Заседание № 27
17.02.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 976249-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части установления требований к порядку формирования региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов и персональной ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации за несоблюдение указанных требований).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3552 по 4118 из 6557
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 17-го вопроса повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации". Доклад Галины Петровны Хованской. Пожалуйста, Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты, коллеги! Вам предлагается рассмотреть сегодня поправки в Жилищный кодекс, которыми предусматривается передача органам госвласти Российской Федерации полномочий органов государственной власти субъектов. В какой части? В части определения порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Кроме того, предлагается наделить органы государственной власти Российской Федерации полномочиями по установлению требований к порядку проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов. Устанавливается также персональная ответственность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации за формирование и утверждение региональной программы капитального ремонта общего имущества. Поясню, почему мы хотим это сделать. На сегодняшний день определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта, вы все знаете, находится в ведении органов государственной власти субъектов. А что делает Федерация? Федерация только принимает методические рекомендации, которые совершенно необязательны к исполнению, и это тоже надо учитывать. Последствия таких решений для нас уже совершенно очевидны при правоприменении. Те широкие полномочия, которые мы дали органам государственной власти субъектов Российской Федерации, к чему привели? Они привели к бесконтрольному включению в указанные программы капитального ремонта многоквартирных домов, и получается, что реально нуждающиеся в ремонте дома не попадают в эти программы, а попадают иногда такие дома, которые могли бы подождать или вовсе не нуждаются в капитальном ремонте, по крайней мере в ближайший десяток лет. Ну я вам просто приведу пример. Наш проект вносился больше года назад, когда произошло несколько совершенно трагических случаев гибели граждан в лифтах в результате падений, аварий, давления и так далее, вы эти истории, наверное, не забыли. Вот на сегодняшний день где-то треть лифтов отработали нормативный срок службы, об этом вы тоже знаете, а в двадцати двух субъектах - более 50 процентов лифтов отработали этот срок, при этом ежегодно ещё 10 процентов лифтов свой ресурс практически вырабатывают. Несмотря на это, в одиннадцати субъектах - я уже просто зачитаю вам официальную информацию - не предусматривается выделение средств из Фонда капитального ремонта на ремонт лифтов, а в двадцати пяти субъектах предлагается выделить не более 3 процентов от собранных средств, причём далеко не всегда эти субъекты страдают от недостатка средств - средства есть, даже более того: вы прекрасно знаете, что средства, собранные с граждан, остались недоиспользованными. Теперь по поводу мониторинга технического состояния. Он проводится чисто формально, и принцип включения в региональные программы зачастую ну совершенно непонятен! Я являюсь автором законопроекта и председателем комитета, моё мнение не совпадает с решением комитета, и я вам сейчас докладываю своё особое мнение. Я считаю, что законопроект требует поддержки, хотя, казалось бы, при отрицательном отзыве правительства судьба проекта закона безнадёжна, но, коллеги, я ещё раз напоминаю, что мы внесли законопроект в январе прошлого года, а 31 декабря Президент Российской Федерации дал перечень поручений Правительству Российской Федерации, и ряд из них даже текстуально совпадает с тем, о чём я вам сегодня рассказываю. Что касается реализации этих поручений, в частности по передаче полномочий на федеральный уровень, срок исполнения стоит 1 сентября 2017 года. Более того, хочу сказать, что Президент Российской Федерации пошёл даже дальше - его поручения перекрывают нашу следующую законодательную инициативу, по ограничению размера взноса на капитальный ремонт, по регулированию этого вопроса, но этот законопроект будет рассматриваться уже в следующем цикле, мы его только вчера рассмотрели в комитете. Вы понимаете, какая удивительная сложилась ситуация? И как вы будете в этом случае поступать, кого послушаете - правительство, или всё-таки прислушаетесь к поручениям президента, который тоже увидел эту проблему на основании правоприменения в течение ещё более длительного периода, с учётом прошедшего года? Да, мы многим субъектам и многим губернаторам доверяем, но доверяй, да проверяй! Всё-таки когда на них лежит ответственность, когда они персонально отвечают за этот вопрос, ситуация меняется. Уважаемые коллеги, я прошу очень серьёзно отнестись к этой законодательной инициативе, потому что проблема капитального ремонта является ну если не первой по важности, то по крайней мере второй, как показывают опросы граждан, и качество этого ремонта оставляет желать лучшего. Какие дома включаются в перечень - это тоже очень большой вопрос для граждан, из двух стоящих рядом домов один включается в программу, а другой - нет. Я готова ответить на любые вопросы. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Ильи Владимировича Осипова. Пожалуйста. ОСИПОВ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! Автор доложила о законопроекте, а я изложу позицию комитета. Комитет не поддерживает законопроект концептуально, и объясню по какой причине. Законопроектом предлагается внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, которыми предусматривается передача органам государственной власти Российской Федерации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению и порядку установления необходимости проведения капительного ремонта общедомового имущества, а также предлагается наделить органы государственной власти Российской Федерации полномочиями по установлению требований к порядку проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов. Авторы и сами отмечают, что эти полномочия на сегодняшний день находятся в ведении региональных властей, и, на мой взгляд, и это позиция комитета, если мы передадим их на уровень Федерации, то это не улучшит качества формирования региональных программ, потому что решать из Москвы, какой дом ремонтировать, значительно сложнее, чем делать это, находясь непосредственно в регионе, и определять приоритеты нужно всё-таки непосредственно на региональном уровне. Более того, принятие этих изменений потребует внесения изменений и в 184-й Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти...", и, соответственно, профильный комитет точно так же не поддерживает внесение изменений в этой части. Также законопроектом предлагается усилить ответственность глав субъектов Федерации, губернаторов, но при этом конкретизация вида ответственности в законопроекте отсутствует. Комитет также отмечает, что на сегодняшний день ответственность губернаторов прописана в федеральном законодательстве и после возвращения прямых выборов глав субъектов Федерации самый главный критерий ответственности - это доверие избирателей, и избиратели как раз и оценивают в том числе качество формирования программ капитального ремонта, приходя на выборы и голосуя за главу того или иного региона. Мне хотелось бы ещё отметить, что президент действительно уделяет много внимания системе капитального ремонта, действительно есть прямые поручения президента, и, внимательно отнесясь к словам председателя комитета, я изучил послание президента, обращение, поручения президента, однако не нашёл там не только текстовых, но и смысловых совпадений с законопроектом. Комитет данный законопроект не поддерживает. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемая Галина Петровна, со всем, о чём вы говорили, я абсолютно согласна: все эти проблемы возможны в любом регионе, и, что касается блата, мы понимаем, кто может первым попасть в очередь на ремонт, и недоделки есть - всё правильно. Вместе с тем, если мы передадим мониторинг технического состояния на федеральный уровень, ведь это же опять будут те же главы субъектов отвечать, те же региональные операторы будут делать - и отдавать туда?.. Как они смогут проверить, так это или не так, - вот у меня какое сомнение. ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо, Тамара Васильевна, за вопрос. Прежде всего я хочу сказать, что в выступлении представителя комитета неправильно говорилось, что мы предлагаем на федеральном уровне контролировать, как дома включают в региональную программу капремонта. Мы хотим определить на федеральном уровне порядок включения в эту программу домов, то есть чтобы включение было с учётом степени износа. Сейчас не по этому признаку включают, а иногда совсем по другому, как вы понимаете, принципу: потому что в этом доме живёт начальник или работник администрации - ну как не порадеть родному человечку! То же самое с мониторингом, речь идёт о порядке: не сам мониторинг, а порядок, то есть основные принципы и подходы к этой методике - вот что мы хотим установить на федеральном уровне, и мы хотим, чтобы это было не рекомендацией, а нормативным документом, который зарегистрирован в Минюсте, потому что сейчас качания в разные стороны. У нас вообще разрушена система бюро технической инвентаризации (помните, были такие?) - кстати, в этом же перечне поручений президента говорится и об этом - ну это же катастрофа, что мы разрушили эту систему ради того, чтобы ускорить гражданский оборот! Вот что мы сделали, а это нужно и полиции, и налоговикам, и строителям - перечень можно и дальше продолжать, понимаете? Вообще, вот это поручение - очень хорошее, знаете, как будто президент мысли наши, многих моих коллег, прочёл, и я вот очень рада! И сейчас практически члены комитета оппонируют президенту, а не Хованской Галине Петровне. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Грешневиков Анатолий Николаевич. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вопрос Осипову. Уважаемый Илья Владимирович, как известно, у органов местного самоуправления сейчас огромное количество полномочий, но регионы эти полномочия в основном исполняют с трудом либо вообще не исполняют. Какая статистика у вас есть по регионам по снижению тарифов на капремонт? Есть ли регионы, которые снижали тарифы, почему и сколько регионы потратили средств на то, чтобы отремонтировать ветхое жильё? Год назад, вы знаете, наша с вами Ярославская область выпала из программы по переселению из ветхого жилья, и потребовалось огромное количество времени, чтобы решить проблему софинансирования. Вот известно ли вам, сколько, какие средства регионы потратили на софинансирование? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Осипову включите микрофон, пожалуйста. ОСИПОВ И. В. Спасибо за вопрос. На самом деле вопрос о тарифообразовании в части капитального ремонта не относится к области действия данного законопроекта, но по факту, по практике, по информации, которой мы на сегодняшний день обладаем, есть регионы, которые не снижали тариф, и наша с вами родная Ярославская область пошла как раз по этому пути: второй год подряд тариф остаётся без изменений, в силу того что, как вы совершенно справедливо отметили, фонд работает с профицитом, и до тех пор, пока деньги не будут выработаны полностью, наверное, нет смысла повышать тариф на капитальный ремонт. Другие регионы повышают тариф - разброс здесь действительно довольно широкий, и, возможно, заниматься упорядочением здесь нужно более серьёзно, но, ещё раз повторю, это не предмет регулирования данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максимов Василий Юрьевич. МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Галина Петровна, вопрос вам. Скажите, пожалуйста, не усматриваете ли вы тут некоего противоречия: вы предлагаете возложить на главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации контроль за соблюдением указанных требований и порядка при формировании региональных программ капремонта, а на губернатора предлагаете возложить персональную ответственность, то есть контроль - за одним, а ответственность - за другим? ХОВАНСКАЯ Г. П. Региональную программу подписывает и берёт на себя ответственность за неё губернатор (либо мэр, если говорить о Москве), а жилищная инспекция уже контролирует процесс исполнения этой программы - вот в чём разница, так что никакого противоречия я здесь не усматриваю. Следующий вопрос, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Исаев Михаил Александрович. ИСАЕВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Галина Петровна, в своём законопроекте вы предлагаете передать полномочия по установлению порядка определения необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на федеральный уровень, и в своём докладе, в пояснительной записке вы ссылаетесь на большие затраты на содержание, эксплуатацию лифтов. Скажите, пожалуйста, какие будут изменения в случае передачи этих полномочий и из каких источников будет финансироваться проведение этих работ: у регионов появятся дополнительные средства или эти затраты будут запланированы в федеральном бюджете, и если в федеральном бюджете, то какие будут источники, какие статьи доходов? ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо большое за вопрос. Источники искать не надо - вы, будучи членом нашего комитета, прекрасно знаете, что средства не были использованы, - и я говорю о вопиющих ситуациях, когда лифты находятся в аварийном состоянии. Деньги есть, но они почему-то не предусмотрены на ремонт и замену лифтов, создаётся угроза жизни и безопасности граждан, а ведь задача номер один для государства - обеспечить безопасность граждан. Так что средства искать не надо: мы пока не можем использовать даже то, что собрано вот в этих самых общих котлах, понимаете? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. У меня вопрос к Илье Владимировичу. Илья Владимирович, Жилищным кодексом предусматриваются полномочия органов госвласти только в части методического обеспечения установления необходимости проведения капитального ремонта, и это в ситуации, когда падают лифты, взрывается газ, обрушивается кровля. Вот как вы считаете, методического сопровождения на федеральном уровне, от центра, достаточно в такой острой ситуации с капитальным ремонтом, которая сложилась, или, может быть, всё-таки сейчас нам нужны более жёсткие меры и более жёсткое вмешательство, чтобы обеспечить безопасность граждан? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Осипову включите микрофон. ОСИПОВ И. В. Спасибо за вопрос. Я думаю, что нам с вами так же сложно будет ответить на вопрос о том, что предпочесть, за решение какой проблемы взяться, когда падает лифт и рушится кровля. Наверное, надо решать и ту и другую. И авторы в пояснительной записке, и вы сейчас в своём вопросе используете крайние точки, но это не значит, что мы выступаем против того, что в первую очередь обязательно нужно ремонтировать лифтовое хозяйство, если его изношенность запредельная. Здесь как раз с точностью до наоборот: мы говорим, что на территории региона отдавать предпочтение той или другой проблеме... Регионы разные: есть районы Крайнего Севера и южные районы, есть преимущественно высотная застройка, есть малоэтажная застройка и так далее, и так далее. Так вот с учётом этих особенностей мы, наоборот, считаем важной децентрализацию. Есть опыт регионов, которые идут на деление и спускают эту проблему на муниципальный уровень, потому что люди приходят с теми проблемами, которые у них возникают, прежде всего к местной власти. И глава района оказывается как минимум в неловком положении, когда вынужден разводить руками и говорить, что не может отремонтировать кровлю, потому что теперь это входит в обязанности органов власти региона, а граждане так и не находят решения проблемы, с которой они пришли. Поэтому, ещё раз повторю, методика как раз предусматривает в том числе и выбор предпочтений. Регионы у нас зачастую не очень хорошо с этим справляются - есть такая проблема, но это не значит, что её нужно централизовать и поднять на государственный уровень. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И. Галина Петровна, в своём докладе вы отметили, что треть лифтов, эксплуатируемых в России, выработали свой срок, соответственно, они могут считаться небезопасными. В январе прошлого года главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации поручил руководителям органов государственного жилищного надзора совместно с Ростехнадзором и муниципальными властями провести проверку компаний, обслуживающих лифты в городах России. Параллельно Генеральная прокуратура Российской Федерации поручила прокурорам субъектов Российской Федерации с привлечением специалистов Ростехнадзора, а также региональных жилищных инспекций провести проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности внутридомового газового и лифтового оборудования. Так вот известны ли вам предварительные результаты этих проверок? Какие нарушения были выявлены, и понёс ли кто-то из должностных лиц наказание? Требуют ли результаты этих проверок внесения своевременных поправок в ваш законопроект? ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо большое за вопросы. Действительно, такая проверка проводилась, и частично я ответила на ваш вопрос, когда приводила статистику по лифтовому оборудованию, которое нуждается в срочной замене или в серьёзном капитальном ремонте. Это первое. Второй ваш вопрос касается мер, принятых в отношении тех, кто при наличии финансовых ресурсов - причём сюда относятся не только дотационные регионы, но и регионы, у которых, в общем-то, были средства на ремонт, - не включал эти дома в региональные программы. Да, эффект был: например, в Нижегородской области увеличили процент домов, где нужно было поменять лифт, но, к сожалению, это единичные примеры, массовой корректировки программ не произошло. Что касается ответственности, это уже не ко мне вопрос, я не знаю, какие дальше принимались меры, но можно запросить информацию конкретно по каждому субъекту, о котором я говорила, - в двадцати двух субъектах подвергают риску жизнь граждан. Ещё раз хочу обратить ваше внимание: мы не требуем, чтобы за каждым конкретным домом следили на федеральном уровне, - ни в коем случае! - но необходим порядок и учёт степени износа элементов общего имущества, к которым относятся лифт, газовое оборудование и так далее, вот за этим надо следить на федеральном уровне. Должны быть не рекомендации, а жёсткие методики и приказы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Максим Анатольевич. ИВАНОВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Галина Петровна, на сегодняшний день действующее законодательство не предусматривает такого вида ответственности, как персональная ответственность. В случае принятия закона какие именно меры ответственности предполагается применять к высшим должностным лицам субъекта Российской Федерации? ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо за вопрос. Я вам могу сказать, что на сегодняшний день есть ответственность должностных лиц, по крайней мере в Кодексе об административных правонарушениях такая ответственность прописана. Давайте начнём хотя бы с административной ответственности! Уголовная ответственность возникает в случае гибели граждан - это ситуации, когда происходит обрушение дома из-за взрыва газа, когда падает лифт и гибнут люди, понимаете? В остальных случаях можно ограничиться, конечно, на первых порах административной ответственностью, и она есть, она прописана. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Маринин Сергей Владимирович, фракция ЛДПР. МАРИНИН С. В. Галина Петровна, по вашему мнению, кто должен отвечать за недостатки программы капремонта, если в регионе сменилось руководство? ХОВАНСКАЯ Г. П. Вы знаете, назначение нового губернатора не означает ликвидации всех проблем, и ответственность переходит к новому губернатору. Да, он отвечает, потому что является правопреемником. Действительно, его нельзя привлекать к уголовной ответственности, если произошёл несчастный случай, - о таких случаях я сегодня уже напоминала депутатам, - но выполнять мероприятия, которые не допустили бы повторения подобных ситуаций в дальнейшем, заниматься профилактикой - это, безусловно, ответственность нового губернатора. И вопрос правильный на самом деле. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кравченко Денис Борисович. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Галина Петровна, в законопроекте вы предлагаете возложить контроль за соблюдением требований по техническому состоянию домов и порядка по формированию региональных программ капремонта на федеральные органы исполнительной власти. Скажите, пожалуйста, какие критерии вы предполагаете использовать при установлении данных требований? Ведь все субъекты разные, в них совершенно разный климат, разный временной лимит износа жилищного комплекса. И главный вопрос: сколько средств федерального бюджета потребуется, чтобы федеральный орган власти, которому, собственно, предполагается передать эти полномочия, проводил безостановочный мониторинг и содержал актуальную базу данных? ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо большое за очень хороший вопрос. Не я предлагаю возложить контроль - это предлагает Президент Российской Федерации, а я предлагаю всего-навсего установить порядок, и делается это одним нормативным документом. И я даже сказала, какой здесь критерий; если вы меня слушали, то должны знать, что критерий - степень износа здания. К сожалению, этот критерий зачастую игнорируется, что приводит как раз к очень негативной реакции граждан, потому что они понимают, что их дом надо уже сегодня ремонтировать, завтра его надо будет признавать аварийным, но вместо него ремонтируют довольно благополучные дома. Зато возникает очень красивая статистика - понимаете? - по количеству отремонтированных домов, потому что очевидно, что нужно гораздо меньше средств на ремонт этого более или менее благополучного дома, чем на ремонт дома, который уже на ладан дышит. Ну вот так. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Илья Владимирович, мне непонятно, почему комитет возражает против единства в определении критериев. Вы поймите, вот, например, есть несколько шахтёрских регионов: Кузбасс, восточный Донбасс, Тульский регион, Воркута, но дефицит бюджета муниципальных образований и регионов совершенно разный, и в результате получается, что в отношении домов, построенных, скажем, в 1930 году (а шахтёрские посёлки к тому же, как правило, носили временный характер), на разных территориях принимаются разные решения: у одного деньги есть - он принимает решение о капитальном ремонте или об аварийности дома, у второго денег нет - он определяет, что надо за счёт жителей делать капитальный ремонт. А надо, чтобы критерий был один, - почему комитет против? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Илья Владимирович Осипов. Включите микрофон Илье Владимировичу Осипову, содокладчику. ОСИПОВ И. В. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Я вам напомню, что в данном случае единственным критерием - независимо от того, есть деньги или нет, - является закон о фонде капитального ремонта, и не участвует местный бюджет в формировании фонда капитального ремонта. В некоторых регионах участвуют региональные бюджеты, но деньги на ремонт есть в большинстве регионов, в подавляющем большинстве. Ещё раз повторю: в основном сейчас все фонды работают с профицитом. Мы не поддерживаем концепцию определения на федеральном уровне - то, что вы сказали о единых критериях, - потому что, как вы совершенно справедливо заметили, есть несколько шахтёрских регионов, есть несколько регионов Крайнего Севера, а есть даже два соседних региона, в одном из которых лифтовое хозяйство содержалось в предыдущие периоды в качественном состоянии, но с водным хозяйством, с водоотведением, напротив, проблемы, а в другом... Если мы с вами с федерального уровня будем устанавливать им методику и критерии, то зачем тогда нужно федеративное устройство нашего государства? Люди, которые живут в регионе, лучше знают его проблемы! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Галина Петровна, пожалуйста. Включите микрофон. ХОВАНСКАЯ Г. П. Николай Васильевич, вы коснулись ещё одного пункта поручения правительству со стороны Президента Российской Федерации - он напомнил о том, что надо позаботиться о софинансировании капитального ремонта. Норма такая в Жилищном кодексе есть, но, уважаемые депутаты, это очень лукавая норма, потому что там написано: если эти средства предусмотрены в бюджете. А в бюджетах подавляющего большинства субъектов - ну, может быть, исключение составляют Санкт-Петербург и ещё несколько субъектов - этих средств нет, а как раз это было привлекательным моментом, когда агитировали за принятие вот этого раздела по капитальному ремонту, люди надеялись, что государство не бросит, что государство будет софинансировать. А что, скажем, в Москве получается? Сейчас 15 рублей - кстати, я обнаружила в письмах, что, например, в Белгороде считают, что в Москве взнос 7 рублей 80 копеек, то есть такой, как было рассчитано для межбюджетных отношений, - с июля будет 17 рублей, и ни одного рубля на софинансирование! Ну вот это как раз говорит о политике, о том, что важнее, что больше заботит главу субъекта. Так, следующий вопрос, если успеем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Галина Петровна, у вас будет возможность с заключительным словом выступить, просто чтобы у вас что-то осталось для этого. ХОВАНСКАЯ Г. П. А у меня всё равно останется что сказать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, всё равно останется? Хорошо. Сысоев Владимир Владимирович, пожалуйста. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, я думаю, каждому из вас поступает много обращений по поводу объективности формирования региональных программ капремонта в регионах. И конечно, объективность в этом вопросе в определённой степени зависит от того, смогли ли в своё время муниципалитеты, регионы провести объективную техническую инвентаризацию жилого фонда и исходя из этого сформировать программы. Предложением, которое содержится в законопроекте, о введении персональной ответственности, достаточно чётко определяется прямая ответственность губернатора: люди задают вопросы, людям нужна объективность при включении их дома в программу на тот или иной период. Илья Владимирович, я внимательно изучил, прочитал все заключения и прошу вас привести ещё какие-нибудь доводы - почему вы, комитет, против введения персональной ответственности, против того, чтобы за это отвечали непосредственно высшие должностные лица субъекта Российской Федерации, чтобы они несли персональную ответственность перед гражданами за соблюдение объективности, чёткости, достоверности при формировании и утверждении региональных программ? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Осипову Илье Владимировичу включите микрофон. ОСИПОВ И. В. Ещё раз повторю, это сегодня уже звучало, что, во-первых, ответственность на сегодняшний день существует; во-вторых, авторы не прописывают порядок, каким образом эта ответственность будет применяться к должностным лицам, опять же в условиях сменяемости губернаторов, а у нас губернаторы всё-таки не наследные принцы и выбираются на прямых выборах, - таким образом, исполнение этой нормы затруднительно. Я повторю, что мы, комитет, главным критерием оценки деятельности губернаторов считаем их выборность. Мы не говорим, что не должно быть ответственности, но существующее законодательство достаточно чётко определяет ответственность должностных лиц всех уровней, а эта норма нам кажется избыточной, в данном случае мы не видим в ней необходимости. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Спасибо, Вячеслав Викторович. Галина Петровна, вы в своём законопроекте прописываете персональную ответственность глав субъектов Российской Федерации, но не приведёт ли это к тому, что завтра в рамках тех полномочий, которые сейчас есть у субъектов, мы начнём вводить персональную ответственность, предположим, за организацию процесса обучения, потом за организацию медицинского обслуживания, потом по транспортным вопросам и так далее? Я понимаю, что тема ЖКХ для вас болезненна, потому что вы довольно продолжительное время этими проблемами занимаетесь, поэтому вы её, как говорится, и выпячиваете здесь, прошу прощения, но не приведёт ли это к тому, что потом, завтра, послезавтра, мы начнём вносить другие проекты федеральных законов, в которых будем по другим направлениям в рамках полномочий прописывать ту же самую персональную ответственность? ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо, Андрей Геннадьевич, за вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, обращаю внимание на непарламентское выражение - слово "выпячивать". У вас есть позиция, и вы эту позицию отстаиваете, но это не должно сказываться на формулировке. Пожалуйста, Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П. Будем считать, что Андрей Геннадьевич просто оговорился. Выпячиваю не я - выпячивает народ Российской Федерации, у которого эта точка болевая на сегодняшний день. Я с вами согласилась бы, если бы не приведённые мной примеры, связанные с угрозой жизни и здоровью граждан. При обучении такой угрозы не возникает, согласитесь, а когда падает лифт или взрывается газ, гибнут люди. Я этого не хочу, я люблю граждан Российской Федерации и хочу, чтобы все жили долго и счастливо!
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5732 по 6287 из 6557
Коллеги, возвращаемся к вопросу, который мы уже начали рассматривать, и для сведения: начатое рассмотрение вопроса мы обязаны завершить, поэтому от вас зависит, когда закончится пленарное заседание. Мы остановились на вопросах, в частности на завершающем вопросе от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - Гартунг Валерий Карлович. Пожалуйста, Валерий Карлович. Вопрос докладчику Галине Петровне Хованской или содокладчику Илье Владимировичу Осипову. ГАРТУНГ В. К. Спасибо. У меня вопрос к Осипову Илье Владимировичу. Как вы прокомментируете ситуацию, что в Жилищном кодексе предусмотрены глобальные полномочия по управлению процессом капитального ремонта жилых домов для субъектов Российской Федерации - в частности, субъектам дано право устанавливать льготы для жильцов ветхих и аварийных домов, для жильцов новостроек, устанавливать минимальный размер фонда капитального ремонта для определённого дома, - но, к сожалению, этими полномочиями регионы не пользуются, подавляющее большинство регионов этого не сделало? Так вот как вы прокомментируете, не целесообразно ли, раз они этими полномочиями не пользуются, передать их на федеральный уровень? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Осипову Илье Владимировичу. ОСИПОВ И. В. Передача на федеральный уровень этих полномочий не влечёт за собой автоматического их исполнения, потому что всё-таки в данном случае регионы, я думаю, руководствуются целесообразностью, необходимостью, ну и в том числе бюджетной обеспеченностью, для того чтобы такие вещи реализовывать. Хотя говорить, что они тотально этим правом не пользуются, тоже нельзя - право предоставлено, и все регионы подходят к этим вопросам по-разному. Таким образом, ещё раз повторю, как раз децентрализация в части капитального ремонта - это тот тренд, которого на сегодняшний день придерживается комитет, и чем ниже опустится право принятия решения, в том числе и до муниципалитетов, чем больше мы их будем вовлекать в процесс принятия решений, тем качественнее будет выполняться программа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Просьба включить режим записи на выступления. Покажите список. (Шум в зале.) Коллеги, мы не можем ущемлять право депутата - право на вопросы и право на выступления. Вот саморегулирование возможно, но всё иное... (Оживление в зале.) Я же вижу выражение лиц, поэтому мы... Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. Подготовиться Коломейцеву. (Шум в зале.) От коммунистов всегда представительство большое, поэтому не можем ущемлять. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ну, я начну с чего? Я начну со святого - с перечня поручений Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации. Учитывая, что у нас подавляющее большинство депутатов в этом созыве прошло под лозунгом "Мы - партия президента", я думаю, что мои слова в этом зале, конечно, будут услышаны. Проект закона, который мы сегодня рассматриваем, как раз даёт возможность исполнить эти поручения, причём Правительству Российской Федерации дано поручение исполнить их до 1 сентября 2017 года. Напоминаю, сейчас февраль, и если мы в первом чтении поддержим этот законопроект, то сможем и все остальные вопросы, касающиеся проблем в области организации капитального ремонта, которые поставлены Президентом Российской Федерации, решить. Я недаром задавал вопрос представителю комитета, как обстоят дела с реализацией полномочий по организации капитального ремонта в регионах, сейчас я хочу остановиться на некоторых из этих полномочий. В частности, я хотел услышать цифры, но, к сожалению, от представителя комитета их не услышал, тем не менее думаю, что не ошибусь, если скажу, что в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации не установлен минимальный размер фонда капитального ремонта домов, после которого жильцы имеют право не собирать взносы на капитальный ремонт, хотя такое полномочие в законе есть. Если вы считаете, что это не нужно, зачем надо было в законе вводить это полномочие? Значит, оно нужно, но тем не менее в регионах оно не используется. Дальше. По результатам обсуждения системы организации капитального ремонта в регионах у президента такие же обсуждения прошли в субъектах Федерации, в представительствах президента, у полпредов, и, в общем-то, нареканий к этой системе очень много. Кстати, хочу сказать ещё об одном положении в части организации системы капитального ремонта, которое существует на уровне законодательного акта, в главе 15 Жилищного кодекса. Положение следующее: бюджеты должны предусматривать средства для проведения капитального ремонта домов, которые не были отремонтированы на дату приватизации. Есть ещё решение Конституционного Суда по этому поводу. Так вот это положение никоим образом в регионах сегодня не реализуется. Мало того, мы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление от фракции, добавьте время, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Это положение никоим образом не реализуется - ни в регионах, ни мы с вами, принимая закон о федеральном бюджете, таких средств не предусмотрели, поэтому, естественно, проект закона, который мы сегодня рассматриваем, мы предлагаем поддержать - именно положения о том, что часть полномочий мы передаём на федеральный уровень. Ну и введение персональной ответственности в части системы капитального ремонта, введение персональной ответственности высших должностных лиц - это, конечно же, очень актуальная тема. Хотелось бы ещё обратить внимание на то, какие положения, предусмотренные действующим законом, не реализуются в субъектах Российской Федерации. Ну, например, в законе написано, что законом субъекта, нормативным актом может быть предусмотрено, что от взносов освобождаются собственники жилых помещений, которые признаются аварийными и подлежат сносу, но в том-то всё и дело, что часто субъекты Федерации не проводят эту процедуру, - они их просто не признают аварийными, и, собственно говоря, эта норма не работает. Именно для того, чтобы исключить ситуации, когда на деньги, собранные жильцами, ремонтируются дома, которые ещё могут ждать ремонта, вместо того чтобы ремонтировать дома, которые уже находятся в ветхом состоянии... Кроме того, законом предусмотрено, что если дом ветхий и затраты на капитальный ремонт превышают... скажем так, они неразумно велики, то этот дом не включается в программу капитального ремонта, - тем не менее во многих регионах эта норма не применяется и с жильцов этих домов, с собственников помещений собираются взносы. Вернусь к самому главному, к тому, с чего начал. Поручение президента правительству наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями по контролю за обоснованностью устанавливаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации размеров взносов на капитальный ремонт общего имущества и за реализацией региональных программ капитального ремонта - это фактически то, о чём идёт речь в законопроекте. Учитывая, что другие аргументы, которые мы приводим в этом зале, решающими не являются, я обращаюсь к позиции президента и прошу вас поддержать проект закона, предложенный сегодня для рассмотрения, так как он полностью соответствует духу поручения президента. И если мы его поддержим, у нас будет возможность заставить правительство исполнить поручение президента в срок. К сожалению, насколько я понимаю, правительство пока этого делать не собирается, но так как законотворчество - это наша с вами обязанность, я предлагаю выполнить сегодня свою работу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. Подготовиться Натарову. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Мы с Алексеем Владимировичем сэкономим время: ему четыре минуты, мне - три. Я хотел бы обратиться к законопроекту. Рекомендую всем читать материалы перед тем, как выступать, здесь всё чётко сказано: три поправки, первая - установление порядка, методики определения необходимости проведения капитального ремонта в многоквартирных домах. Я уже задавал вопрос уважаемому докладчику от комитета. Поймите, есть два противоречия, и если вы принимаете избирателей, то знаете, что есть две проблемы, с которыми всегда к нам обращаются люди. Первая проблема - уменьшили доплаты к пенсиям. А почему их уменьшили? Потому что Минтруд не создал федеральную методику, и, соответственно, каждый губернатор, дабы не доплачивать из своего нищего бюджета, попадая пальцем в небо, принимает методику определения прожиточного минимума. Вторая проблема касается методики определения дома как аварийного или подлежащего капитальному ремонту. У меня есть два аналогичных письма из разных регионов. Дома 30-го года, бревенчатые, жители, так сказать, между небом и землёй, зимой у них температура почти как на улице, летом, ну, чуть прохладнее. Написали в разные инстанции, пришла, как положено, комиссия во главе с вице-мэром. Специализированная организация, которая аккредитована и имеет всё для допуска, понимая, что несёт ответственность, в случае чего - тюрьма, пишет, что данный дом не подлежит капитальному ремонту и его надо снести. Вице-мэр по команде мэра, понимая, что денег нет, а если признаешь дом подлежащим сносу, то надо будет найти деньги, чтобы отселить людей, продавливает решение о том, что дом надо капитально отремонтировать, но, учитывая новые обстоятельства, за счёт жителей. К удивлению вице-мэра люди проживают по договорам социального найма в этих квартирах, они их не приватизировали, но он всё равно пишет: за счёт этих жителей. Уважаемые коллеги, поймите, Галина Петровна, как человек, посвятивший пятьдесят лет, или больше, жилищно-коммунальному хозяйству, ведь правильно предлагает! Что же мы продолжаем политику "берите столько суверенитета, сколько надо"? Надо правила игры определять на федеральном уровне, а на нижней ступени государственной власти находится губернатор, он и должен смотреть за выполнением принятых решений. Чего же вы артачитесь? Мне кажется, в этих поправках нет никаких ограничений. Задумайтесь над тем, что пятьдесят шесть субъектов имеют сегодня дефицит бюджета от 80 до 120 процентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Натаров Сергей Васильевич, пожалуйста. Подготовиться Куринному. НАТАРОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо, Вячеслав Викторович. Коллеги, я понимаю, что все устали, поэтому хотя я и от фракции, но не буду брать семь минут, думаю, что удастся уложиться в три. Говорили, что в законопроекте содержится три предложения, я бы их свёл даже к двум: мониторинг технического состояния многоквартирных домов и персональная ответственность губернатора за контроль над мониторингом и вообще над капремонтом. Всё это правильно. Почему сегодня нужно поддержать этот законопроект? Да потому, что мы все должны признать: программа капитального ремонта в России провалилась, в субъектах Федерации она просто не работает, региональные операторы тупо собирают деньги, устанавливают для своих сотрудников заработную плату, определяют содержание... Вот пример: в Ханты-Мансийском автономном округе совсем недавно Генеральная прокуратура по обращению нашего депутата вскрыла факты выплаты миллионных зарплат. Программа не работает! ЛДПР изначально говорила: программой в такой форме на территории России не будет достигнуто никакого результата, её нужно или отменять, приостанавливать и дорабатывать, или принимать поправки, вот сегодняшним законопроектом наши коллеги и предлагают внести эти поправки. Если мы не будем по этому пути двигаться, то закон не будет работать, программа не будет работать. Уже президент обратил на это внимание, и я думаю, что по итогам проверки Генеральной прокуратуры будут сделаны особые выводы и мы увидим плачевные результаты работы программы в регионах. Более того, на что сегодня идут региональные операторы, чтобы снять с себя ответственность, провалив всё, что касается капремонта, на территориях? С муниципальными образованиями заключаются соглашения, по которым пытаются им передать полномочия и всю ответственность. Вы представляете, до чего доходит?! В некоторых муниципальных образованиях даже УКС нет уже, всё посократили, пооптимизировали. Мы, фракция ЛДПР, конечно же, будем поддерживать этот законопроект. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. Подготовиться Качкаеву. Пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, для того чтобы убедить вас в необходимости принятия данного закона, я приведу простые примеры по моей родной Ульяновской области. Что касается передачи регионам права определять дома, которые подлежат ремонту или будут подлежать ремонту, и критериев. Вот критерии, которые приняты в Ульяновской области: первый, понятно, износ домов; второй критерий, очень интересный, - это как проголосовали за капитальный ремонт: если проголосовали 99 процентов - в начало очереди, если плохо проголосовали - в конец; следующий критерий - как оплачивают текущие счета: если оплачивают хорошо - в начало очереди, если плохо - значит, будут позади, то есть будут отвечать за того дядю. Теперь что касается самих работ. Сегодня их выполняют кто во что горазд, а мы говорим, что, мол, не надо, пускай регионы сами определяют. Денег не хватает, программа недофинансируется, однако в бюджете Ульяновской области появляется такая строка расходов, как благоустройство, то есть сыпятся дома, разваливаются, но в разряд работ включаются установка площадок, газонов и всё остальное, что с этим связано. Первейшей необходимости в выполнении этих работ, конечно, нет, но они туда включены и пролоббированы! Что касается лифтов. Вот тоже одна из знаменательных афер, которую пытались провести в нашей области: сразу 1 миллиард 200 миллионов рублей в ущерб основной программе попытались пустить на приобретение новых лифтов. Прокуратура остановила: всё было по завышенным ценам, всё было в нарушение порядка - аферу пресекли. Как реализуется сама программа - это к вопросу об ответственности губернатора, который вроде бы ни за что не отвечает. 2015 год: из 17 крупных аукционов в 15 аукционах был один-единственный участник, и понятно, что это было по максимальной цене, понятно, что это были колоссальные потери для собственников. 2016 год: ФАС отменила 28 аукционов, объявленных местным фондом, региональным фондом капитального ремонта, причём нарушения всё время были одни и те же, они не устранялись, это касалось и ПСД, и цен, которые завышались. В итоге в октябре 2016 года кое-как продавили, опять же шантажируя тем, что мы сорвём выполнение программы, я имею в виду, что шантажировали ФАС уже напрямую. Отремонтировали ряд домов, которые через два года пойдут под снос, то есть как будто не знали про это: отремонтировали, вложили государственные деньги, а потом выпустили муниципальную программу, в соответствии с которой те дома, в ремонт которых только что вложили немалые деньги, - понятно, что это не государственные деньги, а деньги собственников, - будут снесены. Спрашиваем: кто за это отвечает? Нам наше правительство, правительство Ульяновска, говорит: никто не отвечает, вот есть фонд, есть некоммерческая организация - пускай она внутри себя и валится. Это деньги не бюджетные, это деньги собственников, - колоссальные деньги собственников! - а губернатор ни при чём. Я вас уверяю, что если завтра будет поставлен вопрос о персональной ответственности губернатора и если ему будет сказано, что, мол, уважаемый Сергей Иванович, не справишься - будь добр, по собственному желанию, как пять губернаторов, недавно отправленных в отставку, тогда ситуация тут же нормализуется и отношение первого лица к этой программе, к этим деньгам будет совершенно иное. Я думаю, что даже при недостатке финансирования, даже при нехватке средств мы сможем использовать их эффективно, но, повторяю, опять же с учётом установления прямой ответственности губернатора. Те безобразия, о которых я только что говорил, подтверждаются документами. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Пожалуйста, Качкаев Павел Рюрикович. КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект, и не потому, что нас не волнуют такие проблемы, как аварии лифтов, текущие крыши, отсутствие тепла, и многие другие, мы не поддерживаем этот законопроект, потому что считаем, что основная проблема не в том, на что направлен этот законопроект, а совершенно в другом. Проблемы возникают, к сожалению, не только из-за того, что не так определено, кто устанавливает порядок формирования региональных программ капитального ремонта, ремонта конкретного многоквартирного дома - правительство или регион, или чья персональная ответственность - регионального руководителя или главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации, а совершенно по другим причинам. Кстати, в статье 12 Жилищного кодекса есть полномочие правительства по методическому обеспечению установления необходимости проведения капитального ремонта. И почему-то все забыли, что 4 августа 2014 года в Минстрое был подписан и вышел приказ № 427/пр, устанавливающий основные критерии, которые необходимо учитывать при формировании региональных программ капитального ремонта, и в каждом субъекте Российской Федерации принят нормативный правовой акт, подписанный главой субъекта Российской Федерации, которым устанавливаются особенности региона, в том числе и климатические условия, критерии формирования региональной программы капитального ремонта. Более того, в соответствии со статьёй 168 Жилищного кодекса региональная программа утверждается высшим должностным лицом, и высшее должностное лицо несёт персональную ответственность за выполнение этой программы. Пример? Пожалуйста: губернатор Забайкальского края был снят с должности только из-за того, что сорвал выполнение программы капитального ремонта многоквартирных домов. Новеллы данного законопроекта напоминают мне времена СССР, когда мы - и те люди, которые работали, руководили предприятиями в советское время, это помнят - за каждой копейкой ездили в Госплан или в родное министерство, ездили, чтобы получить разрешение снять какие-то средства со счетов предприятия, где они были, для капитального или текущего ремонта жилого сектора, которого было в нашей стране почти 80 процентов... Выступление от фракции, Вячеслав Викторович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, выступление от фракции. КАЧКАЕВ П. Р. Рассматриваемый законопроект был внесён тогда, когда ещё не был принят федеральный закон № 176-ФЗ, в соответствии с которым регионы до 1 января 2017 года должны были актуализировать, уточнить программу капитального ремонта многоквартирных домов. Сегодня основная проблема состоит не в том, кто и как составил эту программу, и не в том, кто будет контролировать её исполнение, а в том, каков её объём. Мы за двадцать пять лет бездействия довели жилищный фонд до того, что сейчас у нас около 1 миллиарда квадратных метров жилья требует ремонта. Естественным является желание каждого жителя, чтобы его дом был отремонтирован сегодня, завтра, а не послезавтра и не через два года, поэтому суть большинства обращений и сводится к тому, чтобы сегодня был отремонтирован тот или иной многоквартирный дом. На мой взгляд, усилия всех наших партий, думских партий, всех наших депутатов, депутатов законодательных собраний должны быть направлены на то, чтобы региональная программа выполнялась и объёмы по региональной программе составляли не 50 или 100 миллионов квадратных метров, как в 2015 и 2016 годах, а 150 и 200 миллионов квадратных метров, чтобы капитальный ремонт многоквартирных домов шёл в соответствии с нормативными сроками, а это зависит от того, как будет организована работа по контролю за региональными программами краткосрочного ремонта и как мы поможем нашим регионам выполнять эту работу с нормальным качеством и в нормальные сроки. Ну и несколько ремарок. Мы много сегодня говорили с этой трибуны о поручении президента. Оно появилось после того, как он встретился с представителями "Общероссийского народного фронта", и в этом поручении говорится о внесении изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, а не в федеральные законы. И последнее: содержание регионального оператора по закону и фактически идёт за счёт региональных бюджетов, а не за счёт средств, которые люди вносят за капитальный ремонт, - это тоже прописано в федеральном законодательстве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Лысаков Вячеслав Иванович. ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Не могу об этом не сказать: когда коллега Коломейцев утверждал, что Галина Петровна Хованская занимается ЖКХ шестьдесят лет, я думаю, он преувеличил, прибавил ей годков, поэтому предлагаю считать, что она занимается этой темой не более тридцати лет. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В хорошее русло вы перевели дискуссию, Вячеслав Иванович, это надо всё-таки признать. Коллеги, мы с вами завершили обсуждение. Выступление полномочного представителя президента? Нет. Правительства? Александр Юрьевич, знаете, ваше нежелание принять участие в дискуссии навевает мысли, что эта тема только депутатского корпуса. Вообще, я вот подумал, что мы должны всё-таки более творчески подходить к норме Регламента. Выступление полномочного представителя правительства предусматривает заявление позиции. Почему вы не поддержали инициативу? Ведь если бы вы поддержали, фракция большинства тоже поддержала бы. "Может быть", - сказал сейчас на это Жуков. Когда проходит обсуждение таких законопроектов, которые вы не поддержали, вам можно было бы приглашать группу поддержки из министерства и аргументированно заявлять о своей позиции. Тогда, возможно, у нас не было бы такого количества выступлений и дискуссия вышла бы на другой уровень, проходила бы с участием третьей стороны. Как вам такое предложение? Включите микрофон. Видите, вам даже микрофоны выключают, потому что вы не выступаете. СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Вячеслав Викторович, спасибо. Мы готовы в том числе и к такой форме представления позиции Правительства Российской Федерации. Единственно, нам действительно придётся тогда держать, наверное, целую дежурную группу от каждого министерства, потому что вопросы, которые поднимают уважаемые депутаты, касаются всего спектра деятельности правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А по-другому как? (Аплодисменты.) Дело в том, что тогда реально получится дискуссия, ведь решающее-то слово в плане отклонения комитетом было за правительством, а вы от дискуссии уходите. СИНЕНКО А. Ю. Мы готовы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте тогда всё продумаем. Это действительно будет более содержательно, а самое главное, возможно, услышав аргументы от представителя министерства - это же реальная обязанность статс-секретаря, - депутаты поймут логику, которая здесь присутствует, и, может быть, с чем-то согласятся, а потом мы к этому вернёмся. Это будет повышать качество, ну и вы всегда будете в тонусе. Значит, пока вы отказались выступать. Заключительное слово докладчика? Да. Вот посмотрите - видите? Тогда в будущем все тоже будут гадать, сколько вы занимаетесь этой профессией. А почему? Потому что душой будете всегда молоды! Пожалуйста, Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги-депутаты! Я пришла из науки и гораздо больше времени посвятила системному программированию в Институте прикладной математики, тем не менее действительно уже более двадцати лет занимаюсь жилищными проблемами, это для справки. А пятьдесят-шестьдесят лет - это что-то многовато, столько не живут! Ну а теперь, коллеги, серьёзно, всё-таки вернёмся к нашей законодательной инициативе. Вообще, я примерно понимаю, что значит отрицательный отзыв правительства, но дело в том, что рассмотрение этого отрицательного отзыва на заседании комитета было в ноябре, а поручение президента появилось 31 декабря, как подарок к Новому году гражданам Российской Федерации, у которых появилась надежда на то, что норма, прописанная сейчас в такой форме, как "субъекты вправе", будет действовать, а сейчас этим правом субъекты не пользуются. Я вам приведу только один маленький пример с сокращением срока выхода из общего котла, он был два года. Знаете, сколько субъектов сократили? Менее четверти. А остальные сказали: пусть депутаты внесут поправку в ЖК, только тогда мы будем так действовать. Вот сейчас мы внесли - сократили срок до года. Вот как всё это происходило. Я не буду приводить другие примеры того, что мы действительно очень много полномочий дали субъектам Федерации, а они их как будто не видят, как будто их нет, понимаете? Ну не действуют нормы, то есть субъекты вправе, но право это не реализуется, и граждане недоумевают почему. Я хочу сказать, что оптимальным вариантом было бы сейчас принять законопроект в первом чтении и довести эту законодательную инициативу до полной реализации всех поручений президента. Я, конечно, знаю, что мы не можем выполнить поручение президента в части софинансирования и помощи субъектам Федерации, - этого мы не можем сделать, так как здесь речь идёт немного о другом, это другая законодательная инициатива, это бюджет, но многие позиции, в том числе по ограничению взноса на капитальный ремонт, мы можем в эту законодательную инициативу внести во втором чтении. И делать это нужно обязательно, потому что иначе мы снова будем час посвящать нашей инициативе, которая будет ровно на эту тему и тоже в рамках поручения президента. По поводу восстановления технической инвентаризации я говорила уже в своём вступлении, не буду повторять, но это крайне важная позиция, её тоже нужно реализовать. Сейчас мы можем отклонить, а потом, в июле, в конце сессии, перед депутатским отпуском, нам от правительства срочно внесут то же самое, ну, может быть, чуть в большем объёме, может быть, чуть переделают какие-то слова, но суть останется той же самой, и скажут, что депутаты медленно работают: они в отпуск ушли, понимаете ли, в августе, а 1 сентября не за горами, и надо отозвать их из отпуска, чтобы срочно выполнить поручение президента. Ну, у нас такая история была в связи с 122-м законом, когда нас отзывали из отпуска. Это я для новичков говорю, это реально, это не мои фантазии. Так что, уважаемые коллеги, в любом случае я вам благодарна за дискуссию. Ничего лишнего в нашей законодательной инициативе на сегодняшний день нет. К великому сожалению, мой заместитель, уважаемый Павел Рюрикович, не прочёл пункт 2, который нельзя реализовать без внесения изменений в Жилищный кодекс, а процитировал только 1-й пункт поручения президента. Так что поручения президента надо читать с карандашом, подчёркивая все важнейшие для граждан Российской Федерации позиции. Огромное спасибо за внимание! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. Вы видите, что зал полон, только ваша родная фракция почему-то ваши аргументы не захотела выслушать - всего шесть человек из двадцати трёх присутствует в зале. Коллеги, нам важно, чтобы свои, единомышленники всегда поддерживали, тогда и оппоненты будут считаться с вами, будут приниматься законы, а если единомышленники не приходят, не поддерживают, что вы хотите от ваших оппонентов? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я вам об этом и говорю. Пожалуйста, Илья Владимирович Осипов. ОСИПОВ И. В. Уважаемые коллеги, Галина Петровна! Пункт 2 поручения президента Правительству Российской Федерации (я читаю только пункт 2, который сегодня упоминался): "...наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями по контролю за обоснованностью устанавливаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации размеров взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах и реализацией программ капитального ремонта". Извините, коллеги, где об этом речь в рассматриваемом законопроекте? Давайте отделять мух от котлет! Вы сегодня, говоря о капитальном ремонте, к сожалению, в очередной раз вывалили на стол все проблемы, которые существуют. Они существуют, никто этого не отрицает, но только решать их нужно планомерно, планово, одну за другой, а не сваливая всё в кучу и не обвиняя фракцию большинства в том, что мы не видим каких-то очевидных вещей! Мы видим, но только мы также понимаем, что избыточное регулирование вредит, централизация полномочий вредит. Это решение очень серьёзно обсуждалось в комитете. Я не хочу давать политическую оценку выступлениям, которые сегодня звучали, но речь идёт о юридической оценке, о юридической чистоте, причём таких вещей, как поручение президента. Давайте этим не злоупотреблять всё-таки, а качественно работать над законодательством. Есть проблемы, а поручения президента нужно исполнять. Давайте вместе сядем, поставим подписи одной фракции, другой и исполним, потому что это важно, важно для наших избирателей! Комитет, ещё раз подчеркну, не поддерживает концепцию законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, дискуссия состоялась. Я всё-таки обращаю внимание, что мы приняли норму Регламента, по которой не предусматривается передача голоса при голосовании. Я правильно сказал, было шесть человек, а Галина Петровна - седьмая, потому что обратили внимание. Я говорю: да, шесть человек пришли поддержать, но вышло... (Оживление в зале.) Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", вопрос 17 повестки дня. Просьба включить режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я специально подождал, всё корректно. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Видите, что происходит? (Оживление в зале, смех.) Лучше сделайте заявление для стенограммы, а то коллеги не поймут. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 29 мин. 57 сек.) Проголосовало за 80 чел.17,8 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 83 чел. Не голосовало 367 чел.81,6 % Результат: не принято Законопроект отклонён.