Заседание № 299
О проекте федерального закона № 977042-6 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (по вопросу о субъектах права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъектов Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
29-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Докладывает Ян Викторович Зелинский. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Проект федерального закона разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации. В своём послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года Владимир Путин заявил следующее: "...считаю правильным наделить членов Совета Федерации и депутатов Госдумы правом законодательной инициативы в заксобраниях своего субъекта Федерации. Тем самым мы усилим связь федерального законодательства с жизнью регионов и законодателя как такового". Аналогичный законопроект я вносил ещё до декабря 2012 года, но тем не менее он был отклонён. Для того чтобы все депутаты, особенно фракция большинства, знали, что данный законопроект внесён на основании послания президента, я в первую очередь сказал об этом и думаю, будет актуально поддержать его. В настоящее время в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в который данным законопроектом предлагается внести изменение, отсутствует норма о праве законодательной инициативы депутатов Государственной Думы, избравшихся от соответствующего субъекта Федерации. Данный закон разрешает органам государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно вводить норму в конституции (уставы) субъектов России о предоставлении права законодательной инициативы членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти данных субъектов Российской Федерации. Про депутатов Государственной Думы ни слова не сказано, значит, недостатком действующего закона является то, что депутатам Государственной Думы не предоставлено право законодательной инициативы в законодательном органе субъекта Российской Федерации, от которого они избраны, а ведь они также являются представителями законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Возникает парадокс: гражданина избрали или выдвинули в высший законодательный орган представлять интересы определённого субъекта Российской Федерации, но в то же время отсутствует его обратная связь с регионом в плане законодательной деятельности в субъекте Российской Федерации. Происходит ущемление прав депутатов Государственной Думы: в отличие от них депутаты законодательных органов субъектов Российской Федерации, законодательный орган субъекта имеют право законодательной инициативы в Государственной Думе. В связи с изложенным предлагается законодательно наделить депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, избранных и выдвинутых от данного субъекта России, правом законодательной инициативы в законодательном органе субъекта. Преимущества принятия данного закона следующие: будет проводиться всесторонняя, полномасштабная работа - законотворческая деятельность в законодательных органах субъектов Российской Федерации, будет налажена двусторонняя связь депутатов законодательных органов субъекта и депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации. Введение данной нормы положительно скажется на отношениях между законодательными органами нашей страны. Отрицательные аспекты введения данной нормы отсутствуют. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Заур Далхатович Геккиев. ГЕККИЕВ З. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В связи с данной законодательной инициативой необходимо отметить, что федеральным законодательством уже предусмотрена возможность наделения членов Совета Федерации этим правом по решению субъекта Российской Федерации, что отвечает конституционному принципу федерализма. Учитывая, что одним из основополагающих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госвласти субъектов является, подчёркиваю, самостоятельное осуществление ими своих полномочий, императивное наделение правом законодательной инициативы в законодательном органе субъекта Российской Федерации депутатов Государственной Думы не соответствует конституционной природе федерализма. Прежде всего необходимо обратить внимание на наличие конституционно-правовых различий членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Члены Совета Федерации выражают в своей деятельности интересы органов госвласти представляемых ими регионов, осуществляя в том числе и законодательную связку между ними и Федеральным Собранием, поэтому участие их в законодательном процессе на региональном уровне может быть целесообразным. Что же касается депутатов Государственной Думы, то они представляют интересы населения своего избирательного округа в Федеральном Собрании, где и осуществляют свои законодательные полномочия; наделение их правом законодательной инициативы в законодательном органе субъекта является неправомерным, поскольку таким правом в региональном парламенте от имени населения наделены региональные депутаты. Необходимо также отметить, что аналогичный по содержанию проект федерального закона, ранее внесённый депутатом Государственной Думы Золочевским, уже рассматривался Государственной Думой и был отклонён постановлением Государственной Думы от 11 ноября 2015 года. С учётом изложенного комитеты по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендуют отклонить законопроект при рассмотрении в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к коллеге? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куликов Олег Анатольевич. КУЛИКОВ О. А., фракция КПРФ. У меня к обоим докладчикам вопрос. Мне известно, что в ряде субъектов Федерации депутаты Государственной Думы пользуются правом законодательной инициативы в заксобрании, - нельзя ли сказать, сколько таких субъектов и как этот опыт оценивается в самих этих субъектах? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Зелинскому включите микрофон. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Когда я изучал практику, мне не встретилось ни одного субъекта Российской Федерации, которому было бы предоставлено данное право. Я ссылаюсь на то, что если законодательным собраниям в Российской Федерации дано право вносить в Государственную Думу проекты федеральных законов - вот мы сегодня рассматривали законопроекты законодательных органов Томской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, - то почему мы, депутаты Госдумы, не можем законопроекты, которые необходимо принимать не на федеральном уровне, а на уровне субъекта Российской Федерации, вносить там, представлять, доказывать их обоснованность, чтобы они были приняты на нижестоящем уровне? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заур Далхатович, вы будете по этому вопросу что-то добавлять? Депутату Геккиеву включите микрофон. ГЕККИЕВ З. Д. Такое право имеют депутаты законодательного органа данного субъекта, высшее должностное лицо субъекта, представительные органы местного самоуправления, действующие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Данный круг субъектов права законодательной инициативы в законодательном органе субъекта Российской Федерации является основным и присутствует во всех субъектах Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В. Заур Далхатович, у меня вопрос к вам. Всё-таки федеральные законы должны полностью исполняться в регионах России, ведь Российская Федерация - единое правовое пространство. В своё время я проанализировал ситуацию в своих регионах: свыше 80 процентов региональных законов приводят региональное законодательство в соответствие с федеральным. С 18 сентября в Государственной Думе будет работать очень много одномандатников, и мы их лишим возможности иметь прямую связь с избирателями через инициирование именно региональных законов, которые напрямую влияют на жизнь людей на территории. Каковы аргументы, почему вы не хотите учитывать особенности нового формирования корпуса, нового состава Государственной Думы? Всё-таки, наверное, нужно усилить роль депутатов Государственной Думы, чтобы у нас единое правовое пространство складывалось в рамках не только федерального, но и регионального законодательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Геккиеву включите микрофон. ГЕККИЕВ З. Д. Роль депутата Государственной Думы уже чётко определена в законодательстве Российской Федерации. Если в былые времена (как депутат, вы должны об этом знать) случалось, что законодательство субъектов отличалось от законодательства Российской Федерации, то на сегодняшний день не наберётся даже 2 процентов отличий в их законодательстве по сравнению с законами Российской Федерации - везде присутствует верховенство закона Российской Федерации. Поэтому депутат, избранный от своего субъекта в Государственную Думу, может и должен решать вопросы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Зелинский Ян Викторович. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Заур Далхатович, вопрос вам. Очень короткий вопрос, хотелось бы получить конкретный ответ. Профильный комитет и депутаты фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" голосовали и, скорее всего, сегодня также проголосуют против данного законопроекта, учитывая ваше заключение; можно ли это толковать как невыполнение поручения Президента Российской Федерации, которое было им высказано в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в декабре 2012 года? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Геккиеву включите микрофон. ГЕККИЕВ З. Д. И профильный комитет, депутаты комитета, и фракция принимают решения на основании законодательства Российской Федерации и в соответствии с этим будут голосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Диденко Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, отталкиваясь от последнего ответа, хотел бы не то чтобы возразить, но продолжить мысль содокладчика по проекту закона, нашего коллеги по фракции ЛДПР Яна Зелинского. Раз ваша фракция действует в соответствии с законодательством, то необходимо изучить положение Конституции, касающееся послания Президента Российской Федерации, и обратить внимание на адресата этого послания. В тексте Конституции не предполагается какой-то альтернативной трактовки, чёрным по белому написано: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, то есть сенаторам, членам Совета Федерации, и депутатам Государственной Думы, многоуважаемым коллегам. Так вот в тексте этого послания прозвучало и неоднократно в этих стенах обсуждалось конкретное поручение - наделить правом законодательной инициативы в региональных законодательных собраниях депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Поскольку у них абсолютно одинаковый статус, наделение полномочиями одной из категорий - членов верхней палаты или членов нижней палаты - предполагает зеркальное наделение полномочиями и другой. Таким образом, не совсем понятно с точки зрения действующей Конституции и Федерального закона "О статусе ...", нашего Регламента, почему комитет против, уважаемые члены комитета и уважаемые члены фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Это первое. Второй момент, коллега Сысоев его уже затронул. Если в этом созыве не ощущалось такой прямой и тесной связи депутата с регионом в силу регламента - у нас только одна партия имеет своих представителей в нижней палате от всех субъектов, у остальных партий количество депутатов меньше, нежели количество регионов, поэтому им даются в нагрузку дополнительные субъекты и они, будучи избранными по спискам, вынуждены вести работу во всех субъектах, - то в следующем созыве будет не так, поскольку ровно половину депутатов составят одномандатники и им необходимо будет поддерживать связь с избирателями именно своего округа, а округа разные: где-то часть субъекта представляет собой один округ, где-то целиком субъект приравнен к одному округу, поэтому неизбежно этот вопрос вновь будет подниматься. Третий момент. Не кажется ли вам несправедливым то, что депутаты представительных органов власти субъектов Федерации обладают правом внесения законодательной инициативы в федеральный парламент, а депутаты федерального парламента, наоборот, такого права по внесению инициативы в местный парламент не имеют? С точки зрения теории федерализма это не совсем справедливо, поскольку, наделяя правомочиями представителей части территорий, мы должны и представителей общефедерального органа хотя бы организационно такими полномочиями наделить. Разумеется, фракция ЛДПР настаивает на тесной связи депутатов со своим субъектом, с округом в будущем созыве. Отсутствие такого права у федеральных депутатов, на наш взгляд, было одним из факторов низкой депутатской дисциплины, что пришлось совместно всем фракциям преодолевать путём внесения изменений в закон "О статусе..." и в Регламент, поэтому представляется: если подобным правом депутат Госдумы всё-таки будет обладать, это позволит существенно повысить качество его работы. С учётом особенностей нашего федерализма следует сказать, что не все вопросы находятся в ведении Федерации - есть предметы исключительного и совместного ведения, и можно пойти по пути внесения и проекта федерального закона, и проекта закона субъекта, поэтому представляется не вполне справедливым и логичным и с правовой точки зрения, и с точки зрения житейской, и с точки зрения формальной логики отсутствие у депутатов федерального парламента права вносить инициативы в региональные заксобрания, да, в принципе, и в органы местного самоуправления. В соответствии с законом "О статусе..." депутат Госдумы имеет право принимать участие в заседании любого органа - форма заседания не конкретизируется, но очень часто бывает так, что федеральный депутат даже отдельного места в региональном парламенте не имеет, вынужден сидеть среди приглашённых, не имеет права голоса, не может выступить, прокомментировать, сделать заявление. Вот такое положение дел фракции ЛДПР представляется абсолютно недопустимым - мы призываем всех проголосовать за законопроект! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куликов Олег Анатольевич. КУЛИКОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, в Законодательном Собрании Пермского края уже во втором созыве все депутаты Государственной Думы обладали правом законодательной инициативы, и я уже дважды воспользовался таким правом: в прошлом созыве совместно с представителями фракции КПРФ я внёс и мы приняли закон о детях-сиротах и ветеранах войны; и две недели назад также совместно с депутатами фракции КПРФ я внёс законопроект о детях войны - тот проект, который был отклонён в Государственной Думе. Я считаю, что это полезный опыт, это не вызывает никакого отрицания или отторжения у депутатов законодательного собрания и позволяет теснее работать с законодательным собранием. Я стараюсь не пропускать заседания законодательного собрания, чтобы жить жизнью Пермского края и его законодателей, и мне регулярно высылают предложения, материалы, если у меня были предложения по законодательной инициативе, чтобы включить их в план законодательной деятельности. Я думаю, что надо учитывать этот достаточно позитивный опыт хотя бы даже одного региона. Фракция КПРФ будет голосовать за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Руденко Андрей Викторович. РУДЕНКО А. В. Спасибо, Иван Иванович. Я хочу сказать, что не только в Пермском крае такая инициатива уже реализована. Я представляю Краснодарский край - и в Государственной Думе его представляют восемнадцать депутатов, - и я благодарен нашему законодательному собранию, в первую очередь его председателю Бекетову Владимиру Андреевичу, за то, что в Уставе Краснодарского края предусмотрена возможность для депутата Государственной Думы являться инициатором регионального законопроекта, мы можем присутствовать на заседаниях Законодательного Собрания Краснодарского края, нам периодически направляют материалы, которые разрабатывает и принимает регион. Таким образом, в Краснодарском крае депутаты Государственной Думы полноценно участвуют в работе регионального собрания независимо от того, представлена в нём их фракция или нет. Я также внёс два законопроекта, например, законопроект о детях войны: я, как депутат Государственной Думы, прежде чем его вносить, пришёл к председателю законодательного собрания, показал ему законопроект, рассказал, объяснил - и внёс, в настоящее время он рассматривается, находится в администрации на согласовании. Так что я хочу сказать, эта инициатива очень хорошая, ёмкая. Что касается членов Совета Федерации, здесь вообще нонсенс: после того как законодательное собрание региона направляет своего представителя в Совет Федерации, он теряет статус депутата законодательного собрания - почему он не может выступать с законодательной инициативой в законодательном органе региона, который представляет в Совете Федерации?! Я считаю, что комитету надо всё-таки вернуться к законопроекту, посмотреть, проанализировать, в каких регионах такая законодательная инициатива уже принята, и воспользоваться опытом этих регионов. Краснодарский край, ещё раз подчёркиваю, представляют восемнадцать депутатов Государственной Думы, и у нас нет никаких вопросов к нашему законодательному собранию. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит данный законопроект. Я думаю, что Яну Викторовичу надо настойчиво продолжать его вносить, пока мы не примем закон. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ян Викторович Зелинский - заключительное слово. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Спасибо, Иван Иванович. Мы сегодня услышали представителей и Пермского края, и Краснодарского края: грамотные депутаты большинством голосов внесли изменения в устав субъекта Российской Федерации, наделив данным правом депутатов Государственной Думы. Нужно всем депутатам во всех субъектах, то есть в 99 процентах субъектов, принять данные положения - я предлагаю всё-таки на федеральном уровне это закрепить, чтобы не было в дальнейшем пробелов. Хотел бы поблагодарить депутатов фракций КПРФ и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", которые будут поддерживать данный законопроект. Время ещё есть, и я надеюсь, что и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", которая всё-таки выполняет поручения Президента Российской Федерации, также проголосует за данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заур Далхатович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
29-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 40 сек.) Проголосовало за 201 чел.44,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 201 чел. Не голосовало 249 чел.55,3 % Результат: не принято Отклоняется.