Заседание № 131

12.11.1997
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" (упорядочение правового регулирования льгот и выплат судьям, уходящим в отставку).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3923 по 4439 из 6263
АНИЧКИН И.С., депутатская группа "Народовластие".                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Геннадий Николаевич! 8 декабря 1995 года в самом   
конце своей работы Государственная Дума первого созыва по предложению           
Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе приняла Федеральный     
закон "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников          
аппаратов судов Российской Федерации". Учитывая специфику работы судей и        
работников аппаратов судов, Государственная Дума сочла необходимым повысить     
уровень их социальной защиты в виде дополнительных льгот посредством            
повышения заработной платы, установления должностных окладов в процентах от     
заработной платы Председателя Верховного Суда в зависимости от занимаемой       
должности, размера денежных поощрений, премий за квартал и год, которые, как    
и зарплата и иные выплаты, не облагаются налогами, выплаты 50-процентного       
ежемесячного пожизненного содержания судьям, продолжающим работать и имеющим    
право на получение ежемесячного пожизненного содержания, 50-процентной скидки   
в оплате за жилую площадь и коммунальные услуги, пользование телефоном,         
денежной компенсации в размере стоимости путевки на санаторно-курортное         
лечение для самого работника, супруги и несовершеннолетних детей. Это           
дополнительные льготы к уже предусмотренным действующим Законом Российской      
Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Последние изменения и       
дополнения были внесены нами 21 июня 1995 года. Как видите, разрыв небольшой    
между этими законами - всего пять месяцев. И готовился он, конечно, под         
занавес работы Государственной Думы.                                            
                                                                                
Я не буду перечислять все льготы, предусмотренные законом о статусе судей,      
так как наполовину он посвящен именно им. Закон "О дополнительных гарантиях     
социальной защиты судей...", и это видно из имеющейся у меня стенограммы,       
принят с нарушением Регламента Государственной Думы без обсуждения, сразу в     
трех чтениях. И, как бывает в таких случаях, статья 7, которую я предлагаю      
исключить из данного закона, вошла в противоречие со статьей 15, пункт 3 и      
пункт 5, и статьей 19, пункт 1, закона "О статусе судей в Российской            
Федерации", что подтверждает в своем заключении Правовое управление Аппарата    
Государственной Думы. Льготы, перечисленные в одном законе, наложились на       
льготы другого закона и вошли в противоречие друг с другом.                     
                                                                                
Статья 7 закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей..."         
установила, что "в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при        
исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и     
льгот, включается время работы в судах и органах юстиции на должностях, для     
замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в          
качестве прокурора, следователя, адвоката".                                     
                                                                                
Получилось так, что хотели защитить судей, а защитили тех, кто длительное       
время работал на несравненно более легкой работе, а в конце трудовой            
деятельности может стать судьей и получать все льготы, предназначенные для      
судей, в том числе и выходное пособие в размере 20-кратного денежного           
вознаграждения - как бы за все 20 лет работы судьей.                            
                                                                                
Главный вопрос, который задают сами судьи, длительное время работающие в        
качестве судей (уверяю вас, что инициатива по данному законопроекту исходит     
именно от них): почему статья 7 закона "О дополнительных гарантиях социальной   
защиты судей..." поставила знак равенства в оценке специфики работы между       
судьями и работниками других юридических специальностей, приравняв их в         
вопросах исчисления стажа, дающего право на отставку и получение всех видов     
выплат и льгот?                                                                 
                                                                                
Стаж работы в качестве судьи является специфичным стажем, при определении       
размера которого (20 лет), независимо от возраста, судья получает право на      
ежемесячное пожизненное содержание в размере 80 процентов от ежемесячного       
денежного содержания.                                                           
                                                                                
В статье 15, пункты 3 и 5, закона "О статусе судей в Российской Федерации" и    
в статье 19, пункт 1, этого же закона, с которыми вошла в противоречие статья   
7 закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей...", определен     
порядок ухода в отставку и меры социальной защиты судей в зависимости от        
стажа работы в качестве судьи. Сколько лет отработал судьей - столько и         
получи, и это справедливо. Цитирую эти статьи.                                  
                                                                                
Статья 15, пункт 3:                                                             
                                                                                
Ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из      
расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год   
работы судьей, но не менее 6-кратного размера месячной заработной платы его     
оставляемой должности.                                                          
                                                                                
Статья 15, пункт 5:                                                             
                                                                                
Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее     
20 лет и достигшему возраста 55 лет (50 - для женщин), размер ежемесячного      
пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет,      
отработанных в должности судьи.                                                 
                                                                                
А вот пункт 1 статьи 19:                                                        
                                                                                
Судья, достигший возраста 60 лет (женщина - 55 лет) при стаже работы по         
юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы       
судьей, вправе уйти в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в   
полном размере.                                                                 
                                                                                
В стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного     
содержания, включается время работы как в должности судьи, так и в должностях   
по юридической профессии в государственных организациях, для замещения          
которых необходимо высшее юридическое образование, а также время работы         
адвокатом до назначения его на должность судьи.                                 
                                                                                
Обращаю внимание на то, что в этом случае он получает полное вознаграждение,    
когда достигает возраста 60 лет, и при определенных условиях, что он            
отработал не менее 10 лет судьей.                                               
                                                                                
Напоминаю, что это действующие статьи закона "О статусе судей в Российской      
Федерации", которыми и нужно, с моей точки зрения, руководствоваться.           
                                                                                
Статья 7 закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей..."         
искусственно расширила круг лиц на получение всех видов выплат и льгот,         
предусмотренных для судей, уволенных в отставку, и будет правильно, если мы     
ее исключим и устраним тем самым противоречия.                                  
                                                                                
Данный законопроект был направлен субъектам права законодательной инициативы    
для подготовки замечаний и предложений. Анализ полученных комитетом отзывов     
(43 отзыва) свидетельствует о том, что 31 субъект Российской Федерации          
поддерживает данный законопроект. И перечень этих субъектов у меня имеется,     
читать не буду.                                                                 
                                                                                
Правительство Российской Федерации поддерживает инициативу. Наш Комитет по      
бюджету, налогам, банкам и финансам не имеет замечаний. Генеральная             
прокуратура согласна с представленным законопроектом и считает, что             
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и         
работников аппаратов судов Российской Федерации", вступивший в силу с 1         
января 1996 года, необосновано (цитирую их) "на наш взгляд, расширил круг       
лиц, имеющих право на получение всех видов выплат и льгот, предусмотренных      
для судей, уволенных в отставку, согласно базовому закону "О статусе судей в    
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Комитет Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе,    
Комитет по безопасности возражают против принятия данного законопроекта.        
Против принятия данного законопроекта высказались и 12 субъектов права          
законодательной инициативы (как я уже сказал, 31 поддерживает). Перечень тех,   
кто возражает либо предлагает внести туда изменения, у меня имеется.            
                                                                                
Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике считает             
целесообразным рекомендовать Государственной Думе принять указанный             
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мы продолжим обсуждение сразу после    
перерыва, потому что сейчас 13.59.                                              
                                                                                
Я хотел бы напомнить руководителям фракций и депутатских групп, также нашим     
экспертам: сегодня в 17 часов мы собираемся по проблеме предстоящего            
"круглого стола" по Земельному кодексу в Ореховом зале, как договаривались.     
                                                                                
Для объявлений включите микрофон центральной трибуны.                           
                                                                                
Перерыв до 16 часов.                                                            
                                                                                
                               (После перерыва)                                 
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                  С.Н.Бабурин                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, прошу проходить в зал и занимать       
рабочие места. Прошу приготовиться к регистрации.                               
                                                                                
Прошу включить режим регистрации.                                               
                                                                                
Кто без карточки, прошу сообщить в секретариат.                                 
                                                                                
Покажите результаты регистрации.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ РЕГИСТРАЦИИ (16 час. 02 мин. 17 сек.)                 
Присутствует                  402 чел.             89,3%                        
Отсутствует                    48 чел.             10,7%                        
Всего депутатов               450 чел.                                          
Кворум есть                                                                     
                                                                                
Продолжаем работу.                                                              
                                                                                
Рассматривается проект федерального закона "О внесении изменения в              
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и         
работников аппаратов судов Российской Федерации". Доклад уже был сделан перед   
перерывом.                                                                      
                                                                                
Слово для содоклада предоставляется члену Комитета по законодательству и        
судебно-правовой реформе Владимиру Александровичу Калягину.                     
                                                                                
КАЛЯГИН В.А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Николаевич! Комитет по законодательству     
не поддерживает данный законопроект по следующим причинам.                      
                                                                                
Прежде всего, статья 7 в законе "О дополнительных гарантиях..." появилась       
совершенно не случайно. К сожалению, ситуация сегодня такова, что общий         
некомплект как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах довольно     
значителен. Он чуть больше 10 процентов - тех судей, которые должны бы          
действовать и которые должны бы сегодня судить. Именно для того, чтобы, с       
одной стороны, преодолеть этот некомплект, а с другой стороны, привлечь на      
судебную работу достаточно квалифицированные кадры юристов, и была внесена      
эта статья в закон "О дополнительных гарантиях...".                             
                                                                                
О чем в данном случае идет речь? Речь идет о том, что по действующему           
законодательству, по Конституции судьей может быть не любой юрист, а только     
имеющий пять лет стажа работы по юридической специальности, то есть             
юридической работы. И соответственно выпускник юридического вуза попадает       
туда не раньше, чем через пять лет деятельности в других органах. Какие это     
органы? Это те самые органы, о которых шла в данном случае речь в статье 7.     
Это органы прокуратуры, в меньшей степени МВД и адвокатуры, ну и также органы   
юстиции. Надо сказать, что за два года, прошедших со времени принятия закона,   
суды пополнились свежими кадрами, пришедшими как раз из этих органов.           
                                                                                
Сегодня в случае принятия законопроекта, представленного Иваном Степановичем    
Аничкиным, так или иначе это скажется на 8 тысячах действующих судей, включая   
и тех, кто раньше был призван на эту работу. Надо сказать, что, естественно,    
за эти два года изменилась укомплектованность судьями судов общей юрисдикции.   
Некомплект в значительной степени оказался преодоленным. И самое главное -      
пошли квалифицированные юристы, а не девочки, сидящие в секретариате, как       
было раньше. И пошли мужчины.                                                   
                                                                                
Если мы примем эту норму, то, во-первых, получится, что мы судей, тех, кто      
пришел на судебную работу, обманули, поскольку два года назад пообещали, что    
зачтем им в стаж работы не просто по юридической специальности, а в судейский   
стаж предшествующий стаж работы в прокуратуре, в других следственных органах,   
адвокатуре и органах юстиции. Это во-первых.                                    
                                                                                
И во-вторых, мы поставим их перед такой дилеммой. Вот представьте себе: я -     
молодой судья, закончивший институт в 22 года, пять лет отработавший в          
прокуратуре и два года по этому закону работающий в суде. Я скажу: "Да          
подождите, ребята, я, пожалуй, вернусь в прокуратуру по той простой причине,    
что мне там судейский стаж за прокурорский зачтут!" Это в законе "О             
прокуратуре..." прямо предусмотрено. То есть мы опять можем лишиться            
квалифицированных судей, а у нас уже есть некомплект.                           
                                                                                
Еще в более сложное положение мы попадаем в связи с необходимостью создания     
мировых судов. Соответствующий законопроект мы с вами сравнительно недавно      
приняли в третьем чтении, закончена сейчас работа согласительной комиссии,      
очевидно, в ближайшее время вынесем его на ваше рассмотрение после              
согласительной комиссии с Советом Федерации. Это потребует расширения           
судейского корпуса. За счет кого мы будем этих судей набирать? Откуда мы их     
будем набирать?                                                                 
                                                                                
Далее, я хочу сказать: уважаемый Иван Степанович, надо быть последовательным.   
Как получается? С одной стороны, вы считаете, что не надо признавать в          
качестве судейского стажа стаж адвокатов, прокуроров и следователей, которые    
имеют, скажем так, непосредственное отношение к правоохранительной              
деятельности. А с другой стороны, в другом законопроекте (почему-то он          
сегодня не поставлен, но они вместе пришли к нам в комитет) предлагаете в       
судейский стаж включить службу в Вооруженных Силах, не в стаж работы по         
юридической специальности, а в чисто судейский включить службу в Вооруженных    
Силах, да еще и год за два считать, если это служба по призыву. Надо быть       
последовательным! (Выкрики из зала.) Нет его, да?                               
                                                                                
И в заключение я прочитаю вам документ, который мы получили из Генеральной      
прокуратуры, подписанный заместителем Генерального прокурора Российской         
Федерации: заключение на проект федерального закона об исключении статьи 7      
Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и       
работников аппаратов судов Российской Федерации" отзываю.                       
                                                                                
Комитет предлагает законопроект отклонить. Это наше единодушное мнение.         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Александрович.                          
                                                                                
Слово для содоклада предоставляется председателю Комитета по безопасности       
Виктору Ивановичу Илюхину.                                                      
                                                                                
ИЛЮХИН В.И. Уважаемые коллеги, нет необходимости действительно подробно и       
очень долго говорить по поводу того заключения, которое сделал Комитет по       
безопасности, рассматривая обсуждаемый сегодня законопроект.                    
                                                                                
Комитет по безопасности однозначно считает, что данный законопроект не может    
быть принят. В случае принятия этого законопроекта мы серьезно подорвем всю     
судебную систему. Сегодня, кажется, судебные кадры начали несколько             
стабилизироваться, хотя отток опять-таки достаточно существенный. Принятием     
этого закона мы дестабилизируем (я повторяю это), дестабилизируем работу        
судебных органов.                                                               
                                                                                
Я вновь говорю, что свои позиции мы изложили в заключении, которое сегодня      
роздано вам всем. Приходится мне действительно констатировать, что наш          
коллега, депутат Аничкин, не совсем последователен.                             
                                                                                
Посмотрим на сегодняшнее положение судей Конституционного Суда. В стаж судей    
Конституционного Суда засчитывается любой вид трудовой деятельности: и          
научная деятельность, и педагогическая деятельность, а не только                
деятельность, связанная, допустим, с юриспруденцией.                            
                                                                                
Потом, еще наш комитет отмечает, и я сегодня поразился, когда услышал из уст    
депутата-докладчика о том, что, допустим, прокурорская работа, следственная     
работа более легкая, чем судебная работа, и поэтому ее нельзя засчитывать в     
судебный стаж. Я 20 с лишним лет проработал на следствии и около следствия и    
скажу как следственник: более сложной, более ответственной работы нет,          
уважаемый Иван Степанович! Это один момент.                                     
                                                                                
И второй момент. Вы действительно противоречите закону "О прокуратуре           
Российской Федерации". Закону "О прокуратуре Российской Федерации", где прямо   
записано, что стаж судебной работы засчитывается в стаж прокурорской            
деятельности.                                                                   
                                                                                
И еще один момент, о котором я бы вам хотел напомнить. Действительно            
несправедливо... Давайте вспомним советскую власть, давайте вспомним            
деятельность Компартии, КПСС, ее роль и участие в формировании судебных         
органов и правоохранительных органов. Ведь тогда порой и не спрашивали,         
хочешь ты пойти на судебную работу или не хочешь. Вызывают следователя и        
говорят: "Надо! Надо работать". Прокурора приглашают и говорят: "Надо           
работать. Не пойдешь - ну что ж, будем думать о твоем соответствии, о твоей     
партийной дисциплине". И люди шли, шли на судебную работу, проработали по 10,   
по 20 лет. А что же теперь с этими 15-20 годами, Иван Степанович?               
                                                                                
Поэтому я еще раз говорю: уважаемые коллеги, этот законопроект разрушителен     
для судебной системы, и предлагаю его отклонить. Это мнение Комитета по         
безопасности.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги! Я хочу сообщить, что у нас на заседании присутствуют         
Председатель Верховного Суда Российской Федерации Вячеслав Михайлович Лебедев   
и Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Владимир          
Федорович Яковлев.                                                              
                                                                                
Будут ли вопросы к докладчикам? (Шум в зале.) Будут ли выступления от фракций   
и депутатских групп? Есть желающие выступить. Пожалуйста, кто от фракции        
Коммунистической партии Российской Федерации? (Выкрики из зала.) То есть        
выступающие были.                                                               
                                                                                
Пожалуйста, фракция Либерально-демократической партии. Руководитель фракции     
Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста.                                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В.В. Мне не понятно, как вообще этот законопроект попал в порядок   
рассмотрения, в график работы. Он что, актуальный? Что, половина населения      
страны этими льготами пользуется? Всего несколько тысяч судей! А судей у нас    
не хватает, судебная машина буксует. У нас больше всего людей находится до      
суда в заключении (а многие из них не должны находиться), и именно потому,      
что нет судебного решения. Их потом суд оправдывает, или вообще до суда не      
доходит, а они сидят, ждут, потому что не могут получить вовремя решение        
суда.                                                                           
                                                                                
Потом, о каких льготах идет речь? Что получают судьи, Иван Степанович? В три    
раза меньше вас. Тогда свою зарплату отдайте им. Вы же никого не судите, вы     
один из 450 депутатов здесь. Самый низкооплачиваемый судебный корпус в нашей    
стране! Во всех странах мира судьи получают очень высокую зарплату. Выходя      
сюда, вы должны были сказать, что российские судьи самые нищие в мире. Ну       
давайте сделаем их еще более нищими, так сказать. Ведь судья должен быть        
независимым. Наоборот, вы должны увеличить денежное, материальное содержание    
судейского аппарата, чтобы он был независим. Он зависим от главы                
администрации. Квартиру кто ему даст? Вам дали квартиру, Иван Степанович?       
Дали, и бесплатно. А почему судьям не можем дать квартиры? Они больше           
заслужили это. Значит, когда вы получили, и бесплатно, от государства,          
поскольку народный избранник, вы хотите, чтобы судья был зависим от всех.       
                                                                                
Сегодня в судейском корпусе очень много женщин. Они податливы на угрозы. Ведь   
судьям угрожают, угрожают физической расправой. А мужчина на такую низкую       
зарплату не пойдет. И у нас все больше и больше в судейском корпусе женщин,     
которые готовы идти работать, когда семья голодает. И что это за судейский      
корпус? И абсолютно никаких льгот нет!                                          
                                                                                
А если взять статью 7, которую вы просите исключить, о зачете трудового стажа   
- ну вы же не работник этой правовой системы, Иван Степанович. Вы же из         
Сибири, работали в промышленности. Неужели вы не можете понять, что судья,      
прокурор, следователь - все это позиция одноги и того же порядка. Это все       
правовая система. Это же должен идти, и автоматически, взаимозачет стажа. Как   
же вы отрываете его? И именно судьей должен стать очень опытный следователь,    
очень опытный прокурор. Нельзя судьей ставить мальчика, окончившего             
юридический вуз, это недопустимо! Это обязательно должен быть человек,          
который прошел большую жизненную школу и обязательно проработал в разных        
правоохранительных системах - и нотариусом, и адвокатом, и прокурором, и        
следователем, и юрисконсультом. Потом он должен в 40-50 лет стать судьей. Но    
мы должны ему платить высокую зарплату. Наоборот бы, Иван Степанович, -         
давайте увеличим! Вот давайте, наоборот, поручим комитету по законодательству   
рассмотреть вопрос о том, как улучшить материальное положение именно            
судейского корпуса, потому что ошибку следователя, прокурора, адвоката может    
исправить только суд. Это последняя инстанция. Только он. В том числе и         
Верховный Суд должен иметь вообще особый статус независимости - не зависеть     
ни от кого: ни от одного главы администрации, ни от одного правительственного   
чиновника. Они должны быть неприкасаемы, никто к ним звонить не должен          
никогда, никто не должен влиять на них, в прессе ничего о них плохого никогда   
не должно быть сказано. Это должно быть святым в стране - судейский корпус!     
                                                                                
Поэтому я от имени фракции прошу этот проект полностью отвергнуть и прошу       
депутатов подумать о том, как, наоборот, нам улучшить положение. Это всего      
несколько тысяч человек, и у них несколько тысяч вакансий. Понимаете? Нет у     
нас судей. Вы хотите их лишить минимального такого содержания материального,    
а у нас их нет. Вы сперва найдите тех, кто будет работать в таких условиях,     
которые мы создали. А вы, не имея полностью укомплектованного судейского        
корпуса, пытаетесь еще больше ухудшить положение дел.                           
                                                                                
Я считаю это даже просто политически вредным, это как провокацию расцениваю -   
нанести последний удар по судебной системе России, которая и так еле дышит.     
Это все равно, что у хирурга забрать скальпель. Чем он будет делать операции    
- пальцем?                                                                      
                                                                                
Иван Степанович, на будущее хорошо подумайте, прежде чем выходить сюда, на      
трибуну Государственной Думы. Прошу всех отвергнуть данный законопроект.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, только у меня просьба: не переносить отношение к             
законопроекту на отношение к Ивану Степановичу Аничкину. (Выкрики из зала.)     
                                                                                
Я даже не делаю никаких замечаний, Владимир Вольфович, вам.                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В.В. Комментируете, а комментировать не имеете права!               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я знаю свои права. (Выкрики из зала.)                     
                                                                                
Пожалуйста, от фракции "Наш дом - Россия" - депутат Босхолов.                   
                                                                                
БОСХОЛОВ С.С., фракция "Наш дом - Россия".                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги! По-моему, вопрос предельно ясен. Наша фракция поддерживает   
заключение, данное Комитетом по законодательству и судебно-правовой реформе и   
Комитетом по безопасности.                                                      
                                                                                
Иван Степанович в своем докладе сказал, что большинство судей, которые имеют    
значительный стаж работы в судебных органах, якобы поддерживают этот            
законопроект. Я не знаю, с кем из судейского корпуса он вел эти беседы. Во      
всяком случае, в моем избирательном округе, в Иркутской области, и в других     
местах практически все судьи против такого подхода. Они ведь должны думать о    
последствиях. Если кто-то из судей выражается таким образом - значит, он не     
болеет за судебную систему.                                                     
                                                                                
Достоин также сожаления тот факт, что министр внутренних дел Анатолий Куликов   
в заключении Правительства дал такой ответ, что замечаний и предложений к       
данному законопроекту нет. Но я думаю, что в правоохранительной системе         
должна быть хоть какая-то солидарность. Вот Генеральная прокуратура исправила   
свою ошибку и свое заключение отозвала. Правильно сделала. Мы недавно           
отвергли социальные законопроекты, которые предложило Правительство, о          
лишении льгот работников милиции, прокуратуры, таможенной службы и так далее.   
Давайте будем последовательны. Я также предлагаю от имени фракции "Наш дом -    
Россия" отклонить этот законопроект.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции "ЯБЛОКО" - депутат Попов.                                            
                                                                                
ПОПОВ С.А., фракция "ЯБЛОКО".                                                   
                                                                                
Сегодня у нас как раз тот случай, когда все фракции солидаризовались в своем    
мнении. Законопроект нужно отклонять. Большинство, подавляющее большинство      
членов нашей фракции тоже так полагают. Мы будем голосовать против этого        
законопроекта.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли выступающие от депутатских групп? Достаточно. (Шум в зале.)            
                                                                                
Депутат Шаклеин от группы "Народовластие". Я вынужден уступить свое право       
выступать, как планировалось.                                                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШАКЛЕИН Н.И., депутатская группа "Народовластие".                               
                                                                                
Уважаемые коллеги! Суть поправки - не включать в судейский стаж предыдущую      
работу в качестве следователя, прокурора, работника юстиции - ничего, кроме     
вреда, не несет. Во-первых, она лишает возможности выполнять требования         
Конституции о назначении судьями лиц, имеющих опыт юридической работы не        
менее пяти лет, а формирование, как мы уже слышали, судейского корпуса идет в   
основном за счет следственно-прокурорских кадров, и это вполне логично и        
обоснованно.                                                                    
                                                                                
Во-вторых, и следователь, и прокурор, и судья - участники одного процесса,      
процесса судопроизводства, и каждый из них на своем месте решает общую задачу   
в схожих, специфических условиях. Судья здесь ставит точку. И искусственность   
здесь, на мой взгляд, не в том, что закон позволяет учитывать их общий стаж,    
как это объясняется авторами поправки, наоборот, искусственным будет            
разъединять этот стаж.                                                          
                                                                                
И если поправка будет принята, это нанесет, как уже говорили (и я поддерживаю   
эту позицию), серьезный ущерб кадровой работе в судебной системе. Вот это       
желание сэкономить... Я думаю, можно вспомнить известную истину, что ничто      
так дорого не обходится государству, как дешевая юстиция. Поэтому, выражая      
позицию большинства группы "Народовластие", призываю голосовать против этой     
поправки.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я могу поставить на голосование?..                        
                                                                                
От "Российских регионов" - депутат Райков.                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РАЙКОВ Г.И., депутатская группа "Российские регионы".                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, я буду очень краток. У нас в группе мнение по этому          
вопросу неоднозначное, однако большинство членов депутатской группы за то,      
чтобы отклонить этот законопроект, так как мы считаем, что это нанесет удар     
по устоявшейся сегодня судейской системе, повернет ее в худшую сторону, а не    
в лучшую. Если бы это вело в лучшую сторону, тогда можно было бы голосовать     
за эти поправки или за этот законопроект. Но а так, по "бедной" психологии:     
если большинство бедные, давайте всех сделаем бедными... Судья (правильно       
сказал господин Жириновский) должен быть независимым. Мы должны думать, как     
улучшить условия работы судей.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Я могу ставить вопрос о прекращении обсуждения? Кто за это предложение? Прошу   
проголосовать. Прекратить обсуждение.                                           
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 21 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              288 чел.            100,0%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    288 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставлю на голосование проект постановления Государственной Думы о проекте       
федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О                
дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов   
Российской Федерации", где пункт 1 звучит: принять в первом чтении. Прошу       
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Кто без карточки? Не вижу.                                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 22 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за               10 чел.              2,2%                        
Проголосовало против          278 чел.             61,8%                        
Воздержалось                    3 чел.              0,7%                        
Голосовало                    291 чел.                                          
Не голосовало                 159 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.