают этот         
вопрос - они глаза в потолок, начинают выдумывать всё что угодно. Вот на        
такие вопросы наши дети не могут найти ответ - почему? Потому что это           
ЕГЭ-образование их завело... "А какие есть варианты? - вот так хотят они        
спросить. - А скажите, какие есть варианты, и мы попытаемся угадать". До        
примитивного, да? На вопрос: "Кому установлен Медный всадник, памятник?" -      
нет ответа. Нет ответов ни по истории, ни по литературе, писать они не умеют.   
Они разучились писать, они такими каракулями с такими элементарными ошибками    
пишут заявление о приёме, не знаю там, в качестве абитуриента МГУ, что          
профессора за голову хватаются. Вы все прекрасно знаете, вы свидетели этому.    
                                                                                
Поэтому это простой законопроект, он просто отменяет вот эту, я считаю,         
вредоносную новацию, вредоносную реформу и возвращает классический способ       
приёма выпускных экзаменов, которые абсолютно все вы, здесь сидящие, сдавали.   
Положа руку на сердце, скажу: конечно, я не представляю, что было бы со мной,   
что было бы с вами, если бы мы учились в современных школах, ну, за             
исключением гимназий, да ещё с учётом кучи репетиторов за большие деньги. А     
вот как простые?.. Вы все учились как простые ребята, девчата. Не хочу          
хвастать, но вот Виктор Михайлович Заварзин и я - выпускники одной школы,       
сельской школы, которая дала такие знания, которые позволили без всяких         
денег, без всяких репетиторов и закончить вуз, и сделать карьеру: Виктор        
Михайлович Заварзин - генерал-полковник. Как сегодня можно в простом селе       
получить знания без денег, ещё раз говорю, без репетиторов? Невозможно.         
                                                                                
Конечно, не только в этом причина, даже не столько в этом причина. Вот          
предыдущий законопроект: правильно, да, нужно начинать с финансирования даже    
не зарплат, а надо начинать с финансирования образования. А мы каждый год,      
принимая бюджет, здесь вот слёзы какие-то выделяем на сферу образования, а      
потом ждём результатов. Не вспашешь, не посеешь, не удобришь - не пожнёшь!      
Какие 3 процента, коллеги, на финансирование образования? Посмотрите историю:   
в Советском Союзе выделялось 9, 10, 11, 13 процентов ВВП (не просто доходной    
части бюджета, а ВВП!), в мировой практике - тоже не ниже 7 процентов. Ну       
чего вы хотите? Откуда будут зарплаты, откуда будут бесплатные кружки,          
секции, продлёнка? Я ходил на продлёнку, вы тоже ходили - конечно, на           
продлёнке нужно ещё, получая помощь преподавателя, делать домашнее задание.     
Это и есть репетиторство, но бесплатное! Никаких секций, никаких кружков        
платных не было, поэтому это вообще нужно искоренить как вирус. Опять           
примеры? Пожалуйста, загнивающий Запад: в Финляндии, во многих странах,         
построивших такой шведский, скандинавский социализм, высшее образование         
бесплатно, питание бесплатно, любые кружки, секции бесплатно - всё бесплатно.   
Вот к чему надо стремиться!                                                     
                                                                                
Конечно, зарплаты учителей: почему две средние зарплаты, а почему вы так        
легко, не амбициозно это предлагаете? Эта зарплата должна быть на уровне        
средней зарплаты мэров, губернаторов, чиновников, депутатов - вот кем должен    
быть преподаватель, чтобы была мотивация, чтобы люди шли, дети шли в            
педагогические вузы, а потом приходили, отбирались лучшие, преподавали, имея    
не только зарплаты вот такие, на уровне, но и социальные пакеты. Но это всё,    
конечно же, надо начинать с пересмотра вот этих наших стратегических,           
основных цифр в бюджетах федеральном и региональных - по-другому не             
получится. Давайте комплексно подходить к этому решению, но ЕГЭ, вот это        
издевательство, вот этот эксперимент, надо заканчивать. Понятно, почему это     
было продавлено, почему нам были навязаны Болонский процесс, вот эти западные   
стандарты, "угадайка". Ну хватит уже плыть по этому течению - мы уже            
приплыли, коллеги! Поэтому главное - давайте заботиться, давайте спасать        
наших детей и внуков! Давайте вернём вот эту модель - может быть, не надо       
один в один, но за основу нужно взять советскую модель - бесплатного,           
профессионального и качественного образования, с экзаменами, а не с             
"угадайками".                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Любовь Николаевна Духанина.                              
                                                                                
ДУХАНИНА Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно, тема образования,    
она очень широкая, в ней есть много проблемных направлений, которые мы с вами   
неоднократно обсуждали и в этом зале, и на заседаниях комитета, но я            
предложила бы обсуждать тот законопроект, который предложен нам на              
рассмотрение.                                                                   
                                                                                
Так как Олег Анатольевич не сказал об основных новеллах проекта, я скажу. Он    
просто сказал, что предлагает отменить ЕГЭ, но это не совсем так. В             
предложенном законопроекте предлагается: отменить ЕГЭ как итоговую аттестацию   
для школьников, то есть школьный аттестат дети будут получать через сдачу       
экзаменов в школе; в то же время предлагается тем выпускникам, которые будут    
поступать в высшие учебные заведения, всё-таки сдавать единый государственный   
экзамен; предлагается отказаться от единых контрольно-измерительных             
материалов. И вот эти новеллы фактически дают иную модель, где ЕГЭ              
используется, но для детей, которые дальше не поступают, предлагается           
использовать просто модель выпускного экзамена.                                 
                                                                                
Какие риски, с нашей точки зрения, имеются? Очень важно, что в законопроекте    
фактически отсутствуют механизмы, обеспечивающие получение объективных,         
сопоставимых и независимых результатов государственной итоговой аттестации.     
Это происходит потому, что предлагается отказ от использования единых           
контрольных материалов. Упраздняется система совмещённых выпускных экзаменов    
в школе и вступительных экзаменов на программы бакалавриата и специалитета,     
что, с нашей точки зрения, приведёт к снижению доступности высшего              
образования для детей из сельской местности и малообеспеченных семей.           
                                                                                
Несомненно, в системе ЕГЭ существуют проблемы и недостатки. Мы в комитете       
работаем над этим и фактически ежегодно вносим позитивные изменения в           
контрольно-измерительные материалы по предметам, чтобы уйти от той истории,     
от "угадайки", которая была вначале, сейчас её в принципе нет.                  
Контрольно-измерительные материалы совершенствуются, становятся всё более       
сложными, но пока ещё комитет не поддерживает отказ от ЕГЭ в полном объёме и    
поэтому не поддерживает представленную концепцию законопроекта.                 
                                                                                
С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по образованию и науке        
рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении рассматриваемый      
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы?                                                      
                                                                                
Есть вопросы.                                                                   
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шеин Олег Васильевич, пожалуйста.                                               
                                                                                
ШЕИН О. В. Любовь Николаевна, два коротких вопроса вам. Интересное очень        
выступление. Скажите, пожалуйста, фраза "пока мы не готовы к отмене ЕГЭ в       
полном объёме" предполагает, что мы к чему-то сегодня готовы в рамках           
оперативных решений этого, текущего года, и предполагает, что рано или поздно   
мы будем готовы и к отмене в принципе этого самого ЕГЭ? И хотелось бы узнать    
когда, с вашей точки зрения, это светлое будущее настанет?                      
                                                                                
ДУХАНИНА Л. Н. Сразу оговорюсь, что эти вопросы не касаются текста              
законопроекта, а касаются моего экспертного мнения.                             
                                                                                
Вы сейчас наблюдаете, что в стране идёт огромная дискуссия, связанная с         
всероссийскими проверочными работами. Это те всероссийские проверочные          
работы, которые проводятся в каждой школе по окончании каждого года уже почти   
по всем предметам. Мы все уже живём в логике формирования электронного          
портфолио, в котором результаты этих работ у каждого ребёнка накапливаются.     
Фактически уже идёт формирование цифрового следа результативности обучения      
ребёнка в период всего его нахождения в школе. И естественно, активно           
участвуют в этом обсуждении вузы, которые пытаются внести в эту модель свои     
вопросы, потому что их же интересует готовность конкретного будущего            
абитуриента к обучению по программам конкретного профиля и они уже по этим      
цифровым следам могут наблюдать устойчивость интереса ребёнка. Вот, например,   
в седьмом классе он делал проектную работу, допустим, по шахматам, в восьмом    
классе - по геометрии, а начиная с девятого класса его чётко интересует         
матмоделирование химических процессов. И тогда уже при поступлении в вуз        
приёмные комиссии будут иметь принципиально другой уровень анализа мотивации    
ребёнка, его деятельности, познавательной активности. Я могу сказать, что,      
например, в Великобритании при приёме на работу просят оценки за начальную      
школу.                                                                          
                                                                                
Я думаю, что перемены будут, потому что мы сегодня уже накапливаем материал     
большего объёма, нежели единый одномоментный срез в период ЕГЭ.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ионин Дмитрий Александрович.                                                    
                                                                                
ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Любовь Николаевна, прежде всего, не соглашусь, что вопрос отмены ЕГЭ не         
соотносится с темой законопроекта. Вот как раз в этом и смысл законопроекта,    
и поэтому он для нас приоритетен.                                               
                                                                                
Смотрите, в начале года велась дискуссия как раз о возможной отмене ЕГЭ и       
ОГЭ, и тогда руководитель Рособрнадзора Музаев сказал: "Полный отказ от ЕГЭ     
не будет возможен, потому что "копилка" московского и санкт-петербургского      
школьника будет более насыщенной, здесь много кружков, секций, школ             
олимпийского резерва, волонтёрская работа поставлена на широкую ногу. Всего     
этого нет на селе. Поэтому, мне кажется, большая часть населения будет за       
то, чтобы ЕГЭ сохранить". То есть вы разделяете точку зрения, что ЕГЭ сейчас    
пытаются сохранить, чтобы фактически создать искусственные препоны московским   
и санкт-петербургским школьникам при поступлении в вузы, или это всё-таки       
частное мнение и оно с мнением профильного комитета Государственной Думы        
никак не соотносится?                                                           
                                                                                
ДУХАНИНА Л. Н. Я думаю, что Анзор Ахмедович несколько идей заложил, когда       
отвечал. Во-первых, хочу уточнить: вы в своём законопроекте всё-таки            
предусматриваете возможность сдачи ЕГЭ при поступлении в вуз, поэтому я и       
сказала, что это не стопроцентная отмена ЕГЭ. Я говорю это для того, чтобы      
просто точки расставить.                                                        
                                                                                
Значит, во-вторых, вы, когда сейчас перечисляете, очень точно говорите:         
результаты ЕГЭ, участие в кружках и так далее. Вы знаете, если посмотреть       
результаты ЕГЭ ребёнка, там никакого участия в кружках не указано, там есть     
просто оценки, ну, баллы, за конкретное выполнение работ. В силу того что       
сейчас идёт переход на формирование электронного портфолио, которое обеспечит   
нам цифровой след везде, в том числе и участие ребёнка в системе                
дополнительного образования, поэтому он просто так и высказался.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бикбаев Ильдар Зинурович.                                                       
                                                                                
БИКБАЕВ И. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо, уважаемый Иван Иванович. У меня вопрос к Любови Николаевне и к Олегу   
Анатольевичу.                                                                   
                                                                                
Любовь Николаевна, переход на единый государственный экзамен, который сейчас    
существует, - это одна из мер противодействия коррупции, так?                   
                                                                                
И вопрос к вам, Олег Анатольевич. Уважаемый Олег Анатольевич, скажите, а есть   
ли какая-то сравнительная таблица или анализ того, сколько вообще уголовных     
дел было заведено вот в тот период, когда не было единого государственного      
экзамена, и в период действия ЕГЭ и сколько судебных решений вынесено в этой    
части до введения единого государственного экзамена и после его введения - с    
точки зрения коррупционной составляющей?                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Любовь Николаевна, пожалуйста, вы начните.                
                                                                                
ДУХАНИНА Л. Н. С точки зрения коррупционной составляющей. Самым сложным, что    
и являлось основой для появления коррупционной составляющей - а я к ней         
отношу и необходимость репетиторства в целях поступления ребёнка в вуз, - был   
совершенно разный подход при формировании экзаменационных билетов в разных      
вузах. Мы помним, что, чтобы сдать математику в МГУ и в финансовой академии,    
требовалась в большой части разная подготовка, и эту разную подготовку          
невозможно было получить в каждой школе нашей страны, да, были школы, где это   
возможно, но в большей части это было невозможно, на этом фоне у нас с вами и   
появилось репетиторство. Ушло ли оно? Нет, не ушло. Более того, сегодня         
репетиторство есть уже в начальной школе. И эта проблема не связана даже с      
коррупцией, с моей точки зрения, эта проблема требует глубинного изучения       
причин того, почему сегодня дети в начальной школе самостоятельно не            
справляются с выполнением домашних заданий и в этой ситуации родители           
нанимают репетиторов, платят им и считают, что это более лёгкий способ,         
нежели справиться с задачей помощи своему ребёнку самостоятельно.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олегу Анатольевичу Нилову включите микрофон.              
                                                                                
Любовь Николаевна, спасибо, присаживайтесь.                                     
                                                                                
НИЛОВ О. А. Я что хочу, коллеги, напомнить? Что в Советском Союзе, когда        
действовала классическая модель, я считаю, лучшая в мире на тот период, да и    
на сегодняшний тоже, не только секса не было, но и не было коррупции, во        
всяком случае в системе образования, среднего, высшего образования. Я не        
помню ни одного случая - вот не помню я, ну, может, мне так посчастливилось,    
вы скажите, кто из вас помнит, - чтобы за сдачу зачёта, экзамена можно было     
конвертик куда-то передать и что-то за это получить. Этого не было вообще.      
Поэтому сравнение здесь только в пользу классической модели. Ну, был ещё        
моральный, этический кодекс, были многие другие вещи, но они связаны,           
понимаете? Если сегодня троечники - а я именно так могу сказать, при всём       
уважении к нашим педагогам, - по советской шкале выпускаются в основном из      
школ, из вузов, то что они могут создать, что они могут хорошего сделать...     
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 30 секунд добавьте.                                       
                                                                                
НИЛОВ О. А. ...что они хорошего могут сделать на любом ответственном месте,     
будь то учитель, врач, руководитель и так далее, и так далее? Поэтому нужно     
начинать именно с реформы школьного образования и добиваться его возврата       
хотя бы на те позиции... вернее, не хотя бы на те позиции, это было мировое     
лидерство, оно признано абсолютно всеми. Поэтому изобретать английский или      
европейский велосипед было большой ошибкой, нужно возвращаться к нашей          
модели.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Да, есть желающие выступить.               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Смолин Олег Николаевич.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Я хочу напомнить,      
что в своё время мы, депутаты нашей фракции совместно с депутатами фракции      
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", включая Сергея Михайловича Миронова, неоднократно        
предлагали законопроекты с более мягким вариантом: мы предлагали дать           
возможность выбора между ЕГЭ и классическим экзаменом и по окончании школы, и   
при поступлении в высшие учебные заведения.                                     
                                                                                
Кстати, в какой-то мере эта идея реализована странным образом: в прошлом году   
мы обращались к председателю правительства Михаилу Мишустину, и ребят в 9-м     
классе вообще избавили от ОГЭ, это больше миллиона ребят, и, я думаю,           
сохранили им здоровье, а ребятам в 11-м классе позволили не сдавать ЕГЭ, если   
они не будут поступать в вузы. Это одна версия частичной реализации.            
                                                                                
Другая версия. Коллеги, не все знают, что более половины всех детей после       
9-го класса поступают не в 10-й класс, а в среднее профессиональное учебное     
заведение, причём едва ли не главный стимул - они стремятся избежать ЕГЭ. То    
есть добровольность в этом смысле отчасти реализована.                          
                                                                                
Если говорить о концепции законопроекта и понимать под концепцией, уменьшаем    
мы значение ЕГЭ или увеличиваем, то мы поддерживаем концепцию законопроекта,    
поскольку он уменьшает значение единого государственного экзамена. Это          
голосование для нас политическое. Вот некоторые аргументы. Вообще, их           
существует не один десяток, но я позволю себе только пять.                      
                                                                                
Первое. Главный плюс ЕГЭ всем известен - это перемещение большей части ребят,   
поступление их в московские и в питерские, в столичные вузы, в том числе        
ребят из Сибири. Беда только в том, что отсюда они практически никогда не       
возвращаются, и мне мои коллеги в сибирских регионах говорят о серьёзных        
кадровых проблемах, в том числе с обновлением научных кадров. Мало того,        
немалое количество ребят отсюда после московских и питерских вузов              
отправляются дальше, за рубеж и умножают человеческий потенциал там у них, а    
не здесь у нас. Мне говорят: нельзя вводить крепостное право. Нельзя, я с       
этим согласен, и не ЕГЭ главная причина утечки умов, но он этому                
способствует, решения нужно принимать в комплексе, понимая их последствия.      
                                                                                
Второе. Да, действительно в ЕГЭ практически исчезли тестоподобные задания с     
выбором ответов типа: кто придумал теорему Пифагора или как звали отца Юрия     
Алексеевича Гагарина? Но задания остаются стандартизированными. Коллеги,        
стандартизированные задания формируют стандартизированное, чтобы не сказать     
клиповое, мышление. Посмотрите на многих современных ребят: они не ищут         
лучший вариант решения задачи, они стремятся подогнать его под шаблон.          
                                                                                
Слишком мало времени, уважаемые коллеги, поэтому я добавлю только одно          
удивительное последствие ЕГЭ: боясь единого госэкзамена, ребята из сельских     
школ отправляются вместо старших классов в профобразование, старшие классы в    
сельских школах опустошаются, так что ЕГЭ поспособствовал массовому закрытию    
сельских школ.                                                                  
                                                                                
Если выбирать, уменьшать роль ЕГЭ или не уменьшать - мы за то, чтобы            
уменьшать. Мы поддержим этот законопроект.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеин Олег Васильевич.                                                           
                                                                                
ШЕИН О. В. Как человек, который окончил обычную хорошую советскую школу с       
золотой медалью, потом учился в педагогическом институте, то есть учился        
учить и является автором ряда книг по истории, хочу сказать, уважаемые          
коллеги, что, если бы мы с вами сегодня оказались в положении сдающих ЕГЭ,      
пожалуй, все присутствующие здесь столкнулись бы с трудностями почти            
непреодолимого характера.                                                       
                                                                                
Дело вот в чём. Во-первых, эта модель никакая не европейская, и понятно, ведь   
школы за рубежом разные бывают: есть школы, предполагающие обычный,             
стандартный, так сказать, низовой уровень, и есть школы, которые формируют      
людей, имеющих творческое мышление. И современная средняя школа как раз         
исходит из логики неких проектных решений, совместной работы, сотрудничества,   
поиска возможных путей решения проблемы и, собственно, постановки уже самой     
проблемы, как раз творческий подход.                                            
                                                                                
Тема ЕГЭ - это тема, наоборот, стандартизации, которая вызывает оторопь. Пока   
здесь выступал Олег Николаевич Смолин, я просто посмотрел материалы ЕГЭ,        
которые по прошлому году рекомендовали школьникам, и хочу вам привести          
несколько показательных примеров. Скажем, на ЕГЭ по русскому языку нельзя -     
потому что за это баллы снимают - формулировать фразу "автор поднимает          
проблему", автор проблему может только ставить, а если школьник пишет "автор    
поднимает проблему", то с него снимают баллы, соответственно школьнику нужно    
не рассматривать содержательно какие-то вещи, а запоминать, как автомату,       
роботу, какой должен быть глагол или отглагольное существительное.              
                                                                                
Дальше едем. Нельзя употреблять слова "в данном тексте". С чего бы это? Мы с    
вами здесь спокойно к таким речевым оборотам прибегаем, в том числе люди,       
которые работают в сфере культуры и искусства, которые в зале находятся, но     
на ЕГЭ это запрещено. "Владимир Мономах организовывал походы против половцев"   
- нельзя такую фразу указывать в ответе, потому что в этом случае должно        
определяться действие, а не процесс. Это абсурд - то, что сегодня происходит    
в школе, это совершенно дикий абсурд, не имеющий отношения вообще ни к          
образованию, ни к развитию детей, ни в том числе к европейской или              
американской, ну, европейской точно, модели образования.                        
                                                                                
Далее. Вот это сейчас многим будет любопытно, в том числе фракции "ЕДИНАЯ       
РОССИЯ". Один школьник написал, что шоковая терапия Гайдара ухудшила            
положение россиян. С него сняли баллы, потому что, с точки зрения               
преподавателей вот всей этой системы егэшной, непонятно, какие конкретные       
меры шоковой терапии и в чём конкретно выразилось ухудшение уровня жизни        
россиян, когда взяли и отпустили цены, цены взлетели в разы и люди резко        
потеряли в своих доходах. Это абсурд, бред, безобразие, и, конечно,             
разрушение всякого творческого мышления молодого поколения в стране.            
                                                                                
Такие вещи, которые сегодня есть в образовании, являются, безусловно,           
интеллектуально совершенно преступными по отношению к будущему России. Для      
нас этот законопроект является базовым, и мы предлагаем коллегам                
безотносительно к фракционной принадлежности его поддержать, чтобы              
демонтировать всё это безобразие.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дамдинов Алдар Валерьевич.                                                      
                                                                                
ДАМДИНОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Тема, поднятая авторами             
законопроекта, несомненно, важна и актуальна. Вопрос проведения процедуры       
государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена   
- один из наиболее обсуждаемых в российском обществе относительно спектра       
вопросов, связанных со сферой образования.                                      
                                                                                
Основное содержание законопроекта - всё-таки вернёмся к сути законопроекта -    
это исключение такой формы государственной итоговой аттестации по               
образовательным программам среднего общего образования, как единый              
государственный экзамен. По мнению нашей фракции, принятие предлагаемого        
законопроекта не сможет обеспечить реализуемый в настоящее время единый         
подход к оценке знаний обучающихся на всём образовательном пространстве         
Российской Федерации. Будет нарушен один из основополагающих принципов          
действующего порядка проведения государственной итоговой аттестации в форме     
ЕГЭ - принцип создания выпускникам равных условий при оценке результатов        
освоения общеобразовательной программы, исключающих влияние человеческого       
фактора.                                                                        
                                                                                
В предложенной авторами законопроекта модели отсутствуют механизмы,             
гарантирующие объективность результатов государственной итоговой аттестации.    
Существующий в настоящее время порядок объективно создаёт условия для           
максимальной открытости процедуры государственной итоговой аттестации.          
Предлагаемое упразднение системы совмещённых выпускных экзаменов и              
вступительных экзаменов существенно сузит возможности обучающихся в выборе      
образовательных организаций высшего образования для дальнейшего продолжения     
обучения, приведёт к снижению доступности высшего образования для детей из      
сельской местности и малообеспеченных семей.                                    
                                                                                
Понятно, что единый государственный экзамен сегодня требует                     
совершенствования, никто не говорит, что он в таком состоянии и останется -     
он постоянно совершенствуется, есть вопросы, которые можно решать совместно с   
экспертами в области образования. Если мы вспомним, какие изменения претерпел   
единый государственный экзамен, то станет ясно, что сегодня это совершенно      
иной экзамен.                                                                   
                                                                                
С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает Государственной Думе    
отклонить в первом чтении данный законопроект, касающийся изменения формы       
государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего      
общего образования.                                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Анатольевич Нилов, будете выступать с заключительным словом?               
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Я хочу сказать, что всё-таки в концепции законопроекта заложена     
идея через какой-то срок полностью отказаться от действующей модели,            
основанной только на едином государственном экзамене как критерии оценки        
знаний по программе средней школы и, самое главное, как основании для           
поступления в вузы. Да, во время переходного периода мы предлагаем вот такую    
смешанную форму: и остаётся сдача единого государственного экзамена, и          
начинается введение параллельно вот этой схемы сдачи классических экзаменов,    
которые будут организованы в школе по программе минпросвета. Потом, года        
через два-три - давайте определим, какой срок нужен, - мы полностью откажемся   
от этой системы обязательной сдачи единого экзамена и опоры на него как на      
единственный критерий при поступлении в вузы.                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Любовь Николаевна Духанина, пожалуйста, заключительное слово.                   
                                                                                
ДУХАНИНА Л. Н. Уважаемые коллеги, спасибо большое за то, что мы столько         
внимания все вместе уделяем системе образования. Наши усилия, я уверена,        
через какое-то время приведут к улучшению качества образования и                
удовлетворённости детей и родителей. Спасибо большое!                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, ставится на голосование проект федерального      
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской   
Федерации" в части изменения формы государственной итоговой аттестации по       
образовательным программам среднего общего образования".                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 41 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за               93 чел.20,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     94 чел.                                          
Не голосовало                 356 чел.79,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.