Заседание № 139

10.12.1997
Вопрос:

О проекте федерального закона "О социальной защите граждан из подразделений особого риска, принимавших непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия, ликвидации радиационных аварий на средствах вооружения и военных объектах".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4313 по 4560 из 6675
А мы переходим тем временем к закону под номером 26.1. О проекте федерального   
закона "О социальной защите граждан из подразделений особого риска,             
принимавших непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия, ликвидации   
радиационных аварий на средствах вооружения и военных объектах". Доклад члена   
Комитета по делам ветеранов Владимира Павловича Громова.                        
                                                                                
Пожалуйста, на трибуну.                                                         
                                                                                
И здесь же будет доклад Шенкарева, да? Подготовиться содокладчику. (Шум в       
зале.) Нет, это альтернативный, что ли? Он под номером 26.2 у нас стоит.        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГРОМОВ В.П. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Эти два         
законопроекта, которые идут под одним номером сейчас, мы рассматривали на       
весенней сессии. К сожалению, палата не приняла окончательного решения ни по    
тому и ни по другому законопроекту. И сейчас мы рассматриваем законопроект,     
который решит сегодня судьбу тех, кто принимал участие в ядерных испытаниях,    
в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, тех, кто принимал участие в       
ликвидации последствий ядерных аварий на атомных подводных лодках, и иных       
категорий граждан.                                                              
                                                                                
Предлагаемый вниманию проект федерального закона представляет собой             
трансформацию действующего правового акта - постановления Верховного Совета     
Российской Федерации, произведенную с учетом требований статьи 76               
Конституции, согласно которой по предметам ведения Российской Федерации         
принимаются федеральные законы. Действующее постановление Верховного Совета     
Российской Федерации не входит в противоречие с Конституцией в части основных   
содержащихся в нем законодательно устанавливаемых норм, обеспечивающих          
социальную защиту граждан из подразделений особого риска. Вместе с тем по       
своей юридической форме и отчасти по содержанию постановление не                
соответствует изменившимся в связи с принятием новой Конституции и изменений    
в законодательстве требованиям законодательной техники, содержит в тексте ряд   
положений, не согласующихся с действующей Конституцией в части соблюдения       
принципа разделения ветвей власти, их самостоятельности и определяемых          
Конституцией предметов ведения и полномочий.                                    
                                                                                
Суть предлагаемого законопроекта - приведение действующего правового акта в     
соответствие с действующей Конституцией в части, не соответствующей             
Конституции. Предлагаемый законопроект не устанавливает новых льгот, не         
увеличивает и не уменьшает объема гарантированных постановлением и              
реализуемых с 1992 года льгот и компенсаций для граждан из подразделений        
особого риска. В этой части он соответствует статье 55 Конституции и не         
влечет за собой в случае его принятия дополнительной финансовой нагрузки на     
расходную часть бюджета.                                                        
                                                                                
Законопроект предусматривает сохранение порядка финансирования расходов на      
реализацию закона за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, как      
это определено вышеуказанными действующими постановлениями Верховного Совета    
и постановлениями Правительства Российской Федерации № 958 и № 806.             
                                                                                
Настоящий законопроект рассматривался в комитетах и комиссии Государственной    
Думы. Получены заключения Правительства, Правового управления Аппарата          
Государственной Думы и законодательных органов субъектов Российской Федерации   
более чем из 30 регионов. Частично замечания по проекту, представленные в       
ходе предварительного обсуждения, не противоречащие основной цели проекта,      
учтены при подготовке законопроекта к рассмотрению в первом чтении.             
                                                                                
В ходе обсуждения законопроекта было получено много предложений о расширении    
сферы действия этого закона на иные категории граждан, принимавших              
непосредственное участие в так называемых ядерных мероприятиях. Это работники   
научно-технических и других учреждений, организаций и предприятий,              
обеспечивавшие подготовку, организацию и осуществление этих мероприятий,        
сборщики ядерных боеприпасов, временно прикомандированные к воинским частям     
работники промышленных предприятий и так далее. Комитет поддерживает это        
предложение и считает, что с принятием данного закона будет создана             
соответствующая Конституции законодательная база для развития и                 
совершенствования законодательства в направлении обеспечения социальной         
защиты всех категорий граждан, по долгу службы работавших или работающих с      
радиоактивными и расщепляющимися веществами по всей технологической цепочке -   
от добычи руды до выпуска готовых изделий.                                      
                                                                                
Однако совершенно очевидно, что в условиях нынешнего финансово-экономического   
кризиса расширение сферы действия закона на иные категории граждан в            
настоящее время весьма проблематично, поскольку вызовет дополнительные          
финансовые расходы на реализацию закона, не предусмотренные ни бюджетом на      
1997 год, ни проектом бюджета на 1998 год.                                      
                                                                                
Несколько слов о содержании заключения Правительства на данный законопроект.    
По сути, такое заключение и такие замечания сделали и комитет по бюджету, и     
комитет по труду. В заключении ошибочно делается вывод, о введении якобы        
новых льгот, ранее не предусмотренных постановлением и требующих поэтому        
значительных дополнительных бюджетных расходов. В частности, в качестве вновь   
предоставляемых льгот называются выплата страховых сумм по обязательному        
бесплатному страхованию личности от риска радиационного ущерба (статья 28       
чернобыльского закона), ежемесячная выплата денежных компенсаций на             
приобретение продовольственных товаров (пункт 22 статьи 14) и возмещение        
вреда, причиненного здоровью (пункт 25 статьи 14).                              
                                                                                
По поводу этих замечаний поясню следующее. Постановлением, действующим          
постановлением, распространено на граждан из подразделений особого риска        
действие части седьмой статьи 24 чернобыльского закона. В редакции от 5 мая     
1991 года эта статья предусматривала обязательное бесплатное государственное    
страхование личности от риска радиационного ущерба на сумму 20 тысяч рублей.    
                                                                                
В измененном тексте действующего чернобыльского закона от 24 ноября 1995 года   
аналогичная норма (на страховую сумму 200 минимальных заработных плат - это     
около 16,5 миллиона рублей) предусмотрена частью первой статьи 28. В нашем      
законопроекте по сравнению с постановлением соответственно изменен номер        
статьи. Несложный подсчет, с учетом даже президентского индекса в 1000 раз,     
указывает даже на снижение страховой суммы с 20 до 16,5 миллиона рублей. То     
есть применение нормы измененного действующего закона не несет увеличения       
расходов.                                                                       
                                                                                
По пункту 22 статьи 14 закона в редакции от 5 мая 1991 года. Этот пункт         
устанавливал обеспечение продовольственными товарами в соответствии с нормами   
рационального потребления продуктов питания с оплатой 50 процентов их           
стоимости. Утвержденный в январе 1992 года рекомендуемый набор рационального    
питания состоит из 39 наименований. В настоящее время (по состоянию на ноябрь   
1997 года) стоимость его превышает 800 тысяч рублей, и соответственно 50        
процентов стоимости, подлежащие возмещению, превышают 400 тысяч рублей. В       
измененном тексте закона от 1995 года этим же пунктом статьи 14 установлена     
выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в        
размере трех минимальных заработных плат, то есть около 250 тысяч рублей.       
                                                                                
Сопоставление сумм выплат по первоначальной и измененной редакциям закона       
указывает на то, что уровень выплат с применением измененной в законопроекте    
нормы также не возрос и не повлечет увеличения, тем более значительного,        
расходов. Кстати, сейчас письмом Минфина размер этой выплаты уменьшен до        
полутора минимальных зарплат. Дополнив статью 14 чернобыльского закона          
пунктом 25 нового содержания и предоставив право на возмещение ущерба           
здоровью, законодатель увеличил объем возмещения ущерба для всех категорий      
граждан. Нанесенный ущерб признан равноценным и требующим возмещения в          
объеме, предусмотренном статьей 14. Это относится и к гражданам из              
подразделений особого риска.                                                    
                                                                                
Таким образом, ни одна из указанных льгот не выходит за рамки того объема       
возмещения вреда в виде набора льгот и компенсаций, который предусмотрен        
действующим законодательством, и, следовательно, не влечет дополнительных       
расходов по сравнению с предусмотренной бюджетом 1997 года суммой расходов на   
реализацию чернобыльского закона с учетом всех охватываемых этим законом        
категорий граждан.                                                              
                                                                                
Остановлюсь на наиболее часто высказываемых в ходе обсуждения законопроекта     
сомнениях, замечаниях и предложениях. Высказывается сомнение в правомерности    
примененного в законопроекте понятия "подразделение особого риска". Сомнение    
высказывается в весьма категоричной форме: якобы таких формирований нет и не    
было в природе. В очередной раз обращаю ваше внимание на то, что в правовых и   
нормативных документах Российской Федерации это понятие начиная с 1990 года     
применяется достаточно широко. Помимо вышеназванных постановлений Верховного    
Совета и постановлений Правительства, установивших легитимность применения      
термина "подразделение особого риска", в том числе и в законотворческой         
деятельности, и раскрывающих понятийное содержание этого термина как            
обобщенного названия войсковых частей, экипажей, комиссий, групп и иных         
формирований, осуществляющих свою деятельность в условиях наличия наивысшей,    
особой степени риска, это понятие с 1991 года вполне легитимно используется и   
применяется в нормативных документах министерств и ведомств, а Президент        
России награждает ветеранов ядерных испытаний и ликвидаторов ядерных аварий     
орденом Мужества за мужество и самоотверженность при исполнении воинской        
службы именно как ветеранов подразделений особого риска. Кстати, на             
сегодняшний день государственными наградами отмечено более 1100 ветеранов       
подразделений особого риска. Видимо, Президента не смущает нелегитимность       
этого понятия, поскольку это понятие применяется в издаваемых им актах.         
                                                                                
Подчеркиваю, понятийное содержание термина "подразделение особого риска"        
конкретно обосновано и раскрыто в постановлении Верховного Совета и в           
постановлении Правительства № 958, которые в силу конфиденциальности темы не    
подлежат опубликованию в открытой печати. Перенос положений этого               
постановления Правительства в текст законопроекта для более подробной           
конкретизации значения термина превратил бы законопроект в документ не для      
печати, что противоречит части 3 статьи 15, части 2 статьи 24 и части 3         
статьи 56 Конституции Российской Федерации.                                     
                                                                                
В принципе, сейчас представляется, что для обоснования примененного в           
законопроекте термина целесообразно в дальнейшем использовать редакцию          
текста, приведенную в действующем постановлении Верховного Совета. Это снимет   
замечания и представителя Президента, и Правительства, и это вполне             
осуществимо при подготовке законопроекта ко второму чтению. Там, кстати,        
сказано, кто относится к гражданам из подразделений особого риска.              
                                                                                
Второе. Ставится под сомнение справедливость установления льгот и               
компенсаций, предусмотренных чернобыльским законом для инвалидов, лицам, не     
имеющим инвалидности. По этому вопросу могу сказать следующее. Первое.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Павлович, только вы понемножку заканчивайте. У   
вас регламентное время выходит. Вы уже 10 минут говорите.                       
                                                                                
ГРОМОВ В.П. Как мною уже неоднократно было сказано, цель данного                
законопроекта (это я прежде всего хотел бы заметить) - не регулирование мер     
социальной защиты в сторону их увеличения или уменьшения, а приведение          
действующего нормативного правового акта в соответствие с Конституцией.         
Законопроектом предусматриваются гарантии, льготы и компенсации тех объемов и   
качества, которые предусмотрены действующим правовым актом, что соответствует   
части 2 статьи 55 Конституции.                                                  
                                                                                
Кроме того, нужно заметить, что объемы и качество льгот и компенсаций,          
гарантируемых чернобыльским законом инвалидам, практически равноценно           
гарантируются этим же законом и гражданам, указанным в пункте 1 статьи 13:      
получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с     
радиационным воздействием, то есть не имеющим инвалидности.                     
                                                                                
Второе. Из 15 тысяч ветеранов подразделений особого риска с момента начала      
выдачи удостоверений умерло около 3 тысяч человек. Из оставшихся в живых        
подавляющее большинство имеют I и II группу инвалидности, ну, естественно,      
без связи с облучением. Часть ветеранов продолжают воинскую службу и никакими   
льготами не пользуются. Так что в данном случае речь идет именно об             
инвалидах, а не о здоровых мужиках, как это некоторые себе представляют.        
                                                                                
Я хотел бы обратить ваше внимание еще на заключение Конституционного Суда, с    
которым вы ознакомлены. (Шум в зале.) Я в прошлый раз не закончил, боюсь, что   
и в этот раз сжатие доклада опять приведет к печальному результату, когда       
недостаточно понятая, или, может быть, совершенно непонятая или искаженная      
информация станет...                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Павлович, у вас через минуту будет 15 минут.     
Есть же регламент в конце концов.                                               
                                                                                
ГРОМОВ В.П. Я в заключение хотел бы сказать следующее. (Позвольте мне еще       
пару минут.) Какие действия предполагает предпринять комитет в части тех        
замечаний, которые высказывались по поводу разработки отдельного,               
самостоятельного закона? По этому поводу имеется достаточно много               
предложений, в том числе и со стороны Правительства. Эту идею мы                
поддерживаем, имея в виду прежде всего распространение равноценных (именно      
равноценных, а не усеченных) мер социальной защиты на гражданских               
специалистов. Разработка такого законопроекта практически уже начата. И         
первым ее результатом должно стать принятие предлагаемого законопроекта как     
законодательной базы, соответствующей Конституции, для последующей              
разработки.                                                                     
                                                                                
Я предлагаю... Да, в чем заключается острая необходимость принятия этого        
закона? Вот такой факт, который я уже... (Выкрики из зала.)                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какое голосовать? Бога побойтесь. До голосования еще      
прения будут.                                                                   
                                                                                
ГРОМОВ В.П. Нет, уважаемые депутаты, голосование будет проводиться второй       
раз. Это, еще раз обращаю внимание, весьма и весьма ответственный закон.        
Люди, которые ждут его, - это действительно инвалиды, это действительно         
заслуживающие нашего внимания люди. Это никакое не лоббирование. Я оставляю     
за собой время для... (Микрофон отключен.)                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, Владимир Павлович, вы не обижайтесь, пожалуйста.     
Ну зачем же вы готовитесь к докладу, рассчитанному на такое время, которое      
регламентом не предусмотрено? Я понимаю, что каждый хочет час выступать, но     
есть же общие правила.                                                          
                                                                                
ГРОМОВ В.П. Я щажу ваше внимание, уважаемые депутаты, но все-таки...            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Павлович.                               
                                                                                
Коллеги, у нас с вами следующая ситуация: у нас осталась одна минута, мы,       
естественно, переносим вопрос на 16 часов. Мы после этого заслушаем             
альтернативный доклад о проекте федерального закона "О социальной защите        
гражданских лиц и военнослужащих, пострадавших при работе в условиях            
аварийных радиационных ситуаций", доклад депутата Шенкарева. Я напоминаю вам,   
что этот законопроект был признан альтернативным и включен в повестку Советом   
Думы. А после этого будут выступления фракций и депутатов, а уже потом -        
голосование. Так что, дай Бог, если мы к 16.30 успеем.                          

Заседание № 110

23.06.1997
Вопрос:

О проекте федерального закона о социальной защите граждан из подразделений особого риска, принимавших непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия, ликвидации радиационных аварий на средствах вооружения и военных объектах.

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6744 по 6843 из 7930
Пожалуйста, Владимир Павлович Громов. О социальной защите граждан (далее по     
тексту).                                                                        
                                                                                
ГРОМОВ В.П. Уважаемый Геннадий Николаевич! Спасибо за предоставленную наконец   
возможность поговорить об этой очень больной теме.                              
                                                                                
Предлагаемый законопроект имеет своей целью законодательное закрепление         
гарантированных государством мер социальной защиты граждан Российской           
Федерации из числа военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил,     
других войск и воинских формирований, принимавших непосредственное участие в    
действиях подразделений особого риска. (Чувствую, будут вопросы, я потом        
отвечу.) В настоящее время меры социальной защиты вышеуказанных граждан и их    
статус определены постановлением Верховного Совета Российской Федерации о       
распространении действия закона РСФСР о социальной защите граждан,              
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,   
на граждан из подразделений особого риска (так называется постановление         
Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123), и       
осуществляются в порядке, установленном и принятом (во исполнение данного       
постановления) постановлениями Правительства № 806 и № 958 от 1992 года.        
                                                                                
За истекший с момента принятия вышеуказанных документов период в                
законодательстве произошли значительные изменения, требующие приведения         
действующих законодательных и иных нормативных актов в соответствие с           
Конституцией Российской Федерации и сложившейся на ее основе законодательной    
базой с учетом изменения законодательной техники.                               
                                                                                
Предлагаемый вашему вниманию проект федерального закона представляет собой      
трансформацию действующего правового акта - постановления Верховного Совета с   
учетом требований статьи 76 Конституции Российской Федерации, согласно          
которой по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные       
законы.                                                                         
                                                                                
Действующее постановление № 2123 не входит в противоречие с Конституцией        
Российской Федерации в части основных содержащихся в нем законодательно         
устанавливаемых норм, обеспечивающих социальную защиту категорий граждан, в     
данном случае граждан из подразделений особого риска. Вместе с тем по своей     
юридической форме и отчасти по содержанию постановление Верховного Совета не    
соответствует изменившимся требованиям законодательной техники, содержит в      
своем тексте ряд положений, не согласующихся с действующей Конституцией.        
                                                                                
Суть предлагаемого законопроекта - приведение действующего правового акта в     
соответствие с действующей Конституцией в части, не соответствующей             
Конституции. Мы в каждом законе записываем, как правило, одним из пунктов:      
Президенту и Правительству привести свои нормативные акты в соответствие с      
настоящим законом или Конституцией. В данном случае как раз это и происходит,   
решается этот вопрос.                                                           
                                                                                
Следует отметить, что за время действия постановления Верховного Совета в       
базовый закон (это чернобыльский закон), действие отдельных статей которого     
постановлением распространено на граждан из подразделений особого риска, был    
внесен ряд изменений и дополнений, обусловливающих необходимость технической    
корректировки текста постановления для удобства его практического               
использования и в целях сохранения гарантируемых постановлением объемов и       
качества льгот и компенсаций. В основном это касается изменения нумерации       
статей базового закона, распространяемых постановлением на граждан из           
подразделений особого риска.                                                    
                                                                                
Предлагаемый законопроект не устанавливает новых, не увеличивает и не           
уменьшает объема гарантируемых постановлением и реализуемых с 1992 года льгот   
и компенсаций для граждан из подразделения особого риска и в этой части         
соответствует статье 55 Конституции и не создает в случае его принятия          
дополнительной финансовой нагрузки на расходную часть бюджета. Законопроект     
предусматривает сохранение порядка финансирования расходов на реализацию        
закона из федерального бюджета, как это определено вышеуказанными               
действующими нормативными актами.                                               
                                                                                
Настоящий законопроект рассматривался в комитетах и комиссии Думы, получены     
заключения Правительства и Правового управления. Заключения по проекту,         
представленные после предварительного обсуждения в комитетах и в                
Правительстве, в части, не противоречащей основной цели проекта, учтены при     
подготовке законопроекта к рассмотрению в первом чтении.                        
                                                                                
В ходе обсуждения законопроекта было получено много предложений о расширении    
сферы действия закона на иные категории граждан, принимавших непосредственное   
участие в так называемых ядерных мероприятиях. Это научно-технические и         
другие работники организаций и предприятий, обеспечивающих подготовку,          
организацию и осуществление мероприятий, сборщики ядерных боеприпасов и так     
далее.                                                                          
                                                                                
Комитет поддерживает эти предложения и считает, что с принятием данного         
законопроекта будет создана соответствующая Конституции законодательная база    
для развития и совершенствования законодательства в направлении обеспечения     
социальной защиты всех категорий граждан, профессионально работавших или        
работающих с радиоактивными и расщепляющимися веществами по всей                
технологической цепочке.                                                        
                                                                                
Однако совершенно очевидно, что в условиях нынешнего финансово-экономического   
кризиса расширение сферы действия закона на иные категории граждан весьма       
проблематично, поскольку оно вызовет дополнительные финансовые расходы на       
реализацию закона. Приведение действующего постановления в соответствие с       
действующим законодательством позволит избежать многочисленных юридических      
коллизий в практике его применения, в результате возникновения которых          
страдает героическое племя воинов, отстоявших независимость нашей Родины на     
начальном этапе так называемой холодной, но в принципе третьей мировой войны,   
защитивших нас с вами, тогда еще детей и подростков, буквально ценой своей      
жизни и здоровья. Для них эта война была настоящей.                             
                                                                                
Принятием закона мы подтвердим свое солидарное с депутатами Верховного Совета   
отношение к героическим ветеранам подразделений особого риска.                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6985 по 7261 из 7930
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Александрович, следует ли понимать так, что ваш      
законопроект вобрал предложения депутата Громова?                               
                                                                                
ШЕНКАРЕВ О.А. Совершенно верно. Наш законопроект охватывает и военных, и        
гражданских, то есть он комплексно решает всю проблему по территории            
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчикам?   
                                                                                
Жанна Михайловна Лозинская (только говорите, кому вопрос). Потом - Роман        
Семенович Попкович.                                                             
                                                                                
ЛОЗИНСКАЯ Ж.М. У меня вопросы к Олегу Александровичу Шенкареву. Олег            
Александрович, поясните нам, пожалуйста, а то непонятно, как определяться с     
голосованием: почему вы не могли договориться с нашим коллегой от Комитета по   
делам ветеранов? Это первый вопрос.                                             
                                                                                
Второй вопрос. Непонятно все-таки правовое поле деятельности вашего варианта    
в соответствии с существующим законодательством по чернобыльским всем нашим     
делам. То есть, надо полагать, какая-то часть поглощается вашим законом?        
                                                                                
И третий вопрос. Я сегодня читала вашу гневную статью (ее раздавали всем        
депутатам) в "Российской газете" и, честно говоря, не очень поняла, какому      
вашему совету следовать, где вы истинны - то ли в той газете, где вы            
критикуете все, чем мы занимаемся, то ли в том, что вы сегодня предлагаете?     
                                                                                
ШЕНКАРЕВ О.А. Я прошу прощения, я не понял последнего вопроса. То, что я        
написал в статье, то я и повторил с этой трибуны.                               
                                                                                
Первый вопрос касался связи с чернобыльским законом. Закон (посмотрите          
внимательно) трансформируется. У нас единый базовый закон является              
чернобыльским. В целом радиационное законодательство построено следующим        
образом. От чернобыльского закона льготы корреспондируются в различные другие   
законы - в уральский закон, в семипалатинский закон, в том числе и вот в это    
постановление Верховного Совета, о котором мы здесь много говорили. Но          
корреспондируется в разной степени. Почему мы не могли договориться с           
Громовым? Потому, что он говорит: здоровые люди должны получать льготы          
инвалидов. Я говорю: этого не может быть в Российской Федерации и не должно     
быть ни в коем случае (вот основное наше различие), иначе появляется вопрос:    
почему чернобыльцы (вот сидят здесь наши уважаемые чернобыльцы - депутаты       
Попкович, Маслюков; у нас много здесь чернобыльцев), почему они, для того       
чтобы получить льготы инвалида, должны будут идти на ВТЭК, показать справку и   
все остальное сделать, а здесь здоровые люди получают эти льготы? (Выкрики из   
зала.)                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Почему не договорились, Олег Александрович? Вопрос был.   
                                                                                
ШЕНКАРЕВ О.А. Они не желают снимать это положение.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Попкович, потом - депутат Никитин.                
                                                                                
ПОПКОВИЧ Р.С., фракция "Наш дом - Россия".                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, Геннадий Николаевич! Я хочу сказать, что закон, который      
доложил сейчас Шенкарев, - это наиболее справедливый закон из того, что         
существует. Это первое.                                                         
                                                                                
Второе. Тот закон (я не хочу оскорбить ни депутата Громова, никого) более       
лоббистский по отношению к одной-единственной категории, будем так говорить,    
такой узконаправленный. Поэтому фракция "Наш дом - Россия" приняла решение      
голосовать за закон, представленный Шенкаревым. И я предлагаю вообще за него    
проголосовать в первом чтении. И если есть какие-то проблемы или что-то         
будет, я думаю, мы там потом поговорим.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Никитин Валентин.                                 
                                                                                
НИКИТИН В.И. Олег Александрович, если вы не смогли договориться с коллегой      
Громовым, то с Правительством-то хоть договорились?                             
                                                                                
ШЕНКАРЕВ О.А. Все предложения Правительства, которые они нам дали, мы учли в    
моем законопроекте. Все замечания учтены.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Лоторев.                                          
                                                                                
ЛОТОРЕВ А.Н., депутатская группа "Российские регионы".                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы считаем, что закон, с которым выступает коллега           
Шенкарев, наиболее унифицирован. Он действительно вобрал в себя все             
предложения. И на наш взгляд, есть необходимость поддержать именно этот         
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель Президента. Пожалуйста, Александр           
Алексеевич.                                                                     
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты                 
Государственной Думы! Я, видимо, помогу немножко автору последнего              
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Почему не удалось договориться? Не удалось, видимо, договориться потому, что    
налицо разный концептуальный подход. В одном случае речь идет об участниках,    
независимо от понесенного или причиненного ущерба здоровью. В другом случае,    
в законопроекте депутата Шенкарева, льготы предоставляются только по            
нанесенному ущербу. Это более социально справедливая мера, и, по расчетам       
Правительства, государству это обойдется в 10 раз дешевле, нежели вариант       
депутата Громова.                                                               
                                                                                
Потом, простите, юридически этот закон гораздо чище. Я прослужил большую        
часть своей жизни в армии и никогда не слышал, не видел, что такое              
подразделение особого риска. Это, извините меня, надуманная совершенно          
категория. Их никогда не было и не существует юридически, подчеркиваю. Люди     
могут себя относить к любой общественной организации, называться как угодно,    
но юридически определить, относился человек или относилось ли подразделение,    
в котором он служил, к неким подразделениям особого риска, невозможно. То,      
что предлагает депутат Шенкарев, гораздо более реалистично и экономично и с     
точки зрения социальной справедливости, безусловно, более справедливо.          
                                                                                
Поэтому мы поддерживаем законопроект депутата Шенкарева и предлагаем            
проголосовать его в первом чтении.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все, уважаемые коллеги? Олег Александрович?               
                                                                                
Пожалуйста, депутат Громов, для заключения.                                     
                                                                                
ГРОМОВ В.П. Я понимаю, я пытался сэкономить время, пытался, ну что              
называется, уложиться и поэтому очень многого не сказал. То, что сейчас         
говорил здесь представитель Президента, и то, что сейчас докладывал уважаемый   
Олег Александрович Шенкарев (ну, отметая, как говорится, доводы господина       
Котенкова), и то, что сказал сейчас Олег Александрович, - это, в общем-то,      
мягко выражаясь, неправда.                                                      
                                                                                
Во-первых, Правительство дало на законопроект резко отрицательное заключение,   
где сказано, что совершенно необоснованно законопроектом господина Шенкарева    
лишается льгот, ныне получаемых, значительная, более 12 тысяч человек,          
категория военнослужащих, тех самых военнослужащих, которые начиная с 1949      
года принимали участие в ядерных мероприятиях и не имели тогда возможности      
получить справку о полученной дозе.                                             
                                                                                
Кстати, для того, чтобы опровергнуть вот эту... вернее, рассеять ваши           
сомнения относительно того, а как же все-таки быть, если у человека нет         
справки о полученной дозе, как в этом случае быть, отсылаю вас к работе того    
же Олега Александровича, которую он опубликовал в одном из наших сборников,     
где он делится аналогичным опытом Японии. В Японии, которую он приводит в       
качестве примера, там тоже по факту нахождения установленная категория лиц      
получает компенсацию за так называемый нанесенный ущерб. Они тоже не            
оперируют справками.                                                            
                                                                                
Кстати, по понятию "ветераны подразделений особого риска". Это понятие уже      
длительное время имеет место быть и в нормативных документах, в том числе и в   
документах Министерства обороны. Но в силу соответствующего уровня              
конфиденциальности тех работ и тех мероприятий, которые они выполняли, в силу   
этого, естественно, мы только сейчас, когда начинают истекать сроки подписок    
о неразглашении, только сейчас мы узнали, что существуют люди, которых мы,      
так сказать, условно называем ветеранами подразделений особого риска. Для нас   
это новое понятие. Я вас понимаю, воспринять его очень трудно. Но это люди. Я   
встречался с ними... Да, о системе. Система отлажена четко. Система             
проверена. Система неоднократно проверялась и структурами Президента,           
финансовыми структурами.                                                        
                                                                                
Значит, каким образом все это устанавливается? Сначала обращается человек с     
анкетой... В анкете, поверьте мне, если нам с вами эту анкету заполнить, это    
надо семь пудов соли съесть. Там, что называется, не только верблюд, нитка в    
угольное ушко не проскочит. Это во-первых.                                      
                                                                                
Эта анкета направляется на проверку в воинские части, закрытые части, которые   
дают сведения, подтверждающие или не подтверждающие непосредственное участие    
данного гражданина. После этого гражданин направляется на обследование, на      
медико-социальную экспертизу, которая устраивает тройную, четверную проверку.   
Это очень четкая, очень длительная процедура. Причем она значительно и          
выгодно отличается от той процедуры, по которой сейчас многие чернобыльцы       
(как сам Олег Александрович пишет) могут получить в любой момент, оформить      
себе чернобыльскую пенсию.                                                      
                                                                                
Я не согласен и с вами, Роман Семенович. Вы говорите, что закон должен быть     
якобы дешевле. Но в какой степени? Он может быть дешевле в том смысле, если     
мы сейчас вот этих людей, которые с 1991 года получают льготы, заслуженные      
льготы, поверьте (и вы, наверное, не будете оспаривать право этих людей),       
лишим этих льгот и дадим эти льготы, вот эту часть средств перенесем, так       
сказать, на штатских. Вот это и есть дешевизна этого закона.                    
                                                                                
Давайте мы сейчас вопрос поставим так. Отменяем это постановление, всех тех     
людей, которые получали льготы (заслуженных людей, героев, я не боюсь этого     
слова), лишаем этих льгот, оставляя им чуть-чуть, а за счет этого мы даем еще   
кому-то. Этим путем должна идти Дума? По-моему, нет. Это противоречит статье    
55 Конституции. Это, кстати, отмечено в заключении Правительства. И я не        
знаю, почему господин Шенкарев говорит о том, что он все...                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну давайте заканчивать.                                   
                                                                                
ГРОМОВ В.П. Я заканчиваю.                                                       
                                                                                
А что касается концепции, то здесь я бы относительно законопроекта (я не        
знаю, может быть, я не очень четко сказал, я первый раз выступаю с трибуны)     
еще раз повторил, что вопрос, решаемый законопроектом, вносимым мной, нашим     
комитетом, - это вопрос приведения действующего правового акта в соответствие   
с действующим законодательством. Вот и весь вопрос.                             
                                                                                
Здесь не затрагивается вопрос социальной защиты, он подтверждается. Просто      
законодательно оформляется. Причем в чернобыльском законе изменения там...      
одна и та же льгота. В старом законе, который указан в постановлении, один      
номер статьи. В новом законе - в измененном чернобыльском - другой номер.       
Значит, надо номера поменять, а то иначе на местах же из-за этого, ну сами      
понимаете, что получается.                                                      
                                                                                
А вот предмет законопроекта Шенкарева - это как раз предмет усечения. Это       
очередной секвестр. Это, не побоюсь сказать, закон о секвестре.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Павлович.                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, я просил бы вас продлить время до 19 часов, чтобы нам       
закончить. Давайте проголосуем, чтобы с вот этими двумя законами завершить.     
(Шум в зале.) До того, как мы проголосуем. Может быть, через 10 минут           
закончим. (Выкрики из зала.)                                                    
                                                                                
Сейчас будет заключительное слово депутата Шенкарева. Одну минуту. Он имеет     
право, он представлял законопроект.                                             
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 38 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              172 чел.             38,2%                        
Проголосовало против           10 чел.              2,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    182 чел.                                          
Не голосовало                 268 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Ну вот. (Шум в зале.) Уважаемые коллеги, я прошу вернуться к голосованию.       
Пожалуйста, ну не поленитесь. Походите немножко. Пожалуйста, голосуйте:         
вернуться к голосованию. (Шум в зале.) Да, мы сказали: чтобы закончить с этим   
законопроектом. Только для этого, до завершения рассмотрения данных двух        
законопроектов. (Шум в зале.) Ну что же нам с ними переходить в завтра-то!      
                                                                                
Так, покажите результаты.                                                       
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 39 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              253 чел.             96,6%                        
Проголосовало против            8 чел.              3,1%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,4%                        
Голосовало                    262 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Вернулись к голосованию.                                                        
                                                                                
Ставлю на голосование: продлить время работы до завершения рассмотрения двух    
этих законопроектов. Пожалуйста, голосуйте.                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 40 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              281 чел.             62,4%                        
Проголосовало против            8 чел.              1,8%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    289 чел.                                          
Не голосовало                 161 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Продлили только на этот законопроект.                                           
                                                                                
ШЕНКАРЕВ О.А. Уважаемые депутаты, я скажу только одно: по проекту, который      
вносится нашим комитетом, мы никого ничего не лишаем. Поверьте, все те          
граждане, которые получали раньше по постановлению Верховного Совета, они       
тоже будут все получать: и инвалиды, и заболевшие, и участники. Единственное,   
что им льготы классифицируются, то есть, если ты инвалид - получаешь больше,    
участник - меньше. Все сохраняется. (Шум в зале.)                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все, Олег Александрович, ясно.                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, я ставлю первым на голосование законопроект, который         
доложил Владимир Павлович Громов. Он под номером 14.1. Пожалуйста, голосуйте.   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 41 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              145 чел.             32,2%                        
Проголосовало против            7 чел.              1,6%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    152 чел.                                          
Не голосовало                 298 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                

Заседание № 109

20.06.1997
Вопрос:

О проекте федерального закона о социальной защите граждан из подразделений особого риска, принимавших непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия, ликвидации радиационных аварий на средствах вооружения и военных объектах.

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 586 по 588 из 7146
Там вводится новая категория льготников, новая категория льгот. Предлагается    
снять эти вопросы и передать в ту комиссию, которая сейчас работает.