Заседание № 104

11.06.1997
Вопрос:

О проекте федерального закона о внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации и об установлении порядка перечисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (в части установления единой очередности списания денежных средств, в случае их недостаточности, на выплату заработной платы, уплату налогов и т.д.).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6178 по 6532 из 7839
Уважаемые коллеги, дальше у нас идут два законопроекта - под номерами 18.1 и    
18.2.                                                                           
                                                                                
По законопроекту под номером 18.1 докладчик - Иван Степанович Аничкин. Проект   
федерального закона о внесении изменения в статью 15 Закона Российской          
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".                
                                                                                
Заключение по двум законопроектам будет давать Михаил Михайлович Задорнов.      
                                                                                
АНИЧКИН И.С., депутатская группа "Народовластие".                               
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Группа депутатов              
Государственной Думы, представляющая практически все фракции и группы, вносит   
на ваше рассмотрение законопроект о внесении изменения в статью 15 Закона       
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".     
                                                                                
Суть законопроекта заключается в том, что мы пытаемся привести в соответствие   
нормы законопроекта, который мы с вами приняли почти год тому назад, часть 2    
статьи 855 Гражданского кодекса, которая говорит об очередности выплаты         
заработной платы и выплат в социальные внебюджетные фонды при недостаточности   
средств на счету предприятий. Мы приняли тогда конституционным большинством     
этот законопроект. Он подписан Президентом 12 августа, но потом началась его    
мучительная реализация.                                                         
                                                                                
Три первых заместителя - руководителей Министерства финансов, налоговой         
службы и Центрального банка - и еще один первый заместитель зарегистрировал     
это письмо - это был первый заместитель министра юстиции. Обращаю ваше          
внимание: все четверо - первые заместители. Начальники не берут на себя         
ответственность, подставляют своих первых заместителей. Те написали письма во   
все регионы: вы действуйте так, как действовали ранее, потому что еще           
существует статья 15 закона "Об основах налоговой системы...", часть 6, где     
есть положение о том, что в бюджет надо платить в первоочередном порядке, а     
заработную плату вообще даже и не предусмотрено платить.                        
                                                                                
Мы, авторы законопроекта, вовсе не считаем, что правы в данном случае четыре    
первых, или три первых заместителя министров, и первый заместитель              
руководителя налоговой службы, но для того, чтобы не было никакой зацепки, мы   
вводим в статью 15 закона "Об основах налоговой системы в Российской            
Федерации" такую запись, что первоочередность выплаты устанавливается           
Гражданским кодексом Российской Федерации при недостаточности средств на        
счету предприятий.                                                              
                                                                                
Я хотел бы вам еще раз напомнить, что мы с вами на заседание Государственной    
Думы приглашали всю эту "четверку" или "тройку", где они объясняли нам свою     
позицию. И мы тогда не согласились с ними и просили Черномырдина Виктора        
Степановича привлечь их к ответственности за противодействие закону, который    
мы с вами приняли. Никакой реакции не последовало. Сейчас... (Шум в зале.)      
Подождите, Руслан Георгиевич.                                                   
                                                                                
Мы обратились в Верховный Суд. Верховный Суд принял решение окончательное и     
бесповоротное и даже записал, что решение Верховного Суда обжалованию не        
подлежит. И сказал, что Государственная Дума права и надо исполнять закон по    
статье 855. Однако первый заместитель Председателя Верховного Суда Радченко     
опять приостановил действие постановления Верховного Суда, и три месяца идет    
тяжба. Те, кто не потерял совесть окончательно, сказали: пусть действует        
статья 855 Гражданского кодекса. Три месяца тянется тяжба. Теперь они,          
Президиум Верховного Суда, отправили документы в Конституционный Суд: пусть     
он решает этот вопрос. И в данный момент этот наш законопроект находится в      
Конституционном Суде. Скоро год закончится. Ну, чтобы не было тяжбы, мы         
внесли законопроект, который приводит в соответствие статью 855 Гражданского    
кодекса со статьей 15 закона "Об основах налоговой системы в Российской         
Федерации".                                                                     
                                                                                
В разработке данного законопроекта участвовали депутаты практически всех        
групп, я назову фамилии: Аничкин, Похмелкин, Ларицкий, Веселкин, Мизулина,      
Тягунов, Рыбаков и другие. Законопроект поддержан многими субъектами            
Федерации.                                                                      
                                                                                
Я прошу вас отстоять нашу твердую позицию и платить заработную плату всем,      
кто ее заработал и отработал. И никаких не может быть компромиссов! После       
меня будет выступать Боос. Известна их политика: вместе с Правительством        
найти такое решение, чтобы опять не платить заработную плату.                   
                                                                                
Я прошу этот законопроект принять, а тот отклонить.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, не убегайте. Депутат Тягунов хочет вам         
вопрос задать. Потом - депутат Гостев.                                          
                                                                                
ТЯГУНОВ А.А. У меня к Ивану Аничкину вопросов никаких нет, одни только          
пожелания. Я хотел вообще два слова сказать.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, тогда - потом.                                 
                                                                                
Руслан Георгиевич, вы тоже хотите выступить? Вопрос.                            
                                                                                
Пожалуйста, депутату Гостеву включите микрофон.                                 
                                                                                
ГОСТЕВ Р.Г. Иван Степанович, а вы не уточняли, как первый заместитель           
зарплату получает - вперед или наоборот?                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Налоги платят.                                            
                                                                                
АНИЧКИН И.С. Зарплату.                                                          
                                                                                
ГОСТЕВ Р.Г. Значит, они для себя применяют эту норму, а господин Радченко?      
                                                                                
АНИЧКИН И.С. Да, причем повышенную зарплату. По указу Президента им зарплату    
добавили.                                                                       
                                                                                
ГОСТЕВ Р.Г. Иван Степанович, есть еще одно предложение: давайте разработаем     
законопроект, по которому значительно снизим им заработную плату, для того      
чтобы они знали, как это делать: бороться с зарплатой.                          
                                                                                
АНИЧКИН И.С. Хорошо.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Есть ли еще вопросы? Нет. Присаживайтесь, Иван    
Степанович.                                                                     
                                                                                
Депутат Тягунов хотел выступить, а потом вы.                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТЯГУНОВ А.А. У меня очень короткое выступление.                                 
                                                                                
К большому сожалению, мы отнесли этот вопрос на конец дня, а дело в том, что    
суть этого вопроса не только в том, что доложил Иван Степанович Аничкин, а      
гораздо глубже. Там и нарушения руководителями нашей страны -                   
перераспределение обязанностей. Первые заместители подменяют высших             
руководителей своих ведомств, выполняя их обязанности. Однако на это так и не   
отреагировали. Больше того, ведь по этому вопросу, если помните, знаменитое     
выступление Лившица, который Думу обвинил в том, что мы чуть ли не провалили    
бюджет, вернее, исполнение бюджета 1996 года, по этой причине. А на самом-то    
деле, если уж так говорить, люди, озабоченные тем, что в стране происходят      
забастовки из-за невыдачи зарплаты, Правительству помогли найти правильное      
решение.                                                                        
                                                                                
И если сегодня кто-то будет еще раз выступать против и обосновывать это - ну,   
я просто уже не понимаю - это надо или совесть потерять, или не понимать        
существа момента! Деньги-то остались все те же, единственное только - их        
по-разумному перераспределяют люди, которые знают производство.                 
                                                                                
Поэтому я считаю так: что здесь обсуждать? Надо ставить вопрос на               
голосование, и мы определим свой выбор.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, второй законопроект доложите.                 
                                                                                
Депутат Боос, пожалуйста.                                                       
                                                                                
БООС Г.В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я бы не хотел       
анализировать ситуацию, которая сложилась с первыми заместителями министров.    
Мы с этой чехардой сталкиваемся все время, и я точно так же осуждаю ее, хотя    
не знаю, почему в меня вдруг бросили камень здесь. В данном случае при          
рассмотрении вопроса на бюджетном комитете мне было поручено провести           
совещание и с правительственной стороной, и с разработчиками этого              
законопроекта.                                                                  
                                                                                
В чем суть возражений Правительства? Бюджет является источником выплат          
заработной платы для бюджетной сферы. Сегодня по Гражданскому кодексу третьей   
очередью является заработная плата, а пятой очередью - платежи в бюджет. В      
чем состоит просьба Правительства? Они не говорят: давайте вперед поставим,     
они говорят: поставьте нас в одну очередь с выплатой заработной платы. Потому   
что бюджет - это та же заработная плата для работников бюджетной сферы. Если    
мы не будем получать в бюджет налоги, то, соответственно, та же зарплата не     
будет выплачиваться.                                                            
                                                                                
Казалось бы, логика-то нарушена. Тем не менее те возражения, которые привел     
здесь Иван Степанович, действительно серьезны и существенны. И вообще как       
можно сегодня говорить о том, чтобы сначала взять налоги, а потом выплатить     
заработную плату. Ведь суть создания прибавочной стоимости состоит именно в     
выплате заработной платы. Если ты создал ее, то в первую очередь это зарплата   
- овеществленный труд людей. Значит, надо отдать людям ими заработанное.        
Начислить на это налоги и отдать.                                               
                                                                                
Нам предстояла, честно говоря, весьма трудная миссия - найти какую-то попытку   
принятия сбалансированного решения. Особенно, конечно, давил в этих условиях    
внесенный закон о секвестре или в то время угроза его внесения. И мы знаем,     
что одним из пунктов, по которому нас обвиняют в том, что мы разрушаем          
бюджетную сферу, является пункт о том, что статья 855 ГК была принята           
Государственной Думой с той поправкой, по которой уплата налогов была           
отнесена на более поздний срок, в результате чего бюджет недосчитался, как      
сказано в пояснительной записке, 50 триллионов рублей.                          
                                                                                
50 триллионов - цифра существенная, конечно. Но в данном случае был найден      
такой компромисс, и на него согласилось и Правительство, и часть депутатов,     
которые участвовали в совещании. Не все, Иван Степанович в частности            
категорически не согласился (он сегодня поэтому выступил со своим мнением), и   
еще несколько депутатов в том числе.                                            
                                                                                
Суть компромисса. Да, мы согласны поднять платежи в одну очередь в рамках       
одного месяца. Сначала выплачивается зарплата (мы об этом четко говорим, мы     
расписываем механизм), потом уплачиваются налоги. В следующем месяце работает   
такая же схема, но если остались неуплаты за предыдущий месяц, то это           
уплачивается в этой же очереди: сначала погашается зарплата предыдущего         
месяца, потом уплачиваются налоги. То есть в рамках одного месяца отводится     
как бы календарный период. И с такой периодичностью все время происходит вот    
этот кругооборот: зарплата-налоги.                                              
                                                                                
Как быть теперь с предыдущими долгами? По существу, все предприятия сегодня     
отягощены предыдущими долгами. И если мы не дадим какой-то передышки что ли,    
то, по идее, закон окажется, в общем-то, бесполезным, он не будет               
действовать. Пока они не заплатят предыдущие налоги, они никогда не             
выберутся. Мы говорим: нет, вот все, что до того, мы не рассматриваем. Мы       
вводим закон с определенного момента, и действие этого закона мы                
рассматриваем именно с этого дня. До этого, мы считаем, действует Гражданский   
кодекс, статья 855. Если где-то что-то не так, то есть Высший Арбитражный       
Суд. Сейчас он приостановил свое решение. Какое решение он вынесет? В конце     
концов это будет видно из практики. Но на старые долги этот закон не должен     
действовать. То есть эти старые долги не должны быть путами.                    
                                                                                
И есть третий момент, на наш взгляд, очень существенный. Об этом мы тоже        
договорились с Правительством, и это в рамках данного законопроекта             
учитывается. Сегодня при выплате заработной платы происходит уплата             
подоходного налога в бюджет. А вот начисления страховых взносов в Пенсионный    
фонд, в фонды обязательного медицинского страхования и так далее происходят     
вне зависимости от того, выплатили вы зарплату или нет. 10-го числа каждого     
месяца вы начинаете платить по этим начислениям: или их перечисляете, или       
платите пени. Они душат сегодня производителя гораздо сильнее. Это сегодня      
второй по величине платеж после НДС. У всех. Я, как бывший директор, знаю это   
очень хорошо. Поэтому мы договорились с Правительством, что выплаты в           
Пенсионный фонд и во все социальные фонды мы тоже относим к моменту выплаты     
заработной платы, так же как по подоходному налогу. На наш взгляд, это          
компромисс, который учитывает интересы всех сторон.                             
                                                                                
Вот такой законопроект мне поручено доложить. Его внесли члены комитета по      
бюджету в качестве компромиссного.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Вопросы потом. Сейчас - депутат Задорнов по двум    
законопроектам.                                                                 
                                                                                
По ведению - депутат Решульский.                                                
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С.Н. Уважаемые коллеги, у нас заканчивается время работы. Наша       
фракция (я думаю, что все остальные согласятся с этим) предлагает продлить      
нашу работу еще как минимум на 30 минут, для того чтобы принять и эти           
внесенные проекты законов, и то постановление, которое мы сейчас обсуждали и    
приняли за основу.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги! Я все-таки просил бы проголосовать:    
продлить нашу работу на 30 минут, чтобы завершить рассмотрение данного закона   
и перейти к постановлениям. Пожалуйста, ставлю на голосование. (Шум в зале.)    
На 30 минут, да.                                                                
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 57 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              258 чел.             57,3%                        
Проголосовало против           15 чел.              3,3%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    273 чел.                                          
Не голосовало                 177 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Михайлович, - заключение вашего комитета.                    
                                                                                
ЗАДОРНОВ М.М. Уважаемые коллеги! Полминуты буквально.                           
                                                                                
Нечего особенно мне добавить к тому, что сказал депутат Боос. Закон, который    
мы предлагаем, - это попытка определенного компромисса. Что он, по сути,        
означает? Вот сегодняшний день... Как должны платить предприятия начиная с      
июля? Они сначала выплачивают зарплату за июль и потом из денег, которые        
поступают, должны заплатить налоги за июль. Переходим к следующему месяцу:      
если приходят деньги, опять за август - зарплату, затем - налоги. То есть они   
не могут заплатить зарплату за август, не заплатив налоги за июль. Вот какая    
календарная схема предлагается.                                                 
                                                                                
С нашей точки зрения, это определенный и нужный компромисс, поскольку деньги    
в бюджет - это, кстати говоря, зарплата бюджетникам, не только членам           
Правительства, но и врачам, учителям и так далее. Поэтому такая форма и         
предлагается. Заодно она решает вопрос с внебюджетными фондами. И тем самым     
устраняются, кстати говоря, противоречия. Мы поддерживаем Аничкина в том, что   
статья 15 закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"          
приводится в соответствие с Гражданским кодексом. Это первая статья этого       
закона. А вторая - вот такой календарный порядок уплаты налогов. Вам решать.    
                                                                                
С нашей точки зрения, с учетом обсуждения вопроса о дополнительных доходах (о   
том вопросе, который ставят) это был бы достаточно серьезный шаг, он решает     
вопросы для бухгалтеров, для работников банков, которые сейчас не знают, как    
им метаться между несколькими законами.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы?                                
                                                                                
Депутат Мизулина, пожалуйста.                                                   
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Я думаю, что   
несколько преувеличил Михаил Михайлович Задорнов, когда сказал, что их          
законопроект решает все вопросы. Вопрос, связанный с неплатежами, вследствие    
чего и появился в свое время наш закон об изменении статьи 855 Гражданского     
кодекса, их законопроект тоже не решает.                                        
                                                                                
Я предлагаю все-таки не объединять все вместе, а решить только один вопрос -    
приведение закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в       
соответствие с действующей статьей 855 Гражданского кодекса, то есть принять    
тот законопроект, который докладывал Иван Степанович Аничкин. И я хочу          
обосновать это вот чем.                                                         
                                                                                
Во-первых, этот вариант признает и комитет по бюджету, потому что одна часть    
законопроекта, предложенного комитетом по бюджету, это практически повторение   
законопроекта Ивана Степановича Аничкина.                                       
                                                                                
Во-вторых. Когда нам пытаются представители Правительства (и тем более          
обидно, когда это исходит от нашего комитета) доказать, что это мы виноваты в   
неплатежах, приняв закон о новой редакции статьи 855, то это по меньшей мере    
у меня вызывает удивление.                                                      
                                                                                
Уважаемые депутаты! Мы вовсе не виноваты в том, что имеет место система         
неплатежей и задолженность по заработной плате существует в бюджетных           
организациях. Статья 855 Гражданского кодекса и в старой редакции, и в новой,   
и в последующем предполагает, что по исполнительным листам все платежи          
производятся все равно во вторую очередь, то есть в более высокую, чем          
взыскание налогов. И кроме того, платежи по заработной плате, по недоимкам по   
заработной плате, по задолженностям по заработной плате относятся к             
первоочередным. И если все наши трудящиеся, которым администрация,              
исполнительная власть задерживает заработную плату, пенсии и так далее,         
обратятся в суды, то суды удовлетворят эти выплаты. Но помимо того, что         
придется в бесспорном порядке всем банкам со счетов снять деньги по этим        
исполнительным листам и выдать трудящимся, нужно будет еще и возместить         
судебные издержки. Так что Правительство должно сказать спасибо                 
Государственной Думе, что она хотя бы освободила Правительство и                
исполнительную власть от возмещения судебных издержек.                          
                                                                                
Я предлагаю принять то, что не вызывает никаких споров, а именно                
законопроект, предложенный Иваном Степановичем Аничкиным. А уже в последующем   
думать и спорить о том, что предлагает комитет по бюджету и как можно было бы   
изменить в последующем порядок перечисления, предложенный статьей 855           
Гражданского кодекса. К тому же давайте подождем решения Конституционного       
Суда.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Могу я поставить на голосование? Могу, да?                
                                                                                
Уважаемые депутаты, первым я ставлю на голосование закон, доложенный Иваном     
Степановичем Аничкиным. Пожалуйста, проект постановления у вас есть на руках.   
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 02 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              298 чел.             66,2%                        
Проголосовало против           12 чел.              2,7%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    311 чел.                                          
Не голосовало                 139 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Второй, наверное, не надо ставить на голосование? Надо? Ставлю на голосование   
закон под номером 18.2. Пожалуйста.                                             
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 03 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за               36 чел.              8,0%                        
Проголосовало против          107 чел.             23,8%                        
Воздержалось                    6 чел.              1,3%                        
Голосовало                    149 чел.                                          
Не голосовало                 301 чел.                                          
Результат: не принято