Заседание № 185
О Федеральном законе "О внесении дополнения в статью 8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ
Тогда переходим к пункту 5 порядка работы: о Федеральном законе "О внесении дополнения в статью 8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Для доклада слово - представителю Президента Российской Федерации Александру Алексеевичу Котенкову. Подготовиться Виктору Ивановичу Илюхину. КОТЕНКОВ А.А. Уважаемая Светлана Петровна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Представленный вам для рассмотрения проект закона "О внесении дополнения в статью 8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" дословно повторяет предложение Президента, внесенное им при отклонении данного закона. Таким образом, конфликт исчерпан, предлагается принять закон с учетом замечаний Президента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо. Виктор Иванович Илюхин, пожалуйста, вам - слово для содоклада. ИЛЮХИН В.И. Уважаемые коллеги, мне добавить уже нечего. Мы полностью взяли формулировку Президента, я просил бы проголосовать за этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли возражения, замечания, предложения? Нет. Я могу ставить на голосование? Пожалуйста, возьмите проект постановления по этому вопросу. Кто за то, чтобы принять его? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 10 мин. 12 сек.) Проголосовало за 281 чел. 62,4% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 282 чел. Не голосовало 168 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 170
О Федеральном законе "О внесении дополнения в статью 8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в связи с отклонением Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Четвертый пункт повестки дня: о Федеральном законе "О внесении дополнения в статью 8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", в редакции согласительной комиссии. Доклад председателя комитета, сопредседателя согласительной комиссии Виктора Ивановича Илюхина. ИЛЮХИН В.И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности, фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги, я напомню суть закона. Мы его принимали в конце прошлого года. Он разрешал, или давал возможность, Министерству обороны и ряду других министерств и спецслужб выдавать заграничные паспорта для наших военнослужащих. Закон был принят Государственной Думой подавляющим большинством голосов. В Совете Федерации возникли некоторые противоречия. Они устранены. Согласованный текст вам представлен. У Правового управления никаких замечаний к законопроекту не имеется. Я просил бы поддержать согласованный вариант. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к Виктору Ивановичу? Нет. Ставится на голосование: принять закон в согласованной редакции. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 35 мин. 30 сек.) Проголосовало за 308 чел. 68,4% Проголосовало против 9 чел. 2,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 140
О проекте постановления Государственной Думы "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении дополнения в статью 8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в связи с отклонением Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Пункт 8 повестки дня. Пожалуйста, депутат Илюхин. ИЛЮХИН В.И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности, фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги, я просил бы просто проголосовать. Закон "О внесении дополнения в статью 8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации..." был отклонен Советом Федерации. И Совет Федерации предлагает нам поработать в режиме согласительных комиссий. Комитет по безопасности просит в согласительную комиссию включить Илюхина в качестве сопредседателя комиссии и депутата Райкова Геннадия Ивановича. Просил бы поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к Виктору Ивановичу? Ставлю на голосование: принять данное постановление. Пожалуйста. Здесь 300 голосов не требуется. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Депутат Пузановский - за, Турусин - за, Мальцев - за. Все, да? Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 27 сек.) Проголосовало за 277 чел. 61,6% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 278 чел. Не голосовало 172 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 133
О проекте федерального закона "О внесении дополнения в статью 8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в части предоставления полномочий оформления загранпаспортов ФСБ).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 5 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении дополнения в статью 8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", второе чтение. Доклад председателя Комитета по безопасности Виктора Ивановича Илюхина. ИЛЮХИН В.И. Уважаемые коллеги, мой доклад будет очень коротким. Мы в первом чтении приняли дополнения в статью 8. На эти дополнения не поступило ни одного замечания, ни одного предложения. Вместе с этим я должен вам сообщить, что мы хотели объединить наши дополнения, внесенные в статью 8 с дополнениями, которые рассматриваются сегодня комитетом по законодательству. Однако наше Правовое управление дало нам заключение о том, что такое совмещение недопустимо, коль закон уже принят в первом чтении. Поэтому мы предлагаем принять закон во втором чтении. Никаких поправок, изменений и дополнений не поступило. У меня все. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Иванович, спасибо за короткий доклад. Есть ли вопросы к докладчику? А таблицы есть? Таблиц никаких нет. Могу я поставить на голосование? Представитель Правительства не возражает? О порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию. Пожалуйста, Андрей Евгеньевич. СЕБЕНЦОВ А.Е. Уважаемые депутаты, мне хотелось бы сказать, что Правительство действительно не направило предложений и замечаний к этому законопроекту, и поступило не совсем правильно. При рассмотрении в первом чтении депутатами высказывались большие сомнения в разумности такого законопроекта. То, что документы представителям специальных служб выдаются на сегодня теми органами, которые уполномочены на выдачу выездных документов за границу, - это общеизвестно. Если в заграничном паспорте, выданном Службой внешней разведки, будет стоять штамп СВР при выдаче, я думаю, что всем вам понятно, каково будет отношение к этому гражданину за границей. Если там будет стоять штамп МВД - "112", например, то достаточно быстро также будет известно, кто ставит штамп "112" и откуда этот гражданин. Сама по себе идея этого законопроекта абсолютно бессмысленна, мне хотелось бы, чтобы вы учли это при работе над ним. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель Президента. Потом, Виктор Иванович, вам заключительное слово. КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты Государственной Думы! К сожалению, заключение Президента поступило буквально вчера, насколько мне известно, но тем не менее там нет принципиальных возражений, кроме двух. Первое. Президент обращает внимание на то, что 22 октября принят в первом чтении законопроект с аналогичным названием, который исключает возможность выдачи соответствующих документов иными органами исполнительной власти. И поэтому, если вы будете принимать этот законопроект, вы должны сразу решить судьбу того законопроекта, потому что там есть взаимоисключающие нормы. И второе. Президент все-таки рекомендовал бы ограничить круг федеральных органов исполнительной власти, имеющих право выдавать паспорта. Потому что в проекте закона записано: "иные федеральные органы исполнительной власти", - как бы круг их не очерчен. Я хотел бы, чтобы Виктор Иванович обратил внимание на последнее, но первым вы должны решить вопрос: два взаимоисключающих законопроекта, принятых в первом чтении, должны быть скоррелированы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Виктор Иванович, пожалуйста, ваши комментарии. ИЛЮХИН В.И. Уважаемые коллеги! Я позволю себе ответить сначала представителю Правительства. Я благодарю за ту заботу, которую вы проявляете относительно нашей агентуры за рубежом. Но могу сказать, что этот порядок существовал в Советском Союзе, и агентура от этого никогда, как говорится, не терпела убытка. Это первое. Второй момент. Мы говорим: в порядке, установленном Правительством. Какой порядок вы установите, какие печати будете ставить, кто будет бланки изготовлять - это ваша обязанность, это ваша работа. Что касается ваших замечаний, уважаемый Александр Алексеевич. Да, есть законопроект. Но вы обратите внимание, что там есть законопроект, точнее прежний законопроект, и действительно в прежнем законопроекте такой формулировки нет. Вот наш законопроект вносит эту формулировку. Поэтому я здесь никаких противоречий не вижу. И тогда, когда будет принят тот закон в третьем чтении, у нас будет абсолютно полное совпадение. Да, они будут накладываться. Еще раз я просил бы проголосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вы объяснили. Перед голосованием по мотивам - Дмитрий Олегович Рогозин. Пожалуйста. От группы. Потом - Сергей Николаевич Бабурин. Виктор Иванович, еще задержитесь. РОГОЗИН Д.О., депутатская группа "Российские регионы". Уважаемые депутаты! В рассматриваемом проекте федерального закона в числе лиц, имеющих право на получение загранпаспортов, не значатся сотрудники Центрального банка России. Они не являются государственными служащими, и, по всей вероятности, при принятии данного закона мы фактически сегодня подрываем в некотором смысле престиж Центрального банка и служащих Центрального банка при их выезде за границу. Поэтому у нас есть поправка, мы готовы ее внести. Статью 12 проекта после слов "категории Б и В" необходимо дополнить словами "служащие Центрального банка Российской Федерации". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Иванович, ваше мнение. ИЛЮХИН В.И. Уважаемые коллеги, уважаемый представитель Президента, уважаемый коллега Рогозин! То, чего опасался Комитет по безопасности: как только будем говорить о конкретных министерствах и ведомствах, так мы в этом запутаемся. Поэтому наша формулировка абсолютно точная. И я хочу сказать, что она была согласована и с работниками аппарата Президента. Мы неоднократно обсуждали моменты и в принципе согласились с этой формулировкой. Что касается вашей поправки. Она к нам не поступила, но я ее предлагаю все-таки адресовать депутату Мизулиной. У нее законопроект на второе чтение еще не вынесен. И если наш закон будет принят, то только лишь туда можно адресовать вашу поправку. Оформите, мы попросим Елену Борисовну рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Бабурин - от группы "Народовластие". Пожалуйста, Сергей Николаевич. БАБУРИН С.Н. Уважаемые коллеги! Есть вопросы, в которых, на мой взгляд, не может быть каких-то партийных пристрастий, ибо эти вопросы ориентированы на защиту государственных интересов. Когда Комитет по безопасности сейчас предлагает нам устранить новшества, введенные при оформлении загранпаспортов при Шеварднадзе и Козыреве, то это направлено на то, чтобы восстановить систему, направленную на максимальную защиту наших интересов, на обеспечение четкой работы спецслужб Российской Федерации. Поэтому я предлагаю поддержать поправки, которые подготовлены Комитетом по безопасности, и принять во втором чтении законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Макашов просит еще слова. Пожалуйста. МАКАШОВ А.М. При советской власти была исключительно отработана эта система. Я командовал армией в составе Группы советских войск в Германии, у меня был свой отдел. Никаких проволочек не было. Кому нужно, выдавали вовремя, ставили штампы, ставили печати. Я понимаю, какое значение это имеет для спецслужб. Я только за то, чтобы полностью поддержать Илюхина. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Венгеровский Александр Дмитриевич. Пожалуйста. Если можно, коротко. ВЕНГЕРОВСКИЙ А.Д. Я согласен, что в советское время это все было прекрасно отработано, но сейчас, увы, антисоветское время. Поэтому у меня такой чисто риторический вопрос. Ну, например, наличие допуска формы 2Б - препятствие для большинства депутатов Государственной Думы при выезде за рубеж и получении разрешений. Не встретимся ли мы на собственном примере с некоторыми казусами? Это первое. И второе. Существует мировая практика, согласно которой возможность осуществлять такие вещи в нормальных государствах предоставлена министерству юстиции. Вот как, есть тут план или нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Иванович, пожалуйста, поясните. ИЛЮХИН В.И. Уважаемый коллега Венгеровский! Я хочу сказать, что тот порядок, который мы предусмотрели, ни вас лично, ни нас всех, вместе взятых, не коснется. Так что в этом вопросе у меня беспокойства нет. Речь ведь идет не только о спецслужбах, уважаемые коллеги, а о наших военнослужащих. Наши базы сегодня находятся в Грузии, наши миротворческие силы сегодня находятся в Югославии, наши пограничники - в Грузии, Армении, в Белоруссии и так далее. Эту проблему надо решать без проволочек. Я убедительно просил бы поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Могу я поставить на голосование? Ставлю на голосование пункт 5 повестки дня: принять проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" во втором чтении. Прошу определиться голосованием. Идет голосование законопроекта во втором чтении. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 45 сек.) Проголосовало за 278 чел. 61,8% Проголосовало против 8 чел. 1,8% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 286 чел. Не голосовало 164 чел. Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Виктор Иванович. ИЛЮХИН В.И. Уважаемые коллеги, у Правового управления замечаний по данному законопроекту нет, четыре строки всего вносится дополнения. Я просил бы вас проголосовать в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений? Ставлю на голосование в третьем чтении. Прошу определиться голосованием. Голосуется законопроект в третьем чтении. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 14 мин. 29 сек.) Проголосовало за 282 чел. 62,7% Проголосовало против 11 чел. 2,4% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 293 чел. Не голосовало 157 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 126
О проекте федерального закона "О внесении дополнения в статью 8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в части предоставления полномочий оформления загранпаспортов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые депутаты, утром, формируя повестку заседания, мы голосовали за то, чтобы вслед за этим вопросом рассмотреть блок "Оборона и безопасность". Правильно, да? Тогда возьмите порядок работы. Вопрос 26: о проекте федерального закона "О внесении дополнения в статью 8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Доклад председателя Комитета по безопасности Виктора Ивановича Илюхина. Пожалуйста, Виктор Иванович. ИЛЮХИН В.И. Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". У меня нет необходимости делать подробный, детальный доклад, ибо все положения этого закона детально проанализированы в пояснительной записке, которая вам роздана. Суть поправок, которые предлагается внести, заключается в том, чтобы предоставить право таким федеральным структурам, как Федеральная служба безопасности, Минобороны, Служба внешней разведки, Федеральная пограничная служба и Федеральное агентство правительственной связи и информации, возможность самостоятельно оформлять и выдавать паспорта сотрудникам этих министерств и ведомств. Я хочу сказать, что такой порядок существовал до 1993 года, он был установлен распоряжением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 года. Такой же порядок предусматривался и ранее в законе, который регулировал въезд и выезд. Почему мы ставим этот вопрос? Во-первых, я хочу отметить, что Министерство обороны сегодня командирует за пределы Российской Федерации достаточно большое количество своих сотрудников и для прохождения воинской службы, и для выполнения других государственных обязанностей. За год более 4 тысяч сотрудников Министерства обороны выезжает за рубеж. Второй довод - тот, что, если возможность оформления паспортов отдается Министерству иностранных дел, то внешней разведке, Федеральной службе безопасности, нашей контрразведке, по сути дела, наносится ущерб, при этом происходит утечка оперативной информации, имеющей стратегически важное значение. Вопрос согласован с министерствами, ведомствами. И я бы просил вас поддержать изменения в законопроект. Я знаю, что уже есть высказывания по поводу того, что, мол, не слишком ли большому кругу лиц даются такие полномочия? Возможно, при втором чтении мы и сами внесем поправку (я имею в виду Комитет по безопасности), и круг может быть ограничен Федеральной службой безопасности, Министерством обороны и Службой внешней разведки. Что касается других служб, то они вправе обратиться в эти органы, которые оформят заграничные паспорта для сотрудников других министерств и ведомств. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Иванович. Есть ли вопросы к докладчику? Не вижу. А, Виктор Григорьевич Вишняков. ВИШНЯКОВ В.Г. Виктор Иванович, сейчас, когда вы нам рассказывали, вы избегали понятия "дипломатический паспорт". Почему вы этого избегаете? Почему, говоря о том, что, например, только по линии Министерства обороны 4 тысячи человек едут по каким-то паспортам, а я так понимаю, что по дипломатическим паспортам, так сказать, вы так уклончиво говорите о наименовании этого паспорта? В чем дело? ИЛЮХИН В.И. Виктор Григорьевич, я умышленно не употребляю выражение, а точнее, не делаю ссылки на форму паспорта. Это может быть и служебный паспорт, это может быть и дипломатический паспорт, если таковая процедура будет согласована с Министерством иностранных дел. Один-единственный момент еще хочу подчеркнуть: сегодня технические службы всех министерств и ведомств располагают всеми возможностями для того, чтобы эти операции производить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет больше вопросов? Депутат Моисеев Борис Александрович. МОИСЕЕВ Б.А., фракция "ЯБЛОКО". Виктор Иванович! В каждом паспорте, независимо от того, дипломатический он, служебный или общегражданский, указывается, кто выдал этот паспорт - МИД или соответствующая часть ГУВД. Скажите, пожалуйста, а что будет стоять в этих паспортах в графе "кем выдан"? ИЛЮХИН В.И. Я хочу сказать, что прежний порядок выдачи паспортов, существовавший до 1993 года, регулировал эти вопросы и каких-либо противоречий между МИДом и этими федеральными структурами никогда не возникало. Будет стоять отметка "кем выдан". А если необходимо в оперативных целях, то по согласованию с МИДом будет стоять (и это тоже предусматривалось прежним распоряжением) именно виза, точнее, отметка Министерства иностранных дел. Но сама выписка, само оформление, производится именно этими министерствами. И еще один момент. Что касается дипломатических паспортов, следующая поправка, которую будет докладывать депутат Мизулина Елена Борисовна, ответит на вопросы, которые вы ставите. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, вопросов больше нет? Спасибо, Виктор Иванович, присаживайтесь. Уважаемые депутаты, могу я ставить на голосование проект закона без обсуждения? Хочу сказать, что вносится только одно изменение в статью 8 федерального закона. Кто за то, чтобы принять проект постановления по этому вопросу? Прошу определяться. Кто без карточки? Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 00 сек.) Проголосовало за 316 чел. 70,2% Проголосовало против 3 чел. 0,7% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел. Результат: принято Принято.