Заседание № 9
О проекте федерального закона № 97604-5 "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации" (о дополнительных полномочиях таможенных органов по контролю за перемещением через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности; принят в первом чтении 10 октября 2008 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 12, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации". Максим Станиславович, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Ну, законопроектом также вносятся изменения в ныне не существующий документ. Данный законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 10 октября 2008 года. В нём речь идёт о полномочиях таможенных органов, об их праве приостанавливать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включённые в реестр интеллектуальной собственности. В настоящее время возможность приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включённые в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза, а также в национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, без заявления правообладателя урегулирована пунктом 4 статьи 331 Таможенного кодекса Таможенного союза. Хотелось бы обратить внимание, что все предлагаемые изменения вошли и в Таможенный кодекс Российской Федерации. Этот законопроект показывает, что, как и во всём мире, проблемы, касающиеся интеллектуальной собственности, постоянно модернизируются, они возникают во всех странах мира, не только в странах - членах Таможенного союза, поэтому данные нормы в дальнейшем, конечно, будут нуждаться в совершенствовании, но уже в рамках не только Таможенного кодекса, но и закона № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и Таможенного кодекса Таможенного союза. То есть это проблема, которая будет стоять на повестке дня, думаю, ещё долгий-долгий период времени, потому что с этой проблемой сталкиваются, наверное, все граждане, постоянно есть претензии, решаются вопросы в суде. В связи с тем что данным законопроектом вносятся изменения в уже не действующий документ, комитет предлагает настоящий законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Станиславович, присаживайтесь, пожалуйста. Гарри Владимирович, и на этот раз выступать не будете? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Коллеги, я пропустил пункт 12 повестки. Прошу вернуться. Ставится на голосование рекомендованный к отклонению проект федерального закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации". Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 38 мин. 32 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 241 чел. Не голосовало 209 чел.46,4 % Результат: принято Принято.
Заседание № 46
О проекте федерального закона № 97604-5 "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации" (о дополнительных полномочиях таможенных органов по контролю за перемещением через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 16. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации" докладывает заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Александр Борисович Коган. Пожалуйста, Александр Борисович. КОГАН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые депутаты, законопроектом предлагается дополнить Таможенный кодекс Российской Федерации статьёй 399-1, содержащей нормы, позволяющие таможенным органам приостанавливать на срок, не превышающий десяти рабочих дней, выпуск товаров. Такая мера предусмотрена при условии обнаружения таможенными органами в ходе таможенного контроля признаков незаконного использования объектов интеллектуальной собственности. В настоящее время таможенные органы в порядке, предусмотренном в главе 38 Таможенного кодекса Российской Федерации, принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров для проведения дополнительной проверки, но только на основании заявления обладателя исключительных прав на объекты авторского права и смежных прав. В международной практике одновременно с указанным инструментом применяется такой механизм защиты прав интеллектуальной собственности, как принцип ex officio. Данный принцип заключается в возможности приостановления таможенными органами выпуска товара без первоначального заявления правообладателя для проведения соответствующих проверочных мероприятий при выявлении признаков контрафактности товара. Дополнения, содержащиеся в статье 399-1 и расширяющие полномочия таможенных органов по борьбе с контрафактной продукцией, основаны на нормах статьи 58 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) и соответствуют принципам статьи 8 указанного соглашения, поскольку предполагают введение мер, необходимых для охраны общественного здоровья и питания, для содействия общественным интересам в жизненно важных для их социально-экономического и технического развития секторах. В законопроекте одновременно предлагаются нормы, устанавливающие чёткую процедуру взаимодействия таможенных органов, правообладателя и декларанта при осуществлении приостановления таможенными органами выпуска товара с признаками контрафакта. Предлагаемая норма не введёт дополнительных ограничений для участников ВЭД, поскольку сегодня уже есть возможность у таможенного органа в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации при обнаружении признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товары имеют недостоверные данные, либо при возникновении подозрения, что они контрафактные, уже приостанавливать выпуск такого товара. При этом действия, предусмотренные статьёй 153, должны быть совершены декларантом в пределах сроков временного хранения, установленных кодексом. Предлагаемый законопроектом срок - десять рабочих дней. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Концептуальных замечаний нет. Комитет по бюджету и налогам предлагает принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Есть у депутата Локотя. Больше нет вопросов. Пожалуйста, Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Александр Борисович, с ВТО, по-моему, уже всё понятно. Мы затормозили все эти процессы, потому что непонятны условия, особенно последствия для нашей экономики. И вот чего же всё-таки больше в этом законопроекте - требований ВТО по условиям вступления в ВТО либо всё-таки наших национальных требований в защиту, как здесь продекларировано, здоровья и так далее наших граждан? Спасибо. КОГАН А. Б. В этом законопроекте, скорее всего, больше защиты прав интеллектуальной собственности, что соответствует всем нормам требований международного права. Дело в том, что правообладатель интеллектуальной собственности не может знать всё о товарах, которые поступают на таможенную границу, на таможенные пункты Российской Федерации, а именно какого они качества и на какие таможенные пункты они поступают. И понятно, что он не может оценить, в каком объёме товар поступает на таможенную границу. Это понятно правоохранительным органам, фискальным органам, которые осуществляют в принципе контроль за перемещением товара через границу. В связи с этим мы даём сегодня таможенным органам право на семь дней приостанавливать выпуск товара, если есть подозрение, что продукция, которая поступает на территорию Российской Федерации, контрафактная, некачественная. При этом мы не даём им право принимать решение самостоятельно. Они обязаны вызвать правообладателя интеллектуальной собственности, который должен оценить в течение семи дней этот товар и написать соответствующее заявление в таможенный орган. Если такое действие не предпринято, то таможенник обязан выпустить товар. Таким образом, мы защищаем права интеллектуальной собственности и защищаем наших граждан от некачественного товара. Это первоочередное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Настаивает на вопросе депутат Драганов, я не увидел его руку. ДРАГАНОВ В. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я записался, а не настаиваю. Спасибо, Олег Викторович. У меня очень короткие три вопроса, и вы сможете ответить на них наверняка однозначно. Несмотря на внесение изменений в часть четвёртую ГК, которые мы приняли недавно, и другие меры, ситуация с контрафактной продукцией, очевидно, плохая, идёт процесс явной эскалации, и задача снижения уровня контрафакта очевидна, поэтому были веские причины для того, чтобы внести такой законопроект. Первый вопрос: сколько было обращений у правообладателей за эти пять лет? Второй вопрос: за счёт каких сил и технических средств планируется реализовать это право? Это требует обучения тысяч таможенников, инфраструктуры и так далее. И третий, пожалуй, самый важный вопрос: удастся ли это всё сделать за месячный срок, который вы отводите на введение в действие законопроекта, потому что записано, что он вводится в действие с момента принятия? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КОГАН А. Б. Спасибо, Валерий Гаврилович. Уважаемые коллеги, я сейчас точно не могу сказать, сколько было заявлений, но заявления такие были, и контрафактной продукции таможней остановлено достаточно много. Хочу подчеркнуть, что сотрудники, которые действуют в этих целях, - они в достаточной степени обучены, потому что сегодня такая норма действует, но действует она только по заявлению самого правообладателя. Таможенные органы в этом направлении работают уже давно, и они обучены. И наконец, я думаю, что квалификации тех сотрудников, которые сегодня работают, достаточно для того, чтобы выполнять ту норму, которую мы предусматриваем данным законопроектом, а срок введения в действие законопроекта, я думаю, не сильно изменит сегодня соотношение сил и проверяющих, и тех, кто ввозит товар. Изменяются только принцип подхода к обнаружению контрафактной продукции и действия, производимые с ней. То есть если раньше только по заявлению, я ещё раз повторюсь, правообладателя выполнялись какие-то действия таможенным органом, то сегодня таможня сама вправе на семь дней приостановить выпуск товара, если она понимает, что этот товар может быть контрафактным, или есть признаки контрафактности этого товара. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за обстоятельные ответы. Присаживайтесь, Александр Борисович. Есть ли желающие выступить? Есть. Драганов. Других рук я не вижу. Коллеги, никого не забыл? Одно выступление. Валерий Гаврилович Драганов. ДРАГАНОВ В. Г. Спасибо, Олег Викторович уважаемый. Уважаемые коллеги, я хочу напомнить нам всем, что сегодня действует порядок, как Александр Борисович сказал, согласно которому таможенные органы приостанавливают выпуск товаров только по заявлению правообладателей. Может быть, не все депутаты знают, что у правообладателей есть очень внушительные службы по защите авторских прав. Они пользуются услугами детективных агентств, существует несколько отраслевых ассоциаций и союзов, деятельность которых в первую очередь направлена на борьбу с контрафактом. Законопроектом предлагается предоставить право таможенным органам приостанавливать выпуск любых товаров (цитирую) "при обнаружении признаков того, что перемещение товаров через таможенную границу или совершение иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, сопряжено с нарушениями авторского права, смежных прав..." и далее по тексту. Я сразу же вам скажу, что я сторонник принятия таких мер, этот законопроект, я думаю, своевременен, но полагаю - и надеюсь, что это не концептуальный вопрос, - что ко второму чтению мы должны серьёзно поработать. На что я хочу обратить внимание? Предоставление такого права любому государственному служащему, чиновнику, обладающему колоссальными полномочиями, а таможеннику тем более - это не просто высокая ответственность, это ещё вопрос издержек или приобретений. Скажем, что это для бюджета? Что будет происходить после того, как семь дней истекут? Откуда, Александр Борисович, возьмутся деньги для компенсации тем, кто об этих товарах заявит, если правообладатель не подтвердит или не обратится с заявлением? Идея благая, но ответ о готовности таможенной службы к реализации этого права меня не совсем убедил. Я думаю, что это ещё тем более актуально, что Федеральная таможенная служба, я бы сказал, правительство в целом заявило очень правильную доктрину в недавнем прошлом о смещении границ и о сосредоточении основной работы на границе, а для этого требуется вложить большие деньги. И мы, депутаты, должны поддержать правительство и службу и такие деньги выделить. Но при этом нужно иметь в виду, что если таможня самостоятельно будет устанавливать так называемые признаки и при этом пользоваться правом семидневного задержания, то что будет происходить с очередями? Они будут сокращаться или увеличиваться? Что будет происходить с такими важными факторами, как издержки бизнеса, или степень дозволенности в действиях таможни, или степень возможности защитить свои права в случае, если такие права будут нарушены? Это всё не риторические, на мой взгляд, вопросы. Я хочу ещё раз спросить: что, из средств федерального бюджета будет компенсироваться имущественный вред владельцам груза и грузоперевозчикам или не будет? Тогда полномочие таможенника на основании своего субъективного представления о наличии признака контрафакта останавливать товар на неделю становится очень и очень привлекательным. Поэтому я прошу вас всех, уважаемые депутаты, кому это интересно, давайте ко второму чтению определим перечень этих признаков. Александр Борисович, это очень серьёзный вопрос. Мы всё время боремся за конкретизацию норм, нормы прямого действия и за точное, детальное описание норм, чтобы не расширять возможности толкования по своему усмотрению той или иной статьи. Помните, как мы с большим трудом в разных законах уходили от понятия "если есть основание полагать...". Это примерно то же самое. Давайте посмотрим, как это будет выглядеть ко второму чтению. Я хочу обратить ещё ваше внимание и внимание разработчиков, что проблема возмещения имущественного вреда упомянута, кстати, в заключении правительства, но, мне кажется, так и не решена в законопроекте, хотя, насколько я помню, правительство просило учесть эти замечания до первого чтения. Если у нас есть возможность - а я думаю, что такая возможность у нас есть, - это сделать ко второму чтению, давайте это тоже сделаем. Или это позиция ваша, как автора, и вы считаете, что этого делать не надо? Я по крайней мере буду на этом настаивать. Если это предмет второго чтения, давайте это сделаем. Но опять-таки по какому пути вы собираетесь идти: описывать конкретные признаки правонарушения (я бы считал, что это нужно делать, когда таможенники имеют право останавливать груз) либо вводить всё-таки ответственность федерального бюджета? Это на самом деле не сотрясание воздуха, это вопрос, который мы с вами должны обсудить, коллеги. И правительство должно понимать, что такая ответственность может наступить. Или есть какой-нибудь третий путь? Давайте подумаем. Я считаю, что законопроект нужно принимать в первом чтении, но если ко второму чтению коллеги сочтут возможным прислушаться к моим рекомендациям по упомянутым вопросам, я думаю, что это будет полезно для закона и обеспечит возможность его практической и, главное, эффективной реализации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коган имеет право в рамках заключительного слова отреагировать. Я обращаюсь к правительственной ложе и к президентской: есть ли желание поучаствовать в обсуждении? Нет желания. Пожалуйста, Коган. КОГАН А. Б. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, сегодня в заключении нашего комитета есть уже информация, указаны недостатки проекта закона в первом чтении. И мы в том числе как раз указали на те сведения по товару, которые в установленном порядке поступают в таможенные органы. Мы считаем, что действительно есть смысл более подробно указать, что это за сведения. Вопрос: надо ли делать закрытый перечень самих признаков в законе, может быть, достаточно это нормативным актом правительства сделать? Ну а более подробнее расписать, что это за сведения, в каком установленном порядке они поступают в таможенные органы, - это необходимо сделать. По поводу ответственности. Ответственность как раз у нас чётко прописана в законопроекте, полагаю, она ложится на плечи правообладателя. Если правообладатель считает, когда предварительно приостановлен выпуск товара, что есть нарушение его прав, исключительных прав, тогда он пишет заявление в таможенный орган. С этого момента, если собственник товара доказывает, что всё-таки таких нарушений нет, вся ответственность за убытки ложится на плечи правообладателя. Это в законе чётко написано. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за разъяснение. Уважаемые депутаты, я так понял из выступления депутата Драганова, что он активно поддерживает данный законопроект, но обращает наше внимание на те изменения, которые нужно произвести в нём при процедуре второго чтения. Будем считать, что обсуждение состоялось. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 46 мин. 11 сек.) Проголосовало за 368 чел.81,8% Проголосовало против 38 чел.8,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8% Результат: принято Принято.