Заседание № 136
О проекте федерального закона № 97705-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части приведения закона в соответствие с действующим законодательством; принят в первом чтении 5 ноября 2008 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
22-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пожалуйста, Владимир Иванович. КАШИН В. И. Уважаемые коллеги, к законопроекту поступило 67 поправок, из которых 47 поправок включены в таблицу № 1, 20 - в таблицу № 2. Хочу сказать, что этим законопроектом и поправками решаются двенадцать очень серьёзных проблем, начиная от проблем, касающихся систем управления нашими особо охраняемыми территориями, государственных бюджетных организаций, вопросов создания региональных, местных, национальных парков, вопросов финансирования, заканчивая устранением противоречий Бюджетному, Земельному, Гражданскому кодексам, решением проблем, которые возникали в связи с применением норм закона "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока...", отработкой механизмов, касающихся систем зон в особо охраняемых территориях. Одним словом, я предлагаю проголосовать за таблицу поправок № 1, куда включены 47 поправок, поступивших от депутатов Госдумы, от членов Совета Федерации, от наших региональных организаций и других структур. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1, коллеги? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 44 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел.28,9 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 51 мин. 11 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел.28,9 % Результат: принято Принято. Законопроект выносится на "час голосования". Включите микрофон. Пожалуйста, Владимир Иванович. КАШИН В. И. Уважаемые коллеги, в случае положительного голосования по законопроекту во втором чтении, поскольку законопроект подготовлен к третьему чтению, замечания правового, лингвистического, юридико-технического характера устранены, просьба проголосовать также в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
22-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 52 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9 % Результат: принято Принят во втором чтении. Предлагалось проголосовать в третьем чтении. Будут ли выступления по мотивам? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 18 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 131
О проекте федерального закона № 97705-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части приведения закона в соответствие с действующим законодательством; принят в первом чтении 5 ноября 2008 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
КОМАРОВА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии предлагает из порядка проведения сегодняшнего заседания вопрос 21, о проекте федерального закона № 97705-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", перенести на 23 декабря.
Депутат Комарова предлагает пункт 21 перенести на 23 декабря. Есть возражения? Никто не возражает. Никто не настаивает на голосовании? Согласились.
Заседание № 52
О проекте федерального закона № 97705-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части приведения закона в соответствие с действующим законодательством).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 7, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации". Доклад Натальи Владимировны Комаровой. Пожалуйста, Наталья Владимировна. КОМАРОВА Н. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, названный законопроект разработан с целью реализации нескольких концептуальных идей, они объединены общей задачей приведения в соответствие друг другу ряда федеральных законов. Так, в статье 1 проекта Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" приводится в соответствие с Земельным, Градостроительным, Водным кодексами, федеральными законами "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Например, из пункта 2 статьи 2 закона "Об особо охраняемых природных территориях" исключается указание на иные категории особо охраняемых природных территорий. Поводом для такого решения, по нашему мнению, следует считать то, что Земельный кодекс иначе структурирует названные категории. Всё, что касается земель особо охраняемых природных территорий, регулируется статьёй 95 кодекса, а регулирование в отношении земель, занятых памятниками садово-паркового искусства, осуществляется статьёй 99 "Земли историко-культурного назначения". Кроме того, в отношении этой категории действует специальный Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Так же обстоит дело и в отношении охраняемых береговых линий. Режим охраны этих территорий определён иначе, чем в Федеральном законе "Об особо охраняемых природных территориях" и в Водном кодексе Российской Федерации. Более того, за всё время действия Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" Правительство Российской Федерации не приняло ни одного решения по установлению режима особо охраняемых природных территорий в отношении территорий, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы и так далее. Такие решения были приняты по более чем трёмстам объектам, но в перечень этих трёхсот объектов входят национальные парки, государственные природные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы федерального значения, природные парки, лечебно-оздоровительные местности и курорты, ботанические сады и дендрологические парки. В этой же статье предлагается решить вопрос о правосубъектности природных парков, заповедников, ботанических садов, иных особо охраняемых природных территорий и соответствующих дирекций. Нельзя оставлять такого рода неопределённость, когда в одном акте, например, национальный парк одновременно и территория, и юридическое лицо. При этом мы оставили без ответа ещё один вопрос: дирекция - это юридическое лицо, являющееся органом управления или учреждением? Полагаем, что если удастся ко второму чтению это решить, то это будет крайне полезным. Уважаемые коллеги, обращу ваше внимание на статью 2 законопроекта. В ней мы приводим Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" в соответствие с Земельным кодексом и Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" в части использования терминологии, а также видов собственности на земельные участки во второй и третьей зонах округа санитарной (горно-санитарной) охраны. В статье 3 вносятся изменения в Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". И нашей целью в данном случае было устранить противоречия между статьями 95 и 97 Земельного кодекса, устанавливающими разный правовой режим названных территорий. Первые три статьи тесно связаны с четвёртой. В ней вносятся изменения в Земельный кодекс в отношении тех вопросов, о которых я сказала раньше, с тем чтобы были гармонизированы терминология и способы регулирования во всех четырёх федеральных законах. От имени авторов, учитывая актуальность наших предложений, а также то, что замечания по законопроекту комитетов-соисполнителей Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства Российской Федерации могут быть учтены при подготовке его ко второму чтению, они одабривают концепцию законопроекта, прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать предложенный для рассмотрения сегодня законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Владимировна. Присаживайтесь. Содоклад от комитета сделает Александр Иванович Фокин. ФОКИН А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии является ответственным комитетом по подготовке проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации". Соисполнителем является Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям. Законопроект направлен на приведение Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" в соответствие с действующим законодательством. В своём заключении на законопроект комитет поддерживает предложение авторов определить в качестве субъектов правоотношений дирекции всех категорий особо охраняемых территорий и объектов. Комитет поддерживает внесение аналогичных изменений в статьи 24 и 95 Земельного кодекса Российской Федерации, а также другие предложения, направленные на приведение данного законопроекта в соответствие с Водным, Лесным, Градостроительным и Бюджетным кодексами Российской Федерации. Комитет считает также обоснованным предложение о приведении статьи 16 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" в соответствие со статьёй 96 Земельного кодекса Российской Федерации. Речь идёт о предоставлении земельных участков для строительства объектов и сооружений во второй и третьей зонах округа санитарной охраны территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Поскольку статья 16 названного закона ограничивает данное предложение соответствующим запретом, следовательно, его можно принять с учётом особого режима особо охраняемых природных территорий применительно к этим земельным участкам, сохраняя все требования данного закона. Кроме того, согласно статье 96 Земельного кодекса Российской Федерации полностью изымаются из оборота только земельные участки первой зоны. Комитет считает обоснованным предложение авторов по дополнению названной статьи перечнем лиц, обеспечивающих установленный режим горно-санитарной охраны. В этот перечень включаются помимо землепользователей также землевладельцы, арендаторы и собственники земельных участков. Они будут обеспечивать режим охраны в полном объёме, предусмотренном законодательством для особо охраняемых природных территорий. При этом комитет обращает внимание на необходимость приведения в соответствие вносимых авторами изменений в Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" со статьёй 8.39, которой устанавливается административная ответственность за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы приводятся замечания, которые, по мнению комитета, могут быть устранены на этапе подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении. В отзывах из субъектов Российской Федерации законопроект поддерживается. В установленном порядке свои отзывы прислали тридцать пять субъектов Российской Федерации, но из них только один отзыв отвечает установленным требованиям, остальные отзывы нельзя принять во внимание. Комитет-соисполнитель поддерживает законопроект, но есть замечания, которые могут быть учтены на этапе подготовки законопроекта ко второму чтению. На основании изложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении данный законопроект. Прошу поддержать позицию комитета. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Иванович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть один вопрос. Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста. Пока оставайтесь на трибуне, Александр Иванович, может быть, вопрос этот к вам. ФЕДОТКИН В. Н. Спасибо. Возможно, вопрос и к Александру Ивановичу. Мы уже знаем о негативной практике решения подобного вопроса в Канаде, где были большие государственные заповедные зоны, в том числе вокруг водоёмов и лесов, которые потом передавались в аренду и нещадно вырубались, и мир Канаду как лесную державу сегодня уже фактически потерял, все мы это знаем. В России осталось 2 процента территорий, которые подпадают под данный закон. И снова, как в Канаде, передаются заповедные зоны, они ограничиваются уже проволокой, и не исключено, что через десять лет мы вообще кроме проволоки там ничего не найдём. Не кажется ли вам, что вместо каких-то половинчатых мер по ограничению, мер, касающихся административной ответственности, надо ввести вообще строгий мораторий, запрет, к тому, что вошло в заповедные зоны со времён советского периода, не прикасаться? Пусть будущие поколения разберутся. А то скоро нам дышать нечем будет, пить нечего и отдыхать негде будет. Нужны меры более жёсткие, чем те, которые предлагаются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос вы адресуете Александру Ивановичу? ФЕДОТКИН В. Н. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ФОКИН А. И. Уважаемый Владимир Николаевич, я долгое время работал в Канаде и могу с вами не согласиться по поводу вашего заявления о том, что мы потеряли Канаду как лесную державу. Посмотрите внимательно цифры, это не соответствует действительности. Это первое. И второе. Что касается нашего законопроекта, то я могу вам сказать, что практически мы разрешаем строить во второй и третьей зонах округа санитарной охраны лечебные заведения. Вы понимаете, стоит санаторий или дом отдыха, есть зоны, вторая и третья, и там должны строить, чтобы принимать наших граждан, чтобы они могли лечиться и отдыхать там, а этот закон мешает это сделать. Те требования, которые касаются особо охраняемых природных территорий, остаются и для этих зон, мы ничего там не вырубаем и не лишаем природу красоты. Мы сегодня говорим о том, что там надо разрешить строить, а все требования остаются те же самые. А вот в первой природоохранной зоне такого разрешения этот закон не предусматривает. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Иванович. Присаживайтесь, пожалуйста. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Наталья Владимировна, вы хотите выступить? Нет. Представители президента и правительства? Не желают. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 40 мин. 17 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2% Проголосовало против 55 чел.12,2% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3% Результат: принято Принято.