Заседание № 205
О проекте федерального закона № 97506-7 "О внесении изменений в статью 78 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части установления дополнительных оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 78 Лесного кодекса Российской Федерации". Докладывает Михаил Викторович Щапов. ЩАПОВ М. В., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представляю вам проект закона, направленный на то, чтобы навести порядок в сфере лесопользования. Мы долгие годы очень много говорим о том, что в наших лесах творится настоящий беспредел: ценный ресурс варварски вырубается и уходит за рубеж. Мы теряем наше национальное достояние, теряем налоговые доходы, растут количество и площадь пожаров, лес захламляется, но в наших силах принять закон, чтобы исправить ситуацию, именно такой законопроект я и предлагаю. Моя инициатива вводит дополнительные основания для отказа в допуске к участию в аукционе на аренду лесного участка для тех лесопользователей, за которыми числится недоимка по налогам и сборам и иным обязательным платежам. Данный законопроект должен остановить откровенный грабёж народных богатств, который сейчас идёт в лесных регионах. Несколько цифр. По данным за 2017 год, долги лесопользователей по налогам в некоторых регионах доходили до 30 процентов от общей налоговой отдачи отрасли. В прошлом году в целом по стране долг по налогам лесопользователей составил 3,5 миллиарда рублей. Больше половины лесопользователей имеют долги по налогам, пеням и штрафам. Среди должников есть предприятия, которые задолжали 100 миллионов рублей и более. При действующем законодательстве налоговики вынуждены тратить массу времени и сил, чтобы взыскать долги. Пока ФНС ведёт переговоры с должником, обращается в суды, выигрывает их, добивается уплаты налогов или банкротства, недобросовестный предприниматель продолжает заготавливать и продавать лес, зарабатывая на этом огромные деньги без какой-либо отдачи для государства. Сейчас Лесной кодекс позволяет не допускать к аукционам лишь тех, кто имеет долги по аренде, а не по уплате налогов, причём они должны быть внесены в специальный реестр недобросовестных арендаторов, то есть достаточно исправно платить копейки за аренду - и можно и дальше спокойно работать фактически в тени. Сейчас арендные платежи составляют от 30 рублей за кубометр, притом что один куб леса на рынке стоит от 5 тысяч рублей. В 2017 году доходы федерального бюджета от аренды всех лесных участков России составили около 20 миллиардов рублей, при этом расходовать из федерального бюджета на лесное хозяйство потребовалось 27 миллиардов рублей, то есть сейчас, при действующем механизме, лесная отрасль для государства по факту убыточна. В сложившейся системе отношений одной арендной платы недостаточно, без уплаты налогов эти взаимоотношения для страны смысла не имеют, именно поэтому факт уплаты налогов должен быть условием для продолжения отношений между арендатором и государством. Однако действующие нормы Лесного кодекса создают странную ситуацию с точки зрения взаимоотношений государства и бизнеса: власти не только не могут разорвать контракт с должником по уплате налогов, но даже не могут препятствовать ему заявляться на новые аукционы. Любая частная компания в такой ситуации просто не будет иметь дело с этим контрагентом, но государству мы в таком праве отказываем. Чтобы исправить эту ситуацию, мы и предлагаем дать региональным властям дополнительный инструмент контроля за лесной отраслью и убрать оттуда недобросовестные компании. Отмечу, что данные поправки никак не скажутся на добросовестных предпринимателях. Если есть небольшая задолженность, её очень просто погасить до аукциона и представить выписку из налоговой инспекции. Более того, аналогичный принцип уже реализуется в других сферах нашей экономики и регулируется именно отраслевыми законами, например задолженность по налогам признаётся основанием для отстранения от аукциона при регулировании производства и оборота алкогольной продукции, соответствующие нормы есть в законе "О лотереях" и даже в 44-м законе, то есть предлагаемая мной норма не нова, её применение отработано и она вполне может применяться и в лесной отрасли. Моя инициатива изначально была представлена в более жёстком варианте, она предполагала ещё и разрыв договора аренды с должником. В таком более жёстком варианте законопроект получил положительные отзывы исполнительных органов государственной власти 25 регионов и парламентов 20 субъектов Федерации, причём положительные отзывы дали регионы, в которых лесная отрасль наиболее развита; отрицательные отзывы дали только 8 регионов; консолидированную позицию законодательной и исполнительной власти в поддержку законопроекта выразили 5 субъектов Федерации. Мной была учтена критика законопроекта со стороны правительства и профильного комитета: сейчас в проекте закона остался только барьер для должников при выходе на аукционы, поэтому можно считать, что положительная оценка со стороны регионов касается и рассматриваемого сегодня варианта законопроекта. Ответственный комитет дал отрицательный отзыв на законопроект. Коллеги указывают, что этот вопрос уже урегулирован: есть реестр недобросовестных арендаторов лесных участков, и лесопользователям, которые в него попали, отказывается в праве на участие в аукционах, вроде этого достаточно. Однако, как я уже сказал, арендная плата несопоставима с платежами по налогам, поэтому недобросовестные лесопользователи зачастую её исправно платят, но при этом не платят налоги, и в данном законопроекте я предлагаю рабочий механизм решения этой проблемы. В связи с изложенным предлагаю вам проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Викторович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Андрей Владимирович Чернышёв. Пожалуйста. ЧЕРНЫШЁВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данным законопроектом предлагается дополнить часть 18 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации пунктом, предусматривающим в качестве основания для отказа в допуске к участию в аукционе на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений наличие у заявителя на дату представления заявки на участие в аукционе недоимки по налогам и сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Согласно пояснительной записке законопроект направлен на защиту фискальных интересов государства и на решение проблемы недобросовестных лесопользователей, выигрывающих аукционы, а впоследствии уклоняющихся от уплаты налогов. Хочу напомнить, что ранее этот законопроект уже рассматривался комитетом, и решением комитета от 13 июня 2017 года, протокол № 43, пункт 2.1, автору законодательной инициативы было рекомендовано изменить текст законопроекта и доработать его с учётом замечаний. Сейчас основанием для отказа в допуске к участию в аукционе является наличие заявителя в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений. В реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений включаются лица, с которыми договоры аренды были расторгнуты вследствие невнесения ими арендной платы в установленном порядке. Таким образом, в части платы за использование лесов предлагаемое законопроектом изменение представляется избыточным. Кроме того, отношения, затрагиваемые законопроектом, не относятся к сфере регулирования лесного законодательства, а затрагивают сферу регулирования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Кроме того, на законопроект поступил отрицательный отзыв правительства, ГПУ Президента Российской Федерации, Минприроды России, Минфина России, Экспертного управления Президента Российской Федерации, Счётной палаты Российской Федерации. Я считаю, что этого более чем достаточно, для того чтобы обратиться к вам с предложением проголосовать за отклонение законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Владимирович. Коллеги, будут ли вопросы? Не вижу, нет вопросов. Желающие выступить? Тоже нет. Заключительное слово будет, Михаил Викторович? Нет. Содокладчик, Андрей Владимирович? Тоже нет. Коллеги, в таком случае я ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 55 сек.) Проголосовало за 47 чел.10,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 48 чел. Не голосовало 402 чел.89,3 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.