Заседание № 66
О проекте федерального закона № 97652-7 "О внесении изменения в статью 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к 10-му вопросу повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Байгускарова Зарифа Закировича. Пожалуйста, Зариф Закирович. БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроектом усиливается административная ответственность водителей транспортных средств за невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам и иным участникам дорожного движения, которые пользуются преимуществом при движении. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и подготовлен к принятию в третьем чтении. Комитет просит поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции по мотивам есть желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Нилов Ярослав Евгеньевич от фракции ЛДПР, пожалуйста. Подготовиться Лысакову Вячеславу Ивановичу от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! ЛДПР не будет поддерживать данную законодательную инициативу. Мы считаем, что очередное ужесточение наказания в отношении водителя приведёт к ещё более беспечному поведению пешеходов. Около десяти лет назад по инициативе бывшего тогда президентом Медведева были внесены и приняты подобные поправки, усиливающие ответственность водителей за непредоставление преимущества пешеходам, средствами массовой информации это было растиражировано, и мы видим, как сегодня себя ведут пешеходы: идут глядя в мобильный телефон, не оборачиваются ни налево, ни направо, тем самым сами создают аварийные ситуации. Мы в ЛДПР убеждены, что эти изменения вносятся больше для того, чтобы установить новые комплексы фотовидеофиксации, новые камеры, которые способны оценить дорожную обстановку и зафиксировать якобы нарушения правил дорожного движения, и они уже появились, в тестовом режиме используются в Москве, скоро появятся и в регионах. Для того чтобы больше зарабатывали коммерсанты, для того чтобы больше наполнялись региональные бюджеты, и необходимо усилить ответственность, в очередной раз залезть в карманы к нашим водителям! Мы считаем, что снижать аварийность на нерегулируемых пешеходных переходах надо по-другому: строить подземные пешеходные переходы, возводить надземные пешеходные переходы либо устанавливать по запросу пешеходов регулируемые пешеходные переходы. Тогда и аварийность будет снижена, и штрафы не надо будет повышать, и новые камеры не надо будет развешивать. Сегодня на дорогах огромное количество камер - все депутаты бывают в регионах, подтвердят это, - камеры появляются где надо и где не надо, фиксируют скорость, фиксируют правонарушения, потому что это бизнес. Мы не хотим, чтобы за счёт водителей происходило зарабатывание денежных средств, поэтому фракция ЛДПР голосовать за законопроект не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Лысаков Вячеслав Иванович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не менее, чем другие фракции, озабочена тем количеством жертв на российских дорогах, которое, к сожалению, имеется на сегодняшний день. Всё, что сказал Ярослав Евгеньевич, - а он, как обычно, глобально подходит к теме - давайте всё-таки сузим до конкретного законопроекта, который мы сейчас рассматриваем. Мы говорим о непропуске пешеходов водителями на нерегулируемых перекрёстках. Количество наездов не изменилось, даже увеличивается, это факт. Водитель, находясь в автомобиле, всё-таки защищён металлическим корпусом, а пешеход никак не защищён - осторожны должны быть и те и другие. Мы предлагаем принять этот закон, которым повышается штраф на 1 тысячу рублей, с 1,5 тысячи до 2,5 тысячи рублей. Всё-таки мы делаем это не для того, чтобы коммерсанты наживались, как сказал мой коллега, а для того, чтобы уменьшить количество наездов, чтобы водители были осторожней, - свою профилактическую роль принимаемый нами закон, я думаю, сыграет. Если мы спасём хотя бы одну жизнь, принятие этого закона уже будет оправданно. Что касается коммерческого подхода, позволяющего нажиться на водителях, скажу следующее: уважаемые водители, присутствующие здесь, в зале, а также те, кто находится вне зала, пожалуйста, всегда притормаживайте перед пешеходным переходом, и тогда никто на вас не наживётся и не случится никакой беды, никакой трагедии. Фракция поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", 10-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 42 мин. 30 сек.) Проголосовало за 342 чел.76,0 % Проголосовало против 38 чел.8,4 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 63
О проекте федерального закона № 97652-7 "О внесении изменения в статью 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к 8-му вопросу повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Вячеслава Ивановича Лысакова. Пожалуйста, Вячеслав Иванович. ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен ко второму чтению. Поправок не поступило. Комитет рекомендует принять его во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", 8-й вопрос. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 26 мин. 27 сек.) Проголосовало за 338 чел.75,1 % Проголосовало против 36 чел.8,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят.
Заседание № 49
О проекте федерального закона № 97652-7 "О внесении изменения в статью 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения; внесён Правительством Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, сегодня у нас на фиксированное время стоит рассмотрение двух альтернативных законопроектов, под пунктами 47.1 и 47.2. Пункт 47.1, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", и пункт 47.2, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". По первому вопросу доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра внутренних дел Российской Федерации Игоря Николаевича Зубова. Пожалуйста, Игорь Николаевич. ЗУБОВ И. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Законопроект, представляемый Правительством Российской Федерации на ваше рассмотрение, подготовлен во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 11 апреля 2016 года, данных им по итогам заседания президиума Государственного совета. Основной целью законопроекта является повышение ответственности за невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств) путём увеличения размера административного штрафа с 1 тысячи 500 до 2 тысяч 500 рублей. Необходимость предлагаемой меры обусловлена неэффективностью действующей санкции, о чём свидетельствует постоянный рост количества возбуждённых административных дел о правонарушениях данной категории. В 2016 году их было 1 миллион 706 тысяч, что на 43 тысячи 172 дела больше, чем в 2015 году, за пять месяцев текущего года количество таких дел уже составило 732 тысячи 534. В результате дорожно-транспортных происшествий этого рода на пешеходных переходах в 2016 году погибло 802 человека и было ранено 14 тысяч 352 человека, в этом же году погибло 182 велосипедиста, было ранено 2 тысячи 497. За пять месяцев текущего года погибло 224 человека, ранено 4 тысячи 936, велосипедистов погибло 36, ранено 481. Несмотря на то что общее число пострадавших в таких ситуациях в результате принятых мер снижается, мы всё же считаем, что ситуация, как и ранее, требует особого внимания, на что и указал Президент Российской Федерации. Предполагается, что усиление штрафных санкций станет дополнительной профилактической мерой и будет способствовать стабилизации обстановки на дорогах. Законопроект прошёл все необходимые согласования, его принятие не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства, а также дополнительных расходов, покрываемых за счёт средств федерального бюджета. В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрении находится законопроект такого же содержания, о чём уже было сказано, внесённый Законодательным Собранием Краснодарского края. Основным его отличием является предложение об установлении безальтернативного фиксированного штрафа за совершение рассматриваемого правонарушения в размере 5 тысяч рублей. В ходе обсуждения данных законопроектов в правительстве и в ГПУ Президента Российской Федерации было отмечено, что правительственный законопроект носит более системный характер и последовательно развивает положение вынесённого недавно на ваше рассмотрение проекта новой статьи 12.38 КоАП Российской Федерации, которое предусматривает возможность лишения права управления автомобилем или установления штрафа в размере до 30 тысяч рублей для ранее лишённых прав водителей при систематическом совершении подобных правонарушений. С учётом изложенного прошу поддержать представленный законопроект и принять его в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич. Вопрос 47.2, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад представителя Законодательного Собрания Краснодарского края депутата Государственной Думы Ивана Ивановича Демченко. Пожалуйста, Иван Иванович. ДЕМЧЕНКО И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В законопроекте "О внесении изменения в статью 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесённом Законодательным Собранием Краснодарского края, предусматривается увеличение штрафа, налагаемого на водителя, за непредоставление преимущества пешеходам на пешеходных переходах с 1 тысячи 500 до 5 тысяч рублей. Все мы знаем, что многими водителями не выполняются требования Правил дорожного движения о снижении скорости движения автомобиля при приближении к нерегулируемому пешеходному переходу и предоставлении преимущества пешеходам, велосипедистам и иным участникам дорожного движения, в том числе по причине незначительного размера штрафа. Этим и вызвано предложение депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края увеличить размер штрафа до 5 тысяч рублей. Я являюсь также заместителем председателя Совета законодателей Краснодарского края, и, вы знаете, там это решение обсуждалось, но, к сожалению, правительство отклонило нашу поправку, как и комитет. К принятию в первом чтении комитетом рекомендован правительственный законопроект, где устанавливается размер штрафа от 1 тысячи 500 до 2 тысяч 500 рублей. Как следует из заключения профильного комитета, это позволит обеспечить соразмерность применяемых штрафов характеру административных правонарушений. Ну а наш законопроект комитет предлагает отклонить, и мы вынуждены согласиться с этим решением. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад по вопросам 47.1 и 47.2 Вячеслава Ивановича Лысакова, первого заместителя председателя Комитета по государственному строительству и законодательству. Пожалуйста. ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Игорь Николаевич довольно ёмко доложил оба вопроса, и наш коллега из Краснодарского края также пояснил суть их предложения. Профильный комитет, конечно, поддерживает законопроект, внесённый Правительством Российской Федерации, поскольку санкции, которые предлагает Правительство Российской Федерации, более адекватно соответствуют степени общественной вредности поведения - непропуска пешеходов на пешеходном переходе, велосипедистов и иных участников дорожного движения. Предложение коллег из Законодательного Собрания Краснодарского края, конечно, менее адекватно, мягко выражаясь. Поэтому мы предлагаем второй законопроект отклонить, а первый принять в первом чтении. Хочу сказать вам, коллеги, что нам надо крайне внимательно и осторожно относиться к повышению санкций для водителей. Ко второму чтению следует продумать, возможно, хотя это вопрос, конечно, дискуссионный, предложение коллег из МВД обсудить одновременно вопрос о повышении санкций для пешеходов. Повышение санкций по отношению к водителям может сыграть, да уже сыграло с ними в 2013 году довольно злую шутку: после увеличения штрафа для водителей пешеходы стали вести себя крайне беспечно. Да, преимущественное право у пешехода, когда он вступает на нерегулируемый пешеходный переход типа "зебра", но вы прекрасно знаете, что довольно много пешеходных переходов в Москве - далеко ходить не надо, на Тверскую выйдите, - где невозможно проехать, если будешь пропускать всех пешеходов, часами будешь стоять, поэтому машинам приходится аккуратно протискиваться в образовавшуюся брешь, и если поблизости будет стоять инспектор не очень законопослушный, то он может каждого второго, да чуть ли не каждого водителя останавливать и привлекать за непропуск пешехода. Повторяю, возможно, повышать штрафы и необходимо, мы поддерживаем, ещё раз подчёркиваю, законопроект правительства, но надо делать это с оглядкой, чтобы не навредить. Хочу ещё раз обратить ваше внимание, что, когда пешеходное сообщество - а мы все пешеходы и многие из нас водители - узнает, что штрафы подняты практически в 2 раза, это может, подчёркиваю, сослужить плохую службу именно пешеходам. Беспечность: телефон в руках, отправление СМС, слушание музыки, зимой капюшон по самые глаза - люди не смотрят, когда делают шаг на "зебру", ни налево, ни направо, а пешеход сначала должен убедиться в безопасности своего движения, не переходить перед автомобилем, который уже практически на переходе, потому что законы физики никто не отменял, у любого автомобиля, даже если он движется без нарушения скоростного режима, есть тормозной путь. Всё это мы должны обсудить уже ближе ко второму чтению. В первом чтении мы поддерживаем законопроект и приглашаем всех принять участие в подготовке его ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Иванович. Уважаемые коллеги, вопросы докладчику, содокладчику? Есть. Включите, пожалуйста, режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Игорь Николаевич, рядом с вами там опытные гаишники сидят, вот скажите, пожалуйста, не анализировали вы, во сколько раз увеличилось количество ЧП на переходах после нововведений? С моей точки зрения, это спровоцировало как раз безбашенность пешеходов, когда мы дали им преимущество. И второе, когда мы дали водителям преимущество против принципа правой руки при движении по кругу, - мне кажется, что это тоже спровоцировало рост числа аварий. Нет ли такой статистики? ЗУБОВ И. Н. Статистика такая есть, я её частично привёл, но хочу сказать, что в результате ранее принятых мер уже существенно уменьшилось общее количество пострадавших, и уменьшение очень существенное. Если, допустим, брать данные о погибших, то на 17 процентов меньше, о раненых - почти на 6 процентов меньше. Это уже хороший показатель. По поводу того, что общая масса нарушений увеличивается. Хочу обратить ваше внимание, что по всей стране последовательно реализуется программа "Безопасный город", и только за эти полгода средствами видеофиксации на пешеходных перекрёстках выявлено в 2 раза больше вот таких правонарушений. И эффективность будет всё время увеличиваться. На самом деле, даже несмотря на то, что есть позитивная тенденция, при обсуждении этого вопроса и президент, и участники заседания Госсовета сказали, что тенденция правильная, но, сказали, мало, идите дальше. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Харитонов Николай Михайлович. ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемый Игорь Николаевич, в своё время министр внутренних дел Щёлоков добился при помощи кинофильма уважения к органам МВД, при помощи образа участкового Анискина. Мы вот частенько сразу за кошелёк, за рубль, а может быть, для начала нам ввести талон нарушений, как в советское время, когда был талончик: первое, второе, третье нарушение - ну а потом уже определялось, лишать или не лишать прав? На самом деле вы посмотрите, и вот здесь коллеги выступали: пешеходы - а мы ведь сейчас говорим только о тех местах, где оборудован пешеходный переход, - практически на любом участке дороги могут спокойно идти, даже не поворачивая голову, чтобы посмотреть, движется или не движется транспорт. Может быть, ввести всё-таки для начала талон нарушений, а не сразу рублём?.. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Игорь Николаевич. ЗУБОВ И. Н. Уважаемый Николай Михайлович, согласен с вами в том, что система административных наказаний в целом заслуживает более пристального нашего внимания и реформирования. Если вы имеете в виду, что надо давать талончики пешеходам... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЗУБОВ И. Н. А! Речь-то шла как раз о пешеходах. Ну давайте комплексно этот вопрос рассматривать. К предмету данного законопроекта это отношения не имеет, но вот балльная система, которая уже в этом зале, кстати, с моим участием обсуждалась, и мы много об этом дискутировали, пока поддержки не находит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сидякин Александр Геннадьевич. СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Игорь Николаевич, вам вопрос. Вот у нас всегда ведутся дискуссии, можно ли штрафами изменить статистику: повышение штрафов на тысячу рублей снизит сразу же аварийность на пешеходных переходах? Коллега Лысаков уже поднимал здесь вопрос: почему только на водителей вы возлагаете вину за ДТП, которые происходят на пешеходных переходах? Я много раз видел сам, когда на красный свет вырываются люди, и вот он правильно приводил в пример уткнувшуюся в айпады молодёжь, в капюшонах и так далее. Мне кажется, нет системности в подходе, связанном с предотвращением правонарушений. И подвопрос: есть ли информация о светофорах, которые позволяют нажимать на кнопку и менять сигнал? Особенно это актуально в вечернее время, когда подолгу горит красный свет, чтобы можно было менять его на зелёный, а когда нет пешеходного потока, тогда нет смысла и красный свет зажигать. ЗУБОВ И. Н. Вот коллега мой подсказывает, что у нас основное количество наездов происходит на нерегулируемых перекрёстках. К сожалению, я такой статистикой не располагаю, к тому же мы, полиция, светофоры не устанавливаем, но вопрос принимается. Теперь что касается комплексного характера. Мы готовы рассмотреть вопрос об ужесточении ответственности пешеходов, если депутаты его ставят, такой законопроект мы вместе с вами в комитетах готовы проработать и при необходимости внести. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Игорь Николаевич, вот Вячеслав Иванович Лысаков, когда выступал, обозначил проблему, что бывают ситуации, когда ну просто невозможно проехать: поток пешеходов по нерегулируемому перекрёстку идёт сплошной, и водители просто не в состоянии проехать, они вынуждены нарушать. Может быть, мы как-то в правилах пропишем, что если водитель остановился перед пешеходным переходом, то дальше его движение не будет рассматриваться как непропуск пешеходов? Вот уточнить такие вещи нужно, потому что это жизнь: попробуйте в час пик поверните на Кутузовский где-нибудь - везде нерегулируемые пешеходные переходы, вы увидите, что, не нарушив, не повернёшь никогда в жизни. ЛЫСАКОВ В. И. Ну я думаю, что мы все случаи из практики здесь сейчас не рассмотрим. Конечно, есть разные жизненные ситуации, когда и пешеходы злоупотребляют своим преимущественным правом, и водители не уступают дорогу, но я хочу отметить, что по поручению президента мы проводим очень большую кампанию, это у нас и в графической форме представлено (есть соответствующий проспект, готов его вам предоставить, если вы сейчас подойдёте), и на сегодня мы можем констатировать существенное повышение уровня дисциплинированности водителей и пешеходов, судя по результатам опросов, которые произведены нами и по нашему заказу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Игорь Николаевич, дело в том, что вы приводите статистику за последние два года, а там статистически достоверного увеличения количества сбитых пешеходов, или травмированных пешеходов, не произошло, и получается, что мы пытаемся реализовать ту успешную практику, которая была несколько лет назад, когда со 100 рублей до 1 тысячи 500 подняли штрафы. Не кажется ли вам, что увеличение размера штрафа с 1 тысячи 500 до 2 тысяч 500 рублей в принципе проблему не решит, здесь надо уже другие методы снижения смертности на пешеходных переходах применять? То есть устанавливать регулируемые пешеходные переходы, освещение, вторую полосу, из-за которой чаще всего происходят эти вылеты, скажем так, автомобилей, сбивающих пешеходов, когда водители их не видят... То есть исчерпан уже этот штрафной потенциал, и увеличение размера штрафа на тысячу рублей ничего не даст. ЗУБОВ И. Н. Алексей Владимирович, я с вами согласен в том, что это комплексная проблема, она требует соответствующего решения, что называется, по всем направлениям, которые вы обозначили. Вместе с тем, что касается штрафных санкций, не просто так они предлагаются: была проделана соответствующая работа, которая доказала наличие корреляции между размером штрафных санкций и общественно вредными или общественно полезными последствиями, корреляция имеется, хотя это не решает проблемы в целом. Ещё я хотел бы обратить внимание на то, что мы рассматриваем этот вопрос системно, в данном случае мы не просто предлагаем ввести повышенный размер штрафа, а предусматриваем возможность варьирования от самого маленького до самого большого при принятии решения. Плюс к этому ещё раз напоминаю о рассмотренном и принятом в первом чтении законе об ответственности за систематическое совершение подобных правонарушений, в котором установлена ещё более серьёзная ответственность. Что касается программы "Безопасный город", просвещения в школах и информирования участников дорожного движения и так далее и тому подобное, конечно, это комплексная задача, которую мы должны решать. С нас президент жёстко спрашивает: а корреляция-то в чём? Вы правильно подметили, что уменьшение на 17 процентов - это же хорошо... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Торощин Игорь Андреевич. ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемый Игорь Николаевич, у нас крайне неудачно организована система переходов. Скажите, пожалуйста, не лучше ли было бы для повышения безопасности исключить нерегулируемые пешеходные переходы на дорогах, где четыре и более полос, заменив их на регулируемые? Ведь часто водитель просто не видит выныривающего из-за другой машины пешехода. ЗУБОВ И. Н. Вы правильно говорите. Насчёт того, лучше или не лучше, скажу, что надо делать и то и другое. Но я хочу напомнить, что вопросы регулирования дорожного движения, установления светофоров, нанесения разметок относятся к вопросам местного значения. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования всё больше принимают на себя эти функции и начинают их осуществлять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бугера Михаил Евгеньевич. БУГЕРА М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Вопрос содокладчику. Уважаемый Вячеслав Иванович, оба законопроекта концептуально едины, разница только в степени адекватности. Почему нельзя было принять в первом чтении полгода назад краснодарский законопроект и придать ему большую адекватность ко второму чтению, почему нужно было тянуть до внесения правительственного законопроекта? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Лысакову включите микрофон. ЛЫСАКОВ В. И. Спасибо за вопрос. Термин "тянуть" всё-таки не очень корректен. Есть определённый график работы комитета, есть приоритетность в рассмотрении законопроектов. Так выпало, что ваш законопроект совпал с законопроектом, внесённым правительством. Это первое. И второе. Пользуясь случаем, хотел бы дать пояснение коллеге из фракции ЛДПР, что вступившим в действие ГОСТом запрещены "зебры" в случае, если имеется две полосы и более. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Крупенников Владимир Александрович. КРУПЕННИКОВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Игорь Николаевич, к сожалению, у нас, особенно в Москве, существует такой незаконный вид деятельности, как автоподстава. В последнее время как раз на пешеходных переходах часто происходит следующее: мошенник умышленно бросается на медленно едущую машину, мало чем при этом рискуя, а потом шантажирует водителя. С ужесточением санкций для водителей не расширится ли такой вид деятельности? И какие меры вы принимаете, как вы отличаете, когда действительно произошёл наезд на пешехода, а когда была совершена автоподстава? ЗУБОВ И. Н. Вопрос своевременный. Действительно, такое явление имеет место, все это знают. Существует оно давно и описывается в литературе, в различных источниках уже на протяжении десятков лет. Я думаю, что ужесточение ответственности на тот лаг, который мы предлагаем, само по себе не приведёт к резкому росту числа подобных мошеннических действий. Как мы разделяем? Прежде всего это вопрос понимания: мы дали соответствующие указания в органы ГАИ, и там с пониманием относятся к подобным заявлениям водителей. Ну и конечно, используются средства видеофиксации: вы прекрасно знаете, что практически во всех городах, по крайней мере в крупных, почти все машины уже имеют средства видеофиксации, и мы с вами вместе добились здесь того, что эти записи приобщаются к доказательствам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Игорь Николаевич, у нас в Думе появляется такая практика, что между первым и вторым чтениями по некоторым законопроектам мы просим, требуем от правительства, министерств выпуска подзаконных актов. Вот сегодня в ходе обсуждения несколько раз звучало предложение что-то предпринять, чтобы количество нерегулируемых пешеходных переходов уменьшалось. Вы говорите, что это вроде как не ваш вопрос, не предмет рассматриваемого законопроекта, а моё предложение такое: давайте это сделаем вопросом, который нужно решить одновременно с принятием данного законопроекта в третьем чтении. Давайте предложим правительству, которое вы представляете, как докладчик, выпустить соответствующие подзаконные акты, чтобы хотя бы эти деньги, собираемые в виде штрафов, первоочерёдно и целевым образом шли на оборудование пешеходных регулируемых переходов. ЗУБОВ И. Н. Уважаемый Олег Анатольевич, как вы правильно заметили, это вопрос местного значения: все штрафы поступают в субъекты Российской Федерации, и субъекты Российской Федерации могут направлять их на любые цели, в том числе на эти. Данный законопроект принятия правительственных актов не требует. Если депутаты в своих регионах поддержат решение вопросов в той плоскости, о которой вы говорите, то МВД будет только за и правительство, я думаю, тоже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Старовойтов Александр Сергеевич. СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Игорь Николаевич, располагает ли МВД какими-то данными о том, что имеются, разрабатываются или, может быть, перерабатываются некие средства технической фиксации подобного рода правонарушений?.. (Микрофон отключён.) ЗУБОВ И. Н. Конечно, располагаем. Речь идёт о программах, связанных с программой "Безопасный город", это средства видеофиксации: их количество, особенно в крупных городах, возрастает самыми быстрыми темпами, если вам нужна статистика - пожалуйста, можете подойти и взять, но опять же отмечу, что всё это программы субъектов Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Игорь Николаевич, ну понятно, что речь идёт о повышении ответственности, и если будет спасена хотя бы одна человеческая жизнь, то не зря будет принят этот закон. Но я хотел бы вам задать вопрос, он, может быть, немножко не по этой теме, тем не менее, если есть такая возможность, ответьте. У нас есть при каждой школе так называемые маршруты безопасности, по которым дети идут в учебное заведение. Я знаю, что сотрудники ГИБДД по итогам проверок выписывают предписания, предположим, об отсутствии пешеходного перехода, об отсутствии тротуаров и так далее, но органы местной власти иногда, мягко говоря, саботируют эти предписания. У вас есть информация, как обстоят дела именно с исполнением ваших предписаний по организации безопасных пешеходных переходов вблизи образовательных учреждений? ЗУБОВ И. Н. Вы правильно сказали: каждая школа имеет паспорт безопасности, который составлен в соответствии с определёнными постановлениями правительства и при нашем участии. Там, где эти решения не исполняются, начинают работать механизмы правового воздействия, включая вынесение соответствующих предписаний, подключение к разрешению этой ситуации органов прокуратуры, которые могут вынести официальное предостережение о недопустимости нарушения закона. Если этого недостаточно, давайте вопрос изучим и внесём соответствующие предложения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Старовойтов Александр Сергеевич. СТАРОВОЙТОВ А. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вы знаете, я слушал выступления представителя правительства, представителя профильного комитета - ну, честно говоря, возмущению ЛДПР нет предела! Мы однозначно не поддерживаем данные нормы, вкратце объясню почему, но более детально позицию фракции изложит Ярослав Евгеньевич Нилов. Вот что мы сейчас создаём, вместе с правительством, кстати? Мы создаём пылесос, только не тот пылесос, который грязь убирает, а тот, который высасывает из людей деньги. Вот на все логичные вопросы, которые сейчас поднимал Вячеслав Иванович Лысаков, какие ответы дало правительство? Мол, это уже не наше ведение, это ведение органов местного самоуправления, эти вопросы решают субъекты... Помните, недавно, где-то недели две назад, нами с трибуны Государственной Думы был поднят вопрос о том, в каком количестве могут быть размещены камеры видеофиксации на определённом участке пути? Проще говоря, одна камера видеофиксации может быть на километровом участке пути или на двухкилометровом. Вот благо, учитывая, что сейчас Председателем Государственной Думы является Володин Вячеслав Викторович, все наши выступления с трибуны в виде стенограммы в дальнейшем направляются в соответствующие профильные министерства. Что ответило Министерство внутренних дел? Что количество камер на том или ином участке пути не определено, то есть, по сути дела, - мы ездим по дорогам страны и сами видим, что творится, - где-то камеры установлены, что называется, одна на одной, а где-то могут вообще отсутствовать. Да, безусловно, это вопрос, который решают субъекты, но вообще этот бизнес строится по договору концессии, то есть, условно, кто-то вкладывает деньги и должен заработать за определённый срок. Соответственно, чем больше он поставил камер на каких-то крутых, самых таких ярких перекрёстках, тем больше денег он заработал - бюджет заработал и концессионер, держатель этого договора, тоже заработал. То есть это уже бизнес, и здесь вопросы безопасности, поверьте, играют минимальную роль. А почему играют минимальную роль? Мы делали запрос в ГИБДД, чтобы посмотреть, увеличилось или уменьшилось количество дорожно-транспортных происшествий за последние, по-моему, пять лет с ростом количества камер видеофиксации. Коллеги, тенденция очень простая: с каждым годом количество камер видеофиксации возрастает (сейчас я не помню точных цифр) тысячекратно, а колебания по дорожно-транспортным происшествиям носят волнообразный характер, то есть количество происшествий не увеличивается - в один год их чуть больше, в другой год чуть меньше, третий год чуть больше, потом чуть меньше. Так где здесь вопросы безопасности? Почему я задал вопрос представителю правительства, есть ли средства технической фиксации вот этих правонарушений на перекрёстках? Мы сами сегодня вспомнили, что есть перекрёстки, которые ну просто невозможно проехать, не нарушив правила дорожного движения. Давайте представим себе, что завтра все эти перекрёстки будут оборудованы камерами, которые каждый день будут рассылать "письма счастья" автолюбителям, - да эти перекрёстки будут просто золотые! И тот, кто придёт туда с договором концессии, озолотится. Это, извините, настоящий беспредел! А что касается повышения штрафов для пешеходов, так давайте вспомним, что в 2012 или 2013 году фракция ЛДПР вносила подобный законопроект, но партия власти его не поддержала. Так, может быть, всё-таки стоит своевременно слышать позицию ЛДПР? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бугера Михаил Евгеньевич. На рабочем месте включите микрофон. БУГЕРА М. Е. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые депутаты, уважаемые представители президента и правительства! Ну это уже какая-то тенденция: у нас именно к законодательным инициативам субъектов Федерации более жёсткое отношение, они как-то не вписываются в график работы комитетов. Уже очевидно, что, когда появляется концептуально правильная законодательная инициатива субъекта Федерации, она кладётся на несколько месяцев в комитете под сукно, потом появляется "более адекватная" законодательная инициатива правительства или ещё кого-то, и в результате законодательная инициатива субъекта отклоняется. Создаётся впечатление, что в законодательных собраниях субъектов люди не подготовлены к законотворческой работе, что, конечно же, не так. Вот на это хотелось бы обратить внимание. Спасибо за предоставленную возможность выступить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Евгеньевич. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Фракция ЛДПР поддерживать эти законопроекты не будет. Мы считаем, что защищать права пешеходов надо, но делать это надо совершенно другим способом: строить легковозводимые надземные пешеходные переходы, подземные пешеходные переходы, там, где можно, по-другому регулировать дорожное движение. Приведу простой пример: машины, когда с Арбата поворачивали на Бульварное кольцо, сильно мешали пешеходам, которые из метро шли в сторону Старого Арбата, - изменили движение, и проблема сама по себе исчезла. Надо больше использовать пешеходные переходы, регулируемые по запросу, - в Европе это часто используется, - то есть пешеход подходит, нажимает кнопку, загорается зелёный сигнал светофора, и пешеход переходит. Больше надо использовать "лежачие полицейские", благодаря которым водители автоматически снижают скорость. И тогда проблем не будет. На наш взгляд, простое изменение административного законодательства в сторону увеличения административных санкций к серьёзным изменениям не приведёт. Вообще личные наблюдения дают основание полагать, что принятие поправок, которые, если я не ошибаюсь, были инициированы несколько лет назад, когда президентом был Медведев, и должны были усилить ответственность за непропуск пешехода, привело к тому, что сложилось впечатление будто пешеходы теперь могут переходить дорогу, не заботясь о своей безопасности. Правильно Вячеслав Иванович сказал: люди идут и пишут СМС, читают что-то в телефоне, читают книгу, не глядя ни налево, ни направо, хотя всех с детства учат, что если вы хотите перейти дорогу, то сначала посмотрите налево и направо, а потом переходите. Велосипедистов сбивают в том числе потому, что они сами нарушают правила дорожного движения: они не имеют права проезжать по пешеходному переходу на нерегулируемом участке, они должны слезть с велосипеда и прокатить его по этому нерегулируемому пешеходному переходу. Вот нам говорили, что по ГОСТу нельзя наносить на дорогу "зебру", если больше одной полосы в каждую сторону. Возьмём Нижегородскую улицу в Москве - пожалуйста, по две полосы в каждом направлении. Там тестировали работу камеры, которая фиксирует такие административные правонарушения. Мы усомнились в правильности алгоритма этой камеры, потому что пропускать надо тогда, когда траектория движения автомобиля способствует изменению траектории движения пешехода. Алгоритм камеры, на наш взгляд, был абсолютно неправильным, ГАИ это подтвердила... Добавьте, пожалуйста, время, я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавлю. НИЛОВ Я. Е. Камеру сняли, протестировали, однако департамент транспорта города Москвы ответил, мол, спасибо, коллеги из ГАИ, за вашу заботу, но мы как штрафовали, так и дальше будем штрафовать. Незаконно, на наш взгляд. А по ГОСТам там вообще не должно быть нерегулируемого пешеходного перехода. Мы убеждены, что теперь появится больше камер, которые будут фиксировать именно это правонарушение, и региональные бюджеты будут пополняться за счёт того, что будут привлекать водителей, в том числе провоцируя их с вовлечением пешеходов. К сожалению, мы можем увидеть очень много роликов в Интернете с моментами, зафиксированными в том числе видеорегистраторами, когда пешеходы провоцируют водителя, а за углом стоит инспектор и привлекает к ответственности. Что касается велодорожек. Ну во-первых, у нас северная страна... Во-вторых, велодорожки организованы таким образом, что велосипедисты вынуждены - здесь речь уже не только о нерегулируемых пешеходных переходах - выезжать на проезжую часть и попадают под другие движущиеся транспортные средства. Мы считаем, что повышать уровень безопасности нужно, используя пропаганду, используя нормальную организацию дорожного движения, - но этого можно достичь в том числе тогда, когда функции по надзору и по организации разделены, а не сосредоточены в одних руках, как в Москве, когда не наносится беспорядочно дорожная разметка, противоречащая знакам, когда не появляются запретительные знаки там, где надо и где не надо, когда камеры не появляются в тех местах, где водитель вынужден нарушать (и тем самым пополнять региональный бюджет). С учётом того что в Москве будет действовать программа реновации, а значит, у Москвы есть деньги, надо эти деньги в том числе потратить на то, чтобы привести в порядок дороги, там, где надо, оборудовать надземные переходы, организовать подземные переходы, установить "лежачие полицейские", и тогда проблема будет решена другим путём. А репрессии в отношении водителей в последнее время нам во фракции ЛДПР надоели. Мы поддерживать не будем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Грибов Александр Сергеевич, от фракции. ГРИБОВ А. С. Уважаемые коллеги, добрый день! Дискуссия, которая сейчас развернулась здесь, у нас на глазах, говорит о том, что эта тема вечная, и правы тут все: и Ярослав Евгеньевич прав, и мой тёзка из фракции ЛДПР тоже прав. На самом деле обостряется важная проблема - проблема культуры пешеходов и культуры водителей. Ведь мы прекрасно понимаем, что одними штрафами, профилактическими мероприятиями или полномочиями, которые возложены на плечи региональных и местных властей, эту ситуацию не разрешить. Много сегодня апеллировали к регионам - вот у нас есть пример инициативы законодательного собрания одного из регионов. Они предложили: штраф 5 тысяч рублей, и точка. Это что означает, что они не готовы решать проблемы, о которых здесь говорил Ярослав Евгеньевич, организовывать движение у себя в субъекте? Они, предложив ввести повышенный штраф, признали, что не способны с этим справляться, или проблема в чём-то другом? Ведь получается, что правительство предложило более гуманную меру по отношению к водителям. Очень много спорных вопросов, и они всегда будут на стыке взаимодействия всех отраслей, всех ветвей власти. Конечно, очень много и частных случаев, которые мы видим в том числе в сети Интернет, на всевозможных страницах, этому посвящённых, во всевозможных роликах, когда перегибы на местах нам демонстрируются очень явно, но общая проблема есть. Мы поддержим инициативу, которая предлагает незначительно, на наш взгляд, повысить штраф, мы поддержим предложение представителя правительства вернуться к этой теме, рассмотреть комплексно, но мы не поддержим позицию, публичную позицию, которая ведёт к расколу между пешеходами и автолюбителями. Сегодня с этой трибуны (я прошу не воспринимать на свой счёт) неоднократно звучало: а вот пешеходы то-то, а автолюбители то-то - такое разделение, а ведь это одни и те же люди! Я выхожу из машины, точно так же иду пешком и думаю, когда вступаю на пешеходный переход о том, что передо мной едет машина, да и вы тоже так поступаете. Мы за то, чтобы решать эту проблему комплексно и, главное, без перегибов. Мы поддержим инициативу правительства и надеемся, что все регионы подключатся к программе, которую реализует Министерство внутренних дел по профилактике, по повышению безопасности дорожного движения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич. Игорь Николаевич, у вас есть возможность выступить с заключительным словом. Пожалуйста. ЗУБОВ И. Н. Спасибо большое, Иван Иванович. Прежде всего я хотел бы сказать, что правительство и Министерство внутренних дел ни в коем случае не предполагали какого-то противостояния между нашей инициативой и инициативой уважаемого Законодательного Собрания Краснодарского края, которое двигалось и думало в том же направлении, что и мы, предлагая принять сегодня законопроект. И это ещё раз подтверждает верность курса, который мы выбрали. Также я хотел бы выразить благодарность всем присутствующим за плодотворную дискуссию, которая позволит нам ещё раз осмыслить проблему в целом и вместе с вами внести конструктивные предложения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич. Вячеслав Иванович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Коллеги, ставлю законопроекты на голосование. Ставлю на голосование законопроект под пунктом 47.1. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Результаты не показывайте. Спасибо. Ставлю на голосование законопроект под пунктом 47.2. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Результат не показывайте. Спасибо. Покажите результаты голосования по законопроекту под пунктом 47.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 45 мин. 22 сек.) Проголосовало за 323 чел.71,8 % Проголосовало против 5 чел.1,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 328 чел. Не голосовало 122 чел.27,1 % Триста двадцать три "за". Покажите результаты голосования по законопроекту под пунктом 47.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 45 мин. 44 сек.) Проголосовало за 17 чел.3,8 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 21 чел. Не голосовало 429 чел.95,3 % Семнадцать "за". Таким образом, коллеги, законопроект под пунктом 47.1 принимается в первом чтении, законопроект под пунктом 47.2 отклоняется.