Заседание № 100
О проекте федерального закона № 97593-5 "О внесении изменения в статью 17-2 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части увеличения размера финансового обеспечения деятельности туроператоров).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Вопрос 5. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 17-2 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Владимира Александровича Головнёва. Пожалуйста. ГОЛОВНЁВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен проект федерального закона "О внесении изменения в статью 17-2 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". В процессе подготовки законопроекта к третьему чтению Комитет по экономической политике и предпринимательству принял решение о внесении в законопроект поправок, связанных с изменением размеров финансового обеспечения для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма. В результате текст претерпел следующие изменения. Предусмотрена более широкая градация размеров финансового обеспечения. В частности, для компаний с годовым оборотом до 100 миллионов рублей размер финансового обеспечения будет 30 миллионов рублей (раньше это было 20 миллионов рублей), для компаний с годовым оборотом от 100 миллионов рублей до 300 миллионов рублей финансовое обеспечение будет 60 миллионов рублей и с оборотом 300 миллионов рублей и выше - 100 миллионов рублей. Установлен размер финансового обеспечения для юридических лиц, ранее не осуществлявших деятельность в сфере выездного туризма. Эта сумма в предлагаемой редакции составляет 30 миллионов рублей, в предыдущей редакции - 20 миллионов рублей. А также в законопроекте установлена обязанность туроператора не позднее шестидесяти дней со дня вступления закона в силу привести финансовое обеспечение в соответствие с размером, установленным в законопроекте. Для принятия соответствующих поправок, представленных в таблице, необходимо вернуть законопроект во второе чтение и принять указанную таблицу поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование предложение комитета возвратить законопроект к процедуре второго чтения. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 19 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7% Проголосовало против 58 чел.12,9% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел.18,0% Результат: принято Принято. Теперь по поправкам. В таблице две поправки. Нужно ли отдельно их обсуждать? Нет. Ставится на голосование таблица поправок... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть, есть, сейчас, минуточку. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, я просил бы Государственную Думу не принимать поправки, о которых идёт речь. С моей точки зрения, мы уже резко ухудшили положение малого бизнеса, приняв этот закон в прежней редакции, и ещё более ухудшаем положение малого бизнеса, принимая закон в той редакции, которая нам сегодня предлагается. Объясняю почему, уважаемые коллеги. Я вообще считаю, что механизм, заложенный в законе, неправильный, потому что если грохнется какая-нибудь из очень крупных компаний, то российских туристов это не спасёт. С другой стороны, когда мы поднимаем для малого бизнеса финансовую гарантию до 30 миллионов рублей, мы тем самым фактически малый бизнес из этой сферы исключаем полностью. Уважаемые коллеги, это нужно понимать отчётливо. Кроме всего прочего, закону фактически придается обратная сила, поскольку соответствующие средства на финансовые гарантии уже были внесены. Что будет происходить в течение летнего сезона, я не понимаю. Зачем мы в период кризиса наносим удар по малому бизнесу, объяснить с точки зрения логики невозможно, можно объяснить только с точки зрения экономики: видимо, кто-то очень хочет пролоббировать интересы самых крупных компаний, и не более того. Поэтому прошу не поддерживать эти поправки. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Александрович, я думаю, есть необходимость прокомментировать вам от комитета. Я думаю, есть недопонимание, что касается объёмов, 30 миллионов - это не та сумма, которую нужно резервировать. Пожалуйста, объясните, Владимир Александрович. ГОЛОВНЁВ В. А. Абсолютно правильно, мы уже с Олегом Николаевичем дискутируем на эту тему. Я ещё раз хотел повторить, что 30 миллионов - это не та сумма, которая необходима туркомпании, для того чтобы она лежала где-то там в банке или на депозите. Сегодня идёт разговор либо о страховании, либо о банковской гарантии. По нашим оценкам, это примерно от 0,5 процента максимум до 2-2,5. Если от 30 миллионов взять даже 2,5 процента - это примерно, ну, 700 тысяч. С моей точки зрения, это вполне реальная сумма даже для малых предприятий. И с другой точки зрения, мы должны встать на защиту людей, которые выезжают за территорию Российской Федерации. В прошлом году их было порядка десяти миллионов человек. И даже сегодня утром один из вопросов был о том, что же мы как парламентарии делаем для того, чтобы защитить тех людей, которые сутками сидят в аэропортах и которых, к сожалению, обманывают недобросовестные туроператоры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 06 мин. 38 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6% Проголосовало против 64 чел.14,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2% Результат: принято Принято. Ставится на голосование во втором чтении данный проект федерального закона. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 07 мин. 12 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6% Проголосовало против 31 чел.6,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6% Результат: принято Принято. Пожалуйста, предложение, Владимир Александрович. ГОЛОВНЁВ В. А. Уважаемый Борис Вячеславович, законопроект прошёл все необходимые процедуры, проведены юридическая и лингвистическая экспертизы, замечаний Правового управления Аппарата Государственной Думы к законопроекту не имеется. Законопроект полностью готов к рассмотрению в третьем чтении. Прошу поставить его на "час голосования". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам будет выступать Свистунов. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
По пункту 5 записался по мотивам Свистунов Аркадий Николаевич. Пожалуйста. СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, в связи с принятием этих поправок в закон о туристической деятельности необходимо заметить следующее. Ну, да, приняли вот неплоскую шкалу, градацию ввели в зависимости от оборота, - это хорошо, но вопрос по въездному туризму... Так и осталась здесь сумма гарантий в размере 10 миллионов рублей. Вот непонятно: почему? Дело в том, что въездной туризм - мы много раз обсуждали - это же иностранцы, которые приезжают сюда, страхуют их страховые компании в их странах и там выплачивают, то есть наши туроператоры, как правило, по этим вопросам ответственности вообще никакой не несут. Это во-первых. Во-вторых, 10 миллионов... Существует же много регионов, где развивается только этот въездной туризм как основная отрасль, например Байкал, Камчатка, Алтай, Кавказ, там как раз и развивается малый бизнес в сфере въездного туризма. Фактически это барьер - 10 миллионов рублей, заградительный барьер для таких фирм. То есть предложение такое: либо становитесь филиалами крупных московских сетевых компаний или петербургских, или уходите с этого рынка - всё, не занимайтесь этим. Почему? Размер финансового обеспечения страхования ответственности туроператоров в сфере въездного туризма ничем вообще не обоснован, никакого аргумента не приводят, кроме одного пункта, что это будет заградительный барьер для тех, кто занимается там нелегальной миграцией и тому подобными вещами. Хотя все знают, что нелегальная миграция у нас возникает в основном из стран СНГ наших сопредельных, там вообще безвизовый въезд, там нет никакого туризма, вообще никто ничем не пользуется в принципе, но тем не менее эта поправка была принята: 10 миллионов для въездного туризма. Я убеждён, дорогие коллеги, что через некоторое время нам придётся всё-таки вносить поправку в закон, потому что необходимо будет это отменять. Так что предлагаю ещё раз об этом задуматься. Было очень много замечаний от разных субъектов Федерации, и депутаты вносили поправку, чтобы отменить вот этот порог - 10 миллионов и оставить 500 тысяч, как для внутреннего туризма, но тем не менее это не сработало. Значит, будем возвращаться потом и вносить ещё поправки. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам - Беляков Антон Владимирович. БЕЛЯКОВ А. В., фракция "Справедливая Россия". Большое спасибо, уважаемый Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, всё-таки, прежде чем вы определитесь и нажмёте кнопки - я понимаю, что закон проходной, - прошу вас задуматься о том, что реакция на закон среди сообщества предпринимателей, работающих в туристической отрасли, резко негативная. Мы, по сути дела, монополизируем рынок, мы убираем средний пласт туроператоров, которые сегодня выстраивают свои отношения. Совершенно справедливо в предыдущем выступлении была акцентирована проблема въездного туризма, который будет просто подрублен до того момента, пока не будут внесены поправки. Это абсолютно лоббистский закон, я в очередной раз это слово произношу. К сожалению, видно, что он проходит благодаря позиции комитета. Но сегодня, особенно в условиях кризиса, мы с вами практически монополизируем поле. Это, безусловно, приведёт к росту цен и ударит по потребителям туристического рынка, а ведь сейчас как раз начало туристического сезона. Поэтому я очень прошу, задумайтесь и по возможности не поддерживайте этот законопроект. Фракция "Справедливая Россия" его не поддержит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 17-2 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 35 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1% Проголосовало против 128 чел.28,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4% Результат: принято Принято.
ГОЛОВНЁВ В. А. Для протокола: по вопросу 5 (переход ко второму чтению) Иванов, Шипунов и Головнёв голосовали за.
ОСАДЧИЙ С. Ю. Также по 5-му вопросу - о внесении изменений в закон "Об основах туристской деятельности..." - Панов и Сабадаш голосовали за.
ОСАДЧИЙ С. Ю. Для протокола, Олег Викторович: по пункту 5, о турдеятельности в Российской Федерации, Чилингаров голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимаем.
Заседание № 92
О проекте федерального закона № 97593-5 "О внесении изменения в статью 17-2 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части увеличения размера финансового обеспечения деятельности туроператоров; принят в первом чтении 5 декабря 2008 года с наименованием "О внесении изменений в статью 17-2 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 17-2 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Докладчик тот же - Владимир Александрович Головнёв. ГОЛОВНЁВ В. А. Уважаемый Олег Викторович, сейчас в зале раздаётся поправка, поэтому комитет просит перенести рассмотрение данного законопроекта на более позднее время сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну давайте вернёмся к этому вопросу позднее, сейчас тогда откладываем его. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, дайте пояснение, что за поправку вы раздаёте в зале. ГОЛОВНЁВ В. А. Речь идёт о том, каков должен быть размер финансовых гарантий для выездного туризма при обороте компании до 100 миллионов рублей. С моей точки зрения, это очень важная поправка, и комитет просил бы рассмотреть это сегодня. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Секунду, коллеги, что вы так возбудились? Сейчас мы спокойно примем решение. Если по каким-то причинам комитет настаивает на том, что... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, сейчас у меня горят шесть кнопок "по ведению". Я предлагаю сейчас спокойно выслушать точки зрения за и против и определиться. У нас есть практика, когда мы поправки раздаём даже во время обсуждения законопроекта, и я не помню случая, чтобы Дума отказывалась рассматривать эти поправки. Итак, я так понимаю, что есть позиция - Лебедев первый заявил её - против рассмотрения, поэтому я ему даю слово по ведению. Лебедев Игорь Владимирович, пожалуйста. ЛЕБЕДЕВ И. В., руководитель фракции ЛДПР. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! У нас сейчас пункт 8 порядка работы, таблицы поправок розданы, никаких дополнительных материалов нет, и мы обязаны его рассматривать. Что касается, уважаемый Олег Викторович, вашего замечания о том, что палата всегда рассматривает все поправки, хочу вам напомнить, что на нескольких последних заседаниях все поправки, которые были предложены фракцией ЛДПР, но не вошли в таблицы, не рассматривались. Поэтому, прежде чем сейчас принимать решение по предложению комитета, мы должны сначала принять решение о том, будем ли мы вообще рассматривать то, что будет раздаваться дополнительно. На эту минуту у нас есть таблицы отклонённых и принятых поправок и есть законопроект во втором чтении, что мы и обязаны сейчас рассмотреть, а то, что комитет не смог вовремя собраться и подготовиться к пленарному заседанию, - это проблема комитета, а не палаты, Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Игорь Владимирович, ваша аргументация принимается, за исключением одного момента. Я не помню случая, по крайней мере когда я находился в кресле ведущего, чтобы я своим решением или по решению палаты не предоставил бы возможности рассмотреть поправки, розданные в зале, даже написанные от руки. Я таких случаев не помню. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё раз повторяю, наверняка это было не в моё ведение. Пожалуйста, Фёдоров Евгений Алексеевич, позицию комитета изложите, а потом будем определяться. ФЁДОРОВ Е. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, депутат внёс поправку сейчас в зале, её просто технически не успели размножить. Комитет просит перенести рассмотрение вопроса минут на двадцать, пока вы все её получите, для того чтобы обеспечить права депутатов, - вот и всё, простой вопрос. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас две точки зрения: одна точка зрения - не рассматривать... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы по этому вопросу? По этому вопросу у нас есть две альтернативные точки зрения. У вас есть какая-то третья? У Коломейцева третья точка зрения. Интересно, давайте послушаем. Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, я вам предлагаю открыть Регламент, там есть порядок рассмотрения законопроектов во втором чтении, где чёрным по белому написано, что все поправки и подготовленный законопроект раздаются депутатам не позднее чем за три дня до дня заседания. Давайте этому следовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, в таком случае действительно получится, что поправки, например, фракции ЛДПР, которые раздаются в зале, никогда не будут рассматриваться. Всё, заканчиваем дискуссию, я прошу палату определиться. Я ставлю на голосование предложение комитета перенести данный законопроект на более позднее время. Да, поправка практически уже в зале, тем не менее... Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По этому же вопросу? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 51 мин. 01 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2% Проголосовало против 73 чел.16,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 425 чел. Не голосовало 25 чел.5,6% Результат: принято Рассмотрим сегодня, но позже.
Коллеги, мы закончили рассмотрение темы "правительственного часа" и сейчас возвращаемся к пункту 8. Я прошу тогда Владимира Александровича Головнёва доложить нам о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 17-2 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Пожалуйста. ГОЛОВНЁВ В. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! В первую очередь я хотел бы действительно принять в адрес комитета замечание, которое нам сделал Олег Викторович, но поверьте: данный законопроект настолько важен, актуален по срокам... просто многие действительно заинтересованные наши коллеги сегодня с утра принимали участие в торжественных мероприятиях. Уважаемые депутаты, вашему вниманию для рассмотрения во втором чтении предлагается проект федерального закона "О внесении изменения в статью 17-2 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Я хочу вам напомнить, что в первом чтении мы с вами приняли его 5 декабря 2008 года. При подготовке законопроекта ко второму чтению в комитет поступило восемнадцать поправок, из них три комитет рекомендует к принятию, пятнадцать - к отклонению. В результате текст претерпел следующие изменения. Уточнено положение законопроекта, касающееся предоставления бухгалтерской отчётности на конец отчётного года юридическими лицами, для которых законодательством не предусмотрена публикация такой отчётности. Установлен размер финансового обеспечения для юридических лиц, ранее не осуществлявших деятельность в сфере выездного туризма. Добавлено положение, позволяющее определить размер финансового обеспечения для туроператоров, одновременно осуществляющих несколько видов туристической деятельности. Кроме того, в законопроекте предусмотрены переходные положения, в том числе установлена обязанность туроператора не позднее девяноста дней со дня вступления закона в силу привести финансовое обеспечение в соответствие с размером, установленным в законопроекте, а также предусмотрена ответственность туроператоров за невыполнение такой обязанности. Наверное, как сухой остаток, сегодня мы вводим четыре основных размера финансового обеспечения: 500 тысяч рублей, которые являются либо страховой ответственностью, либо банковской гарантией, - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма; 10 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма; 30 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют не более 100 миллионов рублей, по данным бухгалтерской отчётности на конец отчётного года; 100 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае если их общий объём за предыдущий год составил более 100 миллионов рублей. И в завершение своего выступления я хотел бы обратиться к депутатам, потому что мне интересно... Вот Николай Васильевич Коломейцев (правда, его, к сожалению, нет в зале) после моего выступления, когда в зале раздавалась поправка, обратился к Владимиру Сергеевичу Груздеву со словами: "Нужно оперативно реагировать". Ваши коллеги также говорили о некоем поверхностном рассмотрении. Когда мы оперативно реагируем... Как вы знаете, последние буквально два-три дня все средства массовой информации давали нам информацию о туроператоре "АВАТУР", где более тысячи человек на сегодняшний день фактически... Туроператор объявил себя банкротом. И мы провели сравнение с профильными предпринимательскими союзами и видим, что убытки намного превышают 30 миллионов рублей. Поэтому, коллеги, когда вы призываете нас оперативно реагировать... Наверное, для этого должны быть некие возможности, потому что внесение тех же самых поправок в зале, особенно если они касаются именно каких-то числовых значений, даёт возможность принять то или иное решение. Поэтому большое спасибо и предлагаю перейти к обсуждению таблиц поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, таблица поправок, рекомендованных комитетом к принятию, состоит из трёх поправок. Есть ли по ней вопросы? Нет. Кто за то, чтобы принять данную таблицу? Прошу проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 06 мин. 45 сек.) Проголосовало за 301 чел.66,9% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 302 чел. Не голосовало 148 чел.32,9% Результат: принято Принято. Есть ли вопросы по таблице 2 поправок, которые рекомендованы комитетом к отклонению? Таблица состоит из пятнадцати поправок. Драпеко Елена Григорьевна, пожалуйста. Таблица отклонённых. ДРАПЕКО Е. Г. Я прошу вынести на отдельное голосование 1-ю поправку, мою. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправку 1 из таблицы отклонённых, да? ДРАПЕКО Е. Г. Из таблицы отклонённых. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И, пожалуйста, Олег Николаевич Смолин, ваши предложения по таблице поправок. СМОЛИН О. Н. Уважаемая Любовь Константиновна! Во-первых, я сожалею, но вы мне не дали слова по ведению, хотя кнопка горела, наверное, в течение получаса. Что касается таблицы поправок, то я просил бы вынести на отдельное голосование поправки 3, 6 и 12. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, кто за то, чтобы принять таблицу поправок, рекомендованных к принятию, за исключением поправок 1, 3, 6 и 12? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 08 мин. 06 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2% Результат: принято Принято. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Григорьевна, поправки приняты, за исключением тех, которые депутаты вынесли на отдельное голосование в соответствии с требованиями Регламента. ДРАПЕКО Е. Г. Вы сказали "к принятию". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я говорила о таблице поправок, рекомендованных к принятию, за исключением поправок, вынесенных на отдельное голосование. Я их перечислила. Ваша поправка 1. Пожалуйста, ваш комментарий. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Драпеко. ДРАПЕКО Е. Г. Прошу прощения, но моя поправка 1 - в таблице отклонённых, а не в таблице принятых. А перед этим вы ставили на голосование таблицу поправок, рекомендованных к принятию, состоящую из трёх поправок, а это таблица поправок, рекомендованных к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я сказала: "Кто за то, чтобы принять таблицу 2 поправок, за исключением поправок 1, 3, 6 и 12?" Мы сейчас обсуждаем таблицу 2. Пожалуйста, прокомментируйте поправку 1, которую вы предложили вынести на отдельное голосование. ДРАПЕКО Е. Г. Уважаемые коллеги, моя поправка касается того, чтобы не повышать до такой степени размер финансового обеспечения в сфере въездного туризма, потому что туроператоры в сфере въездного туризма не должны страховать ответственность по договору о реализации туристского продукта, так как это фиктивное страхование. По сложившейся мировой практике принимающая сторона прямого договора о реализации продукции с иностранным туристом не заключает вообще, его заключает отправляющий туристов в поездку иностранный туроператор, который и обеспечивает гарантию потребительских прав клиента в соответствии с национальным законодательством. С момента введения требования финансового обеспечения в 2007 году не зафиксировано ни одного случая возмещения страховыми компаниями ущерба иностранным туристам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора. Более того, отечественная судебная практика не имеет прецедентов рассмотрения исков принимающим российским туроператорам со стороны иностранных туристов. Если же речь идёт о необходимости гарантировать возмещение ущерба зарубежному партнёру в случае неисполнения своих обязательств принимающей стороной, то меняется вся схема обеспечения такого рода обязательств, в том числе и в правовом отношении. Поэтому я прошу мою поправку принять полностью, она у нас считается частично принятой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я просила бы прокомментировать данную поправку. ГОЛОВНЁВ В. А. Уважаемая Елена Григорьевна, двояко отвечу. Первое. У каждого депутата в базе сегодня есть отдельный законопроект, который внесла присутствующая здесь депутат Яровая Ирина Анатольевна. На сегодняшний день рассматриваются именно подходы к въездному туризму. И поэтому есть великолепная возможность вам поучаствовать в работе и вот те мысли, которые вы сейчас озвучили, действительно неким образом воплотить. Момент второй. Я бы хотел ещё раз пояснить, что такое страховое возмещение. Сегодня стоимость страховки для туроператора составляет, ну, по разным данным, 1-3 процента, поэтому, когда мы говорим про сумму 10 миллионов, не подразумевается, что компании необходимо 10 миллионов положить на депозит или ещё куда-то. Ну, даже возьмём 3 процента от 10 миллионов, фактически это составляет всего-навсего 150 тысяч. Это не та сумма, поверьте. И третий аспект. Есть случаи, - я здесь с вами не согласен - когда зарубежные туроператоры, для того чтобы поехали, допустим, европейцы на Дальний Восток, заключают договоры с российскими компаниями и именно российские компании гарантируют обслуживание и перелёт из Москвы до Владивостока, Хабаровска или Иркутска. Это тоже очень важная, существенная вещь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, у нас от правительства присутствует статс-секретарь - заместитель министра спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации Наталья Владимировна Паршикова, и мы можем задать ей также какие-то вопросы или, может быть, попросить дать комментарий по какой-то поправке. Кто за то, чтобы принять из таблицы отклонённых поправок поправку 1? Прошу проголосовать. Мнение комитета - отклонить. Включите режим голосования. Результаты покажите, пожалуйста. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 12 мин. 44 сек.) Проголосовало за 93 чел.20,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 93 чел. Не голосовало 357 чел.79,3% Результат: не принято Не принимается поправка. Смолин Олег Николаевич. Поправка 3 из таблицы отклонённых. Пожалуйста, Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! Мне представляется, что второй раз мы вносим поправки в этот закон, второй раз - из лучших побуждений, и второй раз они приведут скорее к отрицательному результату. Я берусь утверждать, что те объёмы, которые сейчас установлены для очень крупных компаний, - это мелочь, а вот небольшим компаниям и малому бизнесу они явно принесут вред. Я полагаю, что этот закон будет не антикризисным, а скорее углубляющим кризис. Мы просим поддержать поправку 3, которая ставит размер гарантий в зависимость от оборота, причём в отличие от того, что предлагает комитет, мы предлагаем более дифференцированную шкалу. Логика очень простая: чем больше у тебя туристов, тем больше должна быть финансовая гарантия, чем меньше у тебя туристов, тем меньше финансовая гарантия. Это позволит сохранить многих туроператоров из сферы мелкого и среднего бизнеса. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, я прошу прокомментировать. ГОЛОВНЁВ В. А. Уважаемый Олег Николаевич, наш комитет называется Комитетом по экономической политике и предпринимательству. Поверьте, ваша логика нам абсолютно близка, но ежегодно за пределы России выезжает порядка десяти миллионов человек, раз, во-вторых, вот все эти вечные скандалы с туроператорами, о которых мы и на наших заседаниях слышим, и в поручениях отдельных депутатов... Наверное, мы должны всё-таки на первое место ставить интересы простых граждан, которых, повторю, порядка десяти миллионов человек выезжает ежегодно за границу. Что же касается внутреннего туризма, мы, наоборот, стараемся, чтобы... Мы же оставили 500 тысяч для того, чтобы люди ездили внутри страны. Пожалуйста! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, кто за то, чтобы принять поправку 3 из таблицы отклонённых? Комитет против. Прошу определиться голосованием. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 15 мин. 15 сек.) Проголосовало за 94 чел.20,9% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9% Результат: не принято Не принято. Поправка 6. Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! Поправка 6 на ту же тему, но ещё проще. Мы предлагаем вполне конкретно увязать размер финансовых гарантий с количеством туристов: для каждого туриста - дополнительная финансовая гарантия. Фактически мы предлагаем ввести страховой принцип, повторю ещё раз. Нам представляется, что эта шкала всех устроит, все компании - и маленькие, и большие. Прошу поддержать. Спасибо. ГОЛОВНЁВ В. А. Уважаемый Олег Николаевич, комитет считает, что та градация, которая существует, четыре ступеньки, она более прозрачная, потому что, как мне кажется, то, что предлагаете вы, - это очень сложная для учёта система, которая уж точно не позволит нам сделать так, чтобы бизнесу было легче. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы принять поправку 6 из таблицы отклонённых? Мнение комитета - против. Прошу определиться голосованием. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 16 мин. 41 сек.) Проголосовало за 90 чел.20,0% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 91 чел. Не голосовало 359 чел.79,8% Результат: не принято Не принято. Поправка 12. Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна, уважаемый Владимир Александрович! Как вы, наверное, понимаете, сам я расчётов в данном случае не производил, это предложения, разработанные Российским союзом туриндустрии, предложения, которые в наибольшей степени должны были учесть позиции и крупных, и небольших компаний, поэтому говорить, что мы затрудняем работу бизнеса, вряд ли возможно. А что касается 12-й поправки, то она предусматривает вступление закона в силу не немедленно, а через шесть месяцев после его официального опубликования. Логика очень простая. Фактически реестр формируется к весне, к марту очередного года. Если мне правильно сообщили, то уже до шестисот компаний в этом году мы потеряли в этом самом реестре. Будем, видимо, терять и дальше. Мы просто элементарно не хотим, чтобы закон вступал в силу задним числом, имел обратную силу, и просим дать время, для того чтобы те, кто в состоянии приспособиться к новому закону, могли это сделать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, от комитета прошу прокомментировать. ГОЛОВНЁВ В. А. Уважаемый Олег Николаевич, ну, мы также проанализировали цифры. На сегодняшний день в реестре порядка нескольких тысяч компаний и какого-то тотального падения их количества мы не увидели. Наша логика немножко иная. Мы бы хотели, чтобы туроператоры уже начиная с этого сезона задумались о наших гражданах, которые выезжают. Наша логика очень простая: туроператоры не будут тянуть все три месяца, которые даются законом. Вероятнее всего, после подписания президентом - а я надеюсь, нас Совет Федерации поддержит - туроператоры сразу начнут либо заключать страховые договора, либо работать с банками, и поэтому уже в этом году мы успеем в летний сезон защитить наших граждан больше, чем в прошлом году. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто за принятие поправки 12 из таблицы отклонённых? Прошу определиться голосованием. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 19 мин. 06 сек.) Проголосовало за 96 чел.21,3% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 97 чел. Не голосовало 353 чел.78,4% Результат: не принято Не принято. Иванов Сергей Владимирович по ведению. ИВАНОВ С. В. Спасибо, уважаемая Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, я просто сейчас специально пошёл и проверил по компьютеру и прошу представителей комитета прислушаться: туристский - это то, что имеет отношение к имуществу туриста, в нашем случае должно называться "туристическая деятельность". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, мы с вами рассмотрели таблицы поправок. Кто за то, чтобы принять данный законопроект во втором чтении? Прошу проголосовать... (Шум в зале.) А, отдельно розданная... Да, прошу прощения. Владимир Александрович, у нас роздана поправка в зале, она уже вошла в принципе... Я сейчас тоже её первую страницу прочитала. Логинов Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемые коллеги, мы сейчас рассмотрели законопроект в редакции, одобренной Комитетом Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству. И в рамках заседания этого комитета мы приняли поправку коллеги Головнёва об установлении для туристических компаний, работающих в сфере выездного туризма, финансового обеспечения в 20 миллионов. Правительство поддерживает именно этот вариант, он согласован с Министерством экономического развития, Министерством спорта, туризма и молодёжной политики и Федеральной антимонопольной службой. Он также получил поддержку на заседании Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства. Поэтому мы просим остановиться, принять данный законопроект во втором чтении, а поправку, розданную в зале, где стоит цифра "30 миллионов", не рассматривать. Если возникнет содержательное обсуждение, мы готовы аргументированно обосновать свою позицию, причём мы настаиваем именно на 20 миллионах. Но думаю, сегодня приведёт это к большой дискуссии, совершенно ненужной. Поэтому давайте примем пока во втором чтении, а до третьего чтения у нас будет возможность согласовать позиции и решить: оставить 20 или принимать 30. Но принимать это решение без согласования с правительством, без учёта всех факторов, мы считаем, категорически неправильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Александрович, как поступим в этой ситуации? ГОЛОВНЁВ В. А. Уважаемый Андрей Викторович, ну, у комитета немножко иная позиция. Для этого сегодня мы, как было правильно замечено Олегом Викторовичем, действительно пошли по процедуре: раздали депутатам поправку, я её озвучил в своём выступлении, аргументировал цифры. Сегодня наша позиция заключается в том, что именно 30 миллионов - это та ступенька в части, касающейся выездного туризма, где оборот компаний до 100 миллионов рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я просто хочу сказать, что поправка сегодня в зале раздавалась. А комитет-то её обсуждал вообще? И решение комитета о том, чтобы эту поправку вносить, было? ГОЛОВНЁВ В. А. Значит, опросным голосованием... (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте всё-таки прислушаемся к тому, что сказал Логинов Андрей Викторович, и примем сегодня во втором чтении законопроект, а потом с участием комитета вернёмся к этому законопроекту снова. Поэтому, коллеги, я ставлю на голосование данный законопроект во втором чтении. Кто за принятие во втором чтении? Прошу проголосовать. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас сегодня вопросы не задают. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 22 мин. 55 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2% Проголосовало против 29 чел.6,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3% Результат: принято Принято.
ИВАНОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, для стенограммы хочу сказать, что по пункту 8 повестки дня депутаты Острягин, Фадзаев голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Заседание № 59
О проекте федерального закона № 97593-5 "О внесении изменений в статью 17-2 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части увеличения размера финансового обеспечения деятельности туроператоров).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые депутаты, у нас с вами 16.00 - фиксированное время. Мы договорились, что в это время рассматриваем пункт 23. Поэтому я приглашаю на трибуну депутата Государственной Думы Александра Павловича Коваля... Коваля, вернее. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 17-2 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Пожалуйста. КОВАЛЬ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Практика функционирования системы финансового обеспечения деятельности туроператоров выявила необходимость внесения изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", направленных на повышение уровня финансового обеспечения и усиление защиты интересов потребителей страховых туристских услуг. Сегодня согласно статье 17-2 федерального закона финансовое обеспечение туроператора в сфере международного туризма, как въездного, так и выездного, установлено в размере 10 миллионов рублей. При принятии указанной нормы предполагалось, что всем потерпевшим в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором своих обязательств гарантирован возврат денежных средств за услуги, оплаченные гражданами, но не оказанные туроператором, а также гарантирована выплата денежных средств для возмещения реального ущерба. Однако анализ ситуации, сложившейся на рынке туристских услуг в 2008 году, показал, что возникла социальная и экономическая потребность в повышении существующего уровня финансового обеспечения деятельности туроператоров. Так, например, в результате банкротства летом текущего года одного из туроператоров - "Детур", - имеющего многомиллионные обязательства, пострадали тысячи туристов. Объём претензий от потерпевших в три раза превысил имеющееся в размере 10 миллионов рублей финансовое обеспечение туроператора. Следовательно, претензии значительной части потерпевших на сумму около 20 миллионов рублей оказались неудовлетворёнными. Сейчас уже одна из страховых компаний принимает претензии от граждан в отношении очередной туристической компании, с наименованием "Вояж-Люкс", покинувшей этот рынок. За три недели принято заявлений на сумму около 30 миллионов рублей, а всего ожидается претензий на сумму около 50 миллионов рублей, но выплачено будет в соответствии с законом только 10 миллионов рублей. На практике это означает, что нарушаются законодательные требования Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", устанавливающего, что финансовое обеспечение должно гарантировать каждому туристу, заключившему договор о реализации туристского продукта, возврат денежных средств в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором взятых на себя обязательств по договору. Считаю, что размер указанного финансового обеспечения должен быть адекватным объёму предлагаемых на рынке туристских услуг и обеспечивать финансовую защиту прав и законных интересов потребителей туристских услуг в полном объёме. В этой связи и предлагается внести изменения в статью 17-2 данного федерального закона, повысив размер финансового обеспечения до 30 миллионов рублей для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если их выручка не превышает 100 миллионов рублей в год и если туроператоры применяют упрощённую систему налогообложения, и до 100 миллионов рублей - в случае, если выручка туроператора превышает 100 миллионов рублей в год. Реализация предлагаемых изменений увеличит финансовое обеспечение деятельности туроператоров, и это будет являться эффективной защитой интересов российских потребителей туристского продукта, а также способствовать повышению качества предоставляемых услуг и защите участников рынка от недобросовестной конкуренции. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, содоклад сделает председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Алексеевич Фёдоров. ФЁДОРОВ Е. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое, Олег Викторович. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Комитет по экономической политике и предпринимательству рассмотрел данный законопроект и рекомендовал его принять в первом чтении. Принятый почти два года назад закон о туристской деятельности ввёл механизм экономической ответственности туроператоров, что в целом навело порядок на рынке туристских услуг в части соблюдения безопасности и прав потребителей таких услуг. Уменьшилось число судебных исков в отношении туроператоров, так как основные конфликты решаются на досудебном уровне. Однако правоприменительная практика за полтора года и использование финансового обеспечения в турдеятельности свидетельствуют, что размер финансового обеспечения туроператоров, предусмотренный соответствующей статьёй закона, требует существенного увеличения в части выездного туризма. При банкротстве туроператора, чьи обязательства многократно превышали установленный законодательством объём финобеспечения в размере 10 миллионов рублей, - примеры уже приводились - тысячи туристов оказывались не обеспечены страховым возмещением. По мнению комитета, дифференцированное увеличение финансового обеспечения деятельности туроператоров с 10 миллионов рублей до 30 и 100 миллионов рублей в зависимости от годовой выручки позволит существенно повысить финансовую защищённость российских туристов, обеспечить безопасность, защитить права и законные интересы девяти с половиной миллионов потребителей туристских услуг в этой сфере. Причём дополнительная нагрузка на три тысячи пятьсот туроператоров будет приемлемой. Мы посчитали, это всё, даже максимальная шкала этого обеспечения, находится в пределах фонда заработной платы одного сотрудника, а малый бизнес, то есть турагенты, не затрагивается указанным законом. С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, первое чтение. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть. Депутат Смолин, депутат Штогрин, депутат Зубов и Драпеко и ещё... Друзья мои, давайте записываться, а то я запутаюсь. Включите режим записи. Покажите результаты записи. Пять человек. Штогрин, пожалуйста. ШТОГРИН С. И. Спасибо. У меня один вопрос к Александру Павловичу, второй - к Евгению Алексеевичу. Александр Павлович, вы привели два примера, когда страховые компании вынуждены платить за туроператора. Это два примера вообще за всю двухлетнюю историю или есть ещё другие, когда страховым компаниям пришлось платить, но просто хватило, будем говорить так, страховой премии на то, чтобы оплатить претензии туристов? Евгению Алексеевичу такой вопрос. Вы пытаетесь повысить страховое возмещение, сумму резервирования финансовых средств так, чтобы каждый туроператор мог расплатиться в случае чего со своими туристами. А не проще ли пойти по другой схеме, по которой пошли в случае с ОСАГО, когда страховщиками создавался фонд, и если какая-то страховая компания разорялась, то из этого фонда... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Кто отвечает? Пожалуйста, Коваль. КОВАЛЬ А. П. Известно о пяти случаях банкротства за год, в трёх случаях средств хватило, это были небольшие компании, в двух случаях не хватило, эти туристические компании просто исчезли с рынка, и цифры я уже называл. По прогнозам представителей ассоциации туристического бизнеса, в будущем году ожидается вал банкротств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Яровая. А, прошу прощения, Евгений Алексеевич, пожалуйста. ФЁДОРОВ Е. А. Сергей Иванович, мы внимательно изучили этот вопрос. У указанных бизнесов разная структура. В силу того что ОСАГО более сложный бизнес, там пошли на создание вот этого фонда и фактически новой бюрократии. Мы считаем, что у нас более мягкий вариант, который позволяет обойтись меньшими издержками, и эти меньшие издержки просто идут за счёт повышения ответственности туроператора на этом рынке, вот и всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Яровая, пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Евгений Алексеевич, несомненно, комплекс мер, принимаемых сегодня, предполагает максимальную защиту интересов именно тех, кто пользуется услугами туроператоров. Но вот относительно въездного туризма есть конкретные предложения по Дальневосточному региону. Вы понимаете, что те, кто занимается въездным туризмом, работают в несколько иной ситуации. Готов ли комитет рассмотреть эти предложения в рабочем порядке? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ФЁДОРОВ Е. А. Ирина Анатольевна, вопрос, который вы подняли, этим законопроектом не затрагивается пока, хотя, конечно, он должен входить в концепцию данного законопроекта. Мы, естественно, будем рассматривать эту поправку, если она к нам поступит в комитет, при втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Депутат Зубов Валерий Михайлович. ЗУБОВ В. М., фракция "Справедливая Россия". Мне без разницы, кто ответит на вопрос. Вообще-то, если пять случаев разорения в целой отрасли бизнеса за год, - причём, судя по всему, это были пять немаленьких компаний, трём хватило средств, для того чтобы покрыть все убытки, и только двум не хватило, - так надо радоваться, как организован туристический бизнес. Более того, в позапрошлом году, когда принималась новая редакция закона, разговор шёл о том, что и страховщики вводились именно для того, чтобы страховать. Какой же смысл сегодня, когда во всех бизнесах происходит снижение стоимости активов, для того чтобы успешно работать, остаться на рынке, в отношении активов страхового бизнеса, наоборот, поднимать планку? Для того чтобы ему труднее стало работать? Для того чтобы ещё больше банкротств было? Честно сказать, совершенно непонятен посыл... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос, да? Пожалуйста. ФЁДОРОВ Е. А. Валерий Михайлович, очень важный вопрос. Действительно, приняв закон два года назад, мы фактически навели порядок на туристическом рынке. Вспомните, какой была ситуация тогда, когда мы этот закон принимали. Закон навёл порядок на рынке, но, естественно, за полтора года изменилась ситуация, у нас появилась практика, и вот на это мы поправкой и реагируем. Было предложение из трёх механизмов страховки поднять только один, потому что по нему есть вопросы. Мы согласны, надо его поднять. И практика показала необходимость этого. Что касается кризиса, я хотел бы высказать своё мнение. Вообще говоря, кризис мировой, и если стоит вопрос о том, кого больше в условиях кризиса защищать, я считаю, однозначно девять с половиной миллионов туристов, их безопасность - вот главный предмет нашей защиты. Это же касается не только каких-то финансовых убытков туриста, иногда это касается и его безопасности, когда у человека сложная ситуация с жильём, то есть он уезжает за границу, а ему негде жить, или когда он уехал и не может вернуться, - вот те вопросы, решение которых предусматривается этим законом. Для нас главное - потребитель, туроператоры его обслуживают. Кроме того, щадящий механизм, учитывающий баланс интересов, который мы предусмотрели в законе и в этой поправке, как раз и не нагружает сильно туроператоров, турагентов, малого бизнеса он вообще не затрагивает, а туроператоров сильно не нагружает. Что такое одна ставка сотрудника, при том что порядка восьмидесяти - ста человек в средних компаниях туроператоров? Вообще даже не о чем говорить! И я уверен, что после вступления в силу этого закона сложности возникнут максимум у пары десятков компаний. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Песковская. ПЕСКОВСКАЯ Ю. А. Уважаемый Евгений Алексеевич, конечно, никто не оспаривает того, что те нормы, которые были ранее приняты, упорядочили систему работы в туризме. Сегодня некоторые субъекты, которые занимаются данной деятельностью, особенно на Дальнем Востоке и на Севере, объединились, более того, есть вклад и государственный в эти компании. При этом раскладе нет ли у вас опасения, что мы ударим по малому и среднему бизнесу? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ФЁДОРОВ Е. А. Спасибо, Юлия Анатольевна. Вообще говоря, малый и средний бизнес - это продавцы путёвок, продавцы путёвок - это агенты, закон на них вообще не распространяется. Туроператоры - это серьёзный бизнес, может быть, он не таким большим по численности оказался в силу, так сказать, компетенции людей, которые его создали, но это серьёзный бизнес, отвечающий за безопасность большого количества людей, не только за их права, но и за их безопасность. Поэтому мы не рассматриваем это с позиции малого бизнеса. На весах безопасность... Я могу такой пример привести: давайте мы сейчас разрешим малому бизнесу продавать просроченную колбасу - наверное, это поднимет его финансовые показатели, но мы же понимаем, что это неприемлемо. В нашей ситуации безопасность людей не может быть, так сказать, на одной доске со сложностями в работе пятидесяти компаний. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Смолин. СМОЛИН О. Н. Прошу ответить обоих уважаемых докладчиков. Совершенно очевидно, что количество потенциальных пострадавших туристов и количество денег, которые требуются для их защиты, прямо зависит от объёма оборота компании и от того, сколько туристов она отправляет за рубеж. Почему в таком случае вы категорически отказываетесь принять предложение Российского союза туриндустрии либо ввести вменённое страхование для каждого туриста (говорят, примерно по доллару пришлось бы на каждого человека), либо более дифференцировать финансовые гарантии, которые вы вводите? Ведь не секрет, что для небольших компаний ваши суммы неподъёмны, а для больших компаний они не покроют в случае чего возможные потери. Почему вы реально работаете на крупный бизнес и подавляете малый? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Евгений Алексеевич. ФЁДОРОВ Е. А. Уважаемый Олег Николаевич, на самом деле мы рассматривали вопросы дифференциации, то есть когда фактически нагрузка компании пропорциональна числу туристов. Но мы считаем, что такой механизм решения проблемы приведёт к удорожанию путёвок для всех девяти с половиной миллионов туристов. Это мы чётко должны понимать. Механизм, предложенный нам, с одной стороны, минимален с точки зрения обеспечения прав туристов, нарушения их прав, то есть мы не повышаем стоимость путёвок, наши меры не приведут к увеличению стоимости путёвок, ну практически, может быть, копейка-две, но это... явно не приведут. С другой стороны, он закрывает проблему, реально закрывает, причём по итогам правоприменительной практики мы знаем, что решение этого вопроса в этом ключе полностью закроет проблему. Мало того, с учётом вашего предложения мы - и авторы пошли нам навстречу, перевнесли законопроект - ввели систему дифференциации, она двухступенчатая. Не все компании идут по критерию 100 миллионов, компании, у которых небольшой оборот, идут по критерию 30 миллионов обеспечения. Это обеспечение означает, что просто они страхуются на эту сумму, а выплаты по этой страховке у них, ну при тридцатимиллионном обеспечении - порядка 20 тысяч рублей в месяц максимум, 15-20 тысяч. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не сработала кнопка у двух депутатов. Депутат Драпеко. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "Справедливая Россия". Спасибо большое. Вынуждена не согласиться с вами в части того, что эти деньги не приведут к удорожанию. Изъятие из оборота компании денег на фингарантии уже приводит к удорожанию путёвок. Меня же заботит вот какой вопрос. Вы отказываетесь снять фингарантии в размере 10 миллионов с принимающих компаний, въездного туризма, но мы же знаем, что те, кто осуществляет приём иностранных туристов в России, не имеют прямых договоров с принимаемыми туристами, соответственно, не несут ответственности непосредственно перед клиентом. Эти туристы обязательно страхуются по линии отправляющего их иностранного туроператора, поэтому на сегодняшний день не зафиксировано ни одного случая обращения иностранных туристов в страховую компанию за возмещением ущерба. В этой ситуации финансовые гарантии работают только на рынок страховщиков и забирают ресурсы, которые могли бы быть потрачены на развитие российского рынка туризма. Страховщики... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос? Добавьте десять секунд. Коллеги, укладывайтесь в минуту. ДРАПЕКО Е. Г. Да, прошу прощения. ...страховщики в данном случае выступают только в качестве финансового агента, но не выполняют свою прямую функцию страхования ответственности. Нам очень хотелось бы, чтобы вы ответили... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. ФЁДОРОВ Е. А. Уважаемые коллеги, начну со второй части вопроса. Елена Григорьевна, авторы внесли законопроект об обеспечении соответствующих гарантий выездного туризма, въездной туризм в этом тексте просто не рассматривается. Если такие поправки поступят к нам при втором чтении, комитет, естественно, будет их обсчитывать и смотреть, какова ситуация. Вы посмотрите текст законопроекта: речь идёт только о выездном туризме. Поэтому ваше предложение, естественно, будет рассматриваться при втором чтении. Это раз. О выездном туризме зарубежном, а въездной не является предметом рассмотрения данного законопроекта, посмотрите внимательно. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ФЁДОРОВ Е. А. Ну это повторяются цифры в тексте, которые были в базовом законе. Это просто излагается старый текст. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас нет такой процедуры, когда докладчик и зал полемизируют друг с другом без микрофона. Микрофон на центральной трибуне включите. ФЁДОРОВ Е. А. Да, это авторы внесли такой текст, но это технический вопрос. Что касается первого, то они платят только премию сегодня, туроператоры, и размер премии я вам назвал. То есть расчётная премия под этот закон будет приблизительно от 15 тысяч рублей в месяц до примерно 40-50 тысяч рублей в месяц. Это размер премии, которую, собственно, и потеряет туроператор на обеспечение всей этой гарантии, это при любом количестве туристов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Мищенко Максим Николаевич. Последний вопрос. МИЩЕНКО М. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Обеспечение - нет такого слова "обеспечение". Есть слово "обеспечение". Давайте в Государственной Думе говорить по-русски. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, хорошо. Присаживайтесь, пожалуйста, Евгений Алексеевич. Уважаемые коллеги, вопросы заданы, нужно перейти к обсуждению. Есть ли желающие выступить? Раз, два, три. Ну вот, две фракции у нас заявили о желании выступить: фракция КПРФ, фракция "Справедливая Россия". Давайте мы начнём с фракции "Справедливая Россия" - Драпеко. И от фракции КПРФ две руки, может быть, депутаты договорятся между собой. А пока записались Смолин, Штогрин и Драпеко. Пожалуйста, Елена Григорьевна. ДРАПЕКО Е. Г. Уважаемые коллеги, я хочу перечислить только те организации, которые выступили против принятия этого законопроекта. У меня есть документы от ассоциации Сибирских регионов, начиная от Красноярска, от ассоциации "Алтайское туристское соглашение", и все по перечню. У меня на руках отзыв ассоциации туристских организаций Северо-Запада. Торгово-промышленная палата с профильным комитетом специально провела конференцию на эту тему и обратилась к нам. Есть документы от псковских, новгородских и прочих туристских организаций, в том числе организаций гостиничного хозяйства, потому что сегодня финансовые гарантии требуют и от гостиниц, принимающих иностранных туристов, они должны подтверждать референции, а без финансовых гарантий им этого не разрешают. По анализу, который провела Торгово-промышленная палата, получается, что у нас у девятисот туристских организаций, туроператоров, которые работают на Северо-Западе Российской Федерации, а это малый и средний бизнес, годовой оборот не превышает миллиона долларов, соответственно, в случае увеличения размеров фингарантий - допустим, до 30 миллионов рублей - многие не смогут позволить себе оплату, превышающую их годовой оборот. Очевидно, что абсолютное большинство туроператорских компаний, работающих сегодня в регионах России, я не имею в виду крупные московские, уйдут с рынка либо будут вынуждены осуществлять свою деятельность на нелегальной основе. Другим негативным последствием может стать монополизация рынка. И складывается такое впечатление, что у правительства есть намерение укрупнить рынок, то есть выгнать с рынка малый и средний бизнес, оставив только крупных туроператоров. Конечно, с несколькими крупными туроператорами работать, наверное, легче, чем с множеством мелких, но в результате потеряют работу десятки тысяч людей, которые сегодня работают, и целые регионы России, которые сегодня рассчитывают на развитие, связанное с турбизнесом, могут эту возможность потерять. Я ещё раз повторяю, что 10 миллионов рублей гарантии для въездного туризма - это ничем не мотивировано, потому что приведённая мною аргументация говорит о том, что наши страховщики вообще никогда не несут и не понесут никакой ответственности за въезжающих иностранных туристов. Поэтому эту норму надо вообще убирать из законодательства. Мало того, мы считаем, что надо переходить к проценту от оборота, потому что во всём мире принята такая норма, когда по обороту предыдущего года вносятся фингарантии: в Эстонии это 1 процент, в Австрии это 7 процентов, в других странах это 5 процентов от годового оборота компании. Тогда мы учтём все сегменты рынка - и крупные, и мелкие компании, и экстремальный туризм, и туризм, связанный с небольшими оборотами, и тех, кто работает на Дальнем Востоке, Курилах и Сахалине, те мелкие компании, которые сегодня принимают иностранных туристов из Японии или из стран Юго-Восточной Азии. В связи с этим я хочу сказать, что фракция "Справедливая Россия" не поддерживает этот законопроект, потому что мы считаем, что он концептуально недоработан, и мы предлагаем авторам переработать его и внести снова в Государственную Думу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции КПРФ - Штогрин, и потом Смолин тоже хотел бы выступить. Депутат Штогрин, пожалуйста. ШТОГРИН С. И. Спасибо, Олег Викторович. Я тоже хотел бы выступить с позиции региональных туроператоров, региональных организаторов туристской деятельности, потому что, с одной стороны, конечно, надо было бы поддержать идею защитить наших граждан от всяких превратностей судьбы, и это было бы здорово. Но здесь надо, на мой взгляд, не переусердствовать, чтобы вообще этот рынок не обрушить, потому что не прошло ещё полных двух лет, а мы уже правим принятые нормы, хотя отработали всего два полновесных сезона. Вот, например, в Хабаровском крае сто двадцать туроператоров международного туризма, взявших на себя финансовые обязательства в размере 5 миллионов рублей в первый год работы и 10 миллионов - во второй, то есть в итоге были взяты на себя обязательства в размере 600 миллионов рублей и 1 миллиард 200 миллионов рублей соответственно. Согласно официальным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, за пять лет, с 2001 по 2005 год, в Хабаровском крае было оказано туристских услуг всего на 1 миллиард 130 миллионов рублей. Получается, что уже в этом году туроператоры Хабаровского края взяли на себя финансовые обязательства аж на пять лет вперёд. Вторая сторона вопроса. Учитывая минимально возможную ставку по Хабаровскому краю, туроператоры края уплатили за гарантии страховщикам 18 миллионов рублей за два года. Эта сумма в пять раз превысила размер выделяемых из краевого бюджета средств на развитие туризма в крае! Турбизнес вынужден выделять средства не на развитие туризма, а на финансирование страховых компаний. За это время ни одного рубля страховщиками не было выплачено в виде финансовых обязательств туристам, то есть компании работают добросовестно. Вот тех случаев, которые приводил в пример докладчик, всего пять было, слава богу. Что же произойдёт на региональном туристском рынке, если будут введены новые финансовые обязательства и они повысятся в несколько раз? Уже говорила Елена Драпеко, что турбизнес начинает уходить в тень. Такие примеры есть и по Хабаровскому краю, и представитель Роспотребнадзора уже об этом на совещании по туризму говорил, но выловить, выявить такие компании можно только путём проведения выездных проверок, а мы сейчас вообще ограничили всякие проверки малого бизнеса. Таким образом, в период финансового кризиса если взять и принять в чистом виде, в целом то, что предложили наши коллеги, мы просто региональный туристский бизнес похороним, особенно приграничный, то, что касается Приморского края, Хабаровского края, Еврейской автономной области, Амурской, Читинской областей. Там ведь развиты такие виды туризма, как выезд для покупки товаров для себя. Из Хабаровска утром теплоходом в Фуюань выезжают и вечером возвращаются, перекусив там, отведав китайскую кухню и купив то, что надо, для себя, потому что там товары для туристов в три, четыре, пять раз дешевле, чем у нас в Российской Федерации на тех же китайских рынках. Поэтому я думаю, что здесь надо принимать очень взвешенные решения, и я думаю, что те две категории, которые... Ну, хорошо, во-первых, что наши коллеги перевнесли проект закона и сделали две категории - 30 миллионов и 100 миллионов, но всё равно 30 миллионов - это очень большая сумма гарантии. Поэтому надо, на мой взгляд, продумать всё-таки и выделить как одну из подкатегорий тех, кто занимается приграничным туризмом, чтобы у нас не остались без средств к существованию десятки тысяч людей, которые этим бизнесом сейчас занимаются. Поэтому, если законопроект будет принят в первом чтении, я полагаю, что над ним надо поработать серьёзно, не спешить - никаких тут больших гонок устраивать нам не надо, ничего серьёзного за зиму тут не произойдёт, - а после Нового года вернуться. Я бы даже предложил после первого чтения сначала провести парламентские слушания по обсуждению проекта закона, а потом принять взвешенное решение, которое бы защитило людей и дало возможность работать и страховым компаниям, и туристским компаниям. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Смолин, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! В эпоху кризиса политика государства определяется с наибольшей отчётливостью. Вот китайцы приняли антикризисную программу, китайские коммунисты помогают в основном не напрямую рабочим и крестьянам, а малому и среднему бизнесу. Почему? Потому что здесь создаются рабочие места, здесь быстрее создаются налоги, здесь быстрее оборачиваются деньги, короче говоря, это действительно мотор, который может помочь выйти из кризиса. У нас в России, к сожалению, несмотря на принятые законы по поддержке малого бизнеса, мы постоянно наблюдаем, как принимаются один за другим законы, которые лоббируют интересы крупных монополий за счёт небольших компаний. Привожу примеры. Нам сказали, что этот законопроект не имеет никакого отношения к мелкому и среднему бизнесу. Читаю: по данным исследования более тысячи туроператорских компаний, проведённого Росстатом - подчёркиваю - в 2006 году, средний годовой оборот отечественного туроператора составил менее 18 миллионов рублей, а средняя численность занятых на предприятии работников - менее двадцати человек. Так какой же это бизнес, если не малый? Вторая позиция, тоже из официальных данных. Со времени введения закона в действие страховщикам по нему было выплачено около 400 миллионов рублей, а вот страховые выплаты составили порядка 25 миллионов, то есть в шестнадцать раз меньше. Судите сами, кого мы уже кормим этим законом и кого намереваемся им кормить и дальше, уважаемые коллеги. Мы подготовили поправки и тоже их дадим ко второму чтению. Мы всё-таки надеемся, что голос здравого смысла будет услышан, поскольку нельзя говорить одно, а делать другое. Лидер страны и правящей партии не раз говорил, что все компании должны быть поставлены в равное положение, а вот почему мы принимаем такие законопроекты? Я бы просил нашу комиссию по противодействию коррупции разобраться, нет ли здесь соответствующего содержания. Прошу не поддерживать законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Яровая - от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, я полагаю, что предлагаемая законодательная инициатива направлена прежде всего на защиту интересов наших граждан, которые являются потребителями, пользователями пакета туристских услуг. Несомненно, у нас есть параллельно ещё одна задача, - максимально уравновесить интересы граждан-потребителей и самих фирм, которые оказывают эту услугу. Евгений Алексеевич в ответах на вопросы подтвердил, что ко второму чтению поправки и предложения прежде всего региональных туристских агентств, - а они действительно направлены в адрес разных комитетов, в том числе и в наш от дальневосточных представителей, - у нас есть все основания детально проработать и посмотреть, каким образом они могут быть реализованы уже во втором чтении. То, что сегодня необходимо принимать законопроект в первом чтении, совершенно очевидно, потому что приоритеты безопасности наших граждан, должны быть соблюдены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, состоялось обсуждение. Настаивает ли на выступлении представитель президента? Нет. Правительства? Нет. Коваль, пожалуйста. Заключительное слово. КОВАЛЬ А. П. Спасибо, Олег Викторович. Я благодарю коллег за заинтересованное обсуждение. Безусловно, все выступавшие, задававшие вопросы во многом правы. Но существует сегодня одна проблема - куда отправить тех людей, которым испортили отдых и которые помимо всего прочего не получили обратно деньги, отданные туристским компаниям. Таких людей тысячи, и совершенно очевидно, что их количество будет увеличиваться. Есть ещё одна проблема, касающаяся уже теневого бизнеса. Когда проверяющие пришли в "Детур", то оказалось, что объёмы, по которым эта туристская компания отчитывалась, занижены в два с половиной раза. Все знают, что когда мы приходим в туристскую компанию, то получаем на руки лишь квиток приходного ордера и ваучер - и об этом сегодня говорят страховщики, - никаких других документов нет. Поэтому когда говорят о том, что необходимо учитывать оборот или плату за финансовое обеспечение этого оборота страховой компанией, то надо понимать, что это сегодня невозможно администрировать. И мы об этом говорили с представителями туристического бизнеса и Ростуризма. И на самом деле я ни разу не сказал, что речь идёт о страховщиках, речь идёт о финансовых гарантиях, которые могут осуществляться двумя способами, - либо это страховой полис, либо банковская гарантия. Если вы считаете, что банковская гарантия дешевле, - пожалуйста, никаких проблем. Я также обращался к ассоциациям туристских компаний: уважаемые коллеги, создавайте систему коллективных гарантий, несите субсидиарную ответственность за своих мерзавцев, которые ушли не попрощавшись, создавайте фонды коллективных гарантий, объединяйтесь в саморегулируемую организацию, создавайте правила и стандарты своей деятельности, с тем чтобы избавляться от таких попутчиков, которые дискредитируют туристский бизнес. Но тем не менее, коллеги, проблема существует, её нужно решать. Я ещё раз благодарю коллег за заинтересованное обсуждение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 172 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 34 мин. 29 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 37 чел.8,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8% Результат: принято Принимается. По ведению - депутат Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо, уважаемый Олег Викторович. Я понимаю, что вам, как ведущему, может быть, и не стоило делать замечание, но я бы хотел сказать коллеге Мищенко, что по-русски говорить - это, конечно, хорошо, но в русских традициях не делать замечания людям, которые старше вас в два раза.