Заседание № 218

02.12.1998
Вопрос:

О Федеральном законе "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" (в связи с отклонением Советом Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного СФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2238 по 2444 из 7225
Переходим к пункту 7 порядка работы: о Федеральном законе "О координации        
международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации".     
Слово для доклада - сопредседателю согласительной комиссии Владимиру            
Петровичу Лукину.                                                               
                                                                                
ЛУКИН В.П. Уважаемые коллеги, данный закон, как вы, наверное, помните, прошел   
тщательное обсуждение в Государственной Думе, и мы три раза голосовали          
огромным большинством за этот закон. В первом случае "за" было подано 318       
голосов, во втором случае - 267 и в третьем - 341.                              
                                                                                
К сожалению, Совет Федерации не поддержал этот законопроект. Там имелся ряд     
замечаний. Главным было не столько основа для замечаний, сколько настроения:    
вроде бы им слишком мало разрешают.                                             
                                                                                
Была создана согласительная комиссия, в которую, как я вам уже говорил, вошли   
три депутата Государственной Думы - Вишняков, Шабанов, Лукин - и два члена      
Совета Федерации - Сергей Алексеевич Вахруков, председатель Государственной     
думы Ярославской области, и Александр Васильевич Попов, председатель            
Законодательного собрания Ростовской области, заместитель председателя          
комитета по делам СНГ Совета Федерации. Очень долго и тщательно мы работали.    
Помимо нашей была создана рабочая группа из представителей различного рода      
ведомств и так далее. Трудность состояла в том, что Совет Федерации не дал      
нам своих консолидированных замечаний. Дали замечания три комитета. Но мы       
сделали таблицу замечаний всех этих трех комитетов и в согласительной           
комиссии самым внимательным образом по ним прошлись и пришли к единому          
мнению. Все без исключения члены комиссии, и от Совета Федерации, и от          
Государственной Думы, подписали протокол, удостоверяя, что они согласны с       
работой и новой редакцией. Подписи всех их, включая депутата Вишнякова, у       
меня имеются, желающие могут ознакомиться.                                      
                                                                                
Теперь вашему вниманию представлен этот вариант закона. Я бы сказал так:        
полностью учтена и сохранена та концепция закона, за которую мы голосовали.     
Главное состоит в следующем. В законе удалось сохранить все основные вопросы,   
связанные с тем, что приоритет в заключении договора, в контроле, в             
регистрации имеют федеральная власть, федеральные органы. В случае              
возникновения каких бы то ни было разногласий они решаются в соответствии со    
статьей Конституции, по которой Президент имеет право (и это отражено в         
соответствующем пункте, если прочесть статью 11) немедленно приостановить       
действие любого договора (даже если субъект Федерации его и подписал),          
который он считает не соответствующим Конституции или вредным для интересов     
Российской Федерации, впредь до решения вопроса соответствующими органами       
Российской Федерации, то есть федеральными органами, федеральным судом, в       
частности Верховным или Конституционным. И это полностью отдает контрольный     
пакет в международных связях (не запрещая их, мы не можем запрещать по          
Конституции международные связи) в компетенцию наших федеральных органов.       
                                                                                
Поэтому я предлагаю поддержать этот закон, результаты работы согласительной     
комиссии и текст, который у вас имеется, проголосовать за и передать закон в    
Совет Федерации.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, если есть вопросы, я отвечу.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Поднимите руки кто желает   
задать вопрос.                                                                  
                                                                                
Виктор Григорьевич Вишняков. Пожалуйста. Включите микрофон Вишнякову.           
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Уважаемый Владимир Петрович, уже несколько раз Дума принимала     
законы и о сфере внешнеэкономической деятельности, и о ряде других сфер. В      
частности, мы приняли Федеральный закон "О государственном регулировании        
внешнеторговой деятельности", затем "О международных договорах Российской       
Федерации". Существуют другие акты, в частности Указ Президента "О              
координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в         
проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации". И все то,     
что мы уже приняли (я беру ответственность за то, что я говорю), в корне не     
соответствует тому закону, который вы сейчас нам докладываете.                  
                                                                                
Вопрос такой. Вы читали те акты, которые Государственная Дума принимала? И      
почему то, что сейчас вы вносите на рассмотрение Государственной Думы, не       
соответствует тем механизмам, которые мы уже одобрили?                          
                                                                                
ЛУКИН В.П. Уважаемый Виктор Григорьевич, вношу не я - вносит группа депутатов   
Государственной Думы, включая Вишнякова, Шабанова и Лукина. Это первое.         
                                                                                
Второе. Вносят авторы этого законопроекта, к числу которых относитесь и вы.     
                                                                                
В-третьих, я ожидаю не общих деклараций, а конкретных вопросов: в какой         
статье, в каком пункте вы считаете, что этот закон противоречит другим          
законам?                                                                        
                                                                                
Я настаиваю на том, что этот закон во всех пунктах соответствует другим         
законам. В частности, я могу сослаться на следующее. Привожу вам статью 2,      
пункт 2: "Соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических       
связей, заключаемые органами государственной власти субъекта Российской         
Федерации, не могут содержать положения, противоречащие Конституции             
Российской Федерации..." Здесь даже усиление произошло по сравнению с           
предыдущим текстом. Вот этого (то, что я сейчас прочту) не было:                
"...общепризнанным принципам и нормам международного права, международным       
договорам Российской Федерации, федеральному законодательству, договорам        
между органами государственной власти Российской Федерации и органами           
государственной власти субъектов Федерации..." Значит, все противоречия,        
которые могут возникнуть, будут решаться (это в другом положении) органами      
власти Российской Федерации.                                                    
                                                                                
Что еще нужно для того, чтобы сохранить гарантии и разрешить то, что            
разрешено в Конституции, - международные связи, которые не являются             
дипломатическими и межгосударственными? Какие еще вопросы?!                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть еще вопросы к докладчику?                            
                                                                                
ЛУКИН В.П. Спасибо.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не вижу. Нет, есть.                                       
                                                                                
Медведев Николай Павлович.                                                      
                                                                                
МЕДВЕДЕВ Н.П. Владимир Петрович, ответьте, пожалуйста. Мне буквально сегодня    
поступила жалоба от избирателей (я из Мордовского избирательного округа), что   
Республика Мордовия содержит представительство в Сирии за счет бюджета. Как,    
на ваш взгляд, если мы примем закон, республика будет иметь право такое         
представительство за счет бюджета содержать? Заниматься это представительство   
будет коммерческими какими-нибудь делами, связанными с реализацией продукции    
Мордовии, как они выражаются в своем мордовском законе, в Сирии. Это            
возможно?                                                                       
                                                                                
ЛУКИН В.П. Правительство Мордовии имеет право в соответствии с этим законом     
(и раньше без этого закона) содержать свою экономическую и культурную миссию    
в той стране, которой она интересуется, при условии, что, во-первых, это не     
будет являться дипломатической миссией, во-вторых, эта миссия не будет иметь    
никаких паспортов, так сказать, дипломатических - просто это неформальная       
миссия граждан, которые занимаются делами, только разрешенными законом и        
Конституцией. И в случае, если будет обнаружено противоречие, Президент имеет   
право в тот же день приостановить деятельность этой организации и передать      
дело в федеральные суды, для того чтобы суд решил этот вопрос.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, вопросов больше нет, кажется, да?                    
                                                                                
Спасибо, Владимир Петрович, присаживайтесь.                                     
                                                                                
Есть ли желающие выступить?                                                     
                                                                                
Виктор Григорьевич Вишняков.                                                    
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Владимир Петрович попросил, чтобы я конкретно сослался на те      
нормы, которые противоречат принимаемому нами закону. Я голосовал против (я     
уже упоминал об этом) по 17 поправкам, в том числе против того, чтобы изъять    
из закона ссылку на статью 71 Конституции Российской Федерации, согласно        
которой международные и внешнеэкономические отношения, международный договор    
относятся к исключительному ведению Российской Федерации. Поправка 1 не         
принята.                                                                        
                                                                                
Я голосовал против того, чтобы заменить конституционное понятие права органов   
государственной власти на безграмотное с точки зрения юридической понятие       
права субъектов Российской Федерации на осуществление международных и           
внешнеэкономических связей. Такая подмена позволяет (там об этом прямо          
говорится) субъекту Федерации заключать международные договоры с любым          
иностранным государством. Поправка 2.                                           
                                                                                
Я голосовал против того, чтобы выхолостить полномочия МИДа Российской           
Федерации (поправка 10), против того, чтобы свести формы вертикальной           
координации между федеральным органом исполнительной власти и исполнительным    
органом государственной власти субъекта Федерации к чисто информативным,        
консультативным и прочим связям (поправка 11), против того, чтобы выхолостить   
правовой статус международного договора (поправка 20). Исключить ссылки на      
то, что действия, предпринимаемые органами государственной власти субъектов     
Федерации в нарушение Конституции Российской Федерации, рассматривались бы      
как нарушение Конституции Российской Федерации (поправка 31) и так далее.       
                                                                                
Разве это не конкретные поправки?! И разве вы, Владимир Петрович, говоря о      
том, что я высказал единое мнение по всем этим предложениям, которые вносятся   
от имени уже комиссии в целом, разве вы здесь не говорите не совсем правильно   
и четко?! На всех трех заседаниях согласительной комиссии я занимал             
принципиальную позицию, и все мои принципиальные возражения голосами двоих      
только - вас и Шабанова - отвергались.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Шабанову Александру Александровичу я включаю     
микрофон.                                                                       
                                                                                
ШАБАНОВ А.А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемая Светлана Петровна, уважаемые депутаты! Вообще, конечно, ситуация      
беспрецедентная, когда на палату вынесен согласованный текст закона и один из   
членов согласительной комиссии, который действительно выступал против           
отдельных поправок (были дискуссии, были очень большие дискуссии), сейчас       
выступает с концептуальным возражением против закона в целом.                   
                                                                                
Я не буду вдаваться сейчас в тексты, в то, о чем говорит депутат Вишняков. Я    
просил бы палату еще раз осознать, что тот правовой вакуум, который             
существует в этой области в субъектах Федерации, порождает вещи, которые        
трудно понять не только нам, законодателям, но и иностранным партнерам. Я вас   
уверяю, что в Комитете по международным делам есть сведения, которые            
убеждают, что в связях субъектов Федерации царит хаос. Это единственный закон   
(Совет Федерации примет его именно в том виде, который мы предложим),           
способный устранить ту ситуацию, которая сложилась нынче в этих связях.         
                                                                                
Я прошу проголосовать единодушно и принять текст этого закона.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, я ставлю на голосование. Кто за то,   
чтобы принять проект закона в редакции, предложенной согласительной             
комиссией? Определяйтесь, пожалуйста.                                           
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              317 чел.             70,4%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    317 чел.                                          
Не голосовало                 133 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Значит, нет необходимости в согласительной комиссии. Виктор Григорьевич, я к    
вам обращаюсь.                                                                  

Заседание № 148

21.01.1998
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" (в связи с отклонением Советом Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного СФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2026 по 2083 из 6465
Пункт 5 повестки дня: о проекте постановления Государственной Думы "О           
согласительной комиссии по Федеральному закону "О координации международных и   
внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации". Доклад требуется    
или нет? Согласительная комиссия.                                               
                                                                                
Ставлю на голосование: принять данное постановление. Пожалуйста.                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Геннадий Николаевич!..                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уже идет голосование.                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну сейчас будем отдельно, значит, за него голосовать?     
Что же вы раньше-то все это не сделали? Там же представлены, видимо... У нас    
есть порядок создания комиссии.                                                 
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              295 чел.             65,6%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    295 чел.                                          
Не голосовало                 155 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, депутат Бугера просил слова. На чью карточку? На карточку    
депутата Гребенникова.                                                          
                                                                                
БУГЕРА М.Е. Уважаемые коллеги! Фракция "Наш дом - Россия" предлагает            
дополнить согласительную комиссию одним человеком, конкретно - депутатом        
Бугерой Михаилом Евгеньевичем. Спасибо.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, в постановлении, за которое мы         
проголосовали, депутаты Вишняков, Лукин и Шабанов. Фракция "НДР" предлагает     
дополнить список еще одним кандидатом - депутатом Бугерой.                      
                                                                                
Ставлю на голосование: включить депутата Бугеру в состав согласительной         
комиссии.                                                                       
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 20 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              190 чел.             42,2%                        
Проголосовало против            7 чел.              1,6%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    198 чел.                                          
Не голосовало                 252 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Вы просто нарушили процедуру, и потому такой результат. Эти вопросы решаются    
до заседания.                                                                   
                                                                                

Заседание № 134

19.11.1997
Вопрос:

О проекте федерального закона "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1774 по 1824 из 7015
Следующий вопрос. Пункт 3: проект федерального закона "О координации            
международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации",     
третье чтение. Докладчик - Владимир Петрович Лукин. Пожалуйста.                 
                                                                                
ЛУКИН В.П. Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется в третьем чтении   
законопроект "О координации международных и внешнеэкономических связей          
субъектов Российской Федерации". Напоминаю вам, что соавторами этого закона     
являются в основном члены Комитета по международным делам, представители всех   
основных политических фракций и движений, представленных в Государственной      
Думе. Это представители фракции КПРФ, представители фракции "Наш дом -          
Россия", представители фракции Либерально-демократической партии России,        
представители фракции "ЯБЛОКО", представители депутатских групп "Российские     
регионы" и "Народовластие".                                                     
                                                                                
Такой широкий спектр соавторов был важен и является очень важным, потому что    
вопрос порядка в наших внешних связях, того, с каким порядком осуществляется    
внешняя политика, является ли эта внешняя политика одной политикой, или 15-ю,   
или 17-ю, или 89-ю, - это важнейшая не партийная, а общегосударственная         
задача.                                                                         
                                                                                
Как вы помните, в двух чтениях этот закон был принят значительным               
большинством нашей Государственной Думы. За прошедший период все те             
замечания, которые были высказаны при втором чтении (они касались в основном    
формулировок, совпадения формулировок в разных статьях договора), были          
внимательнейшим образом обсуждены с Правовым управлением, учтены,               
унифицированы, имеется виза Правового управления. В связи с этим прошу вас      
внимательно и дружно проголосовать за этот договор. Спасибо.                    
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                  В.А.Рыжков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, в третьем чтении мы, как правило,     
обсуждения не проводим. Могу я поставить на голосование? Да. Кто за то, чтобы   
принять в третьем чтении доложенный законопроект? Прошу определиться. Идет      
голосование проекта закона "О координации международных и внешнеэкономических   
связей..." в третьем чтении.                                                    
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать? Депутат Рыбаков - за. Все          
остальные успели.                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 12 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              340 чел.             75,6%                        
Проголосовало против            3 чел.              0,7%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    343 чел.                                          
Не голосовало                 107 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    

Заседание № 129

30.10.1997
Вопрос:

О проекте федерального закона "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 199 по 225 из 3668
БУГЕРА М.Е., фракция "Наш дом - Россия".                                        
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! По пункту 2 повестки         
необходимо уточнение. После принятия законопроекта в первом чтении Президент    
9 июня дал заключение, что концепция законопроекта противоречит Конституции,    
и предложил ее коренным образом переработать.                                   
                                                                                
Должен отметить, что действительно проведена концептуальная переработка.        
Законопроект существенно улучшился, но для процедурной и регламентной чистоты   
нам его нужно будет вернуть сегодня в первое чтение, вновь проголосовать в      
первом чтении и потом уже перейти ко второму.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Лукин.                                            
                                                                                
Это ваш закон, да.                                                              
                                                                                
ЛУКИН В.П., председатель Комитета Государственной Думы по международным         
делам, фракция "ЯБЛОКО".                                                        
                                                                                
Выступление уважаемого коллеги неточно. Никто не признавал никогда, что         
концепция закона изменилась. Я в ходе своего выступления постараюсь             
объяснить, что концепция осталась той же самой. Изменились некоторые термины,   
начиная с названия.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. (Выкрики из зала.) Уважаемые коллеги, мы         
сейчас спорить не будем. Есть комитет, который представляет закон.              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 265 по 701 из 3668
Уважаемые депутаты, рассматриваем пункт 2 повестки дня: о проекте               
федерального закона "О координации международных и внешнеэкономических связей   
субъектов Российской Федерации" (второе чтение). Доклад Владимира Петровича     
Лукина.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛУКИН В.П. Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется рассмотрение во    
втором чтении законопроекта "О координации международных и                      
внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации". Я хотел бы          
напомнить вам, что этот закон был принят 11 апреля 1997 года в первом чтении    
318 голосами "за" и 10 голосами "против". Он был так хорошо принят нашей        
Думой потому, что все мы хорошо понимаем, что в России должна быть одна         
внешняя политика, одна внешнеполитическая линия. При этом мы также хорошо       
понимаем, что Россия - это Федерация и субъекты Федерации должны иметь полное   
право в рамках Конституции осуществлять внешнеполитическую деятельность в       
широком объеме, который, однако, не противоречит этому принципу единой          
внешней политики. Базируясь на этом основании, группой депутатов при активном   
участии Министерства иностранных дел был разработан этот законопроект.          
                                                                                
В соответствии с Регламентом проект закона был вновь направлен для подготовки   
предложений и замечаний Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, в   
комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения, в            
Правительство Российской Федерации, конечно, в законодательные                  
(представительные) органы всех без исключения субъектов Федерации и в           
Правовое управление Аппарата Государственной Думы. Были получены отзывы на      
этот законопроект от 40 субъектов Российской Федерации, включая 11              
национальных субъектов Российской Федерации. Из этих 40 субъектов Российской    
Федерации я выделяю пять краев, 23 области и Чукотский автономный округ.        
Общее количество, включая отзывы от учреждений, президентов, - примерно 50.     
Эти отзывы в основном положительные. Имеются некоторые замечания. Поправки к    
проекту прислали депутаты Государственной Думы, они были учтены. Всего было     
прислано 250 замечаний и предложений к преамбуле и отдельным статьям            
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Как и следовало ожидать после дискуссии, которая у нас была при первом          
чтении, отрицательный отзыв прислал один субъект Федерации, а именно            
Башкортостан. Главный тезис Башкортостана в том, что этот законопроект          
игнорирует интересы субъектов, расширяя права Федерации вопреки Федеративному   
договору, договорам и соглашениям о разграничении предметов ведения,            
полномочий между федеральными органами власти и органами государственной        
власти субъектов Федерации. По глубокому убеждению нашего комитета и всех       
разработчиков, эта оценка не является объективной. Особенно хотел бы            
отметить, что такой отзыв - единственный из 11 отзывов национальных субъектов   
Федерации, остальные отзывы в целом положительные. Думаю, что более             
справедливо мнение большинства приславших отзывы. Хочу очень кратко изложить,   
например, суть отзыва Курской областной думы. Она такова: принятие              
законопроекта будет способствовать улучшению взаимодействия федерального        
Правительства и субъектов Федерации, укрепит позиции регионов в отношениях с    
зарубежными партнерами.                                                         
                                                                                
Я хотел бы сказать, что этот договор ко второму чтению сохранил основную        
концепцию и структуру законопроекта. Те, кто внимательно следил за этим         
договором, помнят, что я перечислил восемь основных пунктов, которые являются   
сутью концепции этого договора. Все восемь пунктов этой концепции сохранены,    
в изменениях речь шла только о терминологии. Очень серьезная дискуссия была с   
Главным государственно-правовым управлением, которое подвергло сомнению ряд     
терминов. Мы во многом пошли навстречу Главному государственно-правовому        
управлению. В результате мы пришли к выводу, что надо уйти от перечисления      
тех или иных полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области           
международных дел, потому что, во-первых, эти полномочия сосредоточены в        
Конституции, а во-вторых, перечень таких полномочий очень подвижен, он не       
является статичным, ведь в Конституции предусмотрен принцип, что федеральная    
сторона и сторона субъекта Федерации могут какие-то полномочия передавать.      
Вот такую подвижную картину в законе не установишь, поэтому закон               
сконцентрировался больше на процессуальных моментах, но сохранил все основные   
положения, которые содержались ранее. Можно сказать, что замечания Правового    
управления, касающиеся норм, уже апробированных в законодательной практике,     
также учтены.                                                                   
                                                                                
Заключая, я хочу сказать, что если мы поддержим этот закон, причем поддержим    
его очень значительным большинством голосов с учетом, так сказать,              
возможности будущих дискуссий, то это приведет нас к одной простой вещи: мы     
закрепим положения, при которых у России будет одна внешняя политика, будет     
одна внешнеполитическая линия, и при этом предоставим регионам возможность      
именно как регионам взаимодействовать с иностранными партнерами за своими       
пределами и в своих границах.                                                   
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                  В.А.Рыжков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Петрович.                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли у вас вопросы по таблицам поправок? Напоминаю, мы   
проводим сегодня второе чтение.                                                 
                                                                                
Пожалуйста, депутат Бугера Михаил Евгеньевич.                                   
                                                                                
БУГЕРА М.Е. Уважаемый Владимир Петрович! Согласно статье 110 нашего             
Регламента поправки к законопроекту вносятся в виде текста изменений или        
дополнений в конкретные статьи законопроекта. Я вижу, что преамбула             
законопроекта по сравнению с первым чтением изменилась совершенно. И в          
таблице принятых поправок я, к сожалению, не вижу, кто же автор конкретной      
формулировки, например, преамбулы. Я говорю только о преамбуле, но это          
касается и всех остальных статей законопроекта. Я спрашиваю: кто является       
конкретным автором принятых конкретных поправок к тексту преамбулы, в           
частности, и всех остальных статей?                                             
                                                                                
ЛУКИН В.П. Преамбула действительно изменилась. Хотел бы отметить, что           
преамбула - это не концепция закона. Концепция закона содержится в статьях      
закона, в нормативных, основных статьях, она не изменилась. Что касается        
преамбулы, то она является результатом дискуссий между Главным                  
государственно-правовым управлением, Правовым управлением Аппарата Думы и       
авторами законопроекта, которые перечислены. Авторы согласились. Таким          
образом, эта преамбула выработана авторам законопроекта на основе этой          
дискуссии.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы у депутатов?                          
                                                                                
Депутат Чехоев Анатолий Георгиевич, пожалуйста.                                 
                                                                                
ЧЕХОЕВ А.Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.              
                                                                                
Уважаемый Владимир Петрович! Когда его принимали в первом чтении... и сейчас    
хочу вернуться к тому, о чем говорил тогда. Я считаю, что этот закон вреден в   
целом для Российской Федерации, именно для федерации. Тем, что вы убрали        
сейчас перечень полномочий, и создастся наибольший хаос в том, чем занимаются   
сегодня наши субъекты Федерации. В конечном итоге через ответственность         
субъектов перед зарубежными партнерами мы пустим Россию по миру. И самое        
главное то, что сейчас вроде бы поправочки там сделали, субъекты с субъектами   
будут работать - это от лукавого.                                               
                                                                                
Поэтому я сейчас обращаюсь к Государственной Думе. Я считаю, что                
концептуально этот закон Государственной Думе не нужен. Это децентрализация.    
Мы это уже проходили на примере Советского Союза. В конечном итоге это          
приведет к развалу Российской Федерации.                                        
                                                                                
И прошу депутатов вернуть этот законопроект в первое чтение, а еще лучше -      
снять совсем. Есть... (Микрофон отключен.)                                      
                                                                                
ЛУКИН В.П. Спасибо, уважаемый коллега. Ваше мнение, конечно, имеет право на     
существование, но оно никоим образом не соответствует тексту договора.          
                                                                                
Я прошу вас взглянуть на статью 8 договора, где все очень ясно и четко          
сказано. Кстати, эта статья вызывает крайнее неудовольствие наших уважаемых     
коллег из Башкортостана и ряда других, которые прислали свои замечания.         
                                                                                
Статья 8 содержит пункт о полной недопустимости заключения субъектами           
Федерации соглашений с зарубежными странами, имеющих статус международного      
договора. Это является одним из стержневых пунктов концепции данного            
договора. Если мы его примем, мы не пустим Россию по миру (кстати, не из-за     
этого договора мы можем пустить или не пустить Россию по миру), а мы сделаем    
следующее: мы будем иметь законодательный документ, который заранее признает    
недействительным любой договор субъекта Федерации, если он имеет статус         
международного договора. Это коренной пункт. Я хотел бы, чтобы вы обратили на   
него внимание, и хотел бы также, чтобы все обратили внимание на то, что у нас   
страна - Российская Федерация и запретить по Конституции внешние связи          
субъектам Федерации нельзя, да и нерационально. Надо сделать эти связи          
такими, чтобы у нас была одна политика, чтобы они регистрировали эти связи      
заблаговременно (я прошу обратить внимание также на те статьи, которые          
содержат пункты об обязательной регистрации) и чтобы договоры считались         
недействительными, пока они не зарегистрированы у нас соответствующими          
органами центра. Все ваши опасения не основаны на тексте договора, и меня это   
очень радует.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще вопросы по таблицам поправок? Нет.                                  
                                                                                
Тогда позвольте мне в соответствии с Регламентом поставить на голосование...    
                                                                                
Бугера Михаил Евгеньевич. Пожалуйста. Еще раз, вторично.                        
                                                                                
БУГЕРА М.Е. Вторично.                                                           
                                                                                
Я хочу отметить, что, к сожалению, таблицы поправок процедурно недоработаны,    
поскольку конкретные формулировки, которые сейчас есть в законопроекте, в       
таблицах принятых поправок не отражены. И помимо этого замечания я хотел бы     
настоять на том, чтобы поправка 24 в таблице принятых и поправки 38 и 40 в      
таблице отклоненных были проголосованы отдельно. Мотивировку дам перед          
голосованием.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Позвольте мне тогда действовать в соответствии с Регламентом. Поправка 24. Мы   
пойдем так: мотивация депутата, мнение комитета и голосование.                  
                                                                                
Пожалуйста, депутату Бугере включите микрофон. По поправке 24 из таблицы        
принятых поправок.                                                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, откройте таблицу поправок. Поправка 24.                     
                                                                                
БУГЕРА М.Е. Поправка 24 в таблице принятых относится к статье 3 - той,          
которая была при первом чтении. Белгородская областная дума предлагает, чтобы   
международные договоры Российской Федерации направлялись на согласование в      
органы власти субъектов Российской Федерации. Здесь написано, что эта           
поправка принята. Но ко второму чтению эта статья исчезла из текста             
законопроекта вообще. Поэтому я настаиваю на том, что поправка 24 не может      
быть в числе принятых, поскольку она аннулируется поправкой 22, исключающей     
статью. Прошу поправку 24 из таблицы принятых поправок исключить.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Перенести в таблицу отклоненных.                          
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Петрович. Вы согласны с этим?                              
                                                                                
ЛУКИН В.П. В принципе эта поправка принята, потому что в статье существует      
очень ясный и четкий механизм взаимного согласования и взаимной регистрации и   
соглашений, которые заключили с субъектами Федерации, и готовящихся             
международных договоров. В частности, и в Конституции, и в законе содержится    
принцип о том, что те субъекты Федерации, которые непосредственно вовлечены в   
какое-то готовящееся международное соглашение, должны участвовать в его         
разработке и в соответствующих переговорах.                                     
                                                                                
Я не вижу оснований для того, чтобы эту поправку принимать отдельно, но         
такова воля депутатов. Комитет считает, что эта поправка...                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, Владимир Петрович, он предлагает не принять эту      
поправку, а просто перенести ее технически из таблицы принятых в таблицу        
отклоненных.                                                                    
                                                                                
ЛУКИН В.П. Пожалуйста. Возражений нет. От этого суть договора не меняется.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.                                                     
                                                                                
Уважаемые депутаты, с учетом уточнения, которое внес депутат Бугера о           
переносе поправки 24 из таблицы принятых в таблицу отклоненных поправок,        
ставлю на голосование: согласиться с комитетом в части принятия поправок.       
Прошу определиться. Голосуется таблица принятых поправок - поправок,            
рекомендованных к принятию. Идет голосование: согласиться с комитетом в части   
принятия поправок.                                                              
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать? Депутат Апарина - за.              
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 21 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              244 чел.             54,2%                        
Проголосовало против            7 чел.              1,6%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    252 чел.                                          
Не голосовало                 198 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Депутат Бугера поставил вопрос о двух поправках из таблицы отклоненных          
поправок. Мы сейчас по ним определимся.                                         
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон депутату Бугере.                                 
                                                                                
БУГЕРА М.Е. В поправках 38 и 40 из таблицы отклоненных речь идет о том, чтобы   
ввести в законопроект ссылку на те договоры о разграничении полномочий          
предметов ведения, которые заключаются между федеральными органами              
государственной власти и органами власти субъектов Федерации. Такое             
упоминание теперь в законопроекте, доработанном ко второму чтению, есть.        
Поэтому меня удивляет, почему поправки 38 и 40 попали в таблицу отклоненных.    
Прошу их перенести в таблицу принятых.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы согласны, Владимир Петрович?                           
                                                                                
ЛУКИН В.П. Не возражаю.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Техническая ошибка.                                       
                                                                                
Депутат Митрохин, пожалуйста.                                                   
                                                                                
МИТРОХИН С.С., фракция "ЯБЛОКО".                                                
                                                                                
Я как раз буду возражать против этого. Анализ соответствующих договоров         
показывает, что они изобилуют нарушениями законов и Конституции. Эти договоры   
заключаются органами исполнительной власти. Законодательная власть вообще не    
участвует в их разработке. И вообще, их легитимность, как правило, можно        
всегда подвергать сомнению.                                                     
                                                                                
Поэтому я бы возражал против внесения этих поправок в таблицу принятых.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Петрович, пожалуйста.                            
                                                                                
ЛУКИН В.П. Как говорится в известном анекдоте: и ты прав, сын мой. Меня         
интересует текст договора больше, чем то, в каком состоянии будут находиться    
поправки - в числе отклоненных или принятых.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На самом деле, уважаемые депутаты, речь идет не по        
существу. По существу мы проголосовали таблицу принятых поправок. Речь лишь     
идет о том, что две поправки ошибочно занесены не в ту таблицу.                 
                                                                                
Поэтому я ставлю на голосование: согласиться с комитетом в части отклонения     
поправок с учетом предложения депутата Бугеры. Пожалуйста, определитесь.        
Согласиться с комитетом в части отклонения поправок.                            
                                                                                
Кто без карточки? Алевтина Викторовна Апарина - за.                             
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 24 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              241 чел.             53,6%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    244 чел.                                          
Не голосовало                 206 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставлю на голосование законопроект во втором чтении. (Шум в зале.)              
                                                                                
Пожалуйста, Котенков Александр Алексеевич.                                      
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А., полномочный представитель Президента Российской Федерации в      
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты Государственной Думы!      
Президент в целом согласен с тем текстом, который сейчас принимается, но мы     
обнаружили одну, на наш взгляд, юридико-техническую ошибку. И если сейчас, в    
общем-то, и докладчик, и, может быть, комитет по законодательству согласятся    
с тем, что эта норма может быть повторена как корреспондирующая при доработке   
законопроекта к третьему чтению, проведена как юридико-техническая правка, то   
я просил бы эту правку сделать.                                                 
                                                                                
Речь идет о статье 4, о сроках представления проекта соглашения на              
согласование. В пункте 1 этой статьи говорится о том, что проекты соглашений,   
затрагивающих интересы федеральных органов или интересы субъектов Федерации,    
представляются на согласование в соответствующие органы государственной         
власти не позднее чем за месяц до подписания. В пункте 2 этой же статьи         
говорится, что... В общем, не упоминаются проекты, затрагивающие интересы       
иных субъектов. То есть подразумевается, что проекты, как бы не затрагивающие   
интересы других субъектов или федеральных органов власти, также                 
представляются на согласование в федеральные министерства, но не указывается,   
в какой срок. Я задаю вопрос: а кто наделен правом установить, затрагивают      
интересы федеральных органов эти проекты соглашений или нет? Если субъект       
Федерации, подготовивший проект соглашения, считает, что не затрагивают,        
получается, что он и не направляет за месяц на согласование, а представляет     
его за сутки до подписания, когда отреагировать уже невозможно. Тем не менее    
(я думаю, и Владимир Петрович согласится с этим, и другие депутаты) мнение      
субъекта Федерации о федеральных интересах далеко не всегда совпадает с         
федеральным мнением.                                                            
                                                                                
Что мы предлагаем? Мы предлагаем в пункте 2 этой статьи продублировать норму    
пункта 1, то есть что эти соглашения представляются на согласование в           
министерства также не позднее чем за месяц до подписания. То есть это будет     
корреспондирующая с пунктом 1 норма. Она может быть юридико-технически          
повторена в пункте 2.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Петрович, ваше мнение?                           
                                                                                
ЛУКИН В.П. Спасибо, Александр Алексеевич.                                       
                                                                                
Конечно же, вопрос об определении, затрагивает интересы центра или не           
затрагивает тот или иной закон, является прерогативой центра. Соответственно,   
это и имелось в виду в законе.                                                  
                                                                                
Но поскольку здесь чисто технически может быть допущена какая-то                
двусмысленность, мы тогда в третьем чтении это учтем, если вы не возражаете,    
именно как технический недочет.                                                 
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                 Г.Н.Селезнев                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Лукьянов, потом - Себенцов.                       
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И., председатель Комитета Государственной Думы по законодательству   
и судебно-правовой реформе, фракция Коммунистической партии Российской          
Федерации.                                                                      
                                                                                
Поскольку представитель Президента сослался на комитет по законодательству, я   
полагаю, что эту поправку надо принять сейчас, чтобы она вошла в текст, и уже   
больше к этому не возвращаться. В третьем чтении надо иметь дело с чистым       
текстом.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Петрович, вы могли бы сейчас ее                  
сформулировать?                                                                 
                                                                                
ЛУКИН В.П. Конечно же. Александр Алексеевич уже сформулировал, просто           
передать слово в слово, так сказать: также в течение 30 дней.                   
                                                                                
Пожалуйста, Александр Алексеевич, у вас есть более четкая формулировка.         
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Геннадий Николаевич, если вы позволите, я для           
стенограммы прочитаю, как это должно выглядеть. В пункте 2 статьи 4 после       
слов "в соответствующий федеральный орган исполнительной власти" включить       
слова "не позднее чем за месяц до подписания соглашения".                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, нет возражений? Я ставлю на           
голосование данную поправку, о том, чтобы дописать об этом сроке. Пожалуйста,   
ставлю на голосование: согласиться с поправкой в редакции представителя         
Президента.                                                                     
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать? Депутат Апарина - за.                
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 28 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              258 чел.             57,3%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    259 чел.                                          
Не голосовало                 191 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Себенцов Андрей Евгеньевич, представитель Правительства.            
                                                                                
СЕБЕНЦОВ А.Е., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Мне, уж если мы решились     
на некоторую правку, хотелось бы привлечь ваше внимание к следующему. У         
федеральных органов не должно быть интересов, у федеральных органов имеется     
сфера ведения, поэтому я предложил бы, уж если вносим правку, заменить          
"интересы федеральных органов" на "сферу ведения федеральных органов".          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Петрович.                            
                                                                                
ЛУКИН В.П. Я не вижу большой разницы между сферой ведения и интересами.         
Например, наша семья - это наша сфера ведения и одновременно наши интересы.     
Но если представитель Правительства считает, что понятие "сфера ведения"        
точнее, чем "интересы", то я не вижу ничего плохого в этом. Во всяком случае,   
отрицательного в этой формулировке я ничего не вижу.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, может быть, мы попросим наших          
лингвистов здесь посмотреть? Скорее всего это лингвистическая правка.           
                                                                                
ЛУКИН В.П. Да, это входит в рамки лингвистической правки. Это доказывает, что   
мы сегодня вряд ли будем принимать (я не предложу этого) в третьем чтении. Мы   
подработаем как следует, проведем лингвистическую правку и представим вам       
закон в третьем чтении уже без всех этих замечаний.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Петрович.                               
                                                                                
Поправки проголосованы. Ставлю на голосование: принять законопроект во втором   
чтении. Пожалуйста.                                                             
                                                                                
Кто без карточки? Депутат Апарина - за, депутат Савчук - за.                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 30 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              267 чел.             59,3%                        
Проголосовало против            4 чел.              0,9%                        
Воздержалось                    7 чел.              1,6%                        
Голосовало                    278 чел.                                          
Не голосовало                 172 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 91

11.04.1997
Вопрос:

О проекте федерального закона о полномочиях Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в вопросах международных и внешнеэкономических связей и о порядке их координации.

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4439 по 5012 из 6566
Переходим к пункту 15 порядка работы. О проекте федерального закона о           
полномочиях Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в вопросах    
международных и внешнеэкономических связей и о порядке их координации. Слово    
для доклада - председателю Комитета по международным делам Владимиру            
Петровичу Лукину. Для содоклада подготовиться Виктору Григорьевичу Вишнякову.   
                                                                                
ЛУКИН В.П. Уважаемые коллеги, предлагаемый вам закон очень важен. Поэтому       
прошу обратить на него особое внимание. Это закон о том, что должна делать      
Российская Федерация, и что должны делать субъекты, и, напротив, чего они не    
должны делать в международных делах.                                            
                                                                                
Вы хорошо знаете историю этого вопроса. За полным запретом субъектам            
заниматься международной деятельностью последовала полная свобода. Ни то ни     
другое счастья не принесло. Счастье приносит порядок. В самом общем виде этот   
порядок установлен Конституцией. Но Конституцией он установлен в статьях 71 и   
72 в самом общем виде. Данный закон конкретизирует то, что могут и что не       
могут делать регионы в точном соответствии с Конституцией.                      
                                                                                
Я хотел бы вам сказать, что поскольку мы сегодня обсуждаем общую концепцию      
закона, то она может быть сформулирована в следующих очень коротких вещах.      
                                                                                
Первое. Субъекты Российской Федерации не являются субъектами международного     
права и не обладают, соответственно, международной правосубъектностью.          
                                                                                
Второе. Они, субъекты международного права, вступая в международные связи,      
должны основываться на международном частном праве. Не на международных         
отношениях в целом, а на международном частном праве.                           
                                                                                
Третье. Соглашения субъектов Российской Федерации с партнерами могут            
заключаться по вопросам, отнесенным Конституцией и законодательством к          
компетенции субъектов Федерации, и только.                                      
                                                                                
Четвертое. Соглашения субъектов Российской Федерации с иностранными             
партнерами не должны противоречить Конституции Российской Федерации и           
международным обязательствам Российской Федерации.                              
                                                                                
Пятое. Соглашения субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами не   
должны ущемлять законных интересов, что очень важно, других субъектов           
Федерации.                                                                      
                                                                                
Шестое. Соглашения субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами     
порождают обязательства для сторон соглашения, определенные, но не              
накладывают обязательств на Российскую Федерации сверх меры, установленной и    
согласованной с Российской Федерацией.                                          
                                                                                
Наконец, седьмое. Соглашения субъектов Российской Федерации, налагающие         
обязательства на Российскую Федерацию или на другие субъекты помимо их воли,    
не имеют юридической силы для них.                                              
                                                                                
И самое последнее, восьмое. Международные связи и контакты субъекта             
Российской Федерации с иностранными партнерами, которые не имеют                
дипломатических отношений с Российской Федерацией, могут заключаться только с   
разрешения федеральных органов, Министерства иностранных дел, соответственно.   
                                                                                
Вот, собственно говоря, краткая концепция закона. Из этой краткой концепции     
можно сделать поверхностный, неправильный вывод, что этот законопроект носит    
запретительный характер. Никоим образом! Этот законопроект не запретительный,   
а регламентирующий международные и внешние связи регионов.                      
                                                                                
Если вы внимательно посмотрите этот законопроект, вы увидите, как много им      
дано и как много они могут делать в практических вопросах, в том числе и        
устанавливать свои собственные пункты связи, свои собственные постоянные        
представительства, которые, естественно, в отличие от представительств          
государства не обладают дипломатическими функциями, - всеми остальными          
функциями они обладают.                                                         
                                                                                
Я должен сказать, мы делаем это в соответствии с Конституцией и делаем в        
интересах регионов. Это не ущемляет позиций Российской Федерации. Проблема, в   
сущности, состоит в следующем: в России должна быть одна внешняя политика и     
одна внешнеполитическая стратегия. Мы можем спорить здесь до слез и до          
криков, какая она должна быть, но она должна быть одна, и в этом                
законопроекте это четко прослеживается. Речь идет фактически о становлении      
федеральных органов нашего государства как федерального государства, а не как   
конгломерата каких-то суетящихся кусков, которые спорят друг с другом и         
толкаются друг с другом перед лицом всего мира.                                 
                                                                                
В заключение хочу сказать, что этот законопроект одобрен Правительством. Мы     
получили на него положительные заключения 26 субъектов Федерации, в том числе   
10 республик, с некоторыми критическими замечаниями, которые мы учли в 18       
главах, была проведена очень большая работа.                                    
                                                                                
Естественно, были и критические оценки со стороны властей Башкортостана,        
Калмыкии и, как ни странно, Законодательного собрания Пензенской области. Мы    
тем не менее все позитивные замечания там учли.                                 
                                                                                
Хотел бы обратить внимание, что в числе авторов нашего законопроекта имеются    
представители всех основных политических фракций. Я прошу вас принять этот      
законопроект в первом чтении, чтобы потом можно было конкретно поработать над   
предложениями.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Петрович.                               
                                                                                
Слово для содоклада предоставляется председателю подкомитета Комитета по        
международным делам Виктору Григорьевичу Вишнякову.                             
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Уважаемые депутаты! Работа над проектом закона заняла больше      
года. Непосредственно этим проектом занимался я, как председатель подкомитета   
по международно-правовым вопросам. Инициирована была эта проблема               
Министерством иностранных дел, Министерством внешних экономических связей.      
Еще год назад они обратились к нам с просьбой в порядке инициативы внести на    
рассмотрение Государственной Думы этот важнейший законопроект.                  
                                                                                
Чем они это мотивировали? Мотивировали тем, что некоторые зарубежные страны     
активно используют прямые контакты с регионами нашей страны для                 
распространения своего экономического и политического влияния.                  
Западноевропейские страны, Соединенные Штаты Америки заинтересованы в том,      
чтобы субъекты Федерации имели право непосредственно заключать международные    
договора, и, используя различного рода каналы воздействия на эти регионы,       
заключать их в своих интересах и прежде всего с целью использования в своих     
интересах богатейших природных ресурсов этих субъектов.                         
                                                                                
Как отмечают в политических и деловых кругах Запада, установление               
несогласованных с федеральными властями прямых экономических связей с           
субъектами Федерации позволяет зарубежным партнерам избегать тщательной         
экспертизы заведомо невыгодных для нашей страны проектов, добиваться            
односторонних преимуществ в ходе переговоров. Отношения отдельных регионов      
Российской Федерации с зарубежными странами в обход федерального центра         
далеко не всегда вписываются во внешнеполитическую линию России, что наносит    
значительный ущерб ее интересам. Происходит это в различных формах. Прежде      
всего через различного рода договорные отношения с этими субъектами             
Федерации. И вот эти договора, которые заключаются на двусторонней основе,      
как раз и позволяют расшатать единую централизованную политику по отношению к   
регионам и проводить линию на то, чтобы через экономическую подрывную           
деятельность расшатать и политическую стабильность нашей страны. Не случайно    
многие субъекты Федерации уже создают свои различного рода политические,        
дипломатические прежде всего, консульские, торговые представительства за        
рубежом. Создают различного рода организации, которые заключают валютные        
соглашения, устанавливают свои таможенные правила, проводят свою политику       
ценообразования, налогообразования. То есть речь идет о подрыве не только       
экономической мощи единой страны, но и о подрыве ее политической,               
государственной целостности.                                                    
                                                                                
Вот та исходная база, которая лежала в основе идеи разработки этого             
законопроекта. Законопроект был разослан всем субъектам Федерации. 26           
субъектов Федерации дали положительный отзыв, и только три субъекта дали        
отрицательное заключение. Прежде всего я имею в виду заключение Президента      
Башкортостана Рахимова, в котором говорится, что настоящий законопроект         
существенно ущемляет права субъектов Федерации и, следовательно, не должен      
быть принят даже в первом чтении. Основная мотивировка: этот закон              
противоречит уже принятым на уровне Башкортостана республиканским законам.      
                                                                                
Понятно, что законы направлены на разрушение единого правового пространства,    
и, естественно, наш законопроект входит в противоречие с принятыми на уровне    
Башкортостана законами. Конечно, такой довод не может быть положен в основу     
оценки нашего законопроекта. Мы считаем, что законопроект, целиком              
разработанный на основе Конституции, должен в конечном счете ввести единую      
нормативную основу на территории всей страны. И не случайно в своем последнем   
Послании Президент сказал, что с середины 1995 года 14 тысяч актов на уровне    
субъектов Федерации приняты с нарушением Конституции, и призвал нас навести в   
этом плане порядок. Вот мы и идем по этому пути, наводим порядок в этой         
части.                                                                          
                                                                                
Осторожный, но весьма, я сказал бы, существенный отзыв прислан по линии         
Республики Калмыкии, а также по линии Республики Татарстан. Здесь прямо не      
ставится вопрос (я имею в виду Татарстан) о нецелесообразности принятия этого   
законопроекта, но тем не менее тоже выдвигаются различного рода соображения о   
том, что законодательство республик, принятое на основе Декларации о            
суверенитете, приходит в противоречие с предлагаемым вам законопроектом.        
(Выкрики из зала.)                                                              
                                                                                
Три положения мы зафиксировали в законопроекте: все субъекты Федерации могут    
заключать лишь только соглашения, причем с учетом тех предметов совместного     
ведения, которые четко закреплены в Конституции. Перечень вопросов, по          
которым принимаются соглашения, имеет закрытый характер, то есть не может       
субъект Федерации, ссылаясь на самостоятельное правовое регулирование,          
говорить о возможности расширения своих внешнеэкономических и международных     
связей.                                                                         
                                                                                
Второе положение. Только Россия является субъектом международного права и       
обладает международной правоспособностью.                                       
                                                                                
И третье положение, очень важное. Разработаны конкретные механизмы              
координации внешнеполитической деятельности.                                    
                                                                                
В рамках отведенного мне времени я хотел бы только в заключение сделать вывод   
о том, что все, что здесь предлагается, было поддержано Правительством          
Российской Федерации. Прислан положительный отзыв (за подписью Первого          
заместителя Председателя Правительства Большакова), в котором говорится, что    
нужно в основном провести редакционную правку. Прислан положительный отзыв со   
стороны Комитета Совета Федерации по международным делам. Там много             
замечаний, но они носят чисто редакционный характер. Присланы положительные     
отзывы и со стороны ряда других организаций.                                    
                                                                                
Я считаю, что у нас сегодня рассматривается очень важный законопроект. Он       
может стать водоразделом между той негативной тенденцией к чрезмерному          
расширению прав субъектов Федерации и намечающейся уже сейчас тенденцией к      
централизации государственных функций и полномочий на уровне федеральных        
властей.                                                                        
                                                                                
Я призываю вас поэтому сегодня не просто проголосовать, а проголосовать 300     
голосами для того, чтобы дать понять многим в Совете Федерации (да и у нас      
имеются сторонники позиций, которые ведут к ущемлению общегосударственных       
интересов), что намерения Государственной Думы являются твердыми и что мы       
сможем наконец-то начать хороший процесс восстановления государственных         
интересов на территории всей Российской Федерации.                              
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                 Г.Н.Селезнев                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Григорьевич.                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчикам?                              
                                                                                
Михайлов Александр Николаевич, пожалуйста. Скажите, к кому вопрос: к            
Владимиру Петровичу или к Виктору Григорьевичу.                                 
                                                                                
МИХАЙЛОВ А.Н. Я думаю, Виктору Григорьевичу можно адресовать.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
МИХАЙЛОВ А.Н. Виктор Григорьевич, каков сегодня, на ваш взгляд, правовой        
статус договоров субъектов Федерации с иностранными государствами? Кто в них    
этим должен заниматься? И как это контролировалось до сих пор, скажем,          
федеральными властями?                                                          
                                                                                
Например, у меня такой вопрос в продолжение этого. Кем санкционировалось,       
например, создание таких формирований, как, допустим, в Курской области         
департамент по связям с Латинской Америкой, департамент по связям со странами   
Западной Европы, США и Канадой? Каков их правовой статус? Я думаю, что это      
только типичный пример и есть такие формирования в других регионах. Какой       
ущерб стране нанесен в результате таких, будем говорить, сепаратных,            
закулисных действий региональщиков за последние пять лет?                       
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Я ваш вопрос понял.                                               
                                                                                
Действительно, я определил бы этот ущерб как значительный, но никто его с       
точностью не подсчитывал. Потому что, если посмотреть внимательно в масштабе    
нескольких лет на территории всей России, этот ущерб, конечно, может быть       
расценен как большой, если не как огромный.                                     
                                                                                
Я обращался с этим вопросом в соответствующие, так сказать, структуры           
Министерства иностранных дел и МВЭС. Сказали, что эта информация есть, но она   
носит служебный характер. В случае, если мы захотим ею воспользоваться, она,    
такая информация, будет предоставлена.                                          
                                                                                
То, что происходит на практике, во многом есть результат нечеткости, которая    
содержится в самой Конституции. Да, действительно сказано, что субъекты         
Федерации имеют право лишь только на внешнеэкономические и международные        
связи, а федеральные органы государственной власти имеют право на               
международные и внешнеэкономические отношения - заключать международные         
договоры. На уровне субъекта Федерации - они только лишь исполняют              
международные договоры.                                                         
                                                                                
Но четких таких, конкретных формулировок, которые бы позволили разграничить     
полномочия федеральных органов исполнительной или законодательной власти и      
полномочия субъектов Федерации, как раз и не было в этом документе - я имею в   
виду Конституцию Российской Федерации.                                          
                                                                                
Данный законопроект позволяет нам четко определить понятия права,               
международного права. Кто имеет право от имени Федерации в целом заключать      
международные договоры? Мы исходим из того, что только Российская Федерация.    
Какие полномочия имеются у субъектов Федерации? Они могут заключать только      
лишь соглашения, причем соглашения в основном между субъектами Федерации, а     
также с соответствующими административно-территориальными единицами либо с      
субъектами, так скажем, в широком плане за рубежом, с аналогичного рода         
другими организациями. Но эти договоры или соглашения, как правило, носят       
больше частно-правовой характер. Вторгаться в сферу политических,               
дипломатических отношений, выступать от имени субъекта Федерации в защиту       
интересов всего государства - это уже не то, что прописывается в данном         
законопроекте.                                                                  
                                                                                
Поэтому введение конкретных механизмов согласования принятия различного рода    
проектов этих соглашений или проектов международных договоров позволит нам,     
как вы правильно сказали, ликвидировать ту самостийность, которая имеет место   
на уровне субъектов Федерации, когда они создают различного рода консульства,   
торговые и консульские представительства за рубежом, берут на себя функции      
дипломатов, когда они выступают от имени субъектов Федерации по вопросам        
большой политики. То есть это все то, что, конечно, наносит ущерб единым        
интересам нашего государства. Если Курская область начинает создавать где-то    
за рубежом какие-то департаменты, то вы правы, что это, конечно, в целом        
подрывает позиции страны, поскольку за рубеж, к сожалению, выходят не всегда    
самые профессиональные, самые умные и самые подготовленные кадры, тем более     
имеет место конкуренция между различного рода структурами на территории той     
или иной страны.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Григорьевич. Пожалуйста, есть ли еще      
вопросы? Есть вопросы.                                                          
                                                                                
Пожалуйста, депутат Зеленин.                                                    
                                                                                
ЗЕЛЕНИН В.М., Аграрная депутатская группа.                                      
                                                                                
Вопрос Владимиру Петровичу. Вы, наверное, знаете о том, что республики уже      
присвоили себе международные права, так называемые. Сейчас уже области          
начинают эти права себе присваивать. Пока мы принимаем закон, это беззаконие    
будет продолжаться. Не считаете ли вы возможным, чтобы либо указом              
Президента, либо постановлением Правительства запретить осуществление этой      
деятельности, то есть привести конституции республик все-таки в соответствие    
с российской Конституцией?                                                      
                                                                                
ЛУКИН В.П. Спасибо, уважаемый коллега, за вопрос. Я считаю так, что мы,         
конечно, опоздали с этим законом, но дело не в нас, конечно, а в обстановке.    
                                                                                
Проблема, на мой взгляд, состоит не в указе, потому что любой указ - это        
все-таки не законный акт в полном виде, и поэтому некоторые субъекты нашей      
Федерации могут апеллировать к тому, что это не полноценный закон. Вот если     
мы сейчас, как совершенно правильно сказал Виктор Григорьевич, примем закон     
очень солидным большинством, потому что дальше с прохождением закона могут      
быть сложности, и если Президент... а мне кажется, что Президент подпишет       
этот закон, несмотря на всякие другие сложности, то тогда это будет             
полноценный закон.                                                              
                                                                                
Что это будет означать? Это будет означать, что любые попытки иностранных       
государств противопоставить российскому закону что-то другое будут сразу        
сталкиваться с нашей позицией: имейте в виду, уважаемые государства, вы         
нарушаете российский закон, поэтому никаких гарантий того, что все это будет,   
не может быть. Такой закон резко укрепит наш статус без каких-то, так           
сказать, жестких силовых действий.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рогозин.                                          
                                                                                
РОГОЗИН Д.О., депутатская группа "Российские регионы".                          
                                                                                
Вопрос к докладчику. Владимир Петрович, скажите, пожалуйста, имеет ли право     
Республика Татарстан открывать свое официальное представительство в городе      
Севастополе? И в случае если она потеряет такое право, кому отойдет та          
собственность в центре города Севастополя, которая приобретена Татарстаном в    
обмен на поставки энергоносителей?                                              
                                                                                
ЛУКИН В.П. Законом предусмотрено, что субъекты Федерации могут устанавливать    
постоянные представительства, связанные с решением только тех проблем,          
которые предусмотрены Конституцией и настоящим законом. Там они могут решать    
вопросы внешнеэкономических связей и так далее, никакие вопросы                 
государственного, дипломатического свойства не могут иметь места. Все           
вопросы, связанные с формами собственности, с продажей, решаются не             
международным правом, а международным частным правом, как мы с вами уже         
говорили. А международное частное право - это такое право, которое определяет   
права субъектов, не субъектов международного права, а физических и              
юридических лиц. Вот в чем наша позиция.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Хамаев.                                           
                                                                                
ХАМАЕВ А.К., Аграрная депутатская группа.                                       
                                                                                
Владимир Петрович, вот здесь я не понимаю, сегодня закона нет, а все говорят,   
что действия Республики Татарстан противозаконные. Первый вопрос: почему        
такая трактовка идет?                                                           
                                                                                
И второе. Сегодня есть Конституция Республики Татарстан, там четко записаны     
все полномочия субъекта, в частности Татарстана, поэтому сегодняшний такой      
разговор в отношении Татарстана... Это, по-моему, неправильно.                  
                                                                                
ЛУКИН В.П. Уважаемый коллега! Я никогда не употреблял слово "Татарстан"         
сегодня с этой трибуны. Я хотел сказать... Я, наоборот, сказал, что этот        
закон не запретительный, а закон регулирующий. И если, как вы говорите, в       
Конституции Татарстана нет ничего такого, что выходит за рамки разумного,       
цивилизованного федерализма, то и слава Богу, тогда нет никаких проблем. Этот   
закон регулирует, что должно решать государство федеральное и что должны        
решать за границей (они многое должны решать) субъекты Федерации. Вот, как      
говорится, и более ничего.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше вопросов нет. Нет, еще депутат Рожков,             
пожалуйста...                                                                   
                                                                                
Райков Геннадий Иванович, пожалуйста.                                           
                                                                                
РАЙКОВ Г.И. Владимир Петрович, в ряде конституций республик четко записано,     
что они являются субъектами международного права. Вот если говорить о том же    
Татарстане. В Конституции Татарстана прямо записана статья: Татарстан           
является субъектом международного права. Каким образом принимаемый закон        
отрегулирует эти взаимоотношения? Да, это нарушения Конституции, но сможет ли   
закон, который мы сейчас будем принимать, отрегулировать нарушения              
Конституции субъектами Федерации?                                               
                                                                                
ЛУКИН В.П. Спасибо большое за вопрос. На ваш вопрос я бы ответил так: и да, и   
нет. Если вы имеете в виду регулирование отношений в том смысле, что мы после   
принятия этого закона встретимся с уважаемыми законодательными органами         
республик и в результате этого они быстро изменят свое собственное              
законодательство там, где оно не соответствует закону, в этом смысле - нет,     
закон это не отрегулирует. Я думаю, это долгий, сложный процесс, который надо   
вести очень терпеливо.                                                          
                                                                                
Но если вы имеете в виду регулирование на практике, перед лицом работы на       
международной арене, - несомненно отрегулирует, потому что (я уже готов         
повторить то, что я сказал раньше) у нас будет закон Российской Федерации, и    
все те страны, которые поддерживают с нами дипотношения, конечно же, в том,     
что касается нашей внутренней практики, будут руководствоваться законами        
Российской Федерации, а не законами части Российской Федерации. В этом смысле   
он нам очень поможет.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Чехоев. Последний вопрос.                         
                                                                                
ЧЕХОЕВ А.Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.              
                                                                                
Уважаемый Владимир Петрович! Из 21 национально-территориального формирования    
в составе Российской Федерации у 19 - существеннейшие расхождения с             
Конституцией Российской Федерации. Татарстан говорит, что он ассоциированный    
член Федерации, не подписывал Федеративный договор. В таком же положении        
Ингушетия, по-моему, Чечня. Не кажется ли вам, что, принимая вот эти законы,    
мы де-юре утверждаем то, что де-факто сложилось, вместо того чтобы              
действительно наводить конституционный порядок на территории Российской         
Федерации в отношениях с субъектами Федерации?                                  
                                                                                
ЛУКИН В.П. Спасибо, уважаемый коллега.                                          
                                                                                
Я считаю, что нам действительно надо наводить конституционный порядок           
цивилизованными методами. Каждая государственная организация должна это         
делать в меру своей компетенции. Вот, стоя на этой трибуне, два члена           
Комитета по международным делам в меру своей компетенции как члены Комитета     
по международным делам предлагают вам закон, который в нашей компетенции        
регулирует эти сферы, как я только что объяснял. Я не могу регулировать эти     
отношения в других сферах, выходящих за пределы компетенции комитета.           
Пожалуйста, это должны делать другие. Мы делаем то, что мы можем, то, что в     
наших силах. Помогите нам.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Харитонов Николай Михайлович, последний вопрос. Больше    
рук я не видел. Пожалуйста.                                                     
                                                                                
ХАРИТОНОВ Н.М. Уважаемый Владимир Петрович! Позволит ли ваш законодательный     
акт остаться Чечне в составе России? И вообще, что дальше будет?                
                                                                                
ЛУКИН В.П. С Чечней?                                                            
                                                                                
ХАРИТОНОВ Н.М. В отношениях между Чечней и Россией.                             
                                                                                
ЛУКИН В.П. Я с большим удовольствием выскажу свое мнение, но к закону,          
конечно, это прямого отношения не имеет.                                        
                                                                                
Если наш коллега, уважаемый Рыбкин, добьется такого соглашения, при котором     
Чечня признает, что она субъект Российской Федерации, то закон, безусловно,     
распространится на нее. Если он этого не добьется (он выступал недавно перед    
вами), тогда возникает проблема, которая решается в хасавюртских и дальнейших   
соглашениях. Мы откладываем определение статуса до 2001 года, а дальше должны   
решать вопрос принципиально. Как? Давайте будем говорить не здесь, особо,       
может быть, в закрытом помещении и так далее.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, больше вопросов нет. Присаживайтесь,   
Владимир Петрович.                                                              
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Депутаты Лысенко Владимир Николаевич и Морозов      
Олег Викторович. Пожалуйста.                                                    
                                                                                
ЛЫСЕНКО В.Н., депутатская группа "Российские регионы".                          
                                                                                
Уважаемые коллеги! Я, как член Комитета по делам Федерации и региональной       
политике, хотел поддержать данный законопроект, ибо считаю, что сфера,          
связанная с международными внешнеэкономическими отношениями, действительно      
самая сложная из вопросов взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами.     
                                                                                
В то же время я хотел сказать коллеге Чехоеву. Мы проводили слушания о          
соответствии конституций республик российской Конституции. И там насчитали      
только два субъекта, где конституции очень сильно расходятся с Конституцией     
России, и три, в которых - существенно. В остальных есть незначительное         
расхождение, но говорить о том, что у нас все республики имеют конституции,     
не соответствующие Конституции России... Я с полным основанием говорю, что      
это абсолютно не соответствует действительности, и не надо здесь как бы         
нагнетать ситуацию на пустом месте.                                             
                                                                                
Данный законопроект позволяет абсолютно конкретно записать, что может делать    
Россия, что является предметом совместного ведения и что остается субъектам     
Федерации. На сегодняшний день есть международная практика федеративных         
государств, в которых действительно субъекты федеративных государств могут      
иметь взаимоотношения экономические, культурные, гуманитарные с субъектами      
или административно-территориальными образованиями других государств, и во      
многих странах это не вызывает никаких проблем, ибо действительно закон четко   
регламентирует эту деятельность. И никаких покушений на суверенитет страны,     
никаких попыток использовать свои полномочия во вред целому федеративному       
государству не происходит.                                                      
                                                                                
У нас же, особенно в первый период, я хотел подчеркнуть, именно вначале, в      
1991-1993 годах, действительно была попытка многих субъектов Федерации          
набрать как можно больше кредитов, денег, инвестиционных проектов, не           
подкрепленных собственными гарантиями, в результате чего действительно и        
Министерство иностранных дел, и Министерство внешних экономических связей       
имели колоссальную головную боль. Ибо потом они не были кредитоспособны, и      
России приходилось зачастую расплачиваться за неудачные проекты, заключенные    
субъектами Федерации.                                                           
                                                                                
В последнее время ситуация начала меняться, и ряд положений, которые в этом     
законе закреплены, МИД уже начал с МВЭС реализовывать. Поэтому этот закон       
действительно устанавливает четкие правила игры, и я думаю, что если мы здесь   
его примем в первом чтении, то в дальнейшем он поможет нам решить многие        
проблемы.                                                                       
                                                                                
Что касается дальнейших каких-то замечаний и пожеланий, я всегда с большим      
опасением относился к предметам совместного ведения. Я думаю, что можно было    
бы сократить этот раздел, убрав там целый ряд полномочий, ибо это всегда        
спорные полномочия, которые не приводят к согласию и только больше обостряют    
ситуацию.                                                                       
                                                                                
И последнее. По тем договорам, которые уже заключены, в законе нужно            
предусмотреть статью, что они должны в течение, скажем, трех или шести          
месяцев быть приведены в соответствие с принятым законопроектом. Если это       
будет сделано, тогда вот то, о чем сегодня говорили депутаты и чего             
опасались... Если в течение шести месяцев это не приводится в соответствие,     
значит, положения эти не действуют и не применяются ни с российской, ни с       
международной стороны.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Викторович Морозов.                                                        
                                                                                
МОРОЗОВ О.В., депутатская группа "Российские регионы".                          
                                                                                
Уважаемые коллеги! Безусловно, закон, тема, которая заявлена в данном законе,   
являются исключительно актуальными. И необходимость такого закона не вызывала   
бы никакого сомнения... Но меня подвигли к этому выступлению даже не столько    
сам закон и не то, как его докладывали авторы законопроекта, сколько характер   
обсуждения и та бумага, которая нам роздана, подписанная уважаемым Сергеем      
Николаевичем Бабуриным, где он как бы аргументирует необходимость принятия      
данного закона. Иногда бывает так, что союзники принятия того или иного         
решения немножко вредят самому этому решению в итоге. Вот мы, кажется, имеем    
дело именно с этой ситуацией, поскольку те аргументы, которые высказывает       
Сергей Николаевич Бабурин в своей записке в пользу данного документа, у меня    
вызывают некоторое сомнение.                                                    
                                                                                
В частности, не совсем понятно (и очень правильно, кстати, об этом сказал       
Владимир Петрович Лукин), что в том такого и в чем проблема, когда, скажем,     
субъекты Федерации открывают свои торговые представительства за рубежом, что    
подкреплено соответствующими соглашениями? Ведь координация этой деятельности   
прописана в Конституции.                                                        
                                                                                
Кроме того, здесь неоднократно в качестве как бы негативного примера называли   
Татарстан, который имеет соответствующее соглашение с Российской Федерацией в   
области координации международной деятельности. Но, насколько мне известно,     
Татарстан ни одно из тех торгово-экономических соглашений, которые он           
подписывал, потом не перевешивал на плечи России. Как раз он в данном случае    
является показателем другого рода, когда субъект Федерации вполне               
цивилизованно, в рамках имеющегося соглашения с Российской Федерацией           
осуществляет свои внешнеэкономические связи с другими государствами, в том      
числе с республиками в составе Российской Федерации, со странами СНГ.           
                                                                                
И последнее, на что я хотел бы обратить ваше внимание. Со стороны ряда моих     
коллег прозвучал такой "нажимной" тезис о необходимости наведения               
конституционного порядка. То есть давайте как бы унифицируем ситуацию,          
заставим всех жить так, как мы хотим. Здесь, в центре, вот мы, 450, сидим,      
такие лобастые, умные, напишем хороший закон и всех заставим жить так, как мы   
хотим. Я думаю, это неправильный подход. Мы уже имели с вами пример попытки     
наведения конституционного порядка. Результат этот нам сегодня известен на      
Северном Кавказе.                                                               
                                                                                
Поэтому я весь пафос своего выступления свожу к следующему: да, нормальный      
закон, давайте к нему как к нормальному закону относиться и не переносить те    
проблемы, которые есть в этом законе, в политическую плоскость.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, все? Анатолий Георгиевич, вы выступать хотите?       
Пожалуйста. Просто нам надо переходить уже к "правительственному часу". Мы      
должны будем сейчас голосовать.                                                 
                                                                                
Депутат Чехоев. Короткое выступление.                                           
                                                                                
ЧЕХОЕВ А.Г. Уважаемые коллеги! Я поддержал бы этот закон. Я абсолютно           
согласен с Лукиным в отношении того, что действительно есть международные       
аспекты данного закона и есть внутренние. Но я не стал бы говорить о том, что   
их надо разделить. И когда мы говорим, что надо навести конституционный         
порядок внутри России, то мы должны в первую очередь понимать то, что у нас     
сегодня разграничение полномочий между центром и субъектами Федерации стало     
торгом, по существу, и каждый в зависимости от авторитета своего лидера         
начинает выторговывать себе больше полномочий. А я хотел бы, чтобы мы сначала   
внутри нормально соорудили наше федеративное устройство, а после этого уже      
решали вопрос о том, как и какие полномочия давать нашим субъектам Федерации.   
И когда в обход центра, напрямую субъекты Федерации ведут внешнеэкономическую   
и внешнеполитическую деятельность, это, по существу, то же самое, что в свое    
время было в Советском Союзе где-то в 1991 году. Что случилось с Советским      
Союзом, мы все хорошо помним. Боюсь, как бы Россию та же судьба не постигла.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, все, уважаемые коллеги. Я могу поставить на          
голосование? Ставлю на голосование: принять данный законопроект в первом        
чтении. Пожалуйста, голосуйте.                                                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 50 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              318 чел.             70,7%                        
Проголосовало против           10 чел.              2,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    328 чел.                                          
Не голосовало                 122 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Хорошо.